VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009085
Тема: Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей
Содержание
     


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
тема:

«Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей»

     
     



СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений……………………………………………………….
3
Введение……………………………………………………………………
4
1. Особенности обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей………………………….

6
     1.1. Анализ возможностей воспроизводства природных ресурсов в России и за рубежом…………………………………………………..

6
     1.2. Опыт формирования платы за пользование природными ресурсами в России и за рубежом………………………………………

12
     1.3. Особенности формирования природоресурсных платежей с учетом воспроизводственного фактора…………………………………

28
2. Анализ состояния системы природоресурсных платежей в России и за рубежом с учетом воспроизводственной составляющей…………..

44
     2.1. Обоснование возможностей воспроизводства природных ресурсов при распределении природной ренты……………………….

49
     2.2. Выбор инструментов совершенствования природоресурсных платежей……………………………………………………………………

50
     2.3. Способы включения воспроизводственной составляющей в систему платы за пользование природными ресурсами………………

56
3. Совершенствование воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей……………………………………

     3.1. Предложения по совершенствованию воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей…..

     3.2. Обоснование структуры платежей с учетом воспроизводственной составляющей……………………………………

     3.3.Оценка результативности системы природоресурсных платежей……………………………………………………………………

Заключение……………………..………………………………………....

Список использованной литературы……………………………………


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВП
– Валовой внутренний продукт.
ВТО
– Всемирная торговая организация.
НДПИ
– Налог на добычу полезных ископаемых.
НДС
– Налог на добавленную стоимость.
ОПЕК
– Постоянно-действующая межправительственная организация. Создана пятью странами-основателями (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, и Венесуэла) в 1960 году. Сейчас организации насчитывает 12 стран.
СРП
– Соглашения о разделе продукции.
ТНК
– Транснациональная компания (корпорация).

     
     
     


ВВЕДЕНИЕ
     
     Состояние природного ресурсного потенциала нашей страны, уровень его использования, а также охрана и восстановление напрямую зависят от темпов экономического роста государства, эффективности производства и благосостояния граждан. 
     Использование природных ресурсов заключается в эксплуатации природно-ресурсного потенциала, вовлечения его в хозяйственный оборот, включая все виды воздействия в процессе народно-хозяйственной и прочей деятельности. Субъектом природопользования при этом выступает государство, физические и юридические лица, органы местного самоуправления, воздействующие на окружающую среду с целью ее использования, потребления, воспроизводства или охраны. При этом государственная собственность оказывается доминирующей в структуре разных форм собственности на природные ресурсы, закрепленных законодательством, она является экономической основой для взимания специальных платежей за использование природных ресурсов. В России природоресурсные платежи составляют многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей [46]. 
     Платежи за использование природных ресурсов представляют основу экономического механизма природопользования и являются платой платы за использование природных ресурсов [41]. Природно-ресурсный потенциал определяют неисчерпаемые (практически неограниченные и непрерывно пополняемые ресурсы, такие как солнечная энергия, геотермальная, энергия ветра, приливов, отливов и т.д.) и исчерпаемые природные ресурсы. Основной особенностью исчерпаемых природных богатств является их ограниченность. Исчерпаемые природные ресурсы подразделяют на возобновляемые и невозобновляемые. Возобновляемые ресурсы (водные, лесные богатства и т.д.) нуждаются в мерах по охране и воспроизводству. Невозобновляемые ресурсы, включая уникальные, представляют собой большинство разновидностей минерально-сырьевых ресурсов, исчезающих видов животных и растений, требующих особой защиты и т.д. [64].
     Вопросы воспроизводства природных ресурсов сегодня весьма актуальны. Формирование государственной политики относительно воспроизводства, использования, охраны природных ресурсов является обязательным условием для реализации экономической реформы. Поэтому в данное время остро стоит вопрос решения проблемы обеспечения материально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей, которые представляют довольно таки многочисленную группу обязательных платежей, в том числе, налогов и сборов. Вопросами использования природных ресурсов обеспокоены не только налогоплательщики, но и широкая общественность, поскольку большинство природных ресурсов считаются исчерпаемыми и невозобновляемыми.
     В настоящее время государство при решении вопросов взимания ресурсных платежей также учитывает и определенную функцию таких платежей, выполняющих регулирующую роль для рационального использования природных ресурсов. Особенности ресурсных платежей, прежде всего, связаны с содержанием и назначением определенного вида природных ресурсов. Также учитывается механизм их предоставления в пользование и состав информационных ресурсов. 
     Предмет исследования – природоресурсные платежи.
     Объект исследования – вопросы обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы при взимании платежей за использование природных ресурсов.
     Цель исследования выпускной квалификационной работы – изучение вопросов обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей.
     Для достижения поставленной цели, при подготовке работы требуется решить следующие задачи:
     - исследовать особенности обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей;
     - проанализировать отечественный и зарубежный опыт: возможностей воспроизводства природных ресурсов, формирования платы за пользование природными ресурсами, воспроизводственный фактор при формировании природоресурсных платежей;
     - изучить состояние системы природоресурсных платежей в России и за рубежом с учетом воспроизводственной составляющей;
     - рассмотреть пути совершенствования воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей.
     Научная новизна работы состоит в определенном вкладе автора в решении проблем обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей. В работе предложены основные направления по совершенствованию воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей.
      В качестве теоретической и методологической основы для работы по изучаемой проблеме использованы: нормативно-правовые источники, периодические статьи и изложенные в них теоретические и практические разработки ученых-экономистов и практиков, монографии, научно-практическая литература, публикации отечественных и зарубежных авторов.
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 73 источников. В первой главе рассмотрены особенности обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей; вторая глава посвящена анализу состояния системы природоресурсных платежей в России и за рубежом с учетом воспроизводственной составляющей; в третьей главе рассмотрены пути совершенствования воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе природоресурсных платежей.
     
     1. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ НА ОСНОВЕ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
     
     1.1. Анализ возможностей воспроизводства природных ресурсов в России и за рубежом
     
     Природоресурсные платежи представляют собой плату за пользование природными ресурсами. В современном российском праве сложился и действует крупный правовой институт, объединяющий правовые нормы разных отраслей законодательства России – налогового, административного, земельного, природоресурсного, экологического и др. Экономическая и юридическая доктрина применяет следующий перечень наименований, определяющих платежи: «плата за природные ресурсы», «плата за природопользование», «платежи за пользование природными ресурсами», «платежи за использование природных ресурсов», «плата за природные ресурсы» и др. Система природоресурсных платежей в Российской Федерации включает плату за пользование природными ресурсами (землей, недрами, водными объектами, лесным фондом, животным миром), а также плату за отрицательное воздействие на окружающую природную среду [59].
      Природоресурсные платежи объединяют публично-правовые платежи: налоги, сборы, платы, подати и т. д. Природоресурсные платежи защищены законодательной формой, порядком исчисления и уплат, которые установлены федеральными и региональными законами РФ, нормативными правовыми актами, подзаконными актами.
     Введенная несколько лет назад система платежей за метериально-сырьевые ресурсы, стала главным действующим рычагом в экономическом механизме обеспечения воспроизводства регулирования природопользования, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности [12, 43]. Ряд специалистов высказывает предположения о том, что платежи за пользование природными ресурсами (природоресурсные платежи) должны составлять главный источник доходов бюджета на различных уровнях, поскольку природные ресурсы в целом являются достоянием народа [51].
     Природоресурсные платежи устанавливают для регулирования природопользования, экономического стимулирования рационального комплексного использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также для формирования финансовых фондов, которые используются на охрану и на воспроизводство природных ресурсов. Природоресурсные платежи оказывают стимулирующее воздействие на улучшение эффективности использования земель, недр, водных объектов и лесов, на усиление их охраны, на организацию добычи минерально-сырьевых ресурсов и их рациональное использование. Таким образом, природоресурсные платежи являются мощным регулятором экономической деятельности организаций и предприятий и имеют важнейшее стимулирующее значение для защиты окружающей среды [70].
     Воспроизводство природных ресурсов – это искусственный и естественный (регулируемый и нерегулируемый) процесс наращивания запасов природных ресурсов и восстановление их качественных характеристик. Воспроизводство включает рекультивацию и мелиорацию земель, лесовосстановительные работы, агротехнические меры для улучшения состояния почв, выращивание рыбопосадочного материала, охрану воздушного бассейна и водных ресурсов, биотехнологические мероприятия по воспроизводству животных [42].
     Воспроизводство природных ресурсов сегодня актуально не только с пониманием невозобновляемости множества видов природных ресурсов, а также и с возрастанием их экономической ценности, возможности получения дохода от их эксплуатации (рентного дохода), который обусловлен природными (естественными) свойствами ресурсов.
     Активизация деятельности исполнительных и законодательных органов власти	относительно обеспечения воспроизводства природных ресурсов посредством природоресурсных платежей обусловлена следующими причинами:
     - увеличением экономической ценности ресурсов, являющегося основанием для увеличения уровня платности при их эксплуатации;
     - ограниченностью многих видов природных ресурсов (либо невозобновляемостью либо уязвимостью), что стимулирует их рациональное использование для обеспечения экономической и экологической безопасности;
     - создание при налогообложении равноправных условий хозяйствования в области экономики природопользования путем учета разных экологических, географических и экономических факторов, влияющих на финансовую составляющую хозяйствующих субъектов. 
     По мнению многих экспертов, воспроизводство природных ресурсов в природопользовании может быть осуществлено путем усиления рентной составляющей в системе обязательных платежей налогов, сборов и др. [66,  45, 70]. При этом сторонники такой идеи предлагают разные подходы в отношении ее реализации. Например, их мнения относительно добычи полезных ископаемых почти во всех направлениях совпадают, но отличаются в вопросах платежей, касающихся лесных ресурсов, сферы водного хозяйства, пользования биологическими ресурсами.
     В настоящее время в России воспроизводство природных ресурсов путем установления природоресурсных платежей разделяют на два вида платежей – налоговые и неналоговые [62]. Налоговые платежи устанавливают за пользование природными ресурсами, они представляют собой налоги земельный, водный, на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также сборы за пользование водными биологическими ресурсами и объектами животного мира. Неналоговые платежи включают плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, платежи за пользование недрами, лесным фондом, оплату договоров водопользования.
     Природоресурсные платежи выполняют следующие функции:
     - компенсационную, которая реализуется посредством направления платежей, взимаемых на цели возмещения ущерба, причиненного эксплуатацией и загрязнением природных ресурсов, для восстановления природных ресурсов, на их воспроизводство;
     - стимулирующую, направленную на повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в снижении степени негативного воздействия на природную окружающую среду (как пример – уменьшение отходов предприятий), на экономное расходование природных ресурсов, на бережное отношение к биосфере;
     - функцию пополнения бюджета (фискальная функция), которая в целом отличается от двух предыдущих функций, поскольку компенсационная и стимулирующая могут быть реализованы лишь путем создания специальных фондов, через которые проходят (поступают и расходуются) платежи на охрану окружающей природной среды, на восстановление и воспроизводство природно-сырьевых ресурсов, поддержание биосферы в состоянии равновесия. Фискальная функция направляет средства в государственный бюджет без указаний о целенаправленности использования полученных средств, поскольку данные бюджетные средства могут расходоваться лишь согласно закона о бюджете на следующий финансовый год [70]. Таким  образом, на данный момент природоресурсные платежи не выполняют воспроизводственную функцию. 
     Анализируя опыт воспроизводства природоресурсных платежей в зарубежных странах, определено, что доходы, полученные от эксплуатации природных ресурсов, изымаются преимущественно через систему налогов, которые ориентированы на рентные выплаты от пользователей природных ресурсов. Государства, обладающие запасами естественных ресурсов, применяют роялти, представляющие собой дифференцированный земельный налог, налоги от добывающих компаний, на право доступа к ресурсам, на разведку месторождений. В большинстве случаев доходы от эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов перераспределяют, базируясь на соглашениях о разделе продукции (СРП). В России применяются некоторые из таких налогов, но не очень широко. 
     По мнению Д. Львова [44], для более эффективного использования имеющихся в нашей стране природных богатств, требуются существенные изменения в действующей в настоящее время системе платежей. 
     Основная составляющая дохода – это природная рента, но она не является непосредственным результатом предпринимательской деятельности. Поэтому доход должен перераспределяться, в том числе, и в пользу других членов общества, проведя глобальное совершенствование системы налогообложения. Для этого требуется более адекватная (справедливая) плата за пользование природно-сырьевыми и прочими ресурсами, а также прозрачные условия для их использования. При этом разрешительная система должна быть заменена и включать гражданско-правовые договора с четким распределением прав и обязанностей бизнеса и государства [44].
     Таким образом, реализация всякой идеи относительно воспроизводства природных ресурсов требует постановки и решения основополагающих задач, среди которых: определение видов природных ресурсов, которые наиболее выгодно использовать на рентной основе, вместо действующего в данное время порядка налогообложения добычи и заготовки природных ресурсов. Для упрощения налоговой системы, сокращения обязательных платежей, соблюдения баланса интересов налогоплательщиков и государства законодательными органами страны ведется работа в отношении совершенствования налогового законодательства РФ, в основном, посредством доработки Налогового кодекса РФ. 
     Естественнонаучные (экономические) методы воспроизводства являются основой правового регулирования природоресурсных платежей. 
Правовая основа сформирована действующим законодательством и включает плату за пользование недрами, водой, землей, лесами, и прочими видами природных ресурсов в виде фиксированных платежей или рентного подхода. Поступающие платежи распределяются между бюджетом конкретного субъекта  и федеральным бюджетом Российской Федерации в пропорциях согласно установленным природно-ресурсным законам. Прямые поступления в федеральный бюджет от природоресурсных платежей не превышают 5% от поступающих налоговых доходов, что весьма ограниченно обеспечивает компенсацию воспроизводства природных ресурсов. Увеличение размеров природоресурсных платежей возможно лишь при уменьшении части других налогов, поскольку суммарные налоги, взимаемые с пользователей природными ресурсами, обычно находятся на предельно высоком уровне.

     1.2. Опыт формирования платы за пользование природными ресурсами в России и за рубежом
     
     Плата за природные ресурсы является формой реализации экономических взаимоотношений между пользователем природных ресурсов и их собственником и занимает ведущее экономическое направление в механизме природопользования. 
     Рассмотрим способы включения воспроизводственной составляющей в платежи. Для этого проанализируем современную систему природопользования, ориентированную на воспроизводство ресурса.
     Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов:
     1) Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение доли прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, то есть стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых, используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями, и результатом является получение сверхприбыли. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера может повысить экономическую заинтересованность предприятия в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий.
     2) Платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализируемых предприятий и организаций на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность.
     3) Штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов. В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя: платежи за пользование недрами, плату за загрязнение окружающей среды, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, водный налог, земельный налог, плату за лесопользование [74].
     В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ № 1225р, одним из основных направлений государственной политики является переход в сфере природопользования к системе рентных платежей. Однако действующие в настоящем виде платежи за пользование природными ресурсами уже в определенной степени имеют рентный характер, так как размер ставок платежей дифференцирован с учетом различных факторов, в том числе природных. Это относится, в частности, к ставкам лесных податей, водному налогу, земельному налогу. При этом проблема изъятия рентной составляющей остается до конца не решенной. Особо остро стоит вопрос об изъятии рентных доходов (сверхприбыли) при налогообложении добычи нефти.
     В структуре ресурсных платежей России налог на добычу полезных ископаемых имеет наибольший вес – 56,7%, в то время как земельный налог – 8,7%, доля остальных платежей незначительна. Рентные платежи являются основой формирования государственных доходов Норвегии, Венесуэлы, арабских стран, бюджетов ряда штатов и территорий США, Канады. До 95% сверхприбыли при добыче нефти изымается в Англии, до 90% – в арабских странах, в Норвегии. Очевидно, и в условиях нашей страны объективной необходимостью является совершенствование рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами.
     В зарубежных странах платежи за эксплуатацию природных ресурсов изымаются преимущественно через систему налогов, которые ориентированы на изъятие ренты у пользователей природных ресурсов. Государства, богатые природными ресурсами, практикуют следующие налоги: роялти; специальные налоги на прибыль, полученную добывающими компаниями; налог суверена; земельные налоги; дифференцированные рентные платежи и др. Доходы от эксплуатации естественных ресурсов перераспределяются либо на основе договоров, оговаривающих раздел продукции, либо иными способами [13]. 
     В качестве примера рассмотрим платежи за пользование недрами. Так, в зарубежных странах обязательные платежи, которые взимает государство за пользование недрами, бывают, в основном, в виде прямых, косвенных налогов, или особых целевых платежей. По данным источника [27] систему платежей за использование естественных ресурсов в зарубежных странах классифицируют по основным критериям и выделяют три основных вида:
     - налог на собственность (лат. - ad valorem tax). Собственность обычно представлена в виде месторождений полезных ископаемых, а также горная собственность в стоимостном выражении, которое определяется в ценах, соответствующих законодательству или рыночными ценами;
     - налог на единицу использованного полезного ископаемого (лат. - production tax);
     - подоходный налог (лат. - income tax), который уплачивается в том случае, когда недропользователь извлекает прибыль и влияет на стоимость добытого полезного ископаемого [67, 68].
     Опыт большинства зарубежных государств показывает, что система, как механизмы взимания налогов, весьма разнообразны. По мнению Е. Анохина [13], учитывая специфические особенности России, наше государство могло бы заимствовать различные элементы зарубежных систем налогов, которые применяются в странах с хорошо развитой рыночной экономикой. Так же можно применять неналоговые методы взимания рентных доходов (например, при составлении договоров о разделе продукции), которые используются в странах с пока еще формирующимися рыночными отношениями.
     Анализ показывает, что среди зарубежных налоговых инструментов используется два главных типа платежей: 
     - платежи за природные ресурсы, используемые при перераспределении (изъятии) ренты, которая определяется в процессе эксплуатации природных ресурсов у их пользователей. При определении таких платежей основываются на величине рентного дохода, при этом ориентируются на такую долю, которую следует изымать у пользователей природных объектов;
     - платежи, используемые для поддержания существующей системы управления пользования природными ресурсами. Такие платежи являются инструментом для сбора средств, которые необходимы для компенсации административных расходов на контроль за эксплуатацией природных ресурсов, а также на некоторые инфраструктурных затраты (лицензионные сборы и др.). 
     Дополнительные платежи взимаются за предоставленные услуги по оценке природных ресурсов (топографические и геологические исследования территории, лабораторный анализ, регистрация, сертификация документов и проч.). Такие платежи не идут в общий фонд, они направляются в специальный фонд, используемый для улучшения качества услуг [14].
      В зарубежной практике при перераспределении рентной платы предпочтение отдается налогам, которые взимаются непосредственно с пользователя природных ресурсов. При этом существуют также и косвенные налоги, которые применяются для изымания избыточного дохода, полученного в результате перераспределения ренты с потребителя природного ресурса. Наиболее важными прямыми налогами на природные ресурсы являются следующие:
     - арендная плата (земельная рента); 
     - налог на разведку и добычу;
     - налог на доступ к природным ресурсам и т.п. 
     Плата за право пользования природным ресурсом рассчитывается исходя их единицы арендованной территории. Такой налог стимулирует как геологоразведочные, так и эксплуатационные работы. Целью налога является не сбор средств в фонд государства, а скорее всего, предотвращение спекуляции и чрезмерной интенсивности эксплуатации природных ресурсов. Результат достигается путем взимания дифференциальной ренты, или же налога с доходов. Арендную плату в первые годы эксплуатации природных ресурсов устанавливают на номинальном уровне, а затем плата постепенно увеличивается, чтобы дать возможность арендатору развивать производство. Роялти представляет собой платеж государству за предоставленное право использовать невозобновляемый природный ресурс. Роялти рассчитывают исходя из валового дохода производителя, а не из чистой его прибыли.
     Система природоресурсных платежей может обеспечивать:
     - изымание доходов рентного происхождения и их дальнейшей передачи от пользователя собственнику (налоги на природные ресурсы);
     - административную плату – покрытие расходов, использованных на проведение контроля за ресурсопользованием, на оформление передачи природных ресурсов собственнику и др. (плата за предоставление лицензии, налоге на недвижимость).
     Кроме налоговых методов изъятия доходов на практике используются также и неналоговые методы. Такими являются договора о разделе продукции, содержащие согласования между государством (государственной компанией) и заинтересованной компанией, использующей минерально-сырьевые ресурсы [23, 24]. 
     Е Сафина, анализируя зарубежную практику налогообложения природных ресурсов в своей работе [63] определяет, что в каждой стране имеется свой перечень природных ресурсов, которые подлежат налогообложению. К таким относятся земля, вода, лесные ресурсы, полезные ископаемые, объекты растительного и животного мира. Природные ресурсы в разных странах отличаются, поскольку существуют различия, прежде всего, в их экономико-географическом положении. Многие природные ресурсы, подлежащие налогообложению, являются невозобновляемыми и исчерпаемыми ископаемыми. Государство, конечно же, заинтересовано, чтобы природные ресурсы были использованы не хищнически, а планомерно и рационально. В таких условиях налогообложение за ресурсопользование должно содействовать регулированию рационального использования сырьевых ресурсов, сокращению негативного воздействия на окружающую природную среду и соблюдению установленных и разработанных природоохранных мероприятий. 
     Е. Сафина разработала сравнительную таблицу, в которой обобщен перечень природоресурсных платежей, применяемых при налогообложении в разных государствах (таблица 1) [63]. Так, по данным таблицы, при налогообложении природных ресурсов используются не только ресурсные налоговые платежи, а также и общие налоги, применяемые во всех экономических отраслях (налоги на прибыль и на добавленную стоимость).
     Таблица 1 – Природоресурсные платежи в зарубежных странах [63]
Наименование
Франция
Германия
США
Латвия
Норвегия
Украина

Налог на добычу полезных ископаемых
-
-
-
+
-
-
Налог на добывающую деятельность
+
-
-
-
-
-
Налог на минеральные ресурсы
+
-
-
-
-
-
Плата за пользование недрами для добычи углеводородов
-
+
-
-
-
-
Налог на горные разработки
-
+
-
-
-
-
Налог на рудное поле
-
+
-
-
-
-
Налог на добытую продукцию
-
-
+
-
-
-
Арендная плата за недропользование
-
-
+
-
-
-
Подоходный налог
-
-
+
-
-
-
Роялти
-
-
+
-
-
-
Налог на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости)
-
-
+
-
-
-
Рентные платежи
-
-
-
-
-
+
Аукционное лицензирование
-
-
-
-
+
-
Налог на землю за недропользование
-
-
-
-
-
+
Сбор за геологоразведывательные работы
-
-
-
-
-
+
Сбор за специальное использование природных ресурсов
-
-
-
-
-
+
Специальный отраслевой налог на прибыль
-
-
-

+
-
Налог на прибыль
+
-
-

-
-
Примечание: «+» – в данном государстве при налогообложении применяются природоресурсные платежи 
      
     Анализируя таблицу, можно утверждать, что каждая страна отличается своей спецификой налогообложения природных ресурсов. В Германии и Франции система налогообложения включает по три налога. Французская система налогообложения добывающей и разведочной деятельности включает:
     – налог на добывающую деятельность, поступающий в казну местных органов власти; 
     – налог на минеральные ресурсы, являющийся прогрессивным налогом на годовой доход компании, он взимается центральным правительством;
     – налог на прибыль.
     При этом налог на минеральные ресурсы представляет собой взимаемый правительством прогрессивный налог на оборот компании (годовой), а налог на добывающую деятельность взимается в пользу местных органов. Ставки налогообложения ежегодно устанавливаются парламентом, они включают и местный налог. Французская система налогообложения в сфере недропользования является самой эффективной в мире.
     В Германии установлена следующая система специальных платежей за недропользование: налоги на рудное поле и на горные разработки. Особую систему составляет плата за недропользование для добычи углеводородов. В последние годы в Дании, Великобритании, Нидерландах и Норвегии на добычу углеводородов также введены специальные налоги [27]. 
     В США в сфере недропользования используется три основных налога: 
     - на недвижимость (горные предприятия);
     - на добытую продукцию (природный ресурс);
     - подоходный налог. 
     Платежи пользователей недр в форме арендной платы учитываются как арендная плата за землю и за аренду участка недр. Платеж, зависящий от объема извлекаемых полезных ископаемых (или же от их стоимости), называется роялти. Роялти выплачивают независимо от прибыли компании от начала производства, таким образом, он легко контролируется. В большинстве зарубежных стран величина роялти определяется в пределах 12,5?20 % от стоимости добытых ископаемых. В системе недропользования существуют разовые платежи, относящиеся к категории бонусов. Размер разовых платежей представляет собой предмет переговоров и 
соглашений [27].
     По мнению российского экономиста С. Глазьева, в большинстве стран с богатыми природными ресурсами и развитой добывающей промышленностью экономический рост выше в странах, в которых установлен высокий уровень платы от использования природных ресурсов, но, вместе с тем, установлены низкие налоги на производство, на труд, на инвестиции предприятий. Природная рента определяется свойствами полезных ископаемых, она не должна зависеть от факторов производства и должна принадлежать собственнику. При этом собственником сверхприбыли (посредством природной ренты), должно быть государство, что и установлено законодательством в отношении регулирования недропользования [25].
     В зарубежных странах платежи за эксплуатацию природных ресурсов обычно изымаются посредством системы платежей, преимущественно ориентированных на изымание ренты с эксплуатирующего природные ресурсы. Реализации функции изымания природной ренты обеспечивается созданием специального налогового режима, используемого для добывающих отраслей. Как утверждает А. Минц [47], большинство стран использует несколько механизмов изымания природной ренты, поскольку использование одного какого-либо вида платежа или налога не обеспечит оптимальное изъятие сверхприбыли. На рисунке 1 представлена схема налоговых инструментов взимания природной ренты в зарубежных странах [63]. 

Рисунок 1 – Налоговые инструменты изымания природной ренты в зарубежных странах [63]
     Как видно с рисунка, налоговыми инструментами взимания природной ренты можно считать:
     – налоги на прибыль, которые связаны с налогообложением прибыли от прогрессивно развивающихся нефтедобывающих компаний;
      – налоги на доход (или роялти), налоги на добычу, которые в целом зависят от прибыли и объема реализации;
     – акцизы и бонусы, которые представляют собой плате за получение и реализацию прав на эксплуатацию природных ресурсов;
     – плату за пользование месторождением (ренту), которая устанавливается индивидуально при выдаче лицензии.
     Специальными инструментами, которые способствуют большему изъятию ренты, являются индикаторы, используемые для регулирования себестоимости, корректирования налоговых ставок, возмещения затрат, соглашения о разделе продукции [54].
     Обычно в зарубежных странах, добывающих полезные ископаемые, налог на прибыль дает возможность сохранять определенный уровень рентабельности, создает стимулы для развития и поддержания добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности. Налог на прибыль подразумевает высокие требования к административному управлению, в то время как роялти и акцизы предполагают более упрощенные требования в администрировании [39]. Налоги на доход или добычу и акцизы предусматривают скорое получение дохода государством. В то же время они имеют ряд недостатков (например, низкий уровень учета прибыльности компании), они предполагают снижение доли налога с возрастанием прибыли компании. Плата и бонусы за пользование (рента) месторождением приближены к рыночной цене, но не зависят от прибыльности месторождения, объемов добычи и переработки природных ископаемых.
     Специальные инструменты подразумевают получение государством полной стоимости за определенную часть полезных ископаемых и увеличение доли от изъятия ренты при возрастании ее объема. Как недостаток выделяют зависимость стоимости получаемых полезных ископаемых от цен на ископаемые [33].
     И в зарубежных странах и в Российской Федерации налогообложение природных ресурсов является системой взимания платежей, облагающей деятельностью хозяйствующих субъектов, непосредственно связанной с извлечением и эксплуатацией ресурсов. Рентные платежи представляют собой основу формирования государственных доходов Венесуэлы, Норвегии, арабских стран, ряда штатов США и Канады. При добыче нефти около 95 % сверхприбыли изымается в Англии, около 90 % – в Норвегии и арабских странах. В структуре природоресурсных платежей РФ налог на добычу сырьевых ресурсов отмечается наибольшим удельным весом, сос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44