- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Народные игры как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011060 |
Тема: | Народные игры как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения |
Содержание
34 МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВАЯРАБОТА Подисциплине«Педагогика» натему:«Народныеигрыкаксредствоформированияудошкольниковпозитивныхформобщения» Выполнил(а):студентка 2 курса ДО4 Тонгак Саглан Александровна Научныйруководитель:к.п.н., доцент Мунзук Тамара Тонгаковна Кызыл2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР 7 1.1 Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема 7 1.2. Теория и идея народных игр в отечественной педагогике 11 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАРОДНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 18 2.1 Проблема развития народной игры в педагогической теории и практике 18 2.2. Народная игра как средство обучения 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ВВЕДЕНИЕ Актуальностьисследования.Коммуникативныеспособности,умениеконтактироватьсокружающимилюдьми–необходимаясоставляющаясамореализациичеловека,егоуспешностивразличныхвидахдеятельности,расположенностикнемуокружающихлюдей.Формированиеэтихспособностей–важноеусловиенормальногопсихическогоразвитияребенка,атакжеоднаизосновныхзадачподготовкиегокдальнейшейжизни. Наважностьформированияуменияобщаться,вдошкольномвозрастевособенности,указываютмногочисленныеисследования(Е.В.Бондаревская[1],Т.А.Репина[2],Е.О.Смирнова[3]). Впоследнеевремяпедагогииродителивсечащестревогойотмечают,чтомногиедошкольникииспытываютсерьезныетрудностивобщениисосверстниками,это,какправило,выражаетсявнеумениинаходитьподходкпартнерупообщению,поддерживатьиразвиватьустановленныйконтакт,согласовыватьсвоидействиявпроцесселюбойдеятельности,адекватнореагироватьивыражатьсвоюсимпатиюкконкретномуребенку,отмечаютсясложностивумениисопереживатьвпечалиирадоватьсяуспехудругогочеловека. Считаю,чтоумениеобщаться,строитьиподдерживатьдружескиевзаимоотношенияивзаимодействовать,сотрудничатьисосуществоватьслюдьми,вцелом,этонеобходимыесоставляющиеполноценноразвитойисамореализованнойличности,этозалогуспешногопсихическогоздоровьячеловека. Потребностьвобщениидругсдругомуребенкавозникаетужена3годуегожизни.КакпоказываютисследованияШипицынойЛ.М.,ранниеформыобщениявомногомопределяютихдальнейшееразвитиеивлияютналичностьчеловека,наегоотношениекокружающимлюдям,ксебе,кмиру.Еслиуребенканедостаточносформированаспособностькобщениювдетстве,товдальнейшемунегомогутвозникнутьмежличностныеивнутриличностныеконфликты,которыеувзрослогочеловекаразрешитьоченьсложно,аиногдаиневозможно. Таккакисследованияотечественныхпсихологов(ЛеонтьеваАН,ЭльконинаД.Б.ит.д.)показали,чторазвитиеребенкапроисходитвовсехвидахдеятельности,но,преждевсего,вигре. Ведьименнодлядетейдошкольноговозраставедущимвидомдеятельностиявляетсяигра.Сущностьигрыкакведущеговидадеятельностизаключаетсявтом,чтодетиотражаютвнейразличныестороныжизни,особенностивзаимоотношенийвзрослых,уточняютсвоизнанияобокружающейдействительности.Игра-есть,своегорода,средствопознанияребенкомдействительности. Вигреребенокучитьсяподчинятьсвоеповедениеправиламигры,познаетправилаобщенияслюдьми,развиваетсвоиумственныеспособности,познавательныеинтересы,приобретаетнавыкиобщения.Педагогамиродителямособенноважноосознать,какогородаигры,занятияиситуацииспособныподтолкнутьмалышакобщениюикакойвкладвегоречевоеразвитиевноситихсобственнаяречь.Такимииграмимогутявлятьсянародные. Всвязисэтим,выбраннаямнойработытема,приобретаетособуюактуальность. Цельюработыявляетсяизучениевозможностейнароднойигрыкаксредстваформированиянавыковпозитивногообщениядетейдошкольноговозраста.Длядостиженияпоставленнойцелинеобходиморешитьследующиезадачи: 1.Посредствоманализалитературырассмотретьтеоретическийаспектформированиянавыковобщениядошкольников:датьпонятиеобщения,обозначитьособенностиобщениядетейдошкольноговозраста; 2.Выявитьрольигровыхметодоввформированиинавыковобщения; 3.Рассмотретьпроблемуразвитиянароднойигрывпедагогикеиособенностипримененияданныхигрвформированиинавыковобщениядетейдошкольноговозраста; 4.Проанализироватьобразовательныепрограммыдлядошкольныхучреждений,реализующиезадачиформированиянавыковобщения. Объектомисследованияявляетсяразвитиеобщенияудошкольника. Предметом:народнаяигракаксредствоформированиянавыковобщения. Историографияисследования.Народныеигрысобиралисьиописывалисьфольклористамииэтнографами(В.И.Даль,Е.А.Покровский,В.П.Шейн,идр.).ПедагогическимотборомипропагандойнародныхигркаксредстввоспитаниязанималисьИ.Я.Герд[4],А.И.Сорокина[5],идр. Всовременнойотечественнойизарубежнойпсихологииразвиваетсяновоенаправлениеиспользованияигры-игротерапия. Теоретическаяосноваисследования:методическиеинаучныеисследованияпредметно-игровойсредыЛ.С.Выготского[6],М.И.Лисиной[7],С.Л.Рубинштейна[8],идругих,концептуальныеположенияорганизациидетскихигрА.Н.Леонтьева[9],Д.В.Менджерицко[10],Д.Б.Эльконина[11]идругих. НемецкийпедагогФ.Фребель[12]рассматривалигрукаксредствообученияивоспитаниямаленькихдетей.Играиучение,творчествоипознаниеобразуютвегосистемеодноцелоеивключенывединуюдеятельность.Признаваяведущеезначениеигрывразвитииребенка,онвнессущественныеизменениявбытовавшиедетскиеигрыиразработалсвоиавторскиеигры.Материаломдлядетскихигр(илиигрушками)уФребелясталиненарядныекуклыилисолдатикисружьямиибарабанами,аввысшейстепенипростыеинедорогиепредметы,закоторымидаженевсегданужноидтивмагазин:мячики,кубики,кускидерева,бумага,глина,лучинки,спичкиидр. Теоретическимфундаментомисследованийвобластиразвитияречидошкольниковявляютсяпредставленияозакономерностяхречевогоразвитиядетейдошкольноговозраста,выдвинутыевтрудахЛ.С.Выготского,А.А.Леонтьева,Д.Б.Эльконина. Структураработыобусловленалогикойисследованияисостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованныхисточниковилитературы. ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВСРЕДСТВАМИНАРОДНЫХИГР 1.1Воспитаниедошкольниковсредстваминародныхигркакпедагогическаяпроблема Народнаяигра-играреализующеесянапринципахдобровольности,спонтанностиприособыхусловияхДоговоренности,популярнаяиширокораспространеннаявданныйисторическиймоментразвитияобществаиотражающегоегоособенности,претерпевающаяизмененияподразличнымивлияниями:социально-политическим,экономическим,национальным.Народнаяигра,являясьфеноменомнароднойкультуры,можетслужитьоднимизсредствприобщениядетейкнароднымтрадициям,что,всвоюочередьпредставляетважнейшийаспектвоспитаниядуховности,формированиясистемыобщечеловеческихценностей;всовременнойситуацииобщественногоразвитияобращениекнароднымистокам,кпрошломуявляетсявесьмасвоевременным.[13,с.153] Народнаяиграспособствуетвыработкенужныхморальныхкачестввсегдавсоединениискачествами,относящимисякфизической,умственной,трудовойидругимисторонамикультуры. Самыеразнообразныеигрымогутбытьиспользованыдляформированиякультурыобщенияудетейдошкольноговозраста.Такимобразом,включаянароднуюигрувучебно-воспитательныйпроцесс,педагогненавязчиво,целенаправленновводитдетейвмирнароднойкультуры,обучаядетейкультуреобщения.[14,с.253] Народнаяигра–однаизтропинок,ведущихвглубь.Онатесносвязанасисториейчеловечестваинаходитсявпостоянномразвитиииобновлении. Поэтомуигразанимаеттакоеважноеместововсейдеятельностичеловека. Народнаяиграформироваласькакодноизсредствфункционированияобщества:играиигрушкиотносятсякинтереснымявлениямчеловеческойкультуры,таккакотражаютэтническийменталитет. Вфилософском,социологическом,психологическом,педагогическомсловаряхиэнциклопедии«игра»,«детскиеигры»,определяютсякак[15,с.59]: –одинизвидовдеятельностичеловекаиживотных.Вживотноммиреигра–формажизнедеятельностимолодыхживотных,возникающаянаопределённойступениэволюционногоразвития; –формадеятельностивусловныхситуациях,направленнаянавоссозданиеиусвоениеобщественногоопыта,фиксированноговсоциально-закрепленныхспособахосуществленияпредметныхдействийвпредметахнаукиикультуры; –историческивозникшийвидобщественнойпрактики,вкоторойвоспроизводятсянормычеловеческойжизниидеятельности,интеллектуальное,эмоциональноеинравственноеразвитиеличности; –виддеятельностидетей,заключающийсяввоспроизведениидействийвзрослыхиотношениймеждунимиинаправленныйнаориентировкуипознаниепредметнойисоциальнойдействительности. Опедагогическомзначенииивоспитательныхвозможностяхигрвцеломивнароднойпедагогике,вчастности,немалоплодотворныхидейвыдвинутопедагогамиипсихологамиразныхвремёнинародов,дальнегоиближнегозарубежья.Теперьподробнееостановимсянаних. Заслуживаютвниманияидеиигровыхзанятийчешскогопедагога,родоначальникапедагогическойнаукиЯ.А.Каменского[16,с.122].Например,вкачествесредствадляразумногоотдыхаЯ.А.Каменскийпредлагаетпрактиковатьтакиеигры,впроцессахкоторыхучащиесяовладевалибызнаниямииумениямиизобластиремесел,хозяйства,политики,военногодела,атакжеигры,соединённыесэкскурсиямивживуюприродудлясобиранияполезныхтрав. ДляпоощренияучащихсяЯ.А.Каменскийпредлагаетнаиболееуспевающихнаграждатьзваниямидоктораиликандидатанаук. Ввоеннойигренаиболееуспевающиеучащиесямогутполучитьзваниеполководца,трибуна,капитана,знаменосца,ввопросахполитических–царя,вождя,советника,канцлера,послаипрочие. Каквидим,Я.А.Каменскийвысокооцениваетобразовательные,диагностические,воспитательныевозможностидетскихигр.Подобныеигры,помнениюЯ.А.Коменскогоприводятксерьёзнымрезультатам.МыслиЯ.А.Каменскогооказалисущественноевлияниенатеориюигр. ФранцузскиймыслительифилософЖ.Ж.Руссо[17,с.48]рассматривалдетскиеигрыкакформуобучения.Поегословам«занимаетсялиребёнокилизабавляется,тоидругоедлянего–всёравно;игры–егосутьзанятия,ионнечувствуетразницымеждуэтим.Вовсякомделеонвысказываетинтерес,которыйвозбуждаетулыбкуисвободу,котораятакнравится,обнаруживаяодновременноискладсвоегоума,икругсвоихпознаний. ВоспитательныевозможностиигрвсвоёвремянеоднократноподчёркивалшвейцарскийпедагогИ.Г.Песталоцци.Всвоейпрактикеончастоиспользовалигрыкаксредствоповышенияэффективностипроцессаобученияифизическогоразвития.Участвуявдетскихиграхиразвлечениях,вносявнихоживлениеивеселье,поройонсамстановилсяребячливым. Поегословам,«…правильнопоставленноеобучение,основанноенаразвитиидетскойсамодеятельности,неможетвызватьпереутомление,вособенности,еслиобеспеченопланомерноечередованиеумственнойработысотдыхом,гимнастикойиспортом»[18,с.99]. ОднаковпервыеиграбылавключенавобщуюпедагогическуюсистемувоспитанияребёнкавтрудахФ.Фребеля–выдающегосянемецкогопедагогапервойполовиныXIXв.,создавшегообразовательноеучреждениеновоготипамаленькихдетей.ИгруФ.Фребельпредлагаетиспользоватьвкачестве«развивающе-образовательного»средствадлямаленькихдетей. Ф.Фребельчрезвычайномногосделалдляразвитияпрактическойпедагогикиигры.Имсозданпрекрасныйнаборигровогоматериаладлядетейраннеговозраста(которыйисейчас,безусловно,представляетинтересдляпедагогов),разработаныприёмыповеденияпервоначальных«полезных»(сюжетных)игр,построенныхнаиспользованиипредметов–заместителей,системазанятийдлястаршихдошкольников,предложенцелыйрядхороводных,подвижныхигр,подобранамузыкаистихотворныетекстыкним. ВсистемеФ.Фребеляигра(разныееёвиды)являлосьцентральномсредствомвоспитаниядошкольника,таккакинтегрироваласобственнуюактивностьребёнка(самодеятельность)свнешниммиром. Во-первых,этоидеягармоничногоразвитияребёнка:игра–деятельность,дающаявозможностьразвитьсятворческомуначалуребёнка,онанесвязываетсясузкимипедагогическимиутилитарнымицелями.Во-вторых,этодиалектическоепониманиеигрыкакобъективациивнутреннегомираребёнкачерезеговнешнююдеятельность,топриводиткпознаниюмираисамогосебяиизменениювнутреннегомира(т.е.игракакединствовнутреннейактивностиребёнкаивнешнегомира).В-третьих,играобъединяетдуховную(эмоциональную)жизньребёнкаивзрослого;значениедействийиречивзрослого;значениедействийиречивзрослогодляпоявленияиразвитиясамодеятельнойигрыребёнкаособенноважновраннемвозрасте,нотеряетсяидляболеестаршихдетей.В-четвёртых,вигререализуетсяпринципсистематичности,преемственности,последовательногоусложнениясамогопредметногоматериала,накоторомиграетребёнок(отражениевнемпринципаусложнениясамойжизни).В-пятых,указываетнанеобходимостьсогласованныхдействийвоспитательницдетскогосада,ивзрослыхвсемье,которыесоздаютсоответствующийдухигры,поддерживаютеговребёнке,идеяоспециальномвоспитании,подготовкисамих«садовниц»ипросвещенияматерей. 1.2.Теорияиидеянародныхигрвотечественнойпедагогике Создаваятеориюигры,отечественнаяпедагогикаподверглакритикемногиеидеалистическиетеории.БольшоевлияниенапедагогикуоказалабиологическаятеорияигрынемецкогопсихологаКарлаГроса[19,с.65],авторадвухкапитальныхтрудов«Игрыживотных»и«Игрылюдей». Плехановкритиковалэтутеориюзато,чтоонаподходиткигретолькосбиологическойточкизренияигнорируясоциальнуюсущностьчеловеческойдеятельности.ТеорияГросаназванабиологической,т.к.онадоказываетзначениеигрыдлясовершенствованиявидоввысшихживотных,втомчислечеловека,чевышеживотное,темреальнее. Содержаниеигрсэтойточкизренияопределяетсяневлияниямиокружающейсредыжизнивоспитания,апробуждениемтехилииныхинстинктов,поэтомуигра–«средствонепреднамеренногосамовоспитания».Гроснесоглашаетсястем,чтоигра–подражаниесерьёзнойдеятельности,т.е.отражениежизни. АмериканскийпсихологСтеллиХелл,применяябиологическийпринципкпсихологическомуразвитиючеловека,утверждает,чторебёнокпроходитстадииразвитияпредшествующихпоколений. Вигребудтобыпроявляется«расовоебессознательное»,выявляютсяи«изживаются»инстинкты,ужененужныесовременномучеловеку.Ребёнокдолженпережитьих,чтобыотнихотделатьсяиподнятьсянавысокуюступень(поведениемалыша–лазаетнадеревья,разоряетптичьигнёзда,играетвсолдат,жестокоизбиваеттоварищей,естественнаинеизбежнастадиядикости).Чембольшеегоинстинктынуждаютсявупражненииидополнении,темдлительнеепериодыигр,которыеслужатсредствомтакогоупражнения,т.е.подготовкикбудущейжизни. Детстворебёнкуданодлятого,чтобыиграть,утверждаетГреос.МысльГреосаобольшомзначенииигрыдляподготовкикбудущейжизниправильна,нопонимаетонэтозначениеограничено,толькокаксовершенствованиеунаследованныхреакций.Так,известныйфранцузскийпсихологА.Валлеп[13]утверждает,чтоиграсоциальнапосвоейсущности,сеёпомощьюребёноковладеваетмиромокружающихпредметов,социальныхотношений.Наличиеразличныхвзглядовиконцепцийнапедагогическийпотенциалигровойдеятельностисвидетельствуетобактуальностиданнойпроблемы. Вразработкутеориидетскихигрсущественныйвкладвнеслитакиепсихологи,какЛ.С.Выготский,А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконинидр. Вихтрудахиграрассматривается,какспецифическаядеятельностьдетей,социальнаяпосвоемупроисхождениюисодержанию,являющаясяпродуктомисторическогоразвитияобществаивыполняющаяфункцииприобщенияребёнкаккультуре. Тезисосоциальнойприродедетскойигры,понимаемойкакособоекультурноеобразование,выработанноеобществомвходеегоисторическогоразвития,исчерпывающепредставленвработахД.Б.Эльконина[20,с.66]. Д.Б.Элькониннаосновеисторико-этнографическихописанийигрыдетейразличныхкультурпоказал,чтоиграпоявляетсянаопределённомэтаперазвитияобщества,являясьпервоначальнодетскойимитациейдеятельностивзрослых,реализующейстремлениедетейучаствоватьвжизнивзрослых,тогдакакусложняющаясяструктурапроизводственнойдеятельностивзрослыхнепозволяетребёнкунепосредственнобытьвнеёвключённым.«…По-видимому,играпреждепоявиласькакдеятельностьвзрослых,замечающаяиизображающаяреальныйтрудовойпроцесс.Произошлоэтонараннихэтапахстановлениячеловеческогообщества,когдадействительноеизображениебылонаиболеедоступнымчеловекусредствомобщения.Такоедействительноеизображениереальностиполучиловдальнейшемфункциимагическихритуалов,обрядов,приносящихудачу. Детивтягивалиськаквсампроцесструда,такивпроцесссовершенияобрядовиритуалов.Помереусложненияпроизводственноготрудаонимогливключатьсятольковобрядовуюсторонуего,воссоздающуюсмыслтрудовойдеятельностииотношенийвнейвзрослых»,–говорилон. Д.Б.Эльконинтакжевыделяетэтапыразвитияпсихологическогосодержанияигры.Дотрехлетуребенкаскладываютсяосновныепредпосылкиролевыхигр–обобщениедействийиотделениеихотпредмета,сравнениесвоихдействийсдействиямивзрослого,называниесебяименемвзрослого. Развитиесобственноролевойигрывключаетвсебядвестадии.Напервойстадии(3–5лет),–писалД.Б.Эльконин,–основнымсодержаниемигрыявляютсясоциальныепосвоейнаправленностипредметныедействия,соотносимыеслогикойреальныхдействий,навторой(5–7лет)–социальныеотношениямеждулюдьмииобщественныйсмыслихдеятельности,соотносимыесреальнымиотношениямимеждулюдьми. СусложнениемсодержанияролиД.Б.Эльконинсвязываетипереходдетейксовместнойигревоссозданияобщественно–функциональныхотношенийвзрослыхтребуетобъединенияввиденесколькихучастников.Дальнейшаятенденцияразвитияигры,поД.Б.Эльконину,заключаетсяввычлененииребенкомправилизадаччеловеческойдеятельности,содержащихсявскрытомвидевролевыхдействияхиотношенияхипереходеотразвернутойролевойигрыкигресправилами. ВыделениеосновныхфункцийдетскойигрыпозволилоЛ.С.Выготскомувыдвинутьоченьважноеположение,чтоиграявляетсяхотяипреобладающим,ноневедущимтипомдеятельностивдошкольномвозрасте.Играсодержитвсебевсетенденцииразвития,онаисточникразвитияисоздаетзоныближайшегоразвития;заигройстоятизмененияпотребностейиизмененияобщегохарактера. А.Н.Леонтьев[21,с.122]продолжилтеоретическуюразработкувопросаозначенииигрывпсихическомразвитииребенка.Игройонназывалдеятельность,впроцессекоторойлежитмотив. Идеиученых–просветителей,педагогов,психологов.Народныеигрыявляютсятрадиционнымсредствомнароднойпедагогики.Издревлевиграхотражалсяобразжизнилюдей,ихбыт,труд,национальныеустои,представленияочести,смелости,мужестве,желаниеобладатьсилой,ловкостью,выносливостью,быстротойикрасотойдвижений,проявлятьсмекалку,выдержку,творческуювыдумку,находчивость,волюистремлениекпобеде. Первым,собравшимбольшоеколичествонародныхигр,высокооценившимихвоспитательно-развивающеезначениеивысказавшимценныепедагогическиемысли,былэтнографА.А.Диваев[22,с.256].Онписалостимулирующейролиигр,вооружавшихдетскиечувстваяркимивпечатлениямиобокружающейдействительности,–началупознавательногопроцесса. Необходимостьиспользованиянародныхигрвобразовательно–воспитательныхцеляхнеоднократноподчеркивалиученыеН.Кульжанова,М.Тумабаевидр.[23,с.144] ЕслиН.Кульжановаговорила,что«…игра,бег,прыжки,разговорисмехдетей,чемумычастонепридаемзначения,являютсясамымнеобходимымделомдляихразвития.Всеэтозаложеновнихсамойприродой.,тоМ.Жумабаевкатегоричнозаявлял,что«ребенокнеможетобходитсябездвижения,потомуоннеможетобходитсябезигр».Вовремяигруребенкаособеннообостряетсяфантазия,проявляетсяактивностьионполучаетбогатыевпечатления[24,с.147]. Поэтомунадоиспользоватьигрыдляразвитияречиребенка,Достаточнообдуманнопостроитьусловияигры,разъяснитьихдетям,говоритькратко,точно,находитьнеожиданныерешенияислова.Увлекающийсяхарактердетейвызываетстремлениеосмыслитьипередатьувиденноеиуслышанное.Игрыпробуждаютновыекартинывсознаниидетей,помогаютразвиватьречь.Однакодлятого,чтобывиграхречьребенкаразвивалась,воспитательдолженнаходитьсявместесвоспитанниками.Приэтомондолжендержатьсяснимикакстаршийтоварищ,анеихгрозныйнаставник. ВоспитательныевозможностинародныхигрполучилиосвещениеивтрудахказахскихписателейИ.Жансугурова,М.Ауэзова,С.Мукановаидр. Так,И.Жансугуровговорил,что«забавныеигры,выраженияисчиталки,начинаястоговозраста,когдадетитольконачинаютговорить,идошкольныхлет,считалки,которыеонипридумываютизаучиваютвовремяигр,можносчитатьоднимизпервыхвидовнародноготворчества.»,«…литературадлядетейдолжнасоздаватьсясоответственнопонятийнымиумственнымспособностямребенка»[25,с.146]. ПословамМ.Ауэзова,игранетолькоувеселительноезанятие,ноинаслаждениедлядетей. Народныеигрыкакодноизсредстввоспитаниявпедагогическойнаукесталиизучатьсялишьс80-хгодовМ.Т.Таникеевым,Б.О.Тетенаевым,Ж.Тулегеновым,Т.Ж.Бекбатгаевым,Е.Сагындыковым,Т.Ш.Куанышевымидр. Внихрассматриваютсясвоеобразиенациональныхигр,иххарактерныеособенностиипутииспользованиявучебно-воспитательномпроцессевцеляхвоспитанияподрастающегопоколения. М.Тапикеевотмечает,что«…правильнаяоценказначенияихарактератрадиционныхнациональныхигрвозможнанаосновеанализаисторииихвозникновения,ибокаждыйнародвзависимостиотсвоихсоциально-культурныхиэкономическихусловийвырабатывалприсущиеемуигрыифизическиеупражнения…чтониоднанауканеможетразвиватьбезглубокогоизучениясвоейистории.Такоеизучениепомогаетосваиватьдостигнутыерезультатыидвигатьнаукувперед. РаботамиГ.М.Касымовойустанавливаютсяусловияпримененияразвивающихигрвобучениидетеймладшегодошкольноговозраста.Так,используяразвивающиеигры,исследовательпоказываетпутикоррекцииповедениядетей,имеющихопределенныепросчетывволевом,сенсорномразвитии,отмечает,чтоединственныммеханизмом,устраняющим«просчеты»ввоспитаниидетей3–4лет,являетсяширокоеприменениеразвивающихигрпрактическимработниками. Итак,мывидим,чтопедагогамиипсихологамиигрырассматриваликак: способразумногоотдыха(Я.А.Коменский,Песталоцуи) средствоформированияличностныхкачествребенка(Я.А.Коменский,К.Д.Ушинский,П.К.Крупская) Формированиенравственныхкачеств,эстетического,физическоговоспитания(И.Алтынсарин,Р.А.Юлдашева,Т.Тажибаевидр.) специфическаясоциальнаядеятельностьдетей(Д.Б.Эльконин,Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьевит.д.). Тоестьилиподчеркивалисьобразовательные,воспитательные,развивающие,социализирующие,диагностирующиефункцииигрвцеломинародных,вчастности. Наличиеразличныхвзглядовиконцепцийнапедагогическийпотенциалигровойдеятельностисвидетельствуетобактуальностиданнойпроблемы. Всовременнойпедагогическойлитературеивпрактикеигр,которыесоздаютсясамимидетьми,называются«творческими»,или«сюжетно-ролевыми».Творческиеигрыразличаютсяпосодержанию(отражениебыта,трудавзрослых,событийобщественнойжизни);поорганизации,количествуучастников(индивидуальные,групповые,коллективные);повиду(игры,сюжеткоторыхпридумываютсамидети,игры-драматизации-разыгрываниесказокирассказов;строительные)[26,с.55]. Впервыеигрысправиламибылисозданынароднойпедагогикой.ОбихценностиК.Д.Ушинскийписал:«Придуматьдетскуюигруесть,можетбыть,однаизтруднейшихзадачвзрослогочеловека...Обратитьвниманиенанародныеигры,разработатьэтотбогатыйисточник,организоватьихисоздатьизнихпревосходноеимогущественноевоспитательноесредство-задачабудущейпедагогики».Всовременныхдетскихсадахнародныеигры(«Палочка-выручалочка»,«Гуси-лебеди»,«Умедведявобору»,«Фанты»,«Краски»)относятсякчислунаиболеелюбимыхдетьми.Онинетолькоувлекательны,ноитребуютвнимания,сообразительности,умственногоифизическогоусилия[27,с.22]. Всистемедошкольногообразованиядляобучения,воспитанияиразвитиядетейактивноиспользуетсянаследиенароднойпедагогики.Вданныймоментмногиеученые,занимающиесядошкольнымобразованиемуказываютнанеобходимостьсозданияметодическихсистемнаправленныхнаформированиеиразвитиекоммуникативныхуменийинавыков. Народнаяигра,какилюбаядругаяигра,выполняяразличныевоспитательныефункции,(развивающую,познавательную,развлекающую,диагностическую,корректирующуюидр.)можетслужитьсредствомприобщениядетейкнароднойкультуреиявляетсяоднимизсредствформированиянавыковобщениядетейдошкольноговозраста. ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИПРИМЕНЕНИЯНАРОДНЫХИГРДЛЯФОРМИРОВАНИЯНАВЫКОВОБЩЕНИЯДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА. 2.1Проблемаразвитиянароднойигрывпедагогическойтеорииипрактике Справедливоизвестноеизречение:есливыхотитеузнатьдушународа,приглядитесь,какичемиграютегодети.Играсопровождаетчеловекасколыбели.Ученыедавнозаметили,чтоименнодетскиеигрыпомогаютзримопредставитьседуюстарину.Многоеизтого,чтобылохарактернодлябыта,свекамиисчезло,нокое-чтосохранилосьлишьвдетскихиграх. Игрысуществовалиувсехнародовбезисключения,накакойбыступениразвитияонининаходились.Нагробницахивхрамахдревнихегиптян,ассирийцевивавилонянсохранилисьизображениягимнастическихидругихигрнарядусизображениемгероическихбитвисамихгероев.Вместесутварьюпервобытныхнародоввглубокихслояхземлииногданаходятигрушкииигровуюатрибутику. Изисторическихдокументовмыузнаем,чтововсевременаигрепридавалосьбольшоезначение.Оченьвысокоценилиигрыдревниегреки.Онипридавалиособоезначениенароднымиграм,ихроливвоспитаниидетей.Занятиеиграмиужетогдасчиталосьважнойзадачейобразования.Существовалацелаясистемасредствпоразвитиюфизическихкачествивоинскогоискусства,вкоторуюнепременновходилиразнообразныенародныесостязанияизабавы,такие,как«стенканастенку»,«стрельбаизлука»,«метаниекопья».[28,с.66] Напротяжениимногихсотенлетученымиразличныхнаправленийнаукипыталисьразгадать«тайну»происхожденияигры.ПословамС.А.Шмакова,невызываетсомнениятотфакт,чтомногиеигры,особеннонародные,возниклиизязыческихрелигиозныхактов. Допоследнеговременивсовременнойотечественнойпедагогикесредиобщихметодоввоспитательногопроцессаиграневыделяласьотдельнокакметодвоспитания. Народнаяигра-играреализующеесянапринципахдобровольности,спонтанностиприособыхусловияхоговоренности,популярнаяиширокораспространеннаявданныйисторическиймоментразвитияобществаиотражающегоегоособенности,претерпевающаяизмененияподразличнымивлияниями:социально-политическим,экономическим,национальным.Народнаяигра,являясьфеноменомнароднойкультуры,можетслужитьоднимизсредствприобщениядетейкнароднымтрадициям,что,всвоюочередьпредставляетважнейшийаспектвоспитаниядуховности,формированиясистемыобщечеловеческихценностей;всовременнойситуацииобщественногоразвитияобращениекнароднымистокам,кпрошломуявляетсявесьмасвоевременным. Народнаяиграспособствуетвыработкенужныхморальныхкачестввсегдавсоединениискачествами,относящимисякфизической,умственной,трудовойидругимисторонамикультуры.[29,с.14] Самыеразнообразныеигрымогутбытьиспользованыдляформированиякультурыобщенияудетейдошкольноговозраста.Такимобразом,включаянароднуюигрувучебно-воспитательныйпроцесс,педагогненавязчиво,целенаправленновводитдетейвмирнароднойкультуры,обучаядетейкультуреобщения. Особенностьнароднойигрыкаквоспитательногосредствазаключаетсявтом,чтоонавходитвкачествеведущегокомпонентавнародныетрадиции:семейные,трудовые,семейные,празднично-игровыеипрочие.Этопозволяетвзросломуненавязчиво,целенаправленновводитьдетейвмирнароднойкультуры,этики,человеческихотношений.Неслучайноигровойопытдетейдошкольноговозрастанепременновключаетразнообразныенародныеприбаутки,игровыесчиталки,народныеподвижные,шуточныеидругиеигрысосверстникамиивзрослыми. Вдетскомбытуестьсвоитрадиции.Однаизних–этозаимствованиеигрдетьмидруготдруга,младшегопоколенияотболеестаршего.Ктопридумалэтиигры(«Гуси-лебеди»,«Коршуницыплята».?Когдаонивозникли?Вероятно,онисозданынародомтакже,какпесни,сказки,поговоркиит.п.Поэтомупризнакуонииназываются–народными. Благодарясвоейобразностинародныеигрыувлекаютдетейдошкольногоимладшегошкольноговозраста.Образвигренестатичен.Случай,событие,котороесоставляетигру,ребенокэмоциональнопереживает. Вструктуревыделяетсяединаяцельиодноплановостьдействия,чтосоздаетклассическуюпростотународнойигры.Народныеигрыимеюттакжеигровойзачин(«считалка»,«жеребьевка»).Онвводитребенкавигру,помогаетраспределениюролей,служитсамоорганизациидетей. Целыйряддетскихигроснованнасоединениипеснисдвижением.Этоигрыхороводные.Вподобныхиграхдействиеосуществляетсявритме,словахитекстах,здесьребенокдраматизируетто,очемпоетсявпесне.Песнятесносвязанаснароднойигрой Народнаяпедагогикапрекрасноопределилапоследовательностьигротмладенческихлетдозрелости.Втожевремя,народныеигрыоченьгибкиввозрастномотношении.Например,в«Жмурки»,«Кошки-мышки»охотноиграютдетимладшего,старшегодошкольногоишкольноговозраста. Народныеподвижныеигрывлияютнавоспитаниеволи,нравственныхчувств,развитиесообразительности,быстротыреакции,физическиукрепляютребенка.Черезигрувоспитываетсячувствоответственностипередколлективом,умениедействоватьвкоманде.Вместестем,спонтанностьигры,отсутствиедидактическихзадачделаетэтиигрыпривлекательными«свежими»длядетей.По-видимому,такоеширокоеприменениенародныхподвижныхигриобеспечиваетихсохранностьипередачуизпоколениявпоколение.[30,с.104] Справедливоизвестноеизречение:есливыхотитеузнатьдушународа,приглядитесь,какичемиграютегодети.Играсопровождаетчеловекасколыбели.Ученыедавнозаметили,чтоименнодетскиеигрыпомогаютзримопредставитьседуюстарину.Многоеизтого,чтобылохарактернодлябыта,свекамиисчезло,нокое-чтосохранилосьлишьвдетскихиграх. Такимобразом,игрысуществовалиувсехнародовбезисключения,накакойбыступениразвитияонининаходились.Нагробницахивхрамахдревнихегиптян,ассирийцевивавилонянсохранилисьизображениягимнастическихидругихигрнарядусизображениемгероическихбитвисамихгероев.Вместесутварьюпервобытныхнародоввглубокихслояхземлииногданаходятигрушкииигровуюатрибутику.Изисторическихдокументовмыузнаем,чтововсевременаигрепридавалосьбольшоезначение.Оченьвысокоценилиигрыдревниегреки.Онипридавалиособоезначениенароднымиграм,ихроливвоспитаниидетей.Занятиеиграмиужетогдасчиталосьважнойзадачейобразования. 2.2.Народнаяигракаксредствообучения ИдеинаучногоизучениянародныхигриихпрактическогопримененияввоспитанииполучилиобоснованиевтрудахВ.Г.Белинского.Н.А.Добролюбова.Н.Г.Чернышевскогоидр.К.Д.Ушинскийзадачубудущейпедагогикивиделворганизацииисозданииизнародныхигр«превосходногоимогущественноговоспитательногосредства». Народныеигрысобиралисьиописывалисьфольклористамииэтнографами(В.И.Даль.Е.А.Покровский,В.П.Шейнидр.).ПедагогическимотборомипропагандойнародныхигркаксредстввоспитаниязанималисьИ.Я.Герд.Е.М.Дементьев,П.Ф.Лесгафт.А.Скотакидр. Всовременнойотечественнойизарубежнойпсихологииразвиваетсяновоенаправлениеиспользованияигры-игротерапия. Интуитивноисознательнопсихологиипедагогиориентируютсяприэтомнаспецификународнойигры,ееколлективныйхарактер,наличиеобязательныхдляигроковнормиправилвзаимоотношенийиповедения,добровольностьиравноправиеприраспределенииролей,разновозрастнойсоставгруппы,простотуидоступностьоснащения,позволяющихбыстровключитьдетейвигровоеобщение,варьироватьусловия,организовыватьнепосредственноенаблюдениеиненавязчивоуправлятьдействиямииповедениемиграющих. Однимизэффективных,увлекательныхидоступныхдлядетейдошкольноговозрастасредствомприобщениякнациональнойкультуреявляетсянароднаяигра. Народнаяигра-важнейшийспособпередачибогатстватрадицииотодногопоколениякдругому.Онанаправленанапознаниеокружающейдействительности,усвоениеобычаев,традиций,обрядовсвоегонарода,атакжеовладениенеобходимымидляжизниумениямиинавыками.Традиционныеигрыдетейпредставляютсобойуниверсальноесредствовоспитания,посколькуонинетольковоспитываютумребенка,ноизакаляютегонравственноифизически,укрепляютздоровье.Ониотражаютвсеобластинародноготворчества.[31,с.178] Крометого,народныеигры,приобщаядетейкнациональнойкультуре,заражаютихположительнымиэмоциями.Всеколлективныенародныеигрыучатдетейвнимательноотноситьсякпартнерампоигре,находитьобщийязык,этоформируетуучащихсяспособностькпониманию,социальномучувствованиюдругогочеловека,способностьксотрудничеству.Посредствомигрребенкупрививалосьуважениексуществующемупорядкувещей,народнымобычаям,осуществлялосьприучениеегокправиламповедения.Игрыдлядетей-серьезныезанятия,своегородауроки,готовящиектруду,квзрослойжизни.Игра,предшествующаяобщественнойдеятельности,какбыявляетсяеегенеральнойрепетицией,пороюсливаетсяструдовымипраздникамиивходит,каксоставнойэлемент,взавершающуючастьтруда,идажевсамыйпроцесструда. Педагог,используянародныеигрывучебно-воспитательномпроцессе,долженрассказыватьдетяможизнитогонарода,вчьюигруимпредстоитиграть,показыватьиллюстрации,отражающиекультурународа,предметыбытаиискусства.Длядетейбудутинтересныигры,отражающиетрадиционныеобычаинарода.Онипомогаютдетямлучшеузнатьнациональныйхарактернарода. Педагогами-психологамиразрабатываютсяпрекрасныепрограммыразвивающихзанятийдлядошкольников,которыенаправленынаразвитиенавыковобщенияудетейдошкольноговозраста.[32,с.17] Предлагаемыегрупповыеигрыстроятсянаотношенияхигровогопартнёрства,придобровольномучастиикаждогоребенкавтом,чтопринятовсеми.Соперничестводругсдругомнедопустимо.Содержаниеиправилаигрисключаютповодыдляконфликтовивзаимногоотталкивания,способствуютосвоениюдетьмитакихнавыковобщения,какустановлениеконтактадругсдругом,умениевзаимодействоватьсосверстниками,уступатьисдерживатьсвоинепосредственныепобуждения,выбиратьпартнерапоигреилисовместнойдеятельности. Игра1.Раздувайся,пузырь!(Освоениедетьминавыковустановленияконтактасосверстниками,проявлениявзаимноговниманияиуважения.) Задачиигры:научитьребенкапоследовательномувыполнениюдвухролей-приглашаемогоиприглашающего,датьемувозможностьпочувствоватьвниманиедругихдетейисамомупроявитьэтовнимание.Игратребуетбольшойсогласованностидвиженийивниманиякпартнеру. Описаниеигры:взрослыйподходиткодномуиздетейиприглашаетегопоиграть.Взявребенказаруку,взрослыйподходитснимкследующемумалышуиспрашивает,какегозовут.Повторяяимяребенка,онпредлагаетиемуприсоединитьсяиподатьрукуМашеньке.Втроемониидутприглашатьследующегоребенкаит.д.Когдавседетибудутприглашены,онивместесвзрослымберутсязаруки,образуякруг.Всевместестановятсятеснымкружкоминачинают«раздуватьпузырь»,делаяшагиназад.Приэтомпроизносятсяследующиеслова:«Раздувайся,пузырь,раздувайсябольшой,оставайсятакой,данелопайся!».Когдаполучитсябольшойкруг,взрослыйвходитвнегоиговорит:«Лопнулпузырь!»Всехлопаютвладоши,произносят«Хлоп»исбегаютсякцентру.Послеэтогоиграначинаетсясначала. Правилаигры:когдапузырьраздувается-двигатьсяназадикконцутекставзятьсязаруки.Наслово«Хлоп»рукиразнимаются,ивсебегуткцентру.Даватьрукулюбому,ктооказалсярядом. Игра2.Карусели.Развитиеспособностиксогласованномувзаимодействию,уменияподчинятьсвоидействияинтересамгруппы.[33,с.87] Задачаигры:научитьдетейсогласовыватьсвоидвижениядругсдругомисритмомтекста,чтооченьполезнодляразвитияслуховоговниманияиуправлениясвоимидвижениями. Описаниеигры:этаигратакженачинаетсяспоследовательногоприглашениядетьмидругдругавобщуюигру. Когдавсеучастникиигрысобираютсявобщуюцепочку,оназамыкаетсяиобразуетсякруг.«Сейчасмыбудемкататьсянакарусели,-говоритвзрослый.-Повторяйтесловазамнойидвигайтесьдружнопокругу,чтобыкарусельнесломалась».Держасьзаруки,детивместесвоспитателемдвижутсяпокругуипроизносятследующиеслова:«Еле-еле,еле-елезавертелиськарусели.Апотом,потом,потомвсёбегом,бегом,бегом!Побежали,побежали,побежали!Тише,тише,неспешите,карусельостановите.Раз-два,раз-два(пауза).Вотикончиласьигра». Движения:сначалакарусельмедленнодвижетсявправуюсторону.Темпречиидвиженияпостепенноускоряются.Наслова«побежали»карусельменяетнаправлениедвижения.Темпдвиженияпостепеннозамедляется,инасловах«раз-два»всеостанавливаются.Потомдетисобираютсявкруг,ииграначинаетсясначала. Правилаигры:крепкодержатьдругдругазаруки,чтобывовремядвижениякругнеобрывался.Поворачиватьсялицомвсторонудвижениякарусели.Подчинятьсяобщемутемпудвиженияидружнохоромпроизноситьслова. Игра3.Куклыпляшут.Развитиеудетейуменияуступатьдругдругу,сдерживатьсвоинепосредственныежеланияипобуждения. Задачаигры:научитьдетейвыполнятьигровыедействияпоочереди,небольшимигруппами.Поведениедетейвигререгулируетсяопределеннымитребованиями.Играорганизуетповедениедетейвсовместнойдеятельности,учитпользоватьсяобщимиигрушками,передаватьихдругдругу. Описаниеигры:взрослыйговоритдетям:«Смотрите,какиекуклысегодняпришлипоигратьснами!Такимнаряднымкуклам,наверное,оченьхочетсяпоплясать,носамиониплясатьнеумеют.Ведьонисовсеммаленькиеипривыкли,чтоихберутнарукиитанцуютсними».Показывает.Потомонпредлагаетнесколькимдетямвыбратькуколипотанцеватьсними(произвольно).«Атеперь,-говоритвзрослый,-подумайте,комупередатьсвоюкуклу».Играпродолжаетсядотехпор,покавседетинепопляшутскуклами. Правилаигры:вначалеигрыкаждыйвыбираетсебекуклусам,ссоритьсяиз-заигрушекнельзя.Куклуможнопередаватьтолькотому,ктоещёнеплясал. Игра4.ПодорожкеВаляшла.Овладениенавыкамивыборапартнерапосовместнойдеятельности,выражениесимпатиииприязниксверстнику. Задачаигры:развиватьуребенкаактивноев....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: