- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нравственное положение правосудия в современном обществе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000920 |
Тема: | Нравственное положение правосудия в современном обществе |
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «волгоградский государственный университет» Институт права Кафедра предпринимательского права, арбитражного и гражданского процесса Самостоятельная работа (2 модуль) по дисциплине «Профессиональная этика» на тему: «Нравственное положение правосудия в современном обществе» Выполнил: студент 1 курса заочного отделения группы ЮЗ-163 Лысоеваненко Д.Ю. scarium@yandex.ru Проверил: старший преподаватель Боровков А.В. Волгоград – 2016 Прежде чем проанализировать нравственный смысл принципов правосудия, необходимо, на наш взгляд, определить этическое качество самого судебного разбирательства как такового. Рассматривая правосудие как публичную артикуляцию, подчиняющуюся условиям гласности и открытости, необходимо констатировать в нем наличие общих свойств диалога. Это диалог противостояния, который в идеале может быть реализован через модель гражданского процесса и завершиться таким процессуальным действием, как заключение мирового соглашения. Такой диалог может привести и к применению юридической ответственности в принятом судом решении. Такая результативная форма выражения взаимодействия установок и позиций сторон может свидетельствовать только о том, что публичный диалог подчинен общим закономерностям внутреннего диалога, характерного для человеческого сознания и мышления. Какова же логика артикуляции в правосудии и что лежит в ее основе? Является ли она выражением свободной речевой активности сторон? Такая формулировка не может считаться окончательно проясняющей суть вопроса без характеристики процессуальных координат судоговорения. Какое значение для этого имеет место и время? Если учесть, что современное правосудие, по сравнению с его архаическими формами, находится в рамках перспективного расчета на выигрыш дела, то отличие устоявшегося в Новое время судебного процесса состоит в обозримости процедуры и возможности быть готовым к участию в деле. Осуществление судебной защиты происходит путем реализации сторонами процессуальных прав, набор которых можно оценивать как гарантию готовности пройти процедуру судебного разбирательства. Эта готовность предстать перед судом может быть структурно определена в отстаивании права, свободы и интереса путем ссылки на закон, т. е. на юридическое знание, соответствующие обстоятельства по делу, подкрепленные представлением доказательств. Это значит занять позицию по делу. В связи с этим стороны могут строить тактические и стратегические расчеты, включая в них и будущее решение по делу. При отсутствии должной правовой осведомленности гражданин может прибегнуть к квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ 1993 г.), которую в рамках гражданского судопроизводства можно трактовать достаточно широко, обеспечивая представительство в суде не только за счет профессиональных юристов — адвокатов. Относительно расчета необходимо отметить то парадоксальное обстоятельство, что только в условиях процессуального порядка возможно свободное, т. е. полное, с точки зрения обеспеченности ожидаемого и возможного результата судоговорения, осуществление процессуальных прав. На наш взгляд, в рамках судебного разбирательства, как нигде в мире социального взаимодействия, видна порождающая роль порядка реализации свободы и права. Это еще раз свидетельствует о том, что привычка, обычай, стандарт, образец в определенной последовательности создают платформу для свободного применения сил и способностей человека, в данном случае в отстаивании того, что причитается гражданину. Отсюда судоговорение в качестве внутренней содержательной основы такой социальной функции, как отправление правосудия можно считать членораздельной артикуляцией позиций сторон, публично воспроизводимой в локальном пространстве судебного заседания. Этот процесс делится на стадии, которые на основании юридических норм устанавливаются судом как властным органом, осуществляющим правосудие. Перечисление стадий процесса (Гл. 15 ГПК РСФСР ) дает нам отчетливую картину временной нормативной логики судоговорения, которая должна привести к раскрытиююридически значимых обстоятельств по делу, формированию убеждения суда и принятию соответствующего решения. Эта логикаупорядоченного процесса пользования сторонами свободой как процессуальным правом как раз и дает тот эффект, о котором говорил Гегель в ?Философии права?, указывая на то, что индивид должен предстать перед судом не только телесно, физически, но и духовно.Если мы обратимся к архаическим формам публичного правосудия,то увидим, что его язык имел телесные признаки в таких процедурах, как судебный поединок и ордалии (божий суд). В текстах ?варварских правд? позиция сторон не подвергалась должной о внутренней рациональной реконструкции, если отсутствовала очевидностьправа и факта.В этом случае правота устанавливалась за счет внешнего телеснознакового аргумента — через победу в физическом противоборстве или процедуру испытания как очищения от вины водой, огнем, железом. В обоих случаях суд устранялся от рационального обоснования своей позиции по делу и в принятии по нему решения, приговор выносился как бы с чужого указания, а не исходя из принципов внутреннего убеждения. Легендарная премудрость Соломона также не может считаться результатом рационального процесса в формировании внутреннего убеждения, поскольку построена на психологии испытаний и аргументации, исходящей от чувства и материнского инстинкта. Порядок судопроизводства, закрепленный в процессуальных нормах, обеспечивает реализцию прав сторон, однако он не находится в состоянии внешнего дефицита к ним со стороны суда, и эти права осуществляются свободно. Можно сказать, что суд и процессуальный закон создают в данном случае условия для свободной демонстрации сторонами своей правоты по делу. Само заключение спора в рамки гражданского или уголовного дела создает схему нормативного процесса, т. е. определяет правомерные параметры осуществления права в масштабах и динамическом начертании определенного локального порядка. Однако, кроме внешней упорядочивающей судебной власти, которая делит этот порядок на стадии, процессуальный закон говорит о наличии у сторон обязанности пользоваться принадлежащими им процессуальными правами добросовестно (ст. 30 ГПК РСФСР). Смысл этой нормы может быть понят с должной степенью глубины путем отсылки к ст. 17 Конституции РФ, где содержится, образно говоря, ?золотое правило? этики прав и свобод гражданина РФ. Добросовестность в осуществлении процессуального права как всякое выражение свободной активности гражданина следует понимать в рамках ответственного отношения к совершаемым действиям как процессуального, так и внепроцессуального свойства. Эта ответственность и делает судебное разбирательство действительным воплощением процессуального порядка, которым и через' который реализуется свобода как осуществление права на судебную защиту. ^Добрая совесть заключается здесь в надлежащем пользовании правом, когда отсутствует негативное, разрушительное влияние на порядок судопроизводства. В контексте добросовестного пользования процессуальными правами и следует рассматривать судебное право как принуждающую власть, которая может применить к сторонам процессуальную ответственность в отдельных предусмотренных законом случаях. Таким образом, производство по конкретному делу делает суд субъектом процессуальной власти по отношению к участвующим в нем лицам. Применяемое в этом случае принуждение со стороны суда следует трактовать как сохранение внутренней нормативности судоговорения и соблюдения параметров чистоты его содержания. Объем этого содержания составляет юридическая значимость обстоятельств, которая не может искажаться, например, путем дачи ложных показаний. Все это позволяет сделать вывод о том, что суд является генерализующим центром публичного правосудия или судоговорения, а не внешним арбитром, присуждающим победу какой-либо из сторон по делу. Надлежащее осуществление правосудия составляет внутреннее содержание осуществления судебной власти, а такое осуществление происходит при рассмотрении каждого конкретного дела. Судоговорение прошло длительный исторический путь, прежде чем утвердиться в трех конституирующих составляющих: судебной системе, имеющей признаки судебной власти, равноправной состязательности сторон и нормативной логике судоговорения. Все это реализуется в целом в таком качественном состоянии, как порядок судебного разбирательства. Именно такая форма конституции публичного судоговорения создает возможность и условия для независимого, беспристрастного и справедливого отправления правосудия. В рамках этой социальнонеобходимой функции государственной власти констатируется властное суждение, утверждающее справедливость и удовлетворяющее общественную потребность в ее существовании. Процесс правосудия являет собой присутствие открытого и справедливого рассуждения по поводу правого и неправого. Авторы, анализирующие процессуальное право и принципы судопроизводства, не относят речевой способ артикуляции к правообразующему фактору и самостоятельному принципу правосудия,1 между тем язык судопроизводства и судебная риторика как раз и являются универсальным и общедоступным способом достижения истины по каждому конкретному делу. Не анализируя подробно соотношение положений ст. 195 ГПК РСФСР и ст. 9 ГК РФ, которые, казалось бы, определяют параметры судебного разбирательства и ставят под сомнение2 принцип истины по делу и его теоретикопознавательный статус как элемента социального знания, отметим, что само представление о справедливом имеет характер определения меры восстановления нарушенного права. Отсюда в разумном усмотрении стороны и сосредоточено данное представление о мере причитающегося в счет возмещения причиненного вреда. Принцип истины представляет собой законное публичное усмотрение суда о такой мере при вынесении судебного постановления и никак не противоречит усмотрению истца, определяющего объем заявленного требования, или мировому соглашению сторон, условия которого инспектируются судом в соответствии со ст. 34 ГПК РСФСР. Нравственный смысл судоговорения раскрывается в локализованном пространстве судебного заседания и завершается судебным постановлением. Такой способ правосудия предполагает определенную суверенность суда по отношению к окружающим его социальным процессам. В этом отношении судопроизводство имеет сходство с производством научного знания, которое в ходе развития естествознания пришло к локализации ?светоносного? и ?плодоносного ? опыта (Ф. Бэкон) в исследовательской лаборатории и интеллектуальных приемах его селекции через гипотезу и эксперимент. Правосудие осуществляется в ритуализированном пространстве, начиная с символов судебной власти на здании суда и в зале судебного заседания; рассмотрение дела осуществляется судьями, облаченными в мантию (ст. 21 Закона РФ ?О статусе судей в РФ? ). Внешняя символика, порядок судебного заседания с точки зрения надлежащих условий организации правосудия, определение места расположения сторон в зале судебного заседания являются способами, которые создают визуализацию и живое чувственное восприятие действующей справедливости и ее присутствие в обществе. Древняя Греция обожествила дух присутствия справедливости в образе богини Фемиды, тем самым придав правосудию священный характер и авторитет. Ритуальная и символическая обрядность публичного правосудия насыщается торжественностью, чувством дистанции по отношению к суду, которые приводят к пониманию значимости и возвышенности происходящего, разрывая тем самым ткань обыденности и повседневности, перемещая чувство и сознание человека в необычное, экстраординарное состояние и настроенность. Обычно на эту сторону публичного правосудия не обращается должного внимания, но она имеет глубокие исторические корни и связана с религиозным чувством, ее нравственный аспект заключается в зримом факте единообразного законопослушания и подчинения правящему авторитету суда. Только такая локальная правосудная риторика, находящая выражение в линейном (ритуальном, жестикуляционном) и разговорном языках, может выявить существо разбираемого дела в виде его юридически значимых обстоятельств. Она заключается в рациональной технике исследования и реального применения юридического знания. Такой тип убеждающей риторики в корне отличается от архаических форм правосудия, таких, как ордалии, судебный поединок, обвинение, использующее пытку, где отсутствовала должная или истинная демонстрация справедливости судопроизводства. В основе таких способов артикуляции в праве лежало ненадлежащее определение способов состязания в форме телесного испытания. Это испытание происходило на уровне природного и физиоло- гически-витального, т. е. иррациональными способами, а не с помощью равной для всех устной речи, соединяющей в единое целое мысль и слово. В ордалиях и судебном поединке такое соединение отсутствует, и в одном случае используется аргумент физической силы, а в другом творение истины по делу происходит за счет магии природного взаимодействия. Другой аспект такого рода правосудия — человеком признаков самосущего субъекта, который не облечен довернем со стороны общества. Необходимо отметить, что пытка как способ дознания в следствии также представляет собой факт радикального недоверия к человеку как к существу, находящемуся под подозрением публичной власти. Мысль и слово являются в такой их оценке факторами сокрытия истины, а не ее демонстрацией. Доверие к человеку как рациональному существу сформировалось только в Новое время, когда была выдвинута и закреплена в праве презумпция невиновности в качестве принципа правосудия. Доказывание вины в совершении преступления стало процедурой, осуществляемой в контексте этой регулятивной идеи. Был установлен запрет на пытку и насилие. По свидетельству исторических источников процессуального права, использование ордалий и судебного поединка происходило в тех случаях, когда отсутствовала очевидность совершенного преступления или факта причинения вреда со стороны того или иного лица. Отсутствие у правосудия собственных ресурсов и его исчерпанность фактом совершения преступления и фактом наличия вреда приводили к своеобразной публично-ментальной ?судороге? и остановке в судоговорении, делая его невозможным на уровне мысли и слова в перспективе действительного разрешения дела, т. е. в способности принять по нему какое-либо решение, исходя из рациональных соображений. Это интеллектуальное препятствие, возникшее в публично-рассуждающем субъекте судебного права, приводило к обходу такого препятствия в виде уклонения правосудия либо в частное русло кулачного права либо в мистический поток вселенского правосудия. Такое уклонение напоминает соответствующую модификацию действия бессознательного в психоанализе Фрейда, будучи охарактеризованнымв терминах замещения, сублимации, оговорки. Оно свидетельствует о неразвитом состоянии публичного правосудия. Однако ни внешняя символика, ни внутренняя процессуальная обрядность правосудия или возможность присутствия любого и каждого гражданина в зале судебного заседания еще не могут создать конкретного представления о том, что разрешение дела происходит действительно справедливо. Справедливость только тогда является реальной нравственной основой правосудия, когда получает свое адекватное выражение в приговоре или решении суда. Конкретное представление народа, общества о творящей правосудной справедливости может возникнуть тогда, когда происходит участие населения в этом процессе в различных формах. Речь идет о конституционном принципе участия граждан в осуществлении правосудия (п. 5 ст. 32, п. 2 ст. 47 Конституции РФ). В работе В.М. Лебедева данное положение, как и другие принципы правосудия, отнесено к процессуальным гарантиям справедливого правосудия в контексте проявления суверенности народа. Однако нравственный смысл участия народа в осуществлении правосудия традиционно не раскрывается. В классической работе А.Ф. Кони, которая до сих пор является эталоном характеристики судебной этики и ее структурного построения, участие народа в правосудии квалифицируется как реальное воздействие на судопроизводство общественной совести, которая понимается выдающимся судебным деятелем России как православное христианское чувство милосердия, сострадания, а также нетерпимости к злу и несправедливости: ?Те, кто разделит трудные судейские обязанности с присяжными, знают, что последние служат не представителями мимолетного мнения плохо осведомленной массы, а являются выразителями общественной совести, веления которой коренятся в правовом миросозерцании народа и в каждом данном случае применяются к оценке совокупности всех обстоятельств дела? Второй акцент, который присутствует в этом рассуждении, состоит в том, что присяжные заседатели обладают целостным и живым восприятием обстоятельств дела, которое может отсутствовать у судьи —профессионала. Это связано с тем, что существование судьи, в отличие от субстанциального и разнообразного бытия народа, является фрагментарным, обособленным, а это может повлечь за собой односторонность и неполноту в оценке обстоятельств по делу. С нашей точки зрения, участие народа в осуществлении правосудия является нравственно-необходимым в плане укоренения судоговорения в повседневной, обычной совместной жизни людей в государстве. Для А.Ф. Кони, писавшего во времена, когда в России отсутствовала независимая судебная власть, единственным нравственным практическим обоснованием участия народа в осуществлении правосудия являлось достижение оптимально-универсальной оценки обстоятельств по делу. В современных российских условиях укоренение судебной власти в обществе как раз и реализуется через суд присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участие народа в судоговорении является продолжением его голоса, который был им выражен при принятии Конституции РФ 1993 г. Такой способ укоренения служит препятствием для непомерно большой дистанции между населением и судебной властью, исключая возможность превращения ее в замкнутое бюрократическое образование. Суть вопроса в данном случае по-прежнему заключается в беспрепятственном осуществлении права на судебную защиту и максимальной доступности правосудия для граждан РФ. Действительно, авторитетная и уважаемая власть создается через связующее дистанцирование, т. е. определение должного оптимального расстояния до судебной власти. Оптимальное состояние дистанции достигается через участие народа в осуществлении правосудия. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: