- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Межличностные отношения супругов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015511 |
Тема: | Межличностные отношения супругов |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1 Проблема межличностных отношений супругов в трудах отечественных и зарубежных ученых 6 1.2 Официальный и незарегистрированный брак: исследования, тенденции, различия 33 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 42 2.1 Организация исследования, характеристика выборок 42 2.2 Используемые методики исследования 43 3.1. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях супругов в разных формах брака 49 3.2 Сравнительный анализ особенностей смысложизненных ориентаций у супругов в разных формах брака 56 3.3. Сравнительный анализ энергопсихологической совместимости супругов в разных формах брака 62 3.4. Сравнительный анализ особенностей супружеской коммуникации в незарегистрированном и официальном браке 64 4.1. Корреляционный анализ 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.Сегодня большинство молодых людей предпочитают жить в незарегистрированномбраке. В разговорном контексте его называют «гражданским», что терминологически неверно, под таким браком понимается совместное проживание молодых людей, не зарегистрированное в ЗАГСе. Жизнь сожительствующих партнеров мало чем отличается от официального брака. Они также едят вместе, планируют семейный бюджет, заводят детей, отправляются в путешествия. Старшее поколение чаще всего смотрит на это неодобрительно, называя подобные отношения распутством, но есть и те, кто видит в этом панацею от многих семейных проблем. Молодежь считает, что до свадьбы нужно пожить вместе, чтобы понять, готовы ли они связать свои судьбы. Не секрет, что даже самая большая любовь может обернуться ненавистью, столкнувшись с бытовыми трудностями. Что есть гражданский брак для мужчины и для женщины? Часто такой вид брака удобнее мужчинам, особенно тем, у кого за плечами опыт неудачного официального брака. Мужчина получает в одном лице бесплатную домохозяйку, подругу и любовницу. Женщина будет выполнять все обязательства, возложенные на её хрупкие плечи, гордясь новой ролью «жена». И не важно, что это не законная роль. Обнаружена интересная особенность: именно гражданские жены называют своих мужчин «муж». В то время как женщины из официального брака называют любимого по имени. Поведение гражданской жены более чем устраивает мужчину. Ко всему он не имеет обязательств в отношении к жизни сожительницы. Если в какой-то день девушка будет досаждать ему, он имеет полное право указать ей на дверь, и она ничего не сможет сделать. Даже если большая часть имущества куплена на её деньги, при нежелании мужа вернуть всё это, доказать, что она является хозяйкой собственности будет практически невозможно, в отличие от официального брака. В общем, незарегистрированный брак является со всех сторон невыгодной компанией при расставании. А также имеет свои минусы оформлении многих бумаг: например, при рождении ребенка или желаниивзять кредит, где потребуется поручительство супруга.Чем обусловлено желание вступать в неофициальный брак? Каковы социально-психологические особенности взаимоотношений партнеров в незарегистрированном и официальном браке? Данной проблеме посвящено моё диссертационное исследование. Определен объект исследования:молодые пары, проживающие в зарегистрированном и незарегистрированном браке. Предмет исследования:взаимоотношения партнеров в зарегистрированном и незарегистрированном браке. Поставлена цель исследования: изучить социально-психологические особенности межличностных взаимоотношений партнеров,проживающих в незарегистрированном и зарегистрированном браке. Задачи: а) теоретические: 1.Провести теоретический анализ проблемы отношений в трудах отечественных и зарубежных ученых. 2.Рассмотреть особенности супружеских взаимоотношений в зарегистрированном и незарегистрированном браке. б) эмпирические 1. Определить и провести сравнительный анализ особенностей семейных ценностей у супругов в зарегистрированном и незарегистрированном браке. 2. Определить и провести сравнительный анализ особенностей супружеской коммуникации, у мужчин и женщин, проживающих в разных формах брака. 3. Определить и провести сравнительный анализ особенностей смысложизненных ориентаций у супругов, проживающих в зарегистрированном и незарегистрированном браке. 4. Определить и провести сравнительный анализ особенностей принятия личностных качеств, значимых в семейной жизни у супругов, проживающих в зарегистрированном и незарегистрированном браке. в) методические: 1. Подобрать методический инструментарий, соответствующий цели исследования; 2. Разработать процедуру исследования, которая позволит изучить социально-психологические особенности взаимоотношений супругов, проживающих в зарегистрированном и незарегистрированном браке. Методологическую базу исследования составилгуманистический подход к рассмотрению личности в системе межличностных отношений А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, В. Франкл, Г. Олпорт, Р. Мэй, Л.Я. Гозман, В.И. Кабрин, A.A. Кроник, Е.А. Кроник, А.Б. Орлов, и др.); системный подход к семье (подсистема супружеских отношений) (М. Боуэн, В. Сатир, С. Минухин, А.Я. Варга, А.Г. Лидере, O.A. Карабанова и др.) рассматривающий, супружеские отношения с позиции произвольного выбора брачного партнера (Р. Винч, А. Кергофф, К. Дэвис, Б. Мурстейн, Р. Сентерс, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, И.С. Кон, В.Н. Дружинин, H.H. Обозов, А.Н. Обозова, C.B. Ковалев, Л.Н. Собчик, А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова и др.). Гипотеза исследования:существуют значимые различия в особенностях социально-психологических взаимоотношений супругов, проживающих в незарегистрированном и зарегистрированном браке. Методы исследования: 1) анализ литературы по теме; 2) эмпирические методы: методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой, методика «Общение в семье» Ю.Е.Алешиной., Л.Я.Гозмана., Е.М.Дубовской, методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методика «Энергопсихологическая совместимость с брачным партнёром» В.В.Бойко. 3) методы статистической обработки данных. Достоверность полученных результатов обеспечиваласьпри помощи пакета компьютерных программSPSS Statisticaver.23.Для подтверждения гипотез исследования использовался сравнительный анализ средних значений при помощи U-критерия Манна-Уитни и t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена. Теоретическая значимость данного исследованияв расширении представлений об особенностях взаимоотношений супругов, проживающих в зарегистрированном и незарегистрированном браке. Практическая значимость исследования состоит в том, что, выявив особенности взаимоотношений партнеров в разных типах брака, можно создавать программы по укреплению и корректировке межличностных отношений в семье. ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Проблема межличностных отношений супругов в трудах отечественных и зарубежных ученых Проблеме отношений посвящалось множество работ различных психологических школ и направлений. Рассмотрим ключевые особенности ведущих направлений. Представители психодинамического направления рассматривали отношения и супружество сквозь призму детско-родительских отношений. Так К.Г.Юнг полагает, что ключевую роль в выборе партнера играет бессознательная мотивация, которая возникает под влиянием родителей, степени связанности с ними. Мужчина будет выбирать жену, исходя из отношения к своей матери, а женщина – к отцу. Если любовь к родителю является сознательной, то она способствует выбору партнера, похожего на мать или отца. Бессознательная связанность усложняет выбор и приводит к различным модификациям в отношениях. Вся та жизнь, которую родители могли бы прожить, но не прожили, следуя искусственным мотивам, часто проживается их детьми в форме компенсации неосуществленного. Так, например,у высоконравственных родителей могут быть абсолютно безнравственные дети, а мать с низкой ответственностью получит дочь с явно болезненным честолюбием. Наихудшие последствия вызывает искусственная бессознательность родителей. Если женщина, несчастливая в браке, привязывает к себе сына, замещая им роль мужа, то особенности ребенка в будущем могут привести вплоть до гомосексуализма. Выбор взрослого мужчины будет деформирован, ввиду исполнения в детстве несвойственной роли. Идеальным браком Юнг называет отношения, построенные на инстинктивном бессознательном начале, когда отвергаются искаженные особенности воспитания. Бессознательность подразумевает тождественность и безусловное принятие партнера, единство, приводящее, как бы к возвращению в детство. Именно поэтому влюбленные пары склонны к ребячеству. Но даже идеальный брак не способен закрыть глаза на индивидуальные различия партнеров, для достижения полного душевного единства - супругам приходится приспосабливаться друг к другу. Никаких или почти никаких сложностей это не вызывает у партнера, чьи отношения с родителями были позитивными. Тем, у кого присутствует глубоко укоренившаяся бессознательная связь с родителями, времени и сил для адаптации потребуется больше, что в дальнейшем может способствовать более прочному приспособлению. Также по мнению Юнга выбор партнера определяется Анимой и Анимусом, находящихся внутри каждого индивида, в виде врожденных образов идеальных мужчин у женщины, и образа идеальной женщины у мужчин[1]. А.Адлер в книге «Наука жить» посвятил целую главу вопросам любви и брака. Он полагал, что особенности поведения в семейных отношениях, выбор супруга, определенные установки зависят от прототипа, формирующегося в первые годы жизни. Качества, сформировавшиеся в детстве, становятся более явными, когда человек сталкивается с проблемой любви. Ребенок с комплексом неполноценности, особенно при наличии властного родителя, во взрослой жизни будет искать партнера покорного и мягкого, а критерием выражения любви для него будет постоянное желание поддержки своим партнером. Для мужчины идеалом будет женщина с проявлением материнских черт в отношениях – заботливая и всепринимающая. Также комплекс неполноценности проявляется в неумении доводить дела до конца, постоянной смене деятельности, отказе самостоятельного разрешения проблем. В отношениях это может проявляться как склонность к изменам, инфантильному поведению. Адлер рассказывает о старинном немецком обычае для проверки совместимости супругов в браке. Парню и девушке дается пила, чтобы вдвоем в присутствии родственников распилить ствол дерева. Такое общее дело наглядно показывает, как будут взаимодействовать супруги и кому придется уступить, чтобы гармонично взаимодействовать. Таким образом, вопрос любви и брака разрешается только в том случае, если двое признают свои ошибки и смотрят на отношения с точки зрения взаимного равенства [2]. К.Хорни в книге «Женская психология» говорит о страхе перед отношениями у мужчины и женщины, который кроется в детстве, когда нужды ребёнка, особенно при общении с родителем противоположного пола, не воспринимались взрослыми всерьёз. Единственным выходом для ребенка было закрыть гнев и агрессию внутри себя. Поэтому при возникновении любви пробуждается детский страх перед отцом и матерью и инстинктивно ставит человека в оборонительную позицию.К.Хорни приводит пример, как конфликты детства могут привести к проблемам взаимоотношений во взрослой жизни. Девочка, травмированная сильным разочарованием в отце, будет отрицать свои материнские инстинкты и при поиске брачного партнера будет движима желанием использовать мужчину, всячески вредить ему. В случае, если желание девочки «получать» вытесняется тревогой и чувством вины, трансформируясь в желание «отнимать», то женщина становится абсолютно неприспособленной к отношениям. Из страха показать свои истинные желания, она будет проецировать свои вытесненные желания на мужчин, полагая, что ей намерены только воспользоваться и выбросить. Другой вариант деструктивных отношений возникает, если девочка имела подавленное стремление власти над отцом, которое спровоцировало реакцию исключительной скромности. Такая женщина будет бояться заявить о собственных желаниях, а также отказываться принимать что-либо от партнера. Подавленные стремления будут вызывать депрессию и скрытую агрессию на мужчину, а также перекладывание ответственности за свою беспомощность перед жизнью на партнера. Таким образом женщина начинает главенствовать над мужчиной под маской беспомощности. Говоря о мужчинах, Карен Хорни затрагивает тему Эдипова комплекса, который влияет на отношения с женщиной в будущем. Так мужчина фрустрируется перед женским запретом, как это было в детстве с матерью и именно поэтому для снятия напряжения склонен проводить время в чисто мужской среде, где отсутствует женский надзор. Другой особенностью является воплощение женщины в представлениях мужчины в образе непорочной Девы. Такое может возникнуть, если мужчина проецирует свою зависимость от матери на жену, а вследствие этого не воспринимает её в сексуальном плане: она любима, она мать его детей, но возжелать её – равносильно унижению. Поэтому сексуальное удовлетворение мужчина находит у второсортных женщин. Ещё одна особенность по отношению мужчин к женщинам кроется в страхе не удовлетворить её желаний, что вызвано фрустрацией в детстве, когда попытки проявить свою маскулинность высмеивались, раня самоуважение мальчика. Вступая в отношения такой мужчина будет сверхчувствительным и будет иметь болезненную реакцию на любую фрустрацию со стороны жены. В итоге всё это может приводить к тяжелой травме, влияя на мужскую уверенность к себе, которую он попытается компенсировать инстинктивным желанием унизить жену, снизив тем самым её уверенность в себе. Также Хорни говорит о такой особенности, как желание вступить в отношения с целью удовлетворения какой-то одной потребности, что приводит к разрушению брака, когда эта потребность удовлетворяется. Например, девушка, вступающая в брак с мужчиной в два раза старшее её, потому что он был похожим на её отца. Брак длился до тех пор, пока девушка не переросла своё детское желание. Или другой случай, когда мужчина выбирает женщину исходя из её популярности у других мужчин. Его чувства угаснут, как только исчезнут соперники, и снова воспылают, когда появятся новые поклонники, которых он будет бессознательно ждать. К.Хорни вводит понятие невротической любви. Потребность в подобной форме любви, является следствием нарушения базального доверия в детстве и проявляется в желании нравиться всем, навязчивости, чрезмерной ревности, неразборчивости, в завышенном страхе отвержения. Единственным условием благополучных отношений, по мнению К.Хорни является осознанный отказ от требований к партнёру, понимая под требованиями именно требования, а не желания[3]. М.Боуэн говорит о том, что в основе отношений лежит степень дифференцированности индивида, его способность разделять эмоциональные функции, которые отвечают за все инстинктивные реакции и интеллектуальные, отвечающие за рефлексию и когнитивные способности. Индивид с низким уровнем дифференциации в большей степени проявляет инстинктивное реагирование, склонен перекладывать ответственность на других, ему сложно отстаивать свою точку зрения, в конфликтных ситуациях проявляет себя крайне эмоционально, однако предпочитает подчиняться и уступать. Обычно такие партнеры вступают в полярные отношения, в которых они, например, преследуют, а супруг дистанцируется, или в которых один активный, а другой пассивный. Высокая дифференциация позволяет избежать таких полярных отношений. Боуэн разработал концепцию триангуляции, согласно которой, один из партнеров в стрессовых ситуациях образует нездоровую связь с третьим лицом, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Чаще всего третьим лицом выступает ребёнок, который неспособен выдерживать подобное напряжение и реагирует психосоматическими заболеваниями, снижением успеваемости и конфликтным поведением. Таким образом формируются «треугольники отношений», которые распределяют напряжение в любой фрустрирующей ситуации. Также Боуэн выделил несколько концепций в отношениях. Концепция проективных процессов в семье представляет собой вовлечение одного ребенка (чаще всего любимчика) в треугольники отношений, что приводит к его психосоматике, а в будущем к сложностям в отделении от семьи. Концепция эмоциональной системы ядерной семьи заключается в том, что низкодифференцированные семьи (слитные эмоционально) склонны увеличивать эмоциональную дистанцию, подвержены частым конфликтам и вызывают эмоциональные или физические нарушения у одного из партнеров, и психологические расстройства у ребёнка. Концепция эмоционального разрыва представляет собой возникновение болезненного открепления взрослеющего ребенка от слитной семьи, в виде географического и эмоционального дистанцирования. Однако это не позволяет полностью сепарироваться, т.к. внутренние переживания детства, незавершенная эмоциональная привязанность продолжает влиять на новые отношения и жизненные выборы. Достигнуть сепарации и независимости, сохраняя хорошие отношения с семьей может только высокодифференцированная личность. Концепция сиблинговой позиции гласит, что взаимоотношения супругов будут определяться порядком их рождения, ролей в семейной системе. В случае если женщина была старшей сестрой в своей семье, то будут возникать конфликты с мужчиной, который также был старшим. Отношения, опекающие с проявлением материнской заботы, возникнут, если такая женщина построит отношения с мужчиной, который был младшим братом в семье. Союз двух младших сиблингов приведет к отношениям, в которых каждый будет перекладывать на другого ответственность и с трудом принимать решения [4]. Интересный взгляд на отношения представлен в книге психолога А.Гуггенбюль-Крейга «Брак умер – да здравствует брак». Он повествует о том, что в настоящее время целостность брака достигается путем отречения одного партнера от собственных целей и желаний в угоду другому. Например, женщина отказывается от карьерной самореализации и становится домохозяйкой, принимая условия мужа. В настоящее время наблюдается и обратный феномен, когда мужчина полностью отрекается от себя, жертвует друзьями, карьерными перспективами, некоторыми интересами для того, чтобы угодить властолюбивой женщине. В таких отношениях каждый супруг по-отдельности представляет собой живую, интересную личность, которая деформируется и парализуется в присутствии супруга. В гротескной форме автор осуждает клятвы, которые дают жених и невеста на свадьбе: два абсолютно разных человека, с разной семейной историей, разным воспитанием и установками обещают быть вместе до конца своих дней, при чем ни один из них не должен отставать саморазвитии или ставить условия для другого, сохраняя равновесие в отношениях. Подобные клятвы даются под впечатлением любовного упоения, отбрасываются мысли о том, что через много лет они могут стать совершенно другими людьми и следовать клятве будет все сложнее. Современное воспитание, определяемое родительской опекой даже во взрослом возрасте, фрустрирует молодого человека, выходящего в большой мир, который отличается от беззаботного, опекающего мира семейной системы. Это способствует развитию сверхчувствительности, привязчивости и нарциссической изнеженности. Главной задачей супругов, по мнению автора, является возможность достижения индивидуации в браке, которая осложняется господствующими культурными канонами [5]. Э.Берн со своей теорией транзактного анализа также посвятил множество исследований проблемам супружеских отношений. Берн считает, что у каждого человека есть три состояния Я или, как ещеговорят, три Эго-состояния, определяющие, как он ведет себя с окружающими и что из этого в итоге получается: Взрослый, Родитель и Ребенок. Состояние «Родитель» ведет свое происхождение отродительских образцов поведения. В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Он копирует поведение своих родителей. И тут надо учитывать два Родительских компонента: один — ведущий происхождение от отца, другой — от матери. Состояние Я-Родитель может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека, выполняя функции совести. Вторая группа состояний Я заключается в том, что человек объективно оценивает то, что с ним происходит. Это Я-состояние Эрик Берн называет «Взрослый». Его можно сравнить с функционированием компьютера. Человек в позиции Я-Взрослый прибывает в состоянии «здесь и сейчас». Он адекватно оценивает свои действия и поступки, полностью отдает себе в них отчет и берет на себя ответственность за все, что он делает. Эрик Берн подчеркивает, что состояние Я-Взрослого присуще не только взрослым, но и детям. Они также могут объективно оценивать то, что с ними происходит, учитывая свой прошлый опыт. Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве. Это состояние Я называется «Ребенок». Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух-пяти лет. Это мысли, чувства и переживания, которые проигрываются из детского возраста. Когда мы в позиции Эго-Ребенка, мы находимся в состоянии контролируемых, в состоянии объектов воспитания, объектов обожания, то есть в состоянии тех, кем мы являлись, когда были детьми. Э.Берн считает, что каждый человек, в том числе и супруги могут играть в отношениях определенные игры. Игра — это серия ходов, содержащих ловушку или какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождений двумя основными характеристиками: скрытыми мотивами,наличием выигрыша.Берн обращает наше внимание на то, что исследует только бессознательные игры, в которые играют неискушенные люди, не понимающие, что их поведение подчиняется определенным правилам. Берн рассказывает об играх, в которые играют супруги. Первая игра называется «Если бы не ты». Главные герои этой игры – мистер и миссис Уайт. Это стандартное имя, которым Эрик Берн часто называет героев своих игр. Итак, мистеру Уайту не нравилось, что его жена общается с подругами, ходит на какие-то светские мероприятия, - в общем ведет жизнь вне дома. И самое обидное для миссис Уайт - он запрещал ей учиться танцевать. После того, как мистер Уайт прошел курс психотерапии, он стал давать жене больше свободы и разрешил-таки пойти в танцевальный кружок. И вот она записалась на танцы, однако с первого же урока поняла, что ужасно боится танцевать на глазах у других людей, и ей пришлось отказаться от этой затеи.Что мы видим в этой игре? Из всех своих поклонников миссис Уайт выбрала самого деспотичного. Это в дальнейшем позволило ей жаловаться, что она могла бы много достичь, заниматься разными интересными делами, «если бы не он». Однако после истории с танцами выяснилось, что муж оказывал ей услугу, запрещая делать то, чего она на самом деле очень боится. Эрик Берн выделил некоторые общие элементы, присущие любой игре. С их помощью можно анализировать и обобщать любые игры.Тезис -это общее описание игры. Пример тезиса был дан выше. Антитезис – это ответ на вопрос: в чем существенная значимость игры для игрока. Чтобы ее понять, нужно либо отказаться от игры, либо уменьшить «вознаграждение». Тогда Водящий (основной игрок) предпримет более энергичные попытки продолжить игру. Если другие игроки отказываются от игры, то Водящий впадает в отчаяние – состояние, которое напоминает депрессию, но отличается от нее некоторыми существенными чертами. Эрик Берн пишет, что это состояние более острое и может выражаться, например, в приступе безутешных рыданий. И здесь нужно понимать, что отчаяние находится в ведении Взрослого, в то время как депрессия – в ведении Ребенка. В данной игре антитезис – это отсутствие запретов. Игра возможна лишь тогда, когда муж что-то запрещает жене. Если вместо привычного «Нельзя!» он вдруг ответит «Да, пожалуйста!», ее страхи выйдут наружу, и она не сможет больше обвинять во всём мужа. Цель.Здесь констатируются общие цели игры. Их может быть несколько. В данной игре их две: придание себе уверенности («Дело не в том, что я боюсь, – просто он мне не позволяет») и самооправдание («Дело не в том, что я не стараюсь, – просто он меня не пускает»). Первая цель более очевидна и в большей степени отвечает потребностям жены, и прежде всего ее потребности в безопасности. Роли.Как уже говорилось выше, состояния Я – это не роль, а психический феномен. Поэтому необходимо разграничивать Я-состояния и роли в играх. В играх могут участвовать два, три и более игрока. Состояние Я каждого игрока иногда соответствует его роли, а иногда нет. Данная игра рассчитана на двух участников: мужа-тирана и подавляемой им жены. Жена может играть свою роль, находясь в состоянии Взрослого («Самое разумное, что я могу сделать, — это поступать, как он велит»), либо – Ребенка (обижаться и капризничать). Муж-тиран может общаться с позиции Взрослого («Самое разумное для тебя - делать так, как я говорю») или играть из состояния Родителя («Даже не вздумай меня ослушаться»). Игра «Загнанная домохозяйка» Тезис этой игры очень простой. Женщина берет на себя все домашние дела, которые попадаются под руку. Она выполняет все требования мужа, детей, свекрови, соглашается со всеми их замечаниями. В результате она не знает, за что хвататься, ни одно из дел не может довести до конца или сделать хорошо, в итоге дети заброшены, она худеет, перестает следить за собой, вид у нее становится изможденным. Чтобы играть в эту группу (бессознательно, конечно), она и мужа себе выбирает соответствующего, который будет ей подыгрывать. Ей нужен такой, кто будет постоянно ее критиковать. Антитезис заключается в том, что миссис Уайт должна научиться отказываться делать сразу несколько дел (или, как говорит Эрик Берн, играть сразу несколько ролей) одновременно. А мужу важно перестать ей подыгрывать, то есть, по сути, он должен выйти из игры. Цель игры:роль измотанного существа необходима этой женщине, чтобы поддерживать свое психическое равновесие. Она ищет себе мужа, похожего на ее собственную мать или бабушку, которые в детстве сильно ее критиковали. Эта ситуация привычна для нее. В браке она бессознательно старается ее воспроизвести. Кроме того, «на руку» такой женщине играет наше социальное окружение, которое поощряет уступчивость жены. Игра «Видишь, как я старался» Эрик Берн проиллюстрировал эту игру на примере заваленного работой человека, страдающего язвой желудка. Причем выделил три стадии этой игры в зависимости от того влияния, которое она оказывает на игроков. Первая стадия. Главный игрок объявляет жене и друзьям, что у него язва. Он также сообщает им, что не намерен бросать работу. Это вызывает восхищение. Он, конечно, достоин уважения за то, что не играет в «Калеку». Вторая стадия. Главный игрок держит в секрете от жены и друзей, что у него язва. Он продолжает работать, до тех пор, пока однажды на работе ему не становится совсем плохо. Подобным поведением он будто говорит жене: «Видишь, как я старался». Она наконец-то должна оценить его по достоинству и пожалеть обо всех неприятностях, которые ему доставляла. Третья стадия. Самый тяжелый вариант игры – неожиданное самоубийство Главного героя. Язва переходит в рак, а жена и не подозревает об этом. Муж лишает себя жизни, и смысл его предсмертной записки: «Видишь, как я старался». Когда нечто подобное происходит несколько раз с одной и той же женщиной, ей пора выяснить, в какую игру играет она сама. Берн подчеркивает, что интенсивнее всех в игры играют люди, утратившие душевное равновесие. С наибольшей отдачей играют два типа людей, которых Берн называет Брюзгой и Ничтожеством (или Обывателем). Брюзга – это мужчина, обиженный на свою мать, или женщина, обиженная на отца. Как правило, они обижены на родителей с раннего детства. Наверное, у них есть свои «детские» причины для обиды, например, возможно, в раннем детстве мать мальчика заболела и долго лежала в больнице. Или отец рано ушел из семьи, а девочка восприняла это как предательство. Такие дети с тех пор остаются обиженными на весь мир. Эрик Берн пишет, что в каждом из нас есть частица от игрока Ничтожества. Все мы порой ведем себя неуместно или бестактно. Поэтому цель каждого – свести эту игру до минимума. Ничтожество – это человек, сверхчувствительный к влиянию своего Родительского Я. Внутренний Родитель у такого человека в критические моменты вмешивается в его состояние Взрослого, и спонтанное поведение Ребенка, что вызывает у этого человека неуместное или бестактное поведение [6]. Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир также посвятила много работ вопросам супружеских отношений. Основные идеи Сатир заключаются в следующем: 1. Семья, в которой мы воспитывались оказывает значимое влияние на наш образ жизни, особенности поведения и установки. В семьях с жесткой иерархией, как правило, один из членов семьи навязывает правила поведения, категорично настроен против любых перемен, а в конфликтных ситуациях обязательно находит человека, на которого можно скинуть всю вину. Чаще всего виноватыми выступают дети. В таких отношениях невозможно проявление индивидуальности. 2. Семья является системой, в которой все взаимозависимы.Для поддержания отношений и благополучия семья навязывает определенные роли, запреты и завышенные ожидания каждому члену семьи, а отказ от соответствия этим ролям вызывает конфликты. Завышенные ожидания проявляют чаще всего супруги по отношению к друг другу. Так каждый из супругов ожидает, что другой заменит ему родителя, исполняя все его желания, при чем у него будут такие же желания, также он будет дополнять в том, чего не хватает другому, а также позволит брать на себя вину за грехи супруга. 3. Конфликты в семье снижают самооценку и включают защитные реакции, направленные на повышение самооценки и защиты от нападок извне. Сатир выделила 4 реакции при защитном поведении: заискивание, обвинение, сверхрасчетливость и сбивание с толку[7]. В.Н. Дружинин также исследовал вопросы супружеских отношений. Он классифицировал семьи по четырем шкалам: нормальная – реальная семья и идеальная – аномальная семья. Строя взаимоотношения в семье супруги следуют сценарию, в котором в качестве образца используют модель отношений их родителей, эту модель они проигрывают в разных ролях со своими сиблингами, а затем по аналогии воспроизвоздят подобный сценарий в своей семье. Согласно гипотезе подражания, супруги используют в своей семье сценарии воспитания, применяемые родителями к их сиблингам. Единственным детям в семье приходится использовать сценарий воспитания и отношений, который они видели во взаимоотношениях родителей. Гипотеза воспроизводства отношений основана на том, что человек будет относиться к другому и к самому себе также как родители относились к нему в детстве. Таким образом, например, доминирование родителей может привести к жесткой самодисциплине, а пристыживание к самобичеванию. Дружинин отмечает, что для благополучных отношений именно мужчина должен нести ответственность за семью, в случае же перекладывания ответственности формируется аномальная семья[8]. В.А.Сысенко вводит такое понятие как «устойчивость брака» и «стабильность брака». Устойчивость брака зависит от равномерного распределения обязанностей в семье, а также от совместной деятельности, направленной на достижение индивидуальных и взаимных целей супругов. Также он говорил о способности к браку, которая определяется эмпатией, способностью к кооперации, распределении труда и высокой этической культурой. Также одно из проведенных им исследований показало, что женщины с высшим образованием более недовольны своими мужьями и критичнее к ним относятся, чем женщины со средним образованием [9]. Г.И.Захарова полагает, что для формирования внутрисемейной коммуникации важно, чтобы супруги усилили эмоциональную связь и отделились от родительской семьи, сохраняя эмоциональные контакты с ней. Для этого супругам нужно научиться устанавливать внешние границы, чтобы не допустить перемежающихся периодов сверхблизости и взаимного отстранения. Также важно определить дистанцию в общении. Незрелая личность будет стремиться к слиянию для усиления собственного «Я». Также упоминаются факторы, которые осложняют взаимоотношения супругов: 1. Начало отношений или заключение брака сразу после утраты близкого человека. 2. Формирование отношений на основе дистанцирования от родителей. 3. Значимые различия в семейных ценностях, происхождении и традициях. 4. Эмоциональная и материальная зависимость от членов расширенной семьи 5. Разный состав детей в семьях, в которых выросли супруги. 6. Заключение брака до 20 лет, когда не сформированы зрелая идентичность и личные границы или после 30, когда жизненные установки могут кристаллизоваться. 7. Заключение брака спустя полгода после ухаживаний или более 3 лет. 8. Рождение ребенка до свадьбы или в первый год после женитьбы. 9. Конфликтные отношения одного из супругов со своими братьями и сестрами или с родителями. 10. Безрадостное собственное детство или юность по мнению одного из супругов. Также Захарова говорит о первичной и вторичной межличностной адаптации супругов. Первичная представляет собой аффективную, когнитивную и поведенческую сферу взаимодействия. Вторичная адаптация включает в себя 3 сферы. Интеллектуальная, согласно которой происходит снижение интереса к личности супруга, т.к. происходит привыкание к его особенностям, образу мышления, суждениям. Нравственная сфера представляет собой открытие перед партнёром своих отрицательных, нелицеприятных качеств, действий и поступков. И, наконец, третья – сфера сексуальных отношений, её суть в том, что со временем ежедневная доступность партнера снижает сексуальное влечение. Захарова рекомендует проводить профилактику вторичной адаптации. Для этого необходимо заниматься саморазвитием, духовным и личностным ростом, воспитывать в себе доброжелательность, чуткость, сдержанность и тактичность, а также повышать взаимную автономность, чтобы избежать слияния [10]. Т.И.Дымновапроводила исследование относительно влияния уровня благополучия в семье у ребенка на его будущие отношения в собственной семье. Она выявила прямую зависимость того, что дети из благополучных семей создают по аналогии такие же гармоничные семьи, неосознанно выбирая супруга, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: