- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Мотивационно-ценностные проявления личности безработных
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004628 |
Тема: | Мотивационно-ценностные проявления личности безработных |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Саратовский социально-экономический институт (филиал) Факультет экономики и менеджмента Кафедра менеджмента «Допустить к защите» заведующий кафедрой _________________________ «_____» ___________2017 г. Выпускная квалификационная работа направление 37.03.01 Психология профиль «Экономическая психология» ТЕМА «Мотивационно-ценностные проявления личности безработных» Выполнил студент Куличёва Екатерина Сергеевна Группа 71 Научный руководитель выпускной квалификационной работы Целуйкина Татьяна Геннадьевна кандидат экономических наук, доцент _____________________ (подпись) Автор_____________________ (подпись) Саратов-2017 Содержание Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования мотивационно-ценностных проявлений личности безработных…………….10-39 1.1 Сущностные характеристики безработицы как социально-экономического и социально-психологического явления……………………….10 1.2. Отечественные и зарубежные подходы к определению мотивационно-ценностной сферы личности……………………………………...27 1.3. Психологическая и социально-демографическая характеристика лиц, ищущих работу……………………………………………………………………..39 Глава 2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационных проявлений личности безработных в зависимости от их социально-демографических характеристик…………………………………………………..49 3.1 Программа, цель, задачи и гипотеза исследования…………………….49 3.2 Методика исследования…………………………………………………51 3.3 Основные результаты исследования и их обсуждение………………...58 Заключение…………………………………………………………………...72 Список использованных источников……………………………………….77 Приложение 1…………………………………………………………….…..83 Приложение 2………………………………………………………………...85 Приложение 3………………………………………………………………...86 Приложение 4………………………………………………………………...89 Введение В настоящее время проблема занятости, а точнее мотивационно-ценностной сферы безработных и её влияние на эффективное поведение на рынке труда стоит особенно остро. За последние несколько лет количество безработных существенно возросло. Это объясняется ситуацией, в которую попал молодой человек, закончивший то или иное учебное заведение: снижен социальный статус, ухудшилось материальное положение, отсутствует профессиональная среда, трудовые отношения. Это связано не только с тем, что в России был экономический кризис и большинство людей потеряли работу, но и с тем, что произошли изменения в мотивационной сфере людей, в их мышлении. Безработица существенно меняет образ жизни и психологию человека (организационную психологию и психологию труда). У людей, потерявших работу, отмечается проявление социальной апатии, беспомощности, иногда психологического шока, что в свою очередь снижает мотивацию людей при их трудоустройстве. Неспособность большинства людей, переживших вынужденную потерю работы, преодолеть социальные и индивидуальные последствия этих событий, приводит к значительным социально-психологическим и социально-экономическим потерям и последствиям, как со стороны государства, так и со стороны личности безработных. Одни учёные связывают эту проблему с инфантильностью личности, её незрелостью, другие ищут объяснения в экономико-социо-психологических факторах. Одним из важнейших критериев проявления социально-психологической зрелости личности является уровень сформированности гражданственности личности. Особенности проявления гражданственности связаны с осознанием своих обязанностей по отношению к будущему своей страны [8, с. 152]. Уровень развития гражданственности диагностируется через оценку характеристик гражданской зрелости человека, которая выражается в его социальном сознании, креативной осмысленной деятельности и морально-волевой направленности [9, с. 324]. Что, в свою очередь, тоже не может не повлиять на профессиональный выбор безработных. Проблему безработицы пытаются решить многими способами: экономически – снижая размеры пособия по безработице до прожиточного минимума, законодательно – устанавливая ограничительную схему длительного пребывания в статусе безработного, социально – организуя систему профориентации и профессиональной подготовки и психологически – через изменение представлений человека о ситуации безработицы, изучение его мотивации к деятельности, определение психофизиологических и личностных особенностей, а также внедряя образовательные курсы по адаптации и самопрезентации человека на рынке труда. Нередко на сегодняшний день сотрудникам службы занятости приходится часто сталкиваться с пониженным уровнем мотивации или вообще её отсутствием к работе у приходящих на прием граждан. В настоящее время в диагностике ценностно-мотивационной сферы личности безработных активно используются психосемантические методы. Проблему безработицы пытаются решить многими способами: экономически – снижая размеры пособия по безработице до прожиточного минимума, законодательно – устанавливая ограничительную схему длительного пребывания в статусе безработного, социально – организуя систему профориентации и профессиональной подготовки и психологически – через изменение представлений человека о ситуации безработицы, изучение его мотивации к деятельности, определение психофизиологических и личностных особенностей, а также внедряя образовательные курсы по адаптации и самопрезентации человека на рынке труда. Нередко на сегодняшний день сотрудникам службы занятости часто приходится сталкиваться с отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. В настоящее время в диагностике ценностно-мотивационной сферы личности активно используются психосемантические методы. Теоретические и методические основы экспериментальной психосемантики были заложены в работа х Ч. Осгуда и Дж. Келли. Среди отечественных психологов наиболее известны работы В. Ф. Петренко, В. И. Похилько, И. Л. Соломина. Актуальность исследования определяется тем, что безработица, безусловно, является одним из негативных последствий социально-экономических, психологических и политических изменений. На сегодняшний день ясно, что безработица и проблема занятости населения постепенно выходят в разряд первоочередных и требуют централизованного подхода в области управления занятостью, распределения трудовых ресурсов по различным сферам и областям экономики. Безработица - это не просто отсутствие работы. Это социально экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, не занята в производстве товаров и услуг. В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости. Но принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур. Сегодня экономика в России живёт в режиме технологического обновления, предъявляет новые требования к рабочей силе. На рынке труда складываются уже другие отношения между работодателями и наемными работниками. Из кого же сегодня состоит та часть экономически активного населения, которое действительно остается востребованной на рынке труда? Прежде всего, из тех, кто, будучи не занятым, ищет рабочее место, затем тех, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другую или дополнительное рабочее место, и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они и формируют предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену. Современный рынок рабочей силы России делится на 2 сегмента: первый охватывает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. Второй - охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. В России велика незанятость среди высококвалифицированных кадров, имеющих высшее и среднее специальное образование, т.к. наблюдается перевес вакансий, требующих ручного мало- неквалифицированного труда. Так, стабильное сокращение занятости наблюдается в наукоемких и технически сложных производствах обрабатывающих отраслей, продукция которых не является конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, можно отметить еще один вид безработицы в России - добровольная безработица, когда люди, по определённым причинам просто не желают работать. Исследованию ценностей безработных, их профессионализации и мотивов их обучения посвящены работы Арбатского Д. В[1], Б. С. Алишева, И. А. Бахтиной, Л. И. Бородиной, О. В. Гавриловой, С. П. Дырина, А. Л. Журавлева, В. Т. Лисовского, П. Н. Осипова, М. Г. Рогова[6], М. М. Соколовой, Р. Х. Шакурова, Е. В. Шороховой, А.О. Прохорова [5] и др. Более подробно были изучены аналогичные проблемы: «Мотивационно-ценностные детерминанты в структуре жизнеспособности личности безработного» А. А. Нестерова; «Особенности мотивационного профиля безработного» М. И. Жердева, Е. В. Корецкая; «Особенности мотивационной сфере безработных» С. А. Петунова; «Социально-профессиональная адаптация безработных» В. Т. Кривошеев; «Ценностно-мотивационные проявления личности безработных в процессе их вторичной профессионализации» И. М. Городецкая[2] и т.п. Несмотря на наличие работ, посвященных изучению ценностей и мотивов личности безработных, их ценностно-мотивационный аспект исследован явно недостаточно. Существуют отдельные работы, рассматривающие мотивационную сферу безработных (М.В. Дмитриева), а также ценности и мотивы безработных в процессе их профессиональной переподготовки внутри более широкого объекта исследования (М.Г. Рогов) Однако для разработки конкретных рекомендаций для руководителей служб занятости населения и центров профессиональной переподготовки безработных необходим более детальный анализ этой проблемы. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения и безработицы на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом, так как Россия находится в первых рядах по безработице среди стран Европы. Гипотеза исследования: Мотивационно-ценностные проявления лиц различных социальных групп, находящихся в поиске работы, отличаются. Цель исследования в научном плане заключается в изучении ценностей и мотивов безработных, а в практическом - выработка рекомендаций для совершенствования работы служб занятости населения с учетом ценностей и мотивов учения безработных. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать теоретико-методологические аспекты исследования мотивационно-ценностных проявлений личности безработных 2. Провести анализ психологических и социально-демографических характеристик безработных 3. Подобрать методики исследования, провести анализ полученных результатов 4. Выявить и проанализировать специфику мотивационно-ценностных проявлений личности безработных в зависимости от их половозрастных характеристик 5. Провести консультативную работу с безработными по проблемам их мотивационно-ценностной сферы; а также разработать практические рекомендации центру занятости населения в целях совершенствования программ профессиональной подготовки безработных. Предмет исследования: мотивационно-ценностные проявления личности безработных в процессе их трудоустройства. Объект исследования: безработные, как специфическая социальная группа. Методы исследования: Для решения исследовательских задач был использован комплекс методов: теоретико-методологический анализ научной литературы, сравнительный анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, опрос, интервью, методы статистической обработки данных. Методики исследования: В процессе исследования применены следующие психодиагностические методики: Методика «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)». Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Методика: Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев. Научная новизна: впервые на конкретной экспериментальной базе было проведено исследование по изучению ценностных ориентаций и мотивов людей, ищущих работу. А также была составлена анкета для безработных и проведена с ними консультативная работа (что подтверждает её практическую значимость). Практическая значимость данного исследования заключается в том, что информация, полученная в ходе работы может быть использована психологами для дальнейших разработок в этой сфере, а также может помочь работодателям в подборе персонала. Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие работодатели и безработные центра занятости. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась последовательным соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследования; планированием эксперимента; адекватным выбором надежных методов; достаточным с позиции задач исследования объемом и репрезентативностью выборки испытуемых; использованием статистических методов, адекватных задачам исследования; естественностью условий наблюдения и бесед с испытуемыми –безработными. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования мотивационно-ценностных проявлений личности безработных Сущностные характеристики безработицы как социально-экономического и социально-психологического явления Безработица является одной из главных социальных проблем современного рыночного общества. Она свидетельствует о том, что, во-первых, недоиспользуются общественные ресурсы, и, во-вторых, часть населения имеет низкие денежные доходы. Безработица – сложная и серьезная проблема для всех стран мира. Она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и нанесение серьезной психологической травмы, поэтому зачастую, проблема безработицы является предметом политических дискуссий. Безработица оказывает влияние в масштабах всего народного хозяйства. Она характеризует потери трудового ресурса для производства товаров, в результате чего замедляются возможности экономического роста. От масштабов безработицы зависят основные экономические показатели, такие как: уровень реального объема ВВП, инфляции, размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни населения и т.д. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных или страхование по безработице, смягчающие отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются многие безработные. В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса проблема безработицы носит достаточно острый характер. Так-как происходит массовое сокращение рабочих мест, что влечет за собой появление огромного количества безработных, ухудшение уровня жизни людей и социальную напряженность в обществе. Поэтому решение данной проблемы играет очень большое значение, как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Безработица как самостоятельная научная проблема, связанная с эффективностью использования трудовых ресурсов, еще не получила достаточного теоретического обоснования и практического решения. В связи с этим считаю, что проблема изучения сущности безработицы, ее особенностей актуальна и достаточно значима на данный момент. Теоретическую базу для исследования проблемы безработицы представляют работы таких авторов, как Б. Д. Бреев, Е. Жижко, И. О. Мальцева, Е. Е. Можаев, А. М. Нанавян, К. К. Фурманов, М. Хохлова, А. В. Яковлева и др., которые рассматривали различные аспекты сущности безработицы и ее особенности в России. Глубоким исследованиям причин безработицы посвящены работы Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Оукена, А. Филлипса и др. Решения проблемы государственного регулирования рынка труда и снижения уровня безработицы отражены в работах Кутаева Ш.К., Маллаевой М.И., Селезневой И., Серегиной Л.В. и др. Проблема безработицы рассматривалась многими авторами в разной степени. Но некоторые аспекты данной темы разработаны слабо. Во-первых, существуют различные трактовки причин возникновения безработицы, но до сих пор до конца не понятно, какая именно причина способствует развитию безработицы в современном обществе. Во-вторых, существуют огромные пробелы в разработке эффективных методов регулирования рынка труда, способствующих снижению уровня безработицы. Поэтому проблема безработицы крайне широка. Само понятие безработицы достаточно многогранно и имеет различные определения. Самое простое определение безработицы приводится З. Е. Дорофеевой, которая пишет, что «безработица – незанятость части экономически - активного населения в хозяйственной деятельности». Данное определение раскрывает тот аспект безработицы, что она представляет собой незанятость населения. И. Перова определяет безработицу, как «отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый момент времени, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться». Существует также множество и других определений безработицы. Например, А. М. Нанавян рассматривает безработицу на макроуровне и определяет ее как «макроэкономическое явление, самостоятельный и динамичный фактор развития экономики, затрагивающий интересы и государства, и миллионов людей». Более подробное определение безработицы на макроуровне дала Е. А. Спасская, которая трактует безработицу как «положение на рынке труда, когда квалифицированные работники согласны работать при существующей ставке заработной платы, но не имеют возможности получить работу из-за ограниченного количества рабочих мест. А. В. Яковлева характеризует безработицу как «социально – экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». Данное определение рассматривает безработицу как ситуацию в экономике, когда часть экономически активного населения становится относительно избыточной по отношению к спросу на рабочую силу, т.е. резервной армией труда. Схожую трактовку приводят М. Хохлова и Е. Жижко, определяя безработицу как «социально – экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит применение своему труду...». Понятие безработицы рассматривалось различными известными экономистами. Общее представление о ней можно свести, к следующему: «безработица – это сложное многоаспектное социальное и экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг». В теоретическом плане безработица представляет собой социально – экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека – права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности. В зависимости от различной продолжительности периода незанятости выделяют следующие формы безработицы: 1) Естественная безработица - устойчивая на протяжении длительного периода времени численность безработных. Она характеризует состояние рынка труда, при котором имеется примерное равенство между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу. В рамках естественной безработицы выделяют: а) Фрикционная безработица – отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, сменой места жительства, получением образования, выходом их декретного отпуска, переход с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую или интересную. б) Добровольная безработица вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей, например, у ряда лиц, принадлежащих к маргинальным слоям общества, или у домохозяек в определенных условиях. в) Институциональная безработица – возникает в результате недостаточной эффектной организации рынка труда. В России, например, не действует закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест. Это приводит к дезинформации и искусственному завышению уровня безработицы. 2) Вынужденная безработица – это такая безработица, которая связана с изменениями в производстве в связи с развитием научно-технического прогресса, отраслевыми сдвигами, изменениями в территориальном размещение производительных сил. а) Технологическая безработица - сопряжена с приходящими на смену друг другу технологическими принципами функционирования производства. б) Структурная безработица – возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу. в) Региональная безработица - формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. г) Сезонная безработица - безработица, являющаяся следствием сезонного характера работы в некоторых отраслях производства. Сезонная безработица является элементом структурной безработицы. 3) Скрытая безработица – включает занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц, формально занятых, когда работник лишь числится в штате. В эту категорию входят работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. 4) Застойная безработица – включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться. Её причина состоит в не востребованности некоторых профессий. Эта проблема является характерной для малых городов или населенных пунктов, ориентированных на определенное производство. 5) Циклическая безработица – возникает в связи со спадом производства во время промышленного кризиса. Изменение ситуации на рынке товаров и услуг приводит к тому, что многие производства уменьшаются или даже прекращают выпуск продукции, увольняя при этом работающих. Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относят циклическая и структурная, а к краткосрочной – сезонная и фрикционная. Безработица имеет положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, безработица в определенной степени стабилизирует экономическое развитие, но с другой – это источник социальной напряженности в обществе и социально-экономических потерь практически всех хозяйствующих субъектов. Безработица - явление весьма динамичное. Ежедневно кто-то из граждан становится безработным. Известны два показателя, которые представляют объективную картину экономической нестабильности на рынке труда: уровень безработицы и ее продолжительность. В современной экономике именно продолжительность безработицы во многом определяет её дальнейшие социальные и экономические последствия. Но эти показатели фиксируют не раскрывают динамики, движения внутри рынка труда, не позволяют оценить возникающие при этом риски для экономики и населения. В результате, безработица является одной из коренных социально-экономических проблем развития российского общества. Она не только означает потерю национального дохода, но и является причиной социального напряжения и неравенства в обществе, снижения экономической активности населения. Важнейшее направление изучения безработицы - ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать ее социальные и психологические аспекты. Безработица или неполная занятость характеризует такое состояние экономики, когда часть работников не занята производством товаров и услуг. Это влечет за собой недопроизводство валового национального продукта, происходит снижение уровня благосостояния населения. Безработица приводит к потере работниками квалификации профессиональных навыков. Она ломает судьбы многих людей. Те, кто остается без работы на долгие годы, со временем теряет надежду когда-нибудь снова получить её. Люди утрачивают чувство самоуважения. Происходит разрушение моральных устоев. Распадаются семья. Деградирует общество. Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие: Во-первых, характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал подавлению у них стимула к лучшей работе. Во-вторых, переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий показывает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. В-третьих, многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить свой доход. Тем не менее, в настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что данное социальное явление в нашей стране относительно молодо. Кризис рынка труда привлекает к себе внимание не только политических деятелей и работников социальных служб, но и специалистов различных областей науки и образования; юристов, социологов, психологов. К сожалению, до сегодняшнего дня безработица, её влияние на психику безработных граждан оставались вне поля зрения отечественной психологии, несмотря на то что аналогичные работы в западных странах со всей очевидностью показывают связь между этим социальным явлением и нарушением психического здоровья. А. Вакер схематично выделяет три основные фазы в развитии исследований по безработице, сориентированные по этапам экономического развития: 1-я фаза (с 1930 г. - примерно до 1950 г.) - исследования о воздействиях массовой безработицы во время Великой депрессии 1930-х гг. Согласно представлениям, П. Айзенберга и П.Ф. Лазарфельда, доминирующими единицами измерений в широкомасштабных исследованиях были скорее не отдельные индивидуумы, а содержание дома и семей: быт, ведение хозяйства и т.п. (P. Eisenberg, P.F. Lasarfeld, 1938). 2-я фаза (с 1955 г. - примерно до 1970 г.) - промежуточная фаза растущего объема продукции и крайне полной занятости. Исследования послевоенной безработицы в 1950-х гг. и рецессии конца 1960-х гг. можно отнести к той же сфере, что и работы по группе проблем рынка труда П. Кельвин и Дж. Джаррет описывают состояние безработных в этот период, в зависимости от конъюнктурного развития: если во времена экономического подъема идет поиск рабочих сил, и почти каждый находит работу, то во время экономического спада (рецессии) принципиально каждый может потерять свою работу. В соответствии с изменением положения безработных одновременно изменяется и постановка вопросов социо-экономических исследований, а вместе с тем и общественное восприятие проблемы: во времена высокой конъюнктуры шел поиск отличительных признаков безработных, которые могли бы объяснить, почему пользующиеся спросом рабочие силы все же остаются безработными; во времена же экономического спада усиливается интерес к вопросу, какие воздействия вынужденная безработица оказывает на «нормального» человека (P. Kelwin, J.E. Jarret, 1985). 3-фаза (с 1975 г. и до сегодняшнего дня) - исследования связаны с начавшимся с середины 1970-х гг. во многих индустриальных странах кризисом занятости (A. Wacker, 1989). Массовая безработица, представляя собой длительное отторжение желающего работать человека от трудовой деятельности, как утверждают Ф. Пивен и Р. Кловард, также угрожает общественному устройству и социальному порядку. Регулирование социальных отношений является в любом обществе существенно зависимым от стабильной структуры занятости. До тех пор, пока люди исполняют свою трудовую роль, они остаются также в рамках своей активности и воззрений: они делают и думают то, что должны. К характерным чертам исследовательских работ первого этапа относится также поиск каких-то глобальных последствий (например, изменение общей психической конституции), которые, согласно ожиданиям, должны были быть типичными для большинства безработных. Исследователи пытались найти всеобщий образец динамики и переработки опыта безработицы, ядро которого они искали в аффективных базовых установках (A. Wacker, 1992). На втором этапе было осуществлено лишь небольшое количество исследований, посвященных изучению безработицы: в основном - в США, в меньшей степени - в Англии и ФРГ. Спад научно-исследовательского интереса к этой проблеме объясняется почти полной занятостью населения в большинстве стран, после преодоления послевоенного кризиса. В большинстве случаев темы и вопросы исследований были заимствованы из экспериментальных работ 1930-х гг. «Благополучное» состояние в экономике и, следовательно, на рынке труда продлилось лишь в немногих странах до середины 1970-х гг. В Западной Германии число безработных впервые после Великой депрессии вновь увеличилось на один миллион человек уже в 1950-х гг. Вслед за единичными эмпирическими исследованиями началось лавинообразное появление новых публикаций по этой проблеме в 1970 - 80-х гг. в Австралии, Англии, США, ФРГ, Нидерландах, Австрии, Швеции, Дании и Финляндии - наступил третий этап в истории исследований социального явления «безработица». Методологический и методический уровень исследований в среднем возрос. Исследования сфокусировались на специфических аспектах ситуации безработицы, в то время как предшествующие школы чаще всего ограничивались регистрацией симптомов эмоциональной нагрузки, обнаруживаемых у безработных. В литературе этого этапа описано большое количество лонгитюдных исследований, чаще встречаются результаты исследований контрольных групп. Появляются работы, направленные на поиск выхода из этой ситуации, конструктивного преодоления психического напряжения. При активном содействии Всемирной организации здравоохранения (WHO) было проведено большое количество экспериментальных работ, посвященных проблеме негативных воздействий безработицы на здоровье человека. Третий этап, конечно же, оказал значительное влияние на дальнейшие научные исследования. В круг рассматриваемых вопросов входило дифференцирование по полу, возрасту, социальному и материальному положению (A. Buessing, 1993; J. Cwetanovski, S.М. Jex, 1994; Т. Kieselbach, 1997). Однако в качестве основы использовалась 3- или 4-фазовая модель рациональной типологии, предложенная еще П. Айзенбергом и П.Ф. Лa- зарфельдом. С помощью указанной модели ученые пытаются типологизировать психическое состояние индивидуума при потере работы. Третий период в истории изучения безработицы психологической наукой характеризуется многочисленностью исследований, затрагивающих различные грани воздействия этого явления на индивидуума, а также высоким методологическим уровнем этих работ. Одним из центральных противоречий, которое остается неразрешенным до сегодняшнего дня, является дилемма между «селекционной» и «причинной» гипотезами. Первая из них предполагает, что изменение психических особенностей, выявляемых у безработных граждан, происходит вследствие выборочной стратегии работодателей при увольнении и в меньшей степени при приеме на работу. Вторая гипотеза, иначе называемая «каузальной», причинно обуславливает их появление воздействием безработицы (A. Wacker, 1983; A. Buessing, 1987; D. Fryer, 1990). (Глуханюк Н.С., 2003) Анализ исследований англоязычных авторов показывает, что в качестве детерминант безработицы они выделяют социальную обусловленность данного явления. Большинство их исследований посвящено изучению влияния безработицы на здоровье. Безработица оказывает мощное негативное влияние прежде всего на психическое здоровье людей. Люди, потерявшие работу, становятся более беспокойными, они подавлены, несчастны, не удовлетворены жизнью в целом. Для безработных характерны заниженная самооценка, повышенная вспыльчивость, склонность к фатализму и пессимизм в отношении будущего. В ходе длительных наблюдений исследователи установили, что у безработных чаще, чем у работающих, встречаются симптомы психического дистресса, их психическое состояние заметно ухудшается именно после увольнения. К. Леана и Д. Фельдман в своем исследовании зафиксировали негативное влияние безработицы на семью. Так, авторы установили, что мужья и жены, потеряв работу, часто проявляют меньшую сплоченность и взаимную поддержку, чем раньше, в связи с этим чаще возникают конфликты. В ряде исследований выявлена связь между безработицей и суицидом. Так, увеличение безработицы в США на 1 % дает прирост самоубийств на 4,1 %, а первичное обращение в клиники для душевнобольных увеличивается на 4,0 %, смертность от алкоголизма - на 1,9 %, а общий показатель смертности - на 1,9 %. В такой ситуации увеличивается и количество тюремных заключений на 4,0 %, а количество убийств - на 5,7 %. Это подтверждает связь безработицы с делинквентными формами поведения (М., 1990). В рамках социологических исследований были определены также возрастные особенности безработных, основные причины безработицы, виды адаптационного поведения в сложившихся кризисных условиях, проанализированы безработные с точки зрения динамики «бедности», а также выделены социокультурные особенности безработных, их социальные ожидания на примере Московской области (З.Т. ГОЛЕНКОВА, 2001). Наиболее уязвимыми оказались работники квалифицированного труда - рабочие, интеллигенция, что является результатом общего спада производства, его сокращения, резкого изменения социального статуса и роли представителей интеллектуального труда. Самый высокий удельный вес безработных - в промышленности и строительстве, а наиболее представительными возрастными группами являются....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: