- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Монетарная политика ЦБ и ее влияние на экономику России в современных условиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014284 |
Тема: | Монетарная политика ЦБ и ее влияние на экономику России в современных условиях |
Содержание
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет» Факультет Экономики, управления и финансов Кафедра Финансы и банковское дело БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему:___________________________________________________________ (наименование темы с заглавной буквы без кавычек прописными буквами) студента(ки) ___________________ курса очной (заочной) формы обучения направления подготовки «Экономика» профиля «Финансы и кредит» ____________________________________ (фамилия, имя, отчество) Руководитель: ____________________________________ (должность, звание, фамилия, имя, отчество) Консультант: ____________________________________ (должность, звание, фамилия, имя, отчество) Допустить к защите: заведующий кафедрой _____________________ Кувшинова Ю.А. (фамилия, инициалы, подпись) «____» ____________________ 20___ г. Москва 2018 г. Содержание Введение 3 1. Денежно-кредитная политика центральных банков 5 1.1 Понятие, виды и инструменты денежно-кредитной политики 5 1.2 Цели кредитно-денежной политики РФ 17 1.3 Задачи кредитно-денежной политики РФ 22 2. Анализ кредитной политики ПАО «Сбербанк России» 25 2.1 Характеристика ПАО «Сбербанк России» 25 2.2 Анализ структуры и динамики потребительских кредитов в ПАО «Сбербанк России» 29 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной политики ПАО «Сбербанк» 50 3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию кредитной политики в ПАО «Сбербанк» 50 3.2 Экономическая эффективность внедрения мероприятий по совершенствованию кредитной в политики ПАО «Сбербанк России» 52 Заключение 59 Список литературы 61 Приложение.........................................................................................................73 Введение Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время экономическая обстановка в России и состояние денежного сектора является достаточно сложным: Министерство финансов, Правительство и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Экономический кризис в 2008-2009 годах показал неготовность большинства государств, включая Россию, к негативному развитию событий на финансовых рынках. Особенностью кризиса 2008 года для России стало то, что сработала вся комбинация возможных негативных факторов - одновременно шло и падение нефтяных цен, и падение валютного курса, и падение фондовых индикаторов. Но быстрые действия регуляторов, и прежде всего Банка России, способствовали смягчению кризиса. Это наглядно показывает значимость денежно-кредитной политики в современных экономических отношениях. Современные реалии развития мировой экономики и новый период функционирования российской экономики обусловили необходимость пересмотра теоретических основ и практического анализа денежно-кредитной политики, что и определило основные направления дипломной работы. Денежно-кредитная политика для ЦБ не является полностью автономной, поскольку конечные цели денежно-кредитного регулирования совпадают с основоположными целями макроэкономической политики страны. ЦБ в условиях открытой экономики отвечает за финансовую стабильность, выступает регулятором коммерческих банков, отвечая за стабильность всей банковской системы. В этом и состоит главный вызов, с которым сталкивается центральный банк, используя инструменты монетарной политики, - обеспечить экономический рост, низкую инфляцию и финансовую стабильность. Денежно-кредитная политика представляет собой одно из важнейших направлений государственной экономической политики, предпринимаемых для сглаживания экономических колебаний, повышения благосостояния граждан и обеспечения их полной занятости и увеличения производства, путем регулирования кредитных отношений и денежного обращения в стране. Воздействие на процессы макроэкономики происходит с помощью денежно-кредитного регулирования. Главная цель денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ обеспечить стабильность цен, занятость и рост реального объема ВНП. Целью работы является исследование вопросов монетарной политики ЦБ и ее влияние на экономику России в современных условиях. На основе данной цели исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие, виды и инструменты денежно-кредитной политики 2. Изучить цели кредитно-денежной политики РФ 3. Рассмотреть задачи кредитно-денежной политики РФ 4. Смотреть инструменты денежно-кредитной политики в системе антикризисного регулирования экономики 5. Выявить взаимодействие макроэкономических и денежно-кредитных инструментов регулирования экономики 6. пути совершенствования государственной денежно- политики Объектом является деятельность России в области денежно-кредитной . Предмет изучения – -кредитная политика РФ. В качестве исследования применялись: , сравнительно-правовой, , экономико-статистический. иллюстрации теоретических использованы статистические Банка России. работы включает: , основную часть, из трех , заключение, и список . 1. Денежно-кредитная политика центральных банков 1.1 Понятие, виды и инструменты денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика является важной составной частью единой экономической политики государства. За ее проведение отвечает Центральный эмиссионный банк страны. Понятие денежно-кредитной политики можно рассмотреть в «узком» и «широком» значении. В узком значении под денежно-кредитной политикой понимается обеспечение оптимального режима функционирования валютного курса, учетной политики и других инструментов, оказывающих влияние на процентные ставки на рынке краткосрочных капиталов. В широком толковании денежно-кредитная политика, оказывая воздействие на денежную массу, тем самым воздействует и на инфляцию. Понятий денежно-кредитной политики довольно много, потому приведем лишь некоторые из них. В понимании Фредерика С. Мишкина денежно-кредитная (монетарная) политика — «это политика государства, осуществляемая центральным банком и оказывающая воздействие на количество денег в обращении для обеспечения роста реального объема производства, полной занятости населения и стабильности цен»1. М. Ю. Малкина под денежно-кредитной политикой понимает «комплекс мер по управлению денежной массой и стоимостью денег, осуществляемых центральным банком страны для поддержания стабильности цен, устойчивости национальной валюты и стимулирования экономического роста в стране»2. По мнению О. И. Лаврушина денежно-кредитная политика, «являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия»3. С. М. Дробышевский считает денежно-кредитную политику одним из ключевых инструментов государства по регулированию экономики4. В современном экономическом словаре денежно-кредитная политика определяется как «проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы» или как «проводимая государством генеральная линия действий, система мероприятий в области управления денежно-кредитными процессами (по регулированию денежного рынка и рынка капиталов)»5. В банковской энциклопедии денежно-кредитная политика рассматривается как «действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста»6. В «Большом юридическом словаре» денежно-кредитная политика рассматривается как «совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства»7. В «Энциклопедии инвестора» денежно-кредитная (монетарная) политика трактуется как совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы», а также как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центральным банком в целях урегулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения»8. А. Ю. Симановский определяет денежно-кредитную политику как «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям»9. Денежно-кредитная политика основана на теоретических представлениях о роли денег и их влиянии на основные макроэкономические параметры: объем производства, цены, занятость, платежный баланс, валютный курс. Исходя из этого денежно-кредитная политика является основной стратегией, с помощью которой государство управляет всей кредитно-банковской системой, составом, структурой и динамикой денежной массы, процессами инфляции, золотовалютными резервами и объемами инвестиций. Денежно-кредитная политика, регламентируя функционирование денежно-кредитной системы страны, направлена на регулирование хозяйственной конъюнктуры и достижение стратегических целей экономического развития государства, улучшение благосостояния населения. При осуществлении денежно-кредитной политики целесообразно выделить два направления: поддержание и регулирование устойчивости самой денежно-кредитной сферы; использование денежно-кредитной сферы в качестве инструмента воздействия на экономику и ее отдельные отрасли. Мероприятия по проведению денежно-кредитной политики государством направлены на создание макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках, равновесия между объемом спроса и предложения денег, обеспечению баланса между экспортом и импортом. Успешная реализация денежно-кредитной политики возможна при условии ее согласования с другими направлениями социально-экономического развития страны, обеспечением экономической безопасности и интересов страны в системе международных связей, что позволит обеспечить ее долгосрочную финансовую стабильность. Меры, предпринятые многими центральными банками в период мирового финансового кризиса, называются нестандартными в связи с тем, что они отличаются от тех инструментов, которые до этого обычно применялись монетарными регуляторами в развитых странах. Вопрос об определении «стандартных» мер ДКП тесно связан с проблемами реализации монетарной политики (в англ. терминологии, monetary policy implementation) в рамках того или иного режима ДКП. В настоящее время, как и до начала мирового финансового кризиса, в большинстве развитых стран и во многих развивающихся экономиках приоритетной целью монетарной политики является поддержание ценовой стабильности, для достижения которой часто используется режим таргетирования инфляции. Ключевым элементом в осуществлении ДКП в этом случае становится управление процентными ставками, для реализации которого необходимо определение параметров трех основных элементов монетарной политики [2]. Во-первых, требуется выбрать операционный целевой показатель (operational target) ДКП. В качестве такого операционного целевого показателя выбирается экономическая переменная, которую ЦБ стремится и в состоянии контролировать на ежедневной основе с помощью инструментов ДКП. Целевой уровень этой переменной с одной стороны определяет порядок действий структур центрального банка, отвечающих за проведение ежедневных операций, а с другой — информирует экономику о направленности денежно-кредитной политики. Вторым элементом процесса реализации ДКП является формирование операционной структуры инструментов и правил, позволяющей центральному банку управлять выбранным целевым показателем. Третий элемент реализации монетарной политики — это применение выбранных инструментов на ежедневной основе с целью достижения целевого уровня выбранного ориентира. В последние два десятилетия ЦБ во многих развитых и развивающихся странах мира перешли к режиму таргетирования инфляции и в качестве операционного целевого показателя используют краткосрочные процентные ставки. Для управления этими ставками используются инструменты постоянного действия, операции на открытом рынке и установление нормативов обязательных резервов. Рассмотрим перечисленные инструменты и их стандартные для ежедневной практики центральных банков параметры более подробно. Операции постоянного действия стали применяться центральными банками раньше, чем другие виды инструментов. Их можно определить как инструменты, которые кредитные организации-контрагенты центрального банка могут использовать по собственной инициативе в любое время в течение рабочего дня. Центральный банк устанавливает правила доступа к применению этих инструментов, прежде всего процентные ставки по операциям, а также список бумаг, принимаемых для переучета, использования в операциях РЕПО, залога. Несмотря на то, что операции постоянного действия могут быть использованы в любое время операционного дня, коммерческие банки обращаются к ним, как правило, в конце дня. При этом по операциям постоянного действия устанавливаются штрафные процентные ставки, с тем чтобы банкам было невыгодно слишком полагаться на их применение. Инструменты постоянного действия (как и операции на открытом рынке) можно разделить на две группы — кредитные и депозитные. Кредитование коммерческих банков центральным банком направлено на решение двух задач. Во-первых, инструменты по предоставлению ликвидности служат для управления операционным целевым показателем (процентной ставкой по краткосрочным кредитам на денежном рынке). Во-вторых, они должны обеспечивать проведение платежей и сохранение финансовой стабильности. До начала мирового финансового кризиса в практике центральных банков в качестве инструмента постоянного действия, направленного на кредитование коммерческих банков, применялись так называемые ломбардные кредиты. Они характеризуются стандартизованными сроками предоставления кредитов и наличием списка активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения. Депозитные операции постоянного действия в определенном смысле являются менее важными, чем кредитные, так как не выполняют функцию обеспечения финансовой стабильности. В то же время они имеют существенное значение при управлении целевым операционным ориентиром. Если фиксированная ставка по депозитным операциям постоянного действия отлична от ставки, служащей целевым показателем, то она формирует нижнюю границу для процентных ставок по краткосрочным кредитам на денежном рынке, тем самым предотвращая чрезмерное смягчение условий кредитования. Если в денежно-кредитной системе функционируют оба вида инструментов постоянного действия с одинаковым сроком проведения операций (как правило, составляющим один день), то образуется коридор для процентных ставок денежного рынка, верхнюю и нижнюю границы для которого образуют процентные ставки по кредитам и депозитам соответственно. В отличие от инструментов постоянного действия операции на открытом рынке проводятся по инициативе центрального банка на основе добровольного участия в них коммерческих банков. Операции на открытом рынке могут осуществляться как на регулярной основе, так и в любое время, которое определит центральный банк. С помощью операций на открытом рынке центральный банк может предоставлять ликвидность, проводя операции РЕПО или операции по прямому выкупу активов, или абсорбировать ее, размещая средства коммерческих банков на депозитах, осуществляя операции обратного РЕПО или прямую продажу активов. На современном этапе господствует представление о том, что в стандартной ситуации операции на открытом рынке проводятся с целью управления процентными ставками денежного рынка, причем таким образом, чтобы предотвращать появление структурной зависимости коммерческих банков от инструментов постоянного действия. Операции на открытом рынке призваны нивелировать влияние изменения автономных факторов на состояние денежного рынка. До начала мирового финансового кризиса в практике центральных банков большинства развитых стран преобладали операции на открытом рынке, предполагающие проведение обратной транзакции и осуществляемые через механизм аукционов на ежедневной или еженедельной основе на срок от одного дня до трех месяцев. Обязательные резервы — это доля определенных видов обязательств коммерческого банка, которая должна храниться на счетах центрального банка. При прочих равных условиях увеличение нормативов обязательных резервов приводит к тому, что кредитные организации начинают отчислять больше средств для размещения их на счетах в центральном банке. Исторически система обязательного резервирования рассматривалась центральными банками прежде всего как механизм, обеспечивающий коммерческие банки средствами, необходимыми для возврата депозитов, а не инструмент монетарной политики. Со временем в большинстве развитых стран обязательные резервы стали выполнять другие функции. В настоящее время в большинстве развитых стран резервные требования рассматриваются как инструмент, позволяющий центральному банку более точно прогнозировать спрос коммерческих банков на ликвидность и, следовательно, лучше контролировать краткосрочные процентные ставки денежного рынка. При отсутствии резервных требований центральному банку пришлось бы дополнительно прогнозировать компоненту спроса на ликвидность со стороны коммерческих банков, характеризующую потребность в резервах ЦБ, необходимых для осуществления межбанковских расчетов. Как правило, эта часть спроса наиболее изменчива и непредсказуема. Поэтому центральные банки стран, в которых отсутствует система обязательного резервирования, вынуждены проводить операции на открытом рынке несколько раз в день. Также иногда подчеркивается, что наличие резервных требований повышает потребность коммерческих банков в рефинансировании со стороны центрального банка, что повышает эффективность системы осуществления монетарной политики. При наличии механизма усреднения обязательных резервов они могут также стать дополнительным временным источником ликвидности. После описания основных инструментов денежно-кредитной политики следует перейти к характеристике современных представлений о том, какими должны быть «стандартные» параметры этих операций. Данные подходы представляют собой часть так называемого нового взгляда (new view) на осуществление денежно-кредитной политики, сформировавшегося и получившего широкое распространение в развитых странах в последнее десятилетие XX века. «Новый взгляд» на осуществление денежно-кредитной политики состоит из рекомендаций по организации ее ключевых элементов (выбора целевого операционного показателя, определения параметров инструментов монетарной политики, ежедневное использование выбранных инструментов с целью достижения целевого уровня операционного ориентира). Обычно указывают четыре основные черты «нового взгляда» на осуществление денежно-кредитной политики: Единственным целевым операционным показателем центрального банка должна быть процентная ставка по краткосрочным межбанковским кредитам Согласно концепции «нового взгляда» текущий уровень целевого операционного показателя и ожидания по поводу его будущих значений достаточно полно характеризуют направленность денежно-кредитной политики. Так, сопоставление целевого уровня операционного показателя с его нейтральным уровнем (не приводящим к изменению конечных целей монетарной политики10) позволяет понять, сдерживающую или стимулирующую политику проводит центральный банк. Следовательно, изменение объема операций центрального банка (прежде всего, операций на открытом рынке) не должно являться сигналом о каких-либо модификациях в направленности денежно-кредитной политики. Это существенно упрощает ежедневное осуществление денежнокредитной политики: центральный банк может сконцентрировать внимание на проведении прозрачных, простых и действенных операций для достижения объявленного целевого ориентира операционного показателя. При этом сами операции не несут никаких нежелательных дополнительных сигналов. В качестве операционной переменной должны использоваться именно краткосрочные ставки, так как согласно гипотезе ожиданий они определяют временную структуру процентных ставок, а также являются оптимальными с точки зрения возможности управления ими центральным банком. Выбор краткосрочной процентной ставки в качестве целевого операционного показателя деятельности центрального банка не зависит от стратегии денежно-кредитной политики Под стратегией денежно-кредитной политики понимается система, состоящая из двух элементов: макроэкономической модели трансмиссионного механизма монетарной политики11, разработанной центральным банком, и способов, на основе которых регулятор в рамках данной модели изменяет целевой операционный ориентир, реагируя на новую информацию, и сообщает об этих изменениях, чтобы оказать влияние на конечные цели ДКП. В соответствии с концепцией «нового взгляда», краткосрочную процентную ставку можно использовать в качестве целевого ориентира при любой промежуточной и конечной цели ДКП, то есть при любом режиме ДКП. Параметры инструментов денежно-кредитной политики, согласно концепции «нового взгляда», должны быть по-особому специфицированы Доступ к инструментам постоянного действия должен быть ограничен только необходимостью наличия залога надлежащего качества, обеспечивающей контроль над уровнем риска, а также стоимостью заимствования. При этом информация о ставках по операциям постоянного действия должна быть известна всем участникам рынка. Согласно концепции «нового взгляда» требования к обеспечению не важны с точки зрения ДКП, поэтому при их разработке необходимо руководствоваться доступностью ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве залога, для коммерческих банков; эффективностью; возможностью осуществления контроля кредитного риска на достаточном уровне. Необходимо также предотвращать появление структурной зависимости банковского сектора от инструментов постоянного действия, так как она, как правило, приводит к сокращению объема операций в краткосрочном сегменте межбанковского рынка и переключению банков на получение ликвидности от центрального банка. Обычно это достигается за счет управления вероятностью обращения к данным инструментам с помощью регулирования объема операций на открытом рынке и установления достаточно большого разрыва между ставками по инструментам постоянного действия и целевым уровнем операционного показателя. Срок операций, проводимых в режиме постоянного действия, должен совпадать со сроком инструментов, для которых рассчитывается целевой операционный ориентир. Среди операций на открытом рынке для управления ликвидностью на ежедневной основе предпочтительнее выбрать транзакции, предполагающие обратный выкуп залога заемщиком, а не прямой выкуп активов. Обратные операции не должны оказывать влияние на цены активов, используемых в качестве залога, поэтому центральный банк может проводить их без необходимости просчитывать последствия приобретения или продажи какой-либо ценной бумаги для финансовых рынков. Операции на открытом рынке должны проводиться на конкурентной основе с помощью аукционов. Если операции, предполагающие обратный выкуп активов, не представляют собой аукционы с переменной ставкой, а имеют некоторые ограничения в механизме предложения цены заимствования (например, фиксированные ставки), то эти ограничения должны быть привязаны к целевому операционному ориентиру. При разработке списка активов, которые могут быть использованы для проведения операций на открытом рынке, следует руководствоваться принципами, сформулированными для инструментов постоянного действия. При этом рекомендуется использование одинакового списка активов для осуществления операций обоих видов. Резервные требования могут быть использованы в качестве инструмента денежно-кредитной политики, позволяющего лучше осуществлять управление краткосрочными ставками денежного рынка благодаря обеспечению стабильного спроса на резервы центрального банка со стороны банковской системы и механизму усреднения обязательных резервов. Наиболее простой и удобной системой управления краткосрочными процентными ставками является образуемый фиксированными ставками по инструментам постоянного действия коридор, симметричный относительно целевого уровня операционного ориентира При такой системе изменение направленности денежно-кредитной политики (то есть целевого уровня для операционной процентной ставки) может быть достигнуто просто за счет соответствующего смещения уровня ставок по инструментам постоянного действия. При этом в среднем обращение к инструментам постоянного действия и реализация операций на открытом рынке, при прочих равных условиях, остаются на прежнем уровне. Если коридор процентных ставок не симметричен и единственным инструментом постоянного действия является механизм кредитования банковской системы, то центральный банк должен провести дополнительные операции на открытом рынке для того, чтобы компенсировать возросшую или снизившуюся степень асимметрии коридора (обусловленную изменением отклонения ставки по кредитным операциям постоянного действия от нулевой нижней границы). В таблице в качестве примера представлен обзор основных параметров предкризисного операционного механизма денежно-кредитной политики ФРС и ЕЦБ как ключевых центральных банков, сформировавших согласованную систему стандартных инструментов осуществления денежно-кредитной политики. Отдельно следует обсудить вопрос о списке активов, которые могут быть использованы при проведении операций с центральным банком. Например, до мирового финансового кризиса ЕЦБ использовал более широкий список активов, принимаемых в качестве обеспечения. В него входили государственные долговые ценные бумаги, обеспеченные и необеспеченные банковские облигации, облигации корпораций, ценные бумаги, обеспеченные активами (ABS), нерыночные активы, номинированные в евро и удовлетворяющие установленным требованиям к кредитному рейтингу. В период мирового финансового кризиса в перечень активов, используемых в качестве обеспечения в еврозоне, также вошли активы, которые не являются ценными бумагами (несекьюритизированные кредиты или другая кредиторская задолженность, депозиты в центральном банке и пр.), а также облигации, номинированные в иностранной валюте. Кроме того, во время кризиса были понижены требования, предъявляемые центральным банком к рейтингу активов, используемых в качестве залога. До мирового финансового кризиса список активов, которые принимала ФРС в качестве обеспечения, был несколько более узким. В качестве обеспечения по операциям РЕПО на открытом рынке принимались государственные долговые ценные бумаги, ценные бумаги федеральных агентств и ценные бумаги, обеспеченные ипотечными закладными, отвечающие требованиям к международному рейтингу. Прямому выкупу до кризиса подлежали только американские государственные ценные бумаги. При применении инструментов постоянного действия позволялось использовать более широкий перечень активов, в том числе долговые обязательства других стран, векселя соответствующего инвестиционного рейтинга, ценные бумаги, обеспеченные активами, потребительские кредиты и пр. 1.2 Цели кредитно-денежной политики РФ Общей целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при темпах экономического роста, оптимальных для данной страны. Аналогичную цель преследует и денежно-кредитная политика, как составная часть государственной экономической политики. Ее высшей целью является обеспечение стабильного уровня цен, полной занятости, сбалансированного бюджета, наращивание реального объема национального продукта. Достигается эта цель с помощью мероприятий, проводимых в рамках денежно-кредитной политики. Реализация этих мероприятий рассчитана на длительный период и не может быстро воздействовать на изменение рыночной конъюнктуры. Цели, достигаемые в ходе реализации денежно-кредитной политики, можно ранжировать по нескольким критериям (рис. 1). Рис. 1. Цели денежно-кредитной политики Так, в зависимости от срока реализации цели денежно-кредитной политики подразделяют на: 1. Тактические (оперативные, операционные) цели. Предполагают установление конкретного параметра, показателя, управление которым необходимо осуществлять оперативно. 2. Промежуточные цели. Устанавливают определенные границы роста денежной массы с учетом соотношения между темпами роста ВВП и денежного предложения. 3. Стратегические (конечные) цели. Заключаются в снижении уровня инфляции при сохранении и, по возможности, ускорении темпов роста ВВП. Стратегические цели представляют собой главные, долгосрочные цели денежно-кредитной политики. Они не могут измеряться непосредственно, как это присуще денежным величинам, и не выступают индикаторами денежного рынка. Стратегия предусматривает выбор целей, определение их параметров, установление иерархии целей. Стратегические (конечные) цели представляют собой глобальные цели макроэкономического развития, присущие всем странам с рыночной экономикой и являющиеся для них постоянными. Как правило, это стратегические цели, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Данные цели включают поддержание низкого уровня инфляции и стабильности цен, обеспечение максимальной занятости, роста объемов производства, равновесия платежного баланса. Для того чтобы обеспечить их достижение, центральным банкам приходится разрабатывать промежуточные цели, которые дополняют стратегические цели, конкретизируют их. Промежуточные цели — как правило, более конкретизированы и доступны, ставятся при реализации текущей (краткосрочной) денежно-кредитной политики. Их достижение направлено на достижение конечных целей. К таким целям относятся валютный курс, процентные ставки, денежная масса и др. Промежуточные цели выступают индикаторами денежного рынка, характеризуют изменения в определенных экономических процессах и явлениях, призваны способствовать достижению стратегических целей. Для выявления их эффективности период их действия должен быть достаточно продолжительным. Критериями выбора промежуточных целей выступают: возможность количественного выражения; взаимосвязь со стратегическими целями; легкость контроля и оперативного воздействия со стороны центрального банка. Необходимость постановки промежуточных целей обусловлена следующим: - конечные цели измеряются периодически, со значительным отставанием от момента применения того или иного метода или инструмента; - оценка эффективности применяемой денежно-кредитной политики по конечным целям (т. е. полученным результатам) затруднена, т. к. необходимо время на передачу импульсов к ее конечным целям. Промежуточные цели обычно информируют участников рынка о решениях, принимаемых центральным банком относительно будущего поведения основных денежных параметров. Поскольку воздействие на инфляцию оказывается с некоторой задержкой во времени, т. е. с временными лагами, превышающими пределы календарного года, то наиболее эффективно цели денежно-кредитной политики могут быть достигнуты в течение среднесрочного периода. Промежуточные цели могут устанавливаться как по количественному, так и качественному принципу. При использовании количественного принципа целью центрального банка является постоянный темп роста денежной массы и кредита или ВВП. В случае использования качественного принципа целью является постоянный уровень цен, процентных ставок, курса национальной валюты. Центральный эмиссионный банк для достижения промежуточных целей, соответственно, определяет набор тактических (операционных) целей, таких, например, как денежные агрегаты, денежная масса, процентные ставки по межбанковским кредитам и государственным ценным бумагам и др. Тактические цели обеспечивают достижение промежуточных целей и заключаются в регулировании основных экономических параметров посредством кредитно-банковской системы. Тактические цели реализуются, как правило, в течение краткосрочного периода, а их реализация обеспечивается многоплановыми мероприятиями центрального банка. При выборе тактических целей важно учитывать такие их характеристики, как возможность оперативного контроля и воздействия на определенные экономические процессы и явления; возможность измерения достигнутых результатов. Наглядно это можно представить в виде рис. 2. Рис. 2. Промежуточные цели денежно-кредитной политики Кроме того, цели денежно-кредитной политики можно также подразделить на экономические и социальные. Экономические цели денежно-кредитной политики направлены на поддержание экономической активности и снижение безработицы и включают: - регулирование темпов экономического развития;?? - рост ВВП;?? - сглаживание проявлений циклических колебаний на рынке капитала, рабочей силы; - обеспечение сбалансированности платежного баланса;?? - расширение объема денежно-кредитных операций и др. Социальные цели денежно-кредитной политики призваны способствовать повышению уровня и качества жизни населения, а также обеспечить доступность различных услуг. Приоритетность реализации целей денежно-кредитной политики обусловлена: - состоянием системы государственных финансов; - степенью стабильности и устойчивости экономики;?? - сбалансированностью либо дисбалансом доходов и расходов государственного бюджета. 1.3 Задачи кредитно-денежной политики РФ Главной задачей денежно-кредитной политики, реализуемой центральными банками различных стран, являются регулирование и контроль за движением денежных и финансовых потоков в экономике с целью обеспечения стабильности национальной валюты и приемлемого уровня инфляции. В самом общем виде задачами монетарной политики является создание условий для экономических агентов, которые при осуществлении своих действий должны координировать и согласовывать их с целями и задачами общеэкономической государственной политики. Аналогично целям, среди за....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: