VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Молодежные инициативы как социально-педагогическое явление

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004812
Тема: Молодежные инициативы как социально-педагогическое явление
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	 3

Глава 1.   ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

	МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ	   13

		Молодежные инициативы как социально-педагогическое явление	 13

		Модель процесса социально-педагогической поддержки детских и молодежных инициатив	 44

	Выводы по первой главе	 57

	Глава 2.   РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ
ИНИЦИАТИВ	 59

	2.1.	Организация проектной деятельности детских и молодежных

	лидеров	 59

		Развитие молодежного самоуправления	 80

		Социально-правовые гарантии развития детских и  молодёжных инициатив	  91

	Выводы по второй главе	   97

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

	И ЛИТЕРАТУРЫ	 ПО

	ПРИЛОЖЕНИЯ	 125


2



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что складывающаяся в нашей стране система работы с молодежью, при ее общей позитивной тенденции развития, еще не создает всех необходимых благоприятных условий для реализации личного и коллективного самовыражения молодых людей, их самоопределения, раскрытия своего потенциала, активного проявления социально-значимых инициатив.

Анализ психолого-педагогической и социологической литературы свидетельствует о том, что, несмотря на наличие огромного практического материала и позитивного опыта работы, отечественная наука не имеет достаточного количества социальных исследований, посвященных проблеме детских и молодежных инициатив. Между тем, молодежная проблематика привлекала и привлекает внимание большого числа ученых и в советское и в постсоветское время. В большей степени эти исследования касаются изучения специфических черт молодежи, ее положения в обществе, процессов, происходящих в молодежной среде. Однако, социально-педагогические аспекты политики государства в отношении детей и молодежи пока еще изучены недостаточно.

В последние годы отечественными исследователями опубликован ряд концептуальных работ, посвященных общим проблемам и отдельным направлениям реализации государственной молодежной политики. Среди них следует выделить работы П.И. Бабочкина, В.Н. Бобкова, Ю.Р. Вишневского, И.М. Ильинского, В.В. Колкова, В.К. Криворученко,

3



В.Т. Лисовского, А.Н. Мацуева, В.П. Мошняги, В.В. Нехаева, Т.Э. Петровой, В.А. Родионова, Б.А. Ручкина.

Привлекают внимание работы А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, посвященные организационным аспектам государственной молодежной политики. В этих работах рассматривается необходимость создания государственной службы по делам молодежи как в масштабе страны, так и в субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что в последнее время интерес ученых все более сосредотачивается на региональном аспекте молодежной политики, на ее концептуально-технологическом моделировании. Значительный вклад в осмысление данных проблем вносят исследования М.А. Таранцова, М.Ф. Черныша и В.И. Чупрова.

Также отметим научный интерес специалистов, работающих в сфере регулирования государственной молодежной политики и молодежного общественного движения. Благодаря их усилиям появилось большое количество научно-исследовательских работ по данной проблематике (С.С. Гиль, А.В. Соколов, С.В. Тетерский и др.).

Социально-педагогический аспект развития общественной активности молодежи разрабатывался Н.Ф. Басовым, А.В. Волоховым, Б.З. Вульфовым, М.И. Рожковым, И.И. Фришман, М.М. Ященко и др.

Таким образом, степень изученности отдельных сторон отечественной молодежной политики позволяет осуществить выбор темы исследования, связанную с необходимостью поиска новых комплексных инновационных подходов к формированию социально значимых детских и молодежных инициатив, вовлечением в их реализацию возможно большего числа молодых людей, созданием информационных, правовых, организационных, финансовых условий для социализации молодежи, реализации молодежных инициатив и интеграции молодых людей в экономическую, политическую и социальную жизнь общества.

4



Противоречие между ориентацией социальной практики и педагогической теории на некую обобщенную модель личности молодого человека, обладающего инициативой, предприимчивостью, способного к самостоятельным действиям и личностно опосредованным характером включения молодежи в систему социальных отношений определяет выбор проблемы исследования: при каких социально-педагогических условиях формирование общественно значимых молодежных инициатив в Москве будет эффективным и результативным.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать современные формы стимулирования детских и молодёжных инициатив.

Объект исследования: детские и молодёжные инициативы.

Предмет исследования: процесс стимулирования детских и молодежных инициатив. 

Гипотеза исследования: стимулирование социально значимых детских и молодежных инициатив будет эффективной и результативной, если реализованы следующие социально-педагогические условия:

	формирование детских и молодежных инициатив осуществляется как долгосрочный, системно-организованный и динамичный процесс, реализуемый поэтапно в рамках вариативных программ, ориентированных на различные интересы молодых людей;

	определены механизмы выбора различных вариантов самореализации активности молодых людей на основе развития молодежного самоуправления;

	обеспечиваются социально-правовые гарантии реализации детских и молодежных проектов на основе делегирования молодым людям реальных полномочий и ответственности.

5



Исходя   из   формулировки   цели,   объекта,   предмета   и   гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:

	Определить сущность детских и молодежных инициатив        как социокультурного явления.

	Выявить      и      охарактеризовать      особенности      социально-педагогической поддержки молодежных инициатив в городе и формы их стимулирования. 

	Разработать     социально-педагогическую     модель     поддержки молодежных инициатив.

	4.Обосновать   комплекс   средств,   обеспечивающих   включенность молодых людей в социально значимую деятельность. 

	

		Теоретико-методологическую     основу    исследования     составили концептуальные подходы к организации работы с молодежью (Н.Ф. Басов, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, И.И. Фришман, СЕ. Хозе, Л.И. Уманский, М.М. Ященко и др.), теоретические подходы к сущности менеджмента, маркетинга, управления персоналом (О.С. Виханский, Л.Д. Гительман, А.И. Наумов), концепции социального проектирования (Р.В. Дюкарев, Ж.Т. Тощенко, А. Фокс, О. Холмз, К. Эбнер), современные подходы к пониманию концепции воспитательной работы (Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, М.И. Рожков, А.Л. Уманский, И.И. Фришман).

Эмпирической основой исследования явились информационные записки, справочная литература, анализ отчетов о практике работы государственных органов по реализации государственной молодежной политики и обеспечения социальных гарантий для молодежи, в части реализации молодежных инициатив. Также использовались в качестве источников нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральные и региональные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др.



	Для решения задач и проверки исходной гипотезы использовался
следующий комплекс методов: теоретические (изучение и анализ
литературы, официальной документации, системный анализ, классификация,
моделирование); эмпирические (изучение и обобщение педагогического
опыта, практического опыта разработки, оценки, реализации и
сопровождения молодежных инициатив, включенное наблюдение, опытно-
экспериментальная работа, интервьюирование, собеседование,
анкетирование); качественная и количественная обработка результатов
исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали: высшие учебные заведения Москвы, департамент по делам молодежи Московской области, комитеты (департаменты) по молодежной политике муниципальных районов и городских округов Московской области, областные молодежные и детские общественные организации, муниципальные молодежные и детские объединения и клубы, консультативные молодежные органы муниципальных районов и городских округов Московской области (Молодежные Советы), органы ученического и студенческого самоуправления школ, сузов и вузов Московской области.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе изучалась научная и учебно-методическая литература по проблеме исследования; определялись методологические подходы к разработке, реализации и сопровождению детских и молодежных инициатив; формулировались концептуальные идеи, понятийный аппарат, рабочая гипотеза.

На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации разработанных программ формирования и развития молодежных инициатив; формулировались и корректировались первичные выводы; осуществлялся поиск путей решения проблем, выявленных в процессе практической работы; разрабатывались методические рекомендации.

7



На третьем этапе осуществлялся количественно-качественный анализ полученных результатов в ходе опытно-экспериментальной работы, систематизировались и обобщались результаты проведенного исследования.

Личный вклад автора в исследование определяется разработкой общего замысла и основных программ исследования, руководством опытно-экспериментальной работой и непосредственным участием в ней, обобщением материалов исследования в методических рекомендациях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась комплексным анализом проблемы; применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме, поставленной цели, задачам, гипотезе; количественным и качественным анализом данных; обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течение нескольких лет.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

	уточнена сущность и природа социокультурного феномена детской и молодежной инициативы;

	охарактеризованы особенности генерации и эволюции детской и молодежной инициативы;

	разработана модель процесса социально-педагогической поддержки детских и молодежных инициатив;

	теоретически обоснованы и экспериментально проверены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития социально значимых детских и молодежных инициатив;

	определены, а также теоретически и практически обоснованы критерии оценки эффективности системы поддержки детской и молодежной инициативы.

8



Практическая значимость исследования заключается в систематизации определенных знаний по основным проблемам обеспечения социально-правовых гарантий поддержки детских и молодежных инициатив и опыта реализации государственной молодежной политики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы и таблицы.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дается ее обоснование, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуются его методы и база; обосновывается достоверность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Характеристика процесса формирования и стимулирования детских и молодежных инициатив» - рассматриваются детские и молодежные инициативы как социально-педагогическое явление. Теоретически определяются сущность, природа, особенности формирования молодежной инициативы, при этом особое внимание уделено терминологическому определению понятия «инициатива», «молодежная инициатива». Кроме того, в данной главе изучаются особенности формирования детской и молодежной инициативы, а также предложена концептуальная модель процесса социально-педагогической поддержки детских и молодежных инициатив.

Во второй главе - «Реализация социально-педагогических условий формирования молодежных инициатив» - рассмотрены принципы организации проектной деятельности детских и молодежных лидеров, представлены концепция осуществления работы по развитию молодежного волонтерского движения и технологии развития молодежного самоуправления, а также раскрыты     социально-правовые     гарантии     реализации  детской и молодежной 

11



инициативы, условия социума, в которых молодежная инициатива может быть фактически реализована.

В заключении сформулированы выводы исследования и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В приложениях представлены справочные, информационные и методические материалы.

12



ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ

Первая глава настоящего диссертационного исследования посвящена изучению детских и молодежных инициатив как социально-педагогического явления. В ней на основе теоретического анализа определяются сущность, природа, особенности формирования детской и молодежной инициативы, при этом особое внимание уделяется терминологическому определению понятия «инициатива», «молодежная инициатива». Кроме того, в данной главе рассматриваются региональные особенности формирования молодежной инициативы, а также предлагается и обосновывается концептуальная модель процесса социально-педагогической поддержки молодежных инициатив.

1.1. Молодежные инициативы как социально-педагогическое явление

Актуальность современных психолого-педагогических исследований непременно обосновывается учеными различного рода социально-экономическими трансформациями, происходящими в нашей стране. Данное обстоятельство не является случайным, поскольку серьезные изменения в экономике, политике, культуре и т.п., а также возникающие в связи с этим социальные проблемы, требуют своевременных и обоснованных решений. В этом смысле стоит отметить, что происходящие изменения современной России прежде всего сказываются на молодом поколении - категории молодежи, причем это влияние зачастую носит негативный характер.

13



В общих чертах среди множества существующих проблем, имеющих социально-педагогический характер, можно выделить следующие наиболее важные, по нашему мнению:

во-первых, социально-демографические проблемы в молодежной среде, обусловленные прекращением тенденции роста численности молодежи, связанной с высокими показателями рождаемости в 70-80 годы прошлого века. Этот процесс сопровождается неуклонным снижением доли несовершеннолетних (до 17 лет) в общей численности населения. По прогнозам демографов, количество молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет в ближайшие годы будет сокращаться; коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население будет возрастать. Кроме того, социально-демографические проблемы в молодежной среде характеризуются кризисом семейно-брачных отношений - разрушением традиционных устоев семейно-брачных отношений и репродуктивных функций молодых семей;

во-вторых, проблемы здоровья и физического развития молодежи. По данным регионального социологического опроса, проведённого в Ярославской области (результаты подобных опросов в других регионах имеют схожие тенденции), здоровье входит в список доминантных значимых ценностей молодого поколения. 32% опрошенных молодых жителей Ярославской области назвали здоровье самым важным в жизни молодёжи. Среди основных показателей здоровья выделяются: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его физиологических систем; устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам; отсутствие заболеваний, нарушений физического или психического развития. Однако, ни по одному из указанных параметров здоровье подрастающего поколения нельзя признать удовлетворительным;

в-третьих, проблемы социальной дезадаптации в молодежной среде, сопровождающиеся   высокими   показателями   асоциального   поведения,

14



омоложением     преступности,     безнадзорностью     несовершеннолетних, распространением наркомании;

в-четвертых, проблемы профессиональной подготовки и занятости молодежи. В настоящее время остается актуальной задача адекватной профессиональной подготовки молодежи, идет значительное «омоложение» безработицы. Кроме того, для выпускников учебных заведений остро стоит проблема поиска работы, особенно для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Качественными признаками образовательной сферы является то, что система получения профессионального образования до конца не соответствует потребностям современного рынка труда.

Таким образом, следует заключить, что объективные социально-экономические трансформации современной России, и связанные с ними негативные тенденции в молодежной среде существенным образом затрудняют успешность социализации молодых людей. Молодежь в силу своего специфического положения с большей необходимостью нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д., но менее интегрирована, менее включена в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ощутить всей полноты общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциальные возможности. Подобного рода положение дел присуще современной российской молодежи.

В этой связи заметим, что многие отечественные и зарубежные специалисты полагают, что одной из социально значимых форм проявлений особенностей личности, способствующей ее успешной социализации, являются молодежные инициативы.

15



Само понятие «молодежные инициативы» имеет неоднозначное толкование в отечественной психолого-педагогической литературе. Для того, чтобы обосновать сущность данного понятия и определить связанные с ним психолого-педагогические проблемы, обратимся к рассмотрению ключевых терминов - «молодежь», «инициатива», «молодежные инициативы».

В отношении первого понятия. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что молодежь рассматривается как социально-демографическая категория, включающая в себя молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет и характеризующаяся с точки зрения социально-педагогической науки своим инновационным потенциалом. Молодежь как инновационный потенциал имеет большое значение для социального и экономического развития общества; играет роль группы не только готовящейся к самостоятельной «взрослой» жизни, но и уже активно участвующей во всех социально-экономических отношениях [30. С. 24].

Особенность молодежи, с точки зрения педагогики, должна проявляться в ее субъектной роли, активности и самостоятельности как в процессе общественного производства, так и социокультурного воспроизводства человека - процессе воспитания. При этом характер и масштаб самостоятельности молодежи определены логикой истории, необходимостью продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынужденно находясь в стадии становления, самостоятельно участвовать в выработке этих ценностей, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое. И тем важнее, с точки зрения педагогических закономерностей, спрогнозировать и предоставить молодому человеку инструмент и форму участия как в социокультурном воспроизводстве, так и общественном производстве в целом [30. С. 22].

В отношении понятия «инициатива». В словаре русского языка СИ. Ожегова «инициатива» рассматривается в двух смысловых аспектах:

во-первых,  как почин,  внутреннее  побуждение к новым  формам деятельности, предприимчивость;

во-вторых, как руководящая роль в каких-нибудь действиях [101. С. 128,222].

Исходя из определений вышеуказанного словаря и опираясь на исследования С.С. Гиля, А.В. Волохова, И.И. Фришман, СВ. Тетерского инициатива может быть представлена как:

	качественная характеристика личности;

	форма выражения актуальных потребностей;

	субъективно возможная и общественнозначимая основа собственного существования молодого человека;

	способ взаимодействия молодежи с социальными институтами общества.

Мы применяем в исследовании все четыре выделенных смысла инициативы, акцентируя внимание на инициативе как субъективно возможной и общественно значимой основе собственного существования молодого человека. С педагогической точки зрения, существенным представляется понятие инициативы как способа взаимодействия молодежи с социальными институтами общества. Эти толкования инициативы предопределяют необходимость организации эффективного социально-педагогического сопровождения молодежных инициатив.

Понятие «молодежная инициатива», по нашему мнению, может быть определено как социальный почин, начинание, самодеятельное участие молодого человека в различных сферах социальной жизни, в котором он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как ее активный проводник в жизнь.

Молодежная инициатива выражается, прежде всего, в добровольной деятельности в интересах общества и отдельной личности, в творческом отношении к любому общественно полезному производительному, умственному (интеллектуальному) труду, к сложившимся или принятым в обществе нормам поведения в жизни. Кроме того, молодежная инициатива

17



предполагает оценку достигнутого человеком, его потенциальных возможностей, его готовность включения в многообразные социальные связи и отношения способности к самостоятельным активным действиям. Молодежная инициатива предполагает предприимчивость, в моральном смысле характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем того требует простое соблюдение общепринятых норм в обществе.

Наконец, молодежная инициатива - форма личного примера молодого человека, его общественной и политической активности, признания ценностью его разносторонних проявлений в различных видах и формах деятельности.

Участие в их подготовке и реализации способствует формированию целого ряда гражданских качеств, а для каждого человека, вступившего в самостоятельную жизнь, прежде всего, таких, как уверенность в себе, самоуважение, достоинство.

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Таким образом, гражданская инициатива - это, в первую очередь, осознанное внутреннее побуждение гражданина или группы граждан к изменению или дополнению существующих и актуальных для него (них) социальных отношений, и, во-вторых, явленное действие, направленное на введение новых (видоизменение существующих) форм деятельности в систему актуальных для него (них) социальных отношений.

Итак, развитие молодежных инициатив является важной социально-педагогической проблемой, требующей своевременного решения. Данная проблема имеет, по нашему мнению, несколько аспектов.

Первый аспект связан с реализацией социальной политики (социально-политический аспект). В энциклопедическом словаре, посвященном Конституции   России   разъясняется,   что    «социальное   государство   -

18



конституционное понятие, означающее, что государство берет на себя в объеме, соответствующем его возможностям, обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей» [62. С. 226].

В основе существования социального государства лежит принцип ответственности государства за судьбу своих граждан. Важнейшим принципом социального государства является принцип социальной солидарности и гарантированное™ социальных обязательств. Заметим, что Россия объявлена социальным государством, политика которого ориентирована на формирование условий для достойной жизни и свободного развития людей. Изначальной интегральной функцией всякого социального государства является разработка и осуществление программ удовлетворения социальных потребностей населения.

Социальная политика имеет дело с руководством и управлением всеми социальными процессами: и теми, что связаны с обеспечением благосостояния народа, и теми, которые направлены на совершенствование социальной структуры общества, т.е. это целенаправленная деятельность по развитию всей социальной сферы общества [58. С. 10].

Социальная политика может быть эффективной только в случае ее точного адреса, соответствия запросам различных категорий населения, в том числе молодежи как особой социально-демографической группы. Основное отличие социальной политики государства в отношении молодежи от политики, в отношении детей, женщин, инвалидов, других социально ущемленных категорий населения состоит в том, что она не сводится только к компенсаторным механизмам (помощи, поддержке и т.п.), а предполагает активное инновационное участие молодежи в жизни общества, опирается на трудовой и творческий потенциал молодого поколения. Трудности, с которыми сталкивается общество в своих усилиях по социализации и интеграции молодежи, проистекают из нестыковки между нуждами и устремлениями молодых людей в быстроизменяющемся мире,  с одной

19



стороны, и тем, что общество предлагает им и требует от них - с другой стороны. Чтобы разрешить данное противоречие, для молодежи следует создать условия ее самореализации, необходимо дат ей возможность вносить свой вклад в процесс развития общества путем участия в этом развитии. Это требует от социальной политики государства гибких нестандартных подходов к поддержке молодежи, направленных не столько на компенсацию, не только на защиту от неблагоприятных жизненных ситуаций, но и на социализацию и развитие. На практике государство и его институты реализации социальной политики, изначально подверженные определенной инерции (при соблюдении меры - «здоровому консерватизму», при излишнем упорствовании в этом - косности), не всегда готовы учитывать насущные потребности молодежи.

Второй аспект связан с социально-правовыми вопросами (социально-правовой аспект). Государственные социально-правовые гарантии, какой бы сферы жизнедеятельности общества или функционирования государства, какой бы категории населения они не касались, фиксируются прежде всего в форме нормативных правовых актов. Анализ правовой базы тех или иных государственных обязательств может дать достаточно четкое представление о принципах и направленности рассматриваемой государственной политики, степени ее реалистичности или декларативности, обеспеченности ее механизмами реализации. Все это в полной мере справедливо и для правового регулирования государственной политики в отношении молодежи.

Законодательные акты, касающиеся молодежи и молодежной политики, определяют сферу правовой и социальной защиты молодежи, порядок соблюдения прав и свобод молодых граждан. Хотя в основополагающем нормативном правовом акте - Конституции Российской Федерации - не регламентированы какие-либо специальные права молодежи и обязательства в отношении нее со стороны государства, в ее статьях, а также в уставах, других основных законах субъектов Федерации устанавливаются положения, определяющие обладание гражданами, и в том

20



			числе молодыми, всей полнотой социально-экономических, политических и
личных прав и свобод, кроме небольшого ряда исключений для
несовершеннолетних, связанных с понятием неполной дееспособности по
возрасту. В них подчеркивается, что никакое установленное государством
право гражданина не может быть отчуждено от человека в силу его возраста.
Иначе говоря, права граждан распространяются на детей, подростков,
молодых людей. В Конституции Российской Федерации установлено более
40 прав и свобод, которыми пользуются все граждане, в том числе молодые
люди. Законы подчеркивают, что какие-либо прямые или косвенные
ограничения прав и свобод (дискриминация) молодых граждан, кроме
установленных законом, влекут за собой ответственность виновных по
закону. Аналогичным образом не допускается возложение на молодых
граждан каких бы то ни было дополнительных обязанностей, в том числе в
области соблюдения государственного и общественного порядка по
сравнению с обязанностями других граждан. Любые подзаконные акты,
ограничивающие объем предоставляемых законом прав или
устанавливающие	дополнительные	обязанности,	признаются

недействительными. Все это - общие основания, уравнивающие молодежь и взрослую часть населения России. Различия в подходах к защите прав молодежи (напомним, что к молодежи относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет) связаны с разделением ее на две возрастные категории: несовершеннолетние (от 14 и до 18), относящиеся согласно международным и федеральным актам к правовой категории «дети»; совершеннолетняя молодежь (от 18 до 30 лет).

Для детей существуют правовые нормы, начиная с конституционных, непосредственно устанавливающие их особые права и гарантирующие их реализацию (вследствие неполной дееспособности и необходимости поддержки естественного процесса достижения полной дееспособности, т.е. их социализации). Отсюда отсутствие ряда «взрослых» прав, но и наличие особых «детских», защищаемых законом. Для совершеннолетней молодежи

21



нет особых для этой категории прав - законодательством устанавливается ее полная дееспособность: есть только права, не предполагающие какой-либо специальной системы поддержки. Вся регламентация особых социально-правовых гарантий происходит косвенным путем, через описание набора социальных услуг, которые обязуется выполнять государство для молодежи посредством специальных институтов (органов по делам молодежи и социальных служб для молодежи) в рамках реализации особой целенаправленной системы мер - молодежной политики. Отсюда косвенный, опосредованный характер отражения гарантий для молодежи в нормах права. Третий аспект связан с финансовыми вопросами. В контексте реализации государственной молодежной политики существует три основных подхода к объекту финансирования:

	обеспечение программ государственной молодежной политики;

	обеспечение функционирования отраслевых институтов государственной молодежной политики;

	прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации, гранты и т.д.). Если первый подход характеризует собой логику финансирования государственной молодежной политики - сферы, где организационная основа - программа (в определенной степени такой подход лежит также и в основе отношений ОДМ и молодежных и детских организаций), второй - логику финансирования государственной молодежной политики - отрасли, где основа - функционирование структуры, то третий подход выражает логику деятельности компенсаторного, инвестиционного фонда.

Все же основными вопросами финансирования государственной молодежной политики становятся не увеличение разнообразия его источников, а формы, механизмы и объемы, степень их увязанности с особенностями конкретного направления государственной молодежной политики, объектом, условиями финансирования, а также сложность сочетания в обеспечении государственной молодежной политики долевого

22



программного финансирования в рамках межбюджетных отношений и самостоятельного отраслевого финансирования. Решение этих проблем позволит сделать более оптимальной систему финансирования государственной молодежной политики даже в условиях возможного бюджетного дефицита.

Безусловно, проблема развития молодежных инициатив, а также организация социально-педагогического сопровождения данного процесса, не ограничивается, по нашему мнению, вышеобозначенными тремя аспектами, а связана, прежде всего, с вопросами институциализации рассматриваемого феномена.

Традиционно термин «социальный институт» определяется как организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом задачи.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и «подавляют» отклонения в поведении от требований этих стандартов.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и «подавление» отклоняющегося поведения.

Академик Российской академии наук Г.В. Осипов выделяет следующие виды социальных институтов [139]:

политические - обеспечивающие установление и поддержание политической власти;

23



- экономические - обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг;

социально-культурные - к ним относятся: система образования, система здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения, система права и правосудия и др.

Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института -удовлетворение конкретных общественных потребностей [139. С. 206-208].

Социальные институты - устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.

Таким образом, институты являются стандартными социально-культурными моделями, служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни, а также относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений.

Институциализация - процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Можно назвать четыре главных сферы социально-инновационной активности. Первой служит хозяйственное предпринимательство - от индивидуального бизнеса до деятельности гигантских корпораций, второй -преобразование институтов социальной сферы: здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты и др. Третья - обновление идеологии и культуры - деятельность ученых, журналистов, работников культуры, связанная с осмыслением происходящих в обществе процессов,

24



поддержкой и пропагандой новых социальных ценностей, формированием компетентного общественного мнения по важнейшим проблемам развития общества и проч. Четвертой сферой является апробация новых форм самоорганизации или формирование структур гражданского общества. С помощью этих структур первоначально рыхлая и инертная ткань общества как бы «прошивается» в разных направлениях независимыми от государства горизонтальными связями, становясь более упругой, способной к активному отклику на воздействие извне. Социально-инноваци.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44