VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обоснование актуальности темы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007260
Тема: Обоснование актуальности темы
Содержание
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» 

Факультет онлайн обучения





Направление подготовки: «Юриспруденция»

Магистерская программа: «Гражданское право»







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



«проблемы РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»







	Студент

 Дворникова Анастасия Геннадьевна

 

 



(Фамилия, имя, отчество )



(подпись)

Руководитель

 Журавлева Елена Михайловна



 



(Фамилия, имя, отчество)



(подпись)



Рецензент 

 Крипакова Дина Равильевна



 



(Фамилия, имя, отчество)



(подпись)





Москва 

2017




	Факультет онлайн обучения

КОНЦЕПЦИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Обучающийся 

 Дворникова Анастасия Геннадьевна

Направление подготовки

Юриспруденция





1. Тема ВКР

«Проблемы реорганизации юридических лиц»

 



Утверждена приказом по Университету     № ________ от «____» _____________ 20___ г.

2. Срок сдачи магистрантом законченной ВКР «____» ________________ 20___ г.

3. Исходные данные по ВКР 

 





4. Обоснование актуальности темы _____________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Цель исследования _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Задачи исследования

6.1.__________________________________________________________________________

6.2.__________________________________________________________________________

7. Организация, результаты деятельности которой использованы в ВКР в качестве объекта исследования_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Предполагаемые методы исследования

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Ожидаемые основные результаты исследования



10. Содержание разделов ВКР (наименование глав)







11. Перечень приложений к ВКР



 

 

Дата утверждения концепции  

 «____» ______________ 201___ г.



«Утверждаю»

Руководитель ВКР

 



подпись

Обучающийся 

 



подпись




ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

Глава 1. Правовая природа института реорганизации юридических лиц

1.1 Понятие реорганизации. Реорганизация как способ прекращения и образования юридических лиц

1.2. История развития законодательства о реорганизации юридических лиц

1.3 Формы реорганизации: общие характеристики. Проблемы, возникающие при проведении реорганизации.

Глава 2. Порядок и условия проведения реорганизации юридических лиц

2.1 Основания проведения реорганизации

2.2 Подготовка и принятие решения о реорганизации юридического лица

2.3 Завершение реорганизации юридического лица и ее последствия

Глава 3. Виды реорганизации и проблемы ее правоприменительства 

3.1 Особенности процедур слияния и присоединения

3.2 Разделение, преобразование и выделение юридических лиц

3.3 Ликвидация юридического лица как следствие неправомерности его реорганизации 

Заключение

Список используемых нормативно-правовых актов и научной литературы

Приложение




ВВЕДЕНИЕ



Условия российского бизнеса рубежа XX – XXI веков, характеризующиеся высокой динамичностью внешней среды, повышением требовательности потребителей, усилением конкурентной борьбы, выдвинули на первый план проблемы эффективного управления организацией, важнейшей из которых является сохранение конкурентоспособности в условиях непрерывно меняющихся факторов микро и макросреды. Адаптация к новым условиям предполагает проведение изменений во внутренней среде организации. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что существующая система управления не всегда соответствует текущим целям организации. Центральными факторами успеха становятся процессы переосмысления деятельности компании, реконструкции производства, реорганизации бизнес-процессов.

Успешная организация постоянно находится в динамике. Организация - живой организм, который постоянно движется в направлении роста или спада. Все организации направлены на развитие, а значит, их целью является движение только в положительном направлении, в направлении роста. 

Не всегда организациям удается двигаться в направлении роста, и тогда наступает момент, когда принимается решение о реорганизации Общества, как один из самых распространенных способов прекращения деятельности. Объясняется это и экономическими, и социальными, и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Процессы приватизации и обновления российского законодательства также в немалой степени способствовали распространению на практике отдельных форм реорганизации. Для успешного проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Все это потребовало более детальной регламентации в ГК РФ и других нормативных актах процесса реорганизации. Так, в ныне действующем ГК РФ общим вопросам реорганизации юридических лиц посвящено четыре статьи и, кроме того, по одной статье - в отношении реорганизации хозяйственных товариществ и обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов. Законодательные акты об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц еще подробнее регулируют соответствующие вопросы реорганизации. Вместе с тем, даже такое более детальное по сравнению с ранее действовавшим законодательством правовое регулирование не позволяет решить всех возникающих при реорганизации вопросов, делая актуальной проблему изменения и дополнения существующих нормативных актов. 

Недостаточность правового регулирования проявляется, например, в отсутствии четкого указания на порядок оформления правопреемства при реорганизации, необходимости включения положений о правопреемстве в отношении ответственности, потребности в более комплексном сочетании интересов реорганизуемого юридического лица и его кредиторов, чему должно способствовать, как представляется, деление кредиторов на две группы: кредиторов, имеющихся у юридического лица на день принятия решения о реорганизации, а также кредиторов, появившихся после такого решения, и соответственно этому различное правовое регулирование защиты их интересов. Совершенствование же законодательства невозможно без научной разработки проблем реорганизации, в частности, определения понятия реорганизации и выделения ее признаков. 

Актуальность выбранной темы в том, что реорганизация - это один из путей прекращения деятельности, который необходимо исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Таким образом, научная и практическая значимость указанных проблем, недостаточная их теоретическая разработка и дискуссионность ряда вопросов предопределили выбор темы.

Цель исследования заключается в выработке и обосновании понятия реорганизации юридического лица, выявлении и раскрытии признаков реорганизации, проведении анализа гражданского законодательства и правоприменительной практики в сфере реорганизации юридических лиц для разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Исходя из названной цели, определены следующие основные задачи:

- проанализировать законодательные основы реорганизации юридических лиц, в том числе изучить понятие реорганизации юридических лиц и специфику правовое регулирование данной процедуры,

- рассмотреть формы и ключевые этапы процедуры реорганизации,

- выявить особенности различных форм реорганизации юридических лиц.

Объектом исследования дипломной работы являются правоотношения, возникающие в сфере реорганизации юридических лиц.

Предмет исследования - реорганизация как особый процесс, происходящий с юридическим лицом; понятие реорганизации; признаки реорганизации: особый субъектный состав, создание и (или) прекращение при реорганизации юридических лиц, наличие правопреемства.

Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный Закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области гражданского и предпринимательского права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам дипломной работы, для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка используемой литературы. 




Глава 1. Правовая природа института реорганизации юридических лиц

1.1 Понятие реорганизации. Реорганизация как способ прекращения и образования юридических лиц

Основным законом, регламентирующим процедуру реорганизации юридических лиц, является Гражданский Кодекс Российской Федерации, принятый в 1994 г., который действует и в настоящее время с принятыми в него изменениями и дополнениями. Наряду с ГК РФ немаловажным является Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.

Общие положения о реорганизации юридических лиц и порядке ее осуществления предусмотрены статьями 57-60 ГК РФ. Гражданский кодекс также содержит ряд специальных норм, определяющих условия реорганизации отдельных видов юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112), казенных предприятий (ст. 115) и др.

Реорганизация юридического лица – прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц.

Реорганизация предприятия обладает следующими особенностями:

	правопреемственность - отличительная черта этого процесса.

	при слиянии, присоединении и преобразовании составляется передаточный акт, а при выделении и разделении - разделительный баланс (в данных документах содержится конкретный перечень обязательств реструктурированного предприятия, переходящих к тому или иному субъекту).

	в результате данного процесса могут создаваться новые субъекты или прекращать деятельность прежние.

	перед проведением реорганизации обязательно уведомить всех кредиторов о предстоящем процессе.

Нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру проведения реорганизации, достаточно обширна и включает в себя большое количество нормативно-правовых документов. Основным является Гражданский кодекс РФ, включающий в себя следующие разделы: 

	ст. 56 ГК РФ Ответственность юридического лица 

	ст. 57 ГК РФ Реорганизация юридического лица

	ст. 58 ГК РФ Правопреемство при реорганизации юридических лиц 

	ст. 59 ГК РФ Передаточный акта 

	ст. 60 ГК РФ  Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица 

	ст. 60.1 ГК РФ Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица 

	ст. 60.2 ГК РФ Признание реорганизации корпорации несостоявшейся

	ст. 61 ГК РФ Ликвидация юридического лица 

	ст. 62 ГК РФ Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица 

	ст. 63 ГК РФ Порядок ликвидации юридического лица 

	ст. 64 ГК РФ Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица 

	ст. 65 ГК РФ Несостоятельность (банкротство) юридического лица. 

Не менее важным является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В нем также достаточно обширно затрагивается тема проведения реорганизации юридического лица. Наиболее важными разделами данного нормативно-правового документа являются следующие: 

	ст. 13.1 Уведомления о реорганизации юридического лица 

	ст. 14 Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации 

	ст. 15 Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации 

	ст. 16 Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

В настоящее время большое количество юридических лиц в России по тем или иным причинам осуществляют процедуру реорганизации, так как это является одним из эффективных способов приращения активов, расширения объемов производства и рынков сбыта, рационализации управления структурными подразделениями, реструктуризации обязательств компании является реорганизация. 

З.В. Галазова в своей диссертации отмечает, что «исследую правовую природу реорганизации, исследователи, прежде всего, обращают внимание в своих работах на отсутствие законодательного закрепления понятия реорганизации».

Поэтому, несмотря на обширную освещенность вопроса реорганизации, недостаточность правового регулирования данного института порождает множество конфликтов и судебных споров. 

В теории существует множество различных определений и понятий термину «реорганизация». В основу определения реорганизации учеными ставятся сущностные и отличительные ее признаки: процесс перемены лиц, прекращение юридического лица, правопреемство, и др., что говорит об отсутствии единого подхода к пониманию реорганизации.

Реорганизация - один из наиболее сложных и распространенных институтов современного российского права, которая влечет существенные изменения юридического лица, затрагивающие права и интересы его участников (учредителей, собственников имущества), кредиторов, трудового коллектива и других лиц.

Поэтому реорганизация – это сложный процесс, причем не только с правовой точки зрения, но и с экономической. Для успешного проведения требуется знание не только норм гражданского законодательства, но и вопросов налогообложения и бухгалтерского учета.

Поэтому перед реорганизацией необходим детальный правовой, налоговый и бухгалтерский анализ путей и механизмов ее проведения. 

Реорганизация по форме ее проведения может быть добровольной и принудительной. При добровольной реорганизации решение о ее начале принимают учредители (участники) юридического лица, либо орган, уполномоченный на осуществление этой процедуры учредительными документами. Принудительная реорганизация юридического осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. 

В теории существует множество определений и значений понятию «реорганизация». Ряд современных авторов рассматривают реорганизацию как прекращение юридического лица.

Так, М.В. Телюкина считает реорганизацию юридического лица одним из способов его прекращения, отличающимся от ликвидации организации наличием правопреемства.

Нарушение порядка юридического оформления реорганизации может привести к признанию реорганизации недействительной (несостоявшейся). Неправильное отражение процесса реорганизации в бухгалтерском учете может повлечь за собой серьезные ошибки в исчислении налогов и, соответственно, большие экономические потери для организаций, а следовательно может привести к внеплановой проверке со стороны государственных органов. 

Так, теоретической основой явились труды отечественных правоведов, как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук, а также работы зарубежных юристов. Среди них следует выделить работы: М.И.Брагинского, М.И.Кулагина, Е.А.Суханова, и других.

Действующее гражданское законодательство РФ до конца не формулирует точного и полного понятия и сущностные признаки института реорганизации. 

С возникновением субъекта права - юридического лица встал вопрос и о процедуре прекращения его деятельности. Порядок этот постоянно совершенствовался. На определенном этапе развития экономки возникла необходимость установить форму прекращения юридического лица, которая позволила бы обеспечить правопреемство в отношении прав и обязанностей субъекта. Концентрация капитала явилась основанием для появления реорганизации в форме слияния и присоединения и могла выражаться в объединении средств учредителей, и в объединении нескольких уже существующих субъектов, либо присоединения одного субъекта к другому. 

Таким образом, можно согласиться с выводом М.И.Кулагина о том что "реорганизация юридических лиц является одной из правовых форм, в которую облекается процесс централизации производства и капитала в экономике буржуазных стран".

Если исходить из целей, которые преследуют юридические лица, реорганизация является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, при этом одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. 

При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности. Данное определение дает М.И. Брагинский, по мнению которого, реорганизация - это прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. Указанный способ прекращения юридического лица предполагает, что его деятельность продолжают другие лица. 

С точки зрения В.В. Лаптева, ранее существовавшее предприятие, как производственно-хозяйственный комплекс может при реорганизации не подвергнуться никакому изменению, но с правовой точки зрения это предприятие либо прекращает свое существование как субъект права, либо сохраняется, но в измененном виде - с иными составом имущества, уставным фондом и т.д.

Подобные определения также приводятся в определениях, данных Е.В. Сухановым и А.А. Чукреевым и др.

Е.А. Суханов, полагает, что почти во всех случаях, за исключением присоединения, реорганизацию можно считать способом возникновения юридических лиц. Таким образом, по мнению автора, реорганизация – процесс прекращения деятельности, влекущее переход прав и обязанностей, ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т. е. правопреемство.

А.А. Чукреев предлагает следующее определение: «Под реорганизацией юридических лиц следует понимать создание и прекращение деятельности юридических лиц, сопровождающееся универсальным правопреемством, т.е. переходом прав и обязанностей от одних реорганизуемых юридических лиц к другим».

Для обозначения замены должника в дореволюционном периоде наиболее часто употреблялся термин "перевод долга". При этом перевод осуществлялся от лиц, прекращающих свое существование, к их правопреемникам.

Так, Д.И. Мейер определял перевод долга следующим образом: "Перевести претензию означает, на место прежнего должника принять другого, то есть прежний должник передает обязательство другому лицу". 

Аксенова В.В. дает следующее понятие реорганизации: «Реорганизация юридических лиц - это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей и влекущий универсальное правопреемство».

Таким образом, отличительной чертой реорганизации является правопреемство, которое означает переход от одного лица (субъекта права) к другому прав и обязанностей или отдельных прав, который осуществляется в силу закона, договора или других юридических оснований. Правопреемство направлено на обеспечение стабильности хозяйственных отношений между лицами, участвующими в процессе реорганизации и его кредиторами. 

Как правило, под правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного лица – правопредшественника к другому лицу – правопреемнику, заменяющему его в правоотношении, при этом перешедшие к нему права остаются тождественными правам первоначального субъекта. 

В настоящее время практика перевода долга применяется не только в случае реорганизации юридического лица.  

Таким образом, правопреемство представляет собой разновидность способа приобретения права.

	Формально правопреемство документируют:

	передаточный акт (при слиянии, присоединении и преобразовании) (Приложение 1);

	разделительный баланс (при разделении и выделении) (п. 1 ст. 59 ГК) (Приложение 2);

	договоры о слиянии или присоединении (Приложение 3).

Е.В. Бакулина видит основной задачей реорганизации не установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а изменение субъектного состава существующих гражданских правоотношений.

До сих пор институт реорганизации толкуется экономистами и юристами с разных точек зрения. Так, Е.М. Сегаль пишет в своей диссертации: "...одним из современных способов реструктуризации, который характеризуется существенными преобразованиями организационной структуры, является реорганизация предприятия...", "...на уровне корпорации процессы слияния и поглощения предприятий и компаний приводят к реорганизации или структурной трансформации организационно-производственной, технологической, управленческой и прочей структуры. Это, как правило, сопровождается изменением специализации и объемов производства продукции (услуг) ряда хозяйственных единиц и их функциональных подразделений".

На мой взгляд, все вышеперечисленные определения не универсальны, так как не охватывают всю сущность реорганизации.

Более подходящее определение реорганизации, на мой взгляд, было предложено Н.И. Клейн, такое как: «Реорганизация предприятия - организационные мероприятия, в результате которых изменяется субъектный состав рынка, то есть прекращаются ранее действовавшие и (или) возникают новые предприятия».

Как видно из данного понятия и определения, реорганизация рассматривается как процесс прекращения и создания юридических лиц, при соблюдении условия универсального правопреемства. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст. 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации общества с ограниченной ответственностью регулируют также ст. 52 - 56 ГК РФ.

Прекращение деятельности реорганизуемого юридического лица, как правило, не является целью проводимой реорганизации, что отличает ее от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

 Основные  цели, которые преследуют участники реорганизации – это, прежде всего финансовая выгода, укрупнение юридического лица, увеличение материального и имущественного фонда, увеличения доли присутствия на рынке, оптимизация налогообложения. Также не стоит списывать со счетов и такую цель как уход от исполнения обязательств, гарантиями исполнения которых, могут служить активы, либо имущество. На практике, в современном мире, не редко процесс реорганизации используют в корыстных целях, что неблагоприятно влияет на современную экономику.

В.В. Жданов пишет, что "в нормативных документах также нет четкого разграничения понятий "реструктуризация", "реорганизация", "реформирование"… Основными целями реструктуризации могут быть финансовое оздоровление, рост конкурентоспособности, увеличение стоимости активов, повышение ценности для потребителей, другие". Нужно отметить, что данные особенности признаются и за реорганизацией.

Задачей реорганизации является перевод предприятия в состояние, которое характеризуется более высоким уровнем организации работы за счет повышения эффективности бизнес-процессов.

 В.В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. 

За понятием «реорганизация» стоит также и переход имущества (его части) одного лица к другому. На мой взгляд, если бы не было установлено законодательного легального определения, то процесс реорганизации вполне бы мог протекать в форме, противоречащей законодательству. 

В настоящее время процедура реорганизации стала более узаконенной, требования к проведению регистрационных действий ужесточили в связи с изменениями, принятыми в 2017 г. в Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (с изменениями и дополнениями от 30.10.2017 г.). Данную процедуру, как правило, контролируют Федеральные налоговые органы, как местные, так и созданные на базе ФНС Единые регистрационные центры. 

В течении трех дней с момента принятия решения о реорганизации налогоплательщик обязан уведомить Федеральный налоговый орган (ЕРЦ) о принятом решении о реорганизации юридического лица в письменной виде. Подробная процедура описана в главе 2 настоящей дипломной работы.

Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати – «Вестник государственной регистрации», в котором публикуются сообщения о принятом решении.

При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Программа реорганизации и каждый ее этап нацеливаются на преодоление возникших организационно-управленческих проблем во всех их проявлениях. 

При этом, не всегда принимается положительное решение о реорганизации юридического лица. По решениию Федерального налогового органа процедура реорганизации может быть приостановлена, а также принято решение о прекращении процедуры реорганизации в связи с определенными обстоятельствами. Данный вопрос подробнее описан также во второй главе настоящей дипломной работы.

Институт реорганизации, бесспорно, имеет, как и преимущества, так и недостатки. С его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство прав и обязанностей, а следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки и, возможно, самое главное, производительный капитал остается целостным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства, пусть даже на незначительный срок. 

Таким образом, использование механизма реорганизации приводит к достижению определенного результата и достижению целей, которые преследуют участники процесса реорганизации.

Существующая в настоящее время неоднозначность представлений о понятии и содержательной стороне реорганизации может привести к неправильному пониманию юридической природы этого процесса.

При проведении реорганизации также важна внутренняя атмосфера на предприятии. Так, например, А.П. Башилов указывал, что во всех исключительных случаях прекращения товарищества следует отличать прекращение внутренних отношений между сотрудниками от прекращения внешних отношений юридического лица с третьими лицами. 

Таким образом, можно выделить две сферы правоотношений реорганизации: «внутреннюю», охватывающую лишь круг участников реорганизуемых субъектов, и «внешнюю», отражающую связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом правила о трудовых отношениях при реорганизации организации - работодателя установлены в ст. 75 Трудового кодекса РФ.

Юридически значимыми признаками реорганизации являются:

	универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения — измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику имущественных и исключительных прав, также передачу имущественных обязанностей (пассива);

	изменение размера уставного капитала (абсолютной величины собственных средств) и субъектного состава участников реорганизуемого юридического лица (за исключением преобразования);

	учреждение вновь образуемых обществ — правопреемников не самим реорганизуемым обществом, а его участниками (всеми или частью в зависимости от вида реорганизации), и как следствие — отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником, полная автономия последнего.

	

1.2. История развития законодательства о реорганизации юридических лиц

Институт реорганизации юридических лиц является относительно мало изученным в системе российского законодательства, в связи с чем возникает достаточно проблем при ее проведении. 

В настоящее время, при проведении реорганизации, по-прежнему возникают проблемы при ее осуществлении как у государственных органов, сопровождающих процедуру реорганизации, так и у самих юридических лиц. Законодательство совершенствуется, регулирование самого процесса реорганизации со стороны государственных органов ужесточается. В связи с развитием экономики разрабатываются новые законодательные акты, законы.

В одной из своих работ профессор В. Витрянский отмечает, что правовое регулирование реорганизации всегда было слабым местом отечественного законодательства.

Для изучения проблем реорганизации юридических лиц мною была изучена история развития законодательства о реорганизации юридических лиц, ведь реорганизация — один из самых распространенных способов оптимизации структуры производства и собственности. 

Понятие «реорганизация» русскому дореволюционному праву было неизвестно. Для обозначения тех институтов, которые в действующем законодательстве именуются реорганизацией и ликвидацией, в дореволюционном российском законодательстве исторически использовался термин «прекращение»: говорилось о прекращении деятельности юридического лица с ликвидацией дел и имущества (в современном праве — ликвидация) и без этого (в современном праве — реорганизация). 

Чаще всего действия, напоминающие по своему определению понятие «реорганизация» во всех его формах проявления, закреплялись в Уставе юридических лиц. Существовали случаи "слияния", "соединения", "продолжения существования", "передачи предприятия" и т.п., но при этом никакого единства в подходах ко всем этим организационным изменениям, в технике их описания в русских уставах товариществ не было.

Главным документом в вопросе реорганизации выступал проект Гражданского уложения и соответствующие материалы Редакционной комиссии по его составлению. В издании 1910 г. содержались положения об основаниях и порядке прекращения применительно к отдельным видам товариществ. Следует отметить, что положения проекта Гражданского уложения, внесенного 14 октября 1913 г. в Государственную Думу, практически не отличались от указанной редакции в издании 1910 г.

В отношении акционерных обществ были установлены довольно подробные положения. Статья 2368 проекта Гражданского уложения указывала, что акционерное товарищество прекращается: 

1) с истечением срока, на который оно учреждено; 

2) по постановлению общего собрания акционеров; 

3) слиянием товарищества с другим акционерным товариществом; 

4) объявлением товарищества несостоятельным;

5) по требованию кого-либо из акционеров, в случае невзноса всего основного капитала в определенный уставом срок, если не состоялось постановления общего собрания акционеров об уменьшении определенного уставом основного капитала.

Данное положение, по своей сути напоминало современную реорганизацию.

Слияние в материалах уложения определялось как "переход предприятий вместе с долгами к другому товариществу без производства ликвидации" (примечания к ст. 2368) или как "прекращение товарищества, совершающееся без ликвидации его дел, посредством перехода всего его имущества и всех его обязательств к другому акционерному товариществу". Очевидно, что в проекте речь шла о том способе реорганизации, который мы сегодня знаем под названием "присоединение".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дореволюционное право реорганизацию, как процесс, не регулировало и не признавало, несмотря на то, что протекали схожие процессы. Законодательство совершенствовалось, но и на этом свое развитие не остановило.

Несмотря на все изменения в первые послереволюционные годы законодательство напоминало нормы, принятые до революции 1917 г. Нормативные акты первых лет советской власти по-прежнему нечетко регулировали различные организационные изменения. Так, например, Декрет СНК РСФСР от 27 января 1920 г. «Об объединении всех кооперативных организаций» устанавливал мероприятия и действия, которые требовали «назначения сроков ликвидации в порядке слияния». Правовой режим, по своей сути, прекращения, ликвидации и тех мероприятий, которые мы сегодня именуем реорганизацией, детально не различался.

ГК РСФСР 1922 г. не упоминал о реорганизации вовсе, так как отсутствовали соответствующие нормы. Тем самым прекращение юридических лиц регулировалось главным образом актами, посвященными отдельным видам юридических лиц и затрагиваюцие определенные виды деятельности.

Таким образом, если говорить о послереволюционном периоде, и в особенности о периоде действия ГК РСФСР 1922 г., необходимо отметить, что в законодательстве были выработаны основные положения того института, который мы сегодня именуем реорганизацией, несмотря на то, что само понятие «реорганизация» не использовалось в то время.

Предпосылки законодательного оформления института реорганизации возникли на этапе развития капиталистических отношений, когда стала развиваться экономика и появилось стремление к монополистическому положению на рынке. Соответственно, из известных современному правопорядку способов реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение. Один из первых российских примеров объединения компаний - учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г. 8 июля 1799 г. 

Положение о порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г., устанавливало, что кооперативные организации прекращаются «с ликвидацией их дел и имуществ» и «без ликвидации» (п. 2, 4). Этот документ содержал специальный раздел 3 «Прекращение кооперативных организаций в случае их соединения и разделения» (п. п. 34 — 41) с довольно подробным описанием указанных процедур.

Согласно документу соединение кооперативных организаций производилось: 

а) путем слияния двух или нескольких организаций в одну новую на основе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44