- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в Российской Федерации на сегодняшний день
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007116 |
Тема: | Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в Российской Федерации на сегодняшний день |
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3 Глава 1. Признание гражданина безвестно отсутствующим……............. 5 1.1 Основания признания гражданина безвестно отсутствующим…………………………………………………………….. 5 1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим ……………………………………………………………. 9 1.3 Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим…………………………………………………………….. 13 Глава 2. Объявление гражданина умершим…………………..…….......... 16 2.1 Основания объявления гражданина умершим……………… 16 2.2 Правовые последствия объявления гражданина умершим…. 19 2.3 Последствия явки гражданина, объявленного умершим……………………………………………………………………. 20 Заключение…………………………………………………………………. 24 Список использованных источников……………………………………... 27 Приложение 1………………………………………………………………. 30 Приложение 2………………………………………………………………. 35 Содержание Введение Ежедневно при различных, зачастую невыясненных, обстоятельствах пропадают люди. Новостные ленты пестрят сообщениями о произошедших инцидентах, которые нередко приводят как к смерти, так и исчезновению людей. Речь идёт о крушениях самолётов, кораблей, об авариях на железной дороге, о крупных пожарах и террористических актах, об обострении обстановки в зонах военных конфликтов и даже об авариях на атомных электростанциях, а так же о различных природных бедствиях, таких как наводнение, цунами или сход лавины. Ещё нам всем знакома формулировка «вышел из дома и не вернулся», когда человек «растворяется» без следов и видимых причин. Вследствие описанных случаев возникает возможность или необходимость обратиться к институту признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Это важно, прежде всего, для тех лиц, гражданскими правоотношениями с которыми связан безвестно отсутствующий или умерший. Здесь идёт речь о детях, родителях, супругах, о должниках, кредиторах, работодателях. После вступления в силу решения суда начинают действовать различные правовые последствия, например, открытие завещания или назначение пенсии по потере кормильца. Но случается и такое, что гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, в действительности жив. Он может вернуться сам, или быть найден государственными органами. Правовые последствия и таких случаев описаны в законодательстве. Таким образом, мы можем справедливо утверждать, что институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим является актуальным. Цель моей работы заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть тему признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в Российской Федерации на сегодняшний день. Задачами, осуществление которых ведёт к достижению цели, являются: Определение понятия и оснований признания гражданина безвестно отсутствующим; Рассмотрение правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим; Изучение случаев отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, а так же правовых последствий; Определение понятия и оснований объявления гражданина умершим; Рассмотрение правовых последствий объявления гражданина умершим; А так же изучение последствий явки гражданина, объявленного умершим; Таким образом, в своей работе я постараюсь рассмотреть все основные аспекты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Глава 1. Признание гражданина безвестно отсутствующим 1.1 Основания признания гражданина безвестно отсутствующим Институт безвестного отсутствия играет важную роль в жизни общества, он устраняет правовую неопределённость в случаях, когда субъект правоотношений не исполняет свои права и не несёт обязанности по причине своего длительного отсутствия. Признание гражданина безвестно отсутствующим в соответствии с действующим законодательством осуществляется в судебном порядке. Основания признания гражданина безвестно отсутствующим закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно статье 42 Гражданского кодекса РФ «О признании гражданина безвестно отсутствующим» «гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.». Зачастую возникает необходимость установить причину столь длительного отсутствия субъекта правоотношений, так как за признанием безвестно отсутствующим нередко следует объявление умершим. В юридической мысли встречаются различные точки зрения на основания признания гражданина безвестно отсутствующим. В целом их можно разделить на три группы. Одни авторы утверждают, что как в случае безвестного отсутствия, так и при объявлении умершим, в основе лежит презумпция смерти гражданина. По мнению других учёных дело обстоит прямо противоположным образом. То есть безвестному отсутствию соответствует презумпция жизни, из-за того, что нет оснований полагать, что гражданин мёртв. На мой взгляд, верной является третья точка зрения. Её сторонники полагают, что суд просто констатирует факт безвестного отсутствия конкретного гражданина и не делает каких-либо предположений о жизни или смерти. Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом при наличии следующих фактов: длительное отсутствие гражданина по месту его постоянного проживания; отсутствие сведений о месте его нынешнего пребывания, а так же невозможность получения их доступными средствами; истечение с момента получения последних известий о месте нахождения гражданина установленных законом сроков. Судопроизводство осуществляется в особом порядке, так как в данном случае оно основано не на иске, а на заявлении от заинтересованного лица. Теперь считаю важным более подробно рассмотреть лиц, заинтересованных в признании гражданина безвестно отсутствующим. Первое, что приходит на ум обывателю — семья гражданина. Но на самом деле круг лиц, которые могут быть заявителями шире, ими могут быть: 1) Члены семьи, предполагаемые наследники, лица, находящиеся на иждивении. 2) Лица, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является предпосылкой возникновения их собственных прав. Например, иждивенцы гражданина, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти, приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим. 3) Кредиторы лица, то есть граждане или юридические лица (например, работодатель) перед которыми безвестно отсутствующий имеет какие-либо обязательства. 4) Другие лица, если это необходимо для защиты их нарушенного либо оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, налоговая инспекция), а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц. Согласно статье 276 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) «заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подаётся в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица». Следующий важный момент — содержание заявления. Это регламентируется статьёй 277 ГПК РФ: «в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий». Форма заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и перечень документов, прилагаемых к нему, устанавливаются ст. 132 ГПК РФ. Более подробно я не считаю нужным останавливаться на этом, а так же других процессуальных аспектах признания безвестно отсутствующим. Проиллюстрирую положения, описанные выше, на примере судебной практики из Приложения 1. Гражданка Л. подала заявление о признании гражданина Р. безвестно отсутствующим. Заявление было подано по месту жительства заявителя. Л. и Р. находились в фактических супружеских отношениях до 2004 года, имеют двух общих несовершеннолетних детей. Цель признания Р. безвестно отсутствующим, указанная в заявлении – получение пособия по потере кормильца, т.к. Л. по объективным причинам не в состоянии содержать их с Р. детей. На какое-либо имущество супруга она претендовать не может, поскольку тот ничего не имеет, а также брака официального она с ним не имела. Установленные законом сроки с момента получения последних сведений о гражданине Р. истекли, а именно: в месте жительства он отсутствует около 10 лет, иные сведения (телефонный разговор) были получены 8 лет назад. В материалах дела есть справки из ОМВД, из органов муниципальной власти, а так же свидетельские показания родственников и жителей села, подтверждающие фактическое отсутствие как самого Р., так и каких-либо сведений о нём. Суд на основе всех изложенных фактов удовлетворил заявление гражданки Л., Р. признан безвестно отсутствующим. Теперь перейду к правовым последствиям подобных судебных решений. 1.2 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим Признание гражданина безвестно отсутствующим влечёт за собой юридические последствия. В этом параграфе я рассмотрю наиболее значимые из них. Во-первых, принадлежащее безвестно отсутствующему гражданину имущество, если оно нуждается в постоянном управлении, передаётся в доверительно управление. Данное правило относится к нормам, защищающим имущественные права граждан от потенциальных правонарушений. Согласно статье 1013 ГК РФ «объектами доверительного управления могут быть: - предприятия и другие имущественные комплексы; - отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу; - ценные бумаги; - права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами; - исключительные права; - и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям». Органы опеки и попечительства назначают управляющего и заключают с ним договор о доверительном управлении в соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление. Лицо, назначенное управляющим, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. В договоре доверительного управления может быть предусмотрено определённое вознаграждение для доверительного управляющего. Все действия с имуществом безвестно отсутствующего доверительный управляющий осуществляет на основании выше указанного договора, действует от своего имени в интересах безвестно отсутствующего. Например, заключая от своего имени сделку, в которой фигурирует имущество безвестно отсутствующего гражданина, он указывает, что действует на основании договора о доверительном управлении. Так же следует отметить, что лицо, являющееся доверительным управляющим, имеет право на возмещение своих расходов за счёт доходов, полученных от действий с имуществом безвестно отсутствующего. Во-вторых, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) «Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим». «Технические моменты» данной процедуры определены в пунктах 3 и 4 статьи 19 СК РФ: «расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака»; «государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния». Выше описанное расторжение брака в упрощённом порядке может быть произведено без извещения ответчика (безвестно отсутствующего супруга). В случаях, когда при расторжении брака с безвестно отсутствующим гражданином возникает имущественный спор, в котором фигурирует совместная собственность супругов, к делу привлекается доверительный управляющий имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Третьим значимым последствием признания гражданина безвестно отсутствующим является возможность усыновления детей, родители которых признаны безвестно отсутствующими, без согласия данных родителей. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» в описываемом случае речь идёт об утрате родительски прав безвестно отсутствующим. При этом потенциальная возможность восстановления родительских прав в случае обнаружения либо явки безвестно отсутствующего не предусмотрена в законе. В-четвёртых, согласно нормам Пенсионного законодательства, а именно, пункту 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» члены семьи безвестно отсутствующего кормильца, состоявшие на его иждивении имеют право на трудовую пенсию. Независимо от того, состояли они или нет на иждивении безвестно отсутствующего кормильца, указанная пенсия полагается одному из родителей или супругу либо дедушке, бабушке безвестно отсутствующего независимо от возраста и трудоспособности, а также не работающим брату, сестре либо ребенку безвестно отсутствующего кормильца, достигшим возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками безвестно отсутствующего, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. В некоторых случаях предусмотрен иной тип пенсии – социальная пенсия по потере кормильца. Она назначается при полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа. Право на социальную пенсию имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Вернёмся к Приложению 1. После вступления в законную силу решения суда о признании гражданина Р. безвестно отсутствующим может быть достигнута цель, которую преследовала гражданка Л. при подаче заявления, а именно материальное обеспечение несовершеннолетних детей со стороны государства. И в конце считаю нужным рассмотреть некоторые другие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. После вынесения решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим прекращает своё действие согласно статье 1002 ГК РФ договор комиссии, согласно статье 997 ГК РФ — договор поручения, а согласно статье 1010 ГК РФ — агентский договор. В соответствии со статьёй 188 ГК РФ прекращает своё действие и доверенность, выданная безвестно отсутствующим лицом или выданная на его имя. Это обусловлено отсутствием уполномоченного лица или лица, от имени которого должны совершаться юридические действия. Таким образом, мы можем справедливо утверждать, что институт безвестного отсутствия регулирует как правовые последствия для безвестно отсутствующего, так и, в большей мере, удовлетворяет интересы других участников правоотношений, в которых задействован безвестно отсутствующий. 1.3 Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим В силу различных жизненных обстоятельств, гражданин, ранее признанный безвестно отсутствующим, может объявиться сам либо может быть обнаружен другим лицом. В соответствии с положениями статьи 44 ГК РФ «в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина». Соответствующее заявление в суд может быть подано самим гражданином или другими лицами, заинтересованными в отмене предыдущего решения суда. Постановление Пленума Верховного Суда «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» поясняет, что в данном случае возбуждение нового дела не требуется, то есть суд возобновляет прежнее делопроизводство и в нём же выносит новое решении. Оплата такого заявления государственной пошлиной не предусмотрена, так имеет место продолжение делопроизводства, оплаченного соответствующим образом ранее. На основании решения об отмене признания гражданина безвестно отсутствующим органы опеки и попечительства отменяют доверительное управление имуществом. Так же нельзя не рассмотреть положение дел с браком ранее безвестно отсутствующего гражданина. В том случае, если брак с гражданином был расторгнут на основании его безвестного отсутствия, после отмены решения суда брак восстанавливается не автоматически, а по совместному заявлению, то есть согласию, супругов. Восстановление брака осуществляется органами ЗАГСа путём аннулирования записи о расторжении, оно имеет обратную силу. Супруги признаются состоящими в браке с момента государственной регистрации брака. То есть данный брак восстанавливается с момента заключения. Но, согласно статье 26 СК РФ, если супруг лица, ранее безвестно отсутствовавшего, заключил новый брак, прежний брак восстановлению не подлежит. На основании всего выше сказанного можно справедливо утверждать, что институт безвестного отсутствия играет важную роль в жизни общества, так как позволяет избежать правовой неопределённости, в случаях, когда субъект правоотношений не исполняет свои права и не несёт обязанности по причине своего длительного отсутствия. Гражданское законодательство в достаточной мере защищает интересы лиц, в правоотношениях с которыми состоит безвестно отсутствующий. Глава 2. Объявление гражданина умершим 2.1 Основания объявления гражданина умершим Объявление гражданина умершим в соответствии с действующим законодательством осуществляется в судебном порядке. Это относится к полномочиям судов общей юрисдикции. Основания объявления гражданина умершим закреплены в ГК РФ. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 45 ГК РФ «Объявление гражданина умершим»: « - Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. - Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий». Дела об объявлении умершим имеют достаточно много общих черт с делами о признании безвестно отсутствующим, так же присутствуют различия, но правовая характеристика первых гораздо сложнее. В юриспруденции принято считать, что объявление умершим основано на презумпции смерти гражданина, это явное отличие от признания безвестно отсутствующим. В статье 45 ГК РФ указаны несколько возможных сроков, по истечении которых суд может объявить гражданина умершим. В литературе данные сроки называют общими и сокращёнными. Судопроизводство по данным делам, как и по делам о безвестном отсутствии, ведётся в особом порядке, так как оно основано не на иске, а на заявлении заинтересованного лица. Лица, которые признаются заинтересованными, были подробно рассмотрены в пункте «Основания признания гражданина безвестно отсутствующим». Эта информация так же актуальна и для объявления умершим. Согласно статье 277 ГПК РФ в заявлении об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели это необходимо. Считаю, что нужно уделить внимание ещё и пункту 1 статьи 45, приведённой выше, в той его части, где речь идёт об обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определённого несчастного случая. К таким обстоятельствам относятся различные стихийные бедствия, например, наводнения, оползни, землетрясения, сходы лавин, извержения вулканов. А так же непредвиденные происшествия. К ним можно отнести всевозможные транспортные катастрофы (крушения самолётов, железнодорожных составов, морских и речных судов), пожары и т.п. В соответствии с пунктом 3 статьи 45 ГК РФ «в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели». Если же мы говорим об обычном сроке объявления умершим, то «днём смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим». Теперь перейдём к пункту 2 статьи 45 ГК РФ. Согласно статье 277 ГПК РФ «в отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий». Но, как справедливо замечают некоторые авторы, мы не знаем наверняка, что же считать днём окончания военных действий? Прекращение огня, объявление перемирия, подписание каких-либо документов об окончании конфликта? Ведь фактическое окончание войны зачастую сильно отличается по срокам от декларированного. Рассмотрим и другие процессуальные тонкости. В соответствии с пунктом 1 статьи 278 ГПК РФ «судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях». Суд должен достоверно установить, что ничего не известно о месте положения гражданина, который может быть объявлен умершим, досконально изучить ситуацию, предполагающую гибель. Это важно для вынесения справедливого решения суда, отражающего действительное положение дел, то есть для сведения к минимуму вероятности судебной ошибки. Проиллюстрируем данный параграф на примере судебного решения из Приложения 2. Гражданка Е. подала заявление о признании гражданина Ю., являющегося её сыном, умершим. Цель – реализация права на приватизацию квартиры. Так как это возможно только с согласия всех зарегистрированных в ней граждан. Общий срок, в течение которого гражданин Ю. отсутствует в месте жительства, а так же о нём нет никаких сведений, истёк. В материалах дела имеются документальные подтверждения фактического отсутствия Ю. , отсутствия сведений о нём, невозможности получить такие сведения, предоставленные МО МВД и муниципальными органами власти. Так же в ходе судебного заседания были опрошены свидетели, чьи показания соответствуют всем остальным доказательствам. Судом было удовлетворено требование Е., гражданин Ю. объявлен умершим. Теперь считаю нужным перейти от оснований к правовым последствиям объявления умершим. 2.2 Правовые последствия объявления гражданина умершим Как было сказано выше, при вынесении решения суда об объявлении умершим, предполагается, что данного гражданина нет в живых. Поэтому правовые последствия в указанном случае во многом соответствуют правовым последствиям смерти, но полного совпадения нет. Правовые последствия наступают с момента вступления в законную силу решения суда. То есть после объявления гражданина умершим возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, субъектом которых был указанный гражданин. Первым и очевидным последствием является то, что органы ЗАГСа на основании решения суда вносят в книгу записи актов гражданского состояния соответствующую запись о смерти гражданина, объявленного умершим. В графе «время смерти» акта о смерти указывается дата вступления решения суда в законную силу, а если судом установлен факт смерти гражданина в конкретное время, то указывается оно. Так же, после смерти гражданина, открывается наследство в установленном законом порядке. А как обстоят дела с браком объявленного умершим? Здесь есть существенное различие с безвестным отсутствием. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 СК РФ «брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим». То есть в описываемом случае прекращение брака не требует какого-либо дополнительного оформления. Обязательства гражданина, объявленного умершим, если они носят личный характер, прекращаются. Ситуация с пенсией по потере кормильца для его близких в случае объявления гражданина умершим полностью совпадает с правилам для имеющих на неё право близких безвестно отсутствующего. Они были описаны ранее в пункте «Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим». Объявление судом гражданина умершим не всегда равносильно его физической смерти, следовательно, оно не повлияет на правоспособность гражданина, которая, как известно, возникает в момент рождения, а прекращается исключительно в момент смерти гражданина. То есть, если гражданин действительно умер, правоспособности уже нет. В случае, если он жив, правоспособность сохраняется в полном объёме. Так если гражданин объявлен умершим в местности Н., там наступают все описанные последствия данного решения суда, но если по факту этот гражданин жив в местности К., там его правоспособность существует, если нет соответствующих сведений из Н. Далее рассмотрим последствия явки гражданина, объявленного умершим. 2.3 Последствия явки гражданина, объявленного умершим Нередки случаи, когда гражданин, объявленный умершим, оказывается живым. Последствия такого казуса предусмотрительно закреплены в российском законодательстве. Согласно пункту 1 статьи 46 ГК РФ «в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим». В предыдущем пункте мы рассмотрели то, что брак с объявленным умершим расторгается. Следовательно, если «оживший» гражданин и его бывший супруг захотят возобновить свои отношения и состоять в браке, потребуется новая государственная регистрация брака. Восстанавливать правоспособность, как было упомянуто предыдущем пункте, не требуется. Значит, юридические действия, которые совершил гражданин не зная, что он объявлен умершим, считаются действительными. И субъективные права, приобретённые там, где не было данных об объявлении умершим, так же действительны. В случае явки гражданина, объявленного умершим, так же, как и признанного безвестно отсутствующим, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» не требуется возбуждения нового гражданского дела. Речь идёт только о возобновлении прежнего делопроизводства, а так же вынесении в нём нового решения. Данное возобновление делопроизводства производится на основании заявления, поданного либо самим «ожившим» гражданином, либо другими заинтересованными лицами, по чьей инициативе дело рассматривалось изначально. Оплата данного заявления государственной пошлиной не предусмотрена, так как мы говорим о продолжении делопроизводства, оплаченного соответствующим образом ранее. На основании нового решения суда органами ЗАГСа аннулируется запись о смерти в книге записи актов гражданских состояний. Судьба имущества гражданина, ранее считавшегося умершим, определена пунктом 2 статьи 46 ГК РФ «независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса». То есть, в соответствии с пунктом 3 статьи 302 ГК РФ в данной ситуации истребованию от добросовестного приобретателя не подлежат деньги и ценные бумаги на предъявителя. И вернёмся к пункту 2 статьи 46ГК РФ: «Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость». То есть, в соответствии с пунктом 3 статьи 302 ГК РФ в данном случае истребованию от добросовестного приобретателя не подлежат деньги и ценные бумаги на предъявителя. Принимая во внимания положения, рассмотренные в данной главе, можно обоснованно утверждать, что и институт объявления умершим играет важную роль в жизни общества, так как позволяет избежать правовой неопределённости, в случаях, когда субъект правоотношений не исполняет свои права и не несёт обязанности по причине предполагаемой смерти. Гражданское законодательство в достаточной мере защищает интересы лиц, в правоотношениях с которыми состоит объявленный умершим, а так же интересы гражданина, в случае отмены решения суда об объявлении его умершим. Заключение В данной работе я постаралась раскрыть тему признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим в Российской Федерации на сегодняшний день посредством осуществления следующих задач: определения понятия и оснований признания гражданина безвестно отсутствующим; рассмотрения правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим; изучения случаев отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, а так же их правовых последствий; определения понятия и оснований объявления гражданина умершим; рассмотрения правовых последствий объявления гражданина умершим; а так же изучение последствий явки гражданина, объявленного умершим. Таким образом, в своей работе я рассмотрела основные аспекты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Конкретизирую сказанное выше. Признание гражданина безвестно отсутствующим – определение обстоятельств, которые позволяют достоверно утверждать, что фактическое местонахождение данного гражданина неизвестно, что влечёт за собой определённые правовые последствия. Данная процедура осуществляется в судебном порядке. Для начала процедуры признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо заявление от заинтересованного лица, в котором указана цель признания безвестно отсутствующим. Основания признания гражданина безвестно отсутствующим закреплены в статье 42 ГК РФ. Кратко их можно пересказать следующим образом: длительное отсутствие гражданина по месту его постоянного проживания; отсутствие сведений о месте его нынешнего пребывания, а так же невозможность получения их доступными средствами; истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения гражданина. После вступления в силу решения суда (а для гражданских дел в судах общей юрисдикции этот срок составляет 10 дней) наступают определённые правовые последствия, закреплённые в статье 43 ГК РФ и иных правовых актах российского законодательства. Перечислю основные из них: - Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим при необходимости может быть передано в доверительное управление. - Брак с безвестно отсутствующим может быть расторгнут по заявлению второго супруга. - Существует возможность усыновления детей без согласия родителей, признанных безвестно отсутствующими. - Члены семьи безвестно отсутствующего кормильца имеют право на пенсию по потере кормильца. Таким образом, можно справедливо утверждать, что институт безвестного отсутствия регулирует как правовые последствия для безвестно отсутствующего, так и, в большей мере, удовлетворяет интересы других участников правоотношений, в которых задействован безвестно отсутствующий. Законодательство предусматривает и возможность отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим в случае явки или обнаружения гражданина, что регламентируется в основном частью 46 статьёй ГК РФ. Такая процедура так же влечёт за собой правовые последствия. А именно: доверительное управление отменяется, брак может быть восстановлен по заявлению супругов и т.п. Перейдём к объявлению гражданина умершим. Основания для этого прописаны в 45 статье ГК РФ: в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью, - в течение шести месяцев. Но пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим только по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Правовые последствия в случае вынесения решения суда об объявлении умершим по больше части соответствуют последствиям «обычной» смерти гражданина. В случае явки гражданина, ранее объявленного умершим наступают следующие правовые последствия: суд выносит новое решение, в книге записи актов гражданских состояний аннулируется запись о смерти, брак, если он был расторгнут, требует повторного заключения, имущество, законно переданное наследникам, частично может быть возвращено. На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим играет важную роль в жизни общества, так как позволяет избежать правовой неопределённости, в случаях, когда субъект правоотношений не исполняет свои права и не несёт обязанности по причине своего длительного отсутствия либо предполагаемой смерти. Гражданский кодекс «заботится» о лиц....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации общие положения
- Защита прав и свобод человека и гражданина конституционным судом российской федерации
- Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской Федерации и законодательных актов субъектов Российской Федерации