VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Муниципальные образования и их роль в развитии общества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005710
Тема: Муниципальные образования и их роль в развитии общества
Содержание
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
(НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»)







Екатеринбург

2010


РЕФЕРАТ



Цель настоящего исследования – исследование конкурентоспособности муниципального образования и направлений ее совершенствования. 

Результаты и новизна – исследуются теоретические основы формирования конкурентоспособности муниципального образования, выделяются понятия конкурентоспособности и конкурентной позиции, рассматриваются противоречия формирования конкурентоспособности. Выполнен развернутый анализ конкурентоспособности муниципального образования «город Екатеринбург». Разработана модель сравнения уровней конкурентоспособности муниципальных образований, которая апробируется на ряде крупнейших российских городов. Предложена модель прогнозирования основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований, с использованием которой проводится сравнение прогнозируемых уровней их конкурентоспособности. Получает научное подтверждение тезис  «Екатеринбург – третья столица России». Предложены направления совершенствования конкурентоспособности муниципального образования на примере муниципального образования «город Екатеринбург».

Степень внедрения и область применения – данные и выводы исследования могут найти широкое применения в органах местного самоуправления и других структурах, занимающихся проблемами инвестиций, маркетинга муниципального образования, привлекательности муниципального образования.

Объем работы – 106 стр.

Количество разделов – 3 главы, 8 параграфов.

Количество рисунков – 30.

Количество таблиц – 11.

Количество источников – 62 источника. 16 электронных источников (интернет).

Объем приложений – 38 стр. 


Содержание

	ВВЕДЕНИЕ	4

	1. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности муниципального образования	6

	1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности муниципального образования	6

	1.1.1. Конкурентоспособность муниципального образования	6

	1.1.2. Потенциал конкурентоспособности и конкурентная позиция муниципального образования	10

	1.2. Противоречия в формировании конкурентоспособности муниципального образования	10

	1.3. Муниципальные образования и их роль в развитии общества	10

	2. Анализ конкурентоспособности Екатеринбурга	10

	2.1. Ресурсные потенциалы конкурентоспособности Екатеринбурга	10

	2.2. Обеспечивающие потенциалы конкурентоспособности Екатеринбурга	10

	2.3. Сравнительный анализ конкурентоспособности Екатеринбурга и крупнейших городов России	10

	3. Совершенствование конкурентоспособности муниципального образования	10

	3.1. Перспективная оценка сравнительного индекса конкурентоспособности Екатеринбурга	10

	3.2. Приоритетные направления совершенствования конкурентоспособности Екатеринбурга	10

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	10

	Библиографический список	10


ВВЕДЕНИЕ

Среди глобальных явлений, характеризующих процессы урбанизации в XXI веке, своей значимостью выделяется конкуренция стран. Это явление особенно усиливалось в последнее время по мере развития глобализации экономики и стало ведущим принципом, определяющим стратегии развития городов и повышения качества жизни населения.

Территориальная конкуренция оказывает значительное влияние на социально-экономические процессы, идущие в городах и городских агломерациях, действуя как мощный стимул активизации потенциалов саморазвития территорий. Укрепление конкурентоспособности муниципальных образований требует учета большого числа факторов и разработки активных стратегий, таких как формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержка бизнеса и инноваций, обеспечение высокого качества городских услуг, наращивание культурного и образовательного потенциала, развитие туризма, внедрение информационных технологий управления. 

Сотрудничество и активный обмен опытом реализации социально-экономических стратегий содействуют усилению конкурентоспособности муниципальных образований, позволяют повысить эффективность развития и установить новые партнерские связи.

Особенно это актуально для муниципальных образований России, которые изучают и используют опыт городов стран Европы для повышения своей международной конкурентоспособности и создания благоприятных условий для инвестиций, туризма, коммерческих и гуманитарных связей. К сожалению, вопросы конкуренции между городами, конкурентоспособности городов, путей ее совершенствования представляются разработанными современной отечественной экономической мыслью не в полной мере и еще не получили всестороннего освещения в научной литературе.

Именно актуальность данной проблематики, которая подчеркивается большим интересом к ней как на международном, так и на российском уровне, а также ее недостаточная изученность определили цель работы. 

Целью данной работы является определение понятия «конкурентоспособность муниципального образования» и выявление путей ее совершенствования с учетом достигнутого уровня конкурентоспособности.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих основных задач:

рассмотрение понятия «конкурентоспособность муниципального образования» на основе анализа современных мировых тенденций (как предпосылок конкуренции между городами) и российских особенностей, сравнения с традиционным пониманием конкурентоспособности (применительно к предприятию);

раскрытие содержания понятий «потенциал конкурентоспособности» и «конкурентная позиция» муниципального образования;

изучение противоречий в формировании конкурентоспособности муниципального образования;

сравнительный анализ конкурентоспособности одиннадцати крупнейших российских городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) на основе эмпирических данных;

анализ перспективных возможностей совершенствования конкурентоспособности муниципального образования.

Работа структурирована в соответствии с задачами исследования и состоит из трёх глав. Первая глава посвящена концептуальным основам формирования конкурентоспособности муниципального образования. Во второй главе проведен анализ потенциальной конкурентоспособности Екатеринбурга и выполнен сравнительный анализ конкурентоспособности Екатеринбурга с одиннадцатью городами-миллионниками, исключая Москву и Санкт-Петербург. Третья глава включает прогнозирование индекса конкурентоспособности на основе моделей ARIMA и характеристику перспективных направлений совершенствования конкурентоспособности Екатеринбурга.  

Предметом исследования выступают процессы, тенденции и противоречия процесса формирования конкурентоспособности муниципального образования. 

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области экономики города, менеджмента города, местного самоуправления, экономики и организации предприятия (фирмы). 

В процессе исследования автором был применен ряд научных подходов и методов.

Основной методологический прием исследования – системно-структурный подход, позволивший наиболее эффективно организовать научный поиск для решения поставленных задач исследования. 

Помимо этого, широко применялись методы логического и географического моделирования, диалектический метод, метод дедукции, сравнительный метод, математические методы моделирования, классификации объектов и прогнозирования (преобладал в третьей главе исследования). 

Информационной базой исследования послужили аналитические и статистические материалы по проблематике развития российских городов. Именно наличие достоверных  статистических наблюдений в разрезе муниципальных образований, адекватно отражающих тенденции их развития,  представляло определенную трудность при исследовании. Муниципальная статистика в РФ находится на достаточно слабом уровне развития. Однако данная проблема в большинстве случаев была разрешена.


1. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности муниципального образования

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности муниципального образования

1.1.1. Конкурентоспособность муниципального образования

Рынок и конкуренция – это, соответственно, среда и процесс. Среда создана человеком без всякого участия природы и даже вопреки природе. Конкуренция как процесс свойственна только этой среде. Нет конкуренции вне рынка и нет рынка без конкуренции. Конкуренция означает столкновение интересов в политике, бизнесе, науке, споре и др. 

Первое впечатление от конкурентной борьбы – ее бессистемность. Не случайно 
Ф. фон Хайек отмечал: «...конкуренция представляет ценность потому и только потому, что её результаты непредсказуемы и, в общем, отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится или мог бы стремиться». Понятие «конкуренция» настолько многопланово, что даже в «Большом экономическом словаре» под редакцией А.Н. Азрилияна наряду с общей дефиницией приводится 15 определений её различных видов. Например, конкуренция – это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья; конкуренция – действенный механизм регулирования пропорций общественного производства в условиях товарного производства.

Основатель современной economics А. Маршалл писал: «Конкуренция ... заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». Спустя сто с лишним лет А.Р. Кабисов утверждает: «Конкуренция понимается как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще». По мнению М.И. Кныша: «Конкуренция – это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности». Наконец, представитель неоавстрийской школы И. Кирцнер указывает: «Конкурентный процесс продолжается благодаря вовлеченности участников в бесконечную гонку за опережение или удержание первенства (где, как всегда, «опережение» означает «предложение самой привлекательной возможности другим участникам рынка»)». 
В. Андрианов трактует понятие конкурентоспособности как многоплановую экономическую категорию, которая может рассматриваться на следующих уровнях: конкурентоспособность страны (национального хозяйства), конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность производителя (уровень фирмы), конкурентоспособность товара. 

Производство и потребление в самом упрощенном виде представляется следующим образом: с одной стороны имеется масса платёжных средств – денег, которая определяет спрос и, соответственно, емкость рынка, и с другой стороны – масса товаров, выступающая как совокупное предложение. Интенсивность конкуренции зависит от емкости платежеспособного рынка конечных потребителей. Товары выступают промежуточным звеном между массой денег и массой товаров конечного потребления.

Емкость рынка конечных потребителей определяется покупательной способностью этого рынка. Множество конечных потребителей неоднородно. Нижнюю его часть занимают потребители, чьи доходы равны или меньше прожиточного минимума. Поскольку в условиях рыночной экономики верхнего предела доходов конечного потребителя нет, продавец устремляется туда, где нет предела расширению сбыта. Выше сказанное иллюстрируется широко известной пирамидой потребностей Маслоу. В основании пирамиды – физиологические потребности, а на вершине – потребности в самовыражении (несдерживаемые потребности в потреблении). Данное представление можно трактовать как распределение множества конечных потребителей (рис.1).



Рис. 1 Распределение численности и платежеспособности населения

Чем выше уровень потребностей, тем меньшее количество людей способных их реализовать. А теперь перевернем пирамиду (правая часть рисунка), и будем считать, что теперь по ординате она отражает платёжеспособность – чем выше уровень потребностей, тем выше платёжеспособность индивидуума. Становится понятно, куда устремится в первую очередь производитель, удовлетворяя платёжеспособный спрос. Конкуренция всегда устремляется в наиболее платежеспособный сектор рынка. Рынок неминуемо порождает неравенство доходов и богатства, причём успешное накопление не есть следствие исключительных способностей предпринимателя. Даже начав с уравнительного распределения покупательной способности, рыночная экономика быстро превращается в равенство и неравенство. 

В советской марксистско-ленинской экономической литературе сложился слишком узкий и отрицательный (а позже – пессимистический) взгляд на конкуренцию. По Энгельсу: «Конкуренция есть наиболее полное выражение существующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Эта война, война за жизнь, за существование, за все, а в случае необходимости и война на жизнь и на смерть, протекает не только между различными классами общества, но и между отдельными членами этих классов».

Универсального определения конкурентоспособности для всех субъектов и объектов рынка нет. Все зависит от того, применительно к какому объекту или субъекту она относится, а также на каких внутренних и внешних уровнях они функционируют. Вместе с тем все вариации на эту тему однозначно предполагают наличие у субъектов соперничества особого свойства – конкурентоспособности. Тем самым, применительно к экономической среде конкурентоспособность в самом общем виде – это обладание свойствами, создающими сравнительные преимущества для субъекта экономического соревнования.  

Конкурентоспособность муниципального образования может определяться следующими четырьмя основными детерминантами.  Во-первых, эффективностью использования сосредоточенных на территории всех ресурсов (факторные условия); во-вторых, конкурентными позициями предприятий на мировом, национальном и локальном рынках товаров и услуг; в-третьих, способностью сформировать среду, дающую возможность сохранять и привлекать в муниципальное образование инвестиции, ресурсы, население, в-четвертых, возможностью создать на территории муниципального образования благоприятные условия для жизнедеятельности населения.

Муниципальное образование при оценке конкурентоспособности рассматривается как пространственная среда. Управление развитием муниципального образования осуществляется в целях повышения качества жизни населения и его благосостояния. В свою очередь, качество жизни и благосостояние населения неразрывно связаны с конкурентоспособностью соответствующего муниципального образования. 

В широком смысле, конкурентоспособность муниципального образования – это возможность муниципальных образований в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения, т. е. благосостояние населения. Особое значение приобретает «пространственное измерение» конкурентоспособности, т.е. признание значения пространственных характеристик тех экономических субъектов, от деятельности которых зависит конкурентоспособность территории. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Муниципальное образование должно способствовать осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.

Конкурентоспособность как экономическое явление – это сложный, многоуровневый и противоречивый процесс. На первое место здесь можно поставить тот признак конкурентоспособности муниципального образования, который выступает как импульс экономического развития. Данный признак определил И. Шумпетер, придавая ему свойство мутации, которое «непрерывно революционизирует экономическую структуру, создавая новую». В этом смысле конкурентоспособность муниципального образования превращается в динамический, никогда не прекращающийся процесс созидательного разрушения, постоянного изменения, обновления и создания нового в структурных характеристиках экономической системы. 

Конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает могущество крупного капитала, порождает стимулы развития производства товаров, необходимых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом муниципальном образовании она проявляется по-разному. С переходом к рынку муниципальные образования наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются: согласование и защита интересов муниципальных образований внутри страны и за рубежом; усиление конкурентных позиций муниципальных образований путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры; создание условий, благоприятствующих развитию в муниципальных образованиях малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности; создание системы льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов; наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей муниципальных образований.

Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность муниципальных образований.

Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут муниципальные образования с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности. 

Конкурентоспособность муниципального образования как экономического субъекта – это способность его соревноваться на равных с аналогичными территориями на рынке инвестиционных ресурсов, соперничать на рынке конкурентных товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мирового и национального рынка, представляют более высокую ценность по сравнению с аналогичными продуктами, производимыми на территории других муниципальных образований, а также возможность создавать в результате благоприятные условия для жизни населения.

Конкурентоспособность муниципального образования основывается на длительном, устойчивом саморазвитии, требующей как освобождения от устаревших, негибких элементов и структур, так и непрерывного приобретения новых качеств и свойств, отвечающих изменяющимся условиям внешней по отношению к городу среды. В XXI в. появятся и уже появляются новые сферы конкурентного соперничества городов и регионов, от учреждения которых будет зависеть их благополучие.

Непременным условием развития конкурентоспособности является обеспечение безопасности функционирования территории от внутренних и внешних угроз и неприятностей. Конкуренция заставляет и будет и дальше все больше инициировать муниципальные образования как можно эффективнее использовать накопленный ресурсный, производственно-технологический, инновационный, финансовый, экологический, интеллектуальный, демографический, организационный и иной потенциал территории.

В краткосрочном периоде конкурентоспособность муниципального образования зависит от полноты использования исторически сложившегося общего (совокупного) потенциала, в частности, от структуры экономики, качества и распространенности инфраструктуры, от уровня образования и квалификации трудовых ресурсов, характера и эффективности институтов, способности их формировать качественную среду, от возможности быстро и гибко реагировать на изменение внутреннего и внешнего спроса.

В долгосрочном периоде конкурентоспособность муниципального образования в большей мере зависит от способности устойчивого изменения или преобразования групп научно-технических, организационно-управленческих, социально-экономических, геополитических и иных факторов, которые: 

способствуют росту производительности (т.е. способности гибкой и отзывчивой экономики города создавать больше новых продуктов труда при данном количестве местных ресурсов или посредством вовлечения неиспользуемых ресурсов); 

содействуют привлечению новых потоков информации, капитала, людей, энергии, технологий и т.п.; 

дают возможность неуклонно повышать уровень (качество) жизни основной массы населения (услуги, образование, окружающая среда и др.).

Развернутое определение конкурентоспособности экономической системы дано 
А.В. Дьяченко. Конкурентоспособность экономических систем, по его мнению, – «это отношения по поводу товарного производства и рыночного сравнения полезностей, затрат и прибыльностей товаров и услуг экономических систем среди аналогов, субститутов (заменителей) и суррогатов, реализованных на конкретном рынке в условиях свободной конкуренции и отсутствия протекционизма».

Приведенное определение содержит некоторые положения, имеющие существенное значение для выстраивания методологии исследования конкурентоспособности муниципального образования как экономического явления. Во-первых, конкурентоспособность любой, включая территориальную, системы увязывается с отношениями по поводу товарного производства; следовательно, ее можно и нужно рассматривать как основной результат хозяйственной деятельности муниципального образования. Во-вторых, сравнение конкурирующих свойств товарного производства (полезностей, затрат, прибыльностей) позволяет выявить муниципальные образования, наиболее эффективно использующие ограниченные ресурсы, и на этой основе определить положение соответствующего муниципального образования как лидирующее на конкретном рынке товаров и услуг.

Таким образом, конкурентоспособность муниципального образования представляет собой динамичное явление, эволюционно формирующееся под воздействием многих обстоятельств. Как экономическая категория конкурентоспособность муниципального образования выражает отношения взаимодействия системы производительных сил территории, экономических отношений и институциональных форм протекания этих процессов, формирующих синергетический эффект этого взаимодействия.

1.1.2. Потенциал конкурентоспособности и конкурентная позиция муниципального образования

Категория «конкурентоспособность муниципального образования» характеризует именно конкурентоспособность, а не само участие муниципального образования в реальной конкуренции. Эта проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью муниципального образования.

Конкурентные преимущества – это не разовый эффект от блестяще проведенной рекламной компании, а внутренне присущая способность постоянно выигрывать конкурентную борьбу все более новыми средствами, адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, воспроизводить и генерировать инновации.

В каждом муниципальном образовании есть то, что экономисты, урбанисты, географы называют факторами развития. Это не что иное, как компоненты, необходимые для жизнедеятельности муниципального образования. Наделенность муниципального образования теми или иными факторами, несомненно, влияет на его конкурентоспособность, о чем со всей красноречивостью свидетельствует быстрый рост одних городов и деградация (упадок) других. Факторы, которые наиболее важны для формирования конкурентоспособности, не достаются по наследству, а создаются в пределах городского пространства с помощью процессов, которые в разных городах очень различны. Поэтому очень важна скорость, с которой трансформируются те или иные факторы.

Негативные факторы (момент, в общем-то, отрицательный) побуждают к обновлению, превращению их в позитивное, что часто влияет на стратегию городского развития. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются. Это, в свою очередь, зависит от того, как органы местного самоуправления мобилизуют позитивные факторы.

Ресурс фактора оценивается как основа для долговременного преимущества, если его постоянно совершенствовать. Как ни странно, невыгодное положение отдельных факторов может привести к конкретному преимуществу. Так, суровый климат или дефицит кадров побуждает снизить отрицательное влияние этих факторов с помощью новаций, поиска новых решений. Невыгодное положение города по отдельным факторам – это стимул обновления. 

Потенциал развития территории – средства, запасы, источники, ресурсы, которыми обладает муниципальное образование как социально-экономическая система и которые может мобилизовать в процессе своего развития. Конкурентоспособность территории в общем виде представляет собой способность реализовать накопленный на территории потенциал. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия муниципального образования в конкурентных отношениях, как между муниципальными образованиями, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими городами мира. Конкурентоспособность муниципального образования описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования муниципального образования (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

В процессе проводимого исследования автор различает понятия конкурентоспособности и участия муниципального образования в реальной конкуренции. Проблема участия в реальной конкуренции вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью муниципального образования.

Потенциал конкурентоспособности муниципального образования – совокупность ресурсов, средств и источников различного свойства, которыми обладает муниципальное образование и которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс на территории для достижения целей развития муниципального образования.

Оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных образований необходима для оценки количества и качества имеющихся ресурсов, выявления сильных и слабых сторон муниципальных образований в части обеспеченности ресурсами, необходимыми для развития, служит инструментом принятия управленческих решений по наиболее эффективному использованию имеющегося потенциала и активизации возможных источников роста конкурентоспособности территории.

Конкурентоспособность в широком понимании этого слова представляет собой умение (возможность) опережать других в достижении поставленных целей. Она проявляется в использовании определённых преимуществ, обеспечивающих достижение успеха при наименьших затратах.

Принято полагать, что конкурентоспособность территории обусловлена в первую очередь её географическим положением и наличием ресурсов, а прочие территориональные преимущества в той или иной мере являются производными от конкурентоспособности имеющихся предприятий и выпускаемой ими продукции. Вместе с тем территориальный 

аспект наличия/отсутствия конкурентных преимуществ в экономической теории предполагал в качестве объекта анализа страну. Однако страна как участник международных экономических отношений, обладая таможенной границей, национальной валютой и т.д., имеет совершенно иной статус и возможности, нежели регионы и города, её составляющие.

Конкурентные преимущества муниципального образования нельзя сводить только к выгодному расположению и наличию полезных ископаемых. Исследуя конкурентные преимущества стран, М. Портер формулирует следующий вывод: «Национальное процветание не преследуется – оно создается. Национальное процветание не вырастает из природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы национальной валюты, как это настойчиво утверждается в классической экономике. Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться». В этом плане выявление особенностей развития субъектов Федерации и муниципальных образований, их учет и использование при формировании экономической политики на перспективу представляет большой интерес.

В тематическом выпуске альманаха «Интеграция: власть, наука, производство» (учредитель и издатель – Институт экономики УрО РАН), посвящённом различным аспектам проблемы территориальной конкурентоспособности, акцентировано внимание на следующих ресурсах и условиях, составляющих территориальный бизнес-климат:

развитость инфраструктурного комплекса;

состояние окружающей среды;

качество рабочей силы;

научно-исследовательский потенциал и степень его реализации;

политика региональных властей в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

Вероятностный характер экономических и иных процессов, происходящих в муниципальных образованиях, непосредственно связан с многовариантностью их развития как сложного образования, когда достижение главной цели возможно не в одной форме или одним путем, а при наличии ряда возможных вариантов. На практике, как правило, реализуется лишь один из них. Если он не отвечает требованиям оптимальности, то это приводит к ухудшению социально-экономической обстановки, а в крайних случаях к кризисному состоянию развития муниципального образования.

Муниципальное образование может рассматриваться как набор взаимосвязанных потенциалов (ресурсов) и потоков, которые могут быть агрегированы в форму трех основных видов капитала: экономического, социального (социально-культурного) и экологического (природного).

В условиях местного самоуправления результаты социально-экономического развития в значительной мере определяется величиной и эффективностью использования собственного социально-экономического и иного потенциала. Решение ключевых задач развития муниципального образования обуславливает необходимость оценки его величины, тенденций и динамики, эффективности использования. Оценка социально-экономического потенциала необходима для  определения своей ниши в стране и регионе, прогнозирования дальнейших путей развития. Подавляющее большинство решений стратегического характера принимается в рамках ограниченности совокупных ресурсов муниципального образования. 



Конкурентный потенциал муниципального образованияКонкурентный потенциал территории с определенной долей условности может быть представлен тремя блоками основных структурных составляющих (см. рис. 2). 





Потенциалы готовности к социально-экономическим преобразованиям

Обеспечивающие потенциалы 



Ресурсные потенциалы 



Трудовой 



Производственный 

Природно-ресурсный 



Научно-инновационный 



Экономико-географический 



Социально-инфраструктурный 



Финансово-инвестиционный

Демографический 



Рис. 2 Структура конкурентного потенциала муниципального образования

Ресурсные потенциалы.

Природно-ресурсный потенциал характеризует возможности развития муниципального образования за счет рационального использования его земельных, минерально-сырьевых, лесных, водных, рекреационных и т.п. ресурсов. Экономико-географический потенциал характеризует резервы развития путем эффективного использования транспортно-географического положения, климатических и ландшафтных условий, размещения нового или расширения существующего производства. Социально-демографический потенциал характеризует возможности улучшения качества населения муниципального образования.

Обеспечивающие потенциалы.

Этот блок объединяет локальные потенциалы, которые способствуют реализации базовых ресурсных потенциалов. 

Трудовой потенциал характеризует возможности города за счет подготовки и рационального использования кадров.

Производственный потенциал определяет возможности развития города на основе эффективного использования всех структурных составляющих его производственного комплекса.

Научно-инновационный потенциал характеризует возможности города в сфере повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на основе рационального использования достижений научно-технического прогресса.

Социально-инфраструктурный потенциал характеризует возможности города в сфере улучшения медицинского, бытового, культурного, транспортного и жилищно-коммунального обслуживания населения.

Финансово-инвестиционный потенциал характеризует возможности города в привлечении и использовании средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей, населения для решения территориальных проблем. 

Потенциалы готовности к социально-экономическим преобразованиям включает организационно-политический и правовой фактор, который сегодня играет решающую роль в развитии муниципальных образований. 

Другой существенной проблемой является создание механизма конструктивного взаимодействия между властными структурами субъекта РФ и его «столицей». Постоянные изменения нормативной базы, противостояние различных уровней и ветвей власти оказываются мощным дестабилизирующим фактором развития города. Требует своего решения и сложная проблема внутримуниципального городского управления: взаимоотношения мэрии с административными районами, развитие территориального общественного самоуправления, передача отдельных полномочий негосударственным организациям (общественным организациям, различного рода ассоциациям и объединениям и т.п.).

В процессе анализа социально-экономического потенциала муниципального образования следует учитывать, что существует мировая, национальная и региональная иерархия городов. Так называемые мировые города, которых в мире меньше  десятка, выполняют важные функции мирового уровня. Однако и остальные города выполняют ряд функций в мировом контексте.

В рыночном пространстве страны приток капитала в то или иное муниципальное образование больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями муниципального образования и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждое муниципальное образование призвано оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению средств к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.

Конкурентное преимущество муниципального образования не может быть приобретено раз и навсегда. Оно изменяется в силу перемены экономико-географических, геополитических, экономических и иных условий и факторов. 

В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде муниципальное образование, имеющее наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае муниципальное образование приобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает ему возможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил и организации хозяйства.

Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития муниципальной экономики. Принцип экономической самостоятельности суб.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44