VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Российская городская реформа второй половины ХIХ века в Беларуси

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015594
Тема: Российская городская реформа второй половины ХIХ века в Беларуси
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
     

РЕФЕРАТ
3

ВВЕДЕНИЕ
7



1
ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г. В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
11
1.1
Историко-правовые предпосылки городской реформы 1870 г.
11
1.2
Либеральные последствия городской реформы 1870 г. в России
19






2
ПРОВЕДЕНИЕ ГОРОДСКОЙ РЕФОРМЫ В БЕЛАРУСИ ПОСЛЕ 1870 г.
30
2.1
Управление белорусскими городами в дореформенный период
30
2.2
Начало реформы, ее основные направления
35
2.3
Своеобразие проведения городской реформы в Беларуси
40



3
ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В БЕЛАРУСИ
47
3.1
Органы городского самоуправления в Беларуси после городской реформы
47
3.2
Избирательный закон и организация системы выборов на белорусских землях в конце XIX века
55




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
70
     

     

РЕФЕРАТ
дипломной работы на тему:
«Российская городская реформа второй половины ХIХ века в Беларуси»
     
     Объем работы 70 страниц, 68 источников.
     Ключевые слова: ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА, ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН, ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ГОРОДСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, ГОРОДСКАЯ ДУМА, ГОРОДСКАЯ УПРАВА, ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА, ТРЕХРАЗРЯДНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ.
     Объект исследования – общественные отношения в процессе реформирования городского управления и создания органов самоуправления в Российской империи.
     Цель исследования заключается в комплексном анализе истории, правовых основ и результатов формирования и деятельности органов городского самоуправления  в России и Беларуси в результате Городской реформы 1870 г.
     Задачи исследования: 1) проанализировать историографию и источники исследования особенностей Городской реформы в Беларуси; 2) обозначить предпосылки проведения реформы; 3) охарактеризовать процесс разработки нормативной регламентации реформы; 4) выделить особенности управления белорусскими городами в дореформенный период; 5) проанализировать направления проведения реформы; 6) дать характеристику особенностей проведения реформы в Беларуси; 7) провести анализ практической деятельности органов городского самоуправления в Беларуси после реформы; 8) дать характеристику избирательного закона и организации системы выборов после реформы.
     Методологическую основу работы составили принципы историзма, объективности и ценностного подхода. Основой методологии стали также диалектический и общелогический методы. Также были применены следующие конкретные методы исследования: статистический, историко-правовой, сравнительно-правовой метод, структурно-юридический, метод анализа правовых норм, формально-юридический метод и некоторые другие. 
     Автор отмечает, что «Городовое положение» 1870 года было адекватно историческим реалиям городской жизни. Модель городского самоуправления не противоречила европейским тенденциям развития местного самоуправления. Несовершенство, усеченность модели были вариантом адаптации муниципального управления, детерминированным городской средой провинции империи.
     Реформа создала принципиально новые по своему характеру и задачам учреждения. Функции органов самоуправления претерпели существенные изменения. Государственный аппарат освободил себя от вопросов, связанных с развитием и управлением городским хозяйством, передав решение этих вопросов органам городского самоуправления.
     Современные процессы реформирования государственных структур и поиск оптимальных путей формирования институтов правового государства, развитие системы местного самоуправления вызывают необходимость дальнейшего исследования исторического опыта самоуправления в Беларуси.

РЭФЕРАТ
дыпломнай работы па тэме:
«Расійскаягарадскаярэформа другой паловы ХІХстагоддзя ў Беларусі»
     
     Аб’ём работы 70 стар., 68 крыніц.
     Ключавыя словы: ГАРАДСКАЯ РЭФОРМА, ГАРАДАВОЕ ПАЛАЖЭННЕ, ВЫБАРЧЫ ЗАКОН, ГАРАДСКОЕ КІРАВАННЕ, ГАРАДСКІ ВЫБАРЧЫ СХОД, ГАРАДСКАЯ ДУМА, ГАРАДСКАЯ ЎПРАВА, ГАРАДСКІ ГАЛАВА, ТРОХРАЗРАДНАЯ ВЫБАРЧАЯ СІСТЭМА, МАЁМАСНЫ ЦЭНЗ.
     Аб'ект даследавання – грамадскія адносіны ў працэсе рэфармавання гарадскога кіравання і стварэння органаў самакіравання ў Расійскай імперыі.
     Мэта даследавання – ў комплексным аналізе гісторыі, прававых асноў і вынікаў фармавання і дзейнасці органаў гарадскога самакіравання ў Расіі і Беларусі ў выніку Гарадской рэформы 1870 г.
     Задачы даследавання: 1) прааналізаваць гістарыяграфію і крыніцы даследавання асаблівасцяў Гарадской рэформы ў Беларусі; 2) акрэсліць перадумовы правядзення рэформы; 3) ахарактарызаваць працэс распрацоўкі нарматыўнай рэгламентацыі рэформы; 4) вылучыць асаблівасці кіравання беларускімі гарадамі ў дарэформены перыяд; 5) прааналізаваць напрамкі правядзення рэформы; 6) даць характарыстыку асаблівасцяў правядзення рэформы ў Беларусі; 7) правесці аналіз практычнай дзейнасці органаў гарадскога самакіравання ў Беларусі пасля рэформы; 8) даць характарыстыку выбарчага закона і арганізацыі сістэмы выбараў пасля рэформы.
     Метадалагічную аснову працы склалі прынцыпы гістарызму, аб'ектыўнасці і каштоўнаснага падыходу. Асновай метадалогіі сталі таксама дыялектычны і агульналагічны метады. Таксама былі ўжыты наступныя канкрэтныя метады даследавання: статыстычны, гісторыка-прававы, параўнальна-прававы метад, структурна-юрыдычны, метад аналізу прававых нормаў, фармальна-юрыдычны метад і некаторыя іншыя.
     Аўтарадзначае, што «Гарадавое палажэнне» 1870 года было адэкватнагістарычнымрэаліямгарадскогажыцця. Мадэльгарадскогасамакіравання не супярэчылаэўрапейскімтэндэнцыямразвіццямясцовагасамакіравання. Недасканаласцьмадэліможна тлумачыць тым, што яна былаварыянтамадаптацыімуніцыпальнагакіравання, дэтэрмінаванага гарадскімасяроддземправінцыіімперыі.
     Рэформастварылапрынцыповановыя па сваймухарактару і задачамустановы. Функцыіорганаўсамакіраванняатрымаліістотныязмены. Дзяржаўныапаратвызваліўсябе ад пытанняў, звязаных з развіццём і кіраваннемгарадскімгаспадаркай, перадаўшырашэннегэтыхпытанняў органам гарадскогасамакіравання.
     Сучасныя працэсы рэфармавання дзяржаўных структур і пошук аптымальных шляхоў фарміравання інстытутаў прававой дзяржавы, развіццё сістэмы мясцовага самакіравання выклікаюць неабходнасць далейшага даследавання гістарычнага вопыту самакіравання ў Беларусі.

ABSTRACT
thesis on the topic:"The Russian municipal reform of the second half 
of the XIX century in Belarus"
     
     The volume of work is 70 pages, 68 sources.
     Key words: MUNICIPAL REFORM, CITY REGULATION, ELECTION LAW, MUNICIPAL GOVERNMENT, CITY ELECTION MEETING, CITY COUNCIL, THE MAYOR, THE THREE-DIGIT ELECTORAL SYSTEM, 
A PROPERTY QUALIFICATION.
     The object of research is social relations in the process of reforming urban governance and creating institutions of self-government in the Russian Empire.
     The aim of research is a comprehensive analysis of the history, legal basis and results of the formation and activities of municipal self-government bodies in Russia and Belarus as a result of the Urban reform of 1870.
     Objectives of the study: 1) to analyze historiography and sources research of features of Urban reform in Belarus; 2) to identify preconditions for reform; 3) to describe the process of developing statutory regulation reforms; 4) to characterize the specific features of Belarusian cities in the pre-reform period; 5) to analyse the direction of reform; 6) to characterize the features of the reform in Belarus; 7) to carry out the analysis of practical activities of bodies of city self-government in Belarus after the reform; 8) to characterize the electoral law and organization of the electoral system after the reform.
     Methodological basis of the work submitted by the principles of historicism, objectivity and value approach. The basis of the methodology have also become dialectical and General logical methods. It was also used the following specific methods: statistical, historical legal method, comparative legal method, structural-legal, method of analysis of legal norms, formal legal method and some others.
     The author notes that the "city regulations" of 1870, it was adequate to the historical realities of urban life. A model of urban self-government were not contrary to European trends of development of local self-government. Imperfection, usernote model was a variant of adaptation of municipal management, the urban environment is deterministic the provinces of the Empire.
     The reform has created fundamentally new in its character and objectives of the institution. Functions of organs of self-government has undergone significant changes. The state apparatus freed itself from the issues associated with development and urban governance, handing over these issues to the local government.
     Current processes of public sector reform and the search for optimal ways of formation of institutions of legal state, the development of local governance necessitate further study of the historical experience of self-government in Belarus.

ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. Вопросы, связанные с выявлением соотношения самоуправленческих и государственных структур, их сущности и взаимодействия в процессе становления и развития государства и общества, всегда были в центре внимания правоведов и политологов.
     Социально-политическое развитие Беларуси в течении последних двадцати пяти лет выдвинуло ряд значимых проблем, среди которых вопрос о функционировании института местных органов управления. Интерес к этим проблемам вызван политическими и экономическими процессами, происходящими сегодня в белорусском обществе. Для критического анализа и учета реалий современного процесса модернизации управления в Беларусинеобходимо осмысление исторического опыта городского самоуправления. Поиск наиболее приемлемой модели местного самоуправления заставляет обращаться к истории с целью использования имеющегося опыта в современных условиях.
     Возникновение и развитие самоуправления представляет собой длительный и сложный процесс. Самоуправление является одним из элементов системы властных отношений. Как отмечают ученые, «современное развитие системы органов самоуправления невозможно без учета исторического опыта: теории самоуправления и практики ее осуществления» [60, с. 93; 65, с. 81].
     В целом актуальность анализа темы организации и правовой регламентации местного самоуправления связана не только с изучением исторического опыта. Проблема актуальна в связи с совершенствованием функционирования органов государственной власти. Активное обсуждение учеными, политиками, практиками, разработчиками законопроектов вопроса о выработке оптимальной системы органов самоуправления свидетельствует о наличии различных взглядов на роль и место органов самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти. В связи с этим возникает необходимость всестороннего, комплексного изучения данной проблемы, в том числе и в историческом аспекте.
     В Беларуси накоплен богатый опыт территориальной самоорганизации. Когда речь идет о ранних формах, мы, как правило, имеем дело с первичными, ограниченными и даже охлократическими проявлениями самоуправления. Однако в отдельных случаях формы самоуправления, просуществовавшие до 
ХV–ХVIII вв., выработали содержание, актуальное и для современных условий.
     В процессе включения белорусских территорий в состав Российской империи полномочия местного самоуправления постепенно и последовательно ограничивались. В 1830–1840 гг. в Беларуси магдебургское право было окончательно ликвидировано. Беларусь, в ХIХ в. будучи частью Российской империи, как и другие регионы, явилась ареной крупномасштабных буржуазно-демократических преобразований, одним из которых стала Городская реформа 1870 г. Развитие экономических отношений, ускорение темпов процесса урбанизации европейской части Российской империи, в том числе и белорусских губерний, явилось одной из причин реформирования системы городского самоуправления [51].
     В результате проведения реформ 60–70-х годов ХIХ в. менялась социально-политическая сущность государства. Отмена крепостного права сочеталась с рядом других реформ государственного управления. Были проведены земельная, судебная, цензурная, школьная, городская и военная реформы. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки [53, с. 240].
     В Беларуси реформа городского самоуправления начала проводиться в 
1875 г., то естьна 5 лет позже, чем вцентральных губерниях империи. В основу реформы положен буржуазный принцип всесословности выборов органов управления при имущественном цензе. Начали использовать своё право голоса все городские налогоплательщики. Избирались члены городской думы, формировавшей исполнительный орган – городскую управу во главе с городским головой. В губерниях были созданы подчиненные губернатору учреждения по городским делам.
     Таким образом, проблемы местного самоуправления, которые на протяжении многовековой истории исследовали ученые и государственные деятели, и сегодня являются весьма актуальными. Творчески воспринять и критически осмыслить весь этот пласт правовых идей чрезвычайно важно и в настоящее время при построении социального правового государства в Республике Беларусь.
     Объект исследования – общественные отношения в процессе реформирования городского управления и создания органов самоуправления в Российской империи.
     Предмет– законодательство и документальный материал, регламентирующиепорядок осуществления Городской реформы 1870 г. и особенности ее проведения  в Беларуси, а также научная литература в исследуемой области.
     Цель исследования заключается в комплексном анализе истории, правовых основ и результатов формирования и деятельности органов городского самоуправления  в России и Беларуси в результате Городской реформы 1870 г.
     Поставленная цель определила ряд задач: 1) проанализировать историографию и источники исследования особенностей Городской реформы в Беларуси; 
2) обозначить предпосылки проведения реформы; 3) охарактеризовать процесс разработки нормативной регламентации реформы; 4) выделить особенности управления белорусскими городами в дореформенный период; 5) проанализировать направления проведения реформы; 6) дать характеристику особенностей проведения реформы в Беларуси; 7) провести анализ практической деятельности органов городского самоуправления в Беларуси после реформы; 8) дать характеристику избирательного закона и организации системы выборов после реформы.
     Методы исследования. Методологическую основу дипломной работы составили такие принципы исторического познания, как принципы историзма и объективности подхода. Основой методологии стали также диалектический и общелогический методы. Также были применены следующие конкретные методы научного исследования: статистический, историко-правовой, сравнительно-правовой метод, метод анализа правовых норм, формально-юридический метод и некоторые другие.
     Анализ источников исследования. В основе работы как нормативные правовые акты, лежащие в основе Городской реформы 1870 г., так и источники специальной литературы. Нормативную базу работы составили отдельные нормы Городового положения 1870 г., а также некоторых других нормативных актов анализируемого периода, регламентирующие систему и порядок осуществления городского самоуправления в белорусских городах в составе Российской империи.
     В процессе подготовки работы использованы источники специальной литературы (монографии, научные публикации, учебники, учебные пособия, хрестоматии и др.) в области истории государства и права Беларуси и России. Особое значение для проведения исследования имели работы таких специалистов в области теории местного управления и самоуправления, истории государства и права, как  Ю.М. Алпатов, М.П. Баранова, А.В. Борисов, Г.Ю. Бурдина, В.Ю. Виноградов, А.П. Деревянко, Т.И. Довнар, Н.П. Ерошкин, А.К. Захаров, Л.Г. Захарова, И.А. Исаев, В.А. Нардова, Я.К. Новик, П.Г. Чигринов, О.И. Чистяков, 
     Среди белорусских правоведов и историков большой вклад в изучение проблемы самоуправления в белорусских городах в составе Российской империи после буржуазных реформ 1860-1870-х гг. внесли М.М. Атрушкевич, 
Г.К. Аргучинцев, А.Ф. Вишневский, Т.И. Довнар, И.И. Ковкель, И.Н. Кузнецов. 
     Подробное, комплексное историко-правовое исследование проведено в начале ХХI в. М.А. Юрочкиным, который одним из первых глубоко изучил проблему хода и особенностей реализации Городской реформы 1870 г. в белорусских городах. Выводы по результатам работы М.А. Юрочкин изложил в многочисленных научных публикациях («Городская реформа 1870 г. в белорусских губерниях Российской империи» [56]; «Мещанское самоуправление в Белоруссии во второй половине ХIХ в.» [61]; «Теоретические основы местного самоуправления : сравнительно-правовой анализ» [65], «Городская реформа и становление городского самоуправления в Беларуси во второй половине XIX – начале XX вв.» [57]; «Реформа городского самоуправления в Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ в.» [64] и др.). Все эти публикации, а также соответствующее законодательство и послужили основой дипломной работы.
     Дипломная работа включает введение, три главы с подразделами, заключение, список использованных источников. Работа выполнена на 70 страницах.

ГЛАВА1
ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г. В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

     1.1 Историко-правовые предпосылки городской реформы 1870 г.
     
     Вопросы, связанные с изучением городских реформ в России, безусловно привлекают внимание исследователей. Однако внимания особенностям их проведения на территории Беларуси уделялось крайне недостаточно. В Российской империи основным объектом исследования выступало городское самоуправление и законодательство периода V – первой половины ХIХ вв., а также вопросы, связанные с социально-экономическим развитием городов, социальным и национальным составом городского населения [5; 12].
     Вопросы реформы городского самоуправления 1870 и 1892 гг. применительно к Беларуси не получили должного освещения в исторической и правовой литературе. Существуют отдельные работы, связанные с данной темой.
     «Общественная теория» самоуправления получила в российской юридической науке широкое распространение в 60-е годы ХIХ в. Первоначально именно эта теория стала основой земской, а затем и городской реформы. Общественная теория самоуправления исходила из самостоятельности и независимости этих органов от государственной власти.
     Необходимость усиления государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления нашла отражение в «государственной теории» самоуправления. Она провозгласила тесную связь органов самоуправления с началом общегосударственного устройства и необходимостью включения их в систему государственных учреждений. К числу авторов данной теории принадлежали правоведы А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов. Некоторые вопросы этой теории были разработаны академиком В.П. Безобразовым, который сущность самоуправления определял как «управление по законам и через законы»[55, с. 3].
     Дореволюционная литература, касающаяся городского самоуправления изучаемого периода, представлена исследованиями таких авторов, как 
В.М. Гессен [20], Г. Джаншиев, К.А. Пажитнов, Г.И. Шрейдер, А.Г. Михайловский [42]. Эти работы носят достаточно критический характер. Основное внимание в них уделяется историко-правовому анализу реформ 1870 и 1892 гг.
     В начале ХХ в. в рамках буржуазно-демократических преобразований был поставлен вопрос об очередном реформировании городского самоуправления в империи. Литература, вышедшая в эти годы, носила в основном характер публицистический и прежде всего ставила задачу доказать несостоятельность Положения 1892 г., равно как и необходимость коренного реформирования городского самоуправления.
     С развитием социально-экономических отношений в начале ХХ века сноваповысился интерес к органам городского самоуправления. Это обусловило выход целого ряда научных работ, в которых были освещены различные аспекты муниципальной деятельности.
     Все же в целом дореволюционная историко-юридическая литература дает возможность представить общую картину городского самоуправления в Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ вв., однако без выделения соответствующей специфики городов белорусских губерний.
     Историография советского периода по исследуемой проблеме незначительна. Ряд работ, вышедших в 30-40-е годы, носил преимущественно популяризаторский характер. В послевоенный период появились научные исследования, связанные с темой настоящего исследования. В монографии П.А. Зайончковского получила освещение тема подготовки городской контрреформы 
1892 г. Городскому самоуправлению 60-х – начала 90-х годов ХIХ века посвятила серьезные и глубокие исследования В.А. Нардова. В этих исследованиях автор рассмотрела вопросы подготовки и проведения Городских реформ 1870 и 1892 гг., политику правительства в отношении городского самоуправления, основные направления деятельности органов самоуправления в России [44; 45].
     Работы белорусских исследователей в анализируемой области до недавнего времени оставались незначительными. С.М. Самбук рассмотрела вопрос городской реформы в связи с ограничительной политикой царизма. В.П. Слобожанин, изучая природу земского самоуправления, сделал существенные выводы по вопросам проведения реформы самоуправления, взаимоотношений органов государственного управления и городского самоуправления. Однако он не раскрывал особенностей, специфики проведения городских реформ в Беларуси в исследуемый период, этим автором не изучены вопросы деятельности органов городского самоуправления. З.В. Шибеко изучил вопрос деятельности органов городского самоуправления Минска в указанный период.
     В современный период научной разработки вопроса А.М. Лютый дает характеристику городской реформы 1870 г., городской думы, управы. М.О. Бич затрагивает вопросы городской реформы 1870 г. Отдельные вопросы по теме исследования рассмотрены известным юристом И.А. Юхо. З.В. Шибеко также делает замечания по мещанскому самоуправлению [68].
     Интерес к данной проблеме повышается с конца 80-х годов ХХ в. В современной российской историографии есть ряд исследований, в которых содержится материал, касающийся вопросов эволюции местного самоуправления в России и за рубежом (Л.Е. Лаптевой, А.Ю. Шутова, И.И. Овчинникова и др.).
     Есть интересные комплексные исследования вопросов местного самоуправления в городах Украины и Польши.
     Современная историография белорусских авторов по теме работы пополнилась глубокими комплексными исследованиями М.А. Юрочкина [56; 57; 64].
     Таким образом, городская реформа и становление городского самоуправления в Беларуси во второй половине ХIХ в. долго не являлась предметом специального пристального изучения. В настоящее время есть необходимость в комплексном, тщательном, глубоко научном изучении особенностей и результатов Городской реформы 1870 г. именно в белорусских городах.
     
     ВтораяполовинаХIХв.занимаетособоеместовисториине только России, но такжеиБеларуси, которая входила тогда в составРоссийскойимперии.Вэтотпериодпередвсей Российскойимпериейвсталапроблемасоциально-экономическойреформы,котораямоглабыизменитьобщественныйстрой в 
государстве.Изменениябылижизненнонеобходимы.Крымскаявойна, которую  Россия проиграла,выявиламногочисленныевнутренниепроблемыроссийского государства.Сталаочевидна необходимостьполногопереустройствабольшинствагосударственныхинститутов.СсерединыXIXвекастановилосьвсеболеепонятным,чтобезпривлеченияобщественныхсилРоссийскаяимпериянесможетдалее успешноразвиватьсявсоциально-экономическойсфере[1].
     Реформы второй половиныXIXвека 60–70-х годов сыграли решающую роль в развитии страны и выходе из политического кризиса. Организатором реформ выступал император Александр II.
     Безусловно, что отмена крепостного права была центральной, базовой среди этих реформ. Ход всех предшествующих событий подвел страну к вынужденному разрушению феодально-крепостнической системы. Однако и другие буржуазно-либеральные реформы имели огромное значение.В их числе земская и городская реформы 1864 и 1870 года, при этом земская реформа была основой для городской.
     Земская реформа внедрила новые органы местного самоуправления – уездные и городские земства, состоящие из выборных представителей всех сословий. Распорядительными органами выступали уездные и губернские собрания, а исполнительными - уездные и губернские управы. Имущественный ценз выступал исключительным условием избирательного права. Деятельность земсв способствовала промышленному развитию страны, несмотря на то, что спектр задач, которые разрешали земства, ограничивался хозяйственными делами. А также работа в земствах играла роль в формировании гражданского сознания. Служащие земст оказывали помощь в распространениизнаний агрономии в деревнях, строениибольниц, школ, дорог, развитию местной промышленности.
     Городская реформа закрепляла систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу.
     Буржуазный, продолжавшийся с 1861 по 1892 годы, период по своей сути пореформенный, характеризуется как процесс роста крупных торгово-промышленных индустриальных центров. Возрастанию роли городов как в экономической, так и в общественно-политческой жизни государства способствовали изменения в социальной стратификации городского населения. Это, в свою очередь, приводило к усложнению процессов их жизнедеятельности и управления. 
     Тем временемвполитикероссийского правительства,сущностькоторойсостоитвприспособлениикбуржуазномуразвитию,заметноеместоначинаютзаниматьвопросы,связанныесреформированиемвнутреннегогородскогоуправленияиоптимизацией ведениямуниципальногохозяйства.Сэтойцельюправительствомвследзакрестьянской,военной,судебнойиземскойреформамибылапровозглашенаигородская,котораявисторическойи историко-правовой наукеполучиланазваниеГородскойреформы1870года[13,с.15].
     В целом на внутреннюю политику Российской империи во второй половине XIX в. оказывали влияние следующие факторы:
     1)поступательное развитие экономики страны;
     2)существенные изменения в социальной структуре, в том числе появление новых социальных слоев;
     3)мощный подъем общественного движения [24, с. 196].
     Главной целью внутренней политики российского правительства являлось приведение экономической и политической системы государства в соответствие с потребностями времени при безусловном сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.
     В итоге 60–70-е гг. XIX в. стали временем коренных преобразований, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:
     1)социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права);
     2)политические реформы (повлекли изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы);
     3)реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).
     
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что толчком к преобразованиям послужили:
     1) проигранная Крымская война, продемонстрировавшая полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I;
     2)потеря империей авторитета у передовых европейских держав ипопадание в международную изоляцию;
     3)Крымская война и смерть Николая I привели к активизации оппозиционной деятельности либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
     С воцарением Александра II наступила своего рода «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации царь дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830–1831 гг., петрашевцам, приостановил на три года рекрутские наборы, списал недоимки.
     В1856 г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений.В начале1857 г. был учрежден новый Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.
     ДокрестьянскойреформыРоссийскаяимпериябыла типичнойфеодальноймонархией.Поэтому можно утверждать, что именно отменакрепостногоправаположиланачаловсем буржуазнымреформамвРоссии:судебнойреформе,реформеместногоигородскогосамоуправления,изменениямвобластипросвещения.
     Нельзя не согласиться с тем, что «освобождениекрепостныхпроизвелостольглубокоеизменениевсоциальномстроеРоссии,чтодальнейшеесохранениестаройсистемыместногосамоуправления,покоторойоднолишьдворянскоесословиедолжнобылоучаствоватьвместе справительствомвведенииместныхдел,иразрешениигражданскихиуголовныхпроцессовсталоневозможным»[16].Необходимобылоприспособитьорганывластикновымусловиям,выйтинапутькапиталистическогоразвития, модернизировать не только систему управления страной, но и всю систему общественных отношений.
     Но в то же время, признавая необходимость назревших реформ, самодержавиенедопускалоимыслиобограниченииверховнойвласти,овведенииконституциивРоссии.Однакодлятогочтобыуспокоитьобщественноемнение,правительствопошлонауступкувделахместногоуправления.
     Всистеме местного управления,действовавшейранее,органахобщественногосамоуправления,учрежденныхЖалованнойграмотойдворянству1785 годаиадминистративныхорганов,созданныхвсоответствиисУчреждениямидляуправленийгуберний1775года,небыломестакрестьянскомунаселению.КкрестьянскойреформеРоссийская империи в целом, да и Беларусь в частности,подошлискрайнеотсталымизапущеннымместнымхозяйством.Послекрестьянскойреформы, в результате ее реализации,возникланеобходимостьпривлечениякрестьянкместномусамоуправлению [11, с. 214].
     Отом,вчемконкретно заключалисьособенностисамоуправлениявБеларусиванализируемыйпериод,будетрассказанововторойглавенастоящего исследования.Здесьжеостановимсянаанализетехмоментов,которыепривелироссийскоегосударствокреформам,аруководствостраны–косознаниюихнеобходимости.
     Итак, стогомомента,каквсеклассыбылиодинаководопущеныкприобретениюземли,всякаяразницамеждутакназываемыминаселеннымииненаселеннымиимениями–тоестьзанятымикрепостнымиинеимеющимитаковых,исчезла,образовалосьновоесоциальноеподразделение–земельныхсобственников[28].Новыйкласснаселения,подвлияниемидей,распространявшихсявЕвропе,былзаинтересованвхорошемуправленииместнымиделами,хотелбытьинтегрированвполитическуюжизньобщества.Реформа1861г.изменилаэкономическуюформустраны,поэтомудолжныбыли обязательноменятьсяполитическиеиправовыеучреждения.
     Следует отметить:деятельностьгородскогосамоуправления,какважнейшейсоставляющейсистемыместногоуправлениявРоссийскойимперии,являетсясамостоятельнойнаучнойпроблемойвроссийской и белорусской истории.«Жалованная грамота Екатерины II», изданная еще в 1785 году, являласьосновнымзаконодательнымдокументом,регулировавшимустройствогородскогоуправлениявплотьдо70-хгодовХIХстолетия.С течением времени некоторыеееположенияпретерпелизначительныеизменения,но не смотря на этоформальнопродолжалисуществоватькакдействующиеноры.Результатом такого положения дел стало несоответствие городскогозаконодательствауровнюсоциально-экономическогоразвитиягородов, что становилосьсерьезнымпрепятствиемвведениигородскогохозяйства
наместах.
     Реформы60-70годовне зря называют«эпохойВеликихреформ».В частности, сгородскойреформы1870годаначалсяновыйэтапмуниципальногоразвития.ПрогрессивнымявлениемисторическогоразвитияРоссиивXIXвеке являлась городская реформа.Напротяжениидлительногопериода(совторойполовиныXIXвекавплотьдо1917года)общественныеуправлениягородовРоссииспособствовалисоциально-экономическомуикультурномуростугородов. Онибылибазойразвитиянеобходимыхэлементовгородскойжизни[36,с.3].
     Вместестемобъектомвнимания и критикиизвестныхюристов,публицистовтоговремени[20], стала городская реформа 1870 года. Онавызывалаксебеинтерессерьезныхученыхсоветскоговремени[45].Оназаставляетзаниматьсяпоискомисторическойправдыивыработкой объективной оценки современныхисследователей[3;9;14;27].
     Известно, чтосреди представителей различных напрвлений общественно- политической мысли текст«Городовогоположения»1870г.сталпредметомобсуждения.Дляконсерваторов(К.П.Победоносцева,Д.А.Мещерского,М.К.Каткова)«Городовоеположение»выступала очереднойакциейподрывамонаршейвласти.Длянихнеприемлемоналичиесвободныхвыборов,независимыхотправительственнойадминистрации,отказотсословногофундаментаипереходкимущественномуцензу»[44,с.168].Инымисловами,«новыймуниципальныйзакон–этослишкоммногодляРоссиивторойполовиныXIXвека»[35,с.6].
     ИзвестныелибералыА.А.Головачев,С.Н.Южаков,И.И.Дитятин,
К.А.Пажитнов,А.А.Кизеветтер,А.Михайловский,В.М.Гессенподвергаликритике«Городовоеположение»запрямопротивоположное–отступлениеотлиберальных,демократическихпринципов.Иначеговоря,вихпредставленииреформа1870года–этослишкоммалодляРоссии.Дискуссиярельефнообозначилакругнаиболееспорных,уязвимыхпозицийгородскойреформы:
     1) обновление избирательногозаконодательства, формирование нового порядка выборов в органы местного самоуправления;
     2) положениеоргановсамоуправлениявсистемегубернской
администрации;
     3)противоречия в определении статусагородскогоголовы.
     ВзглядылибераловвторойполовиныXIX–началаXXвековнанедостаткигородскойреформыпостепенно перешли такжеивсоветскуюисторическуюнауку,которая,признаваяпрогрессивныйхарактернововведения,всегдатолькослегкажурилаеезаотступлениеот«буржуазных»принципов.Внаучныхисследованияхисегодня(какиболее100летназад)называютвкачествеаксиомытежеосновные«шероховатости»городовогоположения [35, с. 8].
     Любойправовойдокумент–этовсегдаотражениесоциальнойдействительности,поэтому,когдаменяетсядействительность,меняетсяизаконодательство.К необходимости создания более гибкой, современной модели муниципального управленияпривела урбанизацияимпериивовторойполовинеXIXвека.Ответнавопросотом,насколько«Городовоеположение»1870годаявлялосьудобной(ниузкой,ниширокой,нитесной)формой,возможентолькоприусловииобращениякконкретномуисторическомуматериалу.
     Городскаяреформапосвоимцелямизадачамбылатесносвязанасземскойреформой – это являетсяважным моментом является то.Городовое положение 1870 года стало дополнением именно к земской реформе во многом. Подготовкагородскойреформыпроходилавусловияхизмененияправительственногокурсавсторонуболееконсервативныхметодовуправления.Поэтойпричинепроектгородской реформынеоднократноизменялся,причем именновсторонуограниченияправгородскогосамоуправления.
     Поположениюгородскоеобщественноеуправлениедолжнобылосостоятьиз:
     1)городскихизбирательныхсобраний;
     2)городскойдумы;
     3)городскойуправы.
     Сферагородскогосамоуправлениявпределахгородастановиласьдостаточнообширной.Всоответствиисновойреформойшестигласнуюгородскуюдуму,котораяисходилаизсословногопринципа,заменялавсесословнаядума.Ещедоэтогоограниченноегородскоесамоуправлениебыловведенов1846годувСанкт-Петербурге,ав1862году–вМоскве.
     По новому закону в 509 городах России вводились: 
     - городские избирательные собрания;
     - городские думы – новые бессословные органы городского самоуправления;
     - городские у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44