VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Монополии в экономике России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001498
Тема: Монополии в экономике России
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
     
Введение	3
Глава 1. Экономическая природа и типы монополий	5
1.1. Понятие монополии, ее экономическая природа и причины возникновения.	5
1.2. Виды монополий.	8
1.3. Типы и формы монополий.	13
Глава 2. Монополии в экономике России	18
2.1. Характеристика современных Российских монополий	18
2.2. Регулирование деятельности монополий в России	24
Заключение	29
Список использованных источников и литературы	31
     


ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. Проблемам монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира. Актуальность темы исследования заключается в том, что монополии, в отличие от других хозяйственных единиц, занимают особое место в системе экономических отношений. В число отраслей экономики, имеющих признаки естественных монополий, входят: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный транспорт, многие отрасли связи. В этих сферах демонополизация и создание конкурентного механизма оказываются невозможными в связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии доведения их до потребителя. Следовательно, необходимы рычаги внерыночного, административного регулирования этих отраслей в интересах потребителя. Если государство не имеет способов планомерного воздействия на монополии, оно и его граждане становятся заложниками злоупотребления монополистов своей властью. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги монополистических предприятий, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение большей части промышленных предприятий и населения.
     Целью исследования является изучение сущности монополизма и роли монополий в современной экономике России.
     Задачи:
     1.  Изучить сущность, основные черты и причины возникновения  монополий;
     2. Определить виды монополий;
     3. Рассмотреть типы и формы монополистических объединений;
     4. Охарактеризовать монополии, существующие в России;
     5. Внести предложения по совершенствованию монополий в России.
     Объектом исследования является монополизм, его специфика в Российской Федерации.
     Предмет исследования – монополия как тип рыночной структуры.
     Методологическую и теоретическую основы данного исследования составили Федеральный закон «О  естественных  монополиях», Гражданский кодекс РФ; работы таких отечественных и зарубежных авторов, как: Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина, А. Бутыркин, Е. Варга, В.А. Волконский, Г.И. Корягин, Е.Б. Мостовая, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю,  П.А.  Ореховский, М.Фридман, Ю.П. Янков.
     Методы исследования. При подготовке курсовой работы использовались такие методы, как диалектический, сравнительно-правовой, методы сравнения и аналогий, метод обобщения.
     Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором рассматривается актуальность темы, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, методы сбора и обработки информации, методологическая и теоретическая основа исследования; двух глав, в которых последовательно раскрывается содержание темы; заключения, в котором даны выводы; и списка источников и литературы, которые были использованы при написании работы.
     


ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ТИПЫ МОНОПОЛИЙ
1.1. Понятие монополии, ее экономическая природа и причины возникновения.
     
     Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
     Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги. Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром.
     Понятие монополии многогранно, и в науке не существует его точного определения. По мнению одних ученых, монополия – это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или же существенно влияет на политику ценообразования.
     Другие ученые определяют монополию как тип экономических отношений между субъектами экономической системы.
     В экономической теории монополия рассматривается как определенный тип строения рынка, при котором существует только один продавец определенного товара.
     Естественно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является своего рода абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, можно наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач – стоматолог, швейное ателье и др. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
     Также нет и единой теории, объясняющей причины появления монопольной власти, однако существуют различные подходы к ее содержанию, причинам и факторам, влияющим на нее.
     Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию.
     Характерными чертами монополии являются:
      * Один продавец. Фирма является единственным производителем определенного товара.
      * Отсутствие товаров-заменителей. Товар монополиста уникален, нет хороших и близких заменителей. Потребитель либо должен покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. Поэтому монополисту нет нужды использовать рекламу.
      * Полный контроль над ценой. Монополист сам диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предлагаемого товара.
      * Непреодолимые барьеры вступления в отрасль. Барьеры могут быть как естественными (обусловленные экономическими причинами), так и юридическими. Они удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.
     Например, в качестве барьеров могут служить:
     Патенты, которые дают производителю исключительное право выпускать данную продукцию и использовать некоторую технологию;
     Франшизы и государственные лицензии, которые разрешают определенный вид деятельность только в одной фирме;
     Владение редкими сырьевыми ресурсами. Например, компания «Де Бирс», которая является мировым монополистом по производству бриллиантов, владеет большей частью добычи алмазов. Или, например, Алюминиевая корпорация Америки (АЛКОА), которая в первой половине XX века владела почти 100% мировых залежей бокситов и благодаря этому до 1940 г. являлась абсолютным монополистом в производстве алюминия.
      * Экономия масштаба и большая капиталоемкость. Некоторые виды производства требуют крупных капиталовложений и являются рентабельными только при значительных объемах выпуска продукции. Далеко не каждый конкурент располагает такими капиталами и может освоить крупномасштабное производство. Иногда большие издержки связаны не с самим производством, а с рекламой, со сбытом и пр. К примеру, производством хлопьев для завтрака вполне могут заниматься и мелкие фермеры. Но они не в состоянии выдержать соревнование в дорогостоящей и масштабной рекламной войне и потому проигрывают знаменитым торговым маркам [13, С. 235].
     По мнению Томаса Ди Лоренцо, устойчивой может быть только монополия, защищенная государством. Не существует ни одного достоверно известного случая, чтобы некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Постоянно действующий механизм конкуренции – в том числе потенциальной конкуренции – исключает возможность появления монополии в условиях свободного рынка [15, С. 244].
     Таким образом, монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
     Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
     
     
1.2. Виды монополий.
     
     Существуют различные виды монополий. Однако их классификация носит условный характер. Это объясняется тем, что некоторые формы монополий могут одновременно принадлежать к нескольким их видам. Классификация монополий представлена на рисунке 1.






МОНОПОЛИЯ



































По форме собственности

По степени охвата рынка

По территориальному характеру

По характеру и причинам возникновения
















частная


чистая


экстерриториальная


естественная
















государственная


абсолютная


национальная


искусственная




















монопсония


региональная


Легальная
























местная




Рисунок 1. Виды монополий
     Частная монополия в процессе своей деятельности реализует цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов участников рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных в перспективе условий для деятельности.
     Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.
     В зависимости от степени охвата экономики выделяется чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия предполагает наличие крупного предприятия, которое концентрируется на определенной отрасли. Доступ на рынок закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
     Характерной чертой абсолютной монополии является наличие государственного регулирования ее деятельности. Все процессы, происходящие на рынке, находятся во власти государственных органов, которые устанавливают основные принципы деятельности организаций [9, С. 155].
     Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. В качестве примера чистой монополии можно привести систему телефонной связи. Однако другие виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.
     Монопсонией называется монополия, возникающая со стороны спроса – когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов. Такая рыночная структура во всем похожа на монополию, черты которой переносятся на покупателя.
     По территориальному характеру можно выделить следующие виды монополии: экстерриториальную, национальную, региональную и местную (локальную).
     В основу данной классификации положены географические границы рынка, на котором монополия осуществляет свою деятельность. Соответственно масштабы деятельности, интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут существенно различаться.
     В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму экстерриториальных монополий. Чаще всего их называют транснациональными компаниями (например, компания «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, производства бриллиантов).
     Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах одного государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «Алроса», Газпром, автомобильный концерн АВТОВАЗ и др.
     Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.
     Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. К местным монополиям в основном относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как в своей основе эти рынки достаточно закрыты.
     В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные, искусственные и легальные монополии.
     Естественная монополия возникает в случаях, если спрос на данный товар удовлетворяется одной-двумя фирмами. Это такие сферы рынка, как энергообеспечение, связь, телефонные услуги и т.п. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях производства обычно существует единое национальное предприятие, или же ограниченное количество производителей, что создает монопольное положение на рынке. 
     Например, крайне нерационально создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается и попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм.
     При отсутствии конкуренции деятельность естественных монополий значительно эффективнее, что связано с существенной экономией на масштабах производства. Фирмам-конкурентам сложно укрепиться на рынке, так как слишком высоки постоянные издержки, которые несет предприятие, например, при строительстве дорог или линий связи. 
     Как правило, продукция естественных монополий удовлетворяет важнейшие потребности населения, и ее нельзя заменить альтернативным товаром. Это влияет на снижение эластичности спроса, и спрос на продукцию или услуги, производимые естественными  монополиями, практически не зависит от изменения цены. Например, при повышении цен на автомобили, люди могут отказаться от приобретения данного товара и воспользоваться общественным транспортом. Но при росте цен на электроэнергию спрос падать не будет.
     Наиболее крупными естественными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба подталкивает к увеличению размеров фирмы с целью снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. 
     Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые с целью получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
      * создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых предприятий;
      * ограничивают аутсайдерам (предприятия, не вошедшие в монополистическое образование) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
      * создают высокий уровень технологии;
      * применяют крупный капитал.
     Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – консорциумы, картели, синдикаты, тресты, концерны.
     Легальные монополии образуются на законном основании (их называют «защищенными» от конкуренции). К ним можно причислить следующие формы монополистических организаций:
      * патентная система;
      * авторские права;
      * торговые знаки.
     В экономической литературе также выделяются открытые и закрытые монополии. Существование указанных видов монополии, предполагает наличие различных видов обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Такими обстоятельствами, как правило, выступают различные барьеры на вход в отрасль и механизмы ограничения конкуренции [9, с. 156].
     Открытая монополия (open monopoly) – монополия, при которой одна фирма, хотя бы на некоторое время. становится единственным поставщиком уникального продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Инновационная деятельность составляет основу функционирования таких фирм. В качестве примера можно привести фирмы, осуществляющие разработку программного обеспечения, а также занимающиеся производством компьютерной техники или мобильных телефонов.
     Закрытая монополия (closed monopoly) – монополия, защищенная юридическими запретами (нормативными актами), наложенными на конкуренцию. К числу таких монополий относятся предприятия, имеющие эксклюзивные права, полученные от государства на поставку какой-либо продукции на рынок, например, спирта, лекарственных средств, вооружения. В ситуации закрытой монополии могут оказаться целые отрасли (например, производители отечественных автомобилей), защищенные от импортной продукции высокими таможенными пошлинами. К другим вариантами возникновения закрытой монополии можно отнести патентную защиту и авторские права.
     
     
1.3. Типы и формы монополий.
     
     Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
     1) монополия отдельного предприятия;
     2) монополия как соглашение;
     3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
     Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
     Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на «нет» конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
     Монополии, основывающиеся на дифференциации продукта, были подробно рассмотрены американским экономистом Эдвардом Чемберлином в первой половине XX века. В своей работе «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» (1933) ученый акцентирует внимание на роли дифференциации продукта в рыночной экономике. При этом дифференциация трактуется им достаточно широко. Это понятие включает в себя не только свойства продукта (качество, форму, стиль, упаковку, цвет и т.д.), но и условия реализации данного продукта, а также услуги, сопутствующие его продаже. Таким образом, наличие у товара, либо у продавца какого-либо отличительного признака (в т. ч. пространственное нахождение продавца, отличие стиля его поведения, если речь идет о розничной торговле) - основной признак дифференцированного продукта, по Чемберлину. Согласно теории Чемберлина, дифференциация продукта, обеспечивающая обособление рынка для фирмы-производителя за счет отсутствия товаров-заменителей, создает условия для установления контроля над ценой. Ученый заключает, что в условиях существования дифференциации «покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении» [10, С. 194].
     В условиях дифференциации продавец обладает абсолютной монополией на свой продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Так как каждый является монополистом и имеет конкурентов, то можно говорить о них как о «конкурирующих монополистах», и в подобной ситуации действуют силы монополистической конкуренции. Таким образом, дифференциация сопутствует тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но вместе с тем взаимосвязанных рынков, на которых существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции того или иного товара. Очевидно, что модель Чемберлина носит смешанный характер, где взаимосвязаны элементы и монополии и конкуренции. Ученый констатирует, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления…включающие и конкуренцию, и монополию» Там же.. Вместе с тем, именно этот тип монополий наиболее глубоко теоретически выражает сущность монополий.
     Различают пять основных форм монополистических объединений: консорциумы, картели, синдикаты, тресты, концерны (рисунок 2.).




ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ
































консорциум

картель

синдикат

трест

концерн
Рисунок 2. Формы монополий
     Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями, разработчиками, банками с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума обычно полностью сохраняют свою самостоятельность, кроме принятых в соглашениях обязательств [5, С. 123].
     Картель представляет собой союз нескольких предприятий одной отрасли, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные ими товары сами реализуют на рынке, договариваясь о продажных ценах. Картельное соглашение также предусматривает разделение рынка сбыта.
     Чтобы иметь возможность удерживать высокие цены, картели ограничивают предложение товаров на рынке за счет ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко предусматривают определение доли в производстве различных товаров для каждого члена картеля.
     Синдикат – это объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию. Собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого сбытовую контору.
     Корнер – способ монополизации, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники “ринга” получают повышенный доход.
     Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
     Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
     Трест – монополия, в которой создается совместная собственность группы предприятий одной или нескольких отраслей на средства производства и готовую продукцию с полной ликвидацией их самостоятельности, как в сбытовом, так и в производственном отношении. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, входящими в его состав.
     Иными словами, предприятия объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
     Концерн является высшей формой монополистских объединений. Он представляет собой объединение формально независимых предприятий различных отраслей, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками. Предприятия, входящие в состав концерна, нередко расположены в разных странах [10, С. 156].
     Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
     В 60-х годах в США и некоторых других странах появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно-отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
     Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
     За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это отрицательно сказывается на интересах нации в целом. Именно поэтому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.


ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Характеристика современных Российских монополий
     
     Одной из особенностей современного периода развития России, является то, что решение задачи преодоления государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление этого же монополизма. Так получается потому, что становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику.
     Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Изучая реестр можно прийти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Их специфика заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.
     На данный момент в российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо находятся в его собственности.
     Следует отметить, что в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились.
     В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах (Например: группа лиц в составе ОАО «Калужский хлебокомбинат», ЗАО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб»). Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии (АО «Калугаоблгаз», Обнинское МП «Горэлектросети», КГУП «Хабаровскводтранс») [18].
     Самыми крупными естественными монополистами являются:
     1. Открытое Акционерное Общество Российское Акционерное Общество «Единая Энергетическая Система» – производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач (ОАО РАО «ЕЭС»).
     2. Открытое Акционерное Общество «Российские Железные Дороги (ОАО «РЖД»).
     3. Открытое Акционерное Общество «Газпром» – транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа (ОАО «Газпром») [7, С. 3].
     По данным о структуре капитала ОАО РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» следует отнести к государственным монополиям, так как государству принадлежит большая доля акций. Так в РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, ОАО «РЖД» 100% акций и ОАО «Газпром» 38%. Хотя формально «Газпром» – акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее его следует включать в госсектор [19; 20; 22].
     Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес.
     ОАО «Газпром» – газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая в России. На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет. ОАО «Газпром» осуществляет 56% поставок в Восточную и 21% - в Западную Европу. Есть у него активы и за рубежом, которые являются долями в компаниях, владеющих газораспределительными и газотранспортными системами. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа [7, С. 3; 19].
     Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. Доля ОАО «РЖД» в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%.
     Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:
     огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
     высокие финансовые рейтинги; квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
     большая научно-техническая база;
     проектные и строительные мощности; значительный опыт международного сотрудничества.
     Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
     Технические характеристики ОАО «РЖД»: эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км; протяженность электрифицированных линий 42,9 тыс. км; доля в грузообороте транспортной системы России 43%.
     Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирообороте транспортной системы России достигает в год 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса [20].
     Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5 – 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии или Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2 – 3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8 – 10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового [8, С. 24].
     ОАО РАО «ЕЭС России» – самая крупная компания в России, занимающаяся производством, передачей и распределением электроэнергии, а также централизованным управлением этими процессами.
     Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992 г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО «ЕЭС» около 50 новейших электростанций (более половины общих мощностей) были выведены из состава территориальных акционерных энергетических обществ и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России» [22].
     В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%.
     Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО «ЕЭС», значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в Российской Федерации [8, С. 25].
     В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения одних и тех же услуг, отличающихся только тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей [4, С. 261]. 
     Еще одним монополистом в России является «Норильский Никель». Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» – крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На его долю приходится более 20% мирового производства никеля, более 10% кобальта и 3% меди. На отечественном рынке на долю ОАО «ГМК «Норильский никель» приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта.
     Предприятие занимается поиском, разведкой, добычей, обогащением и металлургической переработкой полезных ископаемых, производством, маркетингом и реализацией драгоценных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых [7, С. 10].
     Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. На базе разрозненных управлений почто.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.