- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006448 |
Тема: | Нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Выпускная квалификационная работа обучающегося по магистерской программе «Юрист в государственном управлении и правоохранительной деятельности» заочной формы обучения, группы 01001567 Фомина Ивана Сергеевича Научный руководитель д.и.н., профессор Олейник Н.Н. Рецензент БЕЛГОРОД 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. ПРАВОВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ……………………………………. 1.1. История становления и развития понятия правового статуса военнослужащего……………………………………………………...................... 1.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы……………………………………………………………………………… ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ…… 2.1. Особенности реализации прав, социальных гарантий и льгот, предоставляемых военнослужащим……………………………… 2.2. Обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы……………………………………………………………………. ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ……………………………… 3.1. Основания привлечения военнослужащих к административной ответственности……………………………………………………………………. 3.2. Особенности порядка привлечения военнослужащих к административной ответственности…………………………………………………………………… 3.3. Соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих в России………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… ВВЕДЕНИЕ Актуальность магистерского диссертационного исследования. Страницы истории нашей страны богаты ратными подвигами. Мы гордимся героями Куликовской битвы, Сталинграда и Бородина. Во все времена в общественном сознании профессия защитника Отечества была очень престижной и глубокоуважаемой. Согласно ст. 30 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации укрепление обороны страны является национальным интересом на долгосрочную перспективу. Преобразования, происходящие во внутренней политике и международном положении России, коренным образом повлияли на институт военной службы. Сформирована обширная законодательная база, детально регламентирующая порядок прохождения военной службы и правовое положение военнослужащих, растет объем правоприменительной практики. Все это требует глубокого теоретического анализа и комплексного научного осмысления. Актуальность освещения проблемы административно - правового положения военнослужащего объясняется, во многом, исключительной важностью института армии для существования и развития государства. Состояние социальной защищенности военнослужащих и членов их семей напрямую коррелирует со степенью боеспособности Вооруженных сил. Понимая этот факт, руководство нашей страны прилагает все усилия, для того, чтобы в условиях длительного финансового кризиса обеспечить достойный уровень жизни военных. Так, например, впервые за 5 лет в бюджет заложены средства на индексацию денежного довольствия. Возрастающая потребность и недостаточная разработанность теоретического и прикладного инструментария правового регулирования статуса военнослужащих во многом предопределили выбор темы настоящего магистерского диссертационного исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с особенностями приобретения, реализации и прекращения статуса военнослужащего. Предмет диссертационного исследования – комплекс проблем теоретического и практического характера, связанный с правовым регулированием общественных отношений в сфере закрепления административно – правового статуса военнослужащих, в частности: законодательство Российской Федерации, регламентирующее указанные правоотношения, а также соответствующая практика применения норм данного правового института. Степень научной разработанности темы. В отечественной правовой литературе вопросы, посвященные правовому статусу военнослужащих, получили достойное освещение. В дореволюционное время данную тематику исследовали П.А. Зайончковский, М.С. Малаевский, С.В. Волков. Однако, все работы, по большей части, носили исторический характер. В советский период стоит отметить труды Н.В. Артамонова и Т.Е. Бурыченковой, в которых дан анализ гарантиям защиты прав и свобод военнослужащих. На современном этапе выделим исследования Ю.А. Милаева, который один из первых обратился к рассмотрению проблем правового положения военных в соответствии с действующим законодательством. Цель диссертационного исследования – комплексный анализ теоретических концепций об административно – правовом статусе военнослужащих, изучение норм российского законодательства, регламентирующих административно – правовой статус, разработка предложений по совершенствованию норм действующего законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть историю становления и развития понятия правового статуса военнослужащего; - провести анализ правовой базы в области прохождения военной службы и выработать предложения по усовершенствованию действующего законодательства; - установить гарантии реализации прав, социальных гарантий и льгот, предоставляемых военнослужащим; - изучить обязанности, запреты и ограничения, связанные с прохождением военной службы; - определить основания привлечения военнослужащих к административной ответственности; - проанализировать особенности порядка привлечения военнослужащих к административной ответственности; - выявить соотношение дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих. Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс способов познания, используемых в юридической науке: - диалектический метод, позволяющий провести наиболее объективное изучение проблем диссертационного исследования в единстве их социального содержания и юридической формы; - общенаучные методы (теоретический анализ научных изданий и диссертационных исследований; функциональный метод); - частнонаучные методы (метод статистики); - специально - юридические методы (формально – юридический, сравнительно - правовой). Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды Нормативную и эмпирическую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, указы президента Российской Федерации, нормативные акта Правительства Российской Федерации, ведомственные акты. Также в диссертационном исследовании рассмотрена практика судов общей юрисдикции. Научная новизна заключается в том, что в магистерской диссертационной работе представлен научный анализ административно – правового статуса военнослужащих. Проведено исследование сущности и содержания прав и обязанностей военнослужащих, детально рассмотрены институты административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих. Предложены внесения изменений в действующее законодательство, способствующие созданию дополнительных гарантий защиты прав и свобод военнослужащих. Положения, выносимые на защиту: Сформулирован вывод,. Сформулировано новое понятие Установлено понятие Установлено. Предложено Обоснована Практическая значимость диссертационного исследования заключается в применении полученных в работе выводов и научных положений в дальнейших теоретических исследованиях, в деятельности по защите прав и свобод военнослужащих. Результаты исследования так же могут быть использованы при изучении курсов административного и военного права в гражданских и военных образовательных учреждениях. Апробация научного исследования. Работа выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре административного права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Положения и выводы, сформулированные в магистерском исследовании, нашли свое отражение в научных публикациях автора: Фомин И.С. К вопросу о соотношении административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих // Фомин И.С. Особенности накопительно – ипотечной системы как способа реализации военнослужащими права на жилище // Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы. ГЛАВА 1. ПРАВОВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ИСТОРИКО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ История становления и развития понятия правового статуса военнослужащего Перед тем, как перейти к рассмотрению заявленной проблемы, определимся с содержанием таких фундаментальных терминов, как «статус» и «правовой статус» военнослужащего. Понятие статус («status») имеет латинское происхождение и означает состояние, положение. По мнению Н. И. Матузова и А.В. Малько правовой статус есть не что иное, как юридически закрепленное положение личности в обществе. Профессор Г.А. Борисов считает, что правовой статус выражается в совокупности прав и обязанностей человека и гражданина, отражающих его фактическое место в системе ценностей, во взаимоотношении с обществом и государством. В правовой доктрине обычно выделяют общий (конституционный) и специальный (отраслевой) правовые статусы. Специальный статус определяет правовое положение определенной группы людей (студенты, пенсионеры, инвалиды) учитывая специфику, дополнительные права и обязанности. Таким образом, военнослужащие как особая категория граждан обладают только присущим им, специфическим отраслевым статусом. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее ФЗ «О статусе военнослужащих») статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Термин «статус военнослужащего» соответствует термину «правовой статус военнослужащего» и включает в себя комплекс прав, свобод и обязанностей военнослужащего, официально закрепляя его правовое положение в обществе. Статус военнослужащего граждане приобретают с момента поступления на военную службу и утрачивают при увольнении. Основу статуса военнослужащего определяют два основополагающих фактора: обладание военнослужащим гражданством Российской Федерации и несение им обязанностей военной службы. Согласно п. 2 ст. 1 вышеуказанного нормативного акта на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. В связи с особенностью выполняемых задач военнослужащие должны находиться на полном государственном обеспечении, так как существует прямая зависимость между высоким уровнем боеготовности Вооруженных сил и социальной защищенностью, высоким уровнем обеспеченности всех категорий военнослужащих. Рассмотрим исторические этапы строительства Вооруженных сил и закрепления статуса военнослужащего в обществе. Создание вооруженных сил Российского государства в процессе исторического развития происходило в определенной последовательности: - общее народное ополчение; - полуоседлая дружина; - поместные войска; - наёмное (иноземное) и постоянное войско. В эпоху Древней Руси народное ополчение в составе вооружённых сил первых русских князей играло ключевую роль. Войском в некоторых случаях называли ополчение из жителей городов и сёл, набираемых по случаю военных действий. Участие народного ополчения в войне решалось путем созыва вече: при несогласии веча в войне участвовали только желающие, по вызову князя. С течением времени призывы народных ополчений становятся довольно редкими. В период феодальной раздробленности они играют второстепенную роль, а к концу этого периода ополчения призываются только в исключительных случаях. В начале исторического развития Российского государства при князьях имелась дружина, или как ее еще называли – почетная свита. В мирное время дружина составляла правительственный класс, и из ее состава формировался важнейший совещательный орган при князе – Боярская Дума. В военное время дружина составляла ядро княжеского войска. Дружина делилась на старшую - бояр, и младшую - мужей, гридей, отроков и детских и дворных людей (дворян). Дружинники были свободными людьми и имели право переходить от одного князя к другому, однако крайне редко пользовались этой привилегией. Главные государственные решения, как военного, так и политического характера принимались при участии дружины. , что слово «друг» берёт своё начало от названия этих элитных воинов. Именно они впоследствии стали родоначальниками знаменитых боярских и дворянских фамилий. Попытки как-то упорядочить военную службу впервые были предприняты в правление великого князя Ивана III, обязавшего дворян прибывать на службу «конно и оружно». Каких - либо норм по отбытию воинской повинности установлено не было. Тогда же появились на Руси стрельцы - профессиональные воины, для которых военная служба была пожизненной и наследственной. Одновременно они являлись ремесленниками и торговцами, проживая в слободах вместе с семьями и помимо жалования имея полное освобождение от любых податей. К военной службе привлекали по образцу европейских государств иностранных наёмников - в основном датчан, голландцев, шотландцев и даже греков. В XVI веке в составе войск начали действовать казачьи сотни, которые подобно стрельцам вели собственное хозяйство, но участвовали в походах. Государственная забота о военнослужащих имеет давнюю историю. Одной из составных частей социального и правового статуса военнослужащих является пенсионное обеспечение, особенно это касается той категории военнослужащих, которые нуждаются в пенсионном обеспечении по инвалидности, наступившей вследствие полученных ранений, контузий, увечий во время прохождения военной службы. Впервые вопрос о помощи раненым и увечным воинам на государственном уровне был поднят в знаменитом Судебнике Ивана IV 1550 года. В Соборном Уложении 1649 года Алексея Михайловича вновь предпринята попытка решить его уже на новом уровне. Согласно этим документам, забота о раненых становилась частью поместной системы России, по которой каждый землевладелец обязан был выставлять в войско царя одного полностью экипированного воина со ста четвертей земли. Этот же землевладелец нес полную ответственность за содержание «своего» ратника в случае получения им ранения. Понятно, что данную систему вряд ли можно назвать совершенной. Получалось, что государство в лице самодержца отнимало у помещика полноценного работника, отправляло на войну, а в случае его увечья возвращало обратно и предписывало о нем заботиться. Кардинальный прорыв в данном вопросе можно датировать 15 июля 1663 года. В этот день был издан царский указ о назначении вышедшим из плена раненым и увечным воинам денежной пенсии и кормового жалования. При этом размер этого довольствия напрямую зависел от тяжести ранения. В XIV веке многократно возросло значение военного служилого дворянина. При сборе войска служилое дворянство было обязано являться на коне, в боевом снаряжении, с запасом продовольствия и выставлять определённое число вооружённых воинов. Такое комплектование закрепило новые формы собственности, изменило саму структуру вооружённых сил централизованного государства. Войско государя московского, в основе которого лежала поместная система, стало прочной опорой власти сразу в двух направлениях: - подавление сопротивления крупных удельных правителей, недовольных политикой централизации; - защита Отечества. Образование поместного ополчения имело огромное значение для организации вооружённых сил: численность их значительно возросла, упрочилось военное устройство государства. Поместному ополчению были присущи и значительные недостатки. Сбор ополчения проходил крайне медленно. Вооружалось оно на свои средства. Наличие в войске самостоятельных отрядов крупных феодалов подрывало единство вооружённых сил государства. Военная служба «на поместье-вотчине» стала приобретать более стройную организацию при царе Иване IV Васильевиче Грозном, когда были установлены правила об отставке со службы «за старостью, болезнями и ранами и о замене отставных служивых людей их сыновьями и внуками». Позже, в Соборном уложении 1649 года (глава XVII) появилось определение «выслуженная вотчина», то есть поместье «жаловалось в потомственное владение» родственникам, независимо от того, продолжали ли потомки военную службу или нет. Воины-профессионалы всегда были объектом особого внимания и покровительства со стороны государственной власти. В целях компенсации за тяготы и лишения военной службы государство предоставляло право заниматься ремеслом и торговлей, а также наделяло их землёй. Размеры земельных наделов, а также других видов материального обеспечения зависели от занимаемой в войске должности. По тем временам это были значительные преференции, которых не имели даже некоторые категории привилегированных сословий российского общества. Начиная с XVII века, социальные гарантии для военнослужащих были значительно сокращены, поскольку казна не желала в полной мере оплачивать расходы на содержание постоянного войска, которое то распускали, то собирали на период военных действий. Жалованье военным выдавалось только за участие в боевых действиях, что значительно снижало их боевую готовность и усердие на военной службе. Падение степени боеспособности русского войска привело к Смуте и польско-шведской интервенции. Самого высокого уровня статус военнослужащих достиг при Петре Великом и был закреплен в Табели о рангах от 24 января 1722 года. По мере укрепления статуса военнослужащих на протяжении рассматриваемого периода возрастала и мощь вооруженных сил Российского государства. Проводимые Петром I и его последователями важнейшие для страны военные реформы по строительству и совершенствованию регулярной армии затронули и такие проблемы, как постепенная замена натуральных форм оплаты их труда денежными, формирование пенсионного законодательства, гарантирующего материальное обеспечение защитников Отечества при увечьях, по болезни и в старости. Предметом особого внимания Петра I и последующих правителей, стали воины - инвалиды. Серией указов монархи вводят освидетельствование и ведение списков инвалидов, а при монастырях устраиваются госпитали. В первой половине XIX века вопросы с обеспечением правового статуса и материального обеспечения военнослужащих получили новое развитие и законодательное оформление. Отдельную поддержку получил командный состав, проходивших службу в отдаленных местностях России. Система денежного довольствия военнослужащих видоизменялась и совершенствовалась: расширился диапазон постоянных выплат, увеличились их размеры, начался процесс формирования пенсионного законодательства. В ходе военных реформ середины XIX века в Российской империи окончательно сложилась система правовых отношений между государством и военнослужащими, что заметно изменило всю военную сферу России. Принятие всеобщей воинской повинности в 1874 году привело к коренному пересмотру порядка прохождения военной службы не только низшими чинами, но офицерами и генералами. На этом этапе перед офицерским корпусом не стояла и жилищная проблема. В конце XIX века командиру роты вне зависимости от его семейного положения полагалась квартира из двух комнат, старшим командирам до командира полка — из трёх, а полковнику - из пяти, не считая помещений для прислуги и кухни. Если офицер не мог снять жильё на полагавшиеся квартирные деньги, то местные власти обязаны были в течение недели предоставить ему надлежащую квартиру с мебелью, отоплением и освещением. О невыполнении данного обязательства государства перед офицером не могло быть и речи. С начала XX столетия, высокий статус военнослужащих, материальное и правовое положение которых было заложено еще Петром Великим, стал снижаться. Установленного денежного содержания младшим офицерам едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Значительно сократилось и продовольственное обеспечение военнослужащих, в особенности в далеких гарнизонах. Снижение социальной обеспеченности военных привело к поражению в Первой мировой войне и Февральской революции. В результате установления Советской власти существовавшая ранее система социального обеспечения военнослужащих была ликвидирована и, с учетом требований, предъявляемых к строительству новой Рабоче- крестьянской Красной Армии, создавалась новая система. Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) "Об организации Рабоче - крестьянской Красной Армии" от 28 января 1918г. определил, что воины РККА состоят на полном государственном обеспечении. Этим законом красноармейцам устанавливалось жалование в размере 50 рублей. Основы пенсионного обеспечения военнослужащих были заложены декретом СНК РСФСР от 7 августа 1918 года о пенсионном обеспечении красноармейцев и их семей, в соответствии с которым данным правом обладали солдаты, лишившиеся полностью или частично трудоспособности, близкие родственники красноармейцев, убитых или умерших от ран, попавших в плен, пропавших без вести. В Законе «О всеобщей воинской обязанности», принятом 12 октября 1967г. значительное развитие получили социальные права военнослужащих. В частности, законодательно закреплялось положение о том, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывалось в их трудовой стаж. В 1982 году были предприняты меры по улучшению санаторно- курортного обеспечения военнослужащих. Была установлена оплата путевки на ребенка военнослужащего в размере 50% стоимости путевки. Однако, во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX века еще более острый характер приобрела проблема обеспеченности военнослужащих жильем и снижение денежного довольствия. Анализируя вышеизложенное, мы можем отметить, что строительство Вооруженных сил в России включает в себя ряд закономерных исторических этапов (общее народное ополчение, полуоседлая дружина, поместные войска, наёмное и постоянное войско), в рамках которых существенно возрастал социальный статус военнослужащих и престиж военной службы как рода деятельности. Однако, ряд исторических примеров свидетельствуют о том, что периоды снижения социальной обеспеченности военных совпадают с неудачными военными кампаниями и кризисными политическими процессами. Отсюда можно сделать вывод о корреляции между уровнем социальной защиты военнослужащих и степенью боеготовности и безопасности в стране. Нормативно-правовое регулирование в сфере прохождения военной службы Согласно п. 1 ст. 2 Федерального Закона «О военной обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. В силу особой значимости военной службы государство законодательно регулирует базовые вопросы ее содержания и порядка прохождения, основные права, обязанности и ответственность военнослужащих. Ст. 3 вышеуказанного Закона регламентирует основы правового регулирования военной службы и систему законодательства, которую составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст. 59 Конституции указывается, что: - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; - гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; - гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Конституция РФ также закрепляет основы обороны и безопасности государства. В соответствии со ст. 71 в силу особой значимости к исключительному ведению Российской Федерации отнесены: вопросы войны и мира; оборона и безопасность; федеральная государственная служба; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны. В Конституции также отражены положения, которые распространяются на все отношения в сфере обороны и безопасности: - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4); - единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); - приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); - обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); - равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32). Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (п. 7 ст. 10). Регламентированные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих. Закрепление ограничений и запретов обусловлено необходимостью обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» является базовым законом, определяющим основы правового регулирования военной службы. Данный Закон в отличие от ранее действовавших Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» и Закона РФ от 11 февраля 1993 г. №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» четко разграничил исполнение гражданами воинской обязанности в строго определенных формах и добровольное исполнение гражданами долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту. Нормативную базу воинской обязанности и военной службы составляют также другие федеральные законы, в первую очередь - Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне». Федеральный закон «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны Российской Федерации. Статьей 1 определена цель установления воинской обязанности - оборона. Согласно данной норме в этих же целях создаются Вооруженные Силы РФ. Организация обороны включает помимо других мероприятий правовое регулирование в области обороны. Принципиальное значение имеет положение о том, что законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Данное положение является дополнительной гарантией реализации прав военнослужащих. В п. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обороне" определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими. Согласно указанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, т.е. воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей, и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу. Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Основу правового регулирования, учитывающего специфику прохождения в них военной службы, составляют иные федеральные законы: - Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»; - Федеральный закон от 05.08.1995 № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации»; - Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке»; - Закон РФ от 01.04. 1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»; - Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; - Федеральный закон 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»; - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Важнейшей составляющей административно - правового статуса военнослужащего является правовое регулирование административной ответственности. Система нормативного правового регулирования порядка привлечения военнослужащих к административной ответственности является трехуровневой: 1 уровень (конституционно-правовой): ст. 2, 4, 15, 17-19, 21-24, 33, 41, 45-56, 59, п. «м» ст. 71, 83, 87, 102, 109; 2 уровень (федеральное законодательство): Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»; от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»; 3 уровень (подзаконные нормативные правовые акты): указы Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации», от 30 июня 2002 г. № 671 «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей». Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента РФ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 мая 1992 г. N 467 и распоряжение Президента РФ "Об организационных мерах по созданию Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации" от 17 мая 1992 г. N 219. В Указе подчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту. Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы, например: Указом Президента РФ "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил и совершенствованию их структуры" от 16 июля 1997 г. N 725с определены направления военной реформы; Указом Президента РФ "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, которым определен порядок заключения контракта о прохождении военной службы, назначения и освобождения от воинских должностей, присвоения воинских званий, предоставления отпусков, увольнения с военной службы и рассмотрен ряд других вопросов. В пределах своих полномочий Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых законами предусмотрена военная служба. В соответствии со ст.6 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ Правительство РФ должно осуществлять меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе и т.д. Реализуя указанные полномочия, Правительство РФ приняло: - Постановление "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 1 июня 1999 г. N 587; - Постановление "Об утверждении Положения о воинском учете" от 25 декабря 1998 г. N 1541; - Постановление "О порядке перевода Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации на добровольную систему комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях" от 27 июля 1996 г. N 903; В пределах своих полномочий министр обороны РФ, руководители других федеральных органов исполнительной власти, в которых зак....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: