- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативно-правовое регулирование состава и структуры бухгалтерской отчетности организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007827 |
Тема: | Нормативно-правовое регулирование состава и структуры бухгалтерской отчетности организации |
Содержание
З А Д А Н И Е на выполнение выпускной квалификационной (бакалаврской) работы Форма выпускной квалификационной работы: бакалаврская работа Студент Сухорукова Ольга Александровна (фамилия, имя, отчество) Форма обучения заочная , курс 5 , группа ЭБ-5.1-ЗФ _________ ( очная/заочная) Направление подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»____ 1. Тема ВКР: Бухгалтерская отчетность и ее использование в анализе (на примере ООО «Сибирская Нива») 2. Дата выдачи темы «_____»______________201 г. 3. Календарный график выполнения № этапа Основные этапы выполнения ВБКР Сроки выполнения Отметка о выполнении с указанием срока выполнения Примечания 1 Изучение литературных источников, разработка структуры ВКР, уточнение целей, задач, методов сбора и анализа фактического материала, написание вводной части работы 2 Подготовка и представление теоретической части работы (первой главы работы) 3 Подготовка и представление практической части (2 глава ВКР) и остальных разделов, включая заключение, список литературы, приложений 4 Подбор и оформление иллюстративного материала для защиты 5 Представление ВКР на рецензирование 4. Содержание пояснительной записки: теоретические и практические вопросы формирования и анализа бухгалтерской отчетности, организационно-экономическая характеристика ООО «Сибирская Нива», бухгалтерская отчетность и ее анализ в ООО «Сибирская Нива», сравнительная характеристика состава и содержания бухгалтерской отчетности России и отчетности, сформированной по МСФО. 5. Срок представления студента законченной ВКР: «___» _____________ 201 г. Научный руководитель ВКР______канд., экон.,наук Маркс Татьяна Александровна (ученая степень, звание, должность, ФИО) «___»_______________ 201 г. _______________/________________________ (подпись / расшифровка подписи ) Студент ______________________________________________________________________ «___»_______________ 201 г. _______________/____________ (подпись/расшифровка подписи студента СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 5 Глава 1.Теоретические и практические вопросы формирования и анализа бухгалтерской отчетности………………………………………… 7 1.1 Нормативно-правовое регулирование состава и структуры бухгалтерской отчетности организации………………………………………. 7 1.2 Состав и структура бухгалтерской отчетности организации……………. 16 1.3 Методы анализа бухгалтерской отчетности………………………………. 24 Глава 2.Организационно-экономическая характеристика ООО «Сибирская Нива»……………………………………………………… 32 2.1 Бизнес-справка……………………………………………………………… 32 2.2 Организационно-управленческая структура предприятия………………. 35 2.3 Организация бухгалтерского учета в ООО «Сибирская Нива» 39 Глава 3.Бухгалтерская отчетность и ее анализ в ООО «Сибирская Нива»………………………………………………………. 45 3.1Состав и содержание бухгалтерской отчетности организации……………. 45 3.2 Источники информации для формирования показателей бухгалтерской отчетности ………………………………………………………………………. 49 3.3 Анализ бухгалтерской финансовой отчетности ООО «Сибирская Нива». 60 Глава 4. Сравнительная характеристика состава и содержания бухгалтерской отчетности России и отчетности, сформированной по МСФО…………………………………………………………………………… 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………….………..…............ 78 CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…… ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………. 82 86 ВВЕДЕНИЕ Система бухгалтерской отчетности является сигнальным инструментом, который отражает соответствие модели учетной системы существующим запросам пользователей учетной информации. Система бухгалтерского учета является общественным явлением, которое развивается в плотной взаимосвязи с изменениями, происходящими в экономической системе. Для обеспечения устойчивого роста и успешного развития в условиях рыночной экономики участникам экономических отношений необходимо обладать качественной и своевременной финансовой информацией. Данная информация может быть получена, прежде всего, из бухгалтерской отчетности. Для возможности использования отчетность, кроме прочих обязательных требований, предъявленных к ней, должна отвечать требованию достоверности. Пользователь отчетности для принятия верных стратегических и тактических решений нуждается в информации, свободной от фальсификации и иных искажений. Финансовой отчетностью предприятия является единая система показателей, которая показывает финансовое и имущественное положение предприятия на отчетную дату. Финансовая отчетность составляется по утвержденным формам на основе данных бухгалтерского учета. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия поможет предприятию определить, насколько оно финансово устойчиво и рентабельно, что важно для любого руководителя. Цель выпускной квалификационной работы исследовать применение финансовой отчетности в анализе деятельности организации. Для выполнения поставленной цели, необходимо решение следующих задач: 1) охарактеризовать предприятие, бухгалтерская отчетность которого будет исследована в выпускной квалификационной работе; 2) изучить нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности на предприятии; 3) рассмотреть состав бухгалтерской отчетности и методы ее анализа; 4) провести анализ состава бухгалтерской отчетности ООО «Сибирская Нива» и определить источники информации для формирования показателей бухгалтерской отчетности; 5) проанализировать бухгалтерскую отчетность рассматриваемого предприятия; 6) сравнить состав и содержание бухгалтерской отчетности России и отчетности, сформированной по МСФО. Предметом исследования является бухгалтерская финансовая отчетность предприятия. Объектом исследования является ООО «Сибирская Нива». В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы и приемы исследования: анализ нормативно-методической, периодической и учебной литературы, сравнительный анализ, анализ отклонений показателей, расчет относительных величин, сравнение, обобщение, балансовый метод, графический способ и другие методы. Информационной базой исследования послужили первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия за 2014-2016 отчетные годы. Для написания работы были использованы работы российских и зарубежных авторов по экономике и бухгалтерскому учету. Данная работа состоит из четырех глав, изложена на 94 страницах, содержит 14 таблиц,4 рисунка, 4 приложения. Глава 1.Теоретические и практические вопросы формирования и анализа бухгалтерской отчетности Нормативно-правовое регулирование состава и структуры бухгалтерской отчетности организации Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности в российском законодательстве неразрывно связано с понятием бухгалтерского учета. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью в широком смысле понимается вся совокупность учетных записей, отражающих хозяйственную деятельность экономического субъекта. В узком смысле отчетность представляет собой набор таблиц с текстовыми пояснениями, отражающих финансовое состояние и результаты деятельности организации. Легальное определение категории содержится в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее – Закон №402-ФЗ): «бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями Федерального закона» (п.1 ст.3 Закона № 402 -ФЗ). Как и в понятии самого бухгалтерского учета, здесь ключевым является термин «информация». Однако, под бухгалтерским учетом понимается целенаправленная деятельность (формирование информации), основное содержание которой составляют конкретные отношения. Понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность», по сути, отождествляется с термином «информация». Таким образом, сама отчетность рассматривается как составляющая бухгалтерского учета, то есть понятия «бухгалтерский учет» и «бухгалтерская (финансовая) отчетность» соотносятся как целое и часть. Следует отметить, что в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) исследуемые категории трактовались как причина и следствие, как взаимосвязанные этапы учетного процесса. Указанным нормативным правовым актом под бухгалтерской отчетностью понималась «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». Очевидно, Закон №129-ФЗ исходил из того, что бухгалтерская отчетность является одним из результатов бухгалтерского учета, но не его составляющей. Законом бухгалтерская (финансовая) отчетность позиционируется как информация вторичная обобщающая, полученная в результате систематизации и документирования первичной учетной информации. Кроме того, в действующем Законе рассматриваемое понятие обогатилось характеристикой «финансовая». Данное терминологическое уточнение стало ожидаемым в контексте трансформации российской системы бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО). В классическом понимании бухгалтерский учет представляет собой инструмент составления финансовой отчетности. Многие исследователи видят весь смысл бухгалтерского учета в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая позиция согласуется с общемировой тенденцией в формировании бухгалтерских стандартов. МСФО, в первую очередь, нацелены на финансовую отчетность как конечный продукт работы бухгалтера. МСФО регламентируют процесс ведения бухгалтерского учета с целью создания финансовой отчетности: объекты бухгалтерского учета рассматриваются МСФО, прежде всего, как элементы финансовой отчетности, требования к признанию и оценке учетных объектов – это правила раскрытия информации о них в финансовой отчетности. Такая смысловая нагрузка МСФО проявилась в смене названия стандартов: до 2001 г. они именовались международными стандартами бухгалтерского учета. Для отечественной системы стандартов свойственна противоположная направленность. Подтверждением тому служит применяемая терминология: в названии российского Закона присутствует «бухгалтерский учет» как основной объект правовой регламентации. Данное несоответствие МСФО является следствием значительного отличия в сущности российских и международных стандартов. Национальные стандарты содержат относительно подробные правила бухгалтерского учета активов, обязательств, капитала, доходов, расходов, финансовых результатов и хозяйственных операций. МСФО ориентированы, прежде всего, на формирование достоверной информации в финансовой отчетности и содержат лишь основные регламентации, выполнение которых должно обеспечить достижение указанной цели. При этом разработка конкретных правил ведения учета является прерогативой самих экономических субъектов. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляет собой составную часть системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета. Рассматривая бухгалтерское право в качестве функциональной отрасли российского права, правовое регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности следует позиционировать как правовой институт. При этом, бухгалтерское право представляет собой отрасль, правовое регулирование отношений которой основано на сочетании частноправовых и публично-правовых норм. Правовой институт бухгалтерской (финансовой) отчетности является, в большей степени, институтом публичного права, для которого характерно преобладание императивных методов регулирования. Правовые нормы, непосредственно регулирующие бухгалтерскую (финансовую) отчетность, содержатся в нормативных правовых актах: - Закон «О бухгалтерском учете» – устанавливает общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее понятие и состав, субъектный состав правоотношений, особенности отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, понятия отчетной даты, отчетного периода, обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности[7]; - Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) – определяет состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности [9]; - Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011) – устанавливает правила составления, представления, публикации отчета, раскрытия информации [8]; - Приказ Минфина России №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» – определяет структуру и содержание форм отчетности (далее – Приказ №66н) и др. [10]. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности сформулированы в ст.13 Закона №402-ФЗ. По сравнению с Законом № 129-ФЗ указанная статья определяет цель составления отчетности. Цель заключается в том, чтобы достоверно и объективно представить обозначенную информацию широкому кругу пользователей для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Достоверность информации обеспечивается соблюдением правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету [9]. Пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности позиционируется в качестве основного субъекта отношений. Именно на его потребности должен быть ориентирован состав и содержание отчетности, федеральные и отраслевые стандарты (ст. 13, п.1 ст.20, ч.2 ст.22, ч.2 ст.25, ч.4 ст.26 Закона). Целевая направленность на пользователя характерна для всей системы учетного права. В российской системе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета детерминанта пользователя появилась в конце 90-х годов ХХ века с началом эпохи реформирования национального учета по образцам и канонам МСФО. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России из девяти пунктов пользователю посвящены пять. Именно в этом программном документе официально появились категории «пользователи внутренние» и «пользователи внешние», «заинтересованные пользователи». Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, сформулированы в Концепции в целях наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей. В описательной характеристике четырех из семи требований подробно раскрыто, каким образом данное требование должно быть реализовано с тем, чтобы заинтересованные пользователи смогли своевременно получить уместную, нейтральную, полную информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Особенно подробно описано требование полезности. Под ней понимается уместность (способность информации влиять на решения пользователей), надежность (отсутствие существенных ошибок) и сравнимость (возможность для пользователя сопоставить информацию за разные периоды, информацию о разных организациях, в том числе на основе информированности пользователя об учетной политике организации). В свою очередь, уместность информации ставится в зависимость от ее содержания и существенности. Перечисленные требования в несколько модифицированном, но концептуально неизменном, виде нашли отражение в ПБУ 4/99. В разделе III указанного акта к ним отнесены: достоверность, полнота, нейтральность, последовательность, сопоставимость. В разделе VIII ПБУ 4/99 упоминается полезность информации для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений как критерий при определении необходимости представления дополнительной информации в бухгалтерской отчетности [9]. Заинтересованные пользователи и соответствующие им информационные потребности разделены в Концепции на семь групп, представляющих две категории – пользователей внутренних и внешних: инвесторы и их представители; работники и их представители (профсоюзы и др.); заимодавцы; поставщики и подрядчики; покупатели и заказчики; органы власти; общественность в целом. Периоды составления бухгалтерской отчетности охарактеризованы во взаимосвязи с понятиями годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.2-5 ст. 13 Закона). Норма об обязательности составления годовой отчетности (по итогам календарного года) является общей. Норма о промежуточной отчетности является специальной. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин России, Банк России), в частности, квартальная бухгалтерская отчетность составляется субъектами страхового дела, эмитентами ценных бумаг [3]. Нововведением действующего Закона является норма о том, что обязанность представления промежуточной отчетности может устанавливаться договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника (п.4 ст.13 Закона) [7]. В содержательном аспекте бухгалтерская (финансовая) отчетность как информация, согласно законному определению, включает три блока данных о: - финансовом положении экономического субъекта; - финансовом результате его деятельности; - движении денежных средств. Содержание определения бухгалтерской (финансовой) отчетности в обобщенном виде отражает ее состав, которому посвящена ст.14 Закона [7]. Закон регламентирует состав только годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая в него, как и в определение рассматриваемой дефиниции, три компонента, сущностные характеристики которых соответствуют содержанию блоков информации, обозначенных в определении отчетности: - бухгалтерский баланс (информация о финансовом положении экономического субъекта); - отчет о финансовых результатах (информация о финансовом результате его деятельности); - приложения к ним (в том числе информация о движении денежных средств в форме одноименного отчета, а также информация, отражаемая в отчете об изменениях капитала, отчете о целевом использовании средств, пояснениях к отчетности в табличной или текстовой форме, содержание которых определяется организациями самостоятельно на основе типового примера, утвержденного Минфином России). Данный перечень является обязательным для коммерческих организаций. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности специальных субъектов регламентируется специальными нормами ст.14 Закона. В него входит: - для некоммерческих организаций – бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним (ч.2 ст. 14 Закона); - для организаций государственного сектора – согласно бюджетному законодательству РФ (ч.4 ст. 14 Закона); - для Центрального банка РФ – согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Глава V. Отчетность Банка России) (ч.5 ст. 14 Закона). В действующем перечне форм бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствует аудиторское заключение и пояснительная записка, являвшиеся его неотъемлемой частью до введения в действие Закона. Однако исключение этих форм из состава бухгалтерской (финансовой) отчетности не отменяет обязанности проведения аудита и публикации аудиторского заключения для организаций, подлежащих обязательному аудиту (ч. 1 ст.14 Закона) [4]. Сопоставление состава финансовой отчетности по международным и российским стандартам представлено в разделе 4 выпускной квалификационной работы. Особым правовым статусом в сфере бухгалтерского учета и, соответственно, бухгалтерской (финансовой) отчетности обладают субъекты малого предпринимательства [5]. Федеральными стандартами для указанных субъектов устанавливаются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность. Однако, поскольку на сегодняшний день соответствующий федеральный стандарт отсутствует, указанные субъекты должны руководствоваться законами и подзаконными актами системы бухгалтерского законодательства, в частности Приказом №66н, которым утверждены упрощенные формы отчетности. Упрощенные формы предполагают формирование показателей отчетности только по группам статей без детализации; в приложениях к отчетным формам приводится наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности [9]. Применение упрощенных форм носит для субъектов малого предпринимательства рекомендательный характер: они вправе формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общеустановленном порядке. По общему правилу, отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности признается календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Специальной нормой (ч. 3 ст. 15 Закона) введено понятие «первый отчетный период» для экономических субъектов, созданных после 30 сентября. Однако, субъект имеет право представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность за период фактической деятельности на общих основаниях. Нормы ч. 3 ст. 15 Закона не применяются к кредитным организациям, так как соответствующие отношения регулируются в соответствии с ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» и другими нормативными правовыми актами системы правового регулирования банковской деятельности [6]. Положения статей 16 и 17 Закона об особенностях бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица являются специальными нормами по отношению к общей норме ст.15, определяющей продолжительность отчетного периода. Несмотря на законодательно закрепленную возможность отражения финансовой информации в первичных документах (п.5,6,8 ст.9 Закона) и формирования учетных регистров (п.6,7,9 ст.10 Закона) в электронной форме, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее бумажного экземпляра руководителем экономического субъекта (п.8 ст.13 Закона). Положение о подписании отчетности руководителем является дискуссионным в части возможности передачи права подписания другому лицу. Ряд авторов настаивают на единоличном праве руководителя и необоснованности расширительного толкования норм Закона. Другие придерживаются обратного, отмечая, что, во-первых, в Законе нет прямого указания на необходимость «личного» подписания, во-вторых, отношения, связанные с распределением полномочий (передачей прав и обязанностей) между работниками организации, являются корпоративными, следовательно, регулируются нормами гражданского законодательства РФ, допускающего на основании доверенности право представительства, в-третьих, в силу объективных причин руководитель не всегда имеет возможность исполнить свои полномочия и вынужден наделить ими иное лицо (на основании доверенности или приказа). В то же время, ответственность за достоверность информации финансовой отчетности несет единолично руководитель экономического субъекта [4]. В совокупности, предметом нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности выступают отношения по формированию и представлению финансовой информации. Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности находит выражение в ее функциях: информационной, организационной, управленческой, контрольной, предупредительно- охранительной, реализуемых частными и публичными субъектами права. Целью бухгалтерской (финансовой) отчетности и, соответственно, ее правового регулирования, является обеспечение информационных потребностей управомоченной стороны учетных отношений – пользователей финансовой отчетности. Достижение этой цели является результатом реализации учетных функций обязанной стороной – экономическим субъектом (его представителями) и государственными органами, уполномоченными осуществлять надзорную деятельность, применять меры государственного принуждения. 1.2 Состав и структура бухгалтерской отчетности организации Современная бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационным инструментом, который постоянно эволюционирует и развивается в направлении своего состава и структуры подачи информации. Обязанность по ее составлению сегодня возникает у любого юридического лица (коммерческого или некоммерческого) и соответственно закреплена в российских нормативных документах. Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником учетной информации для внешних пользователей, она позволяет привести разрозненные учетные показатели в универсальную форму, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ состоит из [7]: - бухгалтерского баланса; - отчета о финансовых результатах; - приложений к ним. К приложениям относится следующие отчеты: - отчет об изменениях капитала; - отчет о движении денежных средств; - отчет о целевом использовании полученных средств, (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг); - пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо ФНС России от 20 июня 2013 г. № ЕД-4-3/11174@)[13]. Наиболее значимым в структуре отчетности организации является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс (балансовый отчет) – отчет, отражающий остатки на конкретную дату обязательств, капитала и активов конкретного предприятия. Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности коммерческой организации, позволяющая получить необходимые сведения о первостепенных характеристиках финансового состояния предприятия, таких как финансовая устойчивость, имущественное положение, ликвидность и платежеспособность. Активами называют ресурсы, имеющиеся в расположении организации для ведения хозяйственной деятельности. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны быть разделены на краткосрочные (активы и обязательства, по которым срок обращения (погашения) составляет не более 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочные (активы и обязательства, по которым срок обращения составляет более 12 месяцев)[16]. Баланс подразделяется на две части: в левой части - имущество предприятия, актив баланса (средства, вложенные в организацию), а в правой части - источники формирования имущества, пассив баланса (источники финансирования активов организации; владелец активов организации). Форма баланса представлена в таблице 1.1. По причине того, что активы организации должны быть кем-то профинансированы (за счет каких-либо источников), сумма активов организации всегда равна сумме пассивов организации (обязательств и капитала). Данный принцип построения бухгалтерского баланса может быть представлен в виде следующей формулы: Активы = Капитал + Обязательства (1.1) Из формулы 1.1 можно выразить собственные средства организации (собственный капитал) по формуле, представленной ниже: Собственные средства (капитал) = Активы – Обязательства (1.2) Средства, образованные за счет уставного фонда, накопленной и нераспределенной прибылью, паями и долями в хозяйственных обществах и товариществах, называют собственными средствами. Собственные средства (капитал) - это основной критерий оценивания стоимости предприятия. Таблица 1.1 Структура бухгалтерского баланса Активы Пассивы Внеоборотные активы - используются организацией длительный срок (более 12 мес.), например земля, здания, сооружения, оборудование, автомобиль, финансовые вложения, нематериальные активы и т.п. Капитал и резервы (собственный капитал) - часть активов, которые принадлежат организации, например уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль Оборотные активы - используются короткое время (менее 12 мес.) и могут подвергаться дальнейшей обработке, например сырье и материалы, товары, дебиторская задолженность, денежные средства в кассе и на банковских счетах Долгосрочные обязательства (заемный капитал сроком более 12 мес.) - часть активов, принадлежащих третьей стороне, например заемные средства, отложенные налоговые обязательства, резервы под условные обязательства, прочие обязательства Краткосрочные обязательства (заемный капитал сроком менее 12 мес.) - часть активов, принадлежащих третьей стороне, например заемные средства, резервы предстоящих расходов, кредиторская задолженность, прочие обязательства Итого активы Итого пассивы Таким образом, богатство организации отражается преимущественно в собственном капитале, а не в активах. Ведь даже если в распоряжении предприятия имеются значительные активы, но преимущественная часть этих активов приобреталась за счет заемных средств, то такое предприятие можно считать состоятельным, но не богатым. Проведение сравнения собственного капитала на конец и на начало отчетного года требуется для понимания успешности работы предприятия за прошедший год. Применимость актива для обращения его в денежные средства называется ликвидностью. В таблице 1.2 приведены активы баланса по степени их ликвидности: от внеоборотных активов (менее ликвидных) к денежным средствам (самым ликвидным). Под обязательствами понимают обязательства организации по возврату долгов, банковских кредитов, других заемных средств, приведенные в денежном выражении. Как и активы, обязательства принято подразделять на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные обязательства - это обязательства организации, срок исполнения по которым наступает в течение 12 месяцев с момента составления отчетности. Долгосрочные обязательства – это обязательства предприятия, срок исполнения по которым наступает более чем через 12 месяцев от даты составления бухгалтерского баланса. Обязательства предприятия приведены в таблице 1.2. Таблица 1.2 Обязательства предприятия, отображенные в бухгалтерском балансе Долгосрочные обязательства Долгосрочные займы и кредиты Средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах застройщиков Расчеты с поставщиками и подрядчиками, иные расчеты долгосрочного характера (в соответствии с условиями заключенных договоров) Краткосрочные обязательства Займы полученные и кредиты Задолженность перед поставщиками и подрядчиками Задолженность перед покупателями по авансам полученным Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами Собственным капиталом называют накопленные вложения собственников предприятия в денежном выражении: - резервный капитал; - уставный капитал; - нераспределенная прибыль; - добавочный капитал. Баланс также является равновесием показателей, свидетельствующих о состоянии взаимосвязанных, постоянно изменяющихся величин, на определенную дату. В отличие от баланса, который представляет собой сводку моментных данных о финансовом и имущественном положении предприятия, отчет о финансовых результатах предназначен для характеристики финансовых результатов деятельности. В отчете о финансовых результатах имеет место отражение доходов и расходов предприятия с подразделением их на группы, представленные ниже: - доходы и расходы по обычным видам деятельности. Данная группа содержит показатели объемов продаж продукции (выручку от реализации), себестоимость проданной продукции (или услуг), величину коммерческих и управленческих расходов, прибыль (или убыток) от продаж, валовую прибыль; - прочие доходы и расходы. Здесь имеет место отражение процентов к получению и уплате, доходы от участия в других организациях, а также виды доходов и расходов, не относящихся к доходам и расходам по обычным видам деятельности. В данной форме также отражают: - отложенные налоговые активы; - прибыль организации до налогообложения; - отложенные налоговые обязательства; - чистую прибыль организации; - текущий налог на прибыль. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет получить: – оценку динамики показателей прибыли, обоснованность образования и распределения их фактической величины; – оценку возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек; – оценку влияния различных факторов на прибыль[25]. Отчет об изменениях капитала предназначен для отражения структуры собственного капитала организации в динамике. По каждому элементу собственного капитала, в ней отражаются данные об остатке на начало года, данные о пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года. На основании показателей, отраженных в отчете, проводится анализ состава и движения собственного капитала. Результаты анализа дают возможность получения сведений о наращивании собственного капитала предприятия или, наоборот, о его уменьшении. Отчет об изменениях капитала включает в себя следующие разделы: – «Движение капитала». Данный раздел содержит информацию об изменениях, произошедших в собственном капитале предприятия за отчетный год по сравнению с предыдущим годом. Данная информация представлена в разрезе элементов собственного капитала: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, собственных акций, выкупленных у акционеров; – «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок». Данный раздел содержит данные капитала до и после проведения корректировок на конкретные отчетные даты. Влияние корректировок на величину нераспределенной прибыли и другие статьи капитала, по которым осуществлялись корректировки, выделяются отдельно; – «Чистые активы». Данный раздел содержит величину чистых активов организации - один из наиболее важных аналитических показателей. Отчет о движении денежных средств необходим для отражения остатков денежных средств предприятия на начало года и конец отчетного периода, а также для отражения потоков денежных средств в текущей, финансовой, и инвестиционной деятельности предприятия. Движение денежных средств в связи с различными хозяйственными операциями определяет денежные потоки организации. На рисунке 1.1 приведены основные каналы притоков и оттоков денежных средств. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета основных средств
- Теоретические основы организации кассы и нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций
- Понятие бухгалтерской отчетности, основные нормативные документы, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, особенности ее составления, процесс аудиторской проверки