VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гражданско-правовая характеристика права на фирменное наименование

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002547
Тема: Гражданско-правовая характеристика права на фирменное наименование
Содержание
    ВВЕДЕНИЕ
    «Актуальность темы исследования. Переход нашей республики от коман-днои экономики к конкурентно-рыночной экономике потребовало необ-ходимость глобальных  изменения правового регулирования общественно- пра-вовых отношений, связанных с использованием средств индивидуализации юри-дических лиц, важным из которых является фирменное наименование.
    Юридические лица в целях индивидуализации своей деятельности, исполь-зуют фирменное наименование.  Для того, чтобы закрепить и привлечь потреби-телей и не допустить смешения своей деятельности в глазах потребителей с дея-тельностью конкурентов.
    Право на фирменное наименование приобретает качество товара (и объекта гражданского оборота), а его имущественная составляющая выступает как основной. Несомненно,  известность и доступность объекта правовой охраны для третьих лиц делают его легкой наживой для недобросовестной конкуренции. Несанкционированное использование чужих, зарекомендовавших себя на рынке фирменных наименований превращается в доходный промысел. Об этом свидетельствует судебная практика рассмотрения споров об исключительных правах, в которой дела данной категории становятся столь же актуальными, как и споры, связанные с незаконным использованием товарных знаков.
    Вместе с тем отсутствие адекватных средств воздействия на нарушителя (и, прежде всего, практическая невозможность применения к нему имущественных санкций), по существу приводят к ситуации отказа в правосудии.
    Настоящее время в науке нет единого мнения по поводу содержания понятия "фирменное наименование", а действующее законодательство, регулирующее отношения по поводу охраны фирменных наименований, характеризуется несовершенством положений. В то же время, проблема охраны доброго имени в отношении юридических лиц является не менее насущной по сравнению с защитой доброго имени физических лиц. Нормы права, посвященные вопросам охраны фирменных наименований, требуют от законодателя четкости, предельной ясности и точности формулировок. Связано это со спецификой фирменных наименований, которая в той или иной мере затрагиваются интересы каждого юридического лица. С другой стороны, институт фирменных наименований столь архаичен, консервативен, что кардинальные изменения применить к нему не представляется возможным, поскольку это привело бы к необратимым последствиям. И, тем не менее, время привносит свои коррективы, становится другой жизнь, меняются люди в своих стремлениях, желаниях, мотивациях. В этих условиях и институт фирменных наименований не может оставаться неизменным, не подвергаясь внешним изменениям, происходящим в обществе. Он, как и все право в целом, должен отвечать требованиям нового времени, новой политики, служить выполнению новых задач [1, с.5].
    Изложенные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности научной разработки вопросов, связанных с теоретическими и практическими аспектами фирменных наименований, как объекты гражданских прав  и обусловили выбор данной проблемы в качестве темы диссертационного исследования.
    Степень разработанности темы. Фирменное наименование является одним из наименее разработанных и малоисследованных в отечественной юридической науке гражданско-правовых объектов. Наряду с этим отдельные вопросы, относящиеся к проблемам, рассматриваемым в настоящей работе, нашли свое отражение в трудах ряда цивилистов. К их числу относятся Г.Е. Авилов, Х.Э. Бахчисарайцев, Басин, Белова, A.B. Брызгалин, М. Венецианов, В.К. Волчинский, В.Ю. Вольф, А.Х. Гольмстен, А.Г. Диденко, Звягин, А.И. Каминка, Д.А. Медведев,  Е.А. Нефедьев, Б.В. Попов, В.В. Розенберг, М.К. Сулейменов, Чежия и др.
    Изучение имеющихся в литературе научных концепций и теоретических положений показывает, что значительный круг вопросов, связанных с теоритическими и практическими аспектами фирменного наименования, как объекта гражданских прав разработан недостаточно и требует дальнейшего научного изучения.
    Цель и задачи исследования.  Цель диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании теоретических и практических аспектов фирменных наименовании, как объекта гражданских прав, обосновании и разработке концептуальных основ,  теоретических положений, выводов, практических предложений, рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере и практики его применения. Указанная цель предопределила необходимость постановки и решения следующих основных задач исследования:
    - проанализировать нормативную базу Республики Казахстан, определяющий правовой режим фирменных наименований;
    - показать и обобщить практику становления и развития законодательства, регулирующего фирменное наименование;
    - исследовать понятие и значение фирменных наименований;
    - рассмотреть субъектов права на фирменное наименование;
    - выявить основные проблемы, связанные с защитой фирменных наименований в казахстанском законодательстве;
    - определить основания возникновения и прекращения на охрану фирменного наименования;
    - выработать предложения по совершенствованию законодательства в области охраны фирменного наименования.
    Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу фирменных наименований коммерческих организации и наименовании юридических лиц.
    Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Республики Казахстан и других нормативно-правовых актах, судебная практика. 
    Методы исследования. При проведении диссертационного исследования применялись общенаучные методы познания, в том числе диалектические, частно-научные методы: формально-логический, сравнительный, исторический, метод системного и структурного анализа и синтеза.
    Научная новизна. Диссертационная работа состоит в том, что исследованы вопросы правовой природы рассматриваемых объектов права, в результате чего выработан ряд рекомендаций, которые будут способствовать совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с использованием фирменных наименований.
    Основные положения и выводы, выносимые на защиту:
    1. Фирменное наименование (фирма) - это обозначение, закрепляемое за коммерческой организацией, под которым она выступает в гражданском обороте и индивидуализируемое ее в ряду других участников гражданского оборота, неотделимое от самой организации и отчуждаемое только вместе с ней.
    2. Практика использования объектов интеллектуальной собственности, которым должно отвечать фирменное наименование, в большинстве случаев уже перешагнула устаревшие нормативные акты, а принятая разделом 5  ГК РК  недостаточно подробно регулирует фирменные наименования, в связи с чем требуется подготовка и принятие отдельного закона, регулирующего фирменные наименования.
    3.  Предлагается внести изменения в п. 4 ст. 19 ГК РК, где говорится, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, дополнив указанный пункт следующими словами: "и использовать фирменное наименование для индивидуализации своей предпринимательской деятельности".
    4. Право на охрану фирменного наименования предоставляется с момента государственной регистрации коммерческой организации, либо без регистрации — в силу международного договора Республики Казахстан.
    5. Право на охрану фирменного наименования прекращается у тех субъектов, которые в процессе реорганизационных процедур прекращают свою деятельность: при слиянии - у всех сливающихся организаций; при присоединении - у присоединенной организации; при разделении - у разделенной организации; при преобразовании - у преобразованной организации.
    6. Представляется необходимым внести следующее дополнение в п. 2 ст. 63 ГК РК "Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова… при изменении персонального состава участников полного товарищества необходимо вносить соответствующие изменения в фирму".
     Нормативную основу диссертационного исследования составили Конституция Республики Казахстан, национальное и зарубежное гражданское законодательство, нормативные правовые акты республики и другие законодательные акты зарубежных государств, международные договоры и соглашения, задействованы в регулирование современных гражданских отношений.
     Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные теоретические положения и рекомендации углубляют и развивают теорию современного гражданского права и могут служить основой для дальнейших научных исследований.
    Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы: для дальнейшего развития науки гражданского права, в учебном процессе специальных курсов в учебных заведениях, а также  учебных пособий и методических материалов. 
      Апробация результатов исследования. Работа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданского права и гражданского процесса, трудового права юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных автором статьях, а также в его выступлениях на научно-практических конференциях: ………………..
    Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на …. страницах, литература включает….. наименовании.
    
    
    
1 Гражданско-правовая характеристика права на фирменное наименование.
    
    1.1 Правовая сущность и нормативное содержание права на фирменное наименование.
    
    Индивидуализация это выделение субъекта или объекта из массы одно-родных путем выявления у субъекта или объекта либо придания субъекту или объекту характерных (индивидуальных) признаков.
    Средства индивидуализации юридического лица имеют важное значение, поскольку являются основным связующим звеном между производителем и потребителем и информируют покупателей о конкретном производителе продукции, ее качестве, основных характеристиках.
    Вопросы исключительных прав на фирменные наименования, в частности в случаях, когда товарный знак формируется на основе фирменного наименования, решаются, как будет видно ниже, далеко неоднозначно. В результате этого, а также и из-за отсутствия четкой правоприменительной практики по этому вопросу создаются проблемы (включая судебные иски) для многих компаний в Казахстане.
    Бывший глава всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Г. Боленхаузен определяет фирменное наименование как обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие определенного юридического или физического лица.
В. Мельников выделяет следующие основные функции фирменного наименова-ния:
- выделение предприятия из группы подобных предприятий;
- информирование о статусе, происхождении, сфере деятельности предприятия;
- гарантирование качества товаров и услуг.
    После регистрации компании в случае успешного продвижения товаров на рынок, приобретается определенная деловая репутация, носителем которой выступает фирменное наименование. В процессе многолетней добросовестной деятельности фирменное наименование становится известным среди потребителей и в деловых кругах. Охрана фирменных наименовании гарантируется национальным законодательством, а форма охраны предопределяется положениями гражданского или торгового права, относящимися к деятельности компаний, а также методами пресечения недобросовестной конкуренции.
    Как нам представляется, исходя из положений действующего законно-дательства и положений ГК РК можно сформулировать понятие фирменного наименования как обозначения, под которым коммерческая организация выс-тупает в гражданском обороте, являющееся неотъемлемым элементом его правоспособности и показывающее степень его гражданской ответственности перед контрагентами.
    В соответствии с п. 2 ст. 38 ГК РК обязанность иметь фирменное наименование возложена только на коммерческие организации. Иные юри-дические лица должны иметь наименование. Так, ст. 38 ГК РК устанавливает, что «юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
    Содержание фирменного наименования, как полагает В. Голофаев, - это совокупность трех элементов (словесных, буквенных, цифровых), из которых оно состоит, которые оно включает в себя [2, c. 37]. 
    Под структурой фирмы в научной литературе, как правило, понимается деление ее на определенные части. В структуре фирменного наименования принято различать корпус и добавления. Корпус фирменного наименования содержит указание на организационно-правовую форму, а в требуемых законом случаях - на другие характеристики коммерческой организации. В ГК РК урегулированы вопросы, касающиеся требований к фирменным наименованиям коммерческих организаций всех организационно-правовых форм. Анализ указанных норм делает очевидным тот факт, что указание на организационно - правовую форму является неотъемлемой частью фирменного наименования.
    Добавления же, как указывают многие авторы, представляют собой те индивидуализирующие словесные обозначения, которые необходимы для от-личия одних юридических лиц от других.
    Как отмечает А.П. Сергеев, роль таких добавлений чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий и т.п.[3, с. 574]. 
    Содержание фирменного наименования выбирает сам будущий право-обладатель. Однако выбор фирменного наименования в любом случае под-чиняется трем основным принципам - истинности, исключительности и пос-тоянства.
    Принцип истинности фирменных наименований состоит в том, чтобы фирма правдиво отражала правовое положение организации (в частности, ее организационно-правовую форму) и не содержала положений, не соответ-ствующих действительности. Как отмечает Ю. Харитонова, «согласно требо-ваниям законодательства наименование предпринимателя должно, с одной стороны, содержать указания на его организационно правовую форму пред-приятия, в случаях необходимости - на его тип, профиль деятельности, лич-ность владельца (имена, наименования участников).
    Таким образом, суть принципа истинности, по нашему мнению, состоит в том, что из фирменного наименования должна быть ясна степень ответ-ственности владельцев бизнеса перед своими контрагентами, которая зависит от организационно-правовой формы юридического лица.
    А.П. Сергеев определяет суть принципа постоянства следующим образом: не допускается произвольное и не обусловленное переменой правового статуса изменение фирменного наименования. При этом необходимость существования указанного принципа аргументируется тем, что в сохранении неизменности фирмы заинтересованы как ее владельцы, так другие участники оборота, включая государство.
    Исключительность права на фирму состоит в том, что другие коммерсанты устраняются от использования тождественного или сходного обозначения в качестве своего фирменного наименования или товарного знака и не имеют права пользоваться им в деловой практике. Содержание фирменного наименования должно обеспечить необходимый уровень индивидуализации и не допустить смешения одного субъекта с каким-либо другим.
    Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия, предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности. В силу п. 2 статьи 38 ГК РК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями выступают в гражданском обороте под наименованием особого рода - фирменным наименованием.
    В научной литературе была высказана вполне обоснованная точка зрения, что первая часть фирменного наименования, присущая множеству хозяйствующих субъектов, индивидуализирующей функцией не обладает.
    Второй частью как наименования, такс и фирменного наименования яв-ляется содержательная часть, которая, собственно говоря и призвана выполнять индивидуализирующую функцию. В связи с указанным обстоятельством возникает вопрос, насколько оправданно законодатель использует два различных термина для обозначения идентичных понятий. Если обратиться к зарубежному опыту, то в большинстве зарубежных стран между наименованием юридического лица и фирменным наименованием предприятия, собственником которого является это юридическое лицо, делается принципиальное разграничение. Так, наименованием юридического лица считается название, которое индивидуализирует юридическое лицо в совокупности его прав и обязанностей как самостоятельный субъект права. Наименование служит для юридического лица тем же, чем для физического лица его имя, т.е. личным (моральным) правом, которое не может быть предметом оборота. Фирменное наименование - название, под которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие, которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентурой. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом промышленной собственности, может передаваться, т.е; быть предметом оборота, но только , совместно с предприятием, которое оно обозначает. Именно в таком смысле используется: понятие "фирменное наименование" (лат. commercia , tade name) в тексте ст. 8 Парижской конвенции, а также в законодательстве многих государств.
    Как отмечает О. Городов, согласно действующим нормам законодательства, «структуру прав на охраняемый результат интеллектуальной деятельности образуют два относительно самостоятельных вида субъективных гражданских прав:
    - личные неимущественные права, характеризующие связь личности с созданным ею объектом правовой охраны;
    - имущественные права, дающие управомоченному лицу юридически обеспеченную возможность экономической эксплуатации указанного объекта.
    Оба вида субъективных прав объединялись под названием исключительного права (интеллектуальная собственность), являющегося аналогом вещного права собственности, но употребляемого для целей опосредования отношении, складывающихся в связи с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности». Сказанное означает, что законодатель до принятия главы 52 ГК РК, как правило, не раскрывал, какое из исключительных прав, предоставляемых правообладателям, носит имущественный, а какое личный неимущественный характер. Указанное обстоятельство и порождало споры относительно правовой природы права на фирменное наименование.
    На основе анализа функций фирменного наименования высказано положение о необходимости признания права на фирму отчуждаемым.
    В соответствии с действующей редакцией ст. 119 ГК РК в состав имущественного комплекса предприятия, как объекта гражданских прав, включаются права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). Кроме того, действующим ГК РК предусмотрены нормы о полном отчуждении фирменного наименования (купля-продажа предприятия) другому лицу, либо разрешение использования его в течение определенного периода времени (аренда предприятия, коммерческая концессия).
    В.В. Голофаев справедливо пишет о том, что «постольку, поскольку фирма является, следуя вышесказанному, оборотоспособным объектом гражданских прав наряду с другими объектами, имеет экономическую ценность для участников гражданского оборота, следует полагать, что исключительные права на фирменное наименование должны быть отнесены к разряду имущественных прав вопреки традиционному подходу, рассматривающему их в качестве личных неимущественных»[4, с. 7]. 
    В соответствии со ст. 1020 ГК РК  Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование в официальных бланках, печатных изданиях, рекламе, вывесках, проспектах, счетах, на интернет-ресурсах, на товарах и их упаковке и в иных случаях, необходимых для индивидуализации юридического лица.
    Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава. Под определенным фирменным наименованием юридическое лицо включается в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. 
    Согласно ст. 1020 ГК РК не может быть использовано фирменное наименование, похожее на фирменное наименование уже зарегистрированного юридического лица настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц, а также введению в заблуждение относительно выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается. 
    Субъектами права на фирменное наименование в силу прямого указания ГК РК (п.2 ст.38) являются коммерческие организации. Этот вывод подтверждается также законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 г. №2198(с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015г.).
    Только юридическое лицо может иметь фирменное наименование. Причем не всякое, а только коммерческая организация.
    Некоммерческие организации имеют, наименование, которое индивидуализирует их в гражданском обороте. Как представляется, правом на фирменное наименование они не обладают. Это вытекает из понимания фирменного наименования как средства индивидуализации субъекта, ведущего предпринимательскую деятельность.
    Что касается индивидуальных предпринимателей, то, как отмечают многие ученые, в отличие от коммерческих организаций индивидуальный предприниматель индивидуализируется его гражданским именем и поэтому за ним не признается права иметь фирменное наименование. Считается, что для большей индивидуализации предприятия индивидуального предпринимателя достаточно коммерческого обозначения, выполняющего функции, аналогичные товарному знаку (знаку обслуживания). Так, В. Голофаев полагает, что «как с точки зрения действующего гражданского законодательства, так и с доктринальных позиций фирмовладельцами не могут быть физические лица».
    Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
    Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно выступать в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
    В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
    1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
    2) полные или сокращенные официальные наименования- органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Республики Казахстан и органов местного самоуправления;
    3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
    4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
    5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
    Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Казахстана, а также слов производных от этого наименования допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
    В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Республики Казахстан, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
    Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям Закона, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
    Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том; числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
    Сокращенные фирменные наименования а также фирменные наименования на языках народов Казахстана и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый, государственный реестр юридических лиц.
    Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается;
    Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному  наименованию другого юридического лица или сходного  с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование, второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
    Юридическое лицо, нарушившее настоящие правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя, или сходного с ним до степени: смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
    В настоящее время к проблемам, связанным с фирменным наименованием юридического лица относятся: вопросы исключительного права на фирменное наименование, основание возникновения исключительного права, даже, что считать фирменным наименованием юридического лица и др. Это все вопросы правового характера.
    Однако существуют и проблемы, возникающие из-за отсутствия какой либо процедуры или ее неэффективности, например, при регистрации предприятий.
    В науке гражданского права в течение достаточно долгого времени ведутся споры о целесообразности создания специальной системы государственной регистрации фирменных наименований.
    Исследуя вопрос о необходимости (либо отсутствии таковой) отдельной государственной регистрации фирменных наименований, следует отметить следующее. Как отмечается в научной литературе, из общего смысла и юридического содержания понятия «государственная регистрация прав» следует, что она должна обеспечивать стабильность оборота соответствующего объекта гражданского права. Оно достигается выделением сделок и иных операций с объектом за рамки частных интересов сторон и созданием особой информационной системы, позволяющей всем субъектам права получать достоверные данные о правовом статусе того или иного объекта
    П. 10 Положения о фирме и ст. 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. закрепляли явочный принцип возникновения права на фирму, устанавливая, что фирменное наименование подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц и не требует специальной регистрации, независимой от регистрации предприятия.
    Анализ зарубежного опыта показывает, что в большинстве промышленно развитых стран право на фирменное наименование возникает из факта использования этого наименования, а последующая его регистрация в реестре компаний лишь закрепляет ранее возникшее право (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ, Япония). Например, во Франции никогда не было особых формальностей, связанных с регистрацией как условием возникновения исключительного права на фирменное наименование. Такое право приобретается путем первого публичного использования фирменного наименования. При этом публичным использованием фирменного наименования не признается регистрация коммерческой организации в Реестре торговли и товариществ, хотя фирменное наименование, используемое этой организацией, упоминается при такой регистрации [5, с.376].  
    В последней четверти XX в. в мире стал утверждаться принцип, обусловливающий возникновение права на фирменное наименование как на основании его регистрации в реестре фирменных наименований, так и на основании его фактического использования и утверждения на рынке. Так, согласно ст. 2 шведского Закона о фирменных наименованиях N 156 от 29 марта 1974 г. любой коммерсант может получить исключительное право на фирменное наименование путем его регистрации или приобретения им (фирменным наименованием) репутации на рынке.
    Нельзя не отметить, что ст. 38 ГК РК устанавливала иной принцип и закрепляла необходимость специальной регистрации фирменных наименований как условие возникновения исключительных прав на их использование. В самом ГК РК, однако, такой порядок не определен и имеется лишь отсылка к специальному закону, который должен быть принят в развитие положений Кодекса. Как отмечает Л.П. Сергеев, «принципиальная позиция законодателя, намеренного отказаться от явочной системы возникновения права на фирму и перейти к системе регистрационной, выражена достаточно ясно».
    Интересно отметить, что судебная практика автоматически восприняла регистрацию юридических лиц как одновременную регистрацию и их фирменных наименований, используя при этом, например, следующую формулу: «Фирменные наименования и истца, и ответчика зарегистрированы в соответствии с действующим порядком государственной регистрации юридических лиц».
    С.К. Козловым высказано обоснованное мнение о том, что регистрация права на фирменное наименование должна быть только правоудостоверяющей и не может иметь правоустанавливающего значения [6, с. 18].
    Следует согласиться с мнением В.Л. Дозорцева, что среди результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуального продукта) можно выделить два вида продуктов: продукты, характеризуемые формой т «форменный продукт», и продукты, характеризуемые содержанием - «содержательный продукт» [7, с. 11]. Исключительное право на «форменный» продукт возникает с момента создания такого продукта и не требует государственной регистрации. 
    Исключительное право на «содержательный» результат возникает с момента государственной регистрации. Последняя необходима, поскольку содержательный продукт может быть самостоятельно получен другим лицом. Содержательный продукт охраняется патентным правом, и типичными примерами его являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также средства индивидуализации товаропроизводителей и их продукции. Необходимо отметить, что фирменное наименование представляет собой словесное обозначение, либо комбинацию словесного обозначения с какими-либо цифрами и буквами.
    По изложенным выше причинам регистрация	фирменных наименований может иметь место в качестве добровольной процедуры, по аналогии с правообладателями зарегистрированных авторских прав.
    В настоящее время отношения, связанные с фирменными наименованиями, регулируются следующими нормативными актами:
    1) Парижской конвенцией по охране промышленной собственности;
    2) Гражданским кодексом Республики Казахстан;
    Исключительное право на фирменное наименование - проявляется в следующем:
    Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
    Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Республики Казахстан и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
    Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления- другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
    Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
    Юридическое лицо, нарушившее указанные правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
    Из совокупности этих норм явствует, что в фирменное наименование включаются как описывающие элементы (организационно-правовая форма и т.п.), так и отличающий элемент, именуемый в Парижской конвенции по охране промышленной собственности «существенной составной частью знака», т.е. то, что придает уникальность обозначению в целом. Обычно такой существенной составной частью является сокращенное фирменное наименование.
    Недопустимо не только тождество наименований, т.е. полная их идентичность во всех элементах, даже таких как ООО, ОАО, ЗАО, но и сходство, способное ввести в заблуждение, что в Парижской конвенции по охране промышленной собственности называется «сходство до степени смешения».
    Исключительное право на фирменное наименование возникает у  юридического лица с момента его государственной регистрации. На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
    1) фирменное наименование является объектом интеллектуальной собственности. Юридическому лицу принадлежит исключительные права на фирменное наименование с момента его государственной регистрации (имеется в виду государственной регистрации юридического лица);
    2) фирменное наименование подлежит охране от использования другими лицами такого же обозначения или сходного обозначения, способного привести к риску смешения между предприятиями или ввести в заблуждение общественность.
    Фирменное наименование - это разновидность средств индивидуализации коммерческих юридических лиц. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права и обязанности, ведут производственную и (или) иную основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в су.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.