VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Монархия как форма правления история и современность

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000532
Тема: Монархия как форма правления история и современность
Содержание
     МИНОБРНАУКИ РОССИИ
     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
     высшего профессионального образования
     «Челябинский государственный университет»
     (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
     
     Институт права
     Кафедра гражданского права и процесса
     
     КУРСОВАЯ РАБОТА
     Монархия как форма правления: история и современность
     
     
Выполнил студент: 
Першина Полина Юрьевна
академическая группа ПД-101, курс 1
направление специальности 40.05.02
Правоохранительная деятельность  
	
Научный руководитель: 
Пищулина Татьяна Валерьевна
Должность: доцент
Ученая степень: кандидат педагогических наук
			
          	   «_____»___________________2016 г.
     
     Челябинск 
     2016

Содержание
     Введение	3
     Глава 1. Понятие и признаки монархии	5
     1.1 Понятие монархии	5
     1.2. Признаки монархии	8
     1.3. Виды монархии	11
     Глава 2. Историческое развитие монархии	19
     2.1 Исторические формы развития монархии	19
     2.2 Монархические государства современности	25
     2.3 Достоинства и недостатки монархии как формы правления	31
     Заключение	34
     Список источников	36
     
     
     



     Введение
     
     Каждое государство обладает определенной спецификой, в том числе и в вопросе формы правления. Это обусловлено различными культурными и правовыми традициями, а также, в конечном счете, типом общества. Современная наука под формой правления понимает, кто и как правит, т. е. осуществляет государственную власть в государственно-организованном сообществе; как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства); каковы основы их взаимоотношений с населением; а также какова степень участия населения в формировании государственных структур. Форма правления является ведущим элементом формы государства. Именно она, в конечном счете, определяет форму государственного устройства, а также разновидность политического режима. Монархия является одной из разновидностей форм правления.  
     Монархия как форма правления была раскрыта многими философами и политологами различных времён. Аристотель был первым из них и выделял монархию как одну из трёх наилучших форм правления. Монархия как форма правления – одна из самых древних форм, корни которой уходят, в так называемый,  «бронзовый век», а именно IV-III тысячелетие до нашей эры. Такая форма правления имеет большую историю и долгий путь развития. 
     Как говорилось ранее, монархия как форма правления существует на протяжении многих веков и страны во главе с монархом, не намерены менять форму правления, почитая свои традиции и исторически сложившиеся институты. Но современный мир диктует свои правила и республика начала вытеснять монархию как форму правления. 
     Всё, выше изложенное, определило выбор темы нашего исследования: «Монархия как форма правления: история и современность».  
     Объект исследования: общественные отношения.
     Предметом исследования: монархия как форма правления.
     Цель исследования: изучить монархию как форму правления.
     Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность монархии;
2. Описать исторические формы развития монархии;
3. Выявить достоинства и недостатки монархии;
4. Отразить монархические государства современности.
     Методы исследования: метод диалектики как общенаучный метод познания, ряд  частнонаучных методов - исторического, технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании, изучение монографических публикаций,  изучение статей и сообщений в средствах массовой информации.
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
     
     
     
     Глава 1. Понятие и признаки монархии
1.1 Понятие монархии
     
     Для того чтобы раскрыть понятие монархии как формы правления, нужно выяснить, в чем заключается сущность самой формы правления государства. Есть много определений этому понятию, которые дают авторы учебников по дисциплине «Теория государства и права». Определения имеют различные формулировки, но значение их, всё же, схоже. И так, на мой взгляд, определение формы правления государства более полно дано Оксамытным В.В.: «Форма правления – это система организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между её представителями».1 В современном подходе к понятию формы правления существуют две основных формы правления: монархия и республика.
     В рамках заявленной темы, следует подробно изучить понятие монархии. Начнём с этимологии этого слова. Термин «монархия» греческого происхождения (monos – один, arche – власть) и означает «единовластие», «единодержавие».2 Уже из этимологии становится ясно, что во главе государства только один человек. Но для того, чтобы лучше понять смысл данного слова, следует обратиться к современному определению. И так Т.Н. Радько даёт такое определение: «Монархия – форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха; власть монарха передается, как правило, в порядке престолонаследия». 3 Также считаю необходимым, рассмотреть другое определение, которое даёт Власов В.И.: «Монархия – это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству».4
     И так, несмотря на то, что формулировка определений несколько различна, суть их одинакова. Следовательно, государство, в котором верховная власть принадлежит одному лицу и переходит, как правило, по наследству имеет монархическую форму правления. Это лицо считается главой государства, пользуется государственной властью по своему усмотрению и праву, которое не делегировано ему никакой другой властью. Данное положение характеризует современную монархию, но в течение многих столетий исторический опыт большинства государств породил большое разнообразие монархий.
     Из определений указанных выше становится ясно, что монархия характеризуется тем, что монарх получает верховную власть по наследству от своего отца, дяди, деда и не несёт никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха таким, каков он есть, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения. 
     Из правила о том, что монарх получает престол по наследству, возможны отдельные и весьма редкие исключения, когда по каким-либо причинам (государственный переворот, отсутствие наследников) монарх избирается той или иной частью населения, а затем передает престол по наследству своим детям, иным кровным родственникам либо жене.5 
     Таким образом, понятие монархии даётся многими авторами учебной и научной литературы с различной формулировкой, но суть у них одна и та же. В работе рассмотрены два определения - Тимофея Николаевича Радько и Василия Ивановича Власова. Определения двух этих авторов достаточно полно раскрывают понятие монархии, но я отдаю своё предпочтение мнению В.И. Власова. По его мнению, как было сказано ранее, монархия – это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству.6 
     
     
     
     
     
     
     1.2. Признаки монархии
     
     После рассмотрения понятия монархии, логично будет перейти к раскрытию признаков монархии. Существует много мнений на точное определение признаков, но, на мой взгляд, наиболее полно они раскрыты А.В. Малько: 
* власть передается пo наследству;
* осуществляется беccрoчнo;
* не зависит от населения.7 
     Первый признак – это престолонаследие, которое в монархических государствах носит наследственный характер. Существует две системы наследования престола – персональная и семейная. 
     При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:
*  салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;
* кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщина, и мужчины, но последние имеют преимущество;
* австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;
* шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют престол на равных условиях по праву первородства.
     Семейная система наследования характера тем, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.
     Итак, во главе государства находится монарх, который приобретает власть по принципу крови. Пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало той или иной монархической династии связано с прямыми выборами.8 
     Второй признак – бессрочное осуществление власти. Как уже говорилось ранее, монарх не может быть отстранён от власти, ни при каких обстоятельствах, так как это не предусмотрено законами. Также граждане обязуются почитать и любить своего монарха таким, каков он есть. 
     Это свидетельствует о третьем признаке. Монарх считается главой государства, пользуется государственной властью по собственному усмотрению, праву, которое не делегировано ему никакой другой властью. Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. 9  
     Права монарха, которые указаны выше, в разных видах монархии используются и осуществляют с различной силой и полнотой.
     Таким образом, в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану. Но следует отметить, что в настоящее время полномочия монарха могут иметь другой объём: это зависит от вида монархии в рассматриваемой стране.
     

     1.3. Виды монархии
     
     Монархия возникала в условиях рабовладельческого строя, при феодальном стала основной формой правления. В буржуазном обществе монархии сохранились в основном как дань традиции. В процессе исторического развития эта форма правления существенно видоизменялась.
     В зависимости от характера полномочий, находящихся в руках монарха, можно выделить две группы монархической формы правления: 
* абсолютные;
* ограниченные.10 
     Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.11 
     Монарх является единоличным полновластным правителем и ни с какими другими органами власть не делит. Такая мысль прослеживается в  Петровском Воинском уставе, который гласит – «самовластный монарх, которых никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Следует отметить, что монарху всецело принадлежит и верховная законодательная, и верховная исполнительная, и верховная судебная (он является высшей судебной инстанцией государства) власть. В абсолютной монархии наиболее отчетливо проявляется принцип юридической и политической неответственности монарха. Власть в центре и на местах при абсолютизме принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым монархом. Центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти на местах.
     Рассвет классических абсолютных монархий в Европе приходится на XVII-XVIII века. В России абсолютизм существовал в XVIII – начале ХХ вв. В современном мире классических абсолютных монархий практически не осталось. Чертами абсолютных монархий обладают Саудовская Аравия, Катар. В Европе абсолютной теократической монархией является Ватикан.12
     И так, рассмотрим законодательное закрепление монархии на примере двух стран: Ватикан и Саудовская Аравия. В основном законе государства Ватикан в статье первой, пункте первом сказано: « Верховный Понтифик, Суверен Государства Града Ватикан, обладает полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти».13 Это положение основного закона напрямую свидетельствует о реализации такой формы правления как монархия. В Основном низаме правления Саудовской Аравии во второй главе, статье пятой точно сказано: «1. система власти Королевства Саудовская Аравия – монархия; 2. власть принадлежит сыновьям короля – основателя государства Абдель Азиза Абдель Рахмана фль-Фейсала Аль Сауда и сыновьям их сыновей. И присягает наиболее благочестивый из них, вступая на престол, на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, да благословит его Аллах; 3. Король избирает наследного принца и смещает его своим указам; 4. наследный принц полностью посвящает себя деятельности наследника престола и выполняет обязанности, поручаемые ему королём; 5. в случае кончины короля наследный принц берет на себя бразды правления и исполняет королевские обязанности до принесения присяги».14 Такое положение, как было отмечено ранее, свидетельствует о том, что в Саудовской Аравии законодательно закреплена монархия как форма правления, причём носящая абсолютный характер. 
     Ограниченная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограниченна выборным органом – парламентом – и  особым правовым актом – конституцией.15
     Ограниченная монархия характеризуется тем, что верховная власть государства распределена между монархом и представительным органом. Монарх сохраняет свое положение главы государства, получает престол по наследству и считается независимым от любой иной власти, государственных органов и населения. Однако монарх обладает незначительной властью. Он, как правило, лишен прав вмешиваться в деятельность правительства и чаще всего его государственная власть сводится к подписанию законов, принятых парламентом. В настоящее время ограниченная монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции и других государствах.16 
     На примере Дании рассмотрим законодательное закреплении конституционной монархии. И так, в части первой, пункте втором сказано: «Формой правления государства является конституционная монархия. Королевская власть наследуется представителями королевской династии мужского и женского пола в соответствии с положениями Закона о престолонаследии от 27 марта 1953 года».17
     Разновидностями ограниченных монархий являются монархии сословно-представительные и конституционные.
     В сословно-представительной монархии формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции). Таким образом, при такой форме правления власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законодательный характер.
     Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью выборного представительного органа – парламента либо действием конституционных актов.
     Конституционная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной. 
     Дуалистическая (двойственная) монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов.
     Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое монархом  независимо от партийного состава парламента. В своей деятельности правительство подотчетно и подконтрольно монарху, а не парламенту. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов, принимаемых парламентом. Также монарх обладает правом роспуска парламента по собственному усмотрению.
     Дуалистическая монархия выступает на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной, как результат компромисса между феодалами, чьи интересы представляет монарх, и буржуазией, интересы которой представляет парламент. Феодальная власть уже недостаточно сильна, чтобы подчинить себе власть.
     Примерами дуалистических монархий были Германская империя 1870-1918гг.; Австро-Венгрия в это же время; Россия в период 1905-1917гг., в настоящее время признаками дуалистической монархии обладают Непал, султанат Бруней.
     Наиболее распространенной монархической формой правления в современном мире является парламентарная монархия.
     Парламентарная монархия – такая форма правления, которая характеризуется и формальным, и фактическим ограничением власти монарха действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа – парламента. 
     Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. При этом необходимо отметить, что правительство формируется монархом по поручению парламента. Правительство формируется из представителей той политической партии, которая по итогам парламентских выборов получает большинство депутатских мандатов и главой правительства становиться лидер партии парламентского большинства. За свою деятельность правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
     Монарх как глава государства выступает как символ нации и осуществляет в основном лишь представительские функции. Он представляет государство внутри страны (перед своим народом) и в международных отношениях.
     В парламентарной монархии действует принцип контрасигнатуры, являющейся, по сути, отражением общемонархического принципа неответственности монарха. Действие принципа контрасигнатуры означает, что акты, которые издает монарх, приобретают юридическую силу только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, то есть того министра, в сфере действия которого этот акт издается.
     При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определенные вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха («цивильный лист»), а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дат согласие на брак монарха. Положение монарха в парламентарной монархии определяется формулой: «монарх царствует, но не правит». 
     Примерами парламентарных монархий можно назвать Великобританию, Швецию, Бельгию, Японию, Голландия и другие государства.
     Следует отметить, что согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или права роспуска парламента. Но в силу многих конституционных оговорок такими полномочиями монарх в повседневной жизни воспользоваться не может. Такие полномочия называются «скрытыми».
     Для того чтобы эти полномочия «проснулись», должна возникнуть чрезвычайная ситуация, ставящая под угрозу существование самого государства.
     В современном мире существуют монархии, которые «не вписываются» в классическую схему. Такие монархии называются нетипичными:
*  выборные монархии;
*  коллегиальные монархии;
*  патриархальные монархии.
     Выборной называется монархия, при которой монарх власть получает не по наследству, а избирается на определенный строк. Примером может служить Малайзия.
     Примером коллегиальной монархии могут служить Объединенные Арабские Эмираты – Верховным органом государственной власти является Совет Эмиров, который выступает в качестве коллективного главы государства.
     Патриархальной монархией может служить Свазиленд, где в силу сохранения элементов родоплеменного строя монархом становится вождь племени. 18 
     Таким образом, монархическая форма правления в тех или иных целях зависит не столько от конституционных положений, сколько от личности монарха, от традиций страны, от отношения ее населения к монарху. Из рассмотренного множества видов монархий нельзя выделить лучшую или худшую. Каждый вид обладает своими как положительными, так и отрицательными чертами.  Каждое государство, обладающее монархический формой правления, имеет свои особенности, и, следовательно, тот вид монархии, который закреплён основным законом страны, является наиболее оптимальным для государства.


     Глава 2. Историческое развитие монархии
     2.1 Исторические формы развития монархии
     
     Как уже говорилось ранее, монархия – это, пожалуй, самая древняя форма правления. Она прошла длинный эволюционный путь в не одно столетие, перед тем как предстать перед нами в тех видах, в которых она существует в мире на сегодняшний день.
     В учебниках по теории государства и права существует много подходов к классификации монархий по различным критериям. При рассмотрении как исторических, так и современных монархий, основным критерием, обычно, выступает степень ограничения полномочий монарха, при условии, что такие ограничения вообще существуют. И так, из этого подхода выделяют  ограниченные и абсолютные монархии. 
     И так, русский учёный-юрист  XIX –начала  XX столетия Коркунов Николай Михайлович в своих работах выделял следующую классификацию ограниченных монархий: 
* Вечевая монархия – является самой древней формой государственного устройства, она предшествовала абсолютистской и республиканской форме правления. Вечевой строй монархии существовал только в тех государствах, где отсутствовала социальная дифференциация общества, а все задачи государственного значения сводились к военным и судебным. Ограничителем власти монарха выступало народное собрание - вече;
* Сословная монархия – при таком строе существует сильная сословная дифференциация населения. Можно говорить и о наличии представительного органа, ограничивающего власть монарха (подробнее в г.1.п.1.3) ;
* Представительная монархия – такой вид сохранился до наших дней и является одним из самых распространённых среди современных монархий. Такая монархия возникает при условии, когда сословные различия теряют свою силу, а позже ликвидируются (подробнее в г.1.п.1.3 ).
     Наряду с этим, можно выделить другое основание для классификации: это тип общества, при котором существовала какая-либо разновидность монархии. Традиционно различают следующие виды исторических форм монархии: восточно-деспотические, феодальные (раннефеодальные), абсолютные, буржуазные. Для избежания повторения информации, рассмотрим только  восточно-деспотические и феодальные монархии.19
     Восточные деспотии как следует из названия, характеризуют тип власти Древнего Востока. Возникновение такой формы правление на Востоке – процесс закономерный. Деспотии появляются как результат необходимости сильной власти для объединения населения, необходимого для выполнения масштабных ирригационных работ. Требовалось огромное количество усилий всей страны в целом для поддержки ирригационных систем: этим и объясняется наличие жесткой централизованной организации власти во главе с полновластным правителем – деспотом.
     Однако, несмотря на то, что власть деспота была неограниченной, при нем действовала широкая сеть чиновников, которые выполняли фискальные, судебные, административные и военные функции.20
     Как было указано ранее,  правление  в  чистом   виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и  не  на  всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных  государств  была иногда ограничена элементами республиканского правления:
* в древнем Шумере - избрание правителя  советом  старейшин  и  контроль за ним  со  стороны  народного  собрания  и  совета знати;
* в древней Индии - наличие Совета царских чиновников  и  даже отдельных государств, основанных  на  республиканской  форме правления.
     Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при  которой  подданные полностью зависят от произвола властей.
     Феодальная (средневековая) монархия
     Феодальная монархия последовательно  проходит  три  периода  своего
     развития:
* раннефеодальная монархия;
* сословно-представительная монархия;
* абсолютная монархия.
     Раннефеодальная  монархия - как  форма  государственного   правления вырастает непосредственно  из  родообщинных  отношений  у  значительной части   народов   Европы   (Франкское,   Германское,   Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).
     
     Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:
* раздробленность территории;
* слабость центральной власти;
* непрочность государственного устройства;
* наличие остатков родового самоуправления.
     По мере развития феодальных отношений общинные  земли  подвергались отчуждению и  ранее  свободные  крестьяне  попадали  в  зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители  верховной власти на своей территории.  У  них  был  свой  суд,  полиция,  войско, сборщики  налогов,  посредством   которых   они   осуществляли   личное властвование на своей  территории  и  защищались  от  нападения  извне.
     Одновременно формировался аппарат центральной власти,  органы  которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.
     Вследствие  завоеваний  слабо   организованных   народов   возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй  (империи  Карла   Великого   и   Чингисхана).
     Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым  владыкою  и поддерживалась военной  дружиной  и  народным  ополчением.  Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем,  что  феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть  в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.
     Поэтому и создавались крупные феодальные   землевладения,   которые становились соперниками центральной власти.
     Таким  образом,  с  развитием  крупного  землевладения   постепенно подрываются  корни  раннефеодальной  империи,  и  она   распадается   на отдельные изолированные государства.
     Некоторыми учеными выделяется ещё такой вид монархии как теократическая и тирания: 
     Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру  (Ватикан и королевство Саудовская Аравия).
     Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".
     Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.
     Таким образом, исторические формы развития монархии весьма разнообразны. Монархия прошла долгий путь своего развития, под постоянным влиянием различных факторов. Монархия как форма правления прочно закрепилась в сознании людей и существует по сей день, развиваясь в новых направлениях. Следовательно, с развитием общества изменялась и монархия. И в дальнейшем, сегодняшние формы монархии претерпят изменения, и станут объектом для изучения, как исторических форм.
     
     
     
     
     
     


     2.2 Монархические государства современности
     
     Сегодня монархия-это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах. 
     В современном мире существует более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской Короны.
     Конституционная монархия Великобритании, как пример современной монархии, была выбрана по ряду причин:
* наиболее яркий традиционный пример конституционной монархии на сегодняшний день;
* обладает историей установления конституционной монархии, которая в полной мере отражает развитие данного вида монархии.
     Рассмотрим установление в Англии конституционной монархии. Особенностью английской конституции является то, что она не представляет единого законодательного акта. Три акта составляет писаную часть английской конституции, но в течении XVIII века формируются неписанные правила, так называемые, конституционные прецеденты, которые утверждались в практике как результат соперничества двух партий. Главное направление эволюции британской модели парламентаризма в XVIII веке является ограничение власти короля и установление нового принципа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей. Это выражалось в следующем:
* король утрачивает ряд своих прерогатив, хотя сохраняет весьма серьёзные полномочия: 1. утрата права помилования по делам об импичменте; 2. в 1707 году король в последний раз использует право вето на принятие закона – это является примером конституционного прецедента; 3. король считается с парламентом в решении вопросов войны и мира.
* усиление парламента на политической арене, укрепление его независимости от короля. 21
     В XVIII веке создается новый орган – кабинет министров. С 20-х годов XVIII века король, который не знал английского языка, перестает посещать заседания кабинета министров. Принцип контрасигнатуры привел к переносу ответственности с короля на членов правительства. Постепенно закрепляется ответственность членов кабинета перед парламентом, которая выражалась в отставке члена кабинета министров, который не получал поддержку парламента. К концу XVIII века сложилась практика солидарной ответственности кабинета министров. Ограничивается право короля назначать и увольнять государственных должностных лиц. Король должен был считаться с мнением парламентского большинства. Таким образом, в XVIII веке был сформирован важнейший принцип взаимоотношений кабинета министров, т.е. исполнительной власти, с парламентом. 
     Отличительной чертой конституционной монархии стало наличие ответственности правительства, которая формировалась из лидеров победившей партии, установление коллегиальной ответственности кабинета министров перед парламентом.
     По мере роста роли парламента в политической системе, всё громче звучали требования реформы избирательного права. В XIХ веке в ходе избирательных реформ было значительно расширено правительство. В 20-60 гг. XIХ века организованно оформляется партийная система, которая представлена консервативной и либеральной партией.
     К концу XIХ века английский парламент превращается в орудие правительства, которое располагало большинством голосов в парламенте. Организационная структура и партийная дисциплина предопределили подчинение депутатов партийному лидеру, в связи с этим, снижение роли парламента способствовало ограничению свободы прений, которые закреплялись в 1882 году.
     Таким образом, правительство определило направление работы палаты общин и подчинило своей воле деятельность законодательного органа власти. В 1911 году принят акт «О парламенте», который ограничил полномочия палаты лордов. В конце XIХ века кабинет министров возвысился над парламентом. 22 
     В XVIII-XIX веках наряду с эволюцией формы правление и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления, так называемых, уний с Шотландией (1707 год) и Ирландией (1801 год) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также просвитерианскую церковь. С 1801 года новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.
     Модернизация политической системы Великобритании в XIX веке завершилось установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращением парламента в орган, определяющего текущую политику государства. Система ответственного правительства стала основой «Вестминстерской модели», послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.   
     В настоящее время существуют также доминионы – монархии-бывшие английские колонии. В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании (ныне правящая королева), представленный генерал-губернатором.
     Монархические  государства мира:
     Европа: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.
 	Азия: Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония.
 	Африка: Лесото, Марокко, Свазиленд. 
 	Доминионы: в этих государствах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором. 
 	Океания: Австралия, Новая Зеландия, Ниуэ, Папуа — Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Тувалу. 23
   	Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.
 	Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане.
 	Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен "туристических".
 	Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%