VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы торговли

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000521
Тема: Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы торговли
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)
Институт социальных наук




Кафедра культурологии и управления социальными процессами
Допускается к защите

Зав. кафедрой, 

профессор _____________ В.С. Федчин

                      «____» _________ 20__ г.






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
по направлению «Менеджмент»
Профиль «Менеджмент организации»


Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы торговли  (на примере ЗАО "Юничел")





Рецензент: директор магазина «Юничел»
Студент 3 курса ФДО,
_____________ О. С. Попова
Группа 15331-ЗБ

__________  Тимофеева Василина Михайловна 


Нормоконтролёр: проф.
_____________ В. С. Федчин
Руководитель: к.с.н.,доцент 
____________ О. Н. Кононова





Работа защищена:

«_____» ___________ 20__ г.

С оценкой _____________

Протокол № ______










Иркутск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы торговли ........................................................................
1.1. Сущность конкурентоспособности торгового предприятия и факторы, ее определяющие..................................................................................................
1.2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия сферы торговли.........................................................................
1.3. Отраслевые особенности конкурентоспособности предприятий сферы торговли............................................................................................................
Глава 2. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на примере компании «Юничел»........................................................................................
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия...............
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия..........................................
Глава 3. Проектные решения по обеспечению конкурентоспособности предприятия сферы торговли...........................................................................
3.1. Разработка направлений формирования конкурентных преимуществ торгового предприятия........................................................................................
3.2. Оценка экономических последствий реализации предложений..............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................
3

8

8

16

24

29
29
36

47

47
62
67
70
74




ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. В современных рыночных условиях торговля оказывает активное влияние на развитие экономики и рыночных процессов, содействует удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению качества жизни населения. Вместе с тем, современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между организациями сферы обращения. 
     Агрессивная внешняя среда, присущая конкурентным рынкам, в значительной степени определяет результаты деятельности торгового предприятия. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности и конкурентоспособности предприятий в сфере торговли, направленным на укрепление их рыночного положения, поскольку именно там сейчас начинает наблюдаться избыточная конкуренция. 
     В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности. 
     В настоящее время важнейшим фактором успеха деятельности фирмы становится её конкурентоспособность, а получение прибыли уже не может рассматриваться в качестве единственной цели и критерия успешности функционирования организации. Ведь конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на рынке и организация, поддерживающая на постоянной основе более высокий уровень конкурентоспособности, автоматически решает важную стратегическую задачу, связанную с обеспечением устойчивого высокого уровня прибыльности. 
     Таким образом, все это выдвигает конкурентоспособность в число важнейших целевых установок хозяйственного управления и обуславливает необходимость решения актуальной проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня конкурентоспособности предприятий сферы торговли.
     Степень научной разработанности проблемы. Теоретические вопросы, связанные с понятием конкурентоспособности нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей Ламбена Ж.Ж., Котлера Ф., Половцева Ф.П., Памбухчиянца В.К. и других. Однако общий анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что недостаточно разработанными остаются теоретические вопросы, связанные с проблемами конкурентоспособности организаций розничной торговли. 
     Применительно к торговле эти проблемы рассматривали Ф. Котлер, И. М. Лифиц, Р. Маркин, Т. И. Николаева, А. И. Панов, К. К. Цзе, И. П. Чепурной, О. В. Чкалова, И. С. Неганова, Н. И. Нижальская, А. Т. Тавсултанов, Е. Н. Ялунина. Однако эти авторы не ставили перед собой задачу разработки методического подхода к оценке конкурентоспособности, основанного на системе требований различных субъектов рынка к конкурентоспособности предприятия и построении на их основе показателей конкурентоспособности и комплексной методики оценки конкурентоспособности, а ограничивались фрагментарным обращением к данной сфере в контексте задач своих тем исследований.
     Дискуссионность проблемных вопросов, недостаточная их проработанность и в то же время высокая актуальность в условиях быстрого развития рассматриваемого сегмента рынка предопределили тему дипломной работы, её цель и задачи, предмет и объект исследования.
     Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является обоснование теоретических положений сущности и содержания конкурентоспособности, ее оценка и определение направлений формирования конкурентных преимуществ предприятия сферы торговли.
     Достижение поставленной цели исследования предполагает постановку и решение следующих приоритетных задач, реализация  которых  образует логически  достаточно  завершенную структуру дипломной работы:
     - Раскрыть сущность конкурентоспособности торгового предприятия и факторы, ее определяющие;
     - Выявить отраслевые особенности конкурентоспособности предприятий сферы торговли;
     - Оценить конкурентоспособность предприятия на примере компании «Юничел»;
     - Разработать проектные решения по обеспечению конкурентоспособности предприятия сферы торговли.
     Объектом исследования является предприятие сферы торговли «Юничел».
     Предметом исследования является обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы торговли.
     Теоретической основой исследования являются научные достижения и труды современных зарубежных и отечественных авторов, посвященные проблемам стратегического менеджмента, теории маркетинга. Наряду с этим использованы фундаментальные современные монографии, научные статьи по проблемам обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы торговли, материалы научно-практических конференций, семинаров, работы современных ученых в данной области. В ходе исследования была изучена и систематизирована литература, в которой освещены теоретические и практические вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы торговли.
     Методологическая основа исследования. Основным методом исследования явился диалектический, который позволил определить общее направление работы, сформировать методологические подходы, рассмотреть управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Кроме того, в основу исследования положены: системный подход, методы ситуационного и сравнительного анализа, используемые при внутрифирменном и межотраслевом анализе конкурентного позиционирования организации, методы экспертных оценок и статистического анализа. 
     Информационно-эмпирическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных учёных в области управления конкурентоспособностью предприятия сферы торговли, а также публикации Интернет-ресурсах. 
     Теоретическая и практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что разработанные в дипломной работе положения создают устойчивую основу для обеспечения конкурентоспособности предприятия сферы торговли в долгосрочной перспективе. 
     Обоснованность и достоверность положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в дипломной работе, основывается на использовании значительного числа исследований отечественных и зарубежных авторов, занимающихся теорией и практикой управления конкурентоспособностью предприятий, данных статистической отчетности предприятия сферы торговли, широкомасштабных исследований в области поставленной проблемы и подтверждается их внедрением в практику деятельности организации.
     Объем и структура работы. Дипломная работа содержит 77 страниц машинописного текста; состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 44 источника. 
     Во введении обоснованы актуальность темы дипломной работы, указаны цель, задачи, предмет и объект исследования, концепция и научная новизна, определены теоретическая и практическая значимость работы, показана степень разработанности проблемы, раскрыта научная новизна работы и практическая значимость полученных результатов.
     В первой главе «Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы торговли» раскрыта сущность конкурентоспособности торгового предприятия и факторы, ее определяющие, определены методологические подходы к оценке и управлению конкурентоспособности предприятия. Выявлены отраслевые особенности конкурентоспособности предприятий сферы торговли.
     Во второй главе «Оценка конкурентоспособности предприятия на примере» дана организационно-экономическая характеристика предприятия, проведена оценка конкурентоспособности предприятия.
     В третьей главе «Проектные решения по обеспечению конкурентоспособности предприятия сферы торговли» разработаны направления формирования конкурентных преимуществ торгового предприятия, а также проведена оценка экономических последствий реализации предложений.
     Таким образом, определены пути обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы торговли.
     В заключении обобщены результаты дипломной работы, сформулированы основные выводы, полученные в результате исследования.





     Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы торговли
     
     1.1. Сущность конкурентоспособности торгового предприятия и факторы, ее определяющие
     
     Понятие «конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ, то есть обеспечения конкурентоспособности, — одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни.
     В самом общем виде под конкурентоспособностью понимают:
     - свойство розничного предприятия/продукции,? характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными компаниями/продукцией, представленными на данном рынке;
     - выдерживать конкуренцию в сравнении способность аналогичными компаниями/продукцией на данном рынке;
     - характеристику, которая выражает отличия развития? данной розничного предприятия от развития конкурентных компаний по степени удовлетворения своими товарами/продукцией потребностей потребителей в широком смысле (и отдельных людей, и иные розничного предприятия) и по эффективности производственной деятельности.
     Конкурентоспособность предприятия – один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития.
     Конкурентоспособность предприятия [39, с. 41] - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
     Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
     Высокая конкурентоспособность торгового предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии. 
     Конкурентоспособность розничного торгового предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры товаров, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость. 
     При прочих равных условиях важнейшую роль приобретает маркетинговая составляющая конкурентоспособности предприятия. Маркетинг ориентирован на выявление наиболее значимых потребностей клиентов, учет изменений потребительских предпочтений, оценку перспективности сегментов рынка, разработку и претворение действенных стратегий по повышению конкурентоспособности [40, с. 69]. 
     У разных авторов в определениях конкурентоспособности по значимости лидируют качество, полезность, соотношение «цена — качество», привлекательность, способность к реализации, умение выдерживать конкуренцию и т. д. Представляется, что конкурентоспособность — комплексный показатель товара, результат работы всех элементов маркетинга, обеспечивающий конкурентное преимущество на рынке. 
     Определение конкурентоспособности предприятия — более сложный процесс, который подразумевает способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания качества товаров на высоком уровне. 
     В основе формирования конкурентоспособности торгового предприятия лежит система его конкурентных преимуществ. Специалисты в области менеджмента и маркетинга по-разному трактуют понятие «конкурентные преимущества». В нашем понимании это отличительные качества субъекта или их сочетание, позволяющие одерживать победу над другими субъектами определенной системы в условиях взаимодействия во времени. Ж.-Ж. Ламбен подразделяет конкурентные преимущества на внутренние и внешние. Внешнее конкурентное преимущество в малой степени зависит от предприятия, а внутреннее почти целиком определяется руководством предприятия. Условия внутренней среды предприятия торговли регулируются через систему управления предприятием и включает в себя следующие ключевые факторы успеха: 
     - местоположение, логистика и технологии;
     - ассортимент и товарная политика;
     - использование форм реализации товаров на рынке;
     - ценовая политика;
     - мерчандайзинг;
     - организация до- и послепродажного обслуживания;
     - организация продвижения товаров на рынке;
     - управление персоналом;
     - управление финансовыми потоками;
     - инвестирование в масштаб деятельности (торговая площадь, количество торговых точек и достигнутый товарооборот);
     - управление информационными потоками [9, с. 52].
     Перечисленные факторы являются основанием выбора стратегии позиционирования предприятия на выбранных целевых сегментах, а основой эффективного использования названных факторов является общая организационная структура управления торговым предприятием и, в частности, роль службы маркетинга во внутриорганизационном взаимодействии. 
     При всем многообразии трактовок конкурентоспособности предприятия можно выделить следующие характерные признаки: 
     - Большинство авторов не всегда рассматривают понятие «конкурентоспособность предприятия» с точки зрения занимаемой им доли рынка и конкурентоспособности продукции.
     - Конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех его ресурсов.
     - Конкурентоспособность предприятия развивается во времени, изменения зависят как от внешних, так и от внутренних факторов.
     - Конкурентоспособность — относительный показатель. Базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентоспособности предприятий-конкурентов либо идеальных эталонных предприятий.
     - Конкурентоспособность товара и предприятия — взаимосвязанные понятия.
     - Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
     - Конкурентоспособность предприятия — это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
     - Конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности.
     - Конкурентоспособность предприятия характеризует для инвестора его привлекательность.
     - На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние экологическая и социальная среда [13, с. 60].
     Положение хозяйствующего субъекта в системе конкурентных отношений зависит от конкурентной среды фирмы. Конкурентная среда фирмы в условиях различных моделей конкуренции формируется в результате воздействия на товарный рынок множества разнородных факторов, характеризующихся определенной сферой действия, временным периодом, интенсивностью.
     С позиций общей теории управления все указанные рыночные факторы можно объединить в следующие три укрупненные группы: внешние и внутренние, контролируемые и неконтролируемые; управляемые и неуправляемые:
     1. Внешние и внутренние факторы. Внешние — это экономические факторы окружающей среды, то есть внешние по отношению к субъекту хозяйствования, проявляющиеся в сферах производства, обращения и потребления. Внутренние — это факторы самого субъекта, оказывающие влияние на рынок.
     Внешними по отношению к организации’ факторами окружающей среды, оказывающими влияние на функционирование организации, являются:
     - экономические факторы — стабильность в экономике, инфляция, безработица, уровень жизни, социальные условия и т. д.;
     - научно-технические факторы — достижения НТП;
     - государственно-правовые факторы — законы, законодательства, таможенные правила и т. д.;
     - инфраструктура региона и страны;
     - демографические и культурные факторы;
     - рынок — степень насыщения, динамизм, устойчивость рынка;
     - конкуренция наличие конкурентов, государственное регулирование конкуренции;
     - потребители — тенденция потребительского спроса;
     - посредники [2, с. 95].
     К внутренним факторам, имеющим отношение к организации производственных процессов, можно отнести:
     - производственную структуру и структуру управления предприятием, обеспечивающие эффективность воздействия на производственные процессы, адекватные целям организации,
     - восприимчивые к изменяющимся условиям рынка;
     - структуру и квалификацию кадров;
     - ресурсные возможности увеличения объемов реализации и изменения номенклатуры продукции;
     - финансовые возможности организации.
     2. Контролируемые и неконтролируемые факторы.
     Контролируемые — это факторы внешней и внутренней среды, о которых фирма может получить информацию в требуемом объеме и в нужное время. Неконтролируемые факторы — это те факторы, информация о которых недоступна для субъекта. Возможны такие варианты
     - неполное (частичное) или ограниченное по времени получение информации. Это информация о конкурентах, о тенденциях потребительского спроса, изменениях политической ситуации и т. д.
     Следует также различать объективно неконтролируемые факторы (информацию о них получить сложно или невозможно по независящим от предприятия причинам) и субъективно неконтролируемые (для получения информации необходимо создание соответствующего механизма, обеспечивающего ее сбор и анализ).
     3. Управляемые и неуправляемые факторы.
     К управляемым относятся факторы, которые могут контролироваться и допускают воздействие на них, к неуправляемым — контролируемые и неконтролируемые факторы, на которые предприятие не может воздействовать (отсутствуют средства и способы воздействия) [8, с. 76].
     Внешние факторы, относящиеся к сфере производства, как правило, неконтролируемые и неуправляемые. Контроль факторов сферы обращения и потребления возможен, если имеется механизм получения информации о них, однако возможности воздействия на эти факторы ограничены. Внутренние факторы — при соответствующей организации хозяйственной деятельности — обычно контролируемые и управляемые.
     В мировой практике конкурентоспособность фирмы определяется следующими факторами:
     1. соответствием качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя;
     2. совокупными затратами на закупку, доставку и эксплуатацию продукции;
     3. способностью предприятия выполнять поставки в сроки, удобные для потребителя;
     4. репутацией предприятия на рынке, наличием аргументов, подтверждающих надежность предприятия как партнера, и способностью представить и аргументы.
     Так, Т. Коно рассматривает конкурентоспособность как пятиуровневую иерархию фирмы. В целом можно согласиться с этой иерархией факторов и дополнить ее:
     - Доля рынка;
     - Инновационный конкурентный потенциал;
     - Производственные мощности;
     - Маркетинговые мощности;
     - Финансовые возможности;
     - Конкурентная стратегия фирмы;
     - Потенциал высшего руководства;
     - Положение фирмы на рынке [43, с. 85].
     На втором уровне этой иерархии конкурентоспособность должна быть подкреплена важнейшими факторами — способностью к развитию, производственными, сбытовыми мощностями и финансовыми возможностями.
     На третьем уровне иерархии конкурентоспособность розничного предприятия определяется выбором конкурентной стратегии, обеспечивающей рост или сохранение доли продаваемых фирмой товаров на рынке. Например, японские судостроители в свое время диверсифицировали производство, внедрившись в сферы, использующие новейшие технологии. Эта стратегия вызвала синергический эффект и сказалась на усилении конкурентоспособности судостроителей, проявившейся в форме стабилизации сбыта.
     На четвертом уровне иерархии конкурентоспособность розничного предприятия определяется способностью высшего руководства принимать такие решения, которые реализуют на практике обеспечение трех факторов конкурентоспособности: инновационного конкурентного потенциала, производственных, финансовых и сбытовых мощностей.
     На пятом уровне конкурентоспособность розничного предприятия определяется результатами ее деятельности в предыдущем периоде. Здесь особенно важна прибыль как источник ресурсов, направляемых на борьбу за рынок. Чем больше прибыль, тем выше конкурентоспособность, и наоборот, чем выше конкурентоспособность, тем больше прибыль [4, с. 98].
     Чтобы преуспевать на рынке, предприятия должны преднамеренно идти на разрушение уже созданной основы коммерческого успеха для своевременного перехода к новым поколениям продукции и диверсификации своего производства. Конкурентная борьба, таким образом, строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они сильнее конкурентов.
     Конкурентоспособностью товаров можно и нужно управлять, поскольку они играют большую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Моделирование показателей конкурентоспособности проводится на стадии проектирования товара. Задача специалистов по маркетингу в этой части работы заключается в нахождении параметров качества, послепродажного обслуживания, сервиса, цены, которые обусловливают конкурентоспособность товара, программируя его успех на рынке. 
     В основе обеспечения конкурентоспособности товара на рынке лежит соотношение качества, сервиса и цены. Конечно, причиной удачи или неудачи может быть влияние других факторов (рекламы, престижа марки и др.). Но конкурентоспособность закладывается на этапе проектирования и производства, поэтому ограниченно поддается влиянию маркетинга в ходе сбытовой деятельности. 
     Обеспечение конкурентоспособности — это важная проблема, решение которой связано с совершенствованием продажи и сервисного обслуживания товаров, т. е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла товара. 
     Как правило, усилия направляются на достижение следующих целей: 
     - повышение качества;
     - снижение издержек обращения;
     - стимулирование маркетинговых усилий [23, с. 67].
     Таким образом, составляющие элементы конкурентоспособности являются многофакторными характеристиками, которые рассматриваются как самостоятельные объекты управления. Стоит отметить, что особую роль в повышении конкурентоспособности играет стратегический подход в управлении конкурентоспособностью предприятия. 
     
     
     1.2. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия сферы торговли
     
     На сегодняшний день методики оценки конкурентоспособности торговых предприятий, разрабатываются по двум основным направлениям: определения конкурентоспособности на основе экономических показателей деятельности и на основе мнения потребителей.
     М. В. Станиславская решает эту проблему и объединяет в своей методике два этих направления, при этом все показатели делятся на две основные группы:
     - показатели потребительских предпочтений: ассортимент реализуемой продукции, качество реализуемой продукции, культура обслуживания, месторасположение розничного торгового предприятия, ценовая привлекательность, атмосфера розничного торгового предприятия, интегрированные маркетинговые коммуникации;
     - экономические показатели: рентабельность продаж и доля рынка.
     Недостатком данной методики является то, что она учитывает в себе только два экономических показателя: долю рынка и рентабельность продаж. Данные показатели не позволяют судить об уровне конкурентоспособности предприятия в полной мере. Нельзя говорить о том, что предприятие конкурентоспособно только по количеству открытых магазинов. При этом показатель рентабельность продаж может нести в себе ошибочную информацию. У сетей есть такое понятие как ложная лояльность (потребители совершают покупки в данной торговой сети т. к. она находится в шаговой доступности, но не, потому что она им нравится). Таким образом говорить о том, что сеть является конкурентоспособной можно только с учетом показателя лояльности потребителя к ней [25, с. 70].
     Похожую методику предлагает В. Л. Белоусов, который так же разделяет все показатели на несколько блоков и проводит оценку конкурентоспособности предприятия с учетом экономических показателей: текущая ликвидность и обеспеченность собственными средствами. Другие же показатели, используемые в оценке, связаны непосредственно с привлекательностью товаров для потребителей [37, с. 54].
     Общую оценку конкурентоспособности предприятия торговли предложила С. В. Иванова, она учитывает в себе способность продавцов удовлетворить запросы различных потребителей продукции. В методике используются следующие коэффициенты:
     - коэффициент относительной значимости привлекательности товара предприятия торговли;
     - коэффициент относительной значимости привлекательности услуг предприятия торговли;
     - коэффициент относительной значимости привлекательности цен предприятия торговли.
     Предложенная методика не учитывает экономические показатели деятельности предприятия в отличие от методик М. В. Станиславской и С. В. Иванова. Говоря о конкурентоспособности торгового предприятия необходимо понимать, что при оценке конкурентоспособности необходимо учитывать две группы показателей: показатели экономической деятельности и предпочтения потребителей. Нельзя проводить оценку целого объекта только с одной стороны. При этом автор использует только три составляющие конкурентоспособности предприятия: привлекательность товара, услуг и цен. Таким образом, данная методика оценивает не конкурентоспособность предприятия, а привлекательность товара [33, с. 71].
     Методики И. Ш. Джахмишева, И. М. Лифица, Э. А. Круга так же делают акцент на привлекательность товара, а не на привлекательность магазина в целом, не учитывая при этом экономические показатели деятельности.
     Другую достаточно простую методику оценки предлагает Н. Н. Павлова. Методика основана на выявлении степени удовлетворенности покупателей магазинами. Вместе с тем, оценка конкурентоспособности торговых предприятий должна предполагать сравнение с другими компаниями — конкурентами, что методикой Н. Н. Павловой не предусмотрено.
     Более полную методику оценки конкурентоспособности торгового предприятия по экономическим показателям предложила Е. Н. Ялунина.Она использует целую систему показателей, которые разбиваются на 4 блока:
     - эффективность процессов купли-продажи товаров и услуг;
     - финансовое положение хозяйствующего субъекта;
     - качество обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли;
     - оценка рыночного положения экономического субъекта.
     Предложенная методика позволяет оценить внутреннюю конкурентоспособность предприятия в полной мере, но никак не учитывает мнение потребителей.
     Такие авторы как Ш. Ш. Магомедов и И. Ш. Койчакаев предлагают использовать при оценке конкурентоспособности следующие показатели:
     - показатель экономической эффективности;
     - показатель привлекательности предприятия;
     - показатель привлекательности товаров [6, с. 82].
     Методика является более полной и позволяет проводить комплексною оценку конкурентоспособности предприятия в отличие от методик других авторов. При оценке привлекательности товаров автор использует следующие показатели: доля товаров с истекшим сроком годности, процент возврата продукции, качество упаковки и внешний вид. Данные показатели не подтверждают уровень конкурентоспособности предприятия, а отражают качество товаров поставленных поставщиками т. к. качество упаковки и её внешний вид никак не зависят от предприятия торговли, которое оказывает только услуги реализации. При этом показатели привлекательности предприятия весьма ограничены и не позволяют оценить данный коэффициент в полной мере.
     Системную оценку по показателям коммерческого потенциала предприятия розничной торговли приводит М. С. Багданов. Оценка учитывает структуру потенциала по его составляющим и степени их соответствия по принципу парето-эффективности, то есть когда изменение уровня конкурентоспособности одного составляющего элемента ведет к корректировке остальных. К таким составляющим относятся следующее:
     - конкурентоспособность товара (цена, качество, широта ассортимента, товары собственной торговой марки, пакет услуг);
     - финансовое положение (выручка, финансовая устойчивость, величина оборота, средний чек, инвестиции);
     - бренд (качество обслуживания, ребрендинг, внедрение инноваций);
     - количество магазинов в сети (распределение по форматам, количество дискаунтеров, открытие новых магазинов, расширение деятельности в регионах, место размещения торговой точки);
     - торговая площадь (общая площадь магазинов, ставка арендной платы, функциональная площадь, занимаемая сопутствующими товарами);
     - внешняя среда [11, с. 137].
     Методика предполагает наличие таких показателей, по которым нельзя судить о конкурентоспособности: ставка арендной платы, площадь, занимаемая сопутствующими товарами, количество дискаунтеров, место размещения торговой точки. Выбранные показатели, достаточно трудно оценить и многие из них не имеют отношения к конкурентоспособности. При этом сделана предпосылка многосторонней оценки конкурентоспособности предприятия. Оценены как внешние, так и внутренние показатели деятельности. При этом предложены в данной методике те показатели, которые не использовались ранее: товары под собственной торговой маркой, средний чек, бренд, расширение деятельности в регионе. Данные показатели имеют очень большое значение при оценке конкурентоспособности и должны быть учтены в ней.
     Другие авторы С.В. Виноградова, Н.В. Маркина, Л.Х. Габидуллина в своей методике делают акцент на обслуживании потребителей. О.В. Чкалов и Е.А. Семенычев акцентируют внимание на привлекательности товара, удобстве размещения и режиме работы. Данные методики используют при оценке факторы, которые не позволяют оценить конкурентоспособность предприятия комплексно т. к. не учитывает экономические показатели деятельности торгового предприятия.
     И.Э. Сорокина и А.С. Погарская в своих методиках рассматривают: финансовую и маркетинговую сферу деятельности упуская при этом показатели внешней деятельности предприятия [15, с. 130].
     Рассмотрев данные методики, можно сделать вывод, что авторами не была предложена комплексная оценка конкурентоспособности предприятия. Все методики были направлены на оценку конкурентоспособности предприятия по показателям: привлекательности товара, привлекательности магазина, экономической эффективности, но ни одна методика не объединила их в одно целое.
     Оценивая конкурентоспособность розничных торговых предприятий необходимо понимать, что, прежде всего предприятие считается конкурентоспособным, если оно полностью удовлетворяет потребности и требования потребителя.
     В условиях жесткой конкуренции, торговым предприятиям становится все труднее находить способы, при помощи которых они могли бы формировать отличительные черты своей сети в глазах потребителей. Таким образом, розничные торговые предприятия с каждым днем набирают свои обороты и их главная цель накапливать и усиливать свои конкурентные преимущества.
     Торговое предприятие может быть кон.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44