VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Объекты авторского права и их гражданско-правовая охрана

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012773
Тема: Объекты авторского права и их гражданско-правовая охрана
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего образования 
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ 

ОТДЕЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Профиль: гражданско-правовой

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

  Объекты авторского права и их гражданско-правовая охрана
  
  
  
  
  Студент 4 курса 
  группы 5141102
  «____»___________2018г.                   _____________ Сабирова И.И
  
  
  Научный руководитель
  к.ю.н., доцент                                        
  «____»___________2018г.                   _____________ Мусабирова Д.А.        
  
  Заведующий кафедрой 
  гражданского права 
  и гражданского процесса
  к.ю.н., доцент                                         _____________ Кривенкова М.В.
  «____»__________2018г.







Набережные Челны 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ……………………………………………………………….7
§ 1. Становление правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в РФ………………………………………………………………...7
§ 2. Общая характеристика правового статуса потребителей………………...13
Глава II. ПРАВО НА КАЧЕСТВО ТОВАРА И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ…………………………………………………………….23
§1. Правовая характеристика категории качества товаров…………………...23
§2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества…………………..28
§3 Ответственность за нарушение прав потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества………………………………………………32
Глава III. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА….......................................................................................................41
§ 1. Судебная форма защиты прав потребителей……………………………...41
§ 2. Внесудебная форма защиты прав потребителей………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы………………………………………..63


Введение
     В любом обществе, начиная с древнейших времен жизнь и деятельность людей тесно связана с торговлей, с производством и потреблением. Независимо от исторической эпохи, товарно-денежные отношения предполагали неравное положение участников той или иной сделке. В связи с этим, государство старалось регулировать данные отношения посредством устоев, обычаев и законов, в целях защиты производителей (купцы, торговцы) и потребителей, покупавших товары и пользовавшихся определенными услугами. Иными словами, еще с давних времен формировалось законодательство, которое закрепляло права и обязанности участников сделки, при этом учитывая возникновение юридических последствий, в случае нарушения прав или не исполнения должным образом обязанностей. 
     Развитие рынка и товарооборота – это сложный процесс, который имеет как положительные, так и отрицательные последствия1. Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству товаров. В отечественной и зарубежной практике подтверждение соответствия продукции, сертификация услуг и систем управления относятся к числу наиболее эффективных средств повышения их качества и конкурентоспособности.
     Защита государством прав потребителей уже давно и прочно вошла в практику многих государств мира. В России же впервые Закон РФ «О защите прав потребителей»2 (далее – закон о ЗПП) был принят 07.02.1992 г., когда в стране рыночные отношения еще только начинали формироваться. Но первоначальная редакция закона о ЗПП была не совсем совершенной, из-за недостаточного опыта и развития рыночных отношений. По этой причине в последующем данный Закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данный Закон является основным нормативным актом, который регулирует отношения, возникающие между потребителем, производителем, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, оказании услуг; который устанавливает права потребителей на приобретение товаров, пользование услуг, надлежащего качества и являющиеся безопасными для жизни, здоровья, окружающей среды; который определяет право на получение достоверной информации, государственную и общественную защиту интересов граждан, а также определяет механизм реализации этих прав. 
     Защита прав потребителей является крайне важной социально-экономической проблемой, важный фактор экономического развития страны. Данная отрасль является достаточно новой для России. Очень многие вопросы остаются открытыми, именно поэтому проблема защита прав потребителей является актуальной. Несмотря на то, что в последние годы в России проводится достаточно активная политика по защите прав потребителей3.
     Общая проблема в сфере защиты прав потребителей содержится  в том, что в нашей стране до конца не сформировалась грамотная, цивилизованная, верная система отношений между производителями, продавцами и потребителями. Специалисты все чаще также заявляют о некоторых значимых проблемах, которые существуют на данный момент. Масштабы государственного контроля не соответствуют масштабам нарушений. Возможно, для развития, стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран, которые лидируют по многим показателям в этой сфере, особенно на такие страны, где система давно сформировалась и действительно эффективна. Одним из наиболее часто встречающихся видов нарушений договора купли-продажи является нарушение условия о качестве. К сожалению, в законе не раскрыто понятие ненадлежащего качества товара, но он содержит такие термины как «недостаток товара», «существенный недостаток товара». Проблема качества товаров в настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных, и интерес к ней с каждым днем только возрастает. Это тесно связано с тем, что качество продукции определяет экономическую безопасность государства, обеспечивает сохранение окружающей среды, здоровья и благополучия человека. Качество продукции оказывает огромное влияние на решение главной задачи в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан Российской Федерации4. В связи с этим проблема является актуальной и требует новых способов решений, выработке определенной стратегии. 
     Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования правоотношений, связанных с защитой прав граждан-потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества.
     Предметом дипломной работы явились нормы гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с защитой прав граждан-потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества, а также судебная практика, монографическая и специальная литература, относящиеся к теме исследования.
     Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в формировании комплексного представления о защите прав граждан-потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества.
     Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
     - рассмотреть становление правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации;
     - дать общую характеристику правового статуса потребителей;
     - изучить правовую характеристику категории качества товаров;
     - исследовать последствия продажи товара ненадлежащего качества;
     - рассмотреть ответственность за нарушение прав потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества;
     - раскрыть судебную форму защиты прав потребителей;
     - охарактеризовать внесудебную форму защиты прав потребителей.
     Теоретическая основа исследования. Изучению института защиты прав потребителей посвящены работы таких специалистов в области права, как Абдурахманов Р.Р., БабаевД., Белов В.А., Богдан В.В., Боковикова Т.Н., Величко А.С., Галиуллин Р.Р., Гафарова Г.Р., Гордеев Н.Г., Гусева Т.А., Гуревич В.А., Дученко А.В., Кораев К.Б., , Кондратенко Н.А., Матвиевская Т.П., Силкина А.В., Усенков И.А., Хисматуллина Г.А., Чикин И.Е., Швалева О. В., Шугаибов З.Ш. и другие. 
     Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закон «О защите прав потребителей» и ряд других нормативно-правовых актов, применяемых в сфере регулирования туристской деятельности.
     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
     Швалева О. В. Правовое регулирование экспертизы качества товара / О. В. Швалева // Юрист. – 2006. – № 11. – С.34.
     Хисматуллина С.А., Злоупотребление правом в рамках закона о защите прав потребителей. / С.А. Хисматуллина // E-SCIO – №6. – 2017. – Ст. 203-205.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§1. Становление правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в РФ
     Институт защиты прав потребителя берет начало ещё в глубокой древности, как правило, начинается с момента, когда возникает то, или иное государство.
     Уже в источниках древнерусского права (например, в таком, как «Русская правда5») содержались нормы, которые регулировали продажу конкретных видов товаров. В древнерусском государстве одним из способов защиты прав покупателя, при продаже им некачественного товара, было возвращение сторон в исходное положение, то есть покупатель должен был возвратить продавцу вещь, а продавец – был обязан возвратить покупателю деньги. Ответственность продавца могла наступить только тогда, когда он утверждал, что недостатки товара, который продавался, отсутствуют, несмотря на то, что такие недостатки на самом деле присутствовали. Также к дореволюционным источникам относятся Уставы древнерусских князей, которые содержали положения о государственном регулировании торговли, и зачатки норм о защите прав потребителей, отдельные положения Свода Законов Российской империи, Торговый устав, Устав о питейных сборах и другие, согласно которым предусматривалась ответственность лиц, осуществляющих торговлю с нарушением норм указанных актов.
     Анализируя древнее законодательство, можно выделить следующие правонарушения в сфере защиты прав потребителей: скрытие информации или введение в заблуждение относительно свойств и качеств товара, обман потребителя в отношении качества, количества, наименования и цены товара, продажа некачественного товара и выполнение некачественных работ; оказание некачественных услуг. Все перечисленные нарушения идентичны тем, что встречаются и сегодня6.
     В СССР, а также в РСФСР, на протяжении долгого времени, а точнее с момента их образования и до конца 80-х годов ХХ века, отношения, которые были связаны с удовлетворением материальных и культурных потребностей граждан, регулировались в основном нормами гражданского законодательства. Его нормы устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Но такое регулирование не могло решить все проблемы защиты прав потребителей, так как специально не рассчитывалось на эту защиту.
     В связи с этим, как первая попытка создания потребительского законодательства, в Советском Союзе были подготовлены Законы СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей»7 и «О защите прав потребителей»8. Последний из указанных, так и не вступил в силу, из-за распада СССР, но именно данный закон стал моделью для законодательных актов стран-участников СНГ. Нужно отметить, что всего один раздел Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей»содержал нормы, которые были направлены на защиту интересов потребителей, а остальная часть данного закона была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг. Впрочем, уже само появление такого законопроекта было большим шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия социальных норм на законодательном уровне, которые закрепляли бы гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но, к сожалению, в данном проекте были и существенные недостатки, и после широкого обсуждения, проект был отвергнут, из-за того, что его положения не могли бы быть реализованы, так как в основном носили декларативный характер. После распада СССР у бывших союзных республик возникла острая необходимость совершенствования большинства отраслей законодательства9.
     В последующем основой для формирования законодательства РФ и выработкой политики в области защиты прав потребителей явились Руководящие принципы, принятые Организацией Объединенных Наций 9 апреля 1985 года резолюцией 39/24810. Эти руководящие принципы направлены на удовлетворение следующих законных потребностей: защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов; доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями; просвещение потребителей; наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей; свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации, и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы11.
     В России впервые Закон о ЗПП был принят 07.02.1992 г., когда в стране рыночные отношения еще только начинали формироваться. Но из-за недостаточного опыта и развития рыночных отношений, первоначальная редакция данного закона была не совсем совершенной. По этой причине в последующем данный Закон неоднократно изменялся и дополнялся. В том числе: установление границ содержания генно-модифицированных организмов, изменение понятия «существенный недостаток», возложение обязанности на продавца указывать цены на товары (работы, услуги) только в рублях, положение о возврате технически сложных товаров, устранение противоречий с Гражданским кодексом в части определения цены при расчетах с потребителем в случаях приобретения им товаров ненадлежащего качества и другие12.
     Институт защиты прав потребителей затем получил правовое закрепление в статьях Конституции РФ13, Гражданском кодексе РФ14, Уголовном кодексе РФ15 и Кодексе об административных правонарушениях РФ16 и иные федеральные законы в сфере защиты прав потребителей. Среди федеральных законов, регламентирующих отношения с участием потребителей, важными являются федеральные законы «О техническом регулировании»17, «О качестве и безопасности пищевых продуктов»18, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»19, «О рекламе»20, «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» 21, а также многие другие22. Кроме законов, к числу источников, которые регулируют отношения по защите прав и интересов потребителей, относятся, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (например, Постановления Правительства РФ «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»23), приказы и постановления министерств и ведомств24, прежде всего Министерства промышленности и торговли РФ25.
     Также следует отметить, что в системе источников законодательства о защите прав потребителей важное место занимают акты правоприменительной практики. Например, такие как: Приложение к Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 марта 2005 года №0100/1745-05-32 «Информация об отношениях, регулируемых и не регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей»26, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 мая 2010 года «О некоторых вопросах, касающихся компетенции Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей»27 и другие. Помимо вышеперечисленных источников, важное место имеют особые подзаконные акты, принимаемые Правительством РФ, которые устанавливают особенности продажи, возврата отдельных категорий товаров и оказания особых видов услуг (выполнения работ). Например, Постановление Правительства РФ от 19 января1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, форма, габариты, фасона, расцветки или комплектации»28, Постановление правительства РФ от 27.09.2007 года №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»29 и другие. 
     Совершенствование механизмов контроля за сферой защиты прав потребителей содержится в Федеральном Законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»30. В нем регламентирован порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии с положениями указанного нормативного акта, плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще, чем один раз в три года31.
     Следует отметить, что существенным шагом вперед в части открытости своевременного распространения актуальной и доступной информации по вопросам защиты прав потребителей явилось принятие Постановления Правительства РФ от 16.02.2013 г. №129 «О государственном информационном ресурсе в области Защиты прав потребителей»32. На сегодняшний день источником актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (услуг, работ) является открытый и общедоступный государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей, оператором которого является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека33.
     Таким образом, институт защиты прав потребителя берет начало ещё в глубокой древности, где источниками древнерусского права, которые содержали нормы защиты прав потребителей, были Уставы древнерусских князей, Русская правда и другие, и дальше он постепенно развивается. В СССР были созданы законопроекты, которые явились моделью, фундаментом для первого Закона о ЗПП. Но первоначальная редакция Закона о ЗПП была не совсем совершенной, из-за недостаточного опыта и развития рыночных отношений. По этой причине в последующем данный Закон неоднократно изменялся и дополнялся. Законом более высокого уровня, регулирующим отдельные вопросы защиты прав потребителей, является Гражданский кодекс РФ. Нормы, защищающие права потребителей, могут содержаться и в других федеральных законах и, в, принимаемых в соответствии с ними, иных нормативно правовых актах РФ.
     
     § 2. Общая характеристика правового статуса потребителей
     Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителе – гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим для личных (бытовых, семейных) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, товары (работы, услуги), с одной стороны, и организацией-юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации конечным потребителям (изготовителями), реализующими товары потребителям по договору розничной купли-продажи (продавцами), выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору (исполнителями), - с другой стороны34.
     В соответствии с п. 1 ст.1 Закона о ЗПП, а также ст.9 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации35», отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативно правовыми актами РФ.
     Согласно разъяснениям, которые содержатся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей36», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о ЗПП применяется в части, не урегулированной специальными законами37. Например, Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан при вынесении решения по иску И.В.Ионина к ООО «ПЭК» о взыскании материального ущерба, стоимости услуг, неустойки, компенсации морального вреда38, в части взыскания стоимости услуг по организации доставки груза и жесткой упаковке руководствовался ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»39. Также на данную норму ссылаются и многие авторы при написании научных статей, например, Райлян А.И.40, Трубинова Е.И.41 и др.
     Потребность – это желание или необходимость обладать, пользоваться товаром, услугой, который нужен для самого воспроизводства жизни и поддержания определенного уровня жизни. Мотивы этих потребностей могут быть самыми разными. Прежде всего, человек стремиться к удовлетворению главных потребностей в пище, одежде, жилье и так далее. Все многочисленные потребности человека разделил и ввел в науку медик-психолог А. Маслоу, который создал иерархию потребностей человека42. Возникновение потребностей зависит от таких факторов как, возраст, пол, образование, здоровье и так далее.
     Согласно Закону о ЗПП, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести любо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности43.
     Юридические лица выведены из сферы действия Закона, тем самым законодатель отметил необходимость повышенных гарантий защиты потребителя-непрофессионала. Потребителем не является гражданин, который, приобретая товары, использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли, то есть для предпринимательской деятельности. Цели, для которых приобретается товар должны быть исключительно личные (бытовые). Под потребителем следует понимать не только гражданина, который непосредственно приобретает товар, но и гражданина, который пользуется им. Но не является потребителем гражданин, который приобретает товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве44. 
     В основном термин «потребитель» трактуется как непрофессионал, который приобретает предметы в целях личного потребления на рынке товаров и услуг (конечный потребитель)45. Потребитель единственный из всех субъектов рынка, который не является профессиональным участником и без государственной поддержки не в состоянии эффективно отстаивать свои законные права46.
     Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 марта 2005 года №0100/1745-05-32, законодательство о защите прав потребителей не применяется при разрешении споров, которые вытекают из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций47, а также из отношений между гражданами, которые вступают в договорные отношения между собой для удовлетворения личных, домашних, семейных и иных нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Так, решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 апреля 2018 года по делу №2-3058/201848 было отказано в части удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда в связи с тем, что на рассмотренные правоотношения не распространялся Закон «О защите прав потребителей», поскольку договор подряда был заключен с физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, а доказательств ведения предпринимательской деятельности суду предоставлено не было.
     В то же время потребителем является гражданин, который пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд. Например, услуга по перевозке или по проживанию в гостинице в командировочных целях.
     В соответствии со ст.ст. 129, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом о ЗПП под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, которая реализуется по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. 
     Цели, для приобретения товара, должны быть исключительно личными (бытовыми, домашними, семейными). Товары могут приобретаться (заказываться) для личных нужд либо для бытовых, домашних (например, покупка электробытовых приборов), или же одновременно и для личных, и для бытовых (например, покупка студентом микрокалькулятора, чтобы использовать его дома и на занятиях).
     Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобретает товар или заказывает работу (услугу), но и гражданин, который пользуется ими49. Например, потребителем является как гражданин, который купил автомобиль или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим автомобилем или является зрителем в театре. Но в определенных случаях законодательством предусматривается, что пользоваться товаром (результатом работы или услугой) может только гражданин, который заключил договор с продавцом (исполнителем). Например, при покупке оружия, действуют установленные законодательством ограничения – продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только когда у гражданина, который приобретает оружие, есть лицензия на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации оружия, которое было приобретено. В данном случае только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет потребителем в отношениях, которые вытекают из такого договора. 
     Исходя из своих потребностей и возможностей, потребитель имеет право на свободный выбор товара (услуги, работы). Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю товары (услуги, работы), в которых тот не нуждается. Запрещается реализация товаров (услуг, работ) с «нагрузкой», в комплекте с другими товарами и тому подобное. По мнению Белова В. А., требование денег за то, что кто-то сделал нечто, о чем его не просили, иначе как вымогательством назвать сложно50.
     Статья 16 Закона о ЗПП запрещает продавцу (исполнителю) обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)51. Очень часто продавец предлагает покупателю к дефицитному товару, который пользуется повышенным спросом, другой товар, спрос на который низкий, или дополнительную услугу. Например, к популярному телефону «навязывают» договор страхования имущества как неотъемлемую часть договора купли-продажи данного товара и тому подобное. В таком случае действия продавца противозаконные и потребитель имеет полное право требовать продажи ему только товара, в котором нуждается. 
     Глава II Закона о ЗПП устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора купли-продажи. Общие нормы о договорах купли-продажи содержаться в § 1, 2 гл.30 Гражданского кодекса РФ52, в них определяется понятие договора купли-продажи, устанавливаются права, обязанности сторон и ответственность за нарушение условий договора. Чаще всего, потребитель, приобретая товар, заключают договор розничной купли-продажи, поэтому к данным отношениям применимы нормы, которые закреплены в ст. ст.492-505 Гражданского кодекса РФ. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, которые не урегулированы Гражданским кодексом РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Таким образом, нормы, закрепленные в Гражданском кодексе РФ, относящиеся к урегулированию отношений в сфере розничной купли-продажи, тесно переплетаются с положениями Закона о ЗПП53.
     В соответствии со статьей 8 Закона о ЗПП потребитель имеет право на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Согласно данной статье потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, которая должна в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи, способами, которые приняты в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя или продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
     Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре действительным. Стало быть, если перевод на русский язык недостоверен, это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, следовательно, для продавца наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона о ЗПП54. 
     Некоторые производители не скрывают, что продают подделки, в то время как другие мастерки изготавливают свои трудноотличимые от оригинала копии, выдавая их за настоящий товар55.
     Одно из обязательных требований к любому товару (услуге, работе) – это, конечно, качество. Качество – это совокупность свойств товара, которые обуславливаются его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу, выполнить работу), качество которого соответствует договору.
     Приобретая товар, потребитель принимает к сведению требования к качеству как часть необходимой ему информации, и поэтому они становятся условиями договора купли-продажи, которые определяют качество приобретенного товара.
     Право потребителей на безопасность товара (работ, услуг) закреплено ст. 7 Закона о ЗПП. При этом под безопасностью товара (услуги, работы) понимается безопасность товара (услуги, работы) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). 
     Обязательные требования на безопасность товаров (работ, услуг) устанавливаются в государственных стандартах, санитарных или строительных нормах и правилах, и другой нормативно-технической документации. В 2015 году по инициативе правительства в АНО была создана «Российская система качества», которая финансируется из бюджета. Цель данной системы – следить за безопасностью продукции56. В целях повышения конкурентоспособности товара производитель может осуществить добровольное подтверждение соответствия – добровольную сертификацию57.
     Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) является обеспечение безопасности товара (работы) в течение всего установленного им срока службы или срока годности товара (работы). В случае, если изготовитель (исполнитель) не установил на свой товар (работу) срок службы, он в обязательном порядке должен обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
     Необходимость указывать в сопроводительной документации на товар (работу), на этикетке или иным способом специальные правила, которые необходимо соблюдать для безопасного использования товара (работы), его хранения, транспортировки и утилизации также относятся к обязанности изготовителя (исполнителя).
     Необходимо отметить право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. В соответствии со ст. 3 Закона о ЗПП право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав58.
     В Распоряжении Правительства РФ от 28.08.2017 №1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года»59 сказано, что решение проблемы злоупотребления доверием потребителей возможно через реализацию программ просвещения, консультирования и информирования потребителей. 
     Таким образом, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести любо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребитель имеет право на свободный выбор товара (услуги, работы) исходя из своих потребностей, а также возможностей, на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах. Также у потребителя есть право на безопасность товара (работ, услуг)60, которое закреплено ст. 7 Закона о ЗПП, и право на просвещение в области защиты прав потребителей.
     Решение городского суда Республики Татарстан от 24 марта2017г.: по делу № 2-206/2017 // Архив городского суда РТ.
     Решение городского суда Республики Татарстан от 10 марта 2017 г.: по делу № 2-974/2017 // Архив городского суда РТ.
     Абдурахманов Р.Р. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества / Р.Р. Абдурахманов // NOVAUM.RU. 2017. – №6. – С. 202-204.
     Бабаев Д. Ответственность продавца по договору купли-продажи за ненадлежащее качество / Д. Бабаев // Вопросы науки и образования – 2017. – №6. – С. 135-136.
     Белов В.А. Договоры о договорах / В.А. Белов // Законодательство. – 2016. – №2. – С. 9-18.
     
     
Глава II. ПРАВО НА КАЧЕСТВО ТОВАРА И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ
     §1. Правовая характеристика категории качества товаров
     Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под товаром следует понимать вещь (вещи), определенную либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенную для продажи или иного введения в гражданский оборот61. 
     Товар признаётся качественным, при соблюдении следующих требований: он соответствует качеству, который указан в договоре; если же в договоре отсутствуют условия о качестве товара (услуги, работы), он является пригодными для целей его непосредственного использования; он пригоден для использования в конкретных целях, которые были оговорены при заключении договора; он соответствует образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию; если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству, он соотв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44