VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Межличностные коммуникации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003472
Тема: Межличностные коммуникации
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
    
Институт бизнес-коммуникаций
Направление 42.03.01 - «Реклама и связи с общественностью»
Выпускающая кафедра рекламы и связей с общественностью
    
Допустить к защите
И.о.заведующего кафедрой М.А. Степанов________
«____»__________________20__г.
    
    
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы теории коммуникации          
на тему: Межличностные коммуникации
      
Исполнитель - студент учебной группы_1-СДП-15 ______                      Побединская Екатерина Денисовна    ____________________
(фамилия, имя, отчество, подпись)
Руководитель курсовой работы
Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью
    Жигалова Наталья Григорьевна                                     __
 (ученая степень, звание, фамилия, имя, отчество, подпись)
       
       
       
       
       
       
       
       
 Санкт-Петербург 
 2017


АННОТАЦИЯ

     Курсовая работа студента Побединской Екатерины Денисовны учебной группы 1-СДП-15 на тему «Межличностные коммуникации» посвящена изучению межличностных коммуникаций в разных общественных сферах и массовых коммуникаций при взаимодействии с аудиторией. Целью курсовой работы является изучение межличностных коммуникаций и их применение в  разных сферах общественной жизни. Задачи исследования: изучить генезис коммуникации; проанализировать процесс межличностной коммуникации во всех сферах; на примере общественной жизни и фильма рассмотреть трансляцию массовой коммуникации.
     Курсовая работа состоит из 29 страниц и включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение и список используемых источников. 
      


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	5
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ…………………………….............................................6
    1.1 Генезис.	6
    1.2 Понятие межличностных коммуникаций и их классификация.	9
2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ………...........................................................................20 
    2.1 Обзор межличностных коммуникаций в разных сферах общественной жизни	20
    2.2 Трансляция массовых коммуникаций	22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………….26





ВВЕДЕНИЕ

     Тема межличностных коммуникаций всегда была актуальна для общества. Ведь человеческое поведение – это коммуникация, то есть передача и обмен информацией. Люди не могут не вступать в коммуникацию, поэтому все ситуации, в которые включены два или более человека, коммуникативные. Во всём мире каждый день и каждую секунду между кем-то происходит коммуникация. С её помощью мы узнаём важную информацию, которая важна для нас в настоящий момент или которая может пригодиться в дальнейшем. Например, когда можно будет встретиться с другом, сколько стоит обед в кафе, как я могу закрыть долги или возможно ли получить автомат. Таких ситуаций огромное количество, мы получаем информацию, фиксируем её, делимся с другими. Этот процесс начал происходить с самых давних времен существования жизни на Земле и продолжает существовать до сих пор. Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. «Её возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителей средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода». [1, С. 348].
     Данная тема раскрывается довольно подробно в научной литературе. Она успешно изучена не только отечественными, но и зарубежными специалистами. К примеру, автор книги «Основы теории коммуникации: курс лекций» Ольга Николаевна Недосека делит свою книгу на несколько лекций, а лекцию на несколько разделов и рассказывает про каждую лекцию и раздел в мельчайших подробностях. Это помогает читателю полностью освоить данный предмет.
     Объектом данного исследования является межличностная коммуникация.
     Предметом исследования является возможность или невозможность воздействия межличностных коммуникаций на людей. 
     Целью исследования является: 
1. Изучение генезиса коммуникации, примеров  моделей и видов коммуникаций; основатели данных моделей. 
2. Рассмотрение межличностных коммуникаций в сферах общественной жизни.
3.  Анализ трансляции массовой коммуникации в кинематографе и повседневной жизни.
4. 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

     1.1 Генезис
     Термин «коммуникация» имеет широкий смысловой спектр. Это система, в которой осуществляется взаимодействие, это процесс взаимодействия, способ общения, позволяющий создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В 1969 году во Франции Ж. Д’Арси впервые привлекает внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации. 
     Коммуникация от латинского «communication» означает «делать общим», «связывать», «путь сообщения» или «форма связи». Также является объектом изучения многих наук, таких как семиотика, социология, психология, кибернетика, этнография и риторика. На сегодняшний день термин «коммуникация» имеет два основных значения:
     1. Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникационных средств (вербальных и невербальных)
     2. Коммуникация – общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. 
     С самого раннего периода развития общества человек использовал разные коммуникационные средства. Исторически первым изобретением человечества была письменность, в результате чего появились книги. Несмотря на то, что возраст письменности насчитывает несколько тысяч лет, она не потеряла своей притягательности – написанное может быть прочитано в самых разных уголках мира, причём зачастую по происшествии большого количества лет.
     На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром. Однако, требовалось большое количество времени и сил, чтобы преодолеть большие расстояния для налаживания коммуникаций с людьми. 
     Чтобы достичь своих целей обмена информацией, человек постепенно начинает изобретать различные средства передвижения, таким образом, прогресс в этом вопросе помогает увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации. На одном транспорте человек не останавливается и придумывает средства связи, с помощью которых можно осуществить коммуникации без публичного соприкосновения. Первым делом появляются знаковые сигналы, такие как костры, флажки или звуковые сигналы. Затем стали прибегать к помощи гонцов и посыльных. Немного позже была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В 19 веке человек изобрёл телеграф, что послужило началу новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. Сразу увеличилась скорость коммуникаций, а вместе с ней число участников коммуникативных взаимосвязей. В конце 19 века проявилась потребность в усовершенствовании средств беспроводной связи. Так появилось первое в мире радио, чья заслуга принадлежит русскому профессору Александру Степановичу Попову. С момента изобретения радио скорость передачи информации возросла во много раз, а само радио стало массовым. Также в конце 19 века после радио появляется и телевидение, которое обосновали независимо друг от друга португалец А. ди Пайва и русский ученый П. Бахметьев. Почти сразу же телевидение обгоняет радио по скорости передачи информации массовой аудитории. Благодаря такому инновационному скачку информации с каждым днём становилось всё больше и больше. Но в любом звене такой коммуникативной системы могут возникнуть препятствия. Так, например, в 1941 году в Перл-Харборе американцы пережили трагедию из-за сбоя в системе коммуникации. Один произошел на перехвате сообщения «Ветры», в котором говорилось о нападении, а второй – из-за отсутствия возможности передать информации о приближении к Перл-Харбору неизвестных самолётов. 
     В 1909 году американский социолог Чарльз Кули выделяет коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли. На сегодняшний день с момента включения в глобальную информационную сеть Internet, компьютеры стали мощнейшими инструментами включения в систему массовых коммуникаций. Всемирная паутина открывает новую эру в развитии коммуникации. Она захлёстывает и увеличивает интенсивность коммуникаций, начиная ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость. 
     Современные коммуникации развиваются не только в США, но и в других странах, в некоторых гораздо интенсивнее, чем в Америке. 
     Таким образом, историю развития коммуникаций можно разделить на три этапа:
     1) Изобретение письменности;
     2) Изготовление печатного станка;
     3) Внедрение электронных масс-медиа.
     Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. «Её возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителей средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знаний журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода». Теория коммуникации не имеет национальной или государственной специфики, тем не менее, её практическое применение зависит не только от экономических факторов, но и от языка, культуры, религии, её составляющих. Семиотика коммуникации даёт представления о знаках и их типологии как средстве передачи информации различного рода. 
     В самом начале термин «коммуникация» предполагал, в том числе и обмен материальными объектами. С течением времени его использование ограничилось передачей нематериальных или абстрактных вещей, и именно в этом смысле мы используем его в наши дни. Коммуникация обычно подразумевает как намерение, так и смысл. Более строгое определение может выглядеть так: коммуникация есть способность человека вступать в контакт с другими людьми и добиться того, чтобы его поняли. Если человек предпочитает более формальный вариант, то можно сформулировать так: коммуникация представляет собой процесс, посредством которого люди сообщают друг другу смысл, используя при этом общепринятый набор символов. Поэтому намерение и общепринятый набор символов являются чрезвычайно важными факторами коммуникации, но далеко не исчерпывающими её. Так, например, эмоции и чувства нельзя отнести к материальным объектам. Но и они передаются в процессе коммуникации. 
     Личностные характеристики, определяющие успех в реализации профессиональной деятельности; информация о сущности и функциях массовой и межкультурной коммуникации; понятия об эффективности коммуникации и о социальных, психологических, когнитивных и других барьерах помогают повысить знания по теории коммуникации и разобраться в наиболее сложных вопросах.
     Подводя итог, можно сказать, что коммуникация является одним из главнейших факторов человеческой жизни. Она позволяет обществу развиваться во всех возможных направлениях, взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом или информацией. 
     
     1.2. Понятие межличностных коммуникаций и их классификация
     
     Коммуникация классифицируется по различным признакам.
     1. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в этот процесс лиц:
     * Массовая коммуникация – сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по интересам и коммуникативному опыту групп. Массовая коммуникация осуществляется благодаря телевидению, радио, интернету. Телефон и почту можно отнести к данной группе только по количественному признаку, за исключением массовой или целевой (групповой) рассылки рекламы по почте;
     * Интраперсональная коммуникация – разговор с самим собой. Человек диалогизирует свой внутренний монолог, разговаривая со своим внутренним голосом, своим alter ego, совестью и т. п.;
     * Межличностная коммуникация – идеальная модель коммуникации, в ней участвуют два коммуниканта (возможны коммуникации наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации при свидетелях, в толпе, в ресторане и т. п.);
     * Групповая коммуникация – внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера, разговор руководителя компании со служащими); различия не столько количественные, сколько качественные.
     2. По способу установления и поддержания контакта:
     * Непосредственная коммуникация – осуществляется с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия коммуникантами друг друга.
     * Опосредованная коммуникация – осуществляется через посредника или с помощью средств коммуникации (СМИ и реклама), технических средств (телефон, радио, видеосвязь, компьютерные сети и т. п.).
     3. По инициативности коммуникаторов:
     * Активная коммуникация – все коммуникаторы участвуют в коммуникативном процессе;
     * Пассивная коммуникация – один из его участников играет пассивную роль.
     4. По степени организованности:
     * Случайные коммуникации – возникают стихийно;
     * Организованные коммуникации.
     5. По направлению потока информации:
     * Горизонтальные коммуникации – осуществляются между членами группы или между равнозначными группами;
     * Вертикальные коммуникации:
     o нисходящие – коммуникативный поток перемещается с одного уровня в группе или в организации на другой, более низкий уровень (от руководителя к подчиненному);
     o восходящие – коммуникативный поток перемещается с более низкого уровня на более высокий (принцип обратной связи), от подчиненных к руководителю.
     6. По используемым знаковым системам:
     * Вербальная коммуникация – словесное общение сторон;
     * Невербальная коммуникация – общение с использованием несловесных коммуникативных средств (поза, жесты, мимика, взгляд и т. п.).
     Также коммуникации разделяются на несколько видов моделей: линейные, нелинейные, циркуляционные и объёмные модели коммуникации. Любая модель представляет собой попытку отразить явление реального мира в абстрактных понятиях теории. Конструирование реально существующих явлений осуществляется на предметной, знаковой, структурной и поведенческой основе.
     Рассмотрим линейные модели коммуникации. Первая модель – модель Шеннона – Вевера. Клод Шеннон и Уоррен Вевер – инженеры фирмы Bell Telephone создали свою коммуникативную модель, изучая эффективность распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле. Их модель состоит из источника информации, передатчика сигнала, приемника цели сообщения, а также источника помех. Впоследствии в изданной в 1949 году книге «Математическая теория коммуникации» они распространили эту модель и на социальные коммуникации. Модель носит механический характер, рассматривает коммуникацию как линейный односторонний процесс, не учитывая обратную связь, влияние социального, политического и культурного факторов на всех стадиях коммуникативного процесса. Однако это была первая коммуникативная модель, привлекшая внимание других исследователей к моделированию коммуникативных процессов. Авторы, осознавая ограниченность сферы её применения, выделяли три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщения, эффективность понимания сообщения получателем – и признавали, что их модель рассматривает в основном проблемы первого уровня. При этом они отмечали. Что эффективное решение технических проблем коммуникации (кодирование, помехи) ведёт к улучшению процесса коммуникации в целом.
     Вторая модель – модель Уильбура Шрамма. На линейной модели Шеннона – Вевера основаны коммуникативные модели известнейшего исследователя-коммуникативиста профессора Уильбура Шрамма. В статье «Как работает коммуникация», вошедшей в его книгу «Процесс и эффект массовой коммуникации» (1954), он предлагает три коммуникативные модели. В первых двух моделях он заменяет передатчик и приёмник «кодировщиком» и «декодировщиком», но погружает их в область опыта (field of experience), где сигнал взаимодействует с социальной средой, превращаясь в сообщение. В третьей модели Уильбур Шрамм дополнительно вводит «интерпретатора» или «переводчика» (interpreter) и обратную связь, делая таким образом коммуникативный процесс непрерывно циркулирующим.
     Аналогичная линейная модель коммуникации была предложена в 1959 году Джоном Рили и Матильдой Вайт. Они выделяют три компонента процесса коммуникации – комуникатора, реципиента и сообщение, но помещают их в трёхуровневую социальную структуру – первичная группа, большая социальная структура (социальный институт) и социум в целом. В результате постоянного взаимодействия последних сообщения приобретают сложный разнонаправленный характер. 
     Дальнейшее развитие и «социализацию» линейная модель Шеннона – Вевера получила в модели Давида Берло (1960). В своей модели он помещает источник и получателя сообщения в социально-культурную среду, которая воздействует на содержание сообщения и его понимание посредством обратной связи. Автор включает в модель такие характеристики источника и получателя сообщения, как коммуникативное искусство, установки, знания, социальная система и культура, выделяя пять возможных каналов коммуникации (по числу человеческих чувств): зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный. Берло полагает, что успех процесса коммуникации главным образом определяется совпадением установок и знаний у источника и получателя сообщения. В литературе отмечается, что его модель особенно хорошо подходит для анализа содержания сообщения.
     Семиотик Юрий Воронцов предлагает линейную модель коммуникативного процесса, включающую 15 компонентов:
     1. Источник информации;
     2. Коммуникатор;
     3. Сообщение;
     4. Коммуникативный канал;
     5. Коммуникант;
     6. Экстралингвистический параметр сообщения;
     7. Источник механических помех;
     8. Источник семантических помех;
     9. Классовые и социальные фильтры;
     10.  Личностно-индивидуальные фильтры;
     11.  Семантические поля;
     12.  Поля коммуникативной обстановки;
     13.  Потери информации;
     14.  Обратная связь «коммуникант – коммуникатор»;
     15.  Обратная связь «коммуникант – источник информации».
     Эта модель сводится к развитию классической модели Шеннона – Вевера путём её усложнения за счет введения понятий фильтры и поля.
     Дальше рассмотрим такой виды модели коммуникации, как нелинейные.
     Первая нелинейная модель коммуникации была предложена Теодором Неткомбом (1953). Она имеет вид равностороннего треугольника, в котором к двум его углам – коммуниканту (А) и коммуникатору (В) добавляется третья вершина треугольника (Х), характеризующая социальную ситуацию (или социальный контекст), в которой происходит акт коммуникации.
     Развитием коммуникативного треугольника Т. Неткомба стала модель Весли – Мак Лина (1957). К трём элементам модели Т. Неткомба Б. Весли и М.  Мак Лин добавили четвёртый – редакторскую функцию в процессе коммуникации (С). т. е. определение того, что и каким образом следует включать в каналы коммуникации. В модели есть и пятый элемент – функция обратной связи (F), что делает её непрерывно циркулирующей и сближает с моделями У. Шрамма и Д. Берло. Весли и М. Мак Лин отмечают, что редакторская функция в их коммуникативной модели двойственная.
     * Целевая – доставка сообщения от «сторонников» (ньюсмейкеров);
     * Нецелевая – когда (С) выступает в качестве передаточного звена, доставляя информацию о «неплановых событиях» в мире аудитории.
     
     К циркуляционным моделям коммуникации относится модель Г. Малецке. Дальнейшем развитием «геометрии» коммуникаций стали циркуляционные модели, которые наиболее адекватно отражают сложность процесса влияния массовой коммуникации на общество. Первой циркуляционной моделью стала модель, предложенная немецким коммуникативистом Г. Малецке (1963). Компоненты её традиционны: коммуникатор, сообщение, получатель, и медиум (это и каналы коммуникации, и информационный носитель). В литературе отмечается, что, несмотря на внешнюю простоту, модель Г. Малецке является одной из наиболее «продвинутых» и адекватно отображающих всю сложность коммуникативного процесса. В неё введены и анализируются десять непрерывно поддерживаемых прямых и обратных связей. Г. Малецке вводит понятие имиджа коммуникатора и имидже получателя, рассматривает их взаимовлияние и влияние имиджа получателя на медиума. В области обратных связей он выделяет понятие давление и принуждение, рассматривая давление содержания сообщения на коммуникатора и медиума - на получателя. Автор выделяет четыре уровня анализа для получателя информации – структурный, социального окружения, принадлежности к аудитории и самоимиджа, а для коммуникатора для дополнительно вводит ещё два уровня анализа – характер влияния медиа-контекста и анализ деятельности «команды» коммуникатора.
     Следующая циркуляционная модель была предложена Э. Андерс, Л. Стаатсом и Р. Бостромом (1969). Она представляет собой двухуровневую систему окружностей. Её первый уровень – окружение (environment), в котором создаются стимулы для обмена в режиме "сообщение – ответ" между отправителем и получателем во втором уровне системы.
     Ещё одна разновидность модели коммуникации – объёмные. В классе объемных моделей два основных теоретических достижения. Мозаичная модель С. Бейкера была предложена автором на симпозиуме по речевым коммуникациям в университете Миннесоты  (1968). Представляет собой куб, состоящий из маленьких кубиков (аналог кубик Рубика). Четыре грани куба соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации. Все кубики находятся в непрерывном взаимодействии между собой, каждый раз соприкасаясь четырьмя гранями. В литературе отмечается, что мозаичная модель С. Бейкера весьма полно отражает всю сложность взаимодействия отдельных элементов коммуникативного процесса, внутренний и внешний мир коммуникации.
     Спиральная модель Фрэнко Дэнса. Автор предложил её в 1963-м году, отметив, что линейные и циркулярные модели коммуникации имеют общий недостаток, поскольку исходят из замкнутого коммуникативного цикла, в то время как «именно спиральная модель развития дает геометрические доказательства того, что коммуникация движется вперёд, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне».
     Множество моделей касаются не процесса коммуникации в целом, а его отдельных составляющих: восприятия сообщения личностью и аудиторией, механизмов отображения фактов в сообщении и т. д.
     Модель К. Барнлунда. На уровне личности К. Барнлунд рассматривает коммуникацию в трансактной модели (1970). По его мнению, процесс коммуникации имеет целью одновременно эволюцию смысла сообщения и уменьшение степени неопределённости. В качестве составных его модели выделяются личность, сообщение, процессы кодирования-декодирования и четыре типа сигналов, то есть модель рассматривает лишь ту часть процесса коммуникации, которая касается взаимодействия коммуниканта и сообщения. На восприятие коммуниканта здесь оказывают влияние (кроме собственно сообщения) четыре типа сигналов: два – общественного и личностного уровней и два поведенческого уровня: вербальные и невербальные. Сигналы общественного уровня – это воздействие на личность факторов окружающей среды и техногенной цивилизации, личностного – межличностное взаимодействие между людьми, входящими в коммуникативное пространство, поведенческого – реакция личности на воздействие на неё сигналов общественного и личностного уровня. Согласно модели Барнлунда все группы сигналов находятся в постоянном взаимодействии: сигналы личностного и общественного уровней могут преобразовываться друг в друга, а вербальные и невербальные на поведенческом уровне могут сливаться. В литературе отмечается, что модель Барнлунда – одна из наиболее удачных попыток показать в динамике конечный этап коммуникации – процесс перехода от массовой коммуникации на уровень личности и межличностного взаимодействия (превращения интраперсональной коммуникации в интерперсональную).
     Механизму отображения фактов окружающей действительности в коммуникативном сообщение посвящена модель главы Анненсбергской школы коммуникативистики Джорджа Гербнера (1956). Модель состоит из четырёх компонентов: события, получателя сообщения (в качестве – микрофон, камера и т. п.), сообщения (на уровне формы сообщения и на уровне содержания сообщения) и сигнала. Сигнал вводится для выражения сложных взаимоотношений между формой и содержанием сообщения. В качестве прямых и обратных связей действуют такие их формы, как доступ к каналам коммуникации, отбор содержания сообщения, медиаконтроль. Компоненты соединены между собой динамическими интерактивными связями в двух измерениях: по одной оси – в измерении восприятия, по другой – в измерении значения и контроля. В литературе отмечается, что модель Дж. Гербнера наиболее удачно отражает начальный этап коммуникации – механизм генерации сообщения.
     Возвращаясь к теме данной работы, вспомним, что же такое межличностные коммуникации. Как уже было написано выше, она относится к коммуникациям по масштабности процесса и массовости вовлекаемых в этот процесс лиц. Она реализуется путём непосредственных контактов между субъектами общения. Психологический аспект общения существенно обогащает процесс коммуникации. В одних случаях само участие в коммуникации имеет доминирующую ценность, в других – коммуникация формализована, её содержание и форма определяются ролевыми функциями коммуникантов. Такая форма коммуникации играет главную роль в формировании и социализации личности. Межличностная коммуникация в отличие от массовой носит более стандартный, рациональный и инструментальный характер. Среди информационной, экспрессивной, прагматической и социальной функций межличностной коммуникации социально значимая имеет наибольшее значение. Основой для теоретического обоснования межличностной коммуникации является теория речевой деятельности. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев разработали эту теорию на основе общей психологической теории деятельности. Главными факторами речевой коммуникации они считают мотив и цель.
     Мотив выполняет функцию побуждения субъекта и активности не всегда бывает осознанно. Цель почти всегда является осознанной. Мотив и цель могут совпадать. В процессе осуществления межличностной коммуникации важно разгадать мотив собеседника, особенно если смысл его высказывания неясен. Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информации. Получив какую-либо значимую для себя информацию, некоторые проверяют её восприятие в межличностном общении, в результате чего или могут укрепиться в своем мнении, или в корне изменить его. Социальным основанием мотивов являются общественные отношения. Здесь главными принципами являются мотивационная сущность и функции взаимодействий, в рамках которых реализуется межличностная коммуникация. Социальную коммуникацию изучают мотивационные теории равновесия и удовлетворения потребностей. Наиболее рельефно в мотивационную теорию равновесия раскрывает теория Ф. Хайдера о  когнитивном балансе.
     Одним из аспектов исследования этого учёного было изучение влияния группы на поведение людей. Положения этой теории основаны на человеческой обречённости к совместимости, общей судьбе и человеческой реакции, которая изменяется в рамках позитивного и негативного. Такая трёхчастная модель рассматривает взаимодействия в системе «Я – другой– третий». Третьей стороной здесь является кто-либо или что-либо. Не учитываются лишь постоянно видоизменяющиеся ситуативные условия, которые могут способствовать созданию гармонии или возникновению конфликта межличностном общении. Отдельные аспекты психоаналитических теорий изучали Л. Фестингер, Д. Креч, Р. С. Кретчфилд. Когнитивная теория диссонанса (теория Фестингера) рассматривает несогласованности когнитивных структур коммуникантов. Для согласования межличностных отношений рекомендуются специальные коммуникативные действия, направленные на локализацию или устранение конфликта. Американские социологи И. Гоффман, К. Берк, Х. Данкен развили примыкающее к символическому интеракционизму направление («управление впечатлением»), объясняющее социальную жизнь как реализацию «драматической» метафоры. Согласно этому направлению социальные ситуации, в которых происходит общение, напоминают драматические спектакли, где имеются «актёры», «маски», «сцена», «сценарии», с помощью чего люди в обществе стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление.
     Такое сравнение призвано тем, что межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих собой подобие мими-сценария. В реальной жизни за людьми закреплены коммуникативные роли, которые они исполняют в соответствии со своим социальным статусом. Мотивационную теорию американского социолога А. Маслоу можно отнести ко второй группе – мотивационным теориям, в основе которых лежит тенденция к росту удовлетворения личных потребностей. По мнению Маслоу, базовые потребности человека постоянны, располагаются по принципу иерархии от низших материальных до высших духовных, а производные постоянно изменяются, причём процесс возвышения потребностей  протекает как замена низших потребностей высшими. 
     Эффективность межличностной коммуникации определяется параметрами индивидов как коммуникативных личностей.
     

2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

     2.1 Обзор межличностных коммуникаций в разных сферах общественной жизни.
     Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Каждая сторона выступает в качестве принимающей и передающей стороны. Как правило, информация передаётся с помощью звука и может сопровождаться жестом, мимикой или взглядом. Межличностная коммуникация происходит каждый день и каждую минуту во всех сферах деятельности. Каждый человек индивидуален, как и его речь, и подача. Человек может общаться во всех ситуациях по-разному, а может изменить в своём общении некоторые детали. 
     Поэтому, рассмотрим межличностную коммуникацию во всех сферах.
     Экономическая сфера. В данной сфере выступает деловая коммуникация. Основным правилом общения с клиентом является соблюдение базовых норм поведения, которые обусловливаются этическими соображениями и общими представлениями о морали. Люди общаются между собой официально. Взять, к примеру, диалог между рабочим в банке и клиента. Задача рабочего – в деловом стиле разговаривать с клиентом, отвечать на все его вопросы и выполнять все его требования. Помимо этого рабочий должен вести себя сдержанно, с понимание относиться и к праву клиента на отказ и также адекватно реагировать, не меняя стиль общения. Даже если конкретный клиент будет потерян навсегда, негативное впечатление о компании останется и может отразиться на имидже в дальнейшем. Общение в данной сфере не терпит обилия жестов или чрезмерной эмоциональности. Также существует ряд ключевых слов, которые обязан говорить рабочий своим клиентам. Например, «добрый день/вечер», «чем я могу вам помочь?», «всего доброго». Начало диалога должно быть максимально информативным и комфортным. Желательно кратко, но внятно рассказать о целях беседы, намерениях со стороны сотрудника и объяснить, чем именно этот контакт может быть полезен. Имеет значение и индивидуальный подход. Самое главное - клиент должен чувствовать комфорт, но при этом не выпадать из участия в обсуждении. 
     Социальная сфера. К социальной сфере относится семья, где коммуникация может происходить между супругами, между детьми или между родителем и ребёнком. Если взять отношения родителя и ребёнка, нужно сказать, что всё дальнейшее окружение ребёнка, его поступки и слова будут исходить из его воспитания. Соответственно, родитель является тем звеном, которое должно давать ребёнку определённые навыки: умение разговаривать, правильно себя вести,  быть самостоятельным. Таким образом происходит коммуникация «Родитель учит, ребёнок усваивает». Однако, происходят коммуникативные барьеры, когда ребёнок достигает подросткового возраста. Зачастую в этот период происходит недопонимание, выплёскивается большое количество негативных эмоций. В этом случае всю ответственность за поведение ребёнка также берёт родитель. Вопрос в том, важно ли ему, чтобы ребёнок его услышал. Родитель может спокойно поговорить с ним, успокоит, возможно, даже пойти на уступки, или же может продолжить развивать конфликт, не придя ни к какому итогу. Поэтому в социальной сфере, будь то семья или что-то другое важно ясно выражать свои желания, мысли и чувства, не подавляя и не унижая друг друга. 
     Политическая сфера. В политике коммуникация происходит между властью и обществом. Ее эффективность определяется уровнем развития гражданского общества, т. е. общества, в котором власть зависит от граждан и существует для граждан, а не наоборот. Обмен политической информацией между различными элементами политической системы происходит тем интенсивнее, чем выше уровень демократии в обществе.  Власть должна прислушиваться к общественному мнению. Важным моментом политической коммуникации является смысловой аспект взаимоотношений субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. 
     Духовная сфера. В школах и университетах коммуникация обычно происходит между преподавателем и учеником/студентом. Принцип общения немного похож на тот. Который работает в семье («Родитель учит, ребёнок усваивает»). Однако после этого всё меняется, ученик/студент должен продемонстрировать то, что он запомнил, усвоил и выучил. На уроках или лекциях может происходить диалог между учеником/студентом и преподавателем (например, если ученик не согласен с мнением преподавателя или хочет что-то добавить к его речи). Главная задача преподавателя заключается в правильной подаче информации и в её достоверности. Он может направлять ученика в «нужное русло», указывать на его ошибки и помогать ему избежать их в дальнейшем. 
     Таким образом, нужно отметить, что коммуникация всегда должна формировать взаимоотношения в любой сфере общественной жизни.
     
     2.2 Трансляция массовых коммуникаций
     Чтобы начать непосредственно практическую часть, для начала разберём, что же такое массовая коммуникация. 
     Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие аудитории. Сообщение получает или использует большое количество людей. А осуществляется массовая коммуникация благодаря телевидению, радио и интернету. 
     .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44