- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Подвижные игры как средство творческого воображения старших дошкольников 5-6 лет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W009025 |
Тема: | Подвижные игры как средство творческого воображения старших дошкольников 5-6 лет |
Содержание
3 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «НГПУ») Педагогики и психологии Факультет Теории и методики начального и дошкольного образования Кафедра КУРСОВАЯ РАБОТА Подвижные игры как средство творческого воображения старших дошкольников 5-6 лет Тема работы 44.03.01 педагогическое образование Руководитель к.п.н Обучающийся (подпись, дата) (подпись, дата) Тихонова О.А. Фамилия, И.О. Насибуллина Н.Ф. Фамилия, И. О. Номер группы 1411 Набережные Челны 2018г Содержание Введение………………………...……………………………………………………3 Глава 1 Теоретические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе подвижных игр……….……………………….5 1.1 Понятие и особенности развития творческого воображения у дошкольников………………………………………………………………...…….5 1.2 Роль подвижных игр в развитии творческого воображения у дошкольников............................................................................................................10 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию возможностей использования подвижных игр в развитии творческого воображения у старших дошкольников ………………………………………….15 2.1 Диагностика развития творческого воображения у старших дошкольников в подвижных играх………………………………...…………………………………15 2.2 Использование подвижных игр для развития творческого воображения старших дошкольников………….…………………………………………………20 2.3 Анализ результатов…………………...………………………………………..25 Заключение……….…………………………………………………………………30 Список использованных источников……………………………………………...32 Приложения Введение Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Подвижные игры являются эффективным средством развития творческого воображения дошкольников. Е.А. Покровский обратился к подвижным играм как лучшему источнику наиболее естественных и понятных для детей игр. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума. П.Ф. Лесгафт во второй половине Х?Х в. создал научно-обоснованную систему физического воспитания. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. Однако проблема развития у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения посредством подвижных игр еще недостаточно разработана. Цель данного исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность использования подвижных игр как средства развития творческого воображения дошкольников. Объект данного исследования – процесс развития творческого воображения дошкольников. Предмет исследования – использование подвижных игр в развитии творческого воображения дошкольников. Гипотеза исследования предполагает, что успешное развитие творческого воображения дошкольников в процессе подвижных игр зависит от: - знания и понимания педагогом особенностей развитие творческого воображения дошкольников; - знания особенностей организации и проведения подвижных игр в дошкольном возрасте; - обучения дошкольников различным подвижным играм и творческому проявлению в игре; - включение подвижных игр творческого характера в занятия физической культурой и поощрения их использования в самостоятельной игровой деятельности детей. Нами поставлены следующие задачи: Изучить понятие и особенности развития творческого воображения у дошкольников; Определить роль подвижных игр в развитии творческого воображения у дошкольников; Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческого воображения у старших дошкольников в подвижных играх. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, качественный и количественный анализ результатов, интерпретационные: анализ результатов исследования. База исследования: исследование проводилась на базе МБДОУ «Чишмакай». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Глава 1Теоретические аспекты развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе подвижных игр 1.1 Понятие и особенности развития творческого воображения у дошкольников В российской психологической науке основные направления изучения воображения были заложены Л.С. Выготским и развиты в работах А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, О.М. Дьяченко [15, с.219]. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики [7, с.34]. Изучение развития воображения в отечественной психологии основывается на идеях Л.С. Выготского. В своих работах он уделял большое внимание роли образов в функционировании воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». «Воображение, – пишет С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». По мнению Э.В. Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. « признак процесса , – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или конкретной практической заключается в и переработке данных и другого материала опыта, в результате получаются впечатления». «Философская » определяет воображение, как деятельность, заключающуюся в представлений и ситуаций, никогда в непосредственно не воспринимавшихся в действительности. Многие отмечают, что есть процесс новых образов в плане. Воображение – это процесс, в котором действительности происходит в форме – объективно или нового (в образов, представлений, ), созданного на основе восприятий, памяти, а знаний в процессе речевого . Когда речь об объективно новом, то в виду, что продукт воображения впервые создается в . Когда же речь о субъективно , то это значит, что созданный обладает новизной лишь для самого , в то время как в он уже известен. Воображение – это деятельность, которая под направляющим влиянием поставленной либо чувств, , которые владеют в данный момент. всего возникает в проблемной , т.е. в тех случаях, когда отыскать новое , т.е. требуется практическое действие , которое происходит в форме, как результат образами. – это необходимый элемент деятельности человека, в построении образа труда, а создание программы в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределённостью. В от различных обстоятельств, характеризуется проблемная , одна и та же задача решаться как с воображения, так и с помощью . Отсюда можно вывод, что воображение на том этапе , когда неопределённость весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» какие-то мышления и всё-таки себе конечный . Творческое воображение – это новых без опоры на готовое или условное изображение. Творческое воображение заключается в создании образов. Почти вся культура является творческого воображения . В творческом образов исчезает роль памяти, но ее приходит эмоционально мышление. творческого воображения посредством различных , методов. Преобразование в воображении определенным законам, его особенность. Для воображения определенные процессы, включают наглядности. Так, операцией при создании образа выступает операция . Типизация как обобщение состоит в сложного, целостного , носящего синтетический . Творческое зависит от многих : возраста, умственного и особенностей развития ( какого-либо психофизического развития), особенностей личности (, осознанности и направленности ; оценочных образа «Я»; особенностей ; степени самореализации и собственной деятельности; характера и ), и, что очень важно, от процесса обучения и . Как отмечает О.М. Дьяченко, - сложное образование, основные которого, имеющие средства реализации, в дошкольном [3, с.13]. Л.С. Выготский , что воображение ребенка постепенно, по мере им определенного . Он доказал, что все образы , как бы причудливы они ни были, на тех представлениях и впечатлениях, мы получаем в жизни. Л.С. Выготский : «Первая форма воображения с действительностью в том, что всякое воображения всегда из элементов, взятых из и содержащихся в прежнем человека» [2, .69]. Воображение, как и всякая психическая деятельность, в онтогенезе человека путь . О. М. Дьяченко показала, что воображение в своем подчинено тем же самым , каким другие психические . Так же как восприятие, память и , воображение из непроизвольного () становится (активным), постепенно из непосредственного в опосредствованное, основным орудием им со стороны являются сенсорные [10, с.13]. Начало детского воображения с окончанием раннего детства, ребенок впервые способность замещать предметы и использовать одни в роли других ( функция). Дальнейшее воображение в играх, где символические совершаются довольно и с помощью разнообразных и примеров. В половине дошкольного у ребенка преобладает воображение, механически полученные в виде образов. Это быть впечатления, ребенком в результате восприятия , прослушивания рассказов, , просмотра видео- и . В данном типе еще мало сходства с реальностью и нет , творческого отношения к воспроизводимому материалу. образы-воображения типа восстанавливают не на интеллектуальной, а в основном на основе. В образах воспроизводится то, что на ребенка эмоциональное , вызвало у него определенные эмоциональные , оказалось интересным. В старшем возрасте, когда произвольность в запоминании, из репродуктивного воспроизводящего действительность в творчески ее преобразующее. из непроизвольного (пассивного) произвольным (), постепенно превращается из в опосредственное, причем орудием овладения им со ребенка сенсорные эталоны [9, .21]. К концу дошкольного детства у ребенка, чье воображение достаточно быстро (а дети составляют одну пятую детей возраста), воображение в двух основных : а) произвольное, самостоятельное ребенком идеи и б) возникновение плана ее реализации. считают, что для развития необходимо определенных условий: общение с взрослыми; деятельность; необходимость видов . Воображение может преобразовывать действительность, его гибки, подвижны, а их позволяют новые и неожиданные . В связи с этим этой психической является основой для совершенствования способностей ребёнка. , в процессе развития развивается и . Чем больше ребенок , слышал и пережил, чем он знает, тем продуктивнее активность его - основы всякой деятельности. У каждого есть воображение, и проявляются они в зависимости от его индивидуальных . Основное условие воображения ребенка - его в самую деятельность. 1.2 Роль игр в развитии творческого у дошкольников Подвижные - наиболее , естественная, традиционная взаимодействия детей, осуществлялась одновременно в аспектах: (словесного) общения; или мелодического выражения; движениях и действиях. особенность игр - движения в содержании (бег, прыжки, , броски, передачи и мяча, и др.). Эти двигательные действия сюжетом игры. физической подготовленности не требуется, но физически развитые получают определенное в ходе игры (, в лапте ловящего мяч ставят в у линии кона, а бьющего выбирают и дают удар по мячу) [10, .32]. Подвижные игры на элементарные и сложные. в свою делят на сюжетные и , игры-забавы, аттракционы. игры имеют сюжет и зафиксированные правила. отражает явления жизни (трудовые людей, транспорта, движения и животных, птиц и т. д.), действия связаны с сюжета и с , которую выполняет . Правила обусловливают и прекращение движения, поведение и играющих, уточняют ход . Подчинение правилам для всех. Сюжетные игры коллективные (небольшими и всей группой), игры этого вида во всех группах, но особенно они в младшем дошкольном . Бессюжетные подвижные типа , перебежек («Ловишки», «») не имеют сюжета, , но сходны с сюжетными правил, , взаимообусловленностью игровых всех участников. Эти связаны с выполнением двигательного и требуют от детей самостоятельности, быстроты, , ориентировки в пространстве. В возрасте подвижные игры с соревнования (индивидуального и ), например: «Чье скорее », «Кто первый обруч к флажку» и др. соревнования побуждают к активности в двигательных заданий. В играх («Перемени », «Кто скорее до ») каждый играет сам за себя и выполнить задание как лучше. Если эти проводятся с на команды (игры-эстафеты), то стремится выполнить , чтобы улучшить команды [6, .51]. К бессюжетным относятся игры с использованием (кегли, серсо, , бабки, « мяча» и др.). Двигательные в этих играх определенных условий, они проводятся с группами детей. Правила в играх направлены на расстановки , пользования ими, очередность играющих. В этих наблюдаются элементы с целью лучших результатов. В , аттракционах двигательные выполняются в необычных и часто элемент соревнования, при несколько детей двигательные задания ( в мешках и др.), дети являются . Игры-забавы, аттракционы зрителям много . К сложным относятся спортивные (городки, бадминтон, теннис, баскетбол, , футбол, ). В дошкольном возрасте элементы этих игр и играют по упрощенным . Подвижные различаются и по их двигательному : игры с бегом, , метанием и др. По степени нагрузки, получает каждый , различают игры , средней и малой . К играм подвижности относятся те, в одновременно участвует вся детей и построены они в на таких , как бег и прыжки. Играми подвижности называют , в которых тоже участвует вся , но характер движений относительно спокойный или выполняется . В играх малой движения выполняются в темпе, к тому же их незначительна. образом, подвижные представляют собой инициативную деятельность, на достижение цели, установленной игры. Применение игр в работе с дошкольниками их специального для решения разных задач. Для этого рабочие группировки игр, по определенным : По видовому отражению культуры. По интенсивности в игре движений ( бывают , средней и высокой ). По типу двигательного , преимущественно входящего в (с бегом, с в высоту, в длину с и с разбега, с метанием в и неподвижную цель, с и ловлей и т.д.). По содержанию и сложности игры (простые, , командные). С учетом особенностей . Для детей (малышей) брать наиболее игры, постепенно их за счет новых элементов и сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и сопровождением, , в которых участие обязательно. Детям еще сложно контролировать движения и пример взрослого для них . По способу проведения (с , без водящего, с предметами, без , ролевые, ). По физическим качествам, проявленным в игре (, преимущественно способствующие силы, , ловкости, быстроты, ) [8, с.67]. Важнейший игры - радость, , эмоциональный . Положительные эмоции деятельность всех систем организма , всесторонне его. Педагоги высоко значение народных игр. Так, П.Ф. именно игры в основу системы физического . К.Д. Ушинский считал эти наиболее доступным “” для детей. Н. К. отмечала их большое в воспитании у детей ряда качеств: , наблюдательности, юмора [6, с.78]. поведение детей в , некоторые психологи , что в игре проявляется воображение , которое просто присуще ему. Однако еще Л. С. удалось , что в игре не проявляется, а воображение ребенка. Именно в игре можно начинать формировать у ребенка основы умения находить собственное решение, оригинальные ответы, способность действовать в плане образных представлений. С самого начала мы должны раскрыть перед ребенком саму суть творческой деятельности: не следовать готовым образцам, а искать как можно больше своих собственных оригинальных решений. Ребенок должен сначала в игре научиться проявлять свою творческую инициативу, уметь организовать, планировать и направлять игру. Важно, чтобы ребенок научился доводить задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие творческие планы. Подвижные игры влияют на развитие творчества, фантазии, воображения. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и так далее.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности [7, с.89]. С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением не только таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и таких, с которыми знакомы по книгам, картинкам. В игры можно вносить элементы творчества (кто лучше изобразит кошку, медведя, волка, зайца). Дети в возрасте б-7 лет заинтересованы не только процессом игры, но и результатом ее, поэтому для них можно организовывать и игры-соревнования [12, с.41]. Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Подвижные игры неоценимы в плане развития творческого воображения для детей дошкольного возраста. Поэтому игры должны быть неотъемлемой частью общего развития ребенка. Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по исследованию возможностей использования подвижных игр в развитии творческого воображения у старших дошкольников 2.1 Определение уровня развития творческого воображения у старших дошкольников После изучения теоретических основ по теме нашей работы, мы провели экспериментальное исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Чишмакай» с. Агерзе Азнакаевского муниципального района, с детьми старшей группы. Респондентами выступили старшие дошкольники в количестве 20 человек, возраст детей от 5 до 6 лет. Дошкольников мы разделили на две группы по 10 человек, одна группа респондентов выступила экспериментальной, а вторая группа контрольной. Практическая часть нашей исследовательской работы состояло из тре?х этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа было исследование уровня развития творческого воображения у старших дошкольников. Целью формирующего этапа было непосредственное развитие творческого воображения у старших дошкольников в подвижных играх. Целью третьего этапа, контрольного, являлся анализ эффективности проведенной работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников в подвижных играх. На констатирующем этапе был изучен уровень развития творческого воображения у старших дошкольников. Нами были использованы следующие методики: «Придумай игру» автор Е. А. Панько и «Скульптура» автор Р. С. Немов. Первая методика «Придумай игру», направлена, на выявление умений у старших дошкольников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем. Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике были следующие: 1) оригинальность и новизна; 2) продуманность условий; 3) наличие в игре различных ролей для ее участников; 4) наличие в игре определенных правил; 5) точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака. По всем этим критериям и признакам придуманная дошкольником игра в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии. Выводы об уровне фантазии: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 6-7 баллов – средний; 4-5 баллов – низкий; 0-3 балла – очень низкий. Вторая методика «Скульптура». Цель методики - определение уровня развития воображения. Форма проведения: индивидуальная. Ребенку предлагали за отведенное время (5 минут) смастерить какую-либо поделку. Критерии оценки: 0-1 балла ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками. 2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п. 4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех. 6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии. 8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная. 10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом. Выводы об уровне творческого воображения: 10 баллов – очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 6-7 баллов – средний; 4-5 баллов – низкий; 0-3 балла – очень низкий. Данные наблюдений были проанализированы и занесены в общую таблицу. Анализ результатов диагностики представим в таблице 2.1.1. Таблица 2.1.1 Уровень развития творческого воображения дошкольников на констатирующем этапе эксперимента № п/п ФИ ребенка Уровни Методика №1 Методика №2 Общий уровень Экспериментальная группа Олеся К. Низкий Низкий Низкий Алла С. Средний Низкий Низкий Маша С. Низкий Низкий Низкий Дима В. Низкий Низкий Низкий Олег С. Высокий Высокий Высокий Вова Г. Средний Низкий Низкий Лиля Ч. Низкий Низкий Низкий Аня В. Средний Средний Средний Миша Т. Средний Средний Средний Инна Д. Средний Средний Средний Контрольная группа 1. Оля К. Низкий Средний Средний 2. Лиана С. Средний Средний Средний 3. Наиля 3. Низкий Средний Средний 4. Ислам М. Средний Низкий Средний 5. Антон П. Высокий Высокий Высокий 6. Айдар М. Высокий Средний Высокий 7. Малика Б. Низкий Низкий Низкий 8. Алина И. Средний Средний Средний 9. Адель Ж. Низкий Низкий Низкий 10. Замира Г. Средний Низкий Низкий Таблица 2.1.2 Результаты диагностики развития творческого воображения дошкольников на констатирующем этапе эксперимента Группа Уровни Низкий Средний Высокий Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Экспериментальная группа 6 60% 3 30% 1 10% Контрольная группа 3 30% 5 50% 2 20% Таким образом, количественные данные говорят о том, что среди детей контрольной группы больше испытуемых с высоким уровнем воображения (30%), чем в экспериментальной группе (10%) и значительно больше детей со средним уровнем (50%) по сравнению с экспериментальной группой (30%). Детей, находящихся на низком уровне в экспериментальной группе на три испытуемого больше (60%), чем в контрольной группе (30%). К высокому уровню были отнесены 20% воспитанников контрольной группы и 10% воспитанников экспериментальной группы. Дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики: в выполнении заданий проявляли самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы, были использованы яркие, весьма интересные образы, эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения и т.д. На среднем уровне оказалось 30% воспитанников экспериментальной группы и 50% воспитанников контрольной группы. Для этих детей были характерны следующие особенности: ребенок испытывает трудности в создании скульптуры и игры; с помощью воспитателя составляет скульптуру и игру в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы. Низкий уровень вобрал в себя 60% воспитанников экспериментальной группы и 30% воспитанников контрольной группы. Эти дети: фактически не принимают задачу, ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы. Общие данные мы представим в диаграмме. Рис. 2.1.1 Уровень развития творческого воображения дошкольников на констатирующем этапе Итак, как показало исследование, не все дети показали высокий уровень развития творческого воображения. Таким образом, была обусловлена необходимость проведения дальнейшей целенаправленной работы по формированию у дошкольников творческого воображения посредством использования подвижных игр. 2.2 Использование подвижных игр для развития творческого воображения старших дошкольников Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей - одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада. На втором этапе проходил формирующий эксперимент по развитию творческого воображения у старших дошкольников в подвижной игре. Целью формирующего этапа было непосредственное развитие творческого воображения у старших дошкольников в подвижных играх. Вначале было необходимо вызвать интерес у детей к подобным играм. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Например, интригующий вопрос к малышам: "Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!" приводит к возникновению творческого замысла подвижной игры. Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: "Смотрите дети какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой. Итак, мы использовали подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию интереса к игре. В ходе обучения детей всевозможным подвижным играм решались следующие задачи: - обучение детей различным видам подвижных игр; - формирование стойкого интереса к подвижных играм; - развитие воображения, выдумки, фантазии. - воспитание нравственных качеств, коммуникабельности, чувства товарищества. - создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей. Подбор подвижных игр осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных и творческих способностей детей. В нашей практике мы старались подбирать игры с учетом возраста детей. Слишком простые игры у детей не вызывали интереса, слишком сложные – были для них не понятны, дети путались в правилах, игра затягивалась, пропадал интерес. В процесс использования тех или иных подвижных игр, мы старались всех детей включить в игровой процесс. Поначалу это было довольно трудно сделать, так как многие дети испытывали страх перед игрой, боялись неудачи, поражения. Поэтому в процессе игр большое внимание уделялось развитию навыков сотрудничества, поддержки, коллективизма. Активных и деятельных детей мы иногда просили уступить главные роли тихим и робким участникам. Поначалу неактивные дети боялись выступить в роли ведущего, взять на себя главную роль, затем, по мере вхождения в игру у этих детей начинали проявлять уверенность и самостоятельность, одновременно пришел и успех. Надо отметить, успех в игровой деятельности – важное составляющее. Благодаря успеху формируется устойчивое положительное отношение к игре, приходит интерес, желание играть. Таким образом, в результате использования народных игр, многие дошкольники стали проявлять стойкий интерес к народным играм и занятиям физической культурой. Полученные знания дети переносили в самостоятельную игровую деятельность. Важными условиями развития творческого воображения детей в процессе подвижных игр, на наш взгляд являются: руководство подвижной игрой детей, обучение детей различным видам подвижных игр, поощрение использования подвижных игр в самостоятельной деятельности детей. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывает товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в подвижные игры. В период освоения детей новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а воспитателям было легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложняли задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети. При обучении действий с мячом первые игровые упражнения мы проводили с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учили прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью использовали такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать. Особенно детям нравилось упражнение «Поймай шарик сачком». По сдвинутым двум столам воспитатель прокатывает шары поочередно каждому ребенку, а они сачком их ловят. Постепенно это упражнение усложняли: одновременно прокатывали не один, а два шарика, а ловили их те дети, которых называл воспитатель. Затем дети ловили шары не сачком, а руками. Иногда воспитатель прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару. Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и т. д. Только после того как дети научились свободно действовать в играх с мячом, мы начали их учить бросать и ловить мяч. В дальнейшем мы старались подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, мы изготовили пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки. Прокатывая шары, дети могли подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу), по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги), прокатывали мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д. Большое место в работе по формированию творческого воображения занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в новой обстановке. Выполнение этих задач прежде всего зависит от воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру мы старались эмоционально и выразительно и принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Подвижные игры как средство укрепление физического здоровья у детей младшего школьного возраста
- Подвижные игры как средство развития ловкости и быстроты детей старшего дошкольного возраста
- Рисование как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием