- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Образ В. В. Путина в качественных западных СМИ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007060 |
Тема: | Образ В. В. Путина в качественных западных СМИ |
Содержание
29 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Факультет журналистики Кафедра теории и экономики СМИ На правах рукописи Оганесян Карина Суреновна Образ В. В. Путина в качественных западных СМИ (По материалам ежедневных газет США, Франции, Германии, Великобритании в 2012-2014 гг.) Специальность 10.01.10 – Журналистика Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Щепилова Галина Германовна Москва 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ И ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПОЛИТИКА 16 1.1 Образ и имидж, политическое лидерство 16 1.2 СМИ как инструмент манипулирования общественным сознанием 23 1.3 Стереотипизация образа России и ее политиков в печати исследуемых стран 28 1.4 Основные черты образа В. В. Путина и особенности его политической деятельности в третий президентский срок 48 1.5 Основные характеристики исследуемых качественных СМИ 60 Выводы 66 2. ГЛАВА 2. ОБРАЗ В. В. ПУТИНА В СОБЫТИЙНОМ КОНТЕКСТЕ 70 2.1 Предвыборная кампания 2012 г. и отношение к В. В. Путину в западных качественных СМИ. 71 2.2 Образ В. В. Путина в контексте подготовки и проведения Олимпиады в Сочи 125 2.3 Российско-украинские отношения и образ В. В. Путина в оценке западных СМИ 149 Выводы 187 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 194 ПРИЛОЖЕНИЕ 208 ВВЕДЕНИЕ Тема диссертационного исследования ? «Образ В. В. Путина в качественных западных СМИ США, Франции, Германии, Великобритании с 2012 г. по 2014 г.». Автором выбрана эта тема потому что, во-первых, личность В. В. Путина является одной из самых интересных на мировой политической арене на протяжении более десяти лет. Во-вторых, общеизвестно, что образ политика в российской прессе и за рубежом отличается – необходимо понять, каким преподносится политик зарубежной аудитории в качественных изданиях четырех ключевых стран Запада. В-третьих, исследуемый период включает в себя наиболее интересные события с точки зрения отражения образа политика: предвыборная кампания, где кандидат предпринимает усилия, чтобы завоевать доверие граждан; Олимпийские игры, которые традиционно собирают ключевую международную аудиторию в стране, дают возможность зарубежным лидерам, журналистам, спортсменам, туристам больше узнать о России, увидеть ее состояние развития, лично оценить преобразования; наконец, российско-украинские отношения, которые показывают, как политик действует в рамках развития непростых геополитических отношений. Актуальность. Сегодня как никогда ощущается влияние СМИ на формирование международной повестки дня. СМИ обладают способностью отражать действия политиков, выделять одни качества и нивелировать другие. Качественные СМИ традиционно считаются объективным информационным ресурсом, они наименее подвержены соблазну искажения действительности, в материалах используются проверенные факты, проводятся собственные расследования. В. В. Путин – одна из самых популярных политических фигур современности. Его внутриполитические, а также внешнеполитические действия находят отражение в публикациях западных СМИ, представляя образ лидера одной из ведущих мировых держав в том или ином свете, что, в свою очередь, не может не сказываться на общественном мнении. Мы намеренно рассматриваем образ политика в событийном контексте, выделив основные событийные поля. Третий президентский срок характеризуется активизацией действий России на международной арене, поэтому исследование представляет интерес с точки зрения изменения отношения к президенту как внутри страны, так и за рубежом. Причем восприятие президента в России отличается от восприятия за рубежом. Проведение XXII зимних Олимпийских игр в России в 2014 г., присоединение Крыма, развитие российско-украинских отношений, отношений со странами Запада и Востока, введение санкций, нефтяной кризис и его последствия – все эти события широко освещались в западной прессе, и чаще всего особо выделялась роль лидера страны. Исследование качественных западных СМИ актуально сегодня еще и потому, что в эпоху развитых информационных технологий все большее количество людей получили доступ к иностранным СМИ, взгляд иностранных журналистов появляется и в российской повестке дня, влияет и на восприятие В. В. Путина российскими гражданами. Данное исследование показывает сходства и различия в освещении деятельности В. В. Путина в качественных СМИ четырех стран. В итоге работа дает представление о том, какой образ президента РФ сложился в западных СМИ в третий президентский срок с момента предвыборной кампании 2012 г. по 2014 г. Теоретическая база диссертации: Автором изучены труды ученых, занимающихся вопросами политической коммуникации, имиджеологии, массовой коммуникации, в том числе истории зарубежной политической массовой коммуникации. Cтепень научной разработанности темы. На данный момент работ по изучению образа В. В. Путина в западных качественных СМИ в период с 2012 г. не обнаружено. Однако существуют группы работ, связанных с данной темой: Работы, исследующие образ В. В. Путина (А. Ольбик, Е. Б. Шестопал, Г. О. Павловский, С. А. Белковский, Н. Б. Гореславская, А. Г. Дугин, Д. Г. Ежков , Л. М. Млечин, А. Роксоборо, В. В. Федотов, К. Хатчинс, Н. П. Геворкян, Н. А. Тимакова, А. И. Колесников, Х. Зайпель). Работы, исследующие образ В. В. Путина в прессе в России и за рубежом (И. Н. Денисова, Д. Д. Цилюрик, О. А. Пономарева). Работы, связанные с образом России в зарубежной прессе (Н. А. Концевая. О. А. Бакулин, Г. Ф. Вороненкова, Е. А. Торопова, В. С. Феклюнина). Работы, связанные с политическим лидерством и построением политического образа (по типологии политического лидерства Ж. Блондель, Г. Д. Ласуэлл, Д. Рисмен, М. Вебер, Ф. Ницше, Г. Лебон, З. Фрейд, Г. Моска, В. Парето, по построению образа А. Н. Леонтьев, Е. Б. Шестопал, А. М. Цуладзе, Д. В. Ольшанский, Г. Г. Почепцов , Т. Э. Гринберг). Программные статьи В. В. Путина. Работы, связанные с влиянием СМИ на образ героя материалов (М. Маклюэн, Д. Грэбер, П. Бурдье, Э. Шостром, А. Маслоу, Дж. Бьюдженталь, А. де Токвиль, А. Л. Зверев, Э. Берн, Л. Л. Реснянская, И. М. Дзялошинский, Ж. Сегела, Я. Н. Засурский, А. В. Раскин, И. Н. Денисова, О. А. Бакулин, Г. Ф. Вороненкова, И. И. Засурский, Н. В. Урина, В. А. Зорина). Работы по теории массовой коммуникации (А. В. Чугунов, Д. Маккуэйл , Г. Ласуэлл, М. Робинсон). Научная новизна диссертации: Впервые на основе большого массива эмпирического материала исследован образ президента РФ в качественных газетах США, Франции, Германии, Великобритании в период с 2012 г. по 2014 гг. Впервые дан подробный анализ, как качественные газеты разных стран обосновывают свои публикации по выделенным темам контекста и какую роль в этих событиях они отводят президенту России. Представлена характеристика отношения к В. В. Путину со стороны качественных газет разных стран и предпринята попытка выявить взаимосвязь между политическим устройством стран, историческими политическими взаимоотношениями стран и характером публикаций о главе государства в настоящее время. Научная достоверность диссертации обеспечивается: Использованием различных источников по истории, политологии, массовой коммуникации, имиджеологии. Применением научно-теоретической методологии. Обширной эмпирической базой. Эмпирическую базу исследования составили онлайн-материалы сайтов влиятельных качественных ежедневных газет США, Франции, Германии, Великобритании. Анализ СМИ этих стран дает возможность сформировать представление о том, какой образ В. В. Путина формируется в американских и европейских СМИ. США являются крупнейшей экономикой в мире, которая имеет наиболее существенное влияние на страны Запада. Качественные СМИ США и Великобритании на английском языке имеют широкую аудиторию по всему миру. Германия является одной из стран-основателей ЕС, членом НАТО, входит в «Большую семерку» и является второй в мире страной по численности иммиграции после США. Исследуемые качественные СМИ Германии транслируют информацию немецкоязычному населению всего мира. Франция также стояла у истоков создания ЕС и является одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН. Исследуемые СМИ Франции представляют интерес для всего мирового населения, говорящего на французском языке. Для анализа были выбраны именно качественные СМИ, поскольку они дают наиболее полное отражение повестки дня; подходят к анализу действительности с разных точек зрения, пытаются избегать политической ангажированности; характеризуются преобладанием аналитических жанров, взвешенных оценок. Качественные СМИ пользуются большой популярностью среди мирового сообщества и бизнес-элиты из-за глубины и качества материалов. Автором были проанализированы онлайн-версии СМИ, поскольку сайты обеспечивают изданиям максимальный охват не только региональной, но и мировой аудитории за счет доступа к материалам через официальный сайт, посредством социальных сетей, репостов. Для анализа были выбраны следующие издания: СМИ США – «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times), «Вашингтон Пост» (The Washington Post), «Уолл Стрит Джорнэл» (The Wall Street Journal); СМИ Франции – «Монд» (Le Monde), «Фигаро» (Le Figaro), «Эко» (Les Echos); СМИ Германии – «Зюддойче Цайтунг» (S?ddeutsche Zeitung), «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» (Frankfurter Allgemeine Zeitung), «Ди Вельт» (Die Welt); СМИ Великобритании – «Гардиан» (The Guardian), «Файнэншл Таймс» (Financial Times), «Индепендент» (The Independent). В общей сложности было изучено более 2800 публикаций в западных СМИ. Объект исследования. Тексты качественной ежедневной прессы США, Франции, Германии, Великобритании о России и В. В. Путине в период с 2012 г. по 2014 г. Предмет исследования. Специфика внимания и особенности отношения к президенту России В. В. Путину зарубежных качественных СМИ в рамках событийного контекста, связанного с деятельностью президента и имеющего интерес со стороны аудитории. Цель работы – сформировать представление об отражении деятельности В. В. Путина в качественных СМИ США, Франции, Германии, Великобритании в период с 2012 г. по 2014 г. в связи с ключевыми тематическими контекстами. Задачи: 1. Разграничить понятия «образ» и «имидж», определить конструкцию образа политика и обратиться к психологии его восприятия. 2. Выделить основные характеристики образа В. В. Путина, представляющие его как публичного мирового политика и лидера одной из ведущих мировых держав. 3. Определить роль качественных СМИ в освещении образа политического лидера, показать, как отличается оценка В. В. Путина в качественных СМИ разных стран и какие факторы на это влияют. 4. Обозначить основные стереотипы по поводу России и ее политиков, которые складывались в прессе исследуемых стран. 5. Провести контент-анализ эмпирической базы по количественным и качественным характеристикам. 6. Определить объем внимания к В. В. Путину на тематическом и хронологическом уровнях по каждому исследуемому СМИ и выявить отношение к политику с точки зрения позитивного, негативного или нейтрального ракурса. 7. Обозначить основные черты политического образа В. В. Путина, который сформировался в публикациях западных СМИ. Период исследования. Для анализа западных качественных СМИ были выбраны ключевые события 2012 – 2014 гг. Период предвыборной президентской кампании 2012 г. (с 01.12.201 г. по 1.04.2012 г.); Период проведения Олимпийских игр в Сочи (с 06.12.2013 г. по 23.02.2014 г.); Развитие российско-украинских отношений (с 23.02.2014 г. по 12.09.2014 г.). Нижняя граница исследования определена 2012 г., поскольку этот год характеризуется проявлением новых реалий, которые сказались на внимании к российскому президенту со стороны западных СМИ: впервые за многие годы по итогам думских выборов и в преддверии президентских выборов 2012 г. российское общество активизировалось (в стране прошли многотысячные митинги и акции протеста), предвыборная кампания 2012 г. оказалась самой напряженной для политика, – ему необходимо было избрать новые способы привлечения граждан. В. В. Путин представил новую политическую программу, сформировал семь программных статей, по-новому проявил себя в предвыборной кампании, в общении с избирателями. Конец 2013 г. – начало 2014 г. интересны с точки зрения подготовки и проведения в России крупного международного события – Олимпиады в Сочи. Внимание западных СМИ было приковано к безопасности проведения Игр, уровню организации; в повестке дня также были и другие события, которые пусть и косвенно, но связывались с Олимпиадой – освобождение М. Б. Ходорковского, Pussy Riot, активистов Greenpeace, отказ глав некоторых государств посетить спортивные соревнования вследствие несогласия с принятием российского закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Отдельно стоит отметить, что в конце 2013 г. обостряются российско-украинские отношения, за чем последовал целый ряд событий, который нашел отражение в западных СМИ в течение следующих лет: присоединение Крыма к РФ, введение санкций со стороны США и ЕС против России, ухудшение состояния российской экономики, введение ответных санкций, проведение Петербургского международного экономического форума, саммита G7, подписание контракта между «Газпромом» и CNPC, поставка «Мистралей», крушение самолета малайзийских авиалиний MH17, наконец, подписание Минского соглашения 05.09.2014 г., направленного на урегулирование украинского конфликта, которым автор и заканчивает данное исследование. Методы исследования. Автором были исследованы онлайн-версии двенадцати СМИ четырех стран. На газеты с ограниченным доступом была оформлена подписка. Поиск статей проводился на электронном сайте каждой исследуемой газеты. Статьи анализировались по единой для всех стран схеме. Такой подход позволил, «приравняв» издания, выходящие на разных языках, увидеть неожиданно много общего в освещении деятельности В. В. Путина, с одной стороны, а с другой, подчеркнуть различия. Контент-анализ эмпирической базы проводился по количественным и качественным характеристикам. Период предвыборной президентской кампании. Методика количественного анализа: проводился поиск по ключевым словам «Путин, выборы» с фильтром по указанным датам. По прочтении статьи определялась ее тематика и далее вручную высчитывалось количество упоминаний по определенной тематике по каждому изданию каждой страны. Для проведения количественного контент-анализа весь массив упоминаний был разбит на три тематических блока: внутриполитическая ситуация в стране, международные отношения и персональный образ политика. Отдельно выделены случайные упоминания. Методика качественного анализа: эмпирическая база осталась прежней. Для определения знака отношения к действиям кандидата в президенты из всего массива были отобраны только аналитические материалы, которые представляют глубокий многосторонний анализ происходящих событий и действий политика в предвыборной кампании. Под аналитическими материалами автор понимает статьи, в которых журналистом дан тщательный анализ фактов и их взвешенная оценка, глубоко раскрыта тема, доказательства и обоснования аргументированы, дан многосторонний анализ проблем. Аналитические материалы отбираются вручную из всего массива публикаций, найденного по ключевым словам. Необходимым условием должно быть, чтобы минимум 40% текста было посвящено непосредственно В. В. Путину или происходящим событиям, связанным с политиком. По такой же методике исследовались другие периоды. Период Олимпийских игр в Сочи. Методика количественного анализа: публикации каждого издания четырех стран рассматривались в два этапа – в первом анализировались материалы западных СМИ, опубликованные за два месяца до проведения Олимпиады, далее анализировались публикации, которые вышли во время проведения Игр. Поиск статей проводился по ключевым сочетаниям слов: «Путин, Сочи, Олимпийские игры». По прочтении статьи определялась ее тема и далее вручную высчитывалось количество упоминаний по определенной теме по каждому изданию каждой страны. Качественный анализ проводился по аналитическим материалам исследуемых СМИ. Период российско-украинских отношений. Контент-анализ проводился по ключевым словам «Путин, Украина» с выделением ключевых тематических контекстов. Далее подсчитывалось количество упоминаний В. В. Путина. Качественный анализ сделан по материалам аналитических статей исследуемого периода с применением технологии лингвистического анализа. Гипотеза. Автор ставит целью доказать, что образ президента России в качественных зарубежных СМИ напрямую связан с событийным контекстом, который имеет значение для международной повестки дня и интересен аудитории разных стран. Одновременно на отражение образа политика в этих странах оказывают влияние сложившиеся стереотипы и текущее отношение к тому или иному событию, к стране и ее президенту. Положения, выносимые на защиту: Деятельность президента РФ находит широкое освещение в качественных зарубежных СМИ и признается одним из важных факторов развития современных международных политических отношений. Отражение деятельности президента в зарубежной качественной прессе является существенным по объему в общем контенте, что подчеркивает интерес западных элит как к России, так и к ее президенту. Образ В. В. Путина в СМИ США, Франции, Германии, Великобритании отличается, помимо этого отличается образ политика в России и за рубежом. Это связано с историческими, ментальными, психологическими особенностями аудитории, ее отношением к событийной повестке дня. СМИ, являясь на сегодняшний день одним из важнейших инструментов формирования образа политика и событийного контента, в котором этот образ рассматривается, не лишены некоторой субъективности, связанной как со сложившимися стереотипами, так и с текущими отношениями между Россией и другими странами. Действия президента РФ влияют на характер публикаций ведущих качественных СМИ, его роль выделяется особо, анализируются его действия, выделяются черты характера, проводятся сравнения с лидерами разных времен и стран. Апробация работы. Положения и результаты работы изложены в выступлениях диссертанта на всероссийских и международных конференциях: «Ломоносов 2012», «Ломоносов 2013», «Ломоносов 2014», «Журналистика в 2014 г.: СМИ как фактор общественного диалога», «Медиаконтент: взгляд молодого исследователя», в рамках Шестых международных научных чтений в Москве «СМИ и массовые коммуникации 2014», на заседании Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности в рамках конференции на тему «Роль СМИ в формировании положительного имиджа России за рубежом». Результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях (3 статьях в научных изданиях, включенных в Перечень ВАК: «Медиаскоп», «Меди@льманах», «Вопросы теории и практики журналистики», тезисах 5 докладов). Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, политологии, социологии вузов. Материалы могут быть использованы в практической деятельности политтехнологов и имиджмейкеров по направлениям построения имиджа политика либо регулирования образа в предвыборных кампаниях. Качественный анализ СМИ дает представление, как в прессе, в том числе западной, отражаются те или иные действия президента, какими инструментами пользуются качественные СМИ для изменения представления о фактических действиях политика. Исследование образа В. В. Путина, помимо выявления его черт и особенностей в исследуемых СМИ, имеет и еще одну стратегическую значимость: на значительном эмпирическом материале оно призвано разработать методику исследования журналистских текстов, относящихся к деятельности лидеров стран с целью выявления важнейших критериев контент-анализа; призвано изучить роль журналистов как агентов, формирующих представление о политиках и активно влияющих на общественное мнение, таким образом добавляя новое к известным теоретическим журналистским концепциям. В научный оборот вводятся эмпирические данные, характеризующие специфику освещения деятельности президента РФ СМИ четырех стран, а также формируется образ В. В. Путина, который сложился в третий президентский срок с 2012 г. по 2014 г. Структура. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам формирования образа политика, определению роли СМИ в формировании образа политика, обозначению основных стереотипов по поводу России и ее политиков в исследуемых странах, а также основных устоявшихся черт образа политика В. В. Путина в сознании российской аудитории в 2000-2012 гг. Во второй главе исследуются публикации западных качественных СМИ. Контент-анализ проводится по количественным и качественным характеристикам с целью определения различий отражения образа политика В. В. Путина в четырех странах. В заключении делаются выводы о том, какой образ складывается у В. В. Путина в исследуемых СМИ на протяжении трех лет, охватывающих исследование. В библиографии представлено 182 источника, в том числе 11 книг и 62 статьи на английском языке, 21 статья на французском языке, 16 статей на немецком. Работа включает 13 таблиц и 87 графиков – 48 из них вынесено в Приложение. ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ И ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПОЛИТИКА. Прежде чем приступить к исследованию образа В. В. Путина в зарубежных качественных СМИ, необходимо дать определение термина «образ», понять его конструкцию, природу политического лидерства и тип лидерства, в зависимости от которого в дальнейшем можно предопределить модель поведения политика. Далее необходимо определить роль СМИ в формировании образа политика, поскольку СМИ являются основным объектом исследования работы. Образ политика напрямую связан со страной, в связи с этим необходимо также обратиться к стереотипам по поводу России, которые сложились в исследуемых странах, чтобы в дальнейшем понять, влияют ли они на характер публикаций СМИ. Наконец, автор ставит задачу подробнее остановиться на образе В. В. Путина, обозначить основные черты его образа, а также вспомнить основные факты, которые имели место в стране под руководством политического лидера. Отдельно необходимо остановиться на событиях, которые произошли в третий президентский срок. 1.1 Образ и имидж, политическое лидерство. Граждане знают о В. В. Путине достаточно много: как он выглядит, где он родился, как стал президентом и как работал на этом посту в течение восьми лет с 2000 г. по 2008 г., как с 2008 г. по 2012 г. был премьер-министром России, а в 2012 г. вновь был избран президентом страны. Гражданин, глубоко погружающийся в вопросы политики, получает информацию о деятельности главы государства через различные источники: от первого лица – через программные статьи, ежегодные послания и прямые линии. Далее через вторичные источники: пресс-службу Администрации Президента РФ, сайт www.kremlin.ru, где хранятся стенограммы переговоров, фоторепортажи поездок и пр.; через материалы СМИ, как российских, так и зарубежных, о президенте и его деятельности; через комментарии политологов, экономистов, которые дают оценку действиям президента и проводимой им политике. Чем дальше по списку, тем дальше находится объект от реципиента, тем большую роль вносят различные каналы в формирование представления об объекте. К тому же знания гражданина о деятельности президента формируются в зависимости от степени его личной заинтересованности в политике, под воздействием информационных ресурсов и личных пристрастий. Политик не может скрыть от общества свои базовые характеристики: черты внешности, моральные, психологические, личные и профессиональные качества. Однако в сознании отдельного гражданина формируется индивидуальное представление о политике, которое состоит не только из вышеперечисленных базовых характеристик, но и дополнительных, сформировавшихся под влиянием различных инструментов: действий политтехнологов, материалов СМИ, позиций экспертов, политических событий и т.д. Как считает исследователь В. А. Зорин, гражданину, чтобы сделать объективный выбор, необходимо посмотреть на политика «свежим» взглядом: «прежде всего отказаться от использования «вторичных» источников и сосредоточить внимание на материалах, в которых личность лидера отражена «как таковая», то есть без искажений, диктуемых пиаровскими соображениями и электоральными интересами». С другой стороны, необходимо понимать, что даже затратив массу сил и энергии на выявление истинных особенностей психики политического выбора, гражданин может столкнуться с теми качествами политика, которые охарактеризуют его не вполне объективно, поскольку внутренний мир любого человека многогранен и сложен в понимании и крайне трудно, будучи лично не знакомым с политиком, воспринять его объективно. Поэтому, желая произвести правильное впечатление и сформировать в сознании гражданина качественно выгодное представление о себе, политик работает над созданием своего политического образа. В основе образа политика чаще всего лежит определенный тип личности. Сам термин «тип личности» сформировал швейцарский психолог К. Г. Юнг в книге «Психологические типы». Его продолжателями стали американские ученые К. Бриггс, И. Бриггс, П. Тайгер, Б. Бэррон-Тайгер. Безусловно, президент должен обладать лидерскими качествами. Ж. Блондель определяет политическое лидерство (и особенно общенациональное лидерство) как «власть, осуществляемую одним или несколькими индивидуумами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям». Политико-психологические типологии лидерства отличаются разнообразием: типология Г. Ласуэлла разделяет лидеров на «агитаторов», «администраторов» и «теоретиков», типология Д. Рисмена – на «безразличных», «морализаторов» и «внутренних наблюдателей». Основные стили лидерства принято разделять на авторитарный, демократический и либеральный. Многообразие подходов к определению лидерства обусловлено различием реализации лидерских функций в зависимости от потребностей общества, политического устройства государства и ситуации в стране. Как известно, классическая типология, принадлежащая М. Веберу, разделяет традиционных, рационально-легальных и харизматичных лидеров в зависимости от типа легитимизации власти. Классики социологии и политологии В. Парето, В. Михельс, Г. Москва, М. Вебер видели политическую власть источником лидерства. Власть рассматривалась ими как социальный, а не только как индивидуальный феномен. В отличие от такого нормативистско-моралистского подхода к лидерству, Н. Макиавелли акцентировал внимание на вопросе прагматического удержания власти с помощью хитрости и жестокости. Ф. Ницше был среди первых, кто объявил волю к власти движущей силой истории, акцентируя внимание на творческом инстинкте сверхчеловека, его способности преодолеть инстинкт толпы. Таким образом, выделяется два аспекта лидерства: инстинктивное (иррациональное, то, что заложено в лидере) и рациональное (те качества, которые он может развить, а следом, как считал Г. Лебон, повести с помощью веры за собой толпу). З. Фрейд, рассматривая способность лидера вести за собой толпу, называл это качество гипнотическим, объясняя это потребностью личности, которая идет от тоски по отцу, поклоняться авторитету. Г. Моска и В. Парето говорят о зависимости типа политического лидерства от социального запроса и ситуации в государстве. Таким образом, главными компонентами лидерства являются личность, среда и их взаимодействие. Сегодня уделяется особенное внимание личностным особенностям лидеров. Такой подход характерен для известных политических психологов: Г. Ласуэлл, А. и Д. Джорджи, Дж. М. Бернс, Р. Такер, Ф. Гринстайн, Д. Уинтер и др. Понятие «образ» – междисциплинное и используется в социологии, психологии, философии, политологии, литературе, журналистике и др. науках. У К. Г. Юнга, как пояснял П. Кюглер, «внутренний и внешний мир человека соединяются в психических образах, переживание реальности – это следствие психики создавать образы», образ – это опыт человека, проникающий в бессознательное для архетипов и стереотипов. Профессор Е. Б. Шестопал в работе «Политическая психология» под политическим образом подразумевает, с одной стороны, отражение реальных характеристик объекта восприятия, т.е. политической власти личности лидера и т.д., с другой – проекцию ожиданий субъекта восприятия, т.е. граждан. «В образе политической власти отражаются знания, представления, мнения, оценки, ожидания, эмоции, требования массового сознания к власти». В своих работах российский психолог Д. А. Леонтьев четко разграничивает понятия образа и имиджа: «Как известно, слово «имидж» является английским эквивалентом русского слова «образ». Имиджем я называю впечатление, которое конструируется целенаправленно и сознательно, а образом – то, которое формируется спонтанно. Имидж – это навевание совершенно конкретных ассоциаций и намеков. «…» Образ есть всегда, образ всегда можно диагностировать и описать – точно и разносторонне». В данной работе рассматривается, в первую очередь, не результат работы имиджмейкеров в сознании общества, а собственно «политическая личность», образ, который формируется как продукт трансформации «личности» как таковой в результате проведения политической деятельности и находится между «личностью» и «имиджем». Образ – это отражение объекта в сознании человека, образ, в отличие от объекта, всегда носит неполный характер. С одной стороны, в образе заключены объективные закономерности бытия, с другой, в образ включены субъективные ощущения человека об объекте. Так, под термином «образ» мы понимаем отражение личности лидера, которое сформировано спонтанно в сознании гражданина под воздействием различных факторов. Существует множество подходов к классификации образов в зависимости от разных контекстов – структурных, функциональных, предметных и т.д. С. Ф. Лисовский выделяет 4 типа образов: желаемый, субъективный (представление кандидата и команды о том, каков образ лидера в глазах избирателей), реальный (впечатление о кандидате в текущий период времени) и идеальный. В процессе работы над идеальным образом формируется образ временный, моделируемый, который и транслируется на избирателя через СМИ. Структура образа политика сложна и подвижна. Классификация структуры образа наиболее точно представляется специалистами Центра политического консультирования «Никколо М», поскольку учитываются и персональные, и социальные, и символические группы характеристик политического образа. К персональным характеристикам относятся физические особенности, психофизиологические и профессиональные особенности, наличие харизмы, умение вызывать доверие и симпатию. Персональные характеристики не подвластны изменениям. Социальные характеристики более подвижны изменениям в ходе построения политического имиджа (способность лидера генерировать и провозглашать объединяющие идеи, известность, авторитет, статус личности, социальные связи лидера и социальная принадлежность). Символические характеристики после их формирования являются наиболее устойчивыми в коммуникативном поле и наиболее интересными с точки зрения политического маркетинга (биография, мировоззрение политика, идеология, политическая программа, позиция лидера по актуальным вопросам, культурные архетипы, ассоциирующиеся с лидером). Исследователь А. М. Цуладзе считает, что биография играет одну из наиболее важных ролей в формировании образа политического деятеля – с ее помощью можно конструировать или, наоборот, дешифровать политические мифы. Выводы: Под термином «образ» автор понимает отражение личности лидера, которое формируется спонтанно в сознании гражданина под воздействием различных факторов. В структуре любого политического образа можно выделить общие закономерности: во-первых, в каждом образе есть рациональные и бессознательные компоненты, т.е. на рациональном уровне индивид может объяснить, какие черты ему нравятся в политике, на бессознательном уровне же человек выбирает «сердцем». Во-вторых, в любом образе можно оценить степень привлекательности, силы и активности. В-третьих, у каждого образа есть визуальные и вербальные характеристики, и, наконец, реальный образ всегда (осознанно или нет) сопоставляется индивидом с идеальным. Структура образа политика сложна и подвижна, состоит из персональных, не подвластных изменениям характеристик (психофизиологические и профессиональные особенности, наличие харизмы, умение вызывать доверие и симпатию); социальных характеристик (известность, авторитет, статус личности, социальные связи лидера, социальная принадлежность); символических характеристик, наиболее интересных с точки зрения политического маркетинга (биография, мировоззрение политика, идеология, политическая программа, позиция лидера по актуальным вопросам, культурные архетипы, ассоциирующиеся с лидером). Лидерство состоит из двух аспектов: инстинктивного (иррационального, того, что заложено в лидере) и рационального (тех качеств, которые он может развить). Главными компонентами лидерства являются личность, среда и их взаимодействие. Тип политического лидерства зачастую зависит от социального запроса и ситуации в стране. Если имидж конструируется целенаправленно и сознательно политтехнологами, то образ политика складывается не только из интерпретации его характеристик, но и из мнений, ожиданий, оценок, эмоций, требований массового сознания к власти, отражения образа политика в прессе. 1.2 СМИ как инструмент манипулирования общественным сознанием. Образ политика, как было выяснено в предыдущем параграфе, сложен и многогранен. СМИ играют одну из главных ролей в формировании представлений индивида о политическом лидере. Они являются связующим звеном между политиком и обществом. В данном параграфе автор ставит задачу обозначить, способны ли СМИ формировать искусственный образ политика и какими инструментами обладают медиа для изменения отношения к политической личности. Французский социолог П. Бурдье считал, что основой удачной политической игры является не столько монополия использования ресурсов политической власти, сколько монополия производства и распространения политических представлений и мнений. Немногие могут попасть в мир реальной политики. По текущим вопросам жизнедеятельности человек получает информацию от друзей, родственников, соседей, знакомых в виде слухов, сплетен и т.д. В случае с политическим....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: