VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обоснование положений по развитию банковского консультирования как основы повышения грамотности населения в пользовании банковскими услугами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007783
Тема: Обоснование положений по развитию банковского консультирования как основы повышения грамотности населения в пользовании банковскими услугами
Содержание
81







СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	Глава 1. Понятие и роли банковского консультирования в финансово-кредитной грамотности населения	6

		1.1.	Понятие и признаки финансово-кредитной грамотности населения	6

		1.2.	Сущность и содержание банковских консультационных услуг населению….	13

		1.3.	Особенности правовой характеристики института клиента в банковском праве: в России и за рубежом	19

	Глава 2. Исследование уровня финансово-кредитной грамотности населения в пользовании банковскими услугами	27

		2.1.	Оценка финансово-кредитной грамотности потребителей банковских услуг…..	27

		2.2.	Уровень доступности банковских услуг населению в России	33

		2.3.	Долговая нагрузка населения как проблема низкой финансово-кредитной грамотности в России	46

	Глава 3. Развитие банковского консультирования как основы повышения грамотности населения в пользовании банковскими услугами	56

		3.1.	Приоритетные направления государственного регулирования финансовой грамотности населения	56

		3.2.	Совершенствование реализации клиентской политики коммерческими банками	61

		3.3.	Перспективы развития банковского консультирования в России на основе зарубежного опыта	64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70

	СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	73

	ПРИЛОЖЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования определяется тем, что проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения является относительно новой, интересной и сложной для современного общества. Переоценить актуальность решения указанной проблемы (особенно в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры) крайне сложно. Во-первых, это связано с низкой осведомлен-ностью граждан об основах финансовой системы Российской Федерации и функционировании персональных финансов, в том числе об основах пенсионного, социального, медицинского и других видов страхования, налогообложения физических лиц, кредитования и инвестирования. Во-вторых, растет популярность финансовых рынков как источника дохода. В-третьих, «традиционным» стало распространение мошеннических псевдоинвести-ционных схем, финансовых пирамид, риск вовлечения населения в которые велик. Неосведомленность в финансовой сфере вкупе с неумением управлять собственными или привлеченными финансовыми ресурсами негативно отражается на финансовой безопасности и уровне жизни граждан.

Наличие финансово-экономических кризисов в стране имеет непосредственное отношение к изменениям мотивов финансового поведения. В условиях преодоления последствий кризиса изучение трансформации финансового поведения населения представляется актуальным как с теоретической точки зрения, так и с целью применения полученных результатов на практике.

На сегодняшний день банки составляют основу современного денежно-кредитного механизма, так как их деятельность взаимосвязана с потребностями воспроизводства. Одновременно они являются связывающим звеном между отраслями, осуществляя денежные расчеты, кредитуя хозяйствующих субъектов и выступая посредниками в перераспределении капиталов, обеспечивая увеличение общей эффективности производства. Таким образом, в настоящее время значимость рынка банковских услуг не ограничивается только рамками кредитных и денежных отношений. Банки выполняют функции института, который по уровню влияния сопоставим с государственными органами и даже финансовым рынком, так как без них невозможна организация рациональной хозяйственной деятельности в масштабах общества, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Проблема исследования вопросов финансовой грамотности населения появилась относительно недавно, но очень быстро стала популярной. Среди выдающихся зарубежных ученых, занимающихся данной проблематикой, необходимо отметить работы Адель Аткинсон, Бодо Шефера, Элис Шредер, Уоррен Баффетт, Роберта Кийосаки, Джорджа С. Клейсона  и др. Проблеме банковского консультирования населения посвящен ряд трудов отечественных ученых: Дорофеев М.Л., Домащенко Д.В., Зубец А.Н., Аймалетдинов Т.А., Имаева Г.Р., Лобанова И.А., Горяев А., Чумаченко В., Алифанова Е.Н., Рыжановская Л.Ю., Калинина Н.Н., Зеленцова А.В., Демидов Д.Н., Блискавка Е.А., Абанина И.Н., Хикматов У.С., Койчуева М.Т., и др. Однако обзор существующих подходов к оценке финансовой грамотности населения выявил разнообразие недостаточное исследование особенностей банковского консультирования как основы повышения грамотности населения в пользовании банковскими услугами.

Объектом исследования выбрана банковская инфраструктура, представляющая собой динамично развивающуюся составляющую банковской системы консультирования финансовых услуг.

Предметом исследования признаны социально-экономические отношения, формирующие банковскую инфраструктуру, способствующие повышению банковского консультирования как основы повышения грамотности населения в пользовании банковскими услугами.

Целью работы является обоснование положений по развитию банковского консультирования как основы повышения грамотности населения в пользовании банковскими услугами.  Постановка цели исследования предопределяет решение следующих задач:

Провести теоретический обзор понятия и роли банковского консультирования в финансово-кредитной грамотности населения;

Представить результаты исследования уровня финансово-кредитной грамотности населения в пользовании банковскими услугами;

Обосновать направления развития банковского консультирования как основы повышения грамотности населения в пользовании банковскими услугами;

Определить перспективы развития банковского консультирования в России на основе зарубежного опыта.

Теоретической и методологической основой послужили концепции, теории, научно-методические положения и подходы к исследованию банковского консультирования, имеющиеся как в отечественной, так и в зарубежной науке и практике.

Информационная база исследования обеспечивается аналитическими материалами Федеральной службы государственной статистики, Банка России и его региональных отделений, коммерческих банковских структур, информационными материалами российских и зарубежных агентств, а также авторскими расчетными данными.

Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. 




Глава 1. Понятие и роли банковского консультирования в финансово-кредитной грамотности населения.



Понятие и признаки финансово-кредитной грамотности населения

Новый финансово-экономический кризис в России 2014-2015 гг., вызванный одновременным действием целого ряда внутренних и внешних факторов, обещает стать более тяжелым, чем тот, что был в 2008-2009 гг., прогнозируют экономисты. Основная сложность в том, что у населения может не хватить имеющихся резервов и экономические потери рядовых граждан могут быть очень существенными. В условиях финансово - экономического кризиса анализ финансового поведения населения представляется актуальным.

Под финансовым поведением в широком смысле понимается поведение домохозяйств или индивидов, связанное с получением и расходованием денежных средств. Финансовое поведение исторически конкретно и изменчиво. Оно сопряжено с многообразными установками в отношении денег, сложившимися в различных социальных контекстах, порожденными мифами и предрассудками, обычаями и привычками людей [10]. На изменение финансового поведения влияет множество факторов: психологические, социальные, демографические, культурные, политические, экономические [48, с. 145]. 

Общая типология финансового поведения на уровне практического управления денежными средствами для достижения конкретных жизненных целей выражается в стратегиях нескольких видов: потребительская (покупка, продажа товаров и услуг вне финансовых институтов); кредитно-заемная (кредиты и долги), сберегательная (сохранение денег); страховая (страховые продукты, «деньги на всякий случай»); пенсионная (пенсионные программы); инвестиционная стратегия (вложение средств в определенные активы с целью получения прибыли) [16, с. 22]. На выбор форм и целей сбережений, количество обращений в финансовые организации значительно влияет уровень образования, социальный статус, семейное положение, а также величина среднемесячного дохода, приходящегося на одного члена семьи [46].

В последнее время все больше внимания уделяется проблеме увеличения финансовой грамотности населения [50, с. 594]. Термин «финансовая грамотность» имеет различные дефиниции. Финансовая грамотность – это «совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег». Данная дефиниция определяет финансовую грамотность с позиции финансово-банковской сферы [48, с. 144].

С точки зрения образования и науки, под финансовой грамотностью понимают результат процесса финансового образования или совокупность двух элементов:

владение индивидами информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации и консультационных услуг;

способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений при осуществлении специальных расчетов, оценке риска, сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги.

Эти знания позволяют человеку грамотно управлять своими денежными средствами – вести учет доходов и расходов, вовремя погашать задолженности, планировать личный бюджет, накапливать сбережения. Представляется целесообразным на практике применять определение финансовой грамотности, данное в приказе Федеральной службы по финансовым рынкам России от 24.09.2009 г. №09-237/пз «Об утверждении основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения», в котором под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России:

эффективно управлять личными финансами;

осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;

оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;

разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;

принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;

компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления [47].

Уровень финансовой грамотности населения региона является одним из элементов, определяющих уровень квалификации и функциональной грамотности населения региона в целом, что является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции как региона [4, с. 67], так и страны в целом [50, с. 594]. Одним из последствий низкого уровня финансовой грамотности является высокий риск вовлечения людей во всевозможные незаконные финансовые схемы, как напрямую в качестве жертв мошенничества («обманутых вкладчиков» и т.д.), так и в качестве соучастников (не всегда осознанных) незаконных операций, способствующих совершению преступлений против других лиц, обналичиванию преступно полученных доходов и т.д. [16, с. 22]

Кроме того, финансово повышение финансовой грамотности населения положительно влияет не только на благосостояние более грамотных финансово граждан, но и на национальную экономику, в то время как низкая финансовая грамотность населения способствует высокому уровню коррупции, теневого денежного оборота и всевозможных преступлений [1, с.46].

Помимо понятия «финансовая грамотность» используется термин «финансовая культура», определяемый А.И. Фатиховым как совокупность традиций, норм и идей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений, финансового планирования и распределения денежных средств при существующем уровне развития в обществе инфраструктуры рынка, финансовых институтов и различных ценностей финансовой сферы, имеющих материальное воплощение и созданных целенаправленным воздействием людей [5, с. 236].

Кроме того, Е.Г. Рубцов дает определение понятию финансового поведения: особая разновидность экономического поведения, связанная с поведением населения на рынке финансовых продуктов и услуг и предполагающая мобилизацию, перераспределение и инвестирование имеющихся в распоряжении населения денежных ресурсов [3, с.255].

Д.А. Шевченко и А.В. Давыденко [7, с. 102-103] выделяют следующие составляющие финансовой грамотности:

организационная и нормативно-правовая составляющая;

финансово-экономическая составляющая (информация о рисках, доходности активов и т.д.);

технико-технологическая составляющая;

информационная составляющая.

Для оценки качества жизни населения страны в настоящее время применяются различные интегральные системы, состоящие из различных показателей, которые характеризуют степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей и определяемых объективными и субъективными характеристиками жизнедеятельности человека и\или социума по отношению к объективному и\или субъективному эталону имеющихся у них потребностей.

Финансовая грамотность предполагает формирование у населения базы общих знаний:

о потребностях человека в течение всей его жизни и стандартных способах их удовлетворения за счет использования инструментов финансового рынка при соблюдении финансовой дисциплины;

об основных продуктах и услугах финансового рынка, а также рисках, сопровождающих их использование;

о способах получения информации о поставщиках, продуктах и услугах финансового рынка;

о причинах и последствиях решений Банка России в области денежно-кредитной политики;

об имеющихся возможностях защиты своих прав на финансовом рынке.

Вместе с тем финансовая грамотность предполагает не только получение теоретических знаний, но и наличие базовых навыков практического использования инструментов финансового рынка и способности оценивать, как экономическую ситуацию в стране, так и действия монетарных властей.

В настоящее время на уровень финансовой грамотности населения значительное влияние оказывает процесс урбанизации российских городов с преобладанием крупногородских форм поселений. Большие и сверхбольшие города, характеризующиеся миграционным и естественным приростом населения, являются центрами развитой экономической и социальной инфраструктуры, источниками занятости и досуга.

В крупных городах выше обеспечение безопасности населения, организована доступность получения качественного образования и высокотехнологических услуг здравоохранения, больше возможностей получения высокооплачиваемой и интересной работы, и, как следствие – повышение реальных доходов и рост качества жизни населения, что оказывает существенное влияние на уровень финансовой грамотности населения. С другой стороны, в процессах урбанизации, связанных с необходимостью социальной адаптации мигрантов, социально-экономические проблемы обостряются практически во всех сферах жизнедеятельности городского населения, что приводит к возникновению очагов социальной напряженности, а также снижению качества жизни и оказывает негативное влияние на повышение уровня финансовой грамотности населения.

С учетом изложенного, представляется целесообразным в Российской Федерации установленным порядком организовать многоуровневый мониторинг качества жизни населения [50, с. 597]:

качество жизни населения Российской Федерации;

качество жизни населения региона Российской Федерации;

качество жизни населения городов Российской Федерации (с населением свыше – и ниже 500 тыс. чел.);

качество жизни населения сельских поселений Российской Федерации, при этом в систему показателей мониторинга качества жизни внести показатель финансовой грамотности населения.

Финансово-кредитной грамотность населения нужна людям в любом возрасте. Людям пенсионного возраста она необходима, чтобы умело пользоваться сбережениями, не потерять деньги в денежных пирамидах, научиться пользоваться передовыми экономическими инструментами. Людям среднего возраста финансовая грамотность позволит выбрать оптимальные стратегии накопления на старость, умело применять денежные инструменты, которые экономят время и усилия, эффективно распоряжаться имеющимися экономическими ресурсами. Молодежь имеет необходимость в формировании умений планирования бюджета и сбережений, в грамотном выборе решений проблем финансирования воспитания и приобретения жилья, а дети – в приобретении представления о значении средств и семейном бюджете. Финансово квалифицированные люди в большей степени защищены от денежных рисков и внезапных обстановок и готовы противостоять финансовому мошенничеству [1].

Как говорят данные ряда исследований, приуроченных к оценкам финансово-кредитной грамотности народонаселения, степень информационной асимметрии между покупателями денежных товаров и услуг и их поставщиками считается очень высокой, а при управлении собственными деньгами народонаселение, как правило, управляется лишь маркетинговой продукцией отдельных финансовых институтов, никак не осознавая вероятные риски и финансовые последствия их сделок. Кроме того, обострилась проблема защиты прав покупателей финансовых услуг 46.

Познание главных финансовых понятий и умение их применять на практике дает вероятность человеку грамотно управлять собственными денежными средствами. То есть вести учет доходов и затрат, сторониться лишней задолженности, планировать собственный бюджет, создавать накопления. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых экономическими институтами, и приобретать их на базе осознанного выбора. В конце концов, накопительные и страховые инструменты [47].

Стоит отметить, что от всеобщего уровня финансово-кредитной грамотности народонаселения страны во многом зависит ее финансовое развитие. Низкий уровень таковых знаний приводит к отрицательным результатам не только для покупателей финансовых услуг, но и для страны, частного сектора и общества в целом. Высокая степень осведомленности жителей в области финансов содействует общественной и экономической устойчивости в стране. Подъем финансовой грамотности приводит к понижению рисков излишней собственной задолженности граждан по потребительским кредитам, уменьшению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д. [48, с. 144].

В нашей стране финансово-кредитная грамотность располагается на невысоком уровне. Только небольшая часть людей разбирается в услугах и продуктах, предлагаемых экономическими институтами 46. Финансовое воспитание молодых людей содействует принятию грамотных решений, минимизирует риски и тем самым способно нарастить экономическую безопасность молодых людей. Низкая степень финансовой грамотности и недостающее понимание в области собственных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, излишним долгам и социальным проблемам, включая личные проблемы.

Таким образом, под финансово-кредитной грамотностью населения понимается способность граждан России: эффективно управлять личными финансами; осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением; разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций),  иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках; принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.





Сущность и содержание банковских консультационных услуг населению

В современном мире понятия банковский продукт, банковская услуга трактуются по-разному. В теоретических работах и в практической банковской деятельности эти понятия используются некорректно применительно к истории товарно-денежных отношений. Так, достаточно часто встречается отождествление понятий банковский продукт и банковская услуга.

На рисунке 1.1 представлены виды банковских услуг на рынке.



Рисунок 1.1 – Классификация банковских услуг 



Банковская услуга представляет собой разнообразные банковские операции по обслуживанию клиента. Банковский продукт и услугу в реальной действительности сложно разделить, поскольку многие банковские операции (услуги) оформляются определенным документом.

Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковская услуга носит первичный характер, банковский продукт вторичный.

Банковской услуге присущи определенные специфические черты [3]. Прежде всего, покупателю банковской услуги трудно разобраться и оценить, что продается до ее приобретения, а иногда даже после этого 19, с. 34. Клиент вынужден верить банку, то есть должен присутствовать элемент доверия к банку. Одновременно неосязаемость банковской услуги усложняет управленческую деятельность банковского работника. У него возникают две проблемы: во-первых - сложно показать клиентам свой товар; во-вторых - сложно объяснить во всех деталях клиентам, за что они платят деньги.

Специфика банковской услуги заключается и в том, что в отличие от материальных товаров ее нельзя производить впрок и хранить, она может производиться только в момент ее востребования; эти два процесса не могут быть оторваны друг от друга. Кроме того, клиент банка не может сразу оценить качество предлагаемой и предоставляемой ему услуги 18, с. 76.

Неизбежным следствием несовпадения во времени производства и востребования банковской услуги является изменчивость ее исполнения, зависимость от того, где, когда и кем она предоставляется. Изменчивость банковской услуги иногда вызывается и ее покупателями, уникальность каждого из которых требует высокой степени индивидуализации в соответствии с требованиями клиента, что делает невозможным массовое производство многих видов банковских услуг [50, с. 595].

Еще одна важная отличительная черта банковской услуги - ее сиюминутность. Услуги, как правило, не могут быть отложены до дальнейшей продажи и предоставления на длительный срок. Если спрос на эти услуги становится больше предложения, то на это нельзя среагировать, как в промышленности, взяв товар со склада. Аналогично, если мощности по производству банковских услуг значительно превосходят спрос на них, то издержки в этом случае общественно необходимы.

Оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты). Нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений. Большинство банковских услуг направлены на продолжительные отношения с клиентом, то есть, несут долговременный характер и осуществляются неоднократно.

Финансовая доступность – это состояние финансового рынка, при котором всё дееспособное население страны, а также субъекты малого и среднего предпринимательства имеют полноценную возможность получения базового набора финансовых услуг, которая характеризуется совокупностью следующих условий 18, с. 79:

наличие инфраструктуры предоставления финансовых услуг (физическая возможность получения услуг в отделениях и филиалах финансовых организаций, посредством банкоматов, электронных и платежных терминалов, через платежных агентов, банковских платежных агентов, страховых агентов, страховых брокеров, организации федеральной почтовой связи и/или возможность дистанционного/удаленного доступа к получению финансовых услуг посредством сети Интернет, с использованием мобильного телефона и иных устройств во всех населенных пунктах Российской Федерации);

востребованность финансовых услуг (устойчивый спрос со стороны населения и/или субъектов малого и среднего предпринимательства на доступные финансовые услуги);

качество финансовых услуг (бесперебойное и безопасное предоставление финансовых услуг, ценовая доступность финансовых услуг для значительного числа потребителей, доверие граждан к финансовым институтам и предоставляемым ими услугам, эффективная система защиты прав потребителей финансовых услуг);

полезность финансовых услуг (финансовая грамотность населения, понимание потребителем сути оказываемых ему услуг, оценка потребителем степени положительного/отрицательного влияния оказываемых ему услуг на качество его жизни).

В настоящее время экономистами не выработано единое мнение по поводу этих понятий и что в конечном итоге удовлетворяет потребности клиента: операция, услуга или продукт.

К основным консультационным услугам банка относят 18, с. 78:

	консультационные услуги по всем направлениям рынка государственных ценных бумаг;

	консультационные услуги по операциям купли-продажи негосударственных ценных бумаг;

	консультационные услуги по выполнению предприятиями, индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций на территории РФ в рублях и иностранной валюте;

	консультационные услуги по расчетам наличными денежными средствами между предприятиями, предпринимателями в соответствии с действующим законодательством РФ.

Банки предоставляют консультационные услуги физическим и юридическим лицам по следующим вопросам:

права и обязанности налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством по уплате налогов от сделок с имуществом по договорам дарения и наследства, налогов на доходы, на добавленную стоимость (НДС);

заполнение декларации о доходах физических лиц;

условия предоставления физическим лицам имущественных, социальных и профессиональных налоговых вычетов;

регистрация и постановка на налоговый учет физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

оказание практической помощи предпринимателям без образования юридического лица в подготовке ежеквартальной и годовой отчетности.

Банковские консультационные услуги должны быть доступны населению.

В процессе оказания консультационных услуг банк вправе привлекать экспертов 18, с. 77. Решение об использовании работы эксперта принимает кредитная организация, исходя из: характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию; целесообразности, возможности оказания иных банковских услуг или процедур применительно к этим обстоятельствам; вероятности значительного увеличения риска ошибочного (некачественного) выполнения консультационных услуг [50, с. 594].

При оказании банком консультационных услуг клиент несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, за полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и достоверность предоставляемой информации, своевременность предоставления документов, информации, сведений, за любые ограничения возможности выполнения аудиторской организацией своих обязанностей.

Кредитная организация несет ответственность за качество и сроки оказываемых услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между банком и экономическим субъектом.

Коммерческие банки, обладая финансовыми ресурсами для осуществления этого вида финансового обслуживания своих клиентов, реализуют потенциальные возможности по расширению их числа путем предоставления комплексного обслуживания на финансовом рынке.

Банки могут привлекать новых клиентов через своих постоянных партнеров, так как многие коммерческие фирмы и компании - производители заинтересованы в том, чтобы их контрагенты и покупатели обслуживались в одном банке. Это упрощает расчеты, позволяет избегать задержки платежей, способствует устойчивости банка, если предприятия – клиенты банка диверсифицированы по широкому спектру отраслей экономики [3].





Особенности правовой характеристики института клиента в банковском праве: в России и за рубежом

Осуществление банковских операций, ведение банковской деятельности, совершение банковских сделок предполагает получение, переработку, хранение и использование информации, как правило, имеющей высокую экономическую и иную ценность. Потребность в информации возникает у клиента уже при выборе кредитной организации, а у кредитной организации - при определении права клиента на обслуживание. Органы банковского надзора испытывают потребность в информации еще раньше: при регистрации кредитной организации.

В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с правовым регулированием отношений, складывающихся по поводу получения информации, придания ей того или иного правового режима, ее охраны и использования 19, с. 33.

Прежде всего, нужно отметить, что общественные отношения, возникающие по поводу защиты информации, а также прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года. [4]

В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации информация относится к объектам гражданских прав 1.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления 4.

Банковская информация в литературе по банковском праву определяется  как совокупность сведений, соотносимых с такими параметрами банковской деятельности, как уставные документы и отчетность банков за определенный период; руководство банка и его организационно-правовая форма; внешний облик банка и его служащих; виды и формы банковского обслуживания; условия возмездности по заключаемым договорам; своевременность и полнота выполнения банком своих обязательств как кредитора; количество и состав клиентов данного банка; операции по счетам каждого клиента; наличие корреспондентских связей банка; техническая оснащенность банка, и др. Иначе говоря, банковскую информацию составляют любые сведения о банке и его деятельности 33, с. 255.

Следует согласиться с Андроновой Н. Э. в том, что исчерпывающую классификацию информации по объекту, с которым она соотносится, дать практически невозможно 12, с. 34. Сведения, составляющие банковскую информацию, можно отнести к разным правовым режимам по нескольким критериям: с точки зрения открытости и доступности банковской информации, в зависимости от ее содержания и использования.

В соответствии с этим можно различить такие правовые режимы банковской информации как режим открытой банковской информации, режим служебной и коммерческой тайны и режим банковской тайны.

Открытость банковской информации означает, что, во-первых, кредитная организация обязана публиковать определенный круг сведений, адресованных неопределенному числу лиц. Так, в статье 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ в редакции от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ 6 сказано, что кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

 Во-вторых, кредитная организация обязана предоставлять определенные сведения по требованию заинтересованных лиц. В статье 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» говорится, что при осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год 18, с. 76.

Доступность банковской информации предполагает возможность ее получения любым заинтересованным лицом. В этом вопросе мы присоединяемся к точке зрения, высказанной Зеленцова А. В. Он считает, что доступность банковской информации предполагает, что «информация о банке должна изготавливаться в таких формах и такими способами, чтобы любое юридическое или физическое лицо могло ее получить, не связывая себя офертой на заключение договора» 19, с. 34. Например, банковская информация может предоставляться в форме буклетов, проспектов, которые предоставляются любым лицам, посетившим кредитную организацию. Кроме того, доступность означает, что информация должна быть изложена в максимально простой и доступной восприятию форме 24, с. 16.

Специальные правила, регулирующие открытую банковскую информацию, закреплены в Положении о раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков, утвержденном ЦБ РФ от 25 мая 2010 г. №72 -Т.

Кроме того, кредитная организация как юридическое лицо в соответствии со статьей 139 ГК РФ имеет право на конфиденциальность определенной информации о своей деятельности с учетом Постановления Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять   коммерческую тайну» от 05 декабря 1991 года №35.

Особенность же банковской тайны как вида банковской информации состоит в том, что она, согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ, относится к объектам, ограниченно оборотоспособным, то есть к тем объектам, которые могут принадлежать определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, что и определено в статье 857 ГК РФ и статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»2.

Банковская тайна является видом банковской информации, которая, в свою очередь, является видом такого объекта гражданских прав как информация.   На этом основании можно сделать вывод, что банковская тайна является, подвидом информации.

Банковская тайна имеет давнюю историю и традиции, берущие начало в период возникновения первых кредитных учреждений. Одно из упоминаний о ней содержится в учредительных документах «Банка св. Амброизиуса», основанного в Милане в 1593 г. Служащим этого банка запрещалось предоставлять кому-либо информацию о клиентах, исключая случаи, когда сведения запрашиваются клиентом о самом себе, его уполномоченными или наследниками. Нарушение установленного порядка влекло за собой увольнение работника банка с наложением крупного штрафа по заключению викария.

Правовое обеспечение и сопровождение института банковской тайны рассматривается на примере нескольких стран – Швейцарии, Германии и    Великобритани. В первой из них банковская тайна регулируется «Законом о банках и сберегательных кассах». Во второй - почти исключительно, так называемым «неписаным банковским правом». 

На рисунке 1.2 представлены основные источники о понятии банковской тайны в различных странах.



Рисунок 1.2 – Источники правил действия банковской тайны в различных странах



Выбранный .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44