VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Международные институты и их влияние на экономическое поведение

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007057
Тема: Международные институты и их влияние на экономическое поведение
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Казанский государственный архитектурно-строительный университет











                                                                                                                         Кафедра

 муниципального

                                                                                                             менеджмента









Курсовая работа



По дисциплине: «Институциональная экономика»

на тему:

«Международные институты и их влияние на экономическое поведение»













                                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                   студентка                                                              

                                                                                                     гр. 7ПМ03

                                                                                                             Халилова  А.Ф.



                                                                                                                                                      
                                                                                                                    Проверила:

                                                                                                                       доцент, к.э.н.
                                                                                                                        Бахарева О.В.

















Казань 2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» 

Кафедра муниципального менеджмента



 ЗАДАНИЕ 



1. Темы курсовых работ по дисциплине «Институциональная экономика» Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством:

- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК – 3);

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК – 6),

- владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК – 1).



 Тема: _Международные институты и их влияние на экономическое поведение.  



2. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, полученных при выполнении работы

По теме исследования студенту необходимо подготовить теоретический обзор и рассмотреть актуальные вопросы (особенности, специфику) данной темы в современных условиях на основе официальных статистических данных. Подбор данных для работы студент проводит самостоятельно.

  Методика выполнения работы: 

1. Составления введения к работе (актуальность темы, цели, объект, предмет, задачи и методы исследования).

2. Изучение теоретических подходов по теме исследования, проведение аналитического обзора на основе изучения учебной литературы, официальных сайтов международных, государственных, муниципальных учреждений.

3. Поиск и анализ данных для раскрытия актуальных вопросов по теме исследования. Рекомендуется использование нормативных правовых документов из справочной правовой системы «ГАРАНТ» или правовой системы «КонсультантПлюс». Официальные сайты: http://www.garant.ru/ и http://www.consultant.ru/. Статистические данные можно получить на официальных сайтах статистической службы РФ, сайтах профильных министерств и ведомств РФ, международных организаций и др. официальных сайтах.

4. На основе изученных документов, анализа актуальных данных по теме исследования разработать заключение к работе (краткий итог проведенного исследования).

 Примечание: 

1. Работа выполняется с применением методов институционального анализа.

2. Рекомендуется изучение литературы в информационно-библиотечной системе «iPRBooks», в Национальной библиотеке Республики Татарстан (при необходимости) от 40 первоисточников. В тексте курсовой работы необходимо указывать источники получения данных. На каждый источник литературы должна быть ссылка в тексте работы.

3. После таблиц и рисунков необходимо указывать источник получения информации.



Критерии оценивания: 

– соответствие содержания работы заданию; – наличие обзора литературных и иных источников;

– логическая и методическая выдержанность структуры работы;

– обоснованность и аргументированность выводов и предложений;

– соответствие оформления работы требованиям;

– качество результатов, полученных в работе;

– умение студента отвечать на поставленные во время защиты вопросы.















































































РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

студентки гр.7ПМ03 Халиловой А.Ф.

на тему: «Международные институты и их влияние на экономическое поведение»



Актуальность темы: Актуальность данной темы заключается в том, что от степени развития институтов и институциональной среды зависит успешность и рентабельность деятельности субъектов, поскольку институты распределяют между участниками экономических отношений блага, потери или выгоды. Трудно переоценить роль институтов роль в современной экономической жизни, поскольку именно благодаря им упорядочивается взаимодействие между людьми, и разрешаются конфликты, возникающие в мире ограниченных ресурсов. В экономической теории не существует четкого и однозначного определения понятия «институт», но, как отмечает Эрроу, «поскольку исследования в данной области все еще находятся в начальной стадии, то чрезмерной точности следует избегать.

В экономической теории есть несколько подходов к становлению институтов. Согласно одному из них институты возникают спонтанно на основе личных интересов индивидов.

Значимость института заключается в том, чтобы направить индивидуальное поведение в нужное направление путем закрепления норм поведения экономических агентов, а также ограничения использования индивидами ресурсов и вариантов их использования.





Курсовая работа содержит разделы: сущность, структура, функции институтов и их роль в экономике; назначение институтов;  модели или образцы поведения институтов; возможные варианты решения проблемы неопределенностей, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы.











































































Содержание





Введение ……………………………………………………………………....8

1. Теоретические аспекты и понятие международных институтов ……….10
1.1. Понятие института и его функции в экономике …………………….....10
1.2. Особенности международных институтов и их экономическое значение

в обществе …………………………………………………….……….……...17
2. Особенности влияния институтов на экономическое поведение субъектов 
2.1. Экономическое поведение и основные виды правил ………………….17
2.2. Описание модели взаимодействия институтов и экономических

 агентов ……………………………………………………….…………….…24
3. Анализ влияния современной институциональной среды на российскую экономику ……………………………………………………………………..29
Заключение …………………………………………………………………....35
Список используемой литературы…………………………………………...38



























Введение







     Для обеспечения нормальной деятельности экономических субъектов, находящихся в постоянном поле альтернатив и выборов, важным является развитие институциональное среды, которая бы обеспечила эффективность их деятельности. Институциональная среда любой экономики представлена совокупностью институтов. 

  Понятие института включает в себя определенный набор правил и норм, регулирующих взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Институты выполняют как координирующую и стимулирующую функцию, так и функцию наложения ограничений на выборы экономических агентов.

 Основное назначение институтов заключается в обеспечении порядка и устранении неопределенностей в сфере распределения и обмена экономических благ между субъектами экономики. Институты, как и стандартные ограничения, принятые в экономике, определяют набор альтернатив, издержек производства и обращения и, соответственно, рентабельность экономической деятельности.

 Актуальность данной темы заключается в том, что от степени развития институтов и институциональной среды зависит успешность и рентабельность деятельности субъектов, поскольку институты распределяют между участниками экономических отношений блага, потери или выгоды.

  Предметом работы являются институты и их влияние на экономическую деятельность субъектов экономики. 

 Целью данной работы является комплексный анализ понятия института, описание его международного аспекта с целью выявления механизмов влияния институтов на поведение основных субъектов.

8



В связи с этой целью ставится ряд задач: 

дать понятие институту и функциям,

определить значение и роль функционирования институтов,

описать взаимодействие институтов и хозяйствующих субъектов,

проанализировать влияние институциональной среды на российскую экономику.

  Работа состоит из трех основных частей. В первой главе освещаются теоретические аспекты международных институтов, их функции и роль в экономике. Вторая глава освещает проблемы влияния институтов на экономическое поведение субъектов.

   Для раскрытия данной темы были использованы исследования представителей институционального направления в экономике.





















9

1.       Теоретические аспекты и понятие международных институтов.

1.1.      Понятие института и его функции в экономике.



  Институционально-социологическое направление экономической теории ввело в научный оборот понятие экономического института. Основоположниками институционализма признаны Торстейн Веблен и его ученик, специалист в области промышленных циклов Уэсли Митчелл, публицист и политический деятель Джон Гэлбрейт, экономист и разработчик глобальных проблем Ян Тинберген и др. [1]

   Институты были представлены в экономической теории как совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил и норм, которые выступают в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите. [2]

















     Рис.1.1.1. Институциональная структура общества [3]



10

  Механизм контроля института включает в себя набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций для хозяйствующих субъектов.

    Институтами являются формальные законы (конституции, законодательства, права собственности) и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения). [4]

     Институты были созданы людьми для обеспечения порядка и устранения неопределенностей  в обмене. Институты, как и стандартные ограничения, принятые в экономике, определяли набор альтернатив, издержки производства и обращения и, соответственно, прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. [5]

  Дж. Найт считал, что инситуты — это «набор правил, структурирующих социальные взаимодействия определенными способами». [6]

    Согласно терминологии, разработанной К. Менгером, институты определяются как общественные блага более высокого порядка. То есть, если институты обеспечивают производство информации, необходимой для координации действий отдельных экономических агентов, то именно эта информация оказывается общественным благом. Например, рыночная цена, которая в свою очередь является носителем информации, формируется на основе взаимодействия экономических агентов, которое построено на определенных правилах. [7]

 Институты обеспечивают субъектов необходимой информацией, способствуют координации их действий к достижению взаимовыгодных результатов. Таким образом, институты как совокупность правил не требуют внешнего органа, который бы обеспечил соблюдение установленного правила.

11

       Формальные законы стран изменяются достаточно быстро, а принуждение и формальные правила меняются медленно. Так, например, Россия, которая приспособила экономические институты капитализма, подходящие для рыночной модели. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, они часто развиваются стихийно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому становятся неэффективными. [8]

      Рассмотрим основные функции институтов (рис. 1.1.2).

                 Рис. 1.1.2. Функции институтов [9]



 Как правило, институты выполняют функции регулирования взаимоотношений между всеми субъектами мировой экономики, обеспечивают предсказуемость и стабильность мировых стран, свободу деятельности и их безопасность для всех экономических агентов. Таким образом, функции институтов заключаются в координации и кооперации деятельности хозяйствующих субъектов. [10]

12

Функцию координации институты выполняют путем создания информационной инфраструктуры и обеспечения доступа к ней всех потенциальных участников отношений. [11]

Функция кооперации институтов содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность таким образом, что дает возможность избежать социально неэффективных результатов. Примером может служить контрактное право. [12]

Функция распределения издержек и выгод обеспечивает принятие конкретного решения по координации деятельности участников отношений. Институт тем самым закрепляет равенство или неравенство сторон.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность в сферах деятельности субъектов, они определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении.

Различают следующие виды институтов.[13]



     Экономические институты







     Неформальные 

       ограничения

          Формальные 

              правила

       Механизмы

      принуждения







Международные

организации

Государственные 

институты

Экономические 

предприятия





   Рис. 1.1.3. Классификация институтов[14]

13

   Неформальные институты образуются спонтанно, без определенных замыслов как участия с чьей-то стороны, как результат взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые преследуют собственные интересы. Эти факторы способствовали появлению «теории игр» Дж.Нэша, ставшей популярным инструментом неоинституциональных исследований. [15]

   Преимущества и недостатки неформальных институтов представлены в Таблице 1.1.1. 



 Таблица 1.1.1.



Преимущества и недостатки неформальных институтов[16]

Преимущества

Недостатки

Быстрая адаптация к меняющимся условиям

Неоднозначность трактовки правил

Гибкость применения санкций в каждом конкретном случае

Возможность возникновения дискриминации отдельных участников



Снижение доверия и эффективности



  Формальные институты устанавливаются, поддерживаются и регулируются силой отдельного государства как совокупности международных организаций (МВФ, ВТО и т.д.). К институтам, функционирующим как формальные правила, относятся Конституция РФ, Гражданский Кодекс, Трудовой Кодекс, различные Концепции и законы, Постановления и распоряжения, направленные на регулирование отдельных сегментов социальной сферы. [17]

   Таким образом, формальным институтам соответсвуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованными характер.

 

14

   Преимуществами формальных институтов являются [18]:

– формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию,

– формальные правила могут противодействовать дискриминации,

   Совокупность упорядоченных институтов представляют собой институциональную среду. Они имеют ряд уровней и строятся по принципу иерархии.  В структуре формальных институтов выделяются:

	политические институты (конституционные) или правила;

Устанавливают иерархическую структуру государства, определяют порядок принятия решений, в явной форме фиксируют, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению. 

	экономические институты;

 Определяют возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. (Например, запрет на слияние двух компаний, принадлежащих одной отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее определенной критической отметки. Также установление предельных цен на продукты и ресурсы, введение ограничений на импорт (квотирование, повышение таможенных пошлин, ужесточение экологических требований и т.д.)

	системы контрактации(способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).

   Контракты следует рассматривать как правила, структурирующие во времени и в пространстве отношения между двумя и более экономическими агентами на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствие с достигнутым между ними соглашением. [19]

    Эффективность общественных институтов во многом зависит, во-первых, от той степени, насколько формально-правовые нормы соответствуют неформальным нормам, во-вторых, от степени соответствия реальных практик формальным и неформальным нормам. 

15

Экономические субъекты стабильных устойчиво развивающихся стран воспринимают государственные законы и нормы как достаточно справедливые, что позволяет их реализовывать в своей экономической жизни. . Со временем под влиянием разных общественных перемен кое-где возникают отклонения от установленных норм. В этом случае государство либо ужесточает институциональный контроль за выполнением правил, либо оказывается перед необходимостью скорректировать эти правила. 

  В составе экономических институтов также выделяют институты, которые выступают в роли механизмов принуждения. Можно выделить три основных группы. К первой группе относятся международные организации, миссия которых заключается в реализации целей и задач.  Вторая  группа включает государственные институты, то есть организации, деятельность которых является одним из направлений государственной политики. Третья группа – это частные институты, то есть предприятия, которые имеют собственную экономическую политику. [20]

  К международным организациям, которые выступают в качестве экономических институтов, относятся более тысяч международных организаций ( из них более 300 являются межправительственными,  в центре которых находится ООН). [21]

   Институты государственного сектора – это вся совокупность учреждений, посредством которых реализуются основные цели экономической политики. К ним относят Фонд социального страхования, службы и центры занятости, Федеральные правоохранительные органы и др.

    Между институтами и организациями существует принципиальное различие.  Институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных лиц. Организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. 

16

   Институты также влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

 Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т. д.

   Таким образом, институты включают в себя определенные правила и ограничения, которые закреплены формальным и неформальным образом, а также характеристиками принуждения (государственными и международными институтами). 



1.2.  Особенности международных институтов и их экономическое значение в обществе 



    Международные институты — это международные организации, режимы, нормы, правила, которые  воплощают в себе долгосрочные стратегии поведения крупных и малых государств на международной арене. Деятельность международных институтов в меньшей степени зависит от международной «конъюнктуры», чем стратегии отдельных организаций или государств. Их деятельность строится на прогнозах, основанных на понимании динамики развития формальных и неформальных институтов в международном сообществе. 

         

17

 Институты в экономике регулируют деятельность участников экономических отношений путем введения определнных ограничений. Это позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и добиться более эффективной координации. Институты выполняют важнейшую задачу — обеспечивают предсказуемость результатов действий  и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. 

Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение. 

        Институты обеспечивают свободу и безопасность действий субъектов в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. [22]



  













   

  Рис. 1.2.1. Схема структурного представления сущности экономических институтов (1), их назначения (2, 3) и действенности (4). [23]





18

Помимо традиционных регулирующей и регламентирующей функций, выделяют распределительные, информационные, субординационные функции, что предоставляет широкое поле для исследования их роли и влияния на ход экономических преобразований в России. Так, А. Шаститко, анализируя распределительную функцию, отмечает, что индивид «будет выбирать действия, которые в наибольшей степени соответствуют его представлениям о наилучшем из доступных результатов (то есть критериальной функции)» и тем самым выбирать наиболее эффективные правила. 

Поскольку именно субъект идентифицирует правила, способ или механизм их реализации, то «их применение обусловливает распределительные эффекты, которые в основном оказываются асимметричными». [24]

    Информационная функция институтов заключается в способности институтов доносить до субъектов хозяйствования информации о правила и нормы, применение которых должно обеспечить положительный эффект взаимодействия субъектов. Субординационная функция реализуется разворачиванием содержания института во времени и пространстве во взаимозависимых, иерархических формах, а функция развития определяет контуры институционального поля взаимодействий, в рамках которого остаются те субъекты, которые разделяют цели и используют единый инструментарий их достижения. 

   Институциональное противоречие как противоречие между формально закрепленными требованиями и реально складывающимся набором ограничений деятельности хозяйственных субъектов способствует созданию стимулов к благоприятному или неблагоприятному отбору модели экономического поведения. 

        

19

   Таким образом, институты играют большую роль в современном обществе, поскольку выполняют функции регулирования и регламентации

 экономических отношений между субъектами , координации и распределения экономических благ между различными субъектами. [25]



2. Особенности влияния институтов на экономическое поведение субъектов.

2.1. Экономическое поведение и основные виды правил.



   Экономическое поведение агентов – действия, направленные на рациональное использование ограниченных ресурсов. 

    Выстраивая линию экономического поведения, люди ориентируются на свои потребности, цели, интересы, мотивы и ценности, которые представляют собой внутреннюю структуру экономического поведения. Внешняя структура определяется не психологическими, а экономическими параметрами: соотношение спроса и предложения, ставка капитала, банковский процент и т.п. 

  В рамках экономической теории поведение экономических агентов рассматривается как последовательность актов принятия решений. Экономический агент, исходя из своей целевой функции прибыли и имеющихся ресурсных ограничений, выбирает такое распределение ресурсов между возможными направлениями их использования, которое обеспечивает экстремальное значение его целевой функции. 

   Такая трактовка экономического поведения базируется на ряде предпосылок, среди которых здесь важно выделить выбор варианта использования ресурсов имеет сознательный характер, т.е. предполагает знание агентом как цели своих действий, так и возможностей использования ресурсов. 

20

   Информация, необходимая для принятия решения, может как уже иметься в памяти экономического агента (индивида), так и специально собираться им для выбора варианта действий. Кроме того, получение нужной информации неизбежно требует расходования ресурсов, что несет за агентом определенные издержки. [26]

Ограничения при принятии решений, возникающие в рамках задачи принятия решений, опосредующей экономическое действие, включают не только «стандартные» ограничения на доступные материально-вещественные, трудовые, природные и т.п. ресурсы, но также ограничения на доступную информацию, на время, в течение которого необходимо оптимально распределить ресурсы. 

 Ограниченная рациональность — это характеристика экономических агентов, решающих  задачу выбора в условиях неполной информации и ограниченных возможностей по ее переработки. 

 Выделенная характеристика моделей поведения, используемых экономическими агентами в ходе рационализации использования своих ограниченных ресурсов для определения того, каким способом их использовать, неявно предполагает, что индивиды ведут себя рационально, максимизируя свою рентабельность. [27]

   Модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной экономической ситуации, принято называть правилами или нормами. [28]

   Ограничивая возможные способы действий и линии поведения, институты также координируют поведение экономических агентов, оказавшихся в ситуации, описываемой условиями приложения соответствующей нормы.



21

 Описание содержания института, действующего в некоторой ситуации, дает каждому из экономических агентов, находящихся в ней, знание о том, как должен вести себя его контрагент. Исходя из этого, агенты могут формировать свойственную линию экономического поведения, учитывая действия другой стороны, что и означает возникновение координации в их поступках.

 Условием такой координации является информированность агентов о содержании института, регулирующего поведение в той или иной ситуации.  Если один из субъектов знает, как должно вести себя при определенных обстоятельствах, а другой нет, координация может быть нарушена, вследствие чего участники взаимодействия могут понести непроизводительные издержки. 

    Координационная функция институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. [29]

























22

























Рис. 2.1.1. Внешняя и внутренняя среда.[30]



 Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое существованием институтов, позволяет планировать и осуществлять долгосрочные инвестиции, добиваясь создания большей стоимости. Кроме того, средства, сэкономленные на исследовании и предсказании поведения контрагентов, также могут быть использованы в производительных целях, усиливая координационный эффект. 

 Любой институт, ограничивая множество возможных способов действий, в силу этого влияет на распределение ресурсов между экономическими агентами, выполняя распределительную функцию. 

23

Важно отметить, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому, например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов, но и те, которые прямо не касаются этих вопросов. 

  Таким образом, на экономическое поведение субъектов кроме ресурсных, временных и информационных ограничений действия и способа использования ресурсов, существуют и другие типы ограничений, связанные с существованием определенных норм или правил, формальных и неформальных институтов. [34]



2.2. Описание модели взаимодействия институтов и экономических агентов.



Обсуждение понятия института, его соотношения с понятием нормы, а также других общих вопросов, связанных с ролью институтов в детерминации экономического поведения субъектов, позволяет перейти к характеристике всей совокупности институтов в рамках экономической системы в целом.

 Для решения этой задачи представляется полезным взять за основу трехуровневую схему анализа, предложенную О. Уильямсоном, некоторым образом модифицировать ее трактовку. Эта схема в наглядной форме представляет взаимодействие субъектов (первый уровень) и институтов разных типов: тех, которые представляют собой институциональные соглашения (второй уровень), и тех, которые являются составляющими институциональной среды (третий уровень).[35]



24













Рис. 2.2.1. Система взаимодействия институтов и экономических агентов.[36]



В соответствии с терминологией, предложенной Д. Нортом и Л.Дэвисом, институциональные соглашения – это договоренности между хозяйствующими субъектами, которые определяют способы их кооперации и конкуренции. 

Примерами институциональных соглашений выступают, прежде всего, контракты – добровольно установленные экономическими агентами правила обмена, правила функционирования экономических и политических рынков, правила взаимодействия внутри иерархических структур (организаций), а также различные гибридные формы институциональных соглашений, сочетающие в себе признаки рыночных и иерархических взаимодействий.[37]
Институциональная среда – совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющего рамки для установления институциональных соглашений.  

Составляющими институциональной среды выступают нормы и  правила экономической жизни, функционирования его политической сферы, базовые правовые нормы – конституция, конституционные и иные законы и т.п.



25

Рассмотрим основные связи между блоками схемы, обозначенные на рисунке 2.2.1.

1. Воздействие индивидов на институциональные соглашения. Поскольку институциональные соглашения представляют собой добровольные договоренности, предпочтения и интересы индивидов играют решающую роль в возникновении тех или иных институциональных соглашений.

Например, если полагать, что субъекты обладают полнотой всей информации, необходимой для принятия решений, а также совершенной способностью осуществлять логический вывод и проводить оптимизационные расчеты, невозможным становится объяснить существование многих видов контрактов. Непонятным становится, зачем индивиды расходуют время и ресурсы на их подготовку, если упомянутое полное знание должно изначально дать им ответ, - стоит осуществлять некоторый длительный обмен или не стоит. Если же полагать, что знание не полно, а вычислительные возможности не совершенны, роль контрактов становится вполне понятной - подобные правила вносят определенность в неизвестное будущее, упорядочивают будущие взаимодействия экономических агентов.

2. Влияние институциональных соглашений друг на друга. Поведение отдельных организаций влияет на характер изменяющегося рынка, на структуру фирмы и т.д.

3. Влияние институциональной среды на институциональные соглашения. Содержание данной связи непосредственно вытекает из определений институциональной среды и институциональных соглашений: правила, входящие в состав институциональной среды, определяют несовпадающие издержки заключения различных институциональных соглашений.



26

 Если какой-то их тип запрещен общими правилами, то издержки индивидов, решивших, несмотря на запрет, все же заключить такое соглашение, возрастают (добавляются, например, затраты на сокрытие информации); сокращаются также ожидаемые выгоды от такого соглашения, поскольку уменьшается вероятность достижения успеха и т.д.

4. Влияние институциональных соглашений на индивидуальное поведение. Хотя институциональные соглашения и заключаются экономическими агентами добровольно, непредвиденные обстоятельства могут так поменять ситуацию принятия решений, что следование, например, ранее заключенному контракту, может оказаться для индивида невыгодным. Однако разрыв контракта одной стороной может принести убытки другой стороне, причем в размерах, превышающих выгоды первого. В этих условиях существование механизма принуждения контракта к исполнению (например, судебного) явно воздействует на решение первой стороны, предотвращая, тем самым, возникновение неоправданных социальных потерь.

5. Влияние институциональных соглашений на институциональную среду. Наиболее типичный способ такого воздействия тесно связан с распределительными эффектами институтов: институциональное соглашение, обеспечивающее ощутимые выгоды своим участникам, может сформировать так называемую группу специальных интересов – совокупность индивидов, заинтересованных в сохранении и увеличении получаемых выгод. Для этой цели при определенных обстоятельствах такая группа способна повлиять, например, на законодательный процесс с тем, чтобы добиться принятия закона, закрепляющего получаемые преимущества путем формализации предшествующего частного соглашения.



27

6. Влияние институциональной среды на индивидуальное поведение. Такое воздействие оказывается  основополагающими правилами как непосредственно (например, Конституция Российской Федерации — закон прямого действия, т.е. гражданин может непосредственно обратиться в суд, если будет полагать, что кто-то нарушает его гарантированные Конституцией права), так и через институциональные соглашения, также формирующиеся, как отмечалось выше, под влиянием институциональной среды.

7. Влияние индивида на институциональную среду. Индивиды воздействуют на институциональную среду двумя основными способами:

– через участие в выборах законодательных органов государства, принимающих законы,

– через заключение институциональных соглашений, содержание которых, как было отмечено выше, также способно воздействовать на институциональную среду. [36]

Таким образом, описанная схема представляет собой способ системного представления институтов и их взаимодействий через индивидуальное поведение. 















28

3. Анализ влияния современной институциональной среды на российскую экономику.



Институциональная структура экономики представляет собой совокупность элементов двух качественно разнородных типов: неизменных базовых институтов, определяющих характер взаимодействия ме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44