- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
МВФ история возникновения и принципы деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000643 |
Тема: | МВФ история возникновения и принципы деятельности |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Факультет маркетинга Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «МАКРОЭКОНОМИКА» (микроэкономика или экономическая теория) на тему: «МВФ: история возникновения и принципы деятельности. Эффективность деятельности МВФ в странах Восточной Европы» Выполнила студентка группы 1110 очной формы обучения факультета маркетинга Грачева Мария Игоревна Научный руководитель: Ездина Наталья Петровна кандидат экономических наук доцент кафедры экономической теории Москва - 2015г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………..2стр. Глава 1. МВФ. Его история и структура 1.1 История возникновения МВФ………………………………………….....4стр. 1.2 Организационная структура МВФ……….……………………………….5стр. 1.3 Сущность и цели деятельности МВФ………………………………….....8стр. 1.4 Условия членства в МВФ и механизмы кредитования………………...10стр. Глава 2. Эффект деятельности МВФ в странах Восточной Европы 2.1 Кредитование экономики стран Восточной Европы…………………....15стр. 2.2 Финансовая помощьРоссии……………………………………...............16 стр. Заключение…………………………………………………………………….19 стр. Список литературы…………………………………………............................20 стр. Приложение …………………………………………………………………...22 стр. Введение. В системе международных экономических отношений значительную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно. Кредитование составляет один из основных инструментов развития экономики, как на микро так и на макро уровнях. На сегодняшний день на Земле не осталось стран, которые бы не имели бы внешнего долга. Всё это отражает непрерывный процесс глобализации, когда ни одна страна уже не может оставаться в стороне от международных потоков товаров и капиталов (в том числе и кредитов). Международный валютный фонд (МВФ) является на сегодняшний день основным международным институтом, определяющим международную кредитную политику. Это не значит, что невозможно получить кредит в обход МВФ, но значит, что всякий международный кредитор, так или иначе, учитывает опыт и мнение МВФ о возможностях кредитования той или иной страны. На множестве международных конференций и совещаний проводимых МВФ разрабатываются новые инструменты для урегулирования проблем внешней задолженности. Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, целей деятельности, основных механизмов кредитования и роль в международных валютно-кредитных отношениях важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы. Цель курсовой работы: изучение Международного валютного фонда, его принципов функционирования и основных целей создания. Задачи курсовой работы: 1. изучение истории возникновения МВФ и его организационной структуры; 2. рассмотрение целей и основных задач деятельности МВФ; 3. отдельное изучение условий членства в МВФ и основных механизмов кредитования; 4. рассмотрение специфики Группы Всемирного банка, выявление общих черт и различий МВФ и МБРР, а также отдельного рассмотрения уделялось взаимоотношениям МВФ с Россией. Объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль МВФ в международно-кредитных и финансовых отношениях. Из авторов литературы, в которой рассматривается деятельность МВФ и его основные принципы функционирования, следует отметить Моисеева С.Г., Хасбулатова Р.И. и Красавину Л.Н., а также документы МВФ, материалы официального сайта МВФ и других специализированных электронных ресурсов. Глава 1. МВФ. Его история и структура. 1.1 История возникновения МВФ. Международный валютный фонд (МВФ-InternationalMonetaryFund, IMF) создан по решению Бреттон-Вудской международной конференции 1944г., проводившейся в Бреттон-Вудсе, в американском штате Нью-Хемпшир. На ней делегаты от 44 государств договорились об основах сотрудничества, призванного не допустить повторения экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов[4, стр.1]. В тот период в целях сохранения золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для резидентов возможность покупать товары за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако принятые решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться из ловушки кризиса. Экономическая политика в стиле «разори соседа», популярная в 1930-х гг., подорвала международную экономику: объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни. С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях. В результате на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов. Главными архитекторами послевоенной международной экономической системы стали специалист Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт и известный британский экономист Джон МейнардКейнс.[8, стр.402] Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.; в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, как они были сформулированы в 1944 г. С тех пор в мире произошел значительный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве государств уровень благосостояния резко возрос по сравнению с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл подъемов и спадов. В течение десятилетий, прошедших со Второй мировой войны, в глобальной экономике помимо роста благосостояния произошли другие значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации к изменившимся условиям и реформ. Быстрый прогресс в области технологий и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию тесных связей между экономиками стран[7,стр. 125]. Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией. На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 стран, почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу. 1.2 Организационная структура МВФ. Организационная структура МВФ приведена в приложении 1. Высшим директивным органом МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами-членами МВФ. Согласно Статьям соглашения Фонда, Исполнительный совет отвечает за ведение дел Фонда и в этих целях использует все полномочия, переданные ему Советом управляющих.[4, стр.1] Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров и их заместителей, назначаемых или избираемых государствами-членами, и отвечает за текущий надзор, за работой МВФ в штаб-квартире Фонда, как отмечалось выше, находящейся в Вашингтоне, округ Колумбия. Председателем Исполнительного совета является Директор-распорядитель МВФ.[12, стр. 382] В Совет управляющих входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждого из 187 государств-членов МВФ. Управляющим обычно является министр финансов государства-члена или глава его центрального банка. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка. Имеется два комитета управляющих, которые представляют все государства-члены. Первый, Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) является консультативным органом, состоящим из 24 управляющих МВФ (или их заместителей), которые представляют те же страны или группы стран, что и 24 исполнительных директора. [2, стр.154] МВФК представляет рекомендации Совету управляющих и отчитывается перед ним по таким вопросам, как выполняемые Советом функции надзора за управлением международной валютной и финансовой системой и ее преобразованием и связанного с ним анализа изменений глобальной ликвидности и передачи ресурсов развивающимся странам; рассмотрение предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения; а также преодоление сбоев, которые могут представлять угрозу для системы. Он не имеет полномочий по принятию решений. МВФК обычно проводит заседания два раза в год в марте или апреле и в сентябре или октябре – во время Весенних и Ежегодных совещаний.[1,стр.148] Второй, Комитет по развитию (официально именуемый Объединеннымминистерским комитетом Советов управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) является совместным органом Всемирного банка и МВФ, состоящим из 24 управляющих или заместителей управляющего Всемирного банка или МВФ; он консультирует Советы управляющих МВФ и Всемирного банка по важнейшим вопросам развития, а также относительно финансовых ресурсов, требующихся для содействия экономическому развитию в развивающихся странах. Комитет по развитию, как и МВФК, обычно проводит заседания два раза в год. Согласно Статьям соглашения, Исполнительный совет МВФ отвечает за выбор Директора-распорядителя Фонда. Любой исполнительный директор может предложить кандидатуру на этот пост, независимо от гражданства кандидата. Директор-распорядитель назначается на пятилетний срок с возможностью повторного назначения на новый срок. На данный момент Директором-распорядителем и Председателем исполнительного совета является Доминик Стросс-Кан. В свою очередь, по согласованию с Исполнительным советом, он назначает первого заместителя Директора-распорядителя и двух заместителей Директора-распорядителя для оказания управленческой поддержки, один из которых выполняет функцию председателя Исполнительного совета в отсутствие Директора-распорядителя. Директор-распорядитель является руководителем штата сотрудников МВФ и ведет текущую работу МВФ под руководством Исполнительного совета[3,стр.478]. Он отвечает за все аспекты внутреннего управления и работу организации, а также ее внешние отношения и информационные связи. Три заместителя Директора-распорядителя разделяют между собой обязанности по надзору за отношениями МВФ с отдельными государствами-членами, выполняют обязанности председателя на некоторых заседаниях Исполнительного совета и контролируют работу персонала в конкретных областях. Сотрудники МВФ назначаются Директором-распорядителем и несут ответственность только перед МВФ. По состоянию на 30 апреля 2011 года персонал МВФ насчитывает 1862 специалистов и управленцев и 616 сотрудников других уровней. Восемьдесят два члена профессионального и управленческого персонала работают в должности постоянного представителя в странах Африки, Азии и Тихоокеанского региона, Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки и Карибского бассейна, отвечая в общей сложности за работу в 92 государствах-членах. Благодаря своему профессиональному опыту и знаниям и знакомству с местными условиями постоянные представители участвуют в составлении рекомендаций МВФ по экономической политике, ведут мониторинг экономических показателей стран и координируют техническую помощь. Представители в странах с низким доходом участвуют в обсуждениях стратегии сокращения бедности. Кроме того, постоянные представители предупреждают МВФ и принимающую страну о потенциальных отступлениях от намеченной политики. Признавая, что государства-члены должны иметь возможность опираться на услуги лиц, которые благодаря своему профессиональному опыту и подготовке понимают широкий круг задач разработки и проведения политики, стоящих перед руководством стран, и могут дать рекомендации по экономической политике, соответствующие условиям каждого из 187 государств-членов. Исполнительный совет давно подчеркивает необходимость разнообразия, и выражает обеспокоенность по поводу недостатков в этой области, неоднократно призывая к принятию мер по совершенствованию разнообразия персонала. В связи с этим Фонд прилагает все усилия для того, чтобы разнообразие персонала отражало состав государств-членов, проводя активный поиск кандидатов со всего мира. 1.3 Сущность МВФ и цели деятельности МВФ как организация представляет интересы 188 стран. Целями его работы являются: * укрепление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере * обеспечение финансовой стабильности * развитие международной торговли * содействие высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращение бедности. Международный валютный фонд (МВФ) - это межгосударственный институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами: * Во-первых, усилением интернационализации хозяйственной жизни, образованием ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы. * Во-вторых, развитием межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. * В-третьих, необходимостью совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.[9,стр.522] МВФ - это институт сотрудничества, который стремиться установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами.Основные функции МВФ: * содействие международному сотрудничеству в денежной политике; * расширение мировой торговли; * кредитование; * стабилизация денежных обменных курсов; * консультирование стран-дебиторов (должников); * разработка стандартов международной финансовой статистики; * сбор и публикация международной финансовой статистики; Фонд стремится предотвращать кризисы в международной системе, поощряя проведение государствами обоснованной экономической политики. В то же время — как следует из его названия — фонд также представляет собой пул финансовых средств, который могут использовать государства-члены, нуждающиеся во временном финансированиидля решения проблем платежного баланса.[4,стр.3] Среди целей деятельности МВФ, согласно его уставу, значится несколько пунктов: 1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами. 2.Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики. 3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции. 4.Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. 5.За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне. 6.В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а такжеуменьшать масштабы этих нарушений. При осуществлении надзора за экономической политикой государств-членов МВФ в основном рассматривает результаты экономики в целом, т.е. макроэкономические показатели. К ним относятся общий объем расходов (и их основные компоненты, такие как потребительские расходы и инвестиции), выпуск продукции, занятость и инфляция, а также платежный баланс. В центре внимания МВФ находится макроэкономическая политика страны — политика, связанная с государственным бюджетом, регулированием процентных ставок, денежно-кредитной сферы и обменного курса, а также политика в отношении финансового сектора, включая регулирование банков и других финансовых институтов. МВФ также уделяет внимание структурной политике, влияющей на макроэкономические показатели, включая политику в отношении рынка труда, определяющую занятость и динамику заработной платы. МВФ консультирует каждое государство-член относительно возможных путейсовершенствования его политики в перечисленных областях для более эффективного достижения таких целей, как высокая занятость, низкая инфляция и устойчивый экономический рост — т.е. рост, который можно поддерживать, не создавая таких трудностей, как инфляция и проблемы платежного баланса. 1.4 Условия членства в МВФ и механизмы кредитования Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется: - постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств; - отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты; - придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.[9,стр. 259] Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" Исполнительного совета[4,стр.2]. Квоты имеют такие функции: - создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам; - при их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (SpecialDrawingRights, SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна; - определяют «вес» голоса каждого члена фонда. Ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса. SpecialDrawingRights (SDR)- специальные права заимствования, искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускаются[15,стр.368]. Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ. Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 году как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет. Процентная ставка SDR пересматривается еженедельно. Она базируется на средневзвешенной величине процентных ставок на краткосрочные займы на денежных рынках валютной корзины SDR[15, стр.369]. В связи с развитием мирового экономического кризиса, в марте 2009 года Китай предложил на базе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Предполагается расширить базовую валютную корзину. В перспективе это может привести к появлению в наличном обороте новой мировой валюты, как в своё время из ЭКЮ появился евро. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения. Основные механизмы кредитования: 1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (ReserveTranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны.Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ[11,стр.489]. 2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (CreditTranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (UpperCreditTranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю. 3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-byArrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную[11,стр.490]. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов. 4. Механизм расширенного кредитования (англ. ExtendedFundFacility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен.Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны-заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letterofintent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (MemorandumofEconomicandFinancialPolicies), направляемых в МВФ[10,стр.329]. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performancecriteria)[4]. Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Также, механизмы кредитования представлены в таблице1. Глава 2. Эффект деятельности МВФ в странах Восточной Европы 2.1 Кредитование экономики стран Восточной Европы. Заместитель председателя Национального банка Чехии МоймирГампл считает, чтоМеждународный валютный фонд (МВФ) преднамеренно подогрел кризис в Восточной Европе, чтобы создать ситуацию, при которой регион вынужден был бы обратиться к МВФ за финансовой помощью. "Это просто нелепо, что именно МВФ ускорил кризис. Это была очевидная попытка вызвать необходимость финансового спасения всего региона", - заявил Гампл. По словам представителя чешского Центробанка, до кризиса у МВФ практически не было "клиентов", однако новое руководство фонда в лице Доминика Стросс-Кана удачно воспользовалось кризисом, чтобы расширить поле деятельности и увеличить свои финансовые ресурсы, передает Reuters слова Гампла в интервью австрийским СМИ. Заместитель главы Центробанка Чехии заметил, что МВФ, как и другие международные организации, преувеличил потенциальные риски западноевропейских банков в регионе, игнорируя тот факт, что кредиты местных "дочерних" западноевропейских банков большей частью покрываются за счет местных депозитов. К примеру, чешские банки не являются должниками и не "висят на шее" у своих материнских компаний за рубежом, подчеркнул Гампл. Он добавил, что при возникновении локальных проблем восточноевропейские банки самостоятельно будут их решать, не обращаясь за помощью в банки Австрии, Бельгии или Франции. "Неверная интерпретация данных Международным валютным фондом - это особо неприятная история. После того как мы вмешались, МВФ вынужден был скорректировать свои оценки рисков в банковской системе", - заявил Гампл. Говоря о перспективах присоединения Чехии к еврозоне, Гампл отметил, что страна не спешит вступать в валютный союз, тем более, что чешскому Центробанку удается контролировать инфляцию в стране. При этом страна расплачивается за независимость своей денежной политики сильными колебаниями курса валюты, признал Гампл. Так или иначе, вопрос присоединения Чехии к зоне обращения единой европейской валюты не является срочным ни для Праги, ни для еврозоны, где в связи с кризисом необходимость в новых членах сократилась. Кроме того, Гампл подчеркивает, что присоединение к еврозоне не является панацеейдля развивающихся европейских стран. Более того, риск сниженияконкурентоспособности при таком раскладе, напротив, возрастает: "Некоторые ошибочно полагают, что присоединение к еврозоне позволит им вздохнутьсвободно, что в итоге приводит к греческому сценарию", - заметил он.[5, «Газета.Ру»] Финансовая ситуация на Украине, скорее всего, не дает оснований для паники, считает Международный валютный фонд. Специалисты МВФ прибудут в Киев в ближайшее время для сбора информации и подготовки выдачи стране крупного международного займа. По словам директора МВФ Кристин Лагард, "оснований для паники нет. Мы не считаем, что Украине в ближайшем будущем потребуется финансовая поддержка в объеме, о котором говорят ее нынешние руководители. Для начала им следовало бы более тщательно просчитать цифры, которые они нам представили". По расчетам украинских лидеров, стране потребуется в течение следующих двух лет 35 миллиардов долларов, чтобы предотвратить дефолт, и, возможно, 4 миллиарда на покрытие текущих нужд. США, Россия и Европейский союз сходятся во мнении, что Международный валютный фонд должен играть важную роль в оказании помощи Киеву. В 2010 году МВФ одобрил передачу Украине кредита в размере 15 миллиардов долларов, но через год заморозил платежи, поскольку Киев не выполнил обещания провести реформы, которыми была обусловлена помощь, в частности, прекратить субсидирование цен на природный газ. После этого Фонд решил, что реформы должны предшествовать новым займам, испрашиваемым Киевом, а не следовать за ними. Между тем Конгресс США заявил о поддержке нового правительства Украины и сообщил, что во взаимодействии с Евросоюзом и МВФ готовит свой собственный пакет финансово-технической помощи республике.Председатель Подкомитета по делам Европы сенатор-демократ Крис Мерфи выразил надежду на то, что Украина вернется на путь преуспевания, покончив с коррупцией и сделав свою систему государственных финансов более прозрачной.[6,интернет портал «Радио свобода»] 2.2 Финансовая помощь России Вянваре 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц. В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (SystemTransformationFacility - STF)[13, стр.402]. В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ. С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт. После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд. Кредиты, выданные России, и их условия представлены в таблице 2 в приложение 2. В настоящее время МВФ делает для России неутешительные прогнозы:»Российская экономика находится в рецессии в результате снижения цен на нефть и действия санкций. Кроме того, долгосрочный экономический рост останется низким, учитывая структурные проблемы. Проводимая официальными органами макроэкономическая политика способствовала стабилизации ситуации, однако сохраняется значительная неопределенность в отношении цен на нефть и геополитических рисков. С учетом данных рисков необходимо проводить осмотрительную макроэкономическую политику. Таким образом, следуетпродолжить нормализацию денежно-кредитной политики темпами, соответствующими динамике снижения базовой инфляции и инфляционных ожиданий. Налогово-бюджетная политика обоснованно допускает в 2015 году стимулирование в ограниченных размерах, однако необходим план среднесрочной консолидации в целях адаптации к длительному сохранению более низких цен на нефть. Программа докапитализации банковского сектора должна в большей степени учитывать задачу обеспечения эффективного использования государственных средств. Наконец, для повышения потенциального р....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: