VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Модель структуры интеллекта Г.Ю. Айзенка (внефакторная теория)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006129
Тема: Модель структуры интеллекта Г.Ю. Айзенка (внефакторная теория)
Содержание
16

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

 ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

Медико-биологический факультет



















Понятие интеллекта

Реферат

















Подготовил:

студентка 2 курса 4 группы						 Плотникова К.А.



Проверил:

д.б.н., проф.									Калаев В.Н.



















ВОРОНЕЖ 2016

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»...........................................

4

2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА......................................................

6

2.1 Теория Ч. Спирмена (двухфакторная теория) ………………….......

6

2.2 Теория Л. Терстона (мультифакторная теория)…............................

6

2.3 Внефакторная теория интеллекта Дж. Гилфорда………………......

7

2.4 Модель структуры интеллекта Г.Ю. Айзенка (внефакторная теория)...............................................................................................................


8

3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ.............................

10

4 ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА.............................................................................

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

16





ВВЕДЕНИЕ



 Проблема понятия интеллекта является актуальной в наше время.  Это понятие сводят то к некой общей биологической функции, то к выполнению формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным ориентирам, то к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что само понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым. Нередко для его измерения используются интеллектуальные тесты.

Очевидность теоретической и практической значимости изученных фактов о природе интеллектуальных способностей человека контрастирует с реальным, весьма неудовлетворительным положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающим себя, в частности, в нарастании критики самого понятия «интеллект».

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»



М.А. Холодная пишет: «В современных условиях интеллектуальный потенциал населения – наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами того или иного общества – является важнейшим основанием его прогрессивного развития». Однако данный объект исследования чрезвычайно «неудобен», поскольку отсутствует четкое определение этого понятия. На симпозиумах в 1921-м и 1986 годах выделяли всего 21 критерий, среди которых 8 отсутствовали в 1921-м, но появились в 1986 году, и два, наоборот, во время второго симпозиума исчезли. 

Интеллект в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Данный термин нередко применяется, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Иногда интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. Самое важное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, давая возможность самостоятельно преобразовывать действительность.

Сущность человеческого интеллекта достаточно изучена в настоящее время. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т. д. раскрыта и объяснена весьма основательно. Однако остаются и более глубокие уровни неисчерпаемой сущности человеческого интеллекта, к изучению которых современная наука еще только приближается. К ним следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого интеллекта, которые обеспечивают  способность индивидума адекватно познавать мир.

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума.

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 

общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 

способность решения проблем без проб и ошибок, «в уме». Понятие интеллекта как общей умственной способности при- меняется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. 

Общее в этих определениях одно: интеллект – совокупность всех когнитивных способностей. 

2  ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА

2.1 Теория Ч. Спирмена (двухфакторная теория) 



Согласно ей существует некоторый общий фактор, определяющий успешное решение отдельных тестовых задач, – фактор общего интеллекта, обозначаемый буквой «g» (от «general factor»). Аргументов в пользу существования служит обычно констатируемая корреляция между оценками, получаемыми по разным тестовым задачам; предполагается, что успешность решения отдельных субтестов может совпадать только в том случае, если за ними стоит одна и та же латентная переменная, в данном случае – общий интеллект. Однако, наряду с общим фактором «g», в каждом когнитивном тесте присутствует специфичный только для него частный фактор «s». Поэтому теория Спирмена названа двухфакторной теорией интеллекта. 



2.2 Теория Л. Терстона (мультифакторная теория) 



Она утверждает обратное теории Спирмена. Интеллект есть сумма не- скольких независимых способностей. Основанием такого утверждения служило выделение нескольких групповых факторов, которые и были обозначены как первичные умственные способности. Их семь: 

пространственное восприятие – способность оперировать в уме пространственными отношениями;

восприятие – способность детализировать зрительные об- разы; 

вычислительные способности – умение выполнять основные арифметические действия; 

вербальное понимание – способность понимать и раскрывать значение текстов и слов; 

беглость речи – способность быстро подобрать слово по за- данному критерию; 

память – способность запоминать и воспроизводить информацию; 

логическое рассуждение – способность выявить закономерности в ряду букв, фигур, цифр. 

Согласно этой концепции описание индивидуального интеллекта – профиль, а не единственная оценка в баллах IQ. Дополнительным аргументом этой точки зрения являются факты необыкновенно сильного развития какой-либо одной способности (например, мнемических или вычислительных способностей), а также, наоборот, резкого снижения одной конкретной способности при некоторых хромосомных аномалиях. Однако в результатах Спирмена кроме общего присутствуют и частные факторы, т. е. отдельные способности, а выделенные Терстоном факторы коррелируют между собой, т. е. имеют общую основу. Поэтому очень часто говорят, что подходы Спирмена и Терстона – это подходы внутри одной теории. 

Эти две теории, возникшие в 20–30-х годах, существуют и по- ныне. До сих пор одни исследователи отрицают существование фактора «g», считая его иллюзией, другие подтверждают его существование. 



2.3 Внефакторная теория интеллекта Дж. Гилфорда



Она занимает отдельное место в ряду теорий интеллекта. Данная теория основана на предположении о наличии трех измерений, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта в понимании Гилфорда образован, во-первых, сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, во-вторых, областью, в которой она проводится, и, в-третьих, получаемым в итоге результатом. Выделенные факторы (их 120) независимы. Это исключает существование факторов высшего порядка. Общая основа интеллекта также не существует. Стоит сказать, что Дж. Гилфорд очень широко трактует понятие интеллектуальных способностей, по факту очень слабо связанных с общим интеллектом, например, способность испытуемого понимать эмоциональное состояние других людей, эмоциональную нагрузку их речи и т. п. Эти представления легли в основу концепции социального интеллекта. 



2.4 Модель структуры интеллекта Г.Ю. Айзенка (внефакторная теория)



Айзенк выделял три категории интеллекта: 

психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);

биологический интеллект, т. е. физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная база познавательного по- ведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга; 

социальный (или практический) интеллект как проявление социально-полезной адаптации. 

Непосредственно измеряется лишь психометрический интеллект – это фактически и есть интеллект как таковой. Биологический интеллект – это не сам интеллект, а лишь генетические предпосылки к его развитию, его врожденные качества. Впрочем, Айзенк считает биологический интеллект первичным, а все остальные – вторичными. Социальный интеллект – проявление социально полезной адаптации. С одной стороны, к социальному интеллекту можно отнести общую способность приспосабливаться к новым условиям жизни, т. е. и словарный запас (культура речи) человека, и его эрудицию, но сюда же относится и практический интеллект – способность решать практические задачи общения, способность применять накопленный опыт в новых ситуациях. Однако практический интеллект нельзя рассматривать как равноправную составляющую интеллекта вообще, т. к. получаются завышенные результаты у умственно отсталых, поскольку они учатся совершать ряд бытовых действий автоматически, а результаты будут засчитаны как осознаваемые. Если некто научился утром чистить зубы, это не значит, что он однозначно поумнел, поняв смысл данной гигиенической процедуры. Вполне вероятно, что это просто рефлекс. 

В психометрии один из вариантов легкой степени интеллектуальной недостаточности носит название «салонного слабоумия» – такие люди умеют держать себя в обществе, с умным видом говорить о погоде и других банальностях, не проявляя при этом никакой оригинальности. Для такой степени умственной недоразвитости характерно наличие однообразных плоских шуток, шаблонность суждений, предвзятость, отсутствие способности к творчеству и пониманию реальных окружающих явлений, высокая внушаемость, отсутствие собственного мнения и стремление подчиниться мнению большинства. Это люди шаблона, банальности, моды.

Теория Айзенка имеет определенную общность с теорией Гилфорда, заимствуя из нее ряд понятий: интеллектуальные операции, содержание, тестовый материал. Однако она лучше разработана как в экспериментальном, так и в теоретическом плане. Кроме того, теория Айзенка не отрицает наличие общего фактора интеллекта. 

3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ



Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал – это, прежде всего, связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотавационно-потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.

Безусловно, интеллектуальный потенциал - это системное свойство, имеющее множественную и разноуровневую детерминацию. Раскрыть интеллектуальный потенциал человека можно на основе анализа взаимосвязей: интеллект - процессы жизнедеятельности; интеллект — личность.

Формируется и накапливается он в ходе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Интеллектуальный потенциал - это своеобразное «опережающее» отражение действительности, качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования.

Для оценки наличного состояния системы интеллекта, продуктивности интеллектуальной деятельности в данный период жизни человека используется понятие интеллектуального статуса.

Понятие интеллектуального потенциала в определенной степени перекрывает понятие статуса, оно обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития.

Функциональные механизмы интеллекта (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, психомоторные, речедвигательные и др.) составляют филонтогенетический фонд интеллекта.

Потенциалы и уровни достижения в тренировке этих механизмов определяются природными свойствами человека, особенно возрастными и нейродинамическими. Они включают регуляторные системы, отвечающие за энергообеспечение интеллектуальных процессов, за стабильность, устойчивость достигнутых уровней интеллектуальных операций, в значительной степени выполняют функции сохранения видовых системных качеств интеллекта человека.

К операциональным интеллектуальным механизмам относятся интеллектуальные операции, алгоритмы, которые складываются в ходе развития человека как субъекта деятельности, в процессах обучения, воспитания, в многообразных формах человеческой активности и самореализации личности. Операциональные механизмы (системы наблюдений, рациональных операций, мыслительных процедур, абстрактно-символических представлений и пр.) являются полифункциональными.

4 ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА



Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ).

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180). 

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией. 

Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможности снижены, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой. 

Этиология (причина) олигофрении во многом остается неясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ<50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ<50 – средней тяжести; при IQ<35 – резко выраженная. 

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, характеризуется IQ=20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ=20-50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных. 

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается. 

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



История поиска и выделения характеристик, наиболее отчетливо показывающих отличия людей в области интеллекта, представляет собой неизменное появление все новых и новых характеристик, которые соединены с интеллектуальной деятельностью. Старания свести их к более или менее обозримому числу интеллектуальных параметров явились в наибольшей степени действительными в психометрической традиции исследования интеллекта. Используя факторно-аналитические техники и опираясь в основном на вторичные факторы, ученые выделяют основные параметры интеллекта. 

Проблемы интеллекта, участия в его структуре мышления разных видов, особенности искусственного интеллекта и его использования в качестве катализатора человеческого интеллекта - все эти вопросы далеки от своего окончательного разрешения и требуют новых теоретических и экспериментальных доказательств. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111–131.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. -  М.: Прогресс, 1987. – 336 с.

Плотникова М.В. Психогенетика: учебное пособие / М.В. Плотникова. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010. - 159 с.

Калаев В.Н. Избранные лекции по психогенетике / В.Н. Калаев. - Воронеж: Изд-во Воронежского Гос. ун-та, 2013. - 130 с.

Холодная М.А.: Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Спб.: Питер, 2002. - 272 с........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44