- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Образ звезды как отражение романтического миропонимания М
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004019 |
Тема: | Образ звезды как отражение романтического миропонимания М |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБРАЗ ЗВЕЗДЫ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 5 1.1.Анализ стихотворений 1830-1834 гг. 5 1.2. Образ звезды как отражение романтического миропонимания М.Ю.Лермонтова 10 2. ОБРАЗ ЗВЕЗДЫ В ЗРЕЛОМ ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 14 2.1. Анализ стихотворений 1835-1841 гг. 14 2.2. Образ звезды как отражение изменений в миропонимании М.Ю.Лермонтова 19 3. ОБРАЗ ЗВЕЗД В ПРОЗЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 22 3.1. Анализ текста главы Фаталистиз романа «Герой нашего времени» 22 3.2. Роль образа звезд в миропонимании главного героя романа 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 ВВЕДЕНИЕ В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова отражен огромный мир, наполненный вечной борьбой, неутоленной любовью и живой печалью. Его стихи эмоциональны, искренни и глубоки. О чем бы Лермонтов ни писал: о свободе, о родине, о любви или смерти – стихи поражают напряженностью чувства и силой звучания. Его поэзия полна образов и символов, раскрывающих романтическую картину мира. Одним из таких стержневых образов является звезда. Творчество М. Ю. Лермонтова является вершиной русского романтизма, для которого характерно противопоставление идеала и отклонений от него, небесного и земного миров. Попробуем рассмотреть, как менялось символическое значение образа звезды в творчестве поэта. Если в ранних стихах эти антитезы принимали часто экспрессивный, неразрешимый характер, то в поздних его произведениях проявляется стремление к синтезу. Актуальность темы определяется значением символики звезды, проходящей через все творчество М.Ю.Лермонтова и отражающей его мироощущение. Цель курсовой работы рассмотрение изменения характера образа звезды в ранних произведениях поэта, и в зрелых, движение образа от экспрессии к синтезу. В первой главе рассмотрим значение образа звезды в ранней поэзии М.Ю.Лермонтова (1830-1834 гг.). Во второй главе рассмотрим значение образа звезды в зрелой поэзии М.Ю.Лермонтова (1835- 1841 гг.). В третьей главе рассмотрим значение образа звезды в прозе М.Ю.Лермонтова на примере главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» В заключение обобщим и сравним изменения символизма образа звезды в разные периоды творчества М.Ю.Лермонтова. Практическая значимость заботы заключается в возможности использовать результаты исследования при анализе творчества М.Ю.Лермонтова. Предмет курсовой работы – литературное творчество М.Ю.Лермонтова. Объект курсовой работы – символика образа звезды и её роль в отражении мировоззрения М.Ю.Лермонтова. Основная задача - проанализировать, как менялось значение образа звезды, начиная с ранних произведений М.Ю.Лермонтова и заканчивая его последними произведениями. 1. ОБРАЗ ЗВЕЗДЫ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 1.1.Анализ стихотворений 1830-1834 гг. Образ звезды проходит через все творчество Лермонтова. Этот образ появляется в одном из его первых стихотворений «Еврейская мелодия (1830). Поэту было пятнадцать лет, лето он провел в имении Середниково, в семье покойного Д.А.Столыпина. Многое в обстановке Середниково возбуждало юношеские протестующие настроения. Он любил уединение, часто оставался наедине с природой и со своими мыслями и переживаниями. Образ звезды у Лермонтова не просто художественное средство, это возможность передать свои мироощущения, попытка осмыслить жизнь, постичь её тайны. Образ звезды - это «своего рода откровение судьбы, окруженное атмосферой таинственности, поскольку находится за пределами реально воспринимаемого объекта».1 Я видал иногда, как ночная звезда В зеркальном заливе блестит; Как трепещет в струях, и серебряный прах От нее, рассыпаясь, бежит. Показательно, что уже в данном стихотворении появляется антитеза: звезда блестит – прах от звезды рассыпается и бежит. Интересно, что прах, который можно счесть символом земной жизни, появляется с отражением звезды на водной поверхности земли, следовательно, когда небесное творение соприкасается с миром земли, оно рассыпается, исчезает. Но поймать ты не льстись и ловить не берись: Обманчивы луч и волна. Мрак тени твоей только ляжет на ней - Отойди ж - и заблещет она. Удивительно, что в юном возрасте поэт уже постиг неопределенность, неуловимость жизни. Ни свет звезды, ни её отражение в волнах невозможно поймать, как невозможно понять смысл существования, он постоянно ускользает, и размышления человека о смысле жизни подобны мраку, который лишь затеняет смысл, а чтобы увидеть отражение истинного света нужно отойти. Светлой радости так беспокойный призрак Нас манит под хладною мглой; Ты схватить - он шутя убежит от тебя! Ты обманут - он вновь пред тобой. Жизнь Михаила Лермонтова складывалась трудно, ранняя смерть матери, споры бабушки с отцом не делали мальчика счастливым. Возможно поэтому, радость в его стихах убегает и обманывает. У этого стихотворения особый музыкальный ритм и образность, обусловленные использованием сочетания четырехстопного анапеста с амфибрахием и трехстопным анапестом. Восприимчивый, впечатлительный, он, пытаясь найти ответы на юношеские вопросы и чувствуя, что в нем «хранится пламень неземной со дней младенчества» обращается к небу за ответами на онтологические вопросы и к звездам. В следующем поэтическом произведении он опять говорит о счастье. Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны как счастье ребенка; О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое! То самое счастье, которое невозможно поймать, оно далеко как звезды, но можно мечтать, пытаясь себе его представить, какое оно - ясное. Чем ты несчастлив, Скажут мне люди? Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо Звезды и небо! — а я человек!.. Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал. Человек и поэтому несчастлив. И не находит поэт возможности быть счастливым на земле. Не видит он счастливых людей вокруг себя, только завидующих, он и сам завидует, но только его зависть противоположна обыденной зависти, его зависть благородна. В этих строках находит отражение устремление Лермонтова не только к счастью, но и к ясному и возвышенному романтическому идеалу. Поэт использует прием тавтологии «звезды и небо - Звезды и небо!» давая понять, что какими-либо словами невозможно передать красоту и величие чистого мира звезд. Используя прием инверсии, Лермонтов сразу обозначает основную характеристику неба и звезд, чисто и ясно, и нет места зависти, и той ясности, что есть у звезд, нет на земле. И сколько трагедии в восклицании «А я человек!». «Звезды и небо» — произведение, в котором получает развитие тема противоречивости человека и его бытия.2 Бытия обыденного или наполненного устремлением к звездам. В том же году Лермонтов написал стихотворение «Ангел» (1831). Ангел, летящий по небу, поет хвалу Богу. Его песня «святая», она о блаженстве и все небеса внимают этой песне, то есть проникают в ее священный смысл. Гармоничность и покой божественного небесного мира можем мы почувствовать в этих строках. По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Ангел сопровождает душу, которой предстоит воплотиться на земле. В этом стихотворении опять говориться о невозможности счастья для человека, в «мире печали и слез» нет ему места. Воспоминания о живом звуке ангельской песни, заставляет душу томиться, ей скучно, душа испытывает чудное желание, но воплотить его невозможно. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Мы опять видим противопоставление небесного райского счастья и земного мира, наполненного печалью и слезами. Лермонтов вслед за В. А. Жуковским, считает, что «универсальные духовные смыслы невыразимы земным словом», 3 и оставляет молодую душу без слов. Только живой звук, не позволяющий душе забыть райское блаженство. Размер стихотворения - трехстопный амфибрахий, позволяет строкам звучать мягко и плавно, а мягкие шипящие и свистящие звуки создают ощущение рассекаемого воздуха. Стихотворение Лермонтова «Звезда» (1830-1831) посвящено не небесной звезде, а земной - Е.А. Сушковой, женщине, в которую поэт был влюблен. Не случайно он сравнивает её со звездой, она - так же прекрасна, так же холодна и не достижима как звезда на небе. Вверху одна Горит звезда, Мой ум она Манит всегда Лермонтов выбрал двустопный ямб, который придает динамичность этому стихотворению. Создает ощущение устремления поэта к звезде, которая его манит и влечет. Мои мечты Она влечет И с высоты Мне радость льет. Таков же был Тот нежный взор, Что я любил Судьбе в укор; Мук никогда Он зреть не мог, Как та звезда Он был далек; Усталых вежд Я не смыкал, Я без надежд К нему взирал. Если вспомнить, что небесные звезды ассоциировались у Лермонтова с невозможностью получить счастье на земле, то становится понятным, почему любимую женщину он сравнивает со звездой, а её взор, нежный и незнающий мук, так похож на свет звезды. В данном стихотворении мы видим движение не от небес на землю, а с земли в мир небесных звезд, и сближения, соприкосновения этих миров не наблюдается. В элегии Лермонтова «Как в ночь звезды падучей пламень…», где падающая звезда символизирует смерть человека, проявляются черты конфликта с миром, которому поэт не нужен. От ощущения ненужности не спасает даже счастье. Как в ночь звезды падучей пламень Не нужен в мире я. Хоть сердце тяжело как камень, Но все под ним змея. Меня спасало вдохновенье От мелочных сует; Но от своей души спасенья И в самом счастье нет. От чего же возникает у Лермонтова ощущение ненужности в этом в мире? От противопоставления своих духовных интересов и исканий мелочной суете других людей. Счастье, которое может предложить этот мир, вероятно, такое же мелочное и не приносит ни радости, ни облегчения душе. Мы видим внутренний конфликт героя, а источник этого конфликта – собственная душа. 1.2. Образ звезды как отражение романтического миропонимания М.Ю.Лермонтова Говоря о М.Ю.Лермонтове, В.Г.Белинский писал «в нем все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия…». Действительно, по образной сложности и разнообразию поэзия и проза Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. В творчестве Лермонтова мы можем найти и несокрушимый дух борьбы, и отчаянные стоны, смиренную молитву и дерзновение желаний, презрение к мелочной суете, разрушающие мучительные сомнения и пламенную веру. Образ звезды, как символа возвышенных стремлений к недосягаемому идеалу счастья и гармонии, отражает в поэзии М.Ю.Лермонтова романтические стороны его мироощущения и миропонимания. Сомнения, душевные терзания, желание достижения возвышенного идеала, все это обостряет мировосприятие поэта и ведет его к духовному самосовершенствованию. В этот юный период жизни его уже волновали проблемы несовершенства человека и общества и слабости природы человека. Все это нашло отражение в его творчестве. Например, в стихотворении «Жалобы турка» (1829) поэт как бы оправдывает природу человека: Ах, если ты меня поймешь, Прости свободные намеки;- Пусть истину скрывает ложь: Что ж делать? – все мы человеки!.. Яркую характеристику человека юный Лермонтов дает в стихотворении «Монолог» (отрывок): Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? …………………………………… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томиться юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. Целый ряд стихотворений этого периода свидетельствуют о духовных поисках, глубоких нравственных размышлениях и интуитивных прозрениях юного поэта, что не может не поражать читателя этих строк: Молитва («Не обвиняй меня, всесильный…»), Одиночество («Как страшно жизни сей оковы…»), Стансы («Я не крушуся о былом…»), Отрывок («На жизнь надеяться страшась…»), 1830. Мая. 16 числа («Боюсь не смерти я…»), 1831-го июня 11 дня («Моя душа, я помню, с детских лет…»). 1 Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала. Я любил Все обольщенья света, но не свет, В котором я минутами лишь жил; И те мгновенья были мук полны, И населял таинственные сны Я этими мгновеньями. Но сон, Как мир, не мог быть ими омрачен. 2 Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной, И о земле позабывал. Не раз, Встревоженный печальною мечтой, Я плакал; но все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных. О нет! всё было ад иль небо в них. Ад иль небо… таков выбор. Мир таинственных снов и печальных мечтаний – не реальный мир, это мир поэтический, образный. Реальный мир, окружающий юного Лермонтова в тот период не давал возможности выхода рефлексии, горьким разочарованиям, замкнутости в себе. И иногда помогая и спасая себя, он обращается к небу. Вернемся к Еврейской мелодии 1830 г. Я видал иногда, как ночная звезда В зеркальном заливе блестит; Как трепещет в струях, и серебряный прах От нее, рассыпаясь, бежит. Как же прекрасен этот возвышенный образ звезды, олицетворяющий собой чистый, идеальный, божественный мир. Но что происходит, когда этот мир отражается на земном плане? Он искажается и рассыпается прахом. Напрашивается вывод, что миропонимание М.Ю.Лермонтова в этот период отражало противопоставление идеального небесного мира и не идеального - земного. И небесный мир далек, недостижим для земного, но это не значит, что не позволено искать «в себе и в мире совершенства». «Уже в ранней лирике русского романтика звезда служит знаком райского блаженства. В лирике Лермонтова символ звезды включен в антитезу небесного и земного миров… Звездное небо вызывает в лирическом герое Лермонтова пробуждение веры, противопоставленной рассудку, сомнению».4 Романтическая душа Лермонтова не может быть покорной обстоятельствам и судьбе. Бунтарский дух поэта, дойдя до предела отчаяния, находит силы продолжать борьбу, испытывая внутренние муки, чувствуя обреченность и неся на своих юных плечах тяжесть времени, устремляясь в своих исканиях к идеалу. А образ звезды указывает путь, по которому можно стремиться: Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал. 2. ОБРАЗ ЗВЕЗДЫ В ЗРЕЛОМ ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 2.1. Анализ стихотворений 1835-1841 гг. Творчество Лермонтова принято делить на два периода. Первый период – юношеский с 1828 по 1834 г., второй период – зрелый с 1835 по 1841 г. Лермонтов, проходит службу на Кавказе, участвует в боях, ведет простую походную жизнь, ночует у костра, питается из одного котелка со своими боевыми товарищами. Постепенно приходит понимание психологии простых людей, и острота чувства одиночества и ненужности сглаживается, но не исчезает. И, если в юности, рефлексия заставляла его очень остро ощущать несовершенство мира, болезненно переживать внутренний конфликт, то теперь духовные поиски идут по пути философского осмысления действительности. И как мы увидим на примере его стихотворений, антитеза неба и земли теряет свою непримиримость и начинается поиск новых способов изображения действительности, реалистических по существу.5 Герои произведений М.Ю.Лермонтова приобретают большую объективность, теряя романтическую идеализированную исключительность. 6 Образ звезды в этот период встречается реже. Показательны два стихотворения Лермонтова: «Вид с гор из степей Козлова» и «Выхожу один я на дорогу». Стихотворение «Вид с гор из степей Козлова» интересно тем, что написано оно в форме диалога, в котором сталкиваются две противоположные оценки действительности. Первая оценка пейзажа, данная Пилигримом, романтична, вторая оценка, данная Мурзой реалистична. Исследователь творчества Лермонтова Ермоленко С.И. считает, что в этот период формируется новый тип лиризма, связанный с прорывом замкнутости субъективного мира личности, для которой открывается ценность другого сознания и мир предстает как сложная система взаимосвязей.7 Это стихотворение является вольным переложением одного из сонетов Адама Мицкевича. Герои стихотворения – Пилигрим и Мирза - два условных персонажа. Пилигрим, олицетворяющий странника, воспринимает Чатырдаг как явление экзотическое, поэтому в его речи присутствует и Аллах, и Дивы, и восточная поэтическая витиеватость. Пилигрим рисует не реальную картину, но воображаемую. Он – образец мечтателя, воспринимающего мир иррационально. Мирза – олицетворение ученого, для которого этот мир место для трудов. Он не придумывает небылиц, не поэтизирует это мир, а утверждает свое бытие – «я проложил свой смелый след…». Мир реален, этим и ценен. Пилигрим Аллах ли там среди пустыни Застывших волн воздвиг твердыни, Притоны ангелам своим, Иль дивы, словом роковым, Стеной умели так высоко Громады скал нагромоздить, Чтоб путь на север заградить Звезда?м, кочующим с востока? Вот свет всё небо озарил: То не пожар ли Цареграда? Иль бог ко сводам пригвоздил Тебя, полночная лампада, Маяк спасительный, отрада Плывущих по? морю светил? Мирза Там был я, там, со дня созданья, Бушует вечная метель; Потоков видел колыбель. Дохнул, и мерзнул пар дыханья. Я проложил мой смелый след, Где для орлов дороги нет, И дремлет гром над глубиною, И там, где над моей чалмою Одна сверкала лишь звезда, То Чатырдаг был… Пилигрим А!.. В словах Пилигрима звезды уподобляются кораблям, плывущим на спасительный свет маяка. Мирза уподобляет звезде вершину горы, сверкающую ледником. Вот оно утверждение ценности земного мира. И нет никакой необходимости в метафизике. Но оба героя с различным мировосприятием оказываются равными по внутренней наполненности сознаний. «Финальное восклицание Пилигрима сводит обе точки зрения в единый фокус».8 Своим восклицанием он передает свое понимание, восхищение и удивление тем, что мир можно увидеть и так, не через призму воображения, отвлеченно, а трезво. Реализм Мирзы показывает мир суровый, мир в котором нет места фантазиям, там даже для «орлов дороги нет», но есть возможность преодоления для человека. Можно сказать, что в данном стихотворении небесное и земное не противопоставляется друг другу, а находит точки соприкосновения и объединения в глубинах человеческого сознания. Может быть, еще нет полного приятия точки зрения собеседника, но она и не отвергается. Не возникает спора между персонажами кто из них более прав в оценке мира. Лермонтов допускает обе точки зрения. Зрелая лирика Лермонтова свидетельствует о том, что выражение романтической мысли может быть очень простым, без аффектации, что романтизм можно увидеть в самой реальности. Нет необходимости романтику создавать отвлеченные образы и преодолевать их. Возможности для героического преодоления существуют в физическом мире. Интересно, что М.Ю.Лермонтов обратился к этому сонету А.Мицкевича только через десять лет после того, как появился подстрочный перевод П.Я.Вяземского. Что изменилось в миропонимании поэта за это время. Возможно служба на Кавказе, общение с простыми, сердечными и храбрыми людьми, походный быт, наполняют его поэзию новыми впечатлениями, и приходит желание понять других людей, что находит отражение в его поэзии. В последний год жизни Лермонтов достигает высоких прозрений. Одно из последних стихотворений «Выхожу один я на дорогу…» наполнено образами, создающими мотивы пути, звезд, одиночества, пустыни. Они рисуют условное изображение, напоминающее космический пейзаж, в центре которого находится земное существо с человеческим мироощущением. В первом стихе произведения вводится ключевая для лирики поэта и русского романтизма тема духовного странничества. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. Вселенная и человек поставлены лицом к лицу, они соотносимы, но космос не поглощает человека, а человек не стремится к космической жизни. Он просто присутствует как часть Вселенной. У человека есть свое место во Вселенной, и оно на земле. И земной путь человека, это часть пути всего мироздания. Во второй строфе сравнивая состояние Вселенной со своим состоянием, герой делает попытку понять, что же не дает ему покоя. Но ответа не находит. Но мир небес и мир человека как бы на одной чаше весов. Онтологически человек поднимается на уровень Вселенной и намечается некий дуализм: жизнь и смерть, блаженство и страдание, торжественно и чудно – больно и трудно. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Мы опять наталкиваемся на противопоставление торжественного, чудного мира небес и страждущей на земле души. В том мире блаженства земля спит, терзаемая вопросами душа страдает, не находя успокоения. Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Отказ от борьбы, смирение, попытка усталого странника найти то состояние блаженства, в котором пребывает вся Вселенная. Лирический герой утверждает органичный для православия этический идеал, ключевыми характеристиками которого являются свобода и покой.9 Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Нет, не смерти ищет герой, он не сдался. Может это попытка найти новый путь? Или мечта о рае. Голос, поющий о любви, божественной любви, это голос ангела, помните – живой, но без слов. И дуб относит нас к библейской истории об Аврааме и трех ангелах, отдыхавших под дубом. Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел. К антитезе небо – земля Лермонтов начинает относиться спокойнее, примиряется с невозможностью достичь для человека совершенства, присущего Божественному миру небес и ограничивает свои духовные искания стремлением к свободе и покою. 2.2. Образ звезды как отражение изменений в миропонимании М.Ю.Лермонтова В зрелом творчестве у Лермонтова появляются новые элементы в мироощущении и миропонимании - возможность оправдать существование на земле, принять земной мир за его красоту. Если вернуться к стихотворению «Вид гор из степей Козлова», герои которого олицетворяют два противоположных подхода к восприятию реальности, можно понять, что поэт допускает возможность существования другого, противоположного мнения. Воспринимать мир через призму воображения, мечтательности или практически осваивать реальность, не отвлекаясь на небесные звезды, находить их на земле – выбор человека. В этот период в лирику поэта все больше входит объективное начало, внимание к деталям реальной жизни. «…Путем поэтических переживаний, руководствуясь своим опытом непосредственного мироощущения…»10 приходит М.Ю.Лермонтов к пониманию самостоятельной ценности жизни, её самодавлеющему значению. «Люди не могут стать небожителями; к земле нельзя применять мерку неба».11 В небесах «торжественно и чудно», земля спит в «сияньи голубом…», человек совершает свой «кремнистый путь». Поэт и на небо начинает смотреть другими глазами, говорить о нем с какой-то чудесной простотой, именно словами земли. Преодолев юношеский дуализм и максимализм, Лермонтов приходит к некоей гармонии в миропонимании: реакция души на внешнее бытие с её внутренними противоречиями, неопределенность сознания, непостижимая красота иррационального, оправдание земного существования – все это имеет право на существование, во всем этом есть своя красота. Антитеза Неба и земли сменяется антитезой свободы и покоя. Свобода в философском плане предполагает некое движение, действие, развертывание возможностей человеческой личности, попытку осуществлять добрую или злую волю. Покой же нечто противоположное движению. «Я ищу свободы», но «я б хотел забыться и заснуть», «я ищу … покоя», но «что б в груди дремали жизни силы» - попытка примирить непримиримое. Поэт стремится к примирению двух противоположных начал, к умиротворению, к царству вечной любви и всеобщей гармонии. В тот период уже нет такой однозначности безусловного неприятия религиозных ценностей вообще, и христианских ценностей в частности. Он уже не готов отрицать их всегда и во всем. Идеи смирения оказываются близкими поэту. Он приходит к осознанию того, что это и есть истинные ценности Действительно, под влиянием жизненных обстоятельств в миропонимании М.Ю.Лермонтова постепенно смягчается антитеза земли и неба, он перестает видеть в них извечных врагов. Земное существование оправдано, богоборчество становится не нужным …Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом... Торжественно и чудно в Божественном мире небес, тихо переговариваются звезды, утверждая жизнь, вся Вселенная внимает Богу, но земля может спать – сколько покоя и умиротворения в этих строках. Что же остается человеку? Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел. И для человека уготован покой, ищущая, страждущая душа, может найти возможность для отдохновения, нет необходимости вечно бороться ни с самим собой, ни с Богом. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Поэт как будто предлагает выход для измученной поисками души. Таково устремление творческих исканий Лермонтова. Судьба прервала его жизнь, прежде, чем поэт смог устранить ощущения дисгармонии в окружающем мире и в самом себе. В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов сказал: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого Народа». Его время не могло дать ему ту арену для поиска ответов и активных действий в которой так нуждался его активный волевой характер. Вся поэзия Лермонтова наполнена непобежденной силой воли, огнем стремлений, жаждой исканий. Он мечтал целиком посвятить себя литературе, собирался издавать журнал. Он так стремился к жизни и деятельности. 3. ОБРАЗ ЗВЕЗД В ПРОЗЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА 3.1. Анализ текста главы Фаталистиз романа «Герой нашего времени» В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» соединяются основные мотивы и образы всего творчества. Пейзажные образы тесно связаны с духовными исканиями главного героя. Образ звезд мы находим в главе «Фаталист», где символика звезды помогает автору решить проблему предопределения судьбы. «... Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Попробуем рассмотреть образы месяца и звезд и сравнить их. Месяц «красный, как зарево пожара», вероятно, предвещает беду. Месяц, чья природа изменчива ближе к человеку и его судьбе. Вероятно, поэтому он выбран автором в качестве образа, предупреждающего о несчастье. А звезды? – они спокойно сияют на темно-голубом своде. Какое же отношение они могут иметь к людям? Они так далеки. Разве им есть дело до судьбы человека или размышлений человека о судьбе? Разве они вмешиваются? Разве что-то может их потревожить? Печорину стало смешно – звезды и клочок земли? Звезды и вымышленные права? Звезды даже не слушают, их спокойствие сродни равнодушию, но именно они подтолкнули героя к этим размышлениям. Но люди думают, что «светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах». Скорее всего, людям есть дело до звезд. Вероятно, человеку нужно перекладывать на кого-то ответственность за проступки, или уповать на кого-то в надежде. А уверенность, что целое небо смотрит с участием на них, придавала людям силу воли. Если небо смотрит с участием, сочувствием, то может быть и поможет человеку в его земных делах? Ведь есть же знак на небе – красный месяц. И что лучше – думать, как некогда люди премудрые об участии неба в делах человеческих, или как потомки, без убеждений, гордости, наслаждения и страха быть неспособными ни на что кроме сомнений. И не иметь надежды или даже истинного наслаждения от борьбы с людьми или с судьбой. Нужно заметить, что образ звезд является важным инструментом для понимания мировосприятия самого Печорина. Задумался бы герой о влиянии звезд, если бы их не увидел. А вот увидел, и целая цепочка размышлений родилась в голове. И вот уже готова антитеза: премудрые предки и жалкие потомки. Мы опять встречаемся с противопоставлением, а вслед за ним автором дается уничижительная оценка поколению Печорина: «жалкие потомки, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия». Как же образ звезд поможет нам понять личность Печорина? Они - безмолвные свидетели изменяющихся мыслей человеческих. В молодости человек может быть мечтателем и перескакивать с радужных образов на беспокойные мрачные мысли, но что это дает человеку? Усталость, сожаление, скуку, истощение жара души – по признанию Печорина. Разве звезды должны вмешиваться во все это? И кто предопределяет судьбу? Есть ли такая возможность у самого человека, если отбросить метафизику и начать смотреть себе под ноги? И еще одна антитеза: взгляд на небо – взгляд по ноги. Но вот интересно, в романе, рассмотреть, что находится под ногами, помогает месяц, который удачно светит прямо на дорогу. Получается, что небо помогает человеку увидеть реальность. 3.2. Роль образа звезд в миропонимании главного героя романа Ночной пейзаж главы «Фаталист» близок по своей образности стихотворению Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: «Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде…». Определение «спокойно» подчеркивает красоту и гармоничность природного мира, но и сошествие покоя в душу Печорина, который «остановил себя во время на этом опасном пути» бесплодных метафизических размышлений. Он больше не терзается сомнениями: верю или нет, в этот вечер он твердо верил предопределению. Образ звездного неба связан с мотивом пути, постижения смысла жизни. Печорин возвращался домой пустыми переулками – путь под звездным небом в одиночестве – путь странника. И именно такой путь располагает к размышлениям, в том числе и о себе самом. Если не попадать в «колею» наших предков с их верой в участие звезд в судьбе человека, то образ спокойно сияющих звезд в романе помогает отстраниться от законов неба и попробовать бросить вызов судьбе, и на этом опасном пути «ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». Герой достаточно потратил сил на отвлеченные мысли, он истощил волю, необходимую для действительной жизни. Может, пришло время не прислушиваться к звездам, а действовать самому. И герой Лермонтова вздумал испытать судьбу. Но как он это делает. Он не вверяется слепо обстоятельствам, но предусматривает возможные осложнения в борьбе с судьбой и предпринимает некоторые действия: велит есаулу завести разговор с убийцей и тем самым отвлечь его, ставит у дверей трех казаков, готовых выбить её и броситься ему на помощь. Вызов судьбе делается с опорой на точный расчет. И в то же время, он решил проверить предопределение судьбы, ведь ему предсказали «смерть от злой жены», значит, он не должен погибнуть в этом случае. Тем более, что после происшествия с Вуличем, он твердо верил предопределению, ведь «доказательство было разительно». Печорин производит свой эксперимент, но ответа точного на вопрос - верить или не верить в предопределение - не получает. Нет ответа на этот вопрос и у Лермонтова. Все, что остается человеку – это сомнения. «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случиться – а смерть не минуешь!» Мы может лишь вслед за Лермонтовым размышлять, существует ли судьба и предопределение или нет. Если существует, то виноват ли человек в своих неблаговидных поступках или судьба такая? И виновата злосчастная звезда, под которой он родился. Печорин делает попытку проверить – существует ли предопределение, и более того, он как будто хочет доказать, что способен не просто сомневаться, но и действовать, что он способен на жертву ради счастья. А может быть он захотел получить наслаждение от борьбы с собственной судьбой? Ведь сам Печорин говорит, что из жизненной бури он вынес идеи, но не чувства, что живет он не сердцем, а головою, что разбирает свои поступки со строгим любопытством. И мы понимаем, что возможно его вызов судьбе еще одна попытка понять самого себя. Какой же из двух человек, живущих в нем истинный, тот, который живет в полном смысле, или тот, который судит первого. Тот человек, который может проститься с миром через час или тот второй, и сам Печорин не знает до конца, на что способен второй его человек. Печорин – человек умный, сильный, неординарный. С постоянным стремлением к действию, он вмешивается в судьбы других людей, что приводит к различным столкновениям и разрушениям. И все это потому, что звезды спокойно сияют на небосводе и не выносят свой суд над поступками героя. Может быть сейчас, когда герой бросает вызов судьбе, проверяет, существует ли судьба вообще, звезды совершат свой суд? Лермонтов не стремится вынести нравственный приговор Печорину. Он лишь с огромной силой показывает все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Много вопросов о вечных ценностях поднимается в романе, но заканчивается роман низведением метафизических прений на уровень материалистического понимания, что снижает метафизический пафос, а читателя заставляет выбирать: кто ему ближе – Печорин с его выс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: