VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обеспечение успешного функционирования, поддержка и стимулирование деятельности отечественных высокотехнологичных предприятий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013480
Тема: Обеспечение успешного функционирования, поддержка и стимулирование деятельности отечественных высокотехнологичных предприятий
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

     Современное развитие мировой экономики характеризуется стремительным развитием технологической сферы. Масштабы высокотехнологичного сектора и эффективность использования высоких технологий обусловливают научно-технологический, инновационный и экономический потенциал страны, определяют эффективность структурной перестройки экономики и общественного устройства. Производство высокотехнологичной продукции является решающим фактором конкурентоспособности как внутри страны, так и на международном уровне, а внедрение высоких технологий во все сферы жизни является необходимым условием экономического роста.
     Обеспечение успешного функционирования, поддержка и стимулирование деятельности отечественных высокотехнологичных предприятий с целью модернизации экономики является одной из основных задач государственной экономической политики России, что отразилось в ряде нормативных документов, подписанных за последнее время.
     К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности критериев:
     1)Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Данный критерий характеризуется использованием при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации
     2)Высокотехнологичность товаров, работ, услуг характеризуется следующими признаками – изготавливаются, выполняются, оказываются предприятиями наукоемких отраслей экономики; производятся, выполняются, оказываются с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий; производятся, выполняются, оказываются с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.
     Высокотехнологическая продукция – это продукция, выпускаемая предприятиями наукоемких отраслей, произведенная с использованием новейших образцов техники и технологий, с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала, воплощающая современные научные достижения, передовой опыт и обладающая высокой социально-экономической эффективностью.


 ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ  ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ: РОЛЬ И ПРИНЦИПЫ

1.1. Современное состояние и тенденции развития производства высокотехнологичной гражданской продукции

     Высокотехнологичный сектор экономики - это показатель развития стран в области высоких технологий. Статус страны на мировой арене в немалой степени зависит от состояния высокотехнологичного сектора. Также от этого зависит и внутреннее состояние страны: качество жизни граждан, здравоохранение, культура и т. д. 
     По разным источникам понятие «высокие технологии» впервые появилось и сразу же стало частью терминологии микроэкономики в 80-е годы XX века.Первоначально оно относилось к некоторым новейшим отраслям промышленности с высокой долей удельных расходов на научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР).
     В настоящее время термин «высокие технологии», наряду с такими понятиями, как «наукоемкие технологии», «высокотехнологичные отрасли экономики», «высокотехнологичные товары», «высокотехнологичное производство», «инновации» и «инновационные компании», получил широкое распространение не только в экономической литературе, но также и в национальном и международном законодательстве (под термином «hi-tech»), имеющем непосредственное отношение к науке и научной деятельности и СМИ.
     Современное развитие мировой экономики характеризуется стремительным развитием технологической сферы. Масштабы высокотехнологичного сектора и эффективность использования высоких технологий обусловливают научно-технологический, инновационный и экономический потенциал страны, определяют эффективность структурной перестройки экономики и общественного устройства. Производство высокотехнологичной продукции является решающим фактором конкурентоспособности как внутри страны, так и на международном уровне, а внедрение высоких технологий во все сферы жизни является необходимым условием экономического роста.
     Высокотехнологичный сектор экономики включает в себя разные отрасли промышленности. Наиболее авторитетными признаны классификации Национального научного фонда США и ООН (в рамках Стандартной международной торговой классификации).
     По классификации Национального научного фонда США высокотехнологичный сектор экономики включает в себя следующие отрасли: авиационная и ракетно-космическая промышленность, компьютеры и телекоммуникации, электроника, ядерные технологии, производство оружия и военной техники, биотехнологии, оптоэлектроника, разработка новых материалов, производства, связанные с компьютеризацией.
     По классификации ООН: воздушные и космические аппараты, электронно-вычислительная и офисная техника, электроника, оборудование для радио, телевидения и связи, радиоактивные материалы и другие химические продукты, вооружение, фармацевтические препараты, приборы (медицинские, оптические, измерительные), неэлектрические машины (ядерные реакторы, газовые турбины и др.), электрические машины.
     Обеспечение успешного функционирования, поддержка и стимулирование деятельности отечественных высокотехнологичных предприятий с целью модернизации экономики является одной из основных задач государственной экономической политики России, что отразилось в ряде нормативных документов, подписанных за последнее время.
     Официальное определение высокотехнологичной продукции дано в Приказе Министерства образования и науки РФ от 1 ноября 2012 г. № 881. К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности критериев.
     Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Данный критерий характеризуется использованием при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899. 
     В России в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2017 года,  высокотехнологичный сектор промышленности включает в себя следующие отрасли: авиационный и ракетно-космический сектор; радиоэлектронный, включая: промышленность средств связи и радиопромышленность, электронную промышленность, научное приборостроение; специализированные военно-ориентированные отрасли промышленности, включая промышленности вооружения, боеприпасов и спецхимии; судостроение и кораблестроение; наукоёмкий сектор химической промышленности, включая химико-фармацевтическую отрасль, микробиологическую отрасль, химическую отрасль; атомная промышленность. Сектор высокотехнологичных услуг включает: сектор высокотехнологичных видов связи и передачи данных; услуги авиаперевозок; рынок космических услуг.
     В ряде работ современных авторов даются другие понятия высокотехнологичной продукции, отличающиеся от официальных (Приложение 1). В работе Т.В. Коночкиной дано следующее определение: «Высокотехнологическая продукция – это продукция, выпускаемая предприятиями наукоемких отраслей, произведенная с использованием новейших образцов техники и технологий, с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала, воплощающая современные научные достижения, передовой опыт и обладающая высокой социально-экономической эффективностью». От официального данное определение отличается отсутствием государственного перечня приоритетных технологий и вводится дополнительное условие о качестве продукции с высокой социально-экономической эффективностью. 
     В работе Д.А. Турко дано следующее определение: «Высокотехнологическая продукция – это новое или усовершенствованное, конкурентоспособное на мировом рынке технически сложное изделие, производство которого осуществлено на основе внедрения НИОКР со значительными затратами высококвалифицированного труда». Это определение не дает четкого понятия, что такое конкурентоспособное сложное техническое изделие и высококвалифицированный труд. 
     В работе В.В. Дубровина дан ряд определений: Высокотехнологичная продукция (высокотехнологичные товары, работы, услуги) – производимые (осуществляемые) на основе новых и высоких технологий и (или) с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу. Высокая технология – технология, обладающая наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами, пользующаяся спросом на рынке и удовлетворяющая формирующимся или будущим потребностям человека и общества. Высокотехнологичное производство – технологически и предметно-замкнутый участок организации, основанный на высоких технологиях и выпускающий законченную высокотехнологичную продукцию для реализации ее на рынке. В данном определении сказывается сильное влияние государства на принятие решения об отнесении продукции к высокотехнологичной. 
     К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляет не менее 3,5–4,5 %. Это барьерное значение критерия наукоемкости продукции не является строгим и всеобщим: во-первых, оно различается в разных странах; во-вторых, методика отнесения затрат на НИОКР (то есть их структура) в разных странах также неодинакова. К высокотехнологичной продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие совокупности критериев.
     Во-первых, соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Данный критерий характеризуется использованием при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899. 
     Во-вторых,высокотехнологичность товаров, работ, услуг характеризуется следующимипризнаками – изготавливаются, выполняются, оказываются предприятиями наукоемких отраслей экономики; производятся, выполняются, оказываются с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий; производятся, выполняются, оказываются с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.
     В-третьих, доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж продукции составляет не менее 3,5–4,5 %. 
     В-четвертых, доля высококвалифицированных специалистов при производстве продукции соответствует мировому уровню. 
     Далее рассмотрим внешнеэкономические показатели стран-лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции во всем мире (Приложение 2).  Анализируя статистические данные, следует в первую очередь отметить, что у подавляющего большинства, приведенных в качестве примера, стран доля экспорта высокотехнологичной продукции во внешнеэкономическом балансе превышает соответствующую долю импорта, исключением являются лишь такие страны, как Мексика и Россия. В этих странах доля высокотехнологичного импорта значительно выше экспорта, при этом в общем торговом балансе данная тенденция также соблюдена.
     Превалирование экспорта над импортом говорит о более высоком развитии высокотехнологичной промышленности и сопутствующих, поддерживающих отраслей. Исключением являются США, где высокая доля импорта объясняется реэкспортом своей продукции в виде конечного продукта из стран Юго-Восточной Азии. Этим же объясняется и высокий уровень экспорта у Китая, который, не смотря на тенденции последнего времени, все еще остается «мировой фабрикой», в связи с низкой стоимостью фактора труда. 
     По доле экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров несомненными лидерами являются Филиппины (60,46 %). Малайзия (32,5 %), Сингапур (29 %), Китай (26 %) и Южная Корея (23 %) имеют показатель выше 20 %. Третьим эшелоном идут страны западной Европы. Проведя аналогичный анализ показателей импорта высокотехнологичной продукции следует отметить, что состав группы лидирующих стран не изменится: Сингапур (24,5 %), Малайзия (23,1 %), Филиппины (20,9 %) и Китай (19,7 %). 
     Даная статистика подтверждает, высказанное ранее мнение о том, что страны Южно-Азиатского региона специализируются на сборочном производстве и, как следствие, реэкспорте конечного продукта. Подобное можно сказать и о Мексике (16,3 %). Отдельно следует отметить, что, благодаря базированию филиалов лидирующих высокотехнологичных корпораций в своих странах, эти страны имеют доступ к мировым инновациям и технологиям и за счет этого, постоянно повышая степень локализации производств, развивают свою высокотехнологичную промышленность. 
     Исходя из этого, можно отметить тенденцию смещения центра создания и производства высокотехнологичной продукции из США в страны Южно-Азиатского региона. Помимо этого, среди основных тенденций рынка высокотехнологичной продукции на рубеже XXI века наиболее важными являются следующие: создание технопарков по всему миру, всеобщая информационная трансформация, модернизация производства (переход от станков с ЧПУ к роботизированной конвейерной ленте), а также стремительно набирающие популярность удаленная работа и дистанционное обучение. 
     Последние десятилетия в мире стремительно набирают обороты не только создание технопарков, но и технополисов и наукоградов. То есть создание, не просто высокотехнологичных предприятий, а различного уровня учебных заведений, жилых кампусов и прочей городской инфраструктуры для молодых ученых не только страны базирования, но и для привлечения умов из передовых стран в определенной высокотехнологичной отрасли. Это явление безусловно способствует увеличению конкуренции на рынке наукоемких производств, что само собой увеличивает темпы развития научно-технического прогресса, а также уровни кооперации и глобализации стран мира. На примере России - это создание группы наукоградов в Московской области во главе со «Сколково» и «Иинополиса» в республике Татарстан.[4]
     Итак, по итогам параграфа можно сделать следующие выводы. 
     1. Высокотехнологическая продукция – это продукция, выпускаемая предприятиями наукоемких отраслей, произведенная с использованием новейших образцов техники и технологий, с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала, воплощающая современные научные достижения, передовой опыт и обладающая высокой социально-экономической эффективностью. В России перечня высокотехнологичной продукции установлен приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2017 года. 
     2. Масштабы высокотехнологичного сектора и эффективность использования высоких технологий обусловливают научно-технологический, инновационный и экономический потенциал страны, определяют эффективность структурной перестройки экономики и общественного устройства. Производство высокотехнологичной продукции является решающим фактором конкурентоспособности как внутри страны, так и на международном уровне, а внедрение высоких технологий во все сферы жизни является необходимым условием экономического роста.

1.2. Роль и значение государственного стимулирования  производства высокотехнологичной гражданской продукции

     Производство высокотехнологичной продукции требует объемных финансовых и материальных вложений, привлечение высококвалифицированного персонала.Об активном расширении инновационной сферы свидетельствует рост затрат на производство высокотехнологичной гражданскойи увеличение экспорта высоких технологий. Данные по странам приведены в Приложении 3. 
     Относительные размеры инвестиций в НИОКР в таких странах, как США, Япония, Германия и Китай, много говорят об отраслевой структуре экономики страны, о ее технологически интенсивных и развитых отраслях (например, электроника, фармацевтика, химия), требующих больших затрат. Эти страны находятся на первых позициях по показателям ВВП. Например, небольшая по абсолютным показателям экономика Швеции имеет высокий процент затрат на исследования и разработки в ВВП, что позволило стране выйти на высокий уровень душевого ВВП и соответствующий уровень жизни населения. Это сопоставимо с Германией. 
     Другой пример – Китай. Страна имеет низкий ВВП на душу населения. Однако, большие абсолютные затраты на НИОКР, сравнимые с объемами затрат США, позволили экономике Китая развиться ускоренными темпами, в том числе, за счет экспорта высокотехнологичной продукции и даже стать второй в рейтинге стран по уровню ВВП (в 2017г.).
     Россия имеет приблизительно одинаковые в абсолютном выражении затраты на НИОКР с такими странами, как Франция, Великобритания, и также положительную тенденцию их роста. Но она значительно отстает по показателю доли затрат в ВВП.При таких небольших вложениях в сферу НИОКР Россия во многом продолжает развиваться за счет экспорта сырьевых ресурсов.
     В настоящее время в России вырабатываются и используются ряд мер государственной поддержки развития высокотехнологичной продукции.На сегодняшний день наибольшие успехи страны сконцентрированы в аэрокосмической отрасли, оборонно-промышленном комплексе, атомной энергетике, энергетическом машиностроении. Дальнейшее развитие этих направлений во многом связано со значительным объемом бюджетного финансирования. 
     В первую очередь ввиду того, что большинство предприятий, функционирующих в данной сфере, являются непосредственно государственными или имеют высокую долю государства в уставном капитале. В конечном итоге это приводит к возрастанию роли государства в высокотехнологичном секторе и созданию новых госкорпораций в перечисленных выше отраслях. Наиболее эффективными мерами поддержки сектора высоких технологий являются такие формы, как государственный заказ, субсидирование процентных ставок по кредитам, государственные гарантии, реструктуризация налоговой и финансовой задолженности, гибкая таможенно-тарифная политика и пр. Все они закреплены нормативно и строго регламентируются. 
     Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» заложил законодательные основы государственной поддержки инновационной деятельности. Закон устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. Под государственной поддержкой инновационной деятельности понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. 
     Федеральный закон «О статусе наукограда» закрепляет правовой статус наукограда: муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.
     Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»регулирует отношения, возникающие при создании инновационных научно-технологических центров и обеспечении их функционирования в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, коммерциализации их результатов, расширения доступа граждан и юридических лиц к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах.
     Федеральным законом «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех». 
     Указом Президента РФ «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых» в целях поддержки молодых ученых и специалистов, активизации их участия в инновационной деятельностиучреждены четыре премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых в размере 2,5 млн. рублей каждая.
     Федеральный фонд производственных инноваций оказывает содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса; осуществляет поддержку инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок; оказывает содействие строительству и реконструкции наукоемких производств; принимает участие в высоко рисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе. 
     В нормативно-правовую базу также входят документы программно- целевого планирования и стратегирования: стратегии и программы развития, государственные программы, федеральные целевые программы, документы прогнозного характера. На сегодняшний день уже накоплен достаточный опыт в данном направлении. В 2008 году принята Стратегия и Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, которая установила приоритеты развития, отвечающие современным вызовам экономики.
     В 2011 году Правительство РФ утвердило Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.Ее реализация должна ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем, она определяет долгосрочные ориентиры развития субъектов инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
     В обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала принята к исполнению и реализуется Стратегия научно-технологического развития РФ. 
     Кроме этого, принят ряд отраслевых программ и стратегий, определяющих развитие определенной сферы или отрасли экономики. 
     Переход к программно-целевому бюджетированию сопровождался по- явлением новых инструментов расходования бюджетных средств. Одними из таких инструментов стали государственные и федерально-целевые программы (ГП и ФЦП). Государственная программа Российской Федерации – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ.
     Регламентируемая такой нормативно-правовой базой государственная поддержка сектора высоких технологий весьма разнородна и включает в себя экономические, организационные и институциональные методы поддержки (Приложение 2).
     Экономические методы поддержки инновационной деятельности высокотехнологичных производств включают инструменты прямого и косвенного воздействия. Прямая финансовая поддержка осуществляется посредством выделения субсидий на понесенные расходы в процессе осуществления инновационной деятельности экономическими агентами. Кроме того создаются и функционируют специальные гарантийные и венчурные фонды – инвестиционные организации, работающие с инновационными предприятиями и проектами.
     Помимо перечисленных выше инструментов к прямой финансовой поддержке относятся взносы в уставный капитал и займы через государственные фонды. Косвенные меры, как уже отмечалось выше, не менее, а иногда и более эффективны. К ним относятся налоговые и амортизационные льготы, инструменты таможенного стимулирования, предоставление государственных гарантий. 
     Наиболее действенными налоговыми стимулами являются снижение процентной ставки по налогу на прибыль или имущество организаций. Также предоставляются льготы по налогу на землю и транспорт. Отметим, что, налоговые льготы могут представлять собой как частичное сокращение процентной ставки по уплате налога, так и полное освобождение от его уплаты. Сроки и порядок предоставления устанавливаются законодательно, как правило, на региональном уровне. 
     В части поддержки высокотехнологичного экспорта оказывается содействие в продвижении продукции на зарубежные рынки, а также осуществляется поддержка и помощь организациям-экспортерам высокотехнологичной продукции. Информационная и консультационная помощь оказывает вспомогательное воздействие на стимулирование развития инновационной деятельности высокотехнологичного сектора и включает консультационные и маркетинговые услуги, организацию выставок, конференций, издание каталогов, баз данных, справочников и пр.
     Институциональные методы поддержки в общем виде представляют собой структуру взаимосвязанных правил и механизмов регулирования отношений в обществе. В данном конкретном случает речь идет об отношениях, связанных с осуществлением научно-технической и инновационной деятельности. Такие методы обеспечивают взаимодействие субъектов инновационной деятельности между собой и с другими сегментами экономики, в первую очередь посредством нормативно-правового регулирования.
     Итак, по итогам параграфа можно сделать следующие выводы. 
     1. Одной из задач экономической политики России в целях обеспечения модернизации является поддержка и стимулирование деятельности национальных предприятий, производящих и использующих высокотехнологичную продукцию. Нормативно-правовое обеспечение высокотехнологичного развития страны включает Федеральные законы, Указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Сюда же можно отнести и документы программно-целевого планирования и стратегирования. Основные задачи законотворчества в данной области – это содействие активизации и развитию инновационной, научно-технической деятельности, инновационному развитию территорий особого статуса, организация деятельности институтов развития и т.д.
     2. Для достижения поставленных целей важна поддержкавысокотехнологичной продукциисо стороны государства через федеральные целевые программы, государственные фонды финансирования науки, стимулирование исследовательской деятельности в вузах, формирование инфраструктуры для инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы в университетах и др.).

1.3.Принципы государственного стимулирования  производства высокотехнологичной гражданской продукции

     Поддержка государством производства высокотехнологичной гражданской продукции осуществляется на основе следующих общих принципов:
     1) целевая основа использования бюджетных средств,направленных на осуществление государственной поддержки инновационной деятельности;
     2) стимулирование инновационной деятельности путемприоритетного применения инструментов рыночной экономики и механизма государственно-частного партнерства;
     3) планирование мер государственной поддержки;
     4) программный подход при планировании и реализации мергосударственной поддержки;
     5) обеспечение результативности государственной поддержкиинновационной деятельности для целей социально-экономического развития РФ и ее субъектов.
     В настоящее время реализуется ряд отраслевых программ и стратегий, определяющих развитие определенной сферы или отрасли экономики. На долю госпрограмм блока «Инновационное развитие и модернизация экономики» приходится свыше четверти программных расходов федерального бюджета РФ. В 2017 году объем средств составил 1918969 млн. руб. Из них почти половина средств направлена на финансирование указанных выше программ содействия развитию инновационной деятельности предприятий высокотехнологичного сектора экономики (рисунок 1).
     
     

Рисунок 1 – Доля блока «Инновационное развитие и модернизация экономики» в программной структуре расходов федерального бюджета, 2013-2017 гг.
     Следует отметить, что составной частью системы государственного регулирования высокотехнологичных отраслей является промышленная политика. Она оперирует системой методов и инструментов, которые применяются исходя из содержания решаемых задач, накопленного опыта регулирования, финансовых возможностей государства. 
     Промышленная политика сегодня выделяет в качестве одной из ключевых задач целенаправленное воздействие государства на субъекты высокотехнологичного сектора с целью их инновационного развития и устойчивого экономического роста, а также повышения социально-экономической эффективности функционирования экономики в целом.
     Как следствие, появляются все новые проекты, направленные на внедрение высоких технологий, с характерным более высоким уровнем риска и затратности. В этой связи особое внимание уделяется проблеме поиска эффективных методов и механизмов инвестирования высоких технологий, в том числе венчурного инвестирования.
     В условиях ограниченности финансовых средств необходимо сконцентрировать меры государственной поддержки на особых локальных территориях, в пределах которых присутствуют и развиваются предприятия, являющиеся драйверами роста экономики России и имеющие перспективу вывода своей продукции на глобальные рынки, а также соответствующие перечню критических технологий. 
     Одной из проблем в области объединения усилий бизнеса, науки и государства является недостаток инструментов формирования и реализации приоритетов научно-технологического развития в сложных областях социально-экономической деятельности, характеризующихся неопределенностью последствий технологических изменений и разобщенностью основных «игроков» (бизнеса, науки, государства).
     Следовательно, необходим механизм, способный реализовать имеющийся потенциал в приоритетных направлениях инновационного развития, посредством объединения трех институтов. В качестве одного из инструментов такого механизма можно рассматривать технологические платформы. Они представляют собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствования нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. 
     Цель разработки технологической платформы состоит в том, чтобы объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития; разработке стратегических программ исследований и разработок и их реализации.
     Технологические платформы образуются как своего рода результат потребностей производства, элемент заказа на проведение научно-технологических работ для достижения целей и стратегии устойчивого и ресурсно-возобновляемого развития современного общества. Технологические платформы структурируют интересы различных сторон на конкретных технологически отраслевых направлениях. Платформы позволяют согласовывать направления развития технологий и определяют необходимый спектр отраслевых НИОКР. 
     Итак, по итогам параграфа можно сделать следующие выводы. 
     1. Поддержка государством производства высокотехнологичной гражданской продукции осуществляется на основе следующих общих принципов:
     –целевая основа использования бюджетных средств,направленных на осуществление государственной поддержки инновационной деятельности;
     –стимулирование инновационной деятельности путемприоритетного применения инструментов рыночной экономики и механизма государственно-частного партнерства;
     –планирование мер государственной поддержки;
     –программный подход при планировании и реализации мергосударственной поддержки;
     –обеспечение результативности государственной поддержкиинновационной деятельности для целей социально-экономического развития РФ и ее субъектов.
     2. Для достижения положительных результатов в сфере высокотехнологичного производства государству необходимо предпринять следующие меры: 
     – сформировать стратегический план развития предприятий высокотехнологичного сектора, предусматривающийстимулирование их научно-технической и исследовательской активности; 
     – сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития научно-технического прогресса и создать оптимальную систему их распределения; – постоянно стимулировать создание отечественных научно-производственных структур, способных создавать конкурентоспособную среду на внутреннем и внешнем рынке; 
     – создать и внедрить специализированные организационно-экономические механизмыгенерации, развития и распространения нововведений постоянно стимулируя инновационную научную деятельность не только крупных производственных единиц, но и малых и средних субъектов предпринимательства. 
     Все эти меры позволят поддержать конкурентоспособность отечественных продуктов на внутреннем рынке России и, как результат, заменить зарубежные аналоги.


2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ  ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ

2.1. Характеристика форм государственного стимулирования инвестиций производства высокотехнологичной гражданской продукции.

     В настоящее время предусмотрены следующие формы государственного стимулирования инвестиций в производстве высокотехнологичной гражданской продукции согласно федеральным, региональным целевым программам и нормативно-правовым актам:
     - гранты
     - государственные гарантии
     - субвенции
     - субсидии
     - дотации
     - бюджетный кредит
     - бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности
     - льготы по аренде недвижимости
     - налоговое стимулирование
Начнем с краткой характеристики каждой из форм стимулирования:
     Грант- безвозмез.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.