VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Наследие польских художников в Восточной Сибири второй половины XIX в

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012491
Тема: Наследие польских художников в Восточной Сибири второй половины XIX в
Содержание
      ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»
      Факультет социально-культурной деятельности, наследия и туризма
      Кафедра музеологии и наследия
     
     
     
     
     
     
     
     Наследие польских художников в Восточной Сибири второй половины XIX в. в музеях Иркутской области и Республики Бурятия.
     
     
     
     
     
     
     
     Исполнитель:
                                                                           Студентка 4 курса 531группы,
      очного отделения
     Тюрюханова Наталья Ивановна
                                                                              Направление подготовки:
      «Музеология и охрана объектов
          культурного и природного наследия»
       Профиль:	
     «Культурный туризм и   экскурсионная
                                                                                                 деятельность         
     Научный руководитель:
      Семёнов Евгений Владимирович
     
     
     
      Улан-Удэ
       2018
     Содержание
     Введение…………………………………………………………………….3
     
     Глава 1. Художественная деятельность польских политических ссыльных в Сибири во второй половине XIX в.
     
     1.1. Творчество Вронского С. в Восточной Сибири……………………..7
     1.2. Творчество Беркман Ю. в Восточной Сибири……………………..10
     
     Глава 2. Произведения польских художников в фондах Байкальского региона.
     
     2.1. История и современное состояние ГБУК «Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва»………………………………...…13
     2.2. История и современное состояние художественного центра им. Ц.С. Сампилова ГАУК «Национальный музей Республики Бурятия»………………………………………………………………………….18
     2.3 Мемориальное наследие, связанное с поляками…………………….
     
     Глава 3. Проект каталога произведений польских художников второй половины XIX в.
     3.1. Теория музейных каталогов 
     3.2. 
     
     Заключение………………………………………………...…………...…23
     
     Список литературы……………………………………………….............25
     
     Приложения……………………………………………………….………28
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Актуальность
     Как у каждого человека есть своя биография, так и у каждого народа, включая поляков, живущих в Сибири, есть своя давняя, яркая история, насыщенная интересными и иногда драматическими событиями. 
     На протяжении всей истории взаимоотношения когда-то соседствующих славянских государств России и Польши складывались неоднозначно. 
     Долгие годы проблема польской политической ссылки в Сибири освещалась историками с позиций господствовавших тогда идеологических установок. Главный акцент историков делался на революционную деятельность поляков против российского самодержавия и борьбу за независимость Польши от России. Участие польских «политических преступников» в культурной жизни Сибири в период их ссылки обычно описывалось фрагментарно без особой значимости. 
     Свидетельствами событий прошлого являются музеи и их коллекции, представляющие с собой свод памятников истории и культуры народов, населяющих Сибирь.  Говоря о художественном наследии, в Бурятии и Иркутске сохранились несколько подлинных картин и рисунков трех польских художников Леопольда Немировского, Юзефа Беркмана и Станислава Вронского.
     Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время растет интерес к творчеству польских художников, но в силу слабой изученности, очень проблематично проходит процесс познания данной темы.
     В данный момент проявляется огромный интерес российского общества к актуальным вопросам исследования региональной истории. 
     В настоящее время все более активно изучается история местного сообщества, история своей «малой» Родины, история семьи. В контексте сказанного история поляков в Бурятии и Иркутской области представляет значительный интерес. Польские политические ссыльные активно принимали участие в культурной жизни. 
     В рамках настоящей выпускной квалификационной работы автор рассматривает жизнь и творчество польских художников, оказавшихся в ссылке в Сибири и оставивших большое количество уникальных живописных рисунков и полотен, отражающих красоту и величие природы Сибири. Из числа польских художников, находившихся в Сибири во второй половине XIX в. нами были выбраны наиболее примечательные личности: Леопольд Немировский, Юзеф Беркман и Станислав Вронский. 
     Известными рисунками Леопольда Немировского были: «Ермак-покоритель Сибири»; «Вид Иркутска»; «Вид на реке Лене близ города Киренска»; «Якуты»; «Вид села Качуг на реке Лена»; «Киренский Свято-Троицкий монастырь»; «Церковь Киренского Свято-Троицкого монастыря»; «Вид на реке Лене. Урские ворота»; «Город Олекминск на реке Лене»; «Нависшие скалы на реке Лене»; «Старый Якутский острог»; «Летние якутские юрты»; «Посуда якутов для кумысов».
     Из картин С. Вронского наиболее пристального внимания заслуживают: «Вечер», «Мельница в Тункинских горах», «Ночь на Чертовом озере», «Первый снег», «Пурга», а так же карандашные рисунки и изображения объектов байкальской фауны, нарисованные художником для Б.И. Дыбовского.
     Из картин Юзефа Беркмана стоит обратить внимания на такие картины, как: «Парад», «Въезд Великого князя Алексея Александровича в Иркутск», «Отъезд Великого князя Алексея Александровича из Иркутска», «На почтовых зимой».
     В результате разделов Польши конца XVIII в. часть восточных территорий страны была включена в состав Российской империи. 
     На протяжении XIX в. в Польше постоянно возникали тайные организации, ставившие целью подготовку восстания и освобождение Роднины. Ни одно из этих обществ не достигло своих целей и их члены были сосланы на каторгу в Сибирь. 
     В 1863-1864 гг. произошло восстание, которое было подавлено, а его участников ждала смертная казнь, либо ссылка. Большинство ссыльных отправляли на каторжные работы в Сибирь. В частности, 725 человек было направлено на постройку Кругобайкальского тракта, где вспыхнуло очередное восстание. 
     Вооруженное восстание польских ссыльных в июне-июле 1866 г. на строительстве Кругобайкальского тракта в Сибири подготавливалось группой русских и польских ссыльных. Организация имела связи с революционерами Петербурга и Москвы. 24 июня 725 ссыльных начали восстание, которое было подавлено 28 июня 1866 г. Его руководители Густав Шарамович, Нарциз Целинский, Яков Рейнер, Владислав Котковский расстреляны, сотни участников приговорены к пожизненной каторги. 
     Польские ссыльные были активны и в сфере различных наук. В частности зоологии, ботанике. Бенедикт Иванович Дыбовский фактически являлся основателем такой науки, как ихтиологии – науки о рыбах. 
     Иван Дементьевич Черский занимался изучениями в области геологии и минералогии. Из его исследований особенно большое значение имело изучение глубины оз. Байкал, к сожалению засечки Черского, которые использовались для измерения глубины, на данный момент ушли под воду, в результате поднятия уровня воды оз. Байкал.
     Следует отметить его четырехгодичное изучение береговой полосы Байкала, совершенное с 1877 г. по 1880 г. и дополненное в 1881 г. поездкой в Забайкалье. Он дал подробнейшие описания и составил геологическую карту береговой полосы всего Байкала. До сих пор это никем не повторено. 
     Вклад, внесенный польскими политическими ссыльными в историю Республики Бурятия и Иркутской области, на наш взгляд, является значительным. Поскольку польские ссыльные участвовали в культурной жизни, добивались большего прогресса в науках, и даже стали основателями новых. Это стало неотъемлемой частью истории, как Республики Бурятия, так и Иркутской области. И изучение этой истории несет в себе открытие новых нераскрытых частей истории Прибайкалья, связанных с польскими ссыльными. Но при всем этом, эта история имеет интерес не только с польской стороны, но и самих жителей Сибири. Так как история в данном промежутке времени объединилась. 
     Степень изученности 
     Историография истории польской политической ссылки в Сибири представлена широким кругом источников и литературы в полной мере характеризующей отдельные аспекты этой широкой темы.
     В ссылке в Восточную Сибирь оказались поляки – представители самых разных сословий: мещане, дворяне, крестьяне, духовенство. Некоторая часть поляков получила помилование участи в 1863-1864 гг. В основном на облегченные участи были направлены, конечно же, представители дворянского сословия. Амнистия и помилование не распространялись на поляков, высланных в 1870-1890-е гг. потому что они были включены в список государственных преступников. 
     Вопросы пребывания польских политических ссыльных на территории Иркутской области и Республики Бурятия рассматривались в работах польских и российских исследователей. 
     История польской ссылки рассматривается: А. Гиллером1, С.В. Максимовым 2, С. Либровичем 3, М. Яником 4, А. Дыбовской 5, В.А. Дьяковым 6, В. Сливовской 7, Я. Трынковским 8, М.Ю. Тимофеевой 9, П. JI. Казаряном 10, Б.С. Шостаковичем 11.
     Кругобайкальское восстание 1866 г. в своей работе «Во глубине сибирских руд» Митина Н. С. полностью раскрывает обстоятельства Кругобайкальского восстания. Причины, предпосылки и мотивация восставших ссыльных поляков в полной мере представлены в данной работе. А также, ход Кругобайкальского восстания, и его итоги.
     О ссылке поляков в Прибайкалье писали Бахаев В. Б.12 в своей монографии: «Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии».
      Тема выпускной квалификационной  работы находит свое выражение в многочисленных трудах ученых таких как: Шостакович Б. С. в своих работах «Историография политической ссылки поляков в Сибирь в XIX - начале XX в.», «История поляков в Сибири (XVII-XIX вв.)»13 рассматривает ключевые моменты польской истории Прибайкалья.
     Картины разных польских художников с жизнью их творцов упоминались в самых различных и многих публикациях. Некоторыми из них явились:  «Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки14»; «Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века15»; «Шевич В. О пейзажной сибирской живописи»;16 Фалинский В. Польские художники в Сибири»17
     Статьи: «Униженные да возвысятся. Политические репрессии в Слюдянке и их жертвы» проект Р.Л. Яковец18; «Музеефикация польского мемориального наследия на территории Забайкалья:  к постановке проблемы» Е.В. Семенов19; «Место польских политических ссыльных в хозяйственной и культурной жизни Забайкалья» Е.В. Семенов20. 
     Семенов Е. В. в своих работах рассматривает различные аспекты польской истории Забайкалья, такие как хозяйственная и культурная деятельность, музеефикация объектов культурного наследия поляков и др.
     Работа, посвященная польским художникам в Сибири, была опубликована В. Фалинским 21. В работе описана деятельность польских художников С. Вронского, Ю. Беркмана, Л. Немировского и др. Описание их жизни и деятельности в Сибири.
     Гапоненко В.В. в своей работе «Карл Рейхель», рассматривает жизнь и деятельность российского художника польско-немецкого происхождения Карла Рейхеля в Иркутске и Кяхте в середине XIX в.
     О польских художниках в частности писали такие выдающиеся и разноплановые ученые, как: Шостакович Б. С. «Леопольд Немировский – выдающийся представитель польской политической ссылки эпохи декабризма в восточной Сибири (К 125-летию со дня смерти)»22, Яковец Р. Л. «Польские художники» 23.
     В настоящее время нет ни одной обобщающей работы, посвященной жизни и творчеству польских художников, находившихся в ссылке и на каторге в Сибири.
     Целью выпускной квалификационной работы является изучение пребывания польских политических ссыльных на территории Прибайкалья и изучение произведений польских художников Байкальского региона в фондах музеев.
     Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Изучение художественной деятельности, связанной с данной темой;
     2. Выявление и изучение культурных объектов наследия;
     3. ознакомиться с историей формирования коллекций в художественных музеях городов Иркутска и Улан-Удэ;
     4. рассмотреть рисунки и картины польских художников Леопольда Немировского, Станислава Вронского и Юзефа Беркмана;
     5. проанализировать художественную деятельность в Сибири С. Вронского, Л. Немировского и Ю. Беркмана.;
     Объектом выпускной квалификационной работы выступает художественное  наследие польских художников в Байкальском регионе во второй половине XIX в.
     Предметом дипломной работы является творчество С. Вронского, Л. Немировского и Ю. Беркмана в Байкальском регионе.
     Источниковой база
     Источниковая база выпускной квалификационной работы представлена письменными, вещественными и изобразительными источниками.
     1) Письменные  источники – включают в себя законодательные акты, государственные указы, приговоры, уставы.
     Законодательные источники:
     - N 54-ФЗ Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
     Правоустанавливающие документы
     - Устав МОО «Национально-культурной автономии поляков г. Улан-Удэ «Наджея».
     - Из постановления о подписании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Польши о сотрудничестве в области культуры, науки и образования мы рассмотрели некоторые статьи. Например в статье 1 говориться о том, что Стороны обязались  содействовать развитию двустороннего культурного сотрудничества и обмена на взаимовыгодной основе. Каждая из Сторон обязана прилагать усилия для популяризации художественных и культурных ценностей другой Стороны, обеспечивая широкий доступ своих граждан к ним, поощряя государственные, общественные и частные контакты.
     В статье 4 стороны гарантируют, что будут содействовать развитию обмена выставками между музеями, библиотеками, архивами, принимая меры к обеспечению государственных гарантий, включая финансовую ответственность в отношении таких выставок, а также поощрять обмен специалистами этих учреждений.
     А в статье 11, Стороны обещают сотрудничать с целью выявления, сохранения, введения в культурный оборот и возвращения находящихся на их территории культурных ценностей, связанных с историческим и культурным наследием народов другой Стороны, включая художественные, библиотечные и архивные фонды, которые были в прошлом разъединены. 
     
2) Вещественные источники – материалы, отражающие историю края – от археологических находок, рассказывающих об основании города, о крестьянском и купеческом быте – до предметов сегодняшних дней
     В нашем случае природные и культурные объекты наследия, связанные с поляками представляются в виде вещественных источников.
       В культурные объекты включены:
     -Работы С. Вронского, Л. Немировского, Ю. Беркмана
     
     3) Изобразительной источниковой базой являются картины Вронского, Л. Немировского и Ю. Беркмана, находящиеся в двух музеях: Иркутском областном художественном музее. В.П. Сукачёва и в Художественном центре им. Ц.С. Сампилова ГАУК «Национальный музей Республики Бурятия».
     Источниковая основа для изучения рассматриваемой темы не так широка и многообразна. В России, в Сибирских регионах сохранилось крайне мало информации и картин этих двух рассматриваемых нами художников. Объем информации по данной теме в польской литературе, к которой мы обращались, так же не велик.
     Методология исследования
     Методология – комплекс принципов и подходов на которые опирается ученый в ходе получения знаний в дисциплине. 
     Методология включает:
     -принципы;
     -подходы;
     -методы.
     В ходе нашего исследования мы использовали принципы:
     1) Принцип логичности – логика научного исследования.
     2) Принцип историзма – рассматривается историческое развитие.
     3) Принцип объективности – ориентирующие исследователей на понимание определенной субъективности той информации, с которой им приходится работать.
В ходе нашего исследования мы использовали системный подход. Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. 
Так же стоит перечислить методы научного исследования, которые использовали мы: 
- анализ литературы 
- анализ нормативно-правовой документации
- исторический метод.
     Хронологические рамки дипломной работы ограничены второй половиной XIX в. – 2018 г.
     Нижняя граница определяется второй половиной 60-х гг. XIX в.,  когда в Байкальский регион начинают прибывать участники польского восстания 1863-1864 гг.
     Верхняя хронологическая граница обусловлена современным состоянием изученности и представленности художественного наследия ссыльных польских художников, находящегося на хранении в музеях Иркутска и Улан-Удэ. 
     Территориальные рамки работы обозначены географической территорией  Байкальского региона, где проживали и занимались творчеством польские художники. В настоящее время представлены административными границами двух субъектов Российской Федерации – Республикой Бурятия и Иркутской областью.
     Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что представленная автором тема рассматривается довольно-таки редко, и в связи с этим возникает проблема утраты информации по данной темы.
     Научно-практическая значимость заключается в том, что основные положения, рассматриваемые автором в рамках выпускной квалификационной работы, могут быть использованы для ознакомления и приобретения новых знаний по данной тематике. 
     Каталог позволит нам более оперативно получить интересующий нас материал. Так как он будет составлен по единой методике с учетом состава характера публикуемых материалов. На данный момент систематизированных каталогов польских художников в Сибири еще нет, чем и обуславливается его практическая значимость.
     Структура дипломной работы состоит из введения, трех основных глав, разделенных на четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
     Во Введении раскрыта актуальность темы, представлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования, даны источниковая база исследования, раскрыта методология исследования. 
     В первой главе «Художественная деятельность польских политических ссыльных в Сибири во второй половине XIX в.» - описаны причины появления поляков в Сибири; представлены отдельные главные персоналии данной курсовой Юзеф Беркман и Станислав Вронский, являющиеся участниками крупных польских восстаний 1830-1831 гг. и в 1863-1864 гг. 
     Во второй главе «Наследие польских художников в музеях Иркутской области и Республики Бурятия» раскрывается значение деятельности поляков в культурной жизни Сибири, описываются история, коллекции и фондов в двух художественных музеях Бурятии и Иркутска.
     В третьей главе мы рассказываем теорию музейных каталогов, принципах их комплектования, значимость и сам каталог.
     В заключении подведены общие итоги и результаты исследования в соответствии с основной целью и задачами, сформулированными во введении, а также сделаны выводы. 
     Приложение содержит фотографии ссыльных поляков и художественные произведения  С. Вронского, Л. Немировского, Ю. Беркмана, находящиеся в двух музеях, а также несколько снимков с зарисовок видов города Иркутска, принадлежащих Станиславу Вронскому. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1. Художественная деятельность польских политических ссыльных в Сибири во второй половине XIX в.
1.1. Творчество Л. Немировского и Вронского С. в Восточной Сибири
     Научно-исследовательская деятельность польских ссыльных не имела столь широкого размаха как педагогическая и музыкальная в силу неразвитости научной мысли сибиряков. Только в 1850-е гг. явно наметился их интерес к исследованию истории, этнографии и природы своего края, чему способствовало основание в 1851 г. Сибирского отдела Императорского российского географического общества в Иркутске. Интерес к этнографии аборигенных народов Забайкалья у ссыльных поляков можно определить, пожалуй, как наблюдение, а не планомерное изучение. Оно отразилось в мемуарах политических преступников (Ф. Чечерский, А. Гиллер и др.), изданных после амнистии в Польше и потому не было доступно и известно сибирякам, в отличие от декабристов (Н.А. Бестужев, М.К. Кюхельбекер, В.И. Штейнгель). И, тем не менее, некоторые из поляков серьезно занимались изучением даурской флоры и фауны, составляли гербарии, отправляли образцы растений и чучела животных в Варшавский университет и выступали коллекторами для ученых Российской академии наук (А. Валецкий, И. Пиуро, Т. Мошковский), первый из них был участником экспедиции Г.И. Радде.
     На поселении они сами осваивали сельскохозяйственные навыки у русского и аборигенных народов. Русское старожильческое население и «семейские» к тому времени имели почти двухсотлетний опыт земледелия в условиях сурового климата Забайкалья. В 30-е гг. XIX в. проводили эксперименты по акклиматизации зерновых и овощных культур на «опытных хуторах» - заимках Г.А. Шевелев в Верхнеудинском округе, в начале 1840-х гг. Т.В. Бурнашев в Нерчинске, А.И. Разгильдеев в Акше. Образцовые хозяйства имели уже тогда декабристы: Д.И. Завалишин в Чите, братья Н.А. и М.А. Бестужевы в Селенгинске, М.К. Кюхельбекер в Баргузине.
     Польские политические ссыльные середины – второй половины XIX в., находившихся на поселении на территории Республики Бурятия и Иркутской области, оставили свой значительный след во многих отраслях. Наиболее важные достижения ими были достигнуты на ниве научных исследований геологии, флоры и фауны Прибайкалья. В тоже время художественные произведения были оставлены известными польскими художниками. К их числу следует отнести Станислава Вронского, Юзефа Беркмана и Леопольда Немировского, которые написали множество картин и рисунков необычайно красивых мест Прибайкалья. 
     Первым из польских художников, кто посетил Прибайкалье и оставил замечательные рисунки этого региона, был Леопольд Немировский (1810-1883). По окончанию школы в Луцке он получил правовое образование в Виленском университете, а затем начал работу в Варшаве. В развернувшемся с конца ноября 1830 г. национально-освободительном польском восстании Л. Немировский принял активное участие и был ранен в сражении под Остроленкой. За преступную деятельность подвергся аресту и тюремному заключению в Киеве. После выхода из тюрьмы он продолжил свою деятельность, став активным членом «Содружества польского народа».
     В 1838 г. Л. Немировский был арестован и приговорен к 20 годам каторги. В Иркутск он  прибыл 29 октября 1839 г. в течении почти 17-летнего пребывания в Сибири Л. Немировский совершенствовал свой талант. По преимуществу он выполнял рисунки карандашом и акварелью, но так же писал маслом. 
     Из числа польских политических ссыльных второй половины XIX в. вышло большое количество известных исследователей и художников. После выхода на поселение многие ссыльные занялись разными по роду деятельности занятиями.
     Одним из наиболее известных польских художников Сибири второй половины XIX в. наравне с Л. Немировским является Станислав Евгеньевич Вронский. 
     С.Е. Вронский родился в Люблине. В 1854 г. окончил Люблинское уездное училище. В 1857 г. был зачислен учеником отделения живописи Варшавской художественной школы. Выбыл из нее, получив перевод на 4 курс, в конце 1860-1861 учебного года в связи с тем, что с начала 1861-1862 учебного года занятия в художественной школе были приостановлены, после чего она закрылась. 
     Принял активное участие в польском освободительном восстании 1863-1864 гг., находился в повстанческом отряде, был арестован и осужден на каторжные работы в Сибири. 
     Дворянов В.Д. в своей работе отмечает, что С. Вронский отбывал каторгу на Петровском железоплавильном заводе (ныне Петровск-Забайкальский, Забайкальский край). Затем был перемещен в д. Сивакову на р. Ингоде, позже переведен на поселение в Дарасун24.
     Уже в Забайкалье получил известность как талантливый художник. Из Дарасуна Вронский вызывался в Читу, где он выполнил ряд декоративных росписей (занавес и кулисы для любительского театра), а также несколько картин с видами забайкальской природы. 
     Живописной картиной «Вид Дарасунских минеральных вод» принял участие в «первой публичной» сельскохозяйственной и мануфактурно-ремесленной выставке, проходившей в Иркутске в октябре 1868 г. За свою картину художник был удостоен похвального листа 2-го разряда. На следующей сельскохозяйственной и мануфактурно-ремесленной выставке, состоявшейся в Иркутске в ноябре 1869 г., Вронский выставил две живописные картины (вновь «Вид Дарасунских минеральных вод» и, по всей видимости, «Иерусалимский утес у деревни Бальзиной»), а также один рисунок. В 1870 г. Вронский поселился в Иркутске, где вместе с Ю.Беркманом открыл художественную мастерскую, пользовавшуюся популярностью у иркутян. Выполняя в начале 1870-х гг. по заданию генерал–губернатора Восточной Сибири Н.П. Синельникова реставрацию «Портрета Р. Державина» кисти С. Тончи (ныне находится в ИОХМ), написал зимний вид Иркутска на фоне картины. 
     Лапшин В. отмечает, что еще по воспоминаниям Б. Дыбовского известно также, что Вронским писались декорации и занавес («представляющий великолепный вид Амура в районе, называемом «Ворота Хингана»)» в городском театре, была исполнена картина для алтаря католического костела. Давал частные уроки рисования и живописи25. 
     Как отмечает Лыхин Ю.П., с октября 1880 по ноябрь 1885 гг. преподавал «по вольному найму» рисование в Иркутском техническом училище. Как художник принимал участие в экспедициях ВСОИРГО (Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества) по Восточной Сибири, Забайкалью и Дальнему Востоку, возглавляемых ссыльными польскими учеными: зоологами Б.Дыбовским и В.Годлевским, геологами А.Чекановским и Я.Черским. Участвовал в устраивавшихся в городе выставках. Так, масляные картины и карандашные рисунки Вронского экспонировались на художественной выставке, проводившейся в губернской мужской гимназии в декабре 1880 – январе 1881 гг. 26
     Кроме того, Вронский принял «деятельное участие» в устройстве художественной выставки, состоявшейся в музее ВСОИРГО в декабре 1883 – феврале 1884 г.  На ней демонстрировались следующие картины художника: «Вечер», «Мельница в Тункинских горах», «Ночь на Чертовом озере», «Первый снег», «Пурга», а также карандашные рисунки. 26 октября 1886 г., когда в Иркутске четвертый раз праздновался «день покорения Сибири», зал, где проходило торжество, был украшен «приличными случаю сибирскими картинами, так любезно предложенные сибирским художником Вронским». Одна работа Вронского («Переправа через Утулик») показывалась на выставке, устроенной Иркутским благотворительным обществом в ноябре 1890 г. Во множестве оставшиеся в Иркутске произведения художника демонстрировались также на городской художественной выставке в апреле 1900 г., на 2-й художественной выставке в музее ВСОИРГО в апреле-мае 1910 г. и других позднейших выставках. Свои работы Вронский посылал из Сибири на художественные выставки в Варшаву, в 1880-е гг. публиковал их изображения в журнале «Нива» и издании «Живописная Россия». Со второй половины 1880-х гг. жил в Петербурге, выставлялся на академических выставках 1887 г. («Долина реки Иги-Угун в Ниловой пустыни» и «У подножия Тункинских Альп»), 1888 г. (рисунок карандашом «Река Иркут»), 1889 г.   (рисунок карандашом «Долина Хамар-Дабана») годов. За несколько лет до смерти вернулся в Варшаву, где и умер. Б.Дыбовским были написаны воспоминания о Вронском, которые вошли в книгу «О Сибири и Камчатке» и были опубликованы в 1899 г. в львовском издании   «Tydzien» («Неделя») (в 1900 г. книга Б.Дыбовского «О Сибири и Камчатке»27 на польском языке вышла во Львове отдельным изданием).
     Произведения Вронского находятся на хранении в музейных и частных коллекциях Иркутска, Красноярска, Нерчинска, в Чехии и Польше. В Иркутском областном художественном музее находятся его живописные полотна «В горах Хамар-Дабана» (1874 г.), «Хамар-Дабан» (1874 г.), «Тунка» (1876 г.), «Пурга в Тункинской долине» (выполнено совместно с Ю.Беркманом, 1877 г.), «Горный пейзаж», а также карандашные рисунки «Аршан»  (1871 г.), «Стадо овец у улуса Хабак»  (1881 г.), «Дорога по реке Ингоде» (1882 г.), «В горах Аршана» (1884 г.), «Якутское кладбище», «Скалы Вилюйских гор в Якутской области». 
     Рисунки различных рыб, исполненные Вронским, хранятся в Байкальском музее Иркутского научного центра СО РАН. Еще один его карандашный рисунок, изображающий горную речку (1886 г.), находится в экспозиции минералогического музея при Иркутском государственном техническом университете.
     Из вышеуказанного можно сделать вывод, что С. Вронский внес неоценимый вклад в развитие культуры Иркутской области и Республики Бурятия, но на данный момент изучение таких художников как С. Вронский проходит затруднительно,  так как нет доступа к фондам Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева. 
     
     1.2. Творчество Юзефа Беркмана в Восточной Сибири
     Вторым по значимости польским художником Сибири второй половины XIX в. является Юзеф Беркман.
     Ю. Беркман родился в местечке Воложин Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне районный центр в Белоруссии)28. 
     Окончил гимназию в Вильно и поступил на медицинский факультет в Москве. Однако через полгода перебрался в Санкт-Петербург, где учился на естественно-математическом отделении университета и, одновременно, посещал вечерние классы Академии художеств.
     В октябре 1861 г. был арестован за участие в панихиде по жертвам варшавских расстрелов, три месяца просидел в Петропавловской крепости. После освобождения вернулся в Вильно, где принял активное участие в печатании и распространении подпольных воззваний и патриотических песен на польском и литовском языках.
     В 1862 г. вернулся в Петербургский университет, но при известии о начале польского восстания в январе 1863 г. бросил четвертый курс юридического отделения и отправился в повстанческий отряд. В октябре того же года, тяжело раненный в битве под Рудзишками, попал в плен и был осужден на четыре года каторги. 
     В начале 1865 г. он работал в горных заводах Нерчинского горного округа. Годом позднее за намерение бежать получил еще четыре года каторги.
     Был освобожден по манифесту 1866 г. С 1870 г. находился на поселении в Иркутске, где совместно со С. Вронским открыл художественную мастерскую, пользовавшуюся популярностью у иркутян.
     Масляные работы Беркмана («Отъезд Великого князя Алексея Александровича из Иркутска» и др.) экспонировались на художественной выставке, проводившейся в губернской мужской гимназии в декабре 1880 - январе 1881 г. 
     Три картины Беркмана («Въезд Великого князя Алексея Александровича в Иркутск», «Выезд Его Высочества из Иркутска» и «Тройка») показывались на выставке, устроенной Иркутским благотворительным обществом в ноябре 1890 г. Оставшиеся в Иркутске работы художника демонстрировались также на городской художественной выставке, состоявшейся в апреле 1900 г. («На почтовых зимой»), и других позднейших выставках.
     Беркман покинул Иркутск в 1877 г., перебравшись в Нижний Новгород, в 1880 г. переехал в Либаву. С 1884 по 1894 г. жил в Варшаве, где служил счетоводом на железной дороге. После того, желая пополнить свое художественное образование, три года провел в Мюнхене. В 1900 г. вернулся на родину, жил под Варшавой, некоторое время в Вильно, отдавая много сил делу народного образования. Не прекращал и занятия творчеством. Известно, что летом 1913 г. картины Беркмана экспонировались на выставке во Львове29.
     Умер в Варшаве. Дата смерти неизвестна.
     Оставил после себя ряд картин из жизни польских ссыльных в Сибири, множество эскизов и картин с видами Иркутска. В Иркутском областном художественном музее хранится четыре работы Беркмана: «Тройка. (По московскому тракту)» (1877 г.), «Всадник с двумя лошадьми» (1877 г.),  «Пурга в Тункинской долине» (написана совместно с Вронским, 1877 г.), «Четверка» (1914г.). В собрании художественного музея Литовской республики (Вильнюс) находится полотно «Почта ссыльных на реке Ангаре» (1915г.).
     В выводе можно сказать, что Юзеф Беркман прожил яркую и насыщенную событиями жизнь. Хоть и некоторые из этих событий были драматическими. Несмотря на тяжелое пребывание в России, конкретно в Сибири, Юзеф, смог запечатлеть себя в развитии и истории сразу нескольких регионов, оставив после себя небольшое культурное наследие в виде двух картин в Художественном музее имени С. Ц. Сампилова.
     Наиболее известными польскими ссыльными художниками в Восточной Сибири во второй половине XIXв. являются С.Е. Вронский и Ю. Беркман. Каждый из них оставил богатое художественное наследие. Картины художников находятся на хранении в музеях и частных коллекциях не только России но и за рубежом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ФОНДАХ МУЗЕЕВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА.
     2.1. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
     История появления поляков в Иркутской области во многом напоминает историю декабристов. Польские ученые, художники, исследователи прибыли в Восточную Сибирь как ссыльные, участвовавшие в революционных восстаниях в Польше в начале и середине XIX в. 
     Коллекция европейского искусства XVI - начала XX вв. музея является наиболее значительной на территории Сибири. Объединяет    около трех тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В ее составе - работы крупнейших художников Западной Европы и недостаточно известных мастеров. Формирование коллекции началось в 1920 г., когда в создаваемый научный музей Иркутска стекались произведения из различных организаций, дореволюционных музеев, частных коллекций горожан30.
     Как отмечает Фатьянов А.Д., одной из первых в музей влилась картинная галерея Владимира Платоновича Сукачёва. В ее составе было несколько работ французских, голландских, австрийских, немецких художников. Из его галереи - полотно «Призвание апостолов» Н. Пуссена (в настоящее время приписывается кругу великого француза) и рисунок «Оплакивание Христа» Г. Феррари XVI в., переданный музею в 1948 г. сыном Владимира Платоновича. Из музея Народоведения (бывшего музея Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества) поступила картина «Китайцы в опиумокурильне» шведа К. Мазера, из мужской гимназии Иркутска - «Голландский пейзаж» немца Л.Ф. Хофелиха и «Концерт» француза Р. Гинкура, из Политуправления 5-й Армии - прекрасный «Портрет Христианы Юлианы фон дер Ховен» немецкого портретиста из Кенигсберга XVIII в. И.Г. Беккера. Две восхитительные картины испанского художника Хоакина Пальяреса-и-Альюстанте «Париж. Ворота Сен-Дени» и итальянца А. Прателлы «Базар в Неаполе» подарил музею иркутянин М.Я. Лейбович, приобре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%