- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Миграционные проблемы в современном мире (на примере ФРГ)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011626 |
Тема: | Миграционные проблемы в современном мире (на примере ФРГ) |
Содержание
Тема курсовой работы: «Миграционные проблемы в современном мире (на примере ФРГ)» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава I. Механизмы регулирования миграционной политики в ФРГ………....5 1.1. Нормативно-правовая база современной миграционной политики ФРГ...5 1.2. Виды и структура миграционных потоков (на примере ФРГ)…………...11 1.3. Институциональная организация немецкой миграционной политики….15 Глава II. Миграционная политика ФРГ: особенности и перспективы……….18 2.1. Нелегальная иммиграция и проблема безопасности……………………...18 2.2. Современные проблемы и пути совершенствования миграционной политики в Германии…………………………………………………………....20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………38 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы курсовой работы. В условиях глобализации характерен рост мобильности у населения. Межгосударственная миграция, то есть добровольное или вынужденное перемещение людей через государственные границы, в веке высоких технологий приобретает характер универсального явления и все чаще рассматривается как институционализированная форма социальной мобильности в современном обществе. Глобализация создает условия для трудоустройства не только высококвалифицированных профессионалов в области финансов, страхования, банковского дела, коммуникаций, но и для трудящихся-мигрантов, занятых в сфере сельского хозяйства, строительства, благоустройства территории, общественного питания, гостиничного сервиса, индустрии развлечений, обслуживания личных потребительских нужд. Рабочей гипотезой курсового исследования принято, что современные иммиграционные процессы в ФРГ происходят в условиях глобализации. Являясь неотъемлемой частью современного мира, она оказывает значительное влияние на различные системы общества, с которыми тесно связана иммиграционная система. Процесс глобализации оказывает негативное влияние на характеристику иммиграционных потоков, делая их крайне нежелательными в связи с рядом трудностей, возникающих в экономической системе (например, использование более дешевого труда иностранных рабочих, освоение крупными компаниями новых регионов с последующим созданием там рабочих мест). Кроме того, что постепенное разрушение национальных границ под воздействием процессов глобализации может поставить проблему массовой неконтролируемой нелегальной иммиграции. В последнее время обозначилась тенденция к оттоку коренного населения ФРГ вследствие желания существенно улучшить условия жизни. Экономика Германии при этом теряет огромные средства, так как уезжают специалисты, а на их места приезжают низкоквалифицированные иммигранты. Объект курсового исследования – миграционные процессы в ФРГ. Предмет работы – миграционная политика правительства ФРГ. Цель исследования – анализ комплекса проблем, возникающих в связи с интенсификацией миграционных процессов в условиях глобализации, и оценка эффективности миграционной политики на примере ФРГ. Для достижения цели исследования надо решить следующие задачи: * Рассмотреть нормативно-правовую базу современной миграционной политики ФРГ; * Охарактеризовать виды и структура миграционных потоков (на примере ФРГ); * Изучить институциональную организацию немецкой миграционной политики; * Исследовать нелегальную иммиграцию и проблему безопасности; * Проанализировать современные проблемы и пути совершенствования миграционной политики в Германии. Методологическую основу курсовой работы составили принципы историзма и научной объективности, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. ГЛАВА I. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ФРГ 1.1. Нормативно-правовая база современной миграционной политики ФРГ С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000) и закона о миграции (2005) миграционная политика Германии предопределила то, что Германия фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала важным аспектом германской миграционной политики. Правительственная коалиция ХДС / ХСС / СПД под руководством канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года приняла решение об оказании всестороннего содействия интеграции мигрантов и привлечении в Германию новых мигрантов. Главной задачей федерального правительства, по мнению уполномоченной по делам иностранцев Марии Бёмер, является интеграция миллионов членов семей мигрантов в германское общество. Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране. Во многом современная миграционная политика определилась законами, принятыми после второй Мировой войны (1949). В 1949 году принята Конституция ФРГ. Статус беженца был вписан в отдельный параграф основного Закона государства (116: "Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище"). Определение условий получения статуса репатрианта оставалось в полномочиях земель. Статус был уточнен затем в Законе о репатриантах. В 1953 году принят Закон о репатриантах. В Законе были объединены в единую категорию использовавшиеся до этого разные категории беженцев; установлены общие для всех земель правила определения статуса репатрианта; при этом финансовая ответственность за прием и обустройство была распределена между всеми уровнями власти. В 1957 году вступили в силу дополнения в Закон о репатриантах. Расширен круг лиц, имеющих право стать репатриантом – за счет всех немцев, которые проживали на территориях с военными действиями до 1945 г. (по списку, в том числе СССР, Польша, Китай, Албания и прочие социалистические страны), и испытывали гонения и преследования из-за своей этничности. В 1982 году принят Закон о предоставлении политического убежища – предполагал ускорение процедуры при сохранении конституционных гарантий защиты беженцев. В 1982 году вступили в силу поправки к Закону об иностранцах – введение визового режима для иностранцев вне ЕС, намеревающихся находиться в ФРГ более трех месяцев. В 1988 году стала действовать программа интеграции переселенцев. Была предложена не односторонняя модель интеграции, когда мигранты «подстраиваются» под новые социумы, а взаимное приспособление и культурное обогащение. В 1989 году принят Закон о распределении переселенцев. Предписывал обязательную регистрацию репатриантов в федеральных лагерях для переселенцев и дальнейшее размещение их по землям в строгом соответствии с направлением лагеря для тех репатриантов, которые получают социальную помощь государства. В 1990 году вступил в силу Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, называемый сокращенно «Закон об иностранцах». Обозначил возможности попадания в Германию для этнических мигрантов – теперь это можно было сделать только при наличии разрешения на прибытие и заявление. В 1990 году подписано Шенгенского соглашения, которое предусматривает свободу передвижения и особые миграционные преференции гражданам Шенгенской зоны. Также в 1990 году произошло подписание Дублинской конвенции. В ней перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. В 1992 году принят Закон о предоставлении политического убежища. Вводится правовой статус позднего переселенца, под который попадают этнические немцы из Восточной Европы, родившиеся до 1993 г. В соответствии с этим законом для того, чтобы стать поздним переселенцем необходимы индивидуальные доказательства своей принадлежности к немецкому народу. В 1993 году произошли поправки к статье 116 и 118 Конституции: ст. 116 «а» Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: * п.1. Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; * п.2. Не имеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; * п.3. Лицо, выехавшее из страны, где по определению Бундесрата, нет политического преследования, может получить убежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства; * п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам. В 1994 году принят Закон о регистре иностранцев. Закон предписывает заносить данные об иностранных гражданах в «Центральный регистр иностранцев» – компьютерную базу данных, к которой имеют доступ несколько ведомств, в том числе полиция. В 1997 году вступили в силу поправки к Закону «О помощи лицам, претендующим на политическое убежище», согласно которым на 20% по отношению к ранее установленным размерам сокращается социальная помощь, а также расходы на медицинское обслуживание данной категории иностранцев. Кроме того, в связи с большим числом безработных в стране, запрещена выдача разрешений на работу в течение двух лет лицам, претендующим на политическое убежище. В 1999 – 2000 гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев. Предусматривается возможность получения немецкого гражданства по рождению для детей, оба родителя которых являются иностранцами при соблюдении ряда условий: дети рождены на территории Германии, по крайней мере, один из родителей легально и постоянно проживает в Германии не менее восьми лет. В 2005 году принят Закон об управлении и ограничении иммиграции. Для проведения процедуры предоставления иностранцам вида на жительство должно быть создано федеральное ведомство по делам миграции. Для них предусмотрена облегченная процедура получения вида на жительство. Более того, теперь статус беженца могут получить иностранцы, подвергающиеся преследованиям на родине в связи с их нетрадиционной сексуальной ориентацией. В 2005 году приняты поправки к Закону об иностранцах. Право на иммиграцию в Германию вновь предоставлено людям, имеющим одного родителя-еврея, которые могут въехать в страну вместе со своими супругами и несовершеннолетними детьми. Главное условие: их должна принять еврейская община Германии. С 2007 года действуют поправки к Закону об иностранцах. В основном они касаются лиц, подавших прошение о предоставлении политического убежища, но не получивших статуса беженца. В соответствии с предлагаемыми поправками непризнанные беженцы могут получить ограниченный по сроку вид на жительство, если смогут в течение двух с половиной лет после принятия поправок (до конца 2009 г.) найти работу. Таким образом, можно прийти к следующим выводам, что приведенный перечень законодательных актов страны в зоне «иммиграционных вопросов» позволяет увидеть актуальность миграционной проблематики для современной Германии. По всей вероятности, современная Германия является одной из самых регламентированных в мире стран в вопросах пребывания на своей территории иностранцев. 1.2. Виды и структура миграционных потоков (на примере ФРГ) Федеративная республика Германия является ведущим звеном в странах ЕС и представляет собой объединенную Европу. На фоне миграционного кризиса и политической обстановки в Европе проблема международной миграции приобретает всё больший интерес, в связи с чем исследование миграционной политики ФРГ как одного из наиболее важных политических и экономических игроков на европейском континенте представляет существенную значимость для выявления более точной специфики действующих политических процессов. С 1990-х гг. осуществление иммиграционной политики в ФРГ идет в духе мультикультурализма. Но предоставление широких возможностей этническим и культурным общинам в сочетании с социальными мерами поддержки привело к тому, что даже канцлеру Ангеле Меркель пришлось признать провал попыток построить мультикультурное общество в Германии. Однако отказа от «мульти-культи» не последовало [1, c. 173]. В период с 1991 по 2010 год в Германии было зарегистрировано около 18 млн. случаев иммиграции. Эта цифра включает большое количество репатриантов и лиц, ищущих убежища, военных беженцев и беженцев гражданской войны из бывшей Югославии в 1990-е годы, большинство из которых вернулись в свои родные страны. Она также отражает данные о временной трудовой миграции из стран, не являющимися членами ЕС. За тот же период времени было зарегистрировано 13,7 млн. эмигрантов из Германии в другие страны. Таким образом, показатель чистой миграции (миграционное сальдо) за рассматриваемый период составляет около 4,3 млн. В 1990-е годы на уровень иммиграции в Германию влияли такие факторы, как падение «железного занавеса», благодаря чему людям из Восточной Европы стало проще выезжать из своих стран, и гражданская война в Югославии. В начале 21-го века показатель миграции упал стабилизировался. В 2017 году не менее 798 282 человек прибыли в Германию, среди них 683 530 иностранных граждан. Рост иммиграции составил 10,7% против 2016 года (721 014); при этом количество иностранных прибывших увеличилось на 12,7%. В то же время, число эмигрантов из Германии сократилось на 8,6% в 2017 году по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году 670 605 человек выехали из Германии (2016 год: 733 796), среди них 529 605 иностранных граждан. После отрицательного баланса общей иммиграции (немцев и иностранцев) в 2015 и 2016 годах (-55743 и -12 782 соответственно), вызванного не только изменениями в процедуре регистрации по месту жительства, в 2017 году снова был зафиксирован положительный баланс иммиграции – +127,677. Показатель чистой миграции за 2017 год включал эмиграцию немцев на уровне -26 248 и иммиграцию иностранцев на уровне +153 925 Миграционный прирост иностранных граждан значительно увеличился по сравнению с предыдущим годом (+27 506 случаев). В то же время, объем эмиграции немцев (в том числе репатриантов) сократился с 2015 года (2016 год: -40 288), хотя в 2017 году это сокращение было менее выраженным, чем в предыдущем году. В 2017 году процент иностранных граждан, иммигрировавших в Германию, составил 85,6%, тогда как иммиграция немцев достигла 14,4%. В целом, доля иностранцев, ежегодно мигрирующих в Германию, выросла со времени середины 1990-х годов. Это связано с устойчивым сокращением иммиграции репатриантов и членов их семей, которые отражены в статистике иммиграции как немцы. Немецкие граждане, повторно мигрирующие в Германию из-за рубежа, также включены в статистику. В период с 1991 по 2017 год было зафиксировано всего около 3,925 млн. случаев миграции немцев в Германию, в том числе большое количество репатриантов. Около 2,587 млн. немецких граждан выехало из страны в эти годы. При этом, начиная с 1992 года, объем ежегодной эмиграции немцев превышал 100 000 человек. Например, в 2017 году из Германии эмигрировали 141 000 немецких граждан. В течение нескольких последних лет на иммиграцию из других европейских стран и эмиграцию в другие европейские страны приходится основная доля миграции в Германии. В 2017 году почти три четверти всех мигрантов в Германию были выходцами из Европы, из них 19,5% – выходцы из «старых» государств-членов Европейского Союза (ЕС-14), 38,0% – граждане 12 «новых» стран-членов ЕС (ЕС-12). Итого, объем иммиграции из ЕС составил 57,5% общей иммиграции. Доля иммиграции из Румынии и Болгарии (ЕС-2) постоянно увеличивается со времени вступления этих стран в ЕС в 2007 году. В ФРГ проживает около 16 млн человек с миграционными корнями. То есть примерно каждый пятый житель 82-миллионной Германии – либо иностранец, получивший гражданство ФРГ, либо выходец из семьи мигрантов, либо и вовсе гражданин другого государства. Однако проблема состоит не в том, что в будущем Германию будут населять не потомки коренного населения, а в неспособности турецких и арабских иммигрантов интегрироваться в немецкое общество. Турецкие и арабские иммигранты не желают, а порой просто неспособны в силу низкого образовательного уровня к подобной интеграции. Это грозит интеллектуальной деградацией страны. Большая часть турок и арабов, проживающих в Берлине, не выполняют «никакой производственной функции, кроме торговли фруктами и овощами». Те, кто ничего не делает, получают в Германии, как правило, существенно больше, чем зарабатывали у себя на родине очень напряженным трудом [2, c. 150]. После начала миграционного кризиса в Европе в 2015 г. тема ограничения миграционного потока, вне всяких сомнений, стала важнейшей для немцев. Чиновники в федеральном и в земельных правительствах, партии левого и правого толка, нейтрально и радикально настроенное население – все в один голос твердят об изменении миграционного законодательства в соответствии с изменившейся риторикой событий. У многих слова «мигрант и беженец» перестали вызывать сожаление и сострадание. Президент США Дональд Трамп дал оценку миграционной политике канцлера ФРГ Ангелы Меркель. По его словам, действия властей Германии в этом вопросе являются «катастрофической ошибкой». Трамп отметил, что Меркель совершила промах, когда приняла решение принять огромное количество беженцев [3]. Немецкие граждане, как никогда ранее, оказались «по разные стороны баррикад». Согласно данным социологического опроса, проведенного 5 ноября 2015 г. публично-правовым каналом ARD, 48 % немцев не испытывают страха перед большим числом беженцев в стране. Однако 50 % населения выказывают серьезные опасения. Образованная в 2013 г. и выступающая против массовой миграции партия «Альтернатива для Германии» приобретает большую популярность в федеральных землях [4, c. 103]. Своеобразным показателем отношения к прибывшим в Германию мигрантам можно назвать переиздание книги Адольфа Гитлера «MeinKampf» («Моя борьба»), которая была запрещена до 2015 г. Работа была выпущена с критическими комментариями, которые позволят опровергнуть тезисы немецкого национал-социализма. Издатели надеются с научной точки зрения донести до читателей преступность идеологии Третьего Рейха. Однако невозможно предугадать, с какой целью будут использованы книги: как источник для дальнейших научных исследований или как инструкция радикалов по применению на практике? Интересен и тот факт, что 4-тысячный тираж появился на книжных полках как раз в непростые времена, когда антимигрантские волнения столь сильны в Германии [4, c. 105]. Неэффективность современной миграционной политики ФРГ в некотором роде обусловлена тем, что основой её функционирования по большей части являются законы, принятые после Второй мировой войны. Опираясь на предшествующий опыт страны, действующее руководство полагало, что приток мигрантов в дальнейшем будет способствовать экономическому развитию государства. Однако эти ожидания правительства не оправдались, что породило внутриполитический дисбаланс. Единоличность принятия политических решений и недальновидность миграционной политики ФРГ обернулись ростом ксенофобских настроений. На сегодняшний день всеобщее недовольство государственным миграционным курсом ФРГ сместило спектр общественной поддержки, доказательством чему служат итоги региональных выборов в марте 2017 года, повлиявших на изменение немецкого политического ландшафта. Таким образом, существующая миграционная политика опосредованно влияет на активизацию национальных движений и в значительной степени содействует немецким ультраправым партиям. 1.3. Институциональная организация немецкой миграционной политики Иммиграционная политика страны уже давно – предмет острых общественных дискуссий. Жаркие споры сопровождают принятие любого решения Парламента Германии: здесь достаточно вспомнить, что утверждению в 2005 г. Закона об иммиграции предшествовали почти пятилетние дебаты. В настоящее время реализацией иммиграционной политики в стране занимаются: Уполномоченный правительства по делам миграции. Отвечает за выработку общей концепции и отдельными вопросами политики в отношении иностранцев и ведет соответствующие переговоры с германскими и иностранными политиками, представителями социальных партнеров и другими общественными группами. Федеральное министерство внутренних дел (Federal Ministry of the Interior) – именно оно ответственно за разработку стратегии иммиграционной политики, координацию исполнений миграционного законодательства. В подчинении министерства находится Федеральная пограничная служба (Border Guard) и восстановленное (хотя и урезанное в правах) Федеральное агентство по делам беженцев (Federal Agency for the Recognition of Foreign Refugees); Федеральное министерство иностранных дел (Federal Ministry of Foreign Affairs) ответственно за визовую политику. Через посольства и консульства ФРГ за рубежом занимается непосредственно рассмотрением заявлений на выдачу въездных виз; Федеральное министерство труда и социальных дел (Federal Ministry of Labor and Social Affairs) отвечает за политику интеграции иностранцев, в том числе интеграцию и реинтеграцию временных иностранных работников в Германии; Федеральное ведомство по труду, г. Нюрнберг (Federal Labor Office, N?rnberg) – осуществляет контроль за выполнением Закона о содействии занятости, регулирование допуска иностранной рабочей силы на рынок труда, а также выдачу разрешений на работу и принятие санкций к работодателям за незаконное использование иностранной рабочей силы. Через Центральное бюро по труду, г. Франкфурт на Майне (Central Labor Office, Frankfurt) и региональные службы занятости (State Employment Agencies) реализует государственные программы в области трудовой миграции. В соответствии с новым Законом об иммиграции, функции реализации миграционной политики централизованы и переданы в ведение нового правительственного агентства – Федеральной службы миграции и проблем беженцев. Она создана на базе Федеральной службы по делам беженцев. Иммиграционной политикой занимается также Красный Крест ФРГ, деятельность которого на некоторых этапах реализации миграционной, а точнее в данном контексте - репатриационной, политики была почти федеральной по значению. Так, в 60-е годы именно Красному кресту (частной организации) был поручен розыск немецких родственников для желающих репатриироваться в страну. На федеральном же уровне действуют Федеральные лагеря по приему и распределению беженцев (7 в настоящее время) – чьи функции описываются предоставлением крова, выправкой документов для каждого иммигранта, распределением по конкретным населенным пунктам в землях. Таким образом, несмотря на многочисленные и постоянно случающиеся реорганизации законодательства и институтов иммиграционной политики, её сферы всегда четко распределены между уровнями и конкретными структурами. При всех имеющихся недостатках, это выгодно отличает немецкую иммиграционную политику от многих других. Тем не менее, важнейшей государственной задачей остается необходимость выстраивания баланса интересов иммигрантов (особенно в трудовой сфере), антимигрантски настроенной общественности, базовых демократических и социально-экономических ориентаций государства в целом («социальное государство»). Не менее значимым является и готовность власти на протяжении сколько-нибудь значительного периода, соблюдать выстроенную стратегию, не меняя решения с завидной регулярностью, как это было в Германии в последние годы. ГЛАВА II. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФРГ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2.1. Нелегальная иммиграция и проблема безопасности Зачастую миграция носит незаконный характер. Здесь имеется в виду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу. Нелегальная миграция – миграция с нарушением миграционного законодательства страны. По данным МОМ (Международная организация по миграции) в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе. В связи с растущим количеством людей, обращающихся с просьбой о политическом убежище (беженцы), некоторые государства-члены ЕС приняли три важных соглашения: Шенгенское (1985), Дублинское соглашение ЕГ (1997) и Маастрихтский договор (1992). Все договоры вступили в силу в 1993 году. Через расширенную шенгенскую зону в Европу хлынул поток нелегальных мигрантов. В частности, со времени отмены в декабре шенгенского пограничного контроля резко возросли нелегальная миграция и переправка людей в Германию из Восточной Европы, причем, по мнению издания "Finatial Times", многие новые мигранты оказались родом из Чечни. Шенгенское соглашение было подписано в июне 1985 года и вступило в силу в марте 1995 года. Расширение Шенгенской зоны – пространства без контроля на внутренних границах – произошло 21 декабря 2007 года. К Шенгену присоединились девять новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Мальта. С 21 декабря посольства этих стран, начали выдавать шенгенские визы, действие которых одновременно распространяется на все 24 государства-участника одноименного соглашения. До этого в Шенген входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. С 1 ноября 2008 года к Шенгену присоединилась Швейцария. Цели стран Шенгена: * выработка жестко ограничительной политики доступа мигрантов на рынок труда; * включение соседних стран в режим контроля за миграцией; Занятость на легальном рынке труда в странах Западной Европы граждан Центральной и Восточной Европы в последние годы увеличилась незначительно при резком росте численности нелегальных трудовых мигрантов. Нелегальная миграция трудно регистрируема, так как для многих стран Центральной Европы виза не нужна. Многие мигранты, стремящиеся в западные страны, прибывают сначала в Чехию, Венгрию и Польшу по легальным документам как туристы, по делам бизнеса или студенческим визам. Правительствам западноевропейских стран экспертами рекомендовано увеличить легальную трудовую миграцию, поскольку, по их мнению, она выгодна для экономики и рынка труда Европейского союза. Одной из наиболее важных причин для рекомендации роста трудовой миграции в западноевропейские страны стал кризис пенсионной системы и нехватка рабочей силы здесь. Итогом миграционной политики стран Евросоюза 1980-х - 90-х годов можно считать то, что, начиная с момента подписания Маастрихтского договора, наряду с разработкой собственной политики в отношении приема иностранцев, все страны пытаются осуществлять единую интеграционную политику. Однако пока это им слабо удается. Таким образом, рост нелегальной миграции привел к изменениям в законодательной политике западноевропейских стран в области миграции. Это выразилось в изменении их законодательства в сторону отхода от моноэтнической модели государственного устройства и принятие элементов иммигрантской модели государства, которая включает разработку интеграционных программ вовлечения мигрантов в социальную жизнь общества стран приема. 2.2. Современные проблемы и пути совершенствования миграционной политики в Германии В результате глобальных изменений в XX–XXI веке, процессы миграции стали неотъемлемой частью современного общества и затронули все регионы планеты. ФРГ как наиболее прогрессивно развитое государство западного мира не осталась в стороне от миграционных потоков, в том числе по причине проводимой внешней политики, в частности в рамках Европейского Союза. В силу масштабности и интенсификации миграционных потоков и внешнеполитической роли Германии в ЕС, опыт управления миграционными потоками и особенности миграционной политики Германии заслуживают особого интереса при рассмотрении. Высокий уровень жизни и социальные пособия, превосходящие средние по ЕС, сделали Германию привлекательной для мигрантов. Согласно исследованиям Организации Экономического Сотрудничества и Развития, проведенным в 2014 году, более 30 % мигрантов в Европейском Союзе приходится на долю ФРГ. К тому же, значительная часть мигрантов в Германии мусульмане, в большей степени из Турции, что в свою очередь создает проблему интеграции данной категории мигрантов в общественную среду и, как результат, в крупных городах Германии формируются «турецкие анклавы», в которых сохраняются нор- мы и правила приезжающих [14]. Среди наиболее чувствительных аспектов норм и правил – гендерный аспект. В силу патриархальности мусульманского общества, мигранты- женщины крайне сложно интегрируются в немецкое общество и, соответственно, в политическую, экономическую и культурную сферы жизнедеятельности. По приблизительным подсчетам, в Германии проживает более 3,5 миллионов турок. На протяжении многих лет Германия реализовывала принципы политики мультикультурализма, однако в 2010 Германия, в лице федерального канцлера А. Меркель, признала провал мильтикультурной политики по причине нежелания, а от этого и неэффективности интеграции мигрантов в немецкое общество [11]. Опросы среди мигрантов турецкого происхождения в 2016 году продемонстрировали разочарование 78 % опрошенных миграционной политикой федерального канцлера, среди которых, 58 % опрошенных ощущают себя «ненужными» в ФРГ. Несмотря на то, что интерес в притоке миграции остаётся, необходимость в рабочей силе низкой квалификации падает, а ФРГ нуждается всё больше в высококвалифицированных специалистах и привлекает их при помощи программ как «Green Card», и все же высококвалифицированных специалистов прибывает не достаточно и не покрывает потребности [9]. По данным Федерального статистического ведомства, в 2016 году население ФРГ составляло 81,9 млн. граждан, среди которых 14% составляют мигранты. Главными задачами миграционной политики Германии на современном этапе стали: борьба с нарушением миграционного законодательства, повышение требований квалификации мигрантов, пересмотр интеграционных программ и предотвращение конфликтов на межэтнической почве. Процесс отбора и изменения структуры миграционных потоков стал составной частью внешней политики Германии, в частности расширение ЕС на восток [2]. Главным регулирующим механизмом миграционных потоков на законодательном уровне стал «Закон об им- миграции» 2005 года, который включил в себя все нормативно-правовые акты, регулирующие миграционные потоки и прием беженцев. За процессы интеграции мигрантов в Германии ответственно Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев (BAMF), в компетенции которого, как подразделения Министерства внутренних дел, входят вопросы предоставления политического убежища, миграции, интеграции, содействия возвращению, а также еврейской иммиграции. Федеральное ведомство является компетентным центром в области миграции и интеграции [23]. В сфере интеграции основными задачами Федерального ведомства являются: проведение курсов по интеграции в соответствии с «Законом об иммиграции», разработка концептов курсов, сертификация школ, контроль качества; проведение первичного консультирования мигрантов; разработка федеральной интеграционной про- граммы; финансирование интеграционных проектов. Важное место в процессе интеграции мигрантов занимает многосубъектность, в рамках которой реализуется многостороннее вовлечение граждан Германии, что по оценкам специалистов способствует межэтническому и межкультурному сотрудничеству в обществе. При этом, участники процесса – граждане ФРГ положительно относятся к подобным инициативам, полагая, что вовлеченность в них способствует укреплению межкультурного общения [17]. На современном этапе в ФРГ действуют многочисленные программы, реализуемые при поддержке государства неправительственными организациями и благотворительными фондами, а участники задействованы на общественных началах. Однако одной из ключевых проблем остаётся существование анклавов, в которых живет значительная часть легальных и нелегальных мигрантов, создающих определенные трудности на пути интеграции мигрантов в общество. Негативное отношение коренного населения Гер- мании к мигрантам обусловлено, в первую очередь возрастающей нагрузкой на бюджет, в виде социальных выплат и трат, а также ростом преступности, в частности в среде мигрантов [18]. Рост миграционных потоков и количества беженцев в Европейском Союзе провоцируют обострение политических, демографических, гуманитарных и социально-экономических проблем. Для понимания привлекательности ФРГ как страны, принимающей наибольшее количество мигрантов, стоит обратиться к историческому опыту Германии в регулировании миграционных потоков, который условно разделен на периоды. К первому периоду относится переселение из Восточной Пруссии в Западную Германию после Второй мировой войны [11]. Вторым периодом для Германии стало воплощение в жизнь проекта «экономическое чудо», с 1955 по 1973 годы, в рамках которого государство нуждалось в притоке низкоквалифицированной рабочей силы. Именно в этот период, с 1955 по 1973 годы, Германия начинает активно предпринимать внешнеполитические шаги по привлечению гастарбайтеров, заключая межгосударственные договоры: в 1960 г. с Грецией и Испанией, в 1961 г. с Турцией, в 1963 г. с Марокко, в 1964 г. с Португалией, в 1965 г. с Тунисом, а в 1968 г. с Югославией. Прибывшие гастарбайтеры из этих государств значительно повлияли на экономическое развитие Германии. Последствия нефтяного кризиса, разразившегося в 1973 году, повлияли и на миграционную политику официального Бонна. Так, по сравнению с 1973 годом, когда ФРГ приняла 870 тысяч мигрантов, уже через два года число прибывших снизилось до 360 тысяч [4]. Следующий период, обозначивший новый приток мигрантов в Германию, начался в 1989 году, характерными особенностями которого стали многонациональность и многочисленность ми- грантов и переселенцев. Распад СССР и война на Балканах спровоцировали рост миграционных потоков, управлять которыми становилось невозможно. Своего пика поток миграции в Германию достиг в 1992 году, когда число прошений на получениe убежища достигло 440 тысяч. Решение проблемы было найдено в коалиционном соглашении [1]. Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году, увеличил потоки миграции в Европейском Союзе, а Германия стала наиболее привлекательной как для старых членов ЕС, так и для новых, заняв второе место в 2014 году по уровню привлекательности и притяжению миграционных потоков [7]. Таким образом, первая экономика ЕС и четвертая в мире, Германия с большим опытом приема мигрантов, регулирования их потоков и привлекательной социальной политикой, стала объектом притяжения мигрантов. При этом в политических кругах и партийных организациях ФРГ появляется все больше представителей с мигрантским прошлым. В условиях нахлынувшего потока беженцев....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: