VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Народные игры как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011060
Тема: Народные игры как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения
Содержание
34



МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»











КУРСОВАЯРАБОТА

Подисциплине«Педагогика»

натему:«Народныеигрыкаксредствоформированияудошкольниковпозитивныхформобщения»











Выполнил(а):студентка 2 курса ДО4

Тонгак Саглан Александровна

Научныйруководитель:к.п.н., доцент 

Мунзук Тамара Тонгаковна











Кызыл2017




ОГЛАВЛЕНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР	7

	1.1 Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема	7

	1.2. Теория и идея народных игр в отечественной педагогике	11

	ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАРОДНЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.	18

	2.1 Проблема развития народной игры в педагогической теории и практике	18

	2.2. Народная игра как средство обучения	22

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	28

	СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	30






ВВЕДЕНИЕ



Актуальностьисследования.Коммуникативныеспособности,умениеконтактироватьсокружающимилюдьми–необходимаясоставляющаясамореализациичеловека,егоуспешностивразличныхвидахдеятельности,расположенностикнемуокружающихлюдей.Формированиеэтихспособностей–важноеусловиенормальногопсихическогоразвитияребенка,атакжеоднаизосновныхзадачподготовкиегокдальнейшейжизни.

Наважностьформированияуменияобщаться,вдошкольномвозрастевособенности,указываютмногочисленныеисследования(Е.В.Бондаревская[1],Т.А.Репина[2],Е.О.Смирнова[3]).

Впоследнеевремяпедагогииродителивсечащестревогойотмечают,чтомногиедошкольникииспытываютсерьезныетрудностивобщениисосверстниками,это,какправило,выражаетсявнеумениинаходитьподходкпартнерупообщению,поддерживатьиразвиватьустановленныйконтакт,согласовыватьсвоидействиявпроцесселюбойдеятельности,адекватнореагироватьивыражатьсвоюсимпатиюкконкретномуребенку,отмечаютсясложностивумениисопереживатьвпечалиирадоватьсяуспехудругогочеловека.

Считаю,чтоумениеобщаться,строитьиподдерживатьдружескиевзаимоотношенияивзаимодействовать,сотрудничатьисосуществоватьслюдьми,вцелом,этонеобходимыесоставляющиеполноценноразвитойисамореализованнойличности,этозалогуспешногопсихическогоздоровьячеловека.

Потребностьвобщениидругсдругомуребенкавозникаетужена3годуегожизни.КакпоказываютисследованияШипицынойЛ.М.,ранниеформыобщениявомногомопределяютихдальнейшееразвитиеивлияютналичностьчеловека,наегоотношениекокружающимлюдям,ксебе,кмиру.Еслиуребенканедостаточносформированаспособностькобщениювдетстве,товдальнейшемунегомогутвозникнутьмежличностныеивнутриличностныеконфликты,которыеувзрослогочеловекаразрешитьоченьсложно,аиногдаиневозможно.

Таккакисследованияотечественныхпсихологов(ЛеонтьеваАН,ЭльконинаД.Б.ит.д.)показали,чторазвитиеребенкапроисходитвовсехвидахдеятельности,но,преждевсего,вигре.

Ведьименнодлядетейдошкольноговозраставедущимвидомдеятельностиявляетсяигра.Сущностьигрыкакведущеговидадеятельностизаключаетсявтом,чтодетиотражаютвнейразличныестороныжизни,особенностивзаимоотношенийвзрослых,уточняютсвоизнанияобокружающейдействительности.Игра-есть,своегорода,средствопознанияребенкомдействительности.

Вигреребенокучитьсяподчинятьсвоеповедениеправиламигры,познаетправилаобщенияслюдьми,развиваетсвоиумственныеспособности,познавательныеинтересы,приобретаетнавыкиобщения.Педагогамиродителямособенноважноосознать,какогородаигры,занятияиситуацииспособныподтолкнутьмалышакобщениюикакойвкладвегоречевоеразвитиевноситихсобственнаяречь.Такимииграмимогутявлятьсянародные.

Всвязисэтим,выбраннаямнойработытема,приобретаетособуюактуальность.

Цельюработыявляетсяизучениевозможностейнароднойигрыкаксредстваформированиянавыковпозитивногообщениядетейдошкольноговозраста.Длядостиженияпоставленнойцелинеобходиморешитьследующиезадачи:

1.Посредствоманализалитературырассмотретьтеоретическийаспектформированиянавыковобщениядошкольников:датьпонятиеобщения,обозначитьособенностиобщениядетейдошкольноговозраста;

2.Выявитьрольигровыхметодоввформированиинавыковобщения;

3.Рассмотретьпроблемуразвитиянароднойигрывпедагогикеиособенностипримененияданныхигрвформированиинавыковобщениядетейдошкольноговозраста;

4.Проанализироватьобразовательныепрограммыдлядошкольныхучреждений,реализующиезадачиформированиянавыковобщения.

Объектомисследованияявляетсяразвитиеобщенияудошкольника.

Предметом:народнаяигракаксредствоформированиянавыковобщения.

Историографияисследования.Народныеигрысобиралисьиописывалисьфольклористамииэтнографами(В.И.Даль,Е.А.Покровский,В.П.Шейн,идр.).ПедагогическимотборомипропагандойнародныхигркаксредстввоспитаниязанималисьИ.Я.Герд[4],А.И.Сорокина[5],идр.

Всовременнойотечественнойизарубежнойпсихологииразвиваетсяновоенаправлениеиспользованияигры-игротерапия.

Теоретическаяосноваисследования:методическиеинаучныеисследованияпредметно-игровойсредыЛ.С.Выготского[6],М.И.Лисиной[7],С.Л.Рубинштейна[8],идругих,концептуальныеположенияорганизациидетскихигрА.Н.Леонтьева[9],Д.В.Менджерицко[10],Д.Б.Эльконина[11]идругих.

НемецкийпедагогФ.Фребель[12]рассматривалигрукаксредствообученияивоспитаниямаленькихдетей.Играиучение,творчествоипознаниеобразуютвегосистемеодноцелоеивключенывединуюдеятельность.Признаваяведущеезначениеигрывразвитииребенка,онвнессущественныеизменениявбытовавшиедетскиеигрыиразработалсвоиавторскиеигры.Материаломдлядетскихигр(илиигрушками)уФребелясталиненарядныекуклыилисолдатикисружьямиибарабанами,аввысшейстепенипростыеинедорогиепредметы,закоторымидаженевсегданужноидтивмагазин:мячики,кубики,кускидерева,бумага,глина,лучинки,спичкиидр.

Теоретическимфундаментомисследованийвобластиразвитияречидошкольниковявляютсяпредставленияозакономерностяхречевогоразвитиядетейдошкольноговозраста,выдвинутыевтрудахЛ.С.Выготского,А.А.Леонтьева,Д.Б.Эльконина.

Структураработыобусловленалогикойисследованияисостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованныхисточниковилитературы.




ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВСРЕДСТВАМИНАРОДНЫХИГР



1.1Воспитаниедошкольниковсредстваминародныхигркакпедагогическаяпроблема



Народнаяигра-играреализующеесянапринципахдобровольности,спонтанностиприособыхусловияхДоговоренности,популярнаяиширокораспространеннаявданныйисторическиймоментразвитияобществаиотражающегоегоособенности,претерпевающаяизмененияподразличнымивлияниями:социально-политическим,экономическим,национальным.Народнаяигра,являясьфеноменомнароднойкультуры,можетслужитьоднимизсредствприобщениядетейкнароднымтрадициям,что,всвоюочередьпредставляетважнейшийаспектвоспитаниядуховности,формированиясистемыобщечеловеческихценностей;всовременнойситуацииобщественногоразвитияобращениекнароднымистокам,кпрошломуявляетсявесьмасвоевременным.[13,с.153]

Народнаяиграспособствуетвыработкенужныхморальныхкачестввсегдавсоединениискачествами,относящимисякфизической,умственной,трудовойидругимисторонамикультуры.

Самыеразнообразныеигрымогутбытьиспользованыдляформированиякультурыобщенияудетейдошкольноговозраста.Такимобразом,включаянароднуюигрувучебно-воспитательныйпроцесс,педагогненавязчиво,целенаправленновводитдетейвмирнароднойкультуры,обучаядетейкультуреобщения.[14,с.253]

Народнаяигра–однаизтропинок,ведущихвглубь.Онатесносвязанасисториейчеловечестваинаходитсявпостоянномразвитиииобновлении.

Поэтомуигразанимаеттакоеважноеместововсейдеятельностичеловека.

Народнаяиграформироваласькакодноизсредствфункционированияобщества:играиигрушкиотносятсякинтереснымявлениямчеловеческойкультуры,таккакотражаютэтническийменталитет.

Вфилософском,социологическом,психологическом,педагогическомсловаряхиэнциклопедии«игра»,«детскиеигры»,определяютсякак[15,с.59]:

–одинизвидовдеятельностичеловекаиживотных.Вживотноммиреигра–формажизнедеятельностимолодыхживотных,возникающаянаопределённойступениэволюционногоразвития;

–формадеятельностивусловныхситуациях,направленнаянавоссозданиеиусвоениеобщественногоопыта,фиксированноговсоциально-закрепленныхспособахосуществленияпредметныхдействийвпредметахнаукиикультуры;

–историческивозникшийвидобщественнойпрактики,вкоторойвоспроизводятсянормычеловеческойжизниидеятельности,интеллектуальное,эмоциональноеинравственноеразвитиеличности;

–виддеятельностидетей,заключающийсяввоспроизведениидействийвзрослыхиотношениймеждунимиинаправленныйнаориентировкуипознаниепредметнойисоциальнойдействительности.

Опедагогическомзначенииивоспитательныхвозможностяхигрвцеломивнароднойпедагогике,вчастности,немалоплодотворныхидейвыдвинутопедагогамиипсихологамиразныхвремёнинародов,дальнегоиближнегозарубежья.Теперьподробнееостановимсянаних.

Заслуживаютвниманияидеиигровыхзанятийчешскогопедагога,родоначальникапедагогическойнаукиЯ.А.Каменского[16,с.122].Например,вкачествесредствадляразумногоотдыхаЯ.А.Каменскийпредлагаетпрактиковатьтакиеигры,впроцессахкоторыхучащиесяовладевалибызнаниямииумениямиизобластиремесел,хозяйства,политики,военногодела,атакжеигры,соединённыесэкскурсиямивживуюприродудлясобиранияполезныхтрав.

ДляпоощренияучащихсяЯ.А.Каменскийпредлагаетнаиболееуспевающихнаграждатьзваниямидоктораиликандидатанаук.

Ввоеннойигренаиболееуспевающиеучащиесямогутполучитьзваниеполководца,трибуна,капитана,знаменосца,ввопросахполитических–царя,вождя,советника,канцлера,послаипрочие.

Каквидим,Я.А.Каменскийвысокооцениваетобразовательные,диагностические,воспитательныевозможностидетскихигр.Подобныеигры,помнениюЯ.А.Коменскогоприводятксерьёзнымрезультатам.МыслиЯ.А.Каменскогооказалисущественноевлияниенатеориюигр.

ФранцузскиймыслительифилософЖ.Ж.Руссо[17,с.48]рассматривалдетскиеигрыкакформуобучения.Поегословам«занимаетсялиребёнокилизабавляется,тоидругоедлянего–всёравно;игры–егосутьзанятия,ионнечувствуетразницымеждуэтим.Вовсякомделеонвысказываетинтерес,которыйвозбуждаетулыбкуисвободу,котораятакнравится,обнаруживаяодновременноискладсвоегоума,икругсвоихпознаний.

ВоспитательныевозможностиигрвсвоёвремянеоднократноподчёркивалшвейцарскийпедагогИ.Г.Песталоцци.Всвоейпрактикеончастоиспользовалигрыкаксредствоповышенияэффективностипроцессаобученияифизическогоразвития.Участвуявдетскихиграхиразвлечениях,вносявнихоживлениеивеселье,поройонсамстановилсяребячливым.

Поегословам,«…правильнопоставленноеобучение,основанноенаразвитиидетскойсамодеятельности,неможетвызватьпереутомление,вособенности,еслиобеспеченопланомерноечередованиеумственнойработысотдыхом,гимнастикойиспортом»[18,с.99].

ОднаковпервыеиграбылавключенавобщуюпедагогическуюсистемувоспитанияребёнкавтрудахФ.Фребеля–выдающегосянемецкогопедагогапервойполовиныXIXв.,создавшегообразовательноеучреждениеновоготипамаленькихдетей.ИгруФ.Фребельпредлагаетиспользоватьвкачестве«развивающе-образовательного»средствадлямаленькихдетей.

Ф.Фребельчрезвычайномногосделалдляразвитияпрактическойпедагогикиигры.Имсозданпрекрасныйнаборигровогоматериаладлядетейраннеговозраста(которыйисейчас,безусловно,представляетинтересдляпедагогов),разработаныприёмыповеденияпервоначальных«полезных»(сюжетных)игр,построенныхнаиспользованиипредметов–заместителей,системазанятийдлястаршихдошкольников,предложенцелыйрядхороводных,подвижныхигр,подобранамузыкаистихотворныетекстыкним.

ВсистемеФ.Фребеляигра(разныееёвиды)являлосьцентральномсредствомвоспитаниядошкольника,таккакинтегрироваласобственнуюактивностьребёнка(самодеятельность)свнешниммиром.

Во-первых,этоидеягармоничногоразвитияребёнка:игра–деятельность,дающаявозможностьразвитьсятворческомуначалуребёнка,онанесвязываетсясузкимипедагогическимиутилитарнымицелями.Во-вторых,этодиалектическоепониманиеигрыкакобъективациивнутреннегомираребёнкачерезеговнешнююдеятельность,топриводиткпознаниюмираисамогосебяиизменениювнутреннегомира(т.е.игракакединствовнутреннейактивностиребёнкаивнешнегомира).В-третьих,играобъединяетдуховную(эмоциональную)жизньребёнкаивзрослого;значениедействийиречивзрослого;значениедействийиречивзрослогодляпоявленияиразвитиясамодеятельнойигрыребёнкаособенноважновраннемвозрасте,нотеряетсяидляболеестаршихдетей.В-четвёртых,вигререализуетсяпринципсистематичности,преемственности,последовательногоусложнениясамогопредметногоматериала,накоторомиграетребёнок(отражениевнемпринципаусложнениясамойжизни).В-пятых,указываетнанеобходимостьсогласованныхдействийвоспитательницдетскогосада,ивзрослыхвсемье,которыесоздаютсоответствующийдухигры,поддерживаютеговребёнке,идеяоспециальномвоспитании,подготовкисамих«садовниц»ипросвещенияматерей.




1.2.Теорияиидеянародныхигрвотечественнойпедагогике



Создаваятеориюигры,отечественнаяпедагогикаподверглакритикемногиеидеалистическиетеории.БольшоевлияниенапедагогикуоказалабиологическаятеорияигрынемецкогопсихологаКарлаГроса[19,с.65],авторадвухкапитальныхтрудов«Игрыживотных»и«Игрылюдей».

Плехановкритиковалэтутеориюзато,чтоонаподходиткигретолькосбиологическойточкизренияигнорируясоциальнуюсущностьчеловеческойдеятельности.ТеорияГросаназванабиологической,т.к.онадоказываетзначениеигрыдлясовершенствованиявидоввысшихживотных,втомчислечеловека,чевышеживотное,темреальнее.

Содержаниеигрсэтойточкизренияопределяетсяневлияниямиокружающейсредыжизнивоспитания,апробуждениемтехилииныхинстинктов,поэтомуигра–«средствонепреднамеренногосамовоспитания».Гроснесоглашаетсястем,чтоигра–подражаниесерьёзнойдеятельности,т.е.отражениежизни.

АмериканскийпсихологСтеллиХелл,применяябиологическийпринципкпсихологическомуразвитиючеловека,утверждает,чторебёнокпроходитстадииразвитияпредшествующихпоколений.

Вигребудтобыпроявляется«расовоебессознательное»,выявляютсяи«изживаются»инстинкты,ужененужныесовременномучеловеку.Ребёнокдолженпережитьих,чтобыотнихотделатьсяиподнятьсянавысокуюступень(поведениемалыша–лазаетнадеревья,разоряетптичьигнёзда,играетвсолдат,жестокоизбиваеттоварищей,естественнаинеизбежнастадиядикости).Чембольшеегоинстинктынуждаютсявупражненииидополнении,темдлительнеепериодыигр,которыеслужатсредствомтакогоупражнения,т.е.подготовкикбудущейжизни.

Детстворебёнкуданодлятого,чтобыиграть,утверждаетГреос.МысльГреосаобольшомзначенииигрыдляподготовкикбудущейжизниправильна,нопонимаетонэтозначениеограничено,толькокаксовершенствованиеунаследованныхреакций.Так,известныйфранцузскийпсихологА.Валлеп[13]утверждает,чтоиграсоциальнапосвоейсущности,сеёпомощьюребёноковладеваетмиромокружающихпредметов,социальныхотношений.Наличиеразличныхвзглядовиконцепцийнапедагогическийпотенциалигровойдеятельностисвидетельствуетобактуальностиданнойпроблемы.

Вразработкутеориидетскихигрсущественныйвкладвнеслитакиепсихологи,какЛ.С.Выготский,А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконинидр.

Вихтрудахиграрассматривается,какспецифическаядеятельностьдетей,социальнаяпосвоемупроисхождениюисодержанию,являющаясяпродуктомисторическогоразвитияобществаивыполняющаяфункцииприобщенияребёнкаккультуре.

Тезисосоциальнойприродедетскойигры,понимаемойкакособоекультурноеобразование,выработанноеобществомвходеегоисторическогоразвития,исчерпывающепредставленвработахД.Б.Эльконина[20,с.66].

Д.Б.Элькониннаосновеисторико-этнографическихописанийигрыдетейразличныхкультурпоказал,чтоиграпоявляетсянаопределённомэтаперазвитияобщества,являясьпервоначальнодетскойимитациейдеятельностивзрослых,реализующейстремлениедетейучаствоватьвжизнивзрослых,тогдакакусложняющаясяструктурапроизводственнойдеятельностивзрослыхнепозволяетребёнкунепосредственнобытьвнеёвключённым.«…По-видимому,играпреждепоявиласькакдеятельностьвзрослых,замечающаяиизображающаяреальныйтрудовойпроцесс.Произошлоэтонараннихэтапахстановлениячеловеческогообщества,когдадействительноеизображениебылонаиболеедоступнымчеловекусредствомобщения.Такоедействительноеизображениереальностиполучиловдальнейшемфункциимагическихритуалов,обрядов,приносящихудачу.

Детивтягивалиськаквсампроцесструда,такивпроцесссовершенияобрядовиритуалов.Помереусложненияпроизводственноготрудаонимогливключатьсятольковобрядовуюсторонуего,воссоздающуюсмыслтрудовойдеятельностииотношенийвнейвзрослых»,–говорилон.

Д.Б.Эльконинтакжевыделяетэтапыразвитияпсихологическогосодержанияигры.Дотрехлетуребенкаскладываютсяосновныепредпосылкиролевыхигр–обобщениедействийиотделениеихотпредмета,сравнениесвоихдействийсдействиямивзрослого,называниесебяименемвзрослого.

Развитиесобственноролевойигрывключаетвсебядвестадии.Напервойстадии(3–5лет),–писалД.Б.Эльконин,–основнымсодержаниемигрыявляютсясоциальныепосвоейнаправленностипредметныедействия,соотносимыеслогикойреальныхдействий,навторой(5–7лет)–социальныеотношениямеждулюдьмииобщественныйсмыслихдеятельности,соотносимыесреальнымиотношениямимеждулюдьми.

СусложнениемсодержанияролиД.Б.Эльконинсвязываетипереходдетейксовместнойигревоссозданияобщественно–функциональныхотношенийвзрослыхтребуетобъединенияввиденесколькихучастников.Дальнейшаятенденцияразвитияигры,поД.Б.Эльконину,заключаетсяввычлененииребенкомправилизадаччеловеческойдеятельности,содержащихсявскрытомвидевролевыхдействияхиотношенияхипереходеотразвернутойролевойигрыкигресправилами.

ВыделениеосновныхфункцийдетскойигрыпозволилоЛ.С.Выготскомувыдвинутьоченьважноеположение,чтоиграявляетсяхотяипреобладающим,ноневедущимтипомдеятельностивдошкольномвозрасте.Играсодержитвсебевсетенденцииразвития,онаисточникразвитияисоздаетзоныближайшегоразвития;заигройстоятизмененияпотребностейиизмененияобщегохарактера.

А.Н.Леонтьев[21,с.122]продолжилтеоретическуюразработкувопросаозначенииигрывпсихическомразвитииребенка.Игройонназывалдеятельность,впроцессекоторойлежитмотив.

Идеиученых–просветителей,педагогов,психологов.Народныеигрыявляютсятрадиционнымсредствомнароднойпедагогики.Издревлевиграхотражалсяобразжизнилюдей,ихбыт,труд,национальныеустои,представленияочести,смелости,мужестве,желаниеобладатьсилой,ловкостью,выносливостью,быстротойикрасотойдвижений,проявлятьсмекалку,выдержку,творческуювыдумку,находчивость,волюистремлениекпобеде.

Первым,собравшимбольшоеколичествонародныхигр,высокооценившимихвоспитательно-развивающеезначениеивысказавшимценныепедагогическиемысли,былэтнографА.А.Диваев[22,с.256].Онписалостимулирующейролиигр,вооружавшихдетскиечувстваяркимивпечатлениямиобокружающейдействительности,–началупознавательногопроцесса.

Необходимостьиспользованиянародныхигрвобразовательно–воспитательныхцеляхнеоднократноподчеркивалиученыеН.Кульжанова,М.Тумабаевидр.[23,с.144]

ЕслиН.Кульжановаговорила,что«…игра,бег,прыжки,разговорисмехдетей,чемумычастонепридаемзначения,являютсясамымнеобходимымделомдляихразвития.Всеэтозаложеновнихсамойприродой.,тоМ.Жумабаевкатегоричнозаявлял,что«ребенокнеможетобходитсябездвижения,потомуоннеможетобходитсябезигр».Вовремяигруребенкаособеннообостряетсяфантазия,проявляетсяактивностьионполучаетбогатыевпечатления[24,с.147].

Поэтомунадоиспользоватьигрыдляразвитияречиребенка,Достаточнообдуманнопостроитьусловияигры,разъяснитьихдетям,говоритькратко,точно,находитьнеожиданныерешенияислова.Увлекающийсяхарактердетейвызываетстремлениеосмыслитьипередатьувиденноеиуслышанное.Игрыпробуждаютновыекартинывсознаниидетей,помогаютразвиватьречь.Однакодлятого,чтобывиграхречьребенкаразвивалась,воспитательдолженнаходитьсявместесвоспитанниками.Приэтомондолжендержатьсяснимикакстаршийтоварищ,анеихгрозныйнаставник.

ВоспитательныевозможностинародныхигрполучилиосвещениеивтрудахказахскихписателейИ.Жансугурова,М.Ауэзова,С.Мукановаидр.

Так,И.Жансугуровговорил,что«забавныеигры,выраженияисчиталки,начинаястоговозраста,когдадетитольконачинаютговорить,идошкольныхлет,считалки,которыеонипридумываютизаучиваютвовремяигр,можносчитатьоднимизпервыхвидовнародноготворчества.»,«…литературадлядетейдолжнасоздаватьсясоответственнопонятийнымиумственнымспособностямребенка»[25,с.146].

ПословамМ.Ауэзова,игранетолькоувеселительноезанятие,ноинаслаждениедлядетей.

Народныеигрыкакодноизсредстввоспитаниявпедагогическойнаукесталиизучатьсялишьс80-хгодовМ.Т.Таникеевым,Б.О.Тетенаевым,Ж.Тулегеновым,Т.Ж.Бекбатгаевым,Е.Сагындыковым,Т.Ш.Куанышевымидр.

Внихрассматриваютсясвоеобразиенациональныхигр,иххарактерныеособенностиипутииспользованиявучебно-воспитательномпроцессевцеляхвоспитанияподрастающегопоколения.

М.Тапикеевотмечает,что«…правильнаяоценказначенияихарактератрадиционныхнациональныхигрвозможнанаосновеанализаисторииихвозникновения,ибокаждыйнародвзависимостиотсвоихсоциально-культурныхиэкономическихусловийвырабатывалприсущиеемуигрыифизическиеупражнения…чтониоднанауканеможетразвиватьбезглубокогоизучениясвоейистории.Такоеизучениепомогаетосваиватьдостигнутыерезультатыидвигатьнаукувперед.

РаботамиГ.М.Касымовойустанавливаютсяусловияпримененияразвивающихигрвобучениидетеймладшегодошкольноговозраста.Так,используяразвивающиеигры,исследовательпоказываетпутикоррекцииповедениядетей,имеющихопределенныепросчетывволевом,сенсорномразвитии,отмечает,чтоединственныммеханизмом,устраняющим«просчеты»ввоспитаниидетей3–4лет,являетсяширокоеприменениеразвивающихигрпрактическимработниками.

Итак,мывидим,чтопедагогамиипсихологамиигрырассматриваликак:

способразумногоотдыха(Я.А.Коменский,Песталоцуи)

средствоформированияличностныхкачествребенка(Я.А.Коменский,К.Д.Ушинский,П.К.Крупская)

Формированиенравственныхкачеств,эстетического,физическоговоспитания(И.Алтынсарин,Р.А.Юлдашева,Т.Тажибаевидр.)

специфическаясоциальнаядеятельностьдетей(Д.Б.Эльконин,Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьевит.д.).

Тоестьилиподчеркивалисьобразовательные,воспитательные,развивающие,социализирующие,диагностирующиефункцииигрвцеломинародных,вчастности.

Наличиеразличныхвзглядовиконцепцийнапедагогическийпотенциалигровойдеятельностисвидетельствуетобактуальностиданнойпроблемы.

Всовременнойпедагогическойлитературеивпрактикеигр,которыесоздаютсясамимидетьми,называются«творческими»,или«сюжетно-ролевыми».Творческиеигрыразличаютсяпосодержанию(отражениебыта,трудавзрослых,событийобщественнойжизни);поорганизации,количествуучастников(индивидуальные,групповые,коллективные);повиду(игры,сюжеткоторыхпридумываютсамидети,игры-драматизации-разыгрываниесказокирассказов;строительные)[26,с.55].

Впервыеигрысправиламибылисозданынароднойпедагогикой.ОбихценностиК.Д.Ушинскийписал:«Придуматьдетскуюигруесть,можетбыть,однаизтруднейшихзадачвзрослогочеловека...Обратитьвниманиенанародныеигры,разработатьэтотбогатыйисточник,организоватьихисоздатьизнихпревосходноеимогущественноевоспитательноесредство-задачабудущейпедагогики».Всовременныхдетскихсадахнародныеигры(«Палочка-выручалочка»,«Гуси-лебеди»,«Умедведявобору»,«Фанты»,«Краски»)относятсякчислунаиболеелюбимыхдетьми.Онинетолькоувлекательны,ноитребуютвнимания,сообразительности,умственногоифизическогоусилия[27,с.22].

Всистемедошкольногообразованиядляобучения,воспитанияиразвитиядетейактивноиспользуетсянаследиенароднойпедагогики.Вданныймоментмногиеученые,занимающиесядошкольнымобразованиемуказываютнанеобходимостьсозданияметодическихсистемнаправленныхнаформированиеиразвитиекоммуникативныхуменийинавыков.

Народнаяигра,какилюбаядругаяигра,выполняяразличныевоспитательныефункции,(развивающую,познавательную,развлекающую,диагностическую,корректирующуюидр.)можетслужитьсредствомприобщениядетейкнароднойкультуреиявляетсяоднимизсредствформированиянавыковобщениядетейдошкольноговозраста.






ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИПРИМЕНЕНИЯНАРОДНЫХИГРДЛЯФОРМИРОВАНИЯНАВЫКОВОБЩЕНИЯДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА.



2.1Проблемаразвитиянароднойигрывпедагогическойтеорииипрактике



Справедливоизвестноеизречение:есливыхотитеузнатьдушународа,приглядитесь,какичемиграютегодети.Играсопровождаетчеловекасколыбели.Ученыедавнозаметили,чтоименнодетскиеигрыпомогаютзримопредставитьседуюстарину.Многоеизтого,чтобылохарактернодлябыта,свекамиисчезло,нокое-чтосохранилосьлишьвдетскихиграх.

Игрысуществовалиувсехнародовбезисключения,накакойбыступениразвитияонининаходились.Нагробницахивхрамахдревнихегиптян,ассирийцевивавилонянсохранилисьизображениягимнастическихидругихигрнарядусизображениемгероическихбитвисамихгероев.Вместесутварьюпервобытныхнародоввглубокихслояхземлииногданаходятигрушкииигровуюатрибутику.

Изисторическихдокументовмыузнаем,чтововсевременаигрепридавалосьбольшоезначение.Оченьвысокоценилиигрыдревниегреки.Онипридавалиособоезначениенароднымиграм,ихроливвоспитаниидетей.Занятиеиграмиужетогдасчиталосьважнойзадачейобразования.Существовалацелаясистемасредствпоразвитиюфизическихкачествивоинскогоискусства,вкоторуюнепременновходилиразнообразныенародныесостязанияизабавы,такие,как«стенканастенку»,«стрельбаизлука»,«метаниекопья».[28,с.66]

Напротяжениимногихсотенлетученымиразличныхнаправленийнаукипыталисьразгадать«тайну»происхожденияигры.ПословамС.А.Шмакова,невызываетсомнениятотфакт,чтомногиеигры,особеннонародные,возниклиизязыческихрелигиозныхактов.

Допоследнеговременивсовременнойотечественнойпедагогикесредиобщихметодоввоспитательногопроцессаиграневыделяласьотдельнокакметодвоспитания.

Народнаяигра-играреализующеесянапринципахдобровольности,спонтанностиприособыхусловияхоговоренности,популярнаяиширокораспространеннаявданныйисторическиймоментразвитияобществаиотражающегоегоособенности,претерпевающаяизмененияподразличнымивлияниями:социально-политическим,экономическим,национальным.Народнаяигра,являясьфеноменомнароднойкультуры,можетслужитьоднимизсредствприобщениядетейкнароднымтрадициям,что,всвоюочередьпредставляетважнейшийаспектвоспитаниядуховности,формированиясистемыобщечеловеческихценностей;всовременнойситуацииобщественногоразвитияобращениекнароднымистокам,кпрошломуявляетсявесьмасвоевременным.

Народнаяиграспособствуетвыработкенужныхморальныхкачестввсегдавсоединениискачествами,относящимисякфизической,умственной,трудовойидругимисторонамикультуры.[29,с.14]

Самыеразнообразныеигрымогутбытьиспользованыдляформированиякультурыобщенияудетейдошкольноговозраста.Такимобразом,включаянароднуюигрувучебно-воспитательныйпроцесс,педагогненавязчиво,целенаправленновводитдетейвмирнароднойкультуры,обучаядетейкультуреобщения.

Особенностьнароднойигрыкаквоспитательногосредствазаключаетсявтом,чтоонавходитвкачествеведущегокомпонентавнародныетрадиции:семейные,трудовые,семейные,празднично-игровыеипрочие.Этопозволяетвзросломуненавязчиво,целенаправленновводитьдетейвмирнароднойкультуры,этики,человеческихотношений.Неслучайноигровойопытдетейдошкольноговозрастанепременновключаетразнообразныенародныеприбаутки,игровыесчиталки,народныеподвижные,шуточныеидругиеигрысосверстникамиивзрослыми.

Вдетскомбытуестьсвоитрадиции.Однаизних–этозаимствованиеигрдетьмидруготдруга,младшегопоколенияотболеестаршего.Ктопридумалэтиигры(«Гуси-лебеди»,«Коршуницыплята».?Когдаонивозникли?Вероятно,онисозданынародомтакже,какпесни,сказки,поговоркиит.п.Поэтомупризнакуонииназываются–народными.

Благодарясвоейобразностинародныеигрыувлекаютдетейдошкольногоимладшегошкольноговозраста.Образвигренестатичен.Случай,событие,котороесоставляетигру,ребенокэмоциональнопереживает.

Вструктуревыделяетсяединаяцельиодноплановостьдействия,чтосоздаетклассическуюпростотународнойигры.Народныеигрыимеюттакжеигровойзачин(«считалка»,«жеребьевка»).Онвводитребенкавигру,помогаетраспределениюролей,служитсамоорганизациидетей.

Целыйряддетскихигроснованнасоединениипеснисдвижением.Этоигрыхороводные.Вподобныхиграхдействиеосуществляетсявритме,словахитекстах,здесьребенокдраматизируетто,очемпоетсявпесне.Песнятесносвязанаснароднойигрой

Народнаяпедагогикапрекрасноопределилапоследовательностьигротмладенческихлетдозрелости.Втожевремя,народныеигрыоченьгибкиввозрастномотношении.Например,в«Жмурки»,«Кошки-мышки»охотноиграютдетимладшего,старшегодошкольногоишкольноговозраста.

Народныеподвижныеигрывлияютнавоспитаниеволи,нравственныхчувств,развитиесообразительности,быстротыреакции,физическиукрепляютребенка.Черезигрувоспитываетсячувствоответственностипередколлективом,умениедействоватьвкоманде.Вместестем,спонтанностьигры,отсутствиедидактическихзадачделаетэтиигрыпривлекательными«свежими»длядетей.По-видимому,такоеширокоеприменениенародныхподвижныхигриобеспечиваетихсохранностьипередачуизпоколениявпоколение.[30,с.104]

Справедливоизвестноеизречение:есливыхотитеузнатьдушународа,приглядитесь,какичемиграютегодети.Играсопровождаетчеловекасколыбели.Ученыедавнозаметили,чтоименнодетскиеигрыпомогаютзримопредставитьседуюстарину.Многоеизтого,чтобылохарактернодлябыта,свекамиисчезло,нокое-чтосохранилосьлишьвдетскихиграх.

Такимобразом,игрысуществовалиувсехнародовбезисключения,накакойбыступениразвитияонининаходились.Нагробницахивхрамахдревнихегиптян,ассирийцевивавилонянсохранилисьизображениягимнастическихидругихигрнарядусизображениемгероическихбитвисамихгероев.Вместесутварьюпервобытныхнародоввглубокихслояхземлииногданаходятигрушкииигровуюатрибутику.Изисторическихдокументовмыузнаем,чтововсевременаигрепридавалосьбольшоезначение.Оченьвысокоценилиигрыдревниегреки.Онипридавалиособоезначениенароднымиграм,ихроливвоспитаниидетей.Занятиеиграмиужетогдасчиталосьважнойзадачейобразования.






2.2.Народнаяигракаксредствообучения



ИдеинаучногоизучениянародныхигриихпрактическогопримененияввоспитанииполучилиобоснованиевтрудахВ.Г.Белинского.Н.А.Добролюбова.Н.Г.Чернышевскогоидр.К.Д.Ушинскийзадачубудущейпедагогикивиделворганизацииисозданииизнародныхигр«превосходногоимогущественноговоспитательногосредства».

Народныеигрысобиралисьиописывалисьфольклористамииэтнографами(В.И.Даль.Е.А.Покровский,В.П.Шейнидр.).ПедагогическимотборомипропагандойнародныхигркаксредстввоспитаниязанималисьИ.Я.Герд.Е.М.Дементьев,П.Ф.Лесгафт.А.Скотакидр.

Всовременнойотечественнойизарубежнойпсихологииразвиваетсяновоенаправлениеиспользованияигры-игротерапия.

Интуитивноисознательнопсихологиипедагогиориентируютсяприэтомнаспецификународнойигры,ееколлективныйхарактер,наличиеобязательныхдляигроковнормиправилвзаимоотношенийиповедения,добровольностьиравноправиеприраспределенииролей,разновозрастнойсоставгруппы,простотуидоступностьоснащения,позволяющихбыстровключитьдетейвигровоеобщение,варьироватьусловия,организовыватьнепосредственноенаблюдениеиненавязчивоуправлятьдействиямииповедениемиграющих.

Однимизэффективных,увлекательныхидоступныхдлядетейдошкольноговозрастасредствомприобщениякнациональнойкультуреявляетсянароднаяигра.

Народнаяигра-важнейшийспособпередачибогатстватрадицииотодногопоколениякдругому.Онанаправленанапознаниеокружающейдействительности,усвоениеобычаев,традиций,обрядовсвоегонарода,атакжеовладениенеобходимымидляжизниумениямиинавыками.Традиционныеигрыдетейпредставляютсобойуниверсальноесредствовоспитания,посколькуонинетольковоспитываютумребенка,ноизакаляютегонравственноифизически,укрепляютздоровье.Ониотражаютвсеобластинародноготворчества.[31,с.178]

Крометого,народныеигры,приобщаядетейкнациональнойкультуре,заражаютихположительнымиэмоциями.Всеколлективныенародныеигрыучатдетейвнимательноотноситьсякпартнерампоигре,находитьобщийязык,этоформируетуучащихсяспособностькпониманию,социальномучувствованиюдругогочеловека,способностьксотрудничеству.Посредствомигрребенкупрививалосьуважениексуществующемупорядкувещей,народнымобычаям,осуществлялосьприучениеегокправиламповедения.Игрыдлядетей-серьезныезанятия,своегородауроки,готовящиектруду,квзрослойжизни.Игра,предшествующаяобщественнойдеятельности,какбыявляетсяеегенеральнойрепетицией,пороюсливаетсяструдовымипраздникамиивходит,каксоставнойэлемент,взавершающуючастьтруда,идажевсамыйпроцесструда.

Педагог,используянародныеигрывучебно-воспитательномпроцессе,долженрассказыватьдетяможизнитогонарода,вчьюигруимпредстоитиграть,показыватьиллюстрации,отражающиекультурународа,предметыбытаиискусства.Длядетейбудутинтересныигры,отражающиетрадиционныеобычаинарода.Онипомогаютдетямлучшеузнатьнациональныйхарактернарода.

Педагогами-психологамиразрабатываютсяпрекрасныепрограммыразвивающихзанятийдлядошкольников,которыенаправленынаразвитиенавыковобщенияудетейдошкольноговозраста.[32,с.17]

Предлагаемыегрупповыеигрыстроятсянаотношенияхигровогопартнёрства,придобровольномучастиикаждогоребенкавтом,чтопринятовсеми.Соперничестводругсдругомнедопустимо.Содержаниеиправилаигрисключаютповодыдляконфликтовивзаимногоотталкивания,способствуютосвоениюдетьмитакихнавыковобщения,какустановлениеконтактадругсдругом,умениевзаимодействоватьсосверстниками,уступатьисдерживатьсвоинепосредственныепобуждения,выбиратьпартнерапоигреилисовместнойдеятельности.

Игра1.Раздувайся,пузырь!(Освоениедетьминавыковустановленияконтактасосверстниками,проявлениявзаимноговниманияиуважения.)

Задачиигры:научитьребенкапоследовательномувыполнениюдвухролей-приглашаемогоиприглашающего,датьемувозможностьпочувствоватьвниманиедругихдетейисамомупроявитьэтовнимание.Игратребуетбольшойсогласованностидвиженийивниманиякпартнеру.

Описаниеигры:взрослыйподходиткодномуиздетейиприглашаетегопоиграть.Взявребенказаруку,взрослыйподходитснимкследующемумалышуиспрашивает,какегозовут.Повторяяимяребенка,онпредлагаетиемуприсоединитьсяиподатьрукуМашеньке.Втроемониидутприглашатьследующегоребенкаит.д.Когдавседетибудутприглашены,онивместесвзрослымберутсязаруки,образуякруг.Всевместестановятсятеснымкружкоминачинают«раздуватьпузырь»,делаяшагиназад.Приэтомпроизносятсяследующиеслова:«Раздувайся,пузырь,раздувайсябольшой,оставайсятакой,данелопайся!».Когдаполучитсябольшойкруг,взрослыйвходитвнегоиговорит:«Лопнулпузырь!»Всехлопаютвладоши,произносят«Хлоп»исбегаютсякцентру.Послеэтогоиграначинаетсясначала.

Правилаигры:когдапузырьраздувается-двигатьсяназадикконцутекставзятьсязаруки.Наслово«Хлоп»рукиразнимаются,ивсебегуткцентру.Даватьрукулюбому,ктооказалсярядом.

Игра2.Карусели.Развитиеспособностиксогласованномувзаимодействию,уменияподчинятьсвоидействияинтересамгруппы.[33,с.87]

Задачаигры:научитьдетейсогласовыватьсвоидвижениядругсдругомисритмомтекста,чтооченьполезнодляразвитияслуховоговниманияиуправлениясвоимидвижениями.

Описаниеигры:этаигратакженачинаетсяспоследовательногоприглашениядетьмидругдругавобщуюигру.

Когдавсеучастникиигрысобираютсявобщуюцепочку,оназамыкаетсяиобразуетсякруг.«Сейчасмыбудемкататьсянакарусели,-говоритвзрослый.-Повторяйтесловазамнойидвигайтесьдружнопокругу,чтобыкарусельнесломалась».Держасьзаруки,детивместесвоспитателемдвижутсяпокругуипроизносятследующиеслова:«Еле-еле,еле-елезавертелиськарусели.Апотом,потом,потомвсёбегом,бегом,бегом!Побежали,побежали,побежали!Тише,тише,неспешите,карусельостановите.Раз-два,раз-два(пауза).Вотикончиласьигра».

Движения:сначалакарусельмедленнодвижетсявправуюсторону.Темпречиидвиженияпостепенноускоряются.Наслова«побежали»карусельменяетнаправлениедвижения.Темпдвиженияпостепеннозамедляется,инасловах«раз-два»всеостанавливаются.Потомдетисобираютсявкруг,ииграначинаетсясначала.

Правилаигры:крепкодержатьдругдругазаруки,чтобывовремядвижениякругнеобрывался.Поворачиватьсялицомвсторонудвижениякарусели.Подчинятьсяобщемутемпудвиженияидружнохоромпроизноситьслова.

Игра3.Куклыпляшут.Развитиеудетейуменияуступатьдругдругу,сдерживатьсвоинепосредственныежеланияипобуждения.

Задачаигры:научитьдетейвыполнятьигровыедействияпоочереди,небольшимигруппами.Поведениедетейвигререгулируетсяопределеннымитребованиями.Играорганизуетповедениедетейвсовместнойдеятельности,учитпользоватьсяобщимиигрушками,передаватьихдругдругу.

Описаниеигры:взрослыйговоритдетям:«Смотрите,какиекуклысегодняпришлипоигратьснами!Такимнаряднымкуклам,наверное,оченьхочетсяпоплясать,носамиониплясатьнеумеют.Ведьонисовсеммаленькиеипривыкли,чтоихберутнарукиитанцуютсними».Показывает.Потомонпредлагаетнесколькимдетямвыбратькуколипотанцеватьсними(произвольно).«Атеперь,-говоритвзрослый,-подумайте,комупередатьсвоюкуклу».Играпродолжаетсядотехпор,покавседетинепопляшутскуклами.

Правилаигры:вначалеигрыкаждыйвыбираетсебекуклусам,ссоритьсяиз-заигрушекнельзя.Куклуможнопередаватьтолькотому,ктоещёнеплясал.

Игра4.ПодорожкеВаляшла.Овладениенавыкамивыборапартнерапосовместнойдеятельности,выражениесимпатиииприязниксверстнику.

Задачаигры:развиватьуребенкаактивноев.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.