VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Негосударственные акторы и их влияние на глобальный миропорядок

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000153
Тема: Негосударственные акторы и их влияние на глобальный миропорядок
Содержание
2.2. Негосударственные акторы и их влияние на глобальный миропорядок.
	Среди негосударственных участников международных отношений можно выделить МПО (межправительственные организации) , НПО (неправительственные организации), ТНК (транснациональные корпорации )и др. публичные движения и силы, которые действуют на данном этапе на мировой арене. В международных отношениях сильно возрастает их роль и влияние, несмотря на то, что это достаточно новое явление, которое в основном  характерно для послевоенного времени. Это положение  в комплексе с длительным и практически безраздельным господством реалистической парадигмы поясняются тем, что политической наукой они все еще относительно слабо изучены. Частично это связано со спорностью их истинного значения, которое отражается в таких терминах, как «невидимый континент» (Й. Галтунг) или «второй мир» (Д. Розенау). Это относится не только к участникам, которых Д. Розенау называет «подсистемами», но и международным организациям , которые, кажется , у всех «на слуху».
	Можно выделить три основных черты, которые определяют международные организации ( по мнению Французского специалиста Ш. Зоргбиб) : это, в первую очередь, политическое желание к сотрудничеству, которая закреплена в учредительных документах; во вторую, наличие постоянного аппарата, который обеспечивает связь  в развитии организации; в-третьих, самостоятельность  их решений  .
	Эти  черты полностью относятся к МПО (международным межправительственным организациям), являющихся стабильными союзом государств, которые были созданы на основе  международных договоров, обладающими определенной согласованной компетенцией и постоянными органами .
	Венский Конгресс 1815г., оповестив  об окончании наполеоновских войн и рождении новой эпохи в международных отношениях, одновременно возвестил и о появлении в них нового участника: Заключительньм актом Конгресса было провозглашено создание первой МПО Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX века в мире существовало уже более десятка подобных организаций, появившихся как следствие индустриальной революции, породившей потребность в функциональном сотрудничестве государств в области промышленности, техники и коммуникаций и т.п.: Международная Санитарная Конвенция (1853), Международный Телеграфный Союз (1865), Международное Бюро Мер и Весов (1875), Всемирный Почтовый Союз (1878), Союз Защиты Промышленной Собственности (1883), Международная Организация Уголовной Полиции (Интерпол, 1923), Международный Сельскохозяйственный Институт и др.
	МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г . в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической и социальной областях. Параллельно с развитием ее специализированных органов и институтов создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера, направленные на расширение сотрудничества государств в различных областях: Организация Экономического Сотрудничества и Развития, объединяющая 24 наиболее развитые страны мира (1960), Совет Европы (1949), Европейское Объединение Угля и Стали (1951), Европейское Экономическое Сообщество (Общий Рынок, 1957), Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом, 1957), Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ, 1960), Лига Арабских Государств (1945), Организация Американских Государств (1948), Организация Африканского Единства (1963) и др. С 1945 г . число МПО удвоилось, составив к началу 70-х гг. 220 организаций. В середине 70-х годов их было уже 260, а в настоящее время более 400 (см. прим.2, с.73).
	Потребности функционирования этих организаций вызывают необходимость в периодическом созыве конференций представителей входящих в них стран, а подготовка таких конференций и выполнение их решений, в свою очередь, ведет к созданию постоянных административных структур «аппарата». При этом, если администрация и аппарат первых МПО были достаточно скромными (так, например, Всемирный Почтовый, Союз был представлен его руководителем и шестью постоянными функционерами), то в ООН в настоящее время занято более 50 тыс. человек (см. прим.24, с.5; прим. 16, с.128).
	Отмеченное увеличение количества МПО и численности их постоянных работников одно из свидетельств роста взаимозависимости государств и их многостороннего сотрудничества на постоянной основе. Более того, будучи созданы, подобные организации приобретают определенную автономию по отношению к государствам-учредителям и становятся отчасти неподконтролъными им. Это дает им возможность оказывать постоянное влияние на поведение государств в различных сферах их взаимодействия и в этом смысле играть роль наднационального института.
	Однако здесь необходимо сделать одно важное уточнение. Наднациональные институты в подлинном значении этого термина, то есть такие, чьи решения являются обязательными для всех государств членов, даже если они с ними не согласны, в международных отношениях являются редким исключением. Подобные институты существуют сегодня только в рамках Европейского Союза. Комиссия, Совет министров и Суд этой организации обладают правом принимать обязательные для исполнения всеми государствами членами решения в экономической, социальной и даже политической областях на основе принципа квалифицированного большинства. Тем, самым происходит изменение взглядов на священный для международного права принцип государственного суверенитета, а органы ЕС все больше напоминают органы конфедерации, являясь выражением растущей интеграции современного мира.
Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых, ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном международном авторе. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных организаций, как: универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская Конференция); региональный (например, Латиноамериканская Экономическая Система); субрегиональный (например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный Банк); научные ('Эврика»); технические (Международный Союз Телекоммуникации); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро Мер и Весов).
	В то же время указанные критерии носят достаточно условный характер. Во-первых, их нельзя противопоставлять, так как многие организации могут отвечать одновременно обоим критериям: например, являться и узкоспециализированными, и субрегиональными (Организация Стран Восточной Африки по контролю за пустынной саранчой). Во-вторых, проводимая на их основе классификация достаточно относительна: так, даже технические МПО могут брать на себя и экономические, и даже политические функции; тем более это относится к таким организациям, как, скажем, Всемирный Банк, или ГАТТ, которые ставят своей задачей создание условий для функционирования в государствах – членах либеральных рыночных отношений, что, конечно, является политической целью. В-третьих, не следует преувеличивать не только функциональную, но и, тем более, политическую автономию МПО.
НПО различаются по размерам, структуре, направленности деятельности и задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как акторы, действующие, говоря словами Г. Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти». В отличие от вторых, их учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты, и, кроме того, принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств юридической силы. И все же им все чаще удается добиваться выполнения задач, которые они ставят перед собой, и не только в профессиональной, но и в политической области. Это касается и таких задач, которые требуют серьезных уступок со стороны государств, вынужденных в ряде случаев поступаться «священным принципом» национального суверенитета. Так, в последние годы некоторым НПО в частности тем, сферой деятельности которых являются защита прав человека, экологические проблемы или гуманитарная помощь удалось добиться «права на вмешательство во внутренние дела суверенных государств».
	Основным «оружием» НПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на те или иные государства. Именно так действуют, например, Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация по Правам Человека или Всемирная Организация Борьбы против Пыток (последняя показательна и в том отношении, что объединяет усилия более 150 национальных организаций, целью которых является борьба против применения пыток). Поэтому НПО подобного рода нередко называют «международными группами давления». Как известно, в политической социологии термин «группы давления» фиксирует отличие общественных организации от политических партий: если партии стремятся к достижению и исполнению властных функций в обществе, то группы давления ограничиваются стремлением с целью защиты своих интересов оказывать влияние на власть, оставаясь вне властных структур и институтов (например, профсоюзы, предпринимательские объединения, женские организации и т.п.). Аналогичный характер имеют и международные НПО с точки зрения как отношения к «власти» и методов действия, так и эффективности в достижении выдвигаемых целей. Возможно, что не все НПО играют роль международных групп давления (определенные сомнения в этой связи могут иметься относительно организации, обладающих консультативным статусом при ЭКОСОС ООН и ее институтах). Однако их совокупное воздействие зримо меняет характер международных отношении, делает их существенно отличными от характера традиционных межгосударственных отношений, эпоха которых уходит в прошлое.
Немалое влияние на существо и направленность изменений в характере международных взаимодействий оказывают такие специфические неправительственные организации, как транснациональные корпорации (ТНК), которые «подтачивают» национальный суверенитет государств в такой важной сфере общественных отношений, как экономика. Речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях, целью которых (в отличие от НПО, охарактеризованных выше) является получение прибыли, и которые действуют, через свои филиалы одновременно в нескольких государствах, в то время как центр управления и решений той или иной ТНК находится в одном из них.
	ТНК явление достаточно противоречивое. Они, несомненно, способствуют модернизации стран базирования, развитию их народного хозяйства, распространению ценностей и традиций экономической свободы и политического либерализма. Одновременно они несут с собой и социальное потрясения, связанные со структурной перестройкой, интенсификацией труда и производства, новые формы господства и зависимости экономической, технологической, а нередко и политической. В ряде случаев последствия их деятельности ведут к дальнейшему обострению уже имеющихся и возникновению новых экологических проблем, разрушению национальных традиций, конфликту культур. Так же бесспорно и то, что ТНК усиливают экономическую взаимозависимость и единство мира в хозяйственном отношении, способствуют созданию предпосылок становления единой глобальной культуры как планетарного, общецивилизационного явления. И это тоже приносит неоднозначные результаты, что и вызывает критику ТНК со стороны различных идейно-теоретических течений как марксистского и неомарксистского, так и либерально-демократического характера. В определенной мере результатом подобной критики явились попытки международного сообщества ввести некоторые ограничения для деятельности транснациональных корпораций, подчинив ее определенным правилам, некоему «кодексу поведения». Однако усилия, предпринятые с этой целью в рамках ОЭСР и ООН, не увенчались успехом, что не удивительно, если учитывать заинтересованность наиболее развитых в экономическом и наиболее влиятельных в политическом отношении стран в беспрепятственном функционировании рыночной экономики.
	В современном мире насчитывается не менее 7 тыс. ТНК, имеющих около 26 тыс. филиалов в различных странах на всех континентах (см. прим.2, с.78). Однако их непосредственная экспортно-импортная и инвестиционная деятельность затрагивает главным образом три экономические зоны, представленные США, ЕЭС и Японией, и вне этих зон касается еще около десятка развивающихся государств. Относительная защищенность рынков, развитость инфраструктур, образовательной, исследовательской и информационной сфер, обеспечивающих гарантии в необходимой высококвалифицированной рабочей силе, влекут за собой распространение передовых технологий, сходство в образе и уровне жизни и потребления во всех трех экономических зонах. Экономические процессы, контролируемые ТНК, охватывают большую часть мировой торговли, финансовых обменов и передач передовых технологий. Так, торговые связи между США и остальным миром на 80 % находятся в руках ТНК. В 1988 г . экспорт товаров и услуг из американских филиалов ТНК в Соединенные Штаты составил 87 миллиардов долларов, или 19 % всего импорта США (см. прим. 16, с. 89). Указанные процессы способствовали ускоренной экономической интеграции в Европе, Америке и Азии, усилению конкуренции и в то же время взаимозависимости между главными экономическими регионами современного мира. Вместе с тем они имели не менее серьезные последствия и политического характера.
	Пожалуй, наиболее значимыми среди этих последствий, вызвавшими эпохальные изменения в облике современного мира и характере международных отношений, явились кризис в СССР, распад «мировой социалистической системы», а затем и разрушение Советского Союза со всеми его драматическими результатами для России и других бывших союзных республик. Конечно, указанные события имели и глубокие внутренние причины неэффективность установленной в результате революции 1917 года социально-экономической и политической системы, преступные режимы, некомпетентные и коррумпированные руководители и т.п. Но особенно важную роль эти внутренние причины приобрели именно в свете той постиндустриальной революции конца 60-х начала 70-х годов, которая так нелегко далась Западу и которая, фактически, прошла мимо нашей страны. По вине своих бездарных руководителей, увлеченных сиюминутными выгодами от «нефтедолларов», а по сути из-за хищнической эксплуатации природных богатств в сложившейся в те годы мировой экономической конъюнктуре СССР оказался в ситуации прогрессирующего отставания от века микроэлектронных технологий. Попытки же «подтянуть» систему до уровня экономически развитого мира путем «ускорения» и «перестройки» оказались роковыми для страны, политическая система которой обнаружила полную неспособность к какому-либо реформированию. Во всяком случае, сегодня становится все более очевидной бесплодность и разрушительный характер попыток подобного «реформирования» , если они не предваряются (как они не предварялись в эпоху «перестройки») и/или не сопровождаются (как они не сопровождались тогда и (фактически не сопровождаются сейчас ни в России, ни в других странах СНГ) продуманными, учитывающими социокультурные реальности и традиции народа экономическими преобразованиями.
	Таким образом, ТНК обладают определенной автономией в своих решениях и деятельности, способны вносить изменения в международные отношения, учитываются государствами в их внешней политике то есть отвечают всем признакам влиятельного международного автора.
	В меньшей степени этим признакам отвечают другие участники международных отношений такие, как, например, национальноосвободительные, сепаратистские и ирредентистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица. Часть из них, например национально-освободительные и сепаратистские движения, являются, скорее, международными субъектами в вышеприведенном социологическом (а не юридическом) значении этого термина, то есть они стремятся стать авторами (в данном случае суверенными государствами). С этой целью они добиваются членства или хотя бы статуса наблюдателя в авторитетных межправительственных организациях, считая участие в них важным звеном в обретении статуса международного автора. Так, ООП является членом Лиги Арабских Государств, Организации Исламская Конференция, Движения Неприсоединения и обладает статусом наблюдателя в ООН. Это, однако, не давало ей вплоть до последнего времени полной легитимности в глазах некоторых международных авторов (прежде всего Израиля, но также, в известной степени таких арабских государств, как Аммана и Иордании).
	Растущая взаимозависимость проводит к развитию функционального и институционального международного сотрудничества, участниками которого выступают различные предприятия, фирмы, административные структуры и граждане приграничных зон соседних государств, а также регионы и отдельные города различных стран (см. прим.4, с.53-55). В первом случае (функциональное трансграничное взаимодействие) речь идет об установлении контактов и обменов между представителями сопредельных государств, в основе которого лежит общность интересов и потребностей и которое нередко устанавливается как бы стихийно, то есть помимо официальных договоренностей между государствами (а иногда и вопреки им). Таковы, например, отношения между жителями приграничных районов России и Китая, или отношения между сопредельными районами стран СНГ, жители которых фактически игнорируют запреты и ограничения властей на взаимную торговлю. 	Примером второго (институционального сотрудничества локального характера) выступают достаточно представительные международные организации, формирующиеся вне национально-государственных рамок (Ассоциация породненных городов; Совет коммун Европы и т.п.). Кроме того, в федеративных государствах наблюдается феномен своего рода фрагментации внешней политики, когда руководство субъектов федерации в стремлении более полно отстоять свои интересы устанавливает прямые связи на международной арене и тем самым как бы нарушает прерогативы суверенного государства, частью которого данный субьект является. Иногда развитие такой, по выражению канадского исследователя П. Сольдатоса, «субнациональной дипломатии» происходит с согласия соответствующих государств и осуществляется в рамках международного права: так, Квебек уже с 1882 г . имеет генерального представителя во Франции (см. прим.4, с.54). В других случаях наблюдается конфликт центральных и местных властей. В настоящее время это характерно для Российской Федерации.
	Указанные примеры вновь возвращают нас к центральному для проблемы участников международных отношении вопросу: какой из типов этих участников государство, международные организации, или же «параллельные участники» («авторы вне суверенитета») будет определять содержание и характер международных отношений в обозримом и более отдаленном будущем? Как мы могли убедиться, по данному вопросу существует множество точек зрения, крайние из которых отдают предпочтение либо традиционным (прежде всего, государству), либо нетрадиционным участникам. Важно однако подчеркнуть, что сторонники как одного, так и другого из этих полюсов избегают детерминистских подходов. Поэтому существо полемики перемещается в методологическую плоскость: что считать основой для выводов? Поиск специфических факторов, оказывающих влияние на поведение авторов, и изучение роли, которую играют те или иные из этих факторов в эволюции международных отношений? Или же анализ традиционных и нетрадиционных авторов с целью определения главных и второстепенных из них с точки зрения как состояния, так и тенденций указанной эволюции? Споры продолжаются, и острота их усиливается по мере нарастания признаков изменения привычного международного порядка, исключающих однозначные ответы на вышеприведенные вопросы. Вместе с тем не вызывает сомнений то обстоятельство, что указанные изменения во многом зависят от целей, которые ставят перед собой международные авторы, и от избираемых ими средств их достижения.
2.3. Финансовые организации и бизнес структуры в системе глобального управления.
Суть глобализации как экономического процесса состоит в том, что для организации эффективного производства и потребления все возрастающей и постоянно обновляющей массы товаров и услуг условия национальных государств оказываются недостаточными, слишком «тесными», и все эти процессы по необходимости принимают всемирный глобальный характер. Разумеется, реализация и производство продукции и порождаемые ими финансовые потоки давно уже выходят за рамки национальных государств. Ранее этот выход был только дополнен к внутреннему экономическому обороту, а главные проблемы в экономике были внутренними, национальными.
В настоящее время уровень экономического развития передовых стран поднялся столь значительно, их взаимные связи стали столь устойчивыми и быстро прогрессирующими, что начала постепенно исчезать разница между внутренним и внешним производством, внутренней и внешней торговлей. Это проявляется в том, что объемы мировой торговли растут быстрее, чем объём мирового ВВП. Основа процесса современной глобализации состоит в том, что в мировой экономике сложилась система так называемых транснациональных корпораций, мощных организационных структур, осуществляющих производство и реализацию продукции одновременно во многих странах. Но это не просто производители и торговцы. Это очень сложные и влиятельные структуры с разнообразными интересами. В составе этих корпораций есть подразделения , ведущие научные исследования по организации производства и маркетинга, по технологии создания продукции, по прикладной науке в соответствующих отраслях, по подготовке кадров, по проблемам управления, по социально-экономическим предпосылкам и последствиям функционирования таких форм организации производства, а фактически всей экономики, к каким относятся современные корпорации.
Финансовая глобализация обуславливает изменение в деятельности фин. кредитных институтов, оперирующих на денежных кредитных, фондовых рынках. Под её влиянием они становятся более мощными путём укрупнения, централизации капиталов, увеличения активов, распространения своих продуктов и услуг на территории др. стран. Характерно, что ведущие мировые фыинансовые компании и банки по показателю величины активов значительно превосходят производственные компании – лидеров мирового бизнеса. Но по другим финансовым показателям положение банков в рейтингах лидеров мировой экономики значительно скромнее. Так, в частности, по величине прибыли и размеру акционерного капитала банки значительно уступают промышленным корпорациям.
Финансовые компании как лидеры на глобальном рынке управления инвестиционными фондами контролируют огромные активы по всему миру.
Главное проявление фин. глобализации – образование финансовых групп. Финансовая группа возникает на основе крупного банка, он включает в себя и небанковские финансовые учреждения. Она занимается фактически всеми финансовыми операциями.
Международные публичные финансы представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансовой организации является именно характер ее образования — на основе межгосударственных соглашений. Нельзя считать таковым масштаб и характер операций, проводимых финансовой организацией. Так, транснациональные банки (ТНБ) ведут свою деятельность на международных рынках, в различный странах, однако они не могут быть отнесены к типу международных публичных финансовых организаций, поскольку являются в своей основе крупными международными коммерческими банками.
Международные публичные финансовые организации проводят свои операции в интересах, стран - членов для урегулирования отношений между ними. В то же время цели и задачи, механизм образования, масштабы и характер деятельности этих организаций в некоторых отношениях различаются.
Выработка принципов функционирования мировой финансовой системы и межгосударственное регулирование валютно-кредитных и финансовых отношений — прерогатива Международного валютного фонда и, в более ограниченной степени, Международного банка реконструкции и развития (межгосударственная кредитная политика), который является основной организацией Группы Всемирного банка (ГВБ).
Согласно принятой в научной теории классификации на мировом рынке действуют три вида компаний: международные, многонациональные и гло- бальные. Международные компании, базируясь в одной стране, производят значи- тельную часть продукции на экспорт, одновременно импортируя необходимое сырье и полуфабрикаты. Но обычно они не в состоянии бороться на мировой арене с лидерами в своей области на равных. Многонациональные компании располагают дочерними фирмами (филиа- лами), находящимися в различных государствах, которые выпускают продук- цию прежде всего для внутреннего рынка страны нахождения, а также рынков стран со схожими потребительскими предпочтениями покупателей. Отделения в каждой стране создаются с учетом местных условий и, в известной степени, независимы от стратегического центра. Последний формулирует лишь основ- ные цели фирмы, с учетом которых подразделения, сохраняя автономию в про- изводстве, сбыте, оперативном управлении, сами решают свои собственные за- дачи. Центр оказывает им необходимые консультации, осуществляет контроль над финансовой и маркетинговой политикой. Чем больше у фирмы рынков сбыта, тем прочнее ее позиции в конкурентной борьбе. Подлинно многонацио- 68 нальными признаются лишь те компании, которые научились мобилизовать ка- питал в других странах.
Глобальные компании обладают прочными позициями на всех рынках, используя мировые информационные системы, почти мгновенно с легкостью перемещают в любую нужную точку планеты финансовые ресурсы, опыт и ноу- хау и пр. Таким образом, они осуществляют интеграцию производственных мощностей и координацию выпуска стандартизованных продуктов во всемир- ном масштабе, что позволяет им иметь более низкие издержки даже по сравне- нию с многонациональными компаниями. Это обеспечивает достижение конку- рентных преимуществ. Однако при этом глобальные фирмы игнорируют мест- ные потребности и национальные интересы отдельных стран, опираясь на цен- трализованно выработанную глобальную стратегию.


2.4. Роль СМИ в решении мировых политических проблем.
В современном мире на роль акторов мировой политики претендуют не только национальные государства, но также целый ряд негосударственных институтов, в том числе институты высшего профессионального образования, религиозные, экологические, спортивные организации, интернет-сообщества и т.д. Каждый из этих субъектов занимает собственную нишу и выполняет свои функции в мировой политике. При этом «новые мировые игроки… действуют на ином поле мировых отношений, чем поле государственных (национальных) интересов и обязательств, гражданского согласия и выстроенных в определенной логике межгосударственных отношений». В данной связи роль организатора информационных потоков, несомненно, принадлежит СМИ. Этому способствует возможность мгновенной передачи информации на большие расстояния рассредоточенной в глобальном пространстве массовой аудитории.
     Современные СМИ не ограничиваются локальным или национальным пространством и аудиториями, выступая в качестве акторов современного мира. CNN, BBC, Al-Jazeera, RussiaToday, Euronews являются не только инструментами влияния ведущих стран мира, но и оказывают существенное влияние на мировое общественное мнение, национальную политику и мировую политику. В настоящее время к функциям СМИ как субъекта мировой политики можно отнести:
     – информирование внутренней и внешней общественности;
     – манипулирование и убеждение граждан (формирование стереотипов, распространение идеологии, в некоторых случаях изменение сознания и формирование образа «врага» в лице представителей другого государства или этноса, психологическое воздействие на граждан других стран);
     – социализация и воспитание населения (внедрение этнокультурных образцов поведения, формирование социальной, национальной и классовой идентичности);
     – развлечение аудитории, отвлечение населения от проблем и кризогенных явлений во внутренней и во внешней политике. До сих пор не теряет своей актуальности формула «Хлеба и зрелищ», чтобы снизить уровень социальной напряженности в условиях политической нестабильности;
     – поддержание и регулирование отношений между институтами власти и обществом (в частности, апеллирование к общественному мнению);
     – контроль за правительством, его решениями и действиями;
     – мобилизация населения для решения общественно значимых проблем (неслучайно именно диктора Ю.Б. Левитана А. Гитлер считал одним из главных врагов рейха);
     – прогнозирование и предсказание политических действий властей, в том числе их инициирование и коррекция.
     В свою очередь, мы можем выделить, как минимум, три основных направления деятельности СМИ в мировой политике:
     – во-первых, СМИ как инструмент политической власти, с помощью которого осуществляется пропаганда государственной идеологии, навязывание собственных культурных ценностей, образцов поведения, схем мышления и деморализация противника, формирование общественного мнения относительно внешней политики государства и т.п. Изучение пропаганды во время Второй мировой войны Г. Лассуэллом заложило основы теории политической коммуникации и повысило значение СМИ как инструмента политического влияния. В данной связи следует отметить такие направления государственной информационной политики, как: а) единичные информационные акции; б) информационные кампании; в) действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию государственных институтов на уже произошедшие события);
     – во-вторых, СМИ как социальный институт, главной задачей которого является выражение общественного мнения по поводу важнейших внешнеполитических решений и действий. Причем мнение, высказываемое в СМИ, может существенным образом отличаться от правительственной точки зрения. Например, общественное мнение американцев против войны во Вьетнаме расходилось с официальной точкой зрения и оказалось в конечном итоге более важным при принятии политических решений в процессе развития конфликта. Данный феномен назван «Эффект CNN», с его помощью описывается влияние СМИ на процесс принятия правительственных решений, когда организация прямых трансляций в период кризиса влияет на его течение и исход;
     – в-третьих, СМИ как корпорация или «институт влияния». В настоящее время граждане предпочитают получать политическую информацию от СМИ, руководствуясь системой отбора новостей, а также интерпретацией и оценками, предлагаемыми СМИ исходя из интересов и политических предпочтений медиакратов и спиндокторов.
     При этом перед государством в его отношениях с медиаструктурами возникают следующие задачи: формирование рынка массовой информации и выстраивание отношений с медиасистемой; формирование имиджа государства; создание кадровых и организационных структур информационной политики; правовое обеспечение развития информационной сферы; поддержание взаимовыгодных отношений с международными информационными структурами; обеспечение информационной безопасности государства и т.д.
     В данной связи можно выделить следующие основные направления государственной политики по отношению к СМИ:
     1. Полный контроль власти над информационной сферой и приоритет идеологических и пропагандистских технологий формирования массовых коммуникаций. СМИ лишены политического влияния и представляют собой «даже не инструмент идеологического контроля над населением, а скорее форму имитации присутствия общественности в информационном пространстве» .
     2. Манипулирование медиаструктурами. Государство проводит тщательный анализ и отбор информационных сообщений, создаваемых СМИ, использует механизм политико-идеологической цензуры и даже частичных репрессий по отношению к журналистам. В этих условиях самым распространенным приемом государственной политики становится ограничение доступа политической оппозиции к СМИ и установление контроля над журналистами, критикующими правительство. Однако, несмотря на подчиненный статус, СМИ имеют определенные возможности политического влияния и даже некоторую независимость.
3.Поддержание симметричных отношений со СМИ как самостоятельным и влиятельным актором политики. Законодательно закреплены различные виды и формы собственности на СМИ, правовые гарантии независимости массмедиа. При этом большое разнообразие государственных и частных СМИ создает перспективы для их свободной конкуренции. Вместе с тем проблемы, связанные с неограниченной свободой слова, несут дополнительные социальные риски.
     Ряд стран использует в целях оказания давления на зарубежные страны инициированное властями «общественное мнение». В настоящее время присутствие СМИ в мировой политике дополняется интернет-сообществами и социальными сетями, что позволяет массированно воздействовать на мировое сообщество, используя не только линейные каналы подачи информации, но и вовлекая широкую общественность разных стран в процесс обсуждения актуальных мировых проблем. Данного рода комплексное воздействие, несомненно, способно оказывать существенное влияние на процесс принятия политических решений в рамках мировой политики.

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44