VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Направленность личности общая характеристика мотивационной сферы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008065
Тема: Направленность личности общая характеристика мотивационной сферы
Содержание
Министерство образования и науки РФ

Дагестанский государственный педагогический университет

ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОГО  (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

	НИИ   дефектологии, клинической психологии и инклюзивного образования

Курсы переподготовки по профилю «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»





РЕФЕРАТ

по дисциплине  «Личностные расстройства»



на тему:



«Направленность личности (общая характеристика мотивационной сферы и структуры «Я-концепции»). Основные теории и модели описания мотивации»





		

			

		

			Выполнила:

				слушательница курсов переподготовки	специалистов по направлению 

			                                                        «Клиническая

		                                                         психология»

	                                                         Фейзиева Сабина Вагифовна                                                     

	                                                        

	                                                         Проверил

	                                                         ст  преподаватель

                                               Иноземцев В. И.





Махачкала

2018

Содержание.







Введение.

Определение понятий «личность» и «направленность».

Виды личностной направленности как сочетание «отношений к себе» и «отношения к обществу».

Заключение.

Используемая литература.

   

























		

	

	

	Введение

	

	

Личность как структурная составляющая психического мира является объектом изучения комплекса наук. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. Необходимо рассматривать личность как совокупность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор не найден. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди отличаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем шести миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Очевидно, что качество жизни в будущем и  существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Актуальность изучения направленности личности имеет место в практической психологии и определяет мотив и движущую силу  поступков  личности.

Определение понятий «личность» и «направленность



В зарубежной и отечественной психологии существует несколько определений понятия «личность». Согласно определению Маклакова А.Г. «личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих». По теоретическим представлениям К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений». Личность является субъектом социальных отношений, т.е., личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, человек может проявить себя и сформироваться как личность. Почти у многих психологов личность рассматривается как продукт общественных и коммуникативных отношений и становление его основных структур зависит от наследственных (биологических предпосылок), социальных и собственных внутренних отражений внешних факторов. Основной задачей личности считается приспособление к окружающей среде (природа, вещи, люди, взаимоотношения, идеи, ценности). Важным является степень его активности. Личность - это единство 2-х психологических механизмов: внутренний (психические функции) и внешний (отношение к внешней среде и объектам). Механизмы взаимосвязаны. В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. Взгляд на направленность как важнейшую характеристику личности просматривается в различных подходах к изучению психики: «деятельностного» С.Я. Рубинштейн,  смыслообразующий мотив А.Н. Леонтьева, «личностного» Л.И. Божович, доминирующее отношение В.Л. Мясищева, установка психики А.С. Прангишвили.  Именно поэтому направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. Основная роль «направленности личности» принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию.

Таким образом, понятие «личность» и «направленность» характеризуют наиболее значимый уровень организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.



















Виды личностной направленности как сочетание «отношений к себе» и «отношений к обществу». 



В отечественной психологии существует два основных подхода к классификации типов направленности: направленность рассматривается с позиции отношения субъекта к себе как носители определенных качеств и к «миру людей» сквозь призму этих качеств (коллективистическая, общественная, индивидуалистическая, эгоистическая, личная). В связи с этим   считаю интересным подход в психологии , где направленность личности рассматривается с точки зрения отношения личности к самой себе и к окружающим.В соответствии с этим направленность понимается как система преимущественных отношений личности, проявляющаяся в двух позициях: отношения личности к себе и ее отношение к другим(обществу).

Таким образом, в практике психологии выделяют 4 основных типа личностной направленности и к ним 8 акцентуаций, так как во всякой личностной направленности помимо нормы есть крайние формы проявлений. При всей противоречивости отношения личности к себе самому и к обществу выделяется преимущественно положительное (отрицательное) отношение к себе и преимущественно положительное (отрицательное) отношение к окружающим:

Гуманистическая направленность;

Эгоцентрическая направленность;

Социоцентрическая направленность;

Негативистическая направленность.

Гуманистическая направленность определяет отсутствие стремления личности к самостоятельности и изолированности и признает право каждого и свое в том числе на свободу самоопределения как индивидуально, так и в рамках коллектива. Главное ценность для человека с такой направленностью – личность. При этом человек осознает свои достоинства и недостатки. Он осознает равное право всех на самовыражение и возможность быть такими какие они есть. И это не вызывает в нем раздражения, неприязни и отвержения. Человек удовлетворен тем положением в обществе, что он занимает, таким образом он  получает со стороны должное внимание, уважение, интерес и интерес в той мере в какой он рассчитывает. Даже если его ожидания не всегда оправдываются, это не вызывает негативного отношения к обществу и вполне естественным становится различия и предпочтения окружающих и к нему и к другим. Иными словами он адекватен. В трудовой деятельности он всегда созидателен, если даже результаты труда его не удовлетворяют, но не вызывают и отчаяния, а скорее стимулируют для достижения цели. В поведении он стремится к самореализации, причем ориентирован на принципы справедливости, человечности, уважения к интересам других людей. Если желания входят в противоречие с другими людьми, то стремится прийти к компромиссу, удовлетворяющего «обе стороны».Он доброжелателен и открыт для контактов с людьми, а также стремится помочь в пределах своих сил. При ситуации неудачи не склонен обвинять других, так же не склонен к самобичеванию, а стремится в меру своей ответственности сохранить к себе и к другим положительное отношение, веру в свои силы, способности, возможности и веру в другого человека. Сюда же относятся два типа акцентуации: гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и с альтруистической акцентуацией. При гуманистической направленности с индивидуалистической (больше я назвала бы демонстративной) направленностью человек стремится к некой изоляции. Утери связи с реальностью и желания признать свои права и личную ценность. Большую ценность представляет для нее ее права и интересы. Личность не игнорирует общество, а считает общество значимым для самореализации соответствующего ее уровню притязаний. Для нее важно признание ее значимости, ценности, неповторимости через совместную  деятельность в обществе. Гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией заставляет личность бескорыстно жертвовать во благо интересов других. Центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки является положительное отношение человека к другим. Такая личность несколько обесценивает себя , что может привести к проявлению конформизма и безволию, а отсюда и к различным зависимостям. 

Эгоцентрическая направленность определяет такие качества характера как жажда находится в центре внимания самой себя, сосредотачивать активность на самой себе, собственных интересах, проблемах, стремление к признанию обществом, ее особой ценности для него. Самый главный недостаток-это отсутствие критики особенностей своей личности. Эта личность стремится брать, и как можно больше от общества, игнорируя потребности, интересы других людей. Человек с данным типом направленности очень требовательно подходит к оценке другого, принимая в целом его настолько, насколько он похож на него самого, насколько другой согласен с его мнением, насколько разделяет его симпатии и антипатии. Стиль взаимоотношения чаще авторитарный, требующий подчинения, выполнения его решений и требований, и ожидающий жертв во благо его интересов. Общество не игнорируется, но интересует его постольку, поскольку он желает утверждаться в их глазах. Но то положение, которое он занимает, чаще не удовлетворяет его. Трудовая деятельность тоже не всегда приносит удовлетворения, так как не видит должной оценки со стороны окружающих его результатам. Уверенность в собственных силах может переходить в самоуверенность. Остро ощущает неудачи и поражения, что  приводит к бессилию и обвинению окружающих. Также остро переживает безразличие по отношению к себе. В окружении он, в первую очередь, старается увидеть то. Что может угрожать его личности или поможет ему самоутвердиться. Эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией характеризует личность менее жестокой.  Нельзя сказать, что личность безынтересно общество, что они абсолютно его отвергает ценность, пренебрегает им, но для нее важнее она сама, возможность проявить выделить себя, при этом ценность общества определяется тем, насколько оно способствует самоутверждению. В отличии от предыдущего типа направленности личность в данном случае более требовательно к обществу , более пристрастно и менее терпимо. Эгоцентрическая направленность с эгоистической акцентуацией характеризует личность которая стремится самоутвердиться не за счет повышения собственной значимости, а за счет снижения ценности других. Она не просто критично и требовательно подходит к оценке других, их интересов, поступков. Суждений. Убеждений, но считает свое мнение и убеждение единственными заслуживающими внимания. 

Главной особенностью личности социоцентрической направленности является неприятие себя. Однако и других эта личность не приемлет такими как они есть при гуманистической направленности. Когда личность сравнивает себя с другими , то воспринимает несоответствие себя досадными и самоуничтожающим и начинает испытывать по отношению к окружим зависть. Такой человек чаще не удовлетворен тем делом, которым он занимается, а также и результатом своего труда. Ему кажется более значительным, по сравнению с ним, деятельность других людей, а также те результаты, которых они добиваются. Личность бывает довольна своими взаимоотношениями с окружающими, своими поступками, манерой поведения настолько, насколько ему удается соответствовать их «нормам», «вписываться» в их «правила». Поэтому в контактах чаще всего он осторожен, боится оказаться в смешном и нелепом виде, поскольку в его представлении окружающие превосходят его во многом. Он стремится к контактам. Но не потому что ему интересны люди, их проблемы, интересы, а потому что ему кажутся ничтожными свои собственные. Такая личность считает вполне заслуженной отсутствие должного интереса со стороны окружающих. Для человека с данным типом направленности характерно отрицательное отношение к своему прошлому, как и в настоящем, в прошлом он чаще вспоминает то, за что ему было стыдно и неприятно. В отношении прошлого окружающих, своего народа, страны преобладает скорее положительные эмоции, чаще сопровождающиеся высказываниями «раньше все было хорошо», «люди были лучше, добрее и внимательнее» и всем «жилось легче и лучше». Социоцентрическая направленность с конформиской акцентуацией обостряет в личности собственную незначительность человек подстраивается под позицию большинства и меняет в соответствии с ними свои собственные первоначальные позиции и установки. Он идет на это уступая обществу в разрешении конфликта между его и взглядами окружающих.  Социоцентрическая направленность самоуничтожающей акцентуации толкает личность на уничтожение и разрушение целостности своего Я. Собственная ничтожность и подкрепленная аналогичным отношением со стороны окружающих возникает из-за отсутствия уважения к себе, внимания и любви. 

Самая неоднозначная является негативистическая направленность личности. Отрицательное отношение личности и к себе и обществу не может быть длительное время устойчивым. Оно ведет человека либо к постепенному изменению в отношениях либо к невротическому состоянию личности и в крайнем его проявлении – суициду. Человек не приемлет ни себя ни других. Это чаще всего тонко чувствующие и глубоко переживающие натуры. Переживания по поводу крушения идеалов, проблемы во взаимоотношениях, в семье приводят к длительной фрустрации и неприятия как себя так и окружающих. Личность ощущает свою полную несостоятельность и расщепление целостности Я. И сам человек, и окружающие, их поступки, мысли, желания стремления кажутся ему мелкими. Ничтожными, бессмысленными и лживыми. В трудовой повседневной деятельности наступает полная апатия, отсутствие увлекательности и интереса к конечному результату. Само будущее рисуется в мрачных тонах. Личность желает изменение к лучшему, но не хочет (не может) что-либо предпринять, поэтому любые новые требования воспринимаются им негативно. Ни успехи, которые иногда проскальзывают , ни поражения не получают никакой эмоциональной окраски. Личность и не стремится к повышению своего социального статуса, так как чувствует несправедливость и бессмысленность во всем. Чаще всего человек находится в подавленном состоянии. Как отношение к своему прошлому, так и отношение к своему народу и стране отрицательное как в настоящем, так и рисуется отвратительным и в завтрашнем. Негативистическая направленность с мизантропической акцентуацией выражается в отрицательном отношении к другим. Окружающие вызывают отвращение, злобу и ненависть. Человек воспринимает себя ничтожным, безнравственным, но окружающие еще более отвратительны. И самое главное . что он считает, что все это изменить невозможно. Это вызывает в нем гнев, раздражение, разочарование, отчаяние, что может привести к бурным эмоциональным вспышкам. Негативистическая направленность с самоуничтожительной акцентуацией характеризует личность патологически стремящейся к худшему состоянию. Главный их лозунг- «чем хуже, тем лучше». Ни в других, ни в себе человек не видит ничего положительного, никаких светлых перспектив и даже не ха что «зацепиться». Отношение к себе хуже чем к другим. Если личности не прийти на помощь. То ситуация может получить трагических исход. 







Заключение

Данная классификация имеет целью систематизировать виды направленности и рассмотреть их крайние формы переходов. Потребность в самоутверждении - одно из проявлений внутреннего стремления себя проявить. Проявить себя можно в разные стороны. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Очевидно, что у разных людей  потребность в самовыражении и общении выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. 

Знание данных видов направленности имеет практическую значимость для педагогов, работающих с подростками и психологов к практике своей консультативной работы. Она позволяет определить психологическое самочувствие личности, сферы взаимодействия, которые являются для личности эмоционально комфортным или наоборот напряженным. Таким образом можно определить направления работы для коррекции и улучшению самочувствия личности и взаимоотношения с окружающими. Кроме того, знание реального состояния личностной направленности  поможет педагогам найти адекватные формы и методы взаимодействия с подростками и послужит повышению эффективности образовательной деятельности в целом.

 Обосновывая данную классификацию можно прийти к выводам, что гуманистическая направленность формируется у личности в более гармоничных и дружелюбных условиях роста и проживания. Эгоцентрическая формируется под влиянием гиперопеки и избалованных стилей воспитания. Социоцентрическая формируется при отсутствии внимания  к личности ребенка и принятия его успехов и достижений. Негативистическая является следствием наличия постоянной психотравмирующей ситуации развития или перенесения сильного психологического конфликта. Что особенно опасно в ситуации нестабильности принципов общественного уклада и развития антисоциальных общественных течений.  





























Список литературы

1) Алишев Б.С. Психика и преодоление неопределенности / Б.С. Алишев // Психология : журнал Высшей школы экономики / Ред. Т.Н. Ушакова. – Москва : Государственный университет - Высшая школа экономики, 2009. – 2009 №3 том6. – с.3-26. 2) Гусев А. И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности // Практична психологія та соціальна робота. – 2007. - № 1 – С.21 – 28. 3) Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 4) Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6 с 3-20. 5) Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. Вып. 8–9. С. 7–15. 6) Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал, 2009. Т. 30. №6. С. 140-152. 7) Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 3(11). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.08.2011).......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44