- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Налогообложение прибыли коммерческих банков и его совершенствование в современных условиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007421 |
Тема: | Налогообложение прибыли коммерческих банков и его совершенствование в современных условиях |
Содержание
9 МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Экономический факультет Кафедра финансов и кредита Налогообложение прибыли коммерческих банков и его совершенствование в современных условиях Магистерская диссертация Направление 38.04.08 Финансы и кредит Магистерская программа Банки и банковская деятельность Заочное отделение Допущено к защите в ГЭК ___ ___ 2016 Зав. кафедрой __________ д.э.н., проф. Е.Ф. Сысоева Обучающийся __________ Д.О. Ермилов Руководитель __________ к.э.н., доцент А.С. Бородина Воронеж 2016 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты налогообложения прибыли коммерческого банка…..7 1.1 Сущность, функции и генезис налога на прибыль………………………….7 1.2 Прибыль коммерческого банка как объект обложения………….………..12 1.3 Роль налога на прибыль в формировании доходов бюджета...……….…..21 2. Методологические основы налогообложения прибыли коммерческих банков..…………………………………………...………………………….….. 29 2.1 Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организации………………………..………………………………..………..29 2.2 Особенности определения налоговой базы коммерческими банками……………..…………………………..……..……………………...38 2.3 Налогообложение прибыли коммерческого банка.……………………….49 3. Направления совершенствования налогообложения прибыли коммерческих банков…………………………………………………….…………...………….54 3.1 Зарубежный опыт налогообложения доходов коммерческих банков ………………………………………………...…………..………….54 3.2 Основные направления совершенствования действующего порядка налогообложения прибыли коммерческих банков...……….….………….60 3.3 Повышение регулирующей роли налогообложения прибыли коммерческих банков в условиях кризиса………….……...………………69 Заключение……………………………………………………………………….77 Список использованных источников...………………………………..………..81 Введение Актуальность темы исследования. В современных условиях тема налогообложение прибыли коммерческого банка - одна из наиболее значимых в банковской среде. Это обусловлено тем, что в настоящее время одной из главных задач по выходу экономики России из системного финансового кризиса остается задача построения эффективной системы налогообложения. Проводимая рядом российских банков финансовая политика оказала негативное влияние на их устойчивость, что особенно остро проявилось в условиях кризиса и вызвало необходимость формирования новой модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности, в том числе за счет изменения системы налогообложения банков. В то же время в последнее десятилетие кредитно - банковский сектор развивался наиболее интенсивно по сравнению с другими сферами народного хозяйства, в связи с чем, коммерческие банки стали одними из наиболее крупных налогоплательщиков государства, что обеспечивало значительные налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Этап трансформационного процесса по - новому определяет в налоговой системе России роль и место налогов коммерческих банков, специфичных по определению сущностных характеристик. В налоговой системе банки занимают особое положение, обусловленное тем, что они являются налоговыми агентами, посредниками между государством и другими налогоплательщиками в части удержания налогов, осуществляют финансово - хозяйственные операции и в то же время сами исполняют государственные назначения. Важнейшим признаком современных институциональных изменений, направленных на создание необходимой инфраструктуры инновационного развития экономики, является усиление банковской системы, в которой система налогообложения должна соответствовать заданным направлениям ее развития. В современных условиях вопрос о совершенствовании налогообложения российских коммерческих банков приобретает особое значение. Их кризисное положение, с одной стороны, и необходимость расширения инвестиций в экономику, с другой стороны, в известной степени обостряют проблему совершенствования налогообложения коммерческих банков, превращают ее в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов. Налоговое регулирование деятельности коммерческих банков государством, следует рассматривать как с позиции обеспечения устойчивости банковской системы, так и позиции влияния банков на основные направления и темпы экономического развития страны. Здесь роль налоговой составляющей особенно значительна в реализации направлений проводимой государством экономической политики. Необходимость совершенствования налогообложения коммерческих банков обусловливает недостаточность теоретических установок, нестабильность нормативно - правового поля, видовой динамики налогов, условий их взимания. Реализация функциональной роли российской системы налогообложения в банковской сфере осложняется тем, что она должна учитывать не только интересы развития финансового сектора, стимулировать инвестиционные процессы, но и регулировать направление инвестиций, способствуя привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, особенно с учетом сложившейся в настоящее время экономической ситуации. Практическая и теоретическая значимость, важность рассматриваемой проблемы актуализирует исследование данной проблематики. Степень разработанности проблемы. Анализ периодической и монографической литературы по проблеме диссертационной работы показал, что вопросам реформирования налоговой системы страны, развития и роли системы налогообложения коммерческих банков в научной литературе уделено достаточно много внимания. Однако до настоящего времени вопросы направлений реформирования налогообложения банков являются во многом дискуссионными, несмотря на их разноаспектное рассмотрение. В исследуемой области среди работ зарубежных и российских ученых, практиков можно выделить труды Д. Боголепова, А. Маршалла, Дж. Милля, У. Петти, Д. Риккардо, А. Смита, Дж. Стиглица, Д. Стюарта, И. Тургенева, Б. Франклина. В определение границ налогообложения существенный вклад внесли исследования А. Лаффера, М. Фридмена. Современные исследования налогообложения отражены в работах О. Богачевой, И. Горского, Ю. Данилевского, Ю. Любимцева, Л. Маршавиной, Л. Павловой, В. Панскова. Проблемы формирования эффективной системы налогообложения коммерческих банков исследованы в работах И. Ларионова, К. Мурзина, В. Слепова, Е. Смирнова. Анализу моделей налогообложения посвящены работы А. Брызгалина, И. Гашенко, А. Козырина, В. Князева, О. Мещеряковой, П. Мостового, С. Пепеляева, В. Пушкаревой, Д. Черника, С. Шаталова. Вопросы реформирования налогообложения исследовались Л. Абалкиным, Л. Андриановым, А. Ворониным, Т. Гварлиани, С. Глазьевым, Е. Джурбиной Б. Златкис, А. Колесовым, В. Красницким, Л. Лавровым, В. Лексиным, Н. Малис, Р. Новоселовым, В. Мокрым, Л. Прониной, Т. Поляком, О. Пчелинцевым, Н. Тюпаковой, М. Яндиевым. Недостаточная теоретическая разработанность и высокая практическая значимость комплекса задач, связанных с совершенствованием налогообложения прибыли коммерческого банка, обусловливают необходимость его дополнительного исследования, предопределяя цель и задачи работы. Цель исследования заключается в развитии теоретических положений и методического обеспечения налогообложения прибыли коммерческих банков, разработке научно - практических мер по его совершенствованию. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач: - уточнить сущность и функции прибыли коммерческого банка; - выявить специфику прибыли коммерческого банка как объекта налогообложения; - проанализировать зарубежный опыт налогообложения доходов коммерческих банков; - определить роль налога на прибыль в формировании доходов бюджета; - выявить основные направления совершенствования действующего порядка налогообложения прибыли коммерческих банков; - обосновать рекомендации по совершенствованию налогообложения прибыли коммерческого банка в современных условиях. Предметом исследования выступает совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между коммерческими банками, налоговыми органами, хозяйствующими субъектами, в процессе налогообложения прибыли коммерческих банков. Объектом исследования является налогообложение прибыли коммерческих банков. Теоретико-методологической основой исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по развитию системы налогообложения коммерческих банков, разработки Федеральной налоговой службы, материалы конференций по проблеме налогообложения, а также концепции и гипотезы, представленные в работах российских экономистов, занимающихся вопросами технологий налогообложения, обеспечивающих устойчивое развитие банковской системы государства. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как системный и сравнительный анализ, абстрагирование, индукция, дедукция, логико-гносеологический и диалектический методы. В качестве специальных методов применялись многофакторный регрессионный анализ, кластерный анализ. При решении конкретных задач использовались программные продукты Excel и Matlab. Всё это обеспечило достоверность и объективность полученных научных выводов и результатов. В работе использовалась информация официальных сайтов по вопросам налогообложения прибыли коммерческих банков, статистические данные, нормативные и законодательные акты, а также данные квартальных отчетов и внутренние положения коммерческих банков. 1. Теоретические аспекты налогообложения прибыли коммерческого банка 1.1. Сущность, функции и генезис налога на прибыль Налог на прибыль организаций - федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках. Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций. Налог на прибыль организаций является важнейшим федеральным налогом РФ. Он поступает в федеральный бюджет и региональные бюджеты РФ. С точки зрения микроэкономики налог на прибыль организаций представляет собой важнейший из элементов, образующих систему налогов и сборов РФ. Исчисление данного налога, взимаемого с хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают основную долю прироста ВВП (т.е. с юридических лиц), происходит, во временном отношении, в последнюю очередь - после начисления и (или) уплаты всех остальных видов обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Поэтому налог на прибыль организаций фактически является налогом на их финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения юридическим лицом всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде. Помимо прочего, расчет налога на прибыль является завершающим этапом закрытия каждого финансового года в любой организации, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. Налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 года на всей территории России. С 1 января 2002 года элементы налогообложения по налогу на прибыль установлены в главе 25 НК РФ. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Развивающееся на протяжении последних лет налогообложение прибыли в РФ освоило множество различных способов и приемов взимания средств. Современное налогообложение прибыли организаций в РФ соответствует мировому уровню, однако отличается чрезмерной фискальной направленностью и оставляет нерешенными многие проблемы. При этом эффективная система налогообложения прибыли должна разумно сочетать фискальную, регулирующую и контрольную функции. Функции налогов можно представить на следующей схеме: Рис. 1.1. Функции налогов Налог на прибыль организаций - налог, взимаемый с юридических лиц независимо от видов собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Сам по себе налог на прибыль является федеральным налогом и регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым ставка налога на прибыль, разбивается на две составные части: часть налога предприятия уплачивают в федеральный бюджет и часть - в региональный бюджет. Причем федеральным законодательством регулируется предельный размер ставки налога, принадлежащей уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, относясь к категории федеральных налогов, он является доходным источником бюджетов различных уровней, в чем проявляется его распределительная функция. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами - региональными (субъектов РФ) и местными. Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены статьей 284 Налогового Кодекса РФ. Основная ставка - 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% - в бюджеты субъектов Российской Федерации. В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размере 20% - со всех доходов, кроме доходов от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок (для таких доходов установлена ставка в размере 10%), а также кроме доходов по дивидендам и по операциям с отдельными видами долговых обязательств Налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов и определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, могут быть установлены в размере 0%, 13%, 15%. Сумма налога, исчисленная по данным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%. Налоговый период - это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для всех налогоплательщиков налоговый период по налогу на прибыль организаций устанавливается как календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до конца календарного года. Режим уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, определенного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Декларацию обязаны представлять все российские организации, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, причем даже те, у кого нет обязанности по уплате налога. "Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанность уплаты налога на прибыль, могут подавать декларацию по итогам отчетного периода, а по итогам налогового периода подают декларацию в упрощенном виде". Налогоплательщики предоставляют декларацию в налоговую инспекцию: - по месту своего нахождения; - по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Однако если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта РФ, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ можно уплачивать через одно обособленное подразделение (так называемое ответственное обособленное подразделение), которое организация определяет самостоятельно. В общем виде, плательщиков налога можно представить на рисунке 1.2: Рис. 1.2. Налогоплательщики налога на прибыль организации Плательщиками налога на прибыль признаются все предприятия, организации, являющиеся по Российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности. К ним следует отнести коммерческие банки; организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности; негосударственные пенсионные фонды; бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности. 1.2 Прибыль коммерческого банка как объект обложения Исследования в области объектов прямого налогообложения банков показали, что авторы, как правило, дают определения объектов налогообложения в целом, не выделяя объекты прямого и косвенного налогообложения. Объекты налогообложения также рассматриваются без разделения на объекты налогообложения банков и других коммерческих организаций. С одной стороны, объект налогообложения понимается как действия, связанные с приобретением имущества, доходов и т.д., с другой – объект налогообложения – это непосредственно имущество, доход, другие материальные ценности. Так, в энциклопедии российского и международного налогообложения под объектом налогообложения понимается объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. В большом бухгалтерском словаре объект налогообложения трактуется как юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) под объектом налогообложения понимается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Отсюда можно констатировать, что объект прямого налогообложения – это имущество и прибыль, являющиеся результатом деятельности организаций. В свою очередь, под объектом прямого налогообложения коммерческих банков понимается имущество банка и прибыль, полученные в ходе его деятельности. Объекты прямого налогообложения банка подразделяются в зависимости от уплачиваемых банком прямых налогов. Так, к прямым налогам коммерческих банков относят: налог на прибыль организаций, страховые взносы (платеж налогового типа), государственную пошлину, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. Соответственно каждый прямой налог имеет определенный объект. Таблица 1.1. Прямые налоги коммерческих банков и объекты их обложения Вид прямого налога Объект обложения Налог на прибыль организаций Прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов) Страховые взносы (платеж налогового типа) Фонд оплаты труда Государственная пошлина Юридически значимые действия Налог на имущество организаций Движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета Транспортный налог Наземные, воздушные, водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации Земельный налог Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог Источник: составлено автором. Объекты налогообложения коммерческих банков, так же как и прямые налоги банков, имеют значимость в их деятельности. Наибольший интерес представляют наиболее значимые налоги на прибыль и на имущество банков, соответственно объекты, облагаемые данными видами налогов. Объект налогообложения прибыли претерпел существенные изменения за последние двадцать лет. Первоначально объектом обложения банка являлись доходы без учета полученного в установленном порядке НДС. К ним относили начисленные и полученные проценты по ссудам, полученную плату за кредитные ресурсы, комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям, по аккредитивам, инкассовым и другим банковским операциям, доходы от валютных операций, связанных с продажей наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и во вкладах, и др. С 1 января 1994 г. был отменен ранее действовавший порядок налогообложения доходов банков и кредитных учреждений. С этого момента налогообложение осуществлялось согласно Федеральному закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в связи с чем основным объектом налогообложения стала прибыль банка. Было введено Положение, устанавливающее особенности определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль коммерческих банков и порядок формирования финансовых результатов. С 1 января 2002 г. налог на прибыль коммерческих банков регулируется главой 25 НК РФ наравне с другими организациями. В связи с чем объект по налогу на прибыль банков определяется в зависимости от их географической принадлежности. Представим в виде таблицы 1.2: Таблица 1.2. Объект обложения по налогу на прибыль коммерческих банков Налогоплательщик Объект обложения Российские коммерческие банки Прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов) Иностранные коммерческие банки, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства Прибыль (доходы, полученные через данные представительства, уменьшенные на величину произведенных ими расходов, определяемые в соответствии с законодательством) Иные иностранные коммерческие банки Доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ Источник: составлено автором. Несмотря на то, что объектом по налогу на прибыль является финансовый результат в виде прибыли, а из таблицы 1.2 прослеживается, что прибыль банков формируется как доходы за вычетом расходов, что делает целесообразным рассмотрение видов доходов и расходов, учитываемых при формировании базы налогообложения в виде прибыли. Так, доходы и расходы банков можно классифицировать как общие и специальные, понимая под общими статьи доходов и расходов, которые учитываются при формировании налоговой базы как коммерческих банков, так и предприятий. Среди них выделяют три основные группы доходов: доходы от реализации, внереализационные доходы и доходы, не учитываемые при определении налоговой базы и расходов: расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли. Под специальными доходами и расходами подразумевается определенный их перечень, присущий специфике деятельности банков (ст. 290, 291 НК РФ соответственно), которые также систематизированы определенным образом (табл. 1.3). Таблица 1.3. Классификация специфических доходов и расходов банка, учитываемых при определении налогооблагаемой базы Доходы Расходы ? от кредитной деятельности; ? от расчетно-кассового обслуживания; ? по валютным операциям, включая операции по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней; ? от операций с ценными бумагами; ? прочие доходы ? процентные расходы по привлеченным средствам; ? связанные с кредитной деятельностью; ? связанные с расчетно-кассовым обслуживанием; ? связанные с валютными операциями; ? связанные с операциями с ценными бумагами; ? прочие расходы Источник: составлено автором. Важно учитывать приоритетность специальных доходов и расходов банка, проявляющуюся в определении доходов и расходов, предусмотренных ст. 249, 250, 253, 256 НК РФ соответственно, с учетом особенностей ст. 290 и 291 НК РФ. Анализ специальных доходов кредитных организаций показал, что в их состав не включаются суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, страховые выплаты, полученные по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат, а расходов – суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций. Расходы от производства и реализации группируются по элементам затрат (рис. 1.3). Рис. 1.3. Классификация расходов по элементам затрат Одним из наиболее важных расходов в налоговом учете считается начисление амортизации в силу присутствия значимых отличий с бухгалтерским учетом. Итоговым этапом при выявлении объекта налогообложения прибыли является формирование налоговой базы по налогу на прибыль (рис. 1.4). Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Рис. 1.4. Схема формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль Определение налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, при передаче имущества в уставный капитал, уступке (переуступке) права требования, по операциям с ценными бумагами имеет определенные особенности (ст. 275, 277, 279, 280 НК РФ соответственно). Выделяют специальный порядок исчисления базы по операциям РЕПО с ценными бумагами (ст. 282 НК РФ). Не менее важным является объект налогообложения имущества коммерческих банков. В настоящее время налог на имущество банков так же, как и налог на прибыль, уплачивается наравне с другими компаниями. Регулирование налога на имущество банка осуществляется согласно главе 30 НК РФ, введенной 1 января 2004 г. Так, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. В зависимости от деления налогоплательщиков на российские и иностранные кредитные организации объекты обложения имеют некоторые различия в структуре. Отобразим это в таблице 1.4: Таблица 1.4. Объект налогообложения налога на имущество кредитных организаций Налогоплательщик Объект налогообложения Российская кредитная организация Движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета Иностранная кредитная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство Движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета) Иностранные кредитные организации, не осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство Находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности Источник: составлено автором. В то же время установлен перечень объектов, с которых налог не взимается. К ним относят земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты, другие природные ресурсы), а также движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. Исходя из объекта, формируется налоговая база по налогу, которая представляет собой среднегодовую (среднюю) стоимость облагаемого имущества. Средняя стоимость определяется за отчетные периоды. Она равна отношению стоимости имущества на каждое число отчетного периода и стоимости имущества на первое число месяца, следующего за отчетным периодом, к сумме месяцев отчетного периода, увеличенного на единицу. Среднегодовая стоимость имущества определяется как отношение суммы, полученной от сложения стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и стоимости имущества на последнее число налогового периода к сумме месяцев налогового периода, увеличенных на единицу. Налоговая база определяется: ? для российских кредитных организаций по всем объектам налогообложения; ? для иностранных кредитных организаций, имеющих постоянные представительства на территории Российской Федерации, по объектам имущества как движимого, так и недвижимого, используемого в деятельности этих представительств. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Важным моментом в формировании налоговой базы является ее определение отдельно в отношении имущества: ? подлежащего налогообложению по местонахождению кредитной организации (месту поставки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной кредитной организации); ? каждого обособленного подразделения кредитной организации, имеющего отдельный баланс; ? каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения кредитной организации и др. Таким образом, объекты прямого налогообложения банков непосредственно влияют на размер и величину уплачиваемых налогов банками, в связи с чем правильное планирование и использование объектов в деятельности коммерческих банков является основополагающим для дальнейшего совершенствования прямого налогообложения. 1.3 Роль налога на прибыль в формировании доходов бюджета Налог на прибыль организаций является важнейшим источником формирования доходной базы региональных бюджетов, от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране. Поскольку налог на прибыль является бюджетообразующим, его фискальная природа и назначение как средства финансового обеспечения деятельности государства неоспоримы. В доходах бюджетной системы Российской Федерации роль налога на прибыль организаций достаточно существенна: он занимает третье место после НДС и НДПИ. Также высока его роль в формировании доходной базы бюджетов субъектов РФ. Налог на прибыль организаций фактически является налогом на финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения организацией всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде. На современном этапе прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В традиционном понимании прибыль выступает как наиболее значимый и практически единственный показатель успеха предприятия и хорошего управления им. Анализ научных взглядов относительно природы прибыли позволил обобщить основные ее характеристики, раскрыть содержание ее функций (стимулирующая, воспроизводственная и контрольная) и сформулировать положение о месте и роли прибыли в современной рыночной экономике. Так, в частности, профессор Б. Х. Алиев, отмечая роль налога на прибыль организаций, указывает его ведущее фискальное значение в формировании бюджетного дохода, как федерального, так и региональных бюджетов. Профессор Г. Б. Поляк отмечает высокую роль налога на прибыль организаций в формировании территориальных бюджетов. Во многих представленных в экономической науке работах основное внимание акцентируется на двойственной природе прибыли (источник воспроизводства и цель предпринимательской деятельности), а также на том, что в со- временных условиях прибыль стала выполнять роль связующего звена в механизме согласования интересов отдельных предпринимателей и государства в целом. Кроме того, в рыночной экономике возрастает социальная роль прибыли, так как она становится важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: