- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Характерные тенденции в развитии образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001356 |
Тема: | Характерные тенденции в развитии образования |
Содержание
Содержание Введение 1. Характерные тенденции в развитии образования 2. Значимые ценности системы образования 3. Формирование современной системы ценностей образования 4. Современные тенденции в образовании 5. Цель основной образовательной программы 6. Перспектива развития современного образования 7. Задачи и содержание гуманитарного образования 8. Гуманитарные знания в системе современного образования Заключение Список литературы Введение В данном реферате рассмотрены сущность глобализационных процессов в России, их влияние на образовательную среду и ценностные приоритеты студенчества, которые должны служить ориентирами при введении тех или иных инноваций. Ценностные ориентации личности является одной из главных ее характеристик, аих развитие — основной задачей гуманистической педагогики.Система ценностей составляет фундамент воспитания, те самые важнее идеи и цели, в осуществлении которых усматривают сущностьсвоего существования человек и общество.Современная система образования, как и общество в целом, переживают сложный период, когда осуществляется решительный поворот к личности студента. Такая система уважает собственнуюдостоинство каждого субъекта, его индивидуальную жизненную цель,запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения, самореализации и развития.Значительное количество исследований отечественных и зарубежных педагогов посвящена анализу, воспитание духовных ценностей студентов. Цель реферата— раскрыть понятия “студент” и особенностистуденческого возраста, а также современные глобализационные процессы,их влияние на образовательную среду и определить ценностные приоритета студенчества в условиях этих изменений. 1. Характерные тенденции в развитии образования Конец XX в. и начало третьего тысячелетия по масштабам трансформационных изменений называют переломным том, что в наше время наступает эра в истории человечества - информационное общество. Информационное общество - это не только производство, основанное на компьютерных технологиях, процесс создания и распространения знаний и информации, которые превращаются в: полные производительные силы общества. Именно от уровня интеллектуального развития человека в большей степени будет зависеть успех не только любой производственной деятельности, но и вообще любой сферы жизнедеятельности. Если же учесть рост тенденции глобализации, из среды другого означает небывалое ранее обострения конкуренции между государствами-нациями, приобретает характер и охватывает, кроме экономики, другие сферы, то становится очевидным, что только страна, которая обеспечит адекватный требованиям времени развитие образования и науки может надеяться на достойное место в мировом сообществе. Одним из последствий научно-технической и «информационной» революций и вызванного ими рост производства стала потеря общественной необходимости раннем начале труда и значительное повышение требований к уровню образовательной и профессиональной подготовки человека. На современном этапе в высокоразвитых странах поросли в активном возрасте кормят и одевают все население без малейших затруднений. Только в редких странах окончания обязательного образования приходится на возраст 14-15 лет, в большинстве же достигает 17-18 лет. Оценивая системные процессы высшего образования в странах Европы и Америки важно остановиться на характерных тенденциях развития зарубежной высшего образования, а именно: > Тенденция продолжения обязательного образования после школы; > Тенденция к диверсификации структуры высшего образования > Тенденция к построению общества, непрерывно учиться (система непрерывного образования) > Тенденция к многообразию высших учебных заведений; > Тенденция к расширению задач высших учебных заведений; > Тенденция совершенствования и расширения «короткой и профессионализированных» высшего образования > Тенденция к качественным изменениям в требованиях и условиях труда преподавателей высшей школы > Тенденция к созданию и развитию новых университетов и других высших учебных заведений на территории с низким образовательным уровнем населения; Тенденция к построению общества, непрерывно учиться. Идея непрерывного образования («LifelongLearning» - LLL) является одной из ведущих в образовательной политике начала XXI в. Сейчас она рассматривается как уникальный механизм выживания человека и общества в информационную эпоху. Ведь переход от индустриального к технотронного, информационного общества, в котором научные знания и информация ежегодно удваиваются или даже утраиваются, создает для человека принципиально новые условия жизни, требуя постоянного самосовершенствования и обновления знаний, рост самосознания и чувства ответственности. Это - новая социально-педагогическая парадигма, формирование которой объективно обусловлено всем социально-экономическим и общественным развитием под влиянием глобализационных и интеграционных процессов, которыми характеризуется современный цивилизационный развитие. Она призвана и способна обеспечить современный уровень профессиональной подготовки специалистов, преемственность и взаимосогласованность формирования профессионального мышления как основы профессиональной культуры. Ведь с течением времени меняются общества, технологии жизни, работы и учебы, объемы знаний, системы образования. Человек как личность формируется и развивается постоянно и непрерывно от рождения и на всю жизнь. 2. Значимые ценности системы образования Ценностные ориентиры современного образования не только определяют существование и способфункционирования образовательных институтов, которые образуют базовую организационную структуру этойсистемы, но и осуществляют решающее влияние на формирование стратегии развития образования надлительную перспективу. Таким образом, ценностные основания системы образования, отражая в определенноймере традиции, накопленный опыт и унаследованную своеобразие системы образования, неменьшей степени являются значимыми для ее настоящего и определения приоритетных задачразвития, которые могут иметь вполне новейший характер по сравнению с образовательной традицией. Попробуем сначала определиться с тем, какие ценности являются значимыми и основополагающими длясистемы образования. Выделяя различные группы ценностей, которые влияют на образование, по ихносителями называют три основные группы: > общественные ценности (общие для всехчленов общества), > ценности отдельных социальных групп (которые дают особые образовании; “социальные заказы” – этнических, профессиональных и тому подобное) > образовательные ценности(внутренние для системы образования). Если рассматривать систему образования как систему, то в ней должно быть определяющим невнешняя, а внутренняя детерминация. Именно к такой мысли склоняются мировой классикитеории социальных систем – Т.Парсонс и Н.Луман. Такая детерминация не можетосуществляться в социальных системах без учета влияния ценностей на поведениечленов этих социальных систем. В нашем случае речь идет о ценности участниковобразовательного процесса. Среди всех ценностей, которые ими управляют или могут управлять, напервое место стоит вынести ценности собственно образовательные, которым должны подчиняться вседругие. 3. Формирование современной системы ценностей образования Впрочем, сами образовательные ценности подвергаются постоянному воздействию со стороны ряда факторов, которыеопределяют их трансформацию и поддержание жизнеспособности.Следовательно, формирование современной системы ценностей образования обусловлено рядом внутреннихи внешних факторов. К внутренним целесообразно отнести кардинальные изменения в социальноми экономической жизни нашей страны; несоответствие образования требованиям времени, рынкатруда,интересам и потребностям каждого человека, и, наконец, но самое важное – изменения собственнойпарадигмы системы образования. Внешние факторы находятся, прежде всего, в плоскостиглобальных интеграционных процессов, происходящих в мире; высокого уровняинформационно-коммуникационных технологий, которые существенно влияют на формирование новыхценностных ориентиров жизнедеятельности общества в целом и образования в частности. Технологические процессы, к которым, прежде всего, относятся изменения в информационно-коммуникационных средствах обеспечения образования, не является предметом данного исследования,поскольку внимание сосредоточим на анализе ценностей. Впрочем, заметим, что готовностьпользоваться такими средствами, как и способность их, создавать, зависит не только отуровня технических знаний людей, а, прежде всего, от их морально-практическойнастроенности на создание и использование этих средств. Исследуя внешние воздействия на систему образования, которая, по нашему мнению, всегдаостается какой-то конкретной национальной системой образования, следует обобщить изучениеэтих воздействий приоритетным анализом единого процесса глобализации. Этот процесс имеет двавзаимодополняющих аспекта – создания и функционирования глобальных и другихнаднациональных социальных институтов, с одной стороны, и процессы углублениякультурного разнообразия – с другой. Таким образом, эти два процесса предстают невзаимоисключающими, а взаимодополняющими. В полной мере эти два аспекта находими в системе образования. Следовательно, ведущей тенденцией современного общественного прогресса на рубеже второго и третьеготысячелетий является интернационализация мирового пространства, политическое и культурное сближение стран.Формирование современных ценностей образования происходит под влияниемобщих интеграционныхпроцессов. Такой подход кардинально меняет существующий взгляд на задачи образования как на“трансляцию знания, воспроизводству культуры, ее ценностей и традиций” и требует признаниятого, что образование воспроизводит существующий общественный порядок, подготавливая социализированных, компетентных, лояльных участников коллективной жизни, соблюдающих нормы, правила изаконов, общепринятых в определенной стране”. Интеграция субъектов социально-политической, общественно-культурной деятельности создаетопределенные условия и эффективные стимулы прогрессивного развития образовательных систем, инициируя процессы обновления ценностей образования. 4. Современные тенденции в образовании Образование не является чем-то внешним по отношению к другим сферам жизнедеятельности человека. Процессы, происходящие в образовании, должны рассматриваться только в комплексе проблем человечества, важнее из которых является обеспечение благосостояния людей, выживание и устойчивого развития человеческого сообщества. По мнению отечественных и зарубежных специалистов, система образования является реальным средством решения этой проблемы. На темп и уровень этих положительных сдвигов, считает И. Зязюн, влияют следующие основные тенденции изменений в сфере образования: > Мировая тенденция изменения основной парадигмыобразования; > Мировая тенденция гуманизации образования; > Мировая тенденция интеграции; > Тенденция возвращения к традициям отечественного образования и культуры, в которых наблюдается мощная «методология и методика», хорошо оганизована гуманитарное образование единство отечественной и мировой культур. Развитие образования со второй половины ХХ в., Который называют «взрывом образования», повышение среднего уровня образования населения планеты является одной из существенных изменений общемирового значения. Эта тенденция в полной мере соответствует потребностям общества и направлениям его развития. Особенно высокими были темпы развития высшего образования, что существенно повлияло на прогресс образования в целом и чрезвычайный прогресс знаний. Гуманизация образования - это отражение в образовательном процессе тенденций гуманизации современного общества на основе духовности человека, ответственности за свои поступки. Гуманизация образования означает уважение к личности, доверие к ней, принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей и дарований, полноценной жизни на каждом из возрастных этапов для ее самоопределения. Гуманистатичною сути педагогического процесса считается развитие личности. Пути гуманизации образования: формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического процесса; воспитание у учащихся морально-эмоциональной культуры взаимоотношений; формирование у учащихся, эмоционально-ценностного опыта понимания человека; создание материально-технических условий для нормального функционирования педагогического процесса, воспитывает гуманную личность: искреннюю, человечную, доброжелательную, милосердную, с развитым чувством собственного достоинства и уважения к другому человеку. 5. Цель основной образовательной программы Наше общество за последние десятилетия стремительно меняется. Меняется модель поведения и ценностные ориентиры современного общества. Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях, образования и путях их реализации. От признания необходимости знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к переучиванию, быстром реагировании к требованиям современного рынка труда. Образовательное учреждение должно выполнять обязательства по решению задач государственного образовательного стандарта нового поколения, которые направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное воспитание, социализацию, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей. Саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательной школы (личностные, предметные и метапредметные), целевых установок, знаний, умений и компетенций, определяемых личностными. Семейными. Общественными, государственными потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации определенных целей и задач образования: > Оптимальное развитие каждого учащегося на основе педагогической поддержки и его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности; > Обеспечение качественного образования на основе дифференциации обучения; > Формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки и практики; Формирование учебной деятельности учащихся: умения учиться, наличия развитых познавательных интересов, внутренней мотивации,элементарных рефлексивных качеств. Ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования: > Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий; > Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; > Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств (стыда, совести, чувства вины) как регуляторов морального поведения. В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельный подход. Образование является фундаментом последующего периода жизни. Это касается формирования универсальных учебных действий (УУД),обеспечивающих умение учиться. Современные ценностные ориентиры образования призваны решать главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, включающую систему учебных и познавательных мотивов. Умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результаты. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространять общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности учащихся. При определении стратегических задач, должны учитываться индивидуальные особенности в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышления, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями учащихся. Успешность образовательного процесса связана и с активной позицией учителя, выбора им условий и методик обучения, использованием здоровье сберегающих технологий, применением в обучении образовательных технологий. Современное образование нельзя осмыслить вне учета сущностных процессов, происходящих в нашем техногенном обществе Нового времени – времени модерна, начавшегося еще с эпохи Возрождения и переживающего ныне антропологический кризис – кризис человека. Именно в эпоху модерна, технологического подхода к человеку создается идеология прагматизма, человек теряет смысл и цель жизни, что приводит к потере и самого человека как ценности. Новое время порождает новое общество – общество потребления. Принципами нового мироустройства становятся: свобода самовыражения без каких-либо границ, крайний индивидуализм, мораль успеха, эстетика наслаждения. Кризис распространился на многие сферычеловеческой жизни, в том числе сферы ценностей и мотиваций в образовательном пространстве. Телевидение и интернет стали главными поставщиками информации, отчего меняется структура познаниячеловеком окружающего мира. В киберпространстве не предъявляются серьезные требования к умственной деятельности. Информация в медиа мире передается посредством визуальных образов, активно замещающихслово, текст, что нельзя не учитывать в образовательной деятельности. Интернет-революция разрушает иерархическую систему знаний, приводит к обеднению форм поведения. За современным обществом прочно закрепилось название информационного общества, или общества массового потребления информации, эпохи массовых коммуникаций, средств массовой информации, масс медиа, а отсюда и массовой культуры, массовой литературы. Иной становится и потребитель информации – это массовый потребитель с развивающимся клиповым мышлением, восприятие которого лишается особого настроя на воспринимаемое, целостности, эмоционального проживания, сакрального погружения. В связи с изменением информационного пространства, окружающего современного учащегося, информационная парадигма в образовании выступает на первый план. 6. Перспектива развития современного образования Следствием современного режима существования общества становится и все большая гипертрофированность рациональной составляющей сознания у потребителя информации, в то время как иррациональная оттесняется на второй план. Однако именно она существенно влияет на важные стороны восприятия мира –нравственную, эстетическую, ценностную, правовую, моральную оценку происходящего, нравственную мотивацию поступков. Скрепой, объединительной идеей в новых реалиях должна стать идея духовно-нравственная и интеллектуально-творческая или нравственная и созидательная как высшая ценность. Нравственность не исходит из природы человека. Она определяется духовной идеей при ее понимании как основы нравственности и достоинства, а духовности – как осознания происходящего в контексте вечности и культуры, в контексте своей жизни в целом, своих состояний от детства до старости. Но на пути к обретению самоидентификации пролегает выстроенное современным обществом киберпространство, как удачно назвал нашу действительность Вектор науки Г.Н. Тараносова, Е.А. Решетникова «Ценностные ориентиры современного образования…» Дж. Гибсон в своем фантастическом романе «Нейромант». В этой виртуальной реальности, порожденной потребностью ощущения общности и гармонии, нет точек соприкосновения, в ней царят массовые удовольствия, транслируемые через кибермедиа, в то же время в ней есть компенсация стремления человека к общности, достигаемая через персональный компьютер. В отечественной культуре означенное стремление к общности находило ориентиры реализации более всего в литературе, отчего и культура получила определение литературоцентричной: художественная книга в России всегда была учителем жизни, давая примеры для подражания. Перспектива развития теперь видится в выстраивании образования как системы, создающей условия для самопроектирования. А в области семиотики обучения для глубинного понимания содержания, закодированного в тексте, адекватного воспроизведения картины мира, выраженной в знаках и текстах. Такое утверждение более чем справедливо, поскольку, по Канту,весь мир – это текст, и именно язык хранит информацию, управляя ею, а языковые модели отражают информационную модель мира. Так высшей ценностью в образовательной деятельности становится человек обучающийся, развивающийся, распознающий через текст смысловую картину мира, ищущий и обретающий личностный смысл. Особая роль для реализации обозначенных тенденций в учебном процессе должна отводиться художественному тексту, в нашем случае – при изучении русского языка и литературы, что подтверждают авторские многолетние исследования как в теоретическом, так и в методическом планах. Именно в художественном тексте воссоздается модель мира его автора, «высказывающего себя сердцем», благодаря чему обучающийся осваивает и писательский вариант смысла жизни, и образ речи в целом. 7. Задачи и содержание гуманитарного образования Многие говорят о национальных культурах, и классовых культурах, иначе говоря, подчиняют понятие культуры идеала благоденствия, могущества и безопасности. Такой субординацией понятие культуры фактически переводится животный уровень, где она теряет смысл. Культура должна быть метафизически ориентированной, или нет вообще. (Й.Хейзинга) С учетом вышесказанного, можно конкретнее сформулировать цели и задачи либерального образования в наших условиях. Центральная задача - формирование отношения индивида к власти. Именно здесь находится точка преодоления традиции и сразу же возможно расположение точки роста будущего либерального сознания. Власть, государство, властные институты и идеологемы суть правила игры, которыми каждый раз в условиях разворачиваются отношения людей и их групп. Эти правила следует знать и выполнять, могут помогать или препятствовать осуществлению поведения человека. Однако в самих этих правилах, как в любой мертвой схеме, нет и не может быть никакого положительного содержания, ничего, что можно любить или ненавидеть, с чем можно связывать свои надежды стремления. В плане речь идет прежде всего о десакрализации власти, об отделении представлений о власти как конкретного функционального элемента любой социальной системы от культурных по происхождению ценностей и смыслов, с которыми отношения к власти намертво связаны в образовательной традиции. В простейшем перечисления это происходит так: Страна месту жительства сложившейся группы этносов, имеющих общей культурой и историей не равна государству, или это исторически конкретная форма осуществления власти - или совокупность властных структур на территории страны вообще. Эквивалентной употребление этих понятий всегда содержит достаточно прозрачную метафору. Производными от этого метафоры является соответствующая содержательная интерпретация базовых ценностных понятий - "Родина" (с большой буквы), "родину" и, наконец, понять, что с моральными оценками поведения индивидов - "патриотизм", "верность", "гражданский долг " тому подобное. Говоря о неправомерном сужении таких интерпретаций, обычно справедливо подчеркивается их непреложная конфликтная (в историческом плане - милитаристская) ориентация. Они приобретают ценностный и даже культурный смысл только в контексте противопоставления и. Есть, однако, еще одно семантическая линия, приобретающая особое значение в содержании образования. Все перечисленные ценности не требует от индивида любой активности в повседневной жизни, больше, обычно прокламируют всевозможные ограничения самостоятельной активности и инициативы («Наступление на горло собственной песни»). Например, патриотом, верным гражданином страны и т.п. можно быть, а не шевеля за свою жизнь и пальцем. Если поставить в центр внимания, описываемые этими понятиями культурные содержания, общую картину приобретает совсем другой образовательном плане очень важный оттенок. Культура - это созидание, идет ли речь о творческом процессе или о результатах. Для того, чтобы защищать страну, город, дом "и т.п. нужно их сначала построить. Страна - это нечто, сделанное нашими предками и мы же. Патриот - человек, создавший есть и соотечественников нечто значительное ... И в этом смысле свобода как высшая цель образования - это свобода действующего человека, каждое решение и поступок которого подвергаются оценке им самим и его окружения. Эта свобода индивидуальная, а любое объединение индивидов имеет ценность лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно делается для совместных действий; при этом все члены объединения отвечает за поступки. Итак, одной из перспективных, если не единственным направлением либеральной переориентации образования - "переидеологизациы" - выступает культурная интерпретация основных ценностей и символов в его содержании, тех же символов, которые тоталитарная традиция соотносил только с властью. Сама культура как вместилище всего наследия страны и ее истории, имеет такую ??интерпретации нужной содержательной полнотой, объединяя в себе материальные, духовные и метафизические компоненты. Соответственно, естественными в случае яркие и общие определения гуманитарного образования и ее задач: Гуманитарное образование - основа гуманитарного воспитания, то есть.развития у индивида способности выбирать из практически возможных те поступки, которые приемлемы в рамках данной культуры. Задача гуманитарного образования - научить пониманию, то есть.соотнесению потока бытия, включая собственные поступки индивида, с категориями и ценностями культуры. Попытки соотнесения меняют саму культуру. Посмотрим теперь, насколько эти общие цели, определения и представления допускают хотя бы схематическое развертывание содержательном материале и может реализоваться в системе действий. 8. Гуманитарные знания в системе современного образования В теории и практике отечественного образования происходит переход от предмет центрированной парадигмы к гуманитарной. Основным образовательным ориентиром становится личность, ее собственно «человеческие» качества, целостность образования, основанном на изучении субъективных способов усвоения (освоения) культуры. Современная педагогическая практика все чаще сталкивается с проблемами отчужденности учеников от образования. Учащиеся оказываются за «бортом» учебного процесса и понимания роли образования и значения учения в своей жизни. С решением данных проблем, в большей степени, справляется именно - гуманитарное образование. Особенностью гуманитарного образования является то, что оно ориентируется на «внутреннего» человека, на субъективную реальность, конкретной «эмпирической» (А.Б. Орлов) личности. Мы имеем в виду такое гуманитарное образование, которое не сводится к изучению определенных дисциплин. Речь идет об образовании в контексте гуманитарно-антропологического подхода. В этом случае в центре внимания находится целостная личность. Гуманитарно-антропологический подход рассматривает человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевных измерениях (В.И. Слободчиков). Таким образом, мы ведем речь о гуманитарном образовании ориентированного на «человеческого» в человеке, и учитывающего его разные статусы – как субъекта собственной жизни, как личности во встречи с Другим, как индивидуальности Абсолютного Бытия. В гуманитарной парадигме, формировавшейся по мере стремления человечества в социокультурном развитии проникнуть в глубины субъективного мира, основой профессиональной-педагогической ценностью становится конкретный человек, его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личной системе ценностей и смысла жизни. В этой плоскости педагогического бытия приоритетное значение приобретает субъективированное, с его индивидуальной окраской, у которого всегда есть автор в его уникальности, неповторимости чувств, отношений, индивидуального опыта. Основу содержания гуманитарного образования составляет гуманитарное знание, это «живое знание» (В.П. Зинченко), которое рождается «здесь и теперь». Это «становящиеся» знание (М.К. Мамардашвили). Как пишет Ю.В. Сенько, «чтобы знания одругом, будь то человек или безгласная вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести – личностный смысл». Любое знание будет считаться «безличным» до тех пор, пока оно не будет включено в систему отношений личности. Размышляя о гуманитарных и «негуманитарных» знаниях Ю.В. Сенько пишет, что теми или иными знания становятся в их отношении к человеку точнее, в отношении человека к знаниям. Чтобы знание одругом, будь то человек или безгласная вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести – для меня – личностный смысл. Семенцев В. С. указывает, что гуманитарное знание, содержанием которого является вопрос о ценности и смысле жизни человека, не ограничиваясь совокупностью ценностей, фиксируемых в гуманитарно-научных, художественных и сакральных текстах, бытийствует в само замкнутых актах мысли, духовно-душевных движений чувств, настроений и переживаний, проникнуть в которые стороннему наблюдателю невозможно, не воспроизведя в себе личностных качеств носителя невозможно, не воспроизведя в себе личностных качеств носителя этого знания, гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добра и не зла. Гуманитарное знание – это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего ипонимает гуманитарное знание, как научное знание, ориентированное на человеческие проблемы. Как пишет В.М. Симонов, знание гуманитарно, если его содержанием являются человек и его культура. Гуманитарность знания определяется его отнесенностью к определенной сфере действительности, коей является человеческая природа. М.М. Бахтин указывает на то, что любой объект знания (в том числе человек), - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогичным. Как пишет Л.П. Разбегаева, гуманитарное знание отличается большей степенью замкнутости на человека, оно предполагает анализ мотивов и ценностно-смысловых параметров человеческого бытия. В гуманитарных науках обращение направлено к индивиду, его радости и несчастью, к его привязанностям. Результаты, полученные в этих науках, можно оценить в категориях добра и зла. Предметом гуманитарного знания является человеческий значащий материал. Понятия «смысл» и «ценность» являются предпосылкой для понимания человеческого бытия. Таким образом, гуманитарное знание, это знания ценностно-смысловые, пристрастные, осмысленные. Смысл составляет содержательное «ядро» гуманитарного знания. Категория смысла очень подробно раскрыта в разных исследованиях. В. Франкл называет его, высшей интегрирующей инстанцией личности. К. Левин под смыслом понимал конкретный механизм регуляции различных процессов сознания и поведенческих актов. На эту же регуляторную функцию смысла указывает Д.А. Леонтьев. Смысл – это порождение конечной системы, пытающееся понять бесконечное, – пишет Г.Л. Тульчинский. Говоря о смысле как специфическом, человеческом механизме регуляции процессов деятельности и сознания, составля....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: