VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Образовательное право, как форма справедливости

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001824
Тема: Образовательное право, как форма справедливости
Содержание
Введение
4
Глава 1. Правовое регулирование в сфере образовательного права
 7
1.1 Образование и понятие право на образование в Российской Федерации
7
1.2 Образовательное право, как форма справедливости
29
1.3 Правовое регулирование образовательных отношений 
в условиях профессиональной образовательной организации
32
Глава 2. Изучение темы «Формы защиты образовательных прав» в условиях профессиональной образовательной организации
48
2.1. Гарантии защиты конституционного права на образование в случае его реализации
48
2.2. Обзоры судебной практики по спорам в сфере образования по защите прав обучающихся профессиональных образовательных организаций
55
2.3 Методические особенности разработки курса по теме «Формы защиты образовательных прав» в условиях профессиональной образовательной организации
66
Заключение 
77
Список использованных источников 
81
Приложения 
86


ВВЕДЕНИЕ
     
     Право на образование в Российской Федерации – важнейшее право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Защита прав человека, в том числе права на образование, гарантируется государством (ст. 45 Конституции Российской Федерации). 
     Право на образование создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к культуре, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу и определяет экономическое развитие. 
     Реализация права на образование является предпосылкой получения качественного образования, а это гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав. 
     Далеко не последнюю роль в обеспечении защиты прав, обучающихся должна сыграть позиция самих участников образовательного процесса, как неотъемлемая часть воспитания гражданственности. Знание обучающихся о своих правах и возможных действиях в случае их нарушения, умение использовать имеющиеся возможности для защиты своих прав и прав своих товарищей необходимо в современном мире. 
     Правовая защита права на образование преследует две главные цели: обеспечение свободного и надлежащего осуществления права на образование, закрепленного в статье 43 Конституции Российской Федерации (далее РФ), и предотвращение, а в необходимых случаях, пресечение нарушений этого права.
     Итог данной работы – попытка сформировать понимание, конструктивный настрой и умение отстаивать свои права как участников образовательного процесса и, в какой-то мере, осознанно исполнять свои обязанности в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 
     Однако необходимо помнить, что положение человека в обществе определяется не только его правами, но и его обязанностями и ответственностью. Реализовать свои права можно только, исполняя обязанности и неся ответственность. Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права Конституции России, законы и нормы морали. Мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность ? уважать наши права.
     Тема «Формы защиты образовательных прав» имеет важное значение в жизни студента позволяет решать многие задачи.
     Всё выше изложенное подтверждает актуальность темы данной работы.
     Объектом исследования является процесс обучения правовой дисциплины в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики».
     Предмет – особенности изучения темы «Формы защиты образовательных прав» в профессиональной образовательной организации.
     Цель данного исследования – выявить особенности изучения темы «Формы защиты образовательных прав» в профессиональной образовательной организации.
     Для осуществления поставленной цели выделим следующие задачи:
     * рассмотреть правовое регулирование в сфере образовательного права;
     * проанализировать образовательное право, как форму справедливости;
     * выделить основные формы защиты образовательных прав условиях профессиональной образовательной организации;
     * провести анализ судебной практики по спорам в сфере образования права обучающихся профессиональных образовательных организаций;
     При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: изучение научной и методической литературы по теме исследования; анализ научной литературы; использование информационных технологий для изучения темы «Формы защиты образовательных прав».
     В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была определена её структура: введение, теоретическая и практическая часть, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1 Правовое регулирование в сфере образовательного права

1.1 Образование и понятие право на образование в 
Российской Федерации

     Законодательное определение образования. Образование - ключевая категория образовательного права. В российском законодательстве образование определяется двояко: как процесс и как результат.
     Образование-процесс представляет собой общественно значимое благо и определяется через категории воспитания и обучения.
     Под воспитанием в законодательстве понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения.
     В России традиционно господствовала парадигма воспитывающего образования. Роль воспитания в образовательном процессе была настолько значима, что в России в XIX веке принято было говорить не "учился" в университете, а "воспитывался" в университете, а министерство, отвечавшее за систему образования в стране, называлось министерством просвещения (3).
     Обучение представляет собой процесс передачи каких-либо знаний, навыков. В законодательстве об образовании обучение определяется как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
     В этом смысле образование предстает как единый и целенаправленный процесс, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
     Образование-результат - это определенные нематериальные блага, приобретаемые обучающимися в результате обучения и воспитания в целях их интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов.
     В этом смысле образование может быть сведено к совокупности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности.
     Виды образования. Законодательное закрепление различных видов образования является одной из юридических гарантий непрерывности образования, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (Life Long Learning, LLL) (4).
     Непрерывное образование представляет собой одну из основных идей развития современного образования, нацеленную на переход от "образования на всю жизнь" к "образованию через всю жизнь".
     Российское законодательство выделяет следующие виды образования:
     1) общее образование;
     2) профессиональное образование;
     3) дополнительное образование;
     4) профессиональное обучение.
     Общее образование - основание, на котором строится профессиональное, специальное образование. Законодатель определяет его как вид образования, направленный на развитие личности, приобретение знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
     Профессиональное образование нацелено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности.
     Профессиональное образование (vocational education) традиционно было связано с торговлей и ремеслами. Сначала ученики получали профессиональное образование, обучаясь у своих работодателей. Позже профессиональное образование переместилось с рабочих мест в организации среднего и высшего образования.
     От общего и профессионального образования необходимо отличать дополнительное образование и профессиональное обучение.
     Дополнительное образование способствует всестороннему удовлетворению образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождается повышением уровня образования.
     Профессиональное обучение обеспечивает приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых и служебных функций (определенных видов трудовой и служебной деятельности, профессий).
     Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
     Отдельный вид образования может содержать в себе несколько подвидов. Так, например дополнительное образование включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
     Уровни образования. Два вида образования - общее и профессиональное - реализуются по уровням образования.
     Законодательство определяет уровень образования как завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
     Уровнями общего образования в Российской Федерации являются:
     * дошкольное образование;
     * начальное общее образование;
     * основное общее образование;
     * среднее общее образование.
     К уровням профессионального образования законодательством отнесены:
     * среднее профессиональное образование;
     * высшее образование - бакалавриат;
     * высшее образование - специалитет, магистратура;
     * высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
     Достижение того или иного уровня образования подтверждается соответствующими документами об образовании.
     Освоение определенного уровня образования является необходимым условием для продолжения обучения в образовательной организации последующего уровня образования.
     Получение определенного уровня профессионального образования является условием для допуска к конкретным видам деятельности, к занятию определенных должностей (5).
     Образовательные реформы нередко приводят к изменениям в системе уровней образования. В этом случае в новом Законе об образовании закрепляется соответствие между старой и новой системами уровней образования (см., например, ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
     Формы получения образования. В зависимости от того, где образование может быть получено, выделяют следующие формы получения образования:
     1) образование, полученное в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
     2) образование, полученное вне таких организаций.
     Организации, осуществляющие образовательную деятельность, - это:
     во-первых, собственно образовательные организации, то есть организации, осуществляющие реализацию образовательных программ, в качестве основной деятельности;
     во-вторых, организации, осуществляющие обучение, - так законодательство обозначает юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
     в-третьих, осуществляющие образовательную деятельность индивидуальные предприниматели (репетиторы, инструкторы, тренеры и т.д.).
     Образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Сетевая форма реализации образовательных программ делает возможным освоение обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и т.д.
     Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом допускается и такое построение образовательного процесса, при котором аудиторные занятия будут полностью отсутствовать.
     Министерство образования и науки РФ наделяется правом утверждать перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. N 22).
     Система образования. Образование образует целостную систему, в рамках которой находятся и взаимодействуют друг с другом различные элементы.
     Системность образования - одна из важнейших и ключевых его характеристик. Взаимосвязь и согласованность всех элементов единой системы образования позволяет избежать нежелательного дублирования и нестыковок между видами и уровнями образования, различными образовательными программами и тем самым обеспечить его эффективность и качество. Кроме того, система образования создает необходимые условия для непрерывного образования путем реализации основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ и т.д.
     Элементы, образующие систему образования в Российской Федерации, исчерпывающим образом перечислены в законодательстве об образовании.
     Одни элементы, входящие в систему образования, характеризуют содержательную сторону процесса образования:
     а) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
     б) образовательные стандарты;
     в) образовательные программы.
     Другие элементы системы образования представляет участников отношений, регулируемых законодательством об образовании.
     Эти участники, в свою очередь, могут быть подразделены на тех, кто непосредственно участвует в образовательном процессе, и тех, кто участвует в обеспечении образовательным процессом и в управлении образованием.
     Непосредственными участниками образовательных отношений, включенными в систему образования, являются:
     а) организации, осуществляющие образовательную деятельность;
     б) педагогические работники,
     в) обучающиеся;
     г) родители или законные представители несовершеннолетних обучающихся.
     Понятие права на образование. Образовательное право возникло для того, чтобы обеспечить реализацию права каждого человека на образование.
     Под правом на образование в объективном смысле (объективное право на образование) понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с получением образования (о нем пойдет речь позже, в тех разделах учебника, которые посвящены нормам и источникам образовательного права (10).
     Право на образование в субъективном смысле (субъективное образовательное право) - гарантированная государством и международным правом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего образовательного и культурного уровня.
     Право на образование, закрепленное в Конституции РФ и предусмотренное основными международными договорами по правам человека, представляет собой субъективное право.
     Право на образование относится к основным правам и свободам человека и производно от такого фундаментального права, как право на жизнь. Право на образование относится к правам человека второго поколения, которые объединяют основные социально-экономические и культурные права - право на труд, отдых, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т.д. (правами первого поколения по этой терминологии считаются личные и политические права, а правами третьего поколения - коллективные права на мир, здоровую окружающую среду, развитие и др.).
     Право на образование - одно из наиболее значимых социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку развития человека как личности, влияет на состояние общества, находится в тесной взаимосвязи с политическими, экономическими и иными социальными правами человека.
     Право на образование приобретается человеком естественным образом, по факту своего рождения, поскольку каждому человеку свойственно развиваться, накапливать опыт и получать новые знания, творить и передавать все накопленное им другим поколениям. Образование является одним из основных условий полноценного существования человека в обществе.
     Человек обладает изначально, независимо от воли государства, всеми основными правами, включая право на образование. Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство же обязано обеспечить реализацию этого права, не ставя при этом получение образования в зависимость от своей воли.
     В качестве основного права человека право на образование не может быть даровано, передано другим лицам или отчуждено в какой бы то ни было форме. Более того, сам человек не может отказаться от права на образование. Основное общее образование сегодня в соответствии с международными стандартами является обязательным, поскольку без него оказывается невозможной социализация человека в современном обществе.
     Право на образование предполагает свободу образования, то есть возможность получения образования всеми желающими, свободу образования в соответствии с убеждениями, то есть возможность для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир, а также педагогические и академические свободы, подразумевающие свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий, независимо от того, задевает такая полемика кого-либо или нет.
     Современное понимание права на образование не сводит его исключительно к праву каждого на получение образование, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, право на свободный выбор языка обучения, установлением не только права, но и обязанности получения основного общего образования, приоритетным правом родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей и т.д.
     Юридическим основанием реализации права на образование на практике, в повседневной жизни должно стать его закрепление международным правом и внутригосударственным законодательством.
     Право на образование обозначено в качестве одного из фундаментальных прав человека во всех базовых документах международного права по правам человека.
     Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено (ст. 26), что каждый человек имеет право на образование. При этом уточняется, что:
     а) образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования;
     б) начальное образование должно быть обязательным;
     в) техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным;
     г) высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
     Международное право ориентирует образование на полное развитие человеческой личности и уважение к правам человека и основным свободам. "Образование, - закреплено во Всеобщей декларации прав человека, - должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира".
     В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. было подтверждено (ст. 13) право каждого человека на образование, при этом государства - участники Международного пакта признали, что для полного осуществления права на образование:
     а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
     б) среднее образование, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
     в) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
     г) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
     д) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
     Таким образом, объем права на образование может различаться для разных ступеней образования. В Пакте предусматривается обязательность и бесплатность начального образования и только постепенное введение бесплатного среднего и высшего образования.
     Развивая и комментируя положения Пакта, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделил четыре основные взаимосвязанные характеристики права на образование.
     1. Наличие образования. На территории, находящейся под юрисдикцией государства - участника Пакта, должно иметься достаточное количество действующих учебных заведений и учебных программ. Условиями их нормального функционирования является наличие зданий с санитарно-гигиеническими удобствами и чистой питьевой водой, профессионального преподавательского состава с конкурентоспособным для внутреннего рынка уровнем заработной платы, учебных материалов, а в некоторых случаях - библиотеки, компьютеров и информационных технологий.
     2. Доступность образования. Учебные заведения и учебные программы должны быть доступны каждому человеку без всякой дискриминации. Доступность образования предполагает: во-первых, недискриминацию при получении образования, означающую, что образование должно быть доступным для всех, в особенности для наиболее уязвимых групп, без дискриминации по какому-либо из запрещенных международным правом признаков (пол, раса, религия, национальность и др.);
     во-вторых, физическую доступность образования: посещение учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, получение доступа к современным технологиям заочного (дистанционного) образования;
     в-третьих, экономическую доступность образования: начальное образование должно быть бесплатным для всех, постепенное введение бесплатного среднего и высшего образования.
     3. Приемлемость образования. Форма и содержание образования, включая учебные программы и методы обучения, должны быть приемлемыми для учащихся, а в отдельных случаях - и для родителей. Иными словами, они должны быть качественными, учитывающими культурные и другие особенности образовательного процесса, отражать минимальные требования, установленные государством.
     4. Адаптируемость образования. Оно должно быть гибким, способным приспосабливаться к потребностям изменяющегося общества, соответствовать потребностям учащихся и т.д.
     Еще одним базовым документом, в котором установлены международные стандарты права на образование, является Конвенция о правах ребенка 1989 г. В ней государства-участники, признавая право ребенка на образование, обязуются (ст. 28):
     а) ввести на своих территориях бесплатное и обязательное начальное образование;
     б) поощрять развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечить его доступность для всех детей;
     в) обеспечить доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
     г) обеспечить доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
     д) принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
     Государства - участники этой Конвенции обязались делать все возможное, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
     Конституционное и законодательное определение права на образование. Международные стандарты задают общее направление развитию современного образовательного права, содействуют формированию общего образовательного пространства. Однако конкретным содержанием право на образование наполняется национальным законодательством каждого государства.
     Право на образование - это конституционное право. Практически во всех странах оно закреплено на самом высоком, конституционном уровне правового регулирования. Это, с одной стороны, отражает особое значение, которое государство и общество придают праву на образование, а с другой стороны, служит дополнительной политико-правовой гарантией его реализации. В случае нарушения конституционной нормы, закрепляющей право на образование, появляется возможность обратиться с соответствующей жалобой в органы конституционного контроля (конституционные, уставные суды и т.д.).
     В Российской Федерации право на образование было включено в текст самой первой конституции - Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 17): "В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование". Очевидно, что в условиях экономической разрухи и полной неграмотности значительной части населения, царивших в России в то время, эта норма была декларативной и имела исключительно пропагандистский характер.
     Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя (ст. 43) право каждого на образование, раскрывает конституционно-правовое содержание этого права через установление:
     - общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
     - права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
     - обязательного характера основного общего образования;
     - полномочий Российской Федерации по установлению федеральных государственных образовательных стандартов.
     Оно уточняется конституционной нормой (ст. 44), закрепляющей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также свободу преподавания.
     Кроме того, Конституция РФ (ст. 26) наделяет каждого правом на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества.
     Конституционные положения о праве каждого на образование развиваются в законодательстве об образовании.
     В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" 2012 г. содержание права каждого человека на образование уточняется (ст. 5) через установление гарантий:
     во-первых, реализации этого права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
     во-вторых, общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
     в-третьих, на конкурсной основе бесплатности высшего образования при условии, что образование данного уровня получается впервые.
     Гарантии права на образование. Очевидно, что одного лишь закрепления в Конституции права каждого на образование недостаточно.
     Право на образование должно быть обеспечено соответствующей государственной политикой, направленной на поддержку и развитие образования. Государству необходимо сформировать систему гарантий реализации конституционного права на образование, то есть создать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки осуществления действительно каждым права на образование.
     Создание гарантий для реализации каждым своего конституционного права на образование составляет одну из основных задач государственной политики в сфере образования.
     Формируя политику в области образования, государство исходит из приоритетности самого образования как сферы государственного регулирования.
     Провозглашение приоритетности области образования среди других областей жизнедеятельности российского общества непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность нашего с вами государства (ст. 2 Конституции РФ).
     Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии российского образования, так как с состоянием образования напрямую связаны не только порядок реализации конституционного права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей и возможностей к обучению и интеллектуальному, духовному и иному совершенствованию, но также развитие российской экономики и социальное благополучие нации, состояние национальной безопасности. Пожалуй, не существует такой сферы общественной и государственной жизни, которая не была напрямую связана с образованием.
     Создание на практике разнообразных и эффективных гарантий права на образование становится одной из основных целей государственной политики, поскольку от наличия таких гарантий зависит успех всех начинаний государства в области образования.
     Гарантии обеспечивают переход от общего к частному в системе правового регулирования отношений; от нормы, закрепленной в законодательном или ином нормативном правовом акте, к реальной ситуации, в которой конкретный участник образовательных правоотношений получает возможность реализовать на практике предоставленное ему право на образование.
     Систему гарантий конституционного права на образование составляют гарантии политические, социально-экономические, организационные и юридические.
     Основными политическими гарантиями права на образование выступают демократический характер власти и государственно-политического режима, обеспечивающий политическую стабильность в государстве и обществе, высокий уровень политической культуры власти и личности, гарантирующий образованию центральное место среди приоритетов государственной политики.
     Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания социально-экономических условий для получения образования. Основными социально-экономическими (материальными) гарантиями выступают, прежде всего, стабильная национальная экономика, а также эффективная государственная денежно-кредитная и налоговая политика, учитывающая интересы образования, поддерживающая экономику образования с помощью кредитных, налоговых и прочих льгот и т.д.
     Создавая благоприятные социально-экономические условия для получения образования, государство устанавливает контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований, предоставляет поддержку образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, и т.д.
     В целях реализации права на образование в случаях, предусмотренных законодательством, обучающимся предоставляются различные меры социальной поддержки и стимулирования:
     - полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, инвентарем;
     - обеспечение питанием;
     - обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;
     - транспортное обеспечение;
     - получение стипендий, материальной помощи, других денежных выплат и т.д.
     Образовательное законодательство предусматривает ряд специальных социально-экономических гарантий:
     - для инклюзивного образования: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
     - для образования особо одаренных лиц: государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом;
     - для получения образования на родном языке: государство гарантирует право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; всем народам, независимо от их численности, гарантируется равноправие языков и т.д.
     Организационной гарантией права на образование выступает сама система образования - федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы и т.д., наличие необходимого количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования, оценку качества образования, обеспечение образовательной деятельности и т.д.
     Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования выступает Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством РФ Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 02.02.2017) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"
     Юридические гарантии - это собственно правовые средства и способы реализации и защиты права на образование. Юридические гарантии права на образование включают, в свою очередь, гарантии двух видов - формально-юридические и институциональные.
     Формально-юридические гарантии сводятся к нормативному закреплению основных положений, обеспечивающих реализацию права на образование, в том числе и тех положений, которые уже были упомянут.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44