- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Международное право
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001038 |
Тема: | Международное право |
Содержание
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С.Г. Дзыбова, И.К. Шаов МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Майкоп 2015 Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета УДК 341 (077) ББК 67.9я 73 Д43 Рецензент: Кандидат юридических наук, доцент М.М. Тхаркахо Кандидат юридических наук, доцент В.Н. Нефёдов Составители: С.Г. Дзыбова, И.К. Шаов Международное право: учебно-методическое пособие для бакалавров. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2015. - 122 с. Учебно-методическое пособие призвано способствовать лучшей организации самостоятельной работы студентов. С этой целью в нем содержится перечень ключевых тем учебного курса, вопросы для самопроверки знаний, тесты контроля качества и усвоения дисциплины, тематика курсовых работ, вопросы к экзамену и обширный список учебной и монографической литературы, а также глоссарий. Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр»). ПРЕДИСЛОВИЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция» международное право является дисциплиной базовой части, изучение которой обязательно для всех студентов-юристов. Включение этой дисциплины в число предметов, обязательных для изучения всеми студентами-юристами отражает неуклонно растущее значение международного публичного права, причём не только в международных, но и во внутригосударственных отношениях. Содержание курса международное право можно условно разделить на две части: общую и особенную. Изучая общую часть, студенты должны овладеть основополагающими знаниями по международному праву: уяснить, в чём заключается предмет международного права, изучить особенности международной правосубъектности, разобраться с видами источников международного права, освоить систему основных принципов международного права, понять, как соотносятся международное и национальное право, изучить специфику международной ответственности. Особенная часть курса «международное право» построенная на отраслевом методе включает в себя право международных организаций, международное экономическое право, международное морское право, международное гуманитарное право, международное экологическое право, право международной безопасности, международное воздушное и космическое право и др. Общей целью изучения курса международного права является усвоение общего комплекса знаний о международном праве как особой системе юридических норм, ознакомление с особенностями, основными понятиями, категориями, институтами и отраслями международного публичного права. Образовательной целью является овладение теоретическими положениями науки о современном международном праве, действующими международно-правовыми нормами, их назначением и порядком применения. Практическая цель изучения курса состоит в приобретения умения применять нормы международного права при разрешении ситуаций, возникающих в ходе международного общения различных субъектов международного права. При изучении международного права студенты обязательно должны обращаться к международным нормативно-правовым актам, ориентироваться в системе источников международного права, уметь находить необходимые нормативно-правовые акты и применять их в конкретных ситуациях. В результате изучения курса «Международное право» студент должен обладать такими общекультурными компетенциями как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь и др. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; владение навыками подготовки юридических документов; способность толковать различные правовые акты; способность эффективно осуществлять правовое воспитание и т.д. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1. Понятие и предмет международного права В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права. Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы. Среди отличительных черт принято выделять: 1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции. Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования; 2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения; 3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций; 4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели. Итак, международное право можно определить как совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между субъектами международного права (прежде всего и главным образом между государствами), выражают согласованные воли участников этих отношений и обеспечиваются, в случае необходимости, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно. Международное право регулирует международные правоотношения, которые складываются: а) между государствами – двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом (предотвращение вредного искусственного влияния на при- родную среду, климат); б) между государствами и международными межправительственными организациями (членство государства в международной организации); в) между государствами и государственно-подобными образованиями, имеющими самостоятельный международный статус (открытие представительства Ватикана в России); г) между международными межправительственными организациями (взаимодействие Интерпола и ЮНЕСКО в розыске похищенных ценностей). Предмет регулирования международного права включает: 1) вопросы, которые являются исключительно международными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства (международная безопасность, вопросы охраны окружающей среды, режим открытого моря, исследование космоса, режим Антарктики); 2) вопросы, не связанные с общечеловеческими интересами, но их разрешение возможно только при совместных усилиях двух или более государств (решение вопросов двойного гражданства; режим государственной границы, оказание правовой помощи по выдаче лиц, совершивших преступление); 3) вопросы, урегулирование которых относится к внутренней компетенции государства, но в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств (осуществление уголовной юрисдикции в отношении преступлений международного характера, защита прав человека, оказание помощи в случае ядерной аварии). Функции международного права - это основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Функции международного права отличаются многообразием и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений. Выделяют следующие функции: 1) стабилизирующая - ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным; 2) регулятивная - при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения; 3) охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом; 4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям. Рассматривая вопросы соотношения международного и международного частного права, следует отметить, что к международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношения участников международных отношений негосударственного характера. Имеются в виду прежде всего гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. В литературе выделяют несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан. В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем. Однако большая часть исследователей считает, что международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения. Таким образом, современное соотношение международного публичного и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив вопросы семейного, административного, трудового права, с другой стороны, международные договоры стали играть более важную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств. Однако не следует забывать о кардинальных отличиях международного публичного права как самостоятельной правовой системы от международного частного права, входящего в национальную правовую систему. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение международного публичного права. 2. Перечислите основные функции международного публичного права. 3. Определите соотношение международного публичного и международного частного права. 4. Охарактеризуйте правоотношения, образующие предмет международного права. Тема 2. История возникновения и развития международного права Понимание природы международного права невозможно без понимания истории его развития. Хронологический подход базируется на делении истории на основные периоды: Древний мир, Средние века, Новое время («Классический период») и Новейшее время (современное международное право), каждый из которых характеризуется своими особенностями. Так, характеризуя первый и второй периоды истории развития международного права (4000 г. до н. э.- 476 г. н.э.; 476-1648 гг.), можно выделить такие черты существовавших тогда межгосударственных норм и институтов как их обычный характер и регионализм (объясняется влиянием географических факторов). Несмотря на это, поразительным сходством обладали формировавшиеся в разных частях мира правила поведения в области внешних сношений (неприкосновенность послов, покровительство иностранным купцам, дипломатический этикет), правила заключения межгосударственных соглашений (становление порядка выработки договоров и их структуры, установление гарантий выполнения, принцип неукоснительного соблюдения – «pacta sunt servanda»), заключения межгосударственных союзов, ведения торговых сношений, порядка оформления начала и окончания войны и др. В период средневековья центральная власть в государствах не была достаточно сильной, постоянным явлением стали частые войны между феодалами, одновременно шли войны между государствами, войны религиозные, гражданские. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало кулачное право. Международные связи развивались главным образом внутри регионов (Западная Европа, Византия, Русь, арабский мир, Индия, Китай). Во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений, однако именно в Европе сложился комплекс государств с близкими социально-политическими, религиозными и культурными системами. Заключалось много договоров, в том числе и династические. Улучшилось положение иностранцев; военные обычаи оставались жестокими. Мировоззрение в Средние века было преимущественно теологическим, следовательно, важную роль в развитии нормативного регулирования международных отношений играла церковь («каноническое право»). Серьезные изменения международное право претерпевает в течение третьего периода (1648-1917 гг.), начавшегося с заключения Вестфальского трактата после завершения Тридцатилетней войны. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церкви, суверенного равенства государств; была сформулирована декларативная теория признания вновь возникающих государств, предусмотрено применение коллективных санкций против агрессора, зафиксировано прохождение границ между государствами Европы. Здесь же следует отметить Венский конгресс 1814-1815 гг., который не только оформил результаты антинаполеоновского сотрудничества и подтвердил сложившиеся к окончанию войны государственные границы, но и содействовал установлению статуса постоянного нейтралитета отдельных государств, положил начало установлению юридического статуса некоторых международных рек (напр., Рейн, Маас), на которые распространен принцип свободы торгового судоходства, дал импульс становлению права международных организаций (напр., Рейнская комиссия) и т. д. При оценке развития международного права в Новое время следует учесть вклад, внесенный Парижским и Берлинским мирными конгрессами (1856 г., 1878 г.), а также Гаагскими конференциями мира (1899 г. и 1907 г.). Здесь должны быть освещены нейтрализация Черного моря и установление режима проливов Дарданеллы и Босфор, распространение принципа свободы торгового судоходства на реку Дунай, демилитаризация Аландских островов, декларирование недопустимости дискриминации индивидов в отношении пользования гражданскими и политическими правами по признаку различия религиозных верований (Сербия); регулирование (ограничение) использования негуманных средств и способов ведения войны, кодификация правил мирного урегулирования международных споров, регламентирование порядка открытия военных действий, других аспектов ведения войны. При характеристике современного международного права следует для начала оценить Статут Лиги Наций как учредительный документ первой всеобщей политической организации, призванной обеспечить мир и сотрудничество между государствами, а также предпосылки, приведшие ко второй мировой войне, и сотрудничество государств антигитлеровской коалиции (Московская конференция 1943 г., Ялтинская конференция 1945 г., Потсдамская конференция 1945 г., Парижская мирная конференция 1946 г.). Следует помнить, что фундамент современного миропорядка был заложен Уставом ООН 1945 г. В основу международного права был положен принцип сотрудничества, а также окончательно утвержден принцип мирного разрешения международных споров. Современный период также отмечен созданием развитой системы международных организаций, появлением новых областей сотрудничества и соответственно новых отраслей международного права, формированием института прав человека, активным процессом кодификации отдельных отраслей и т. д. Существует и другой подход к периодизации международного права, который основывается на точке зрения, что международное право находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков, хотя почва для этого явления готовилась на протяжении предшествующей истории (Лукашук И. И.). С учетом этого предлагается следующая периодизация: - предыстория международного права (с Древних веков до конца Средних); - классическое международное право (с конца Средних веков до принятия Статута Лиги Наций); - переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН); - современное международное право (право Устава ООН). Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение международного права и назовите его основные функции. 2. Каковы особенности системы международного права? 3. Как соотносятся международное и внутригосударственное право, международное публичное и международное частное право? 4. Дайте общую характеристику периодизации истории международного права. 5. Раскройте основные черты международного права Древнего мира. 6. Раскройте основные черты международного права Средних веков. 7. Охарактеризуйте классическое международное право. 8. Определите основные черты современного международного права. Тема 3. Источники международного права Источники международного права можно разделить на основные и вспомогательные. К первым относят международные договоры и международные обычаи, ко вторым – акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие: 1) создание обычных норм является длительным процессом. Иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер; 2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.); 3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, нежели какая-либо другая. Эти и другие причины обусловливают все более широкое использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами. Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Итак, обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы. Для того чтобы норма была признана в качестве обычной, она должна соответствовать следующим требованиям. 1. Требование постоянства – процесс возникновения обычной нормы предполагает наличие длящейся, повторяющейся практики. Требование единообразия практики означает, что в аналогичных ситуациях действия различных государств должны быть в целом идентичными. 2. Норма обычного права возникает из поведения тех государств, которые участвуют в практике, ведущей к созданию этой нормы. Поэтому норма общего международного обычного права создается практикой всех или почти всех государств. 3. Обычай создается в результате повторяющихся действий государств, а потому практика должна продолжаться определенный период времени. Заключительные акты международных конференций и совещаний следует рассматривать в качестве источников международного права в том случае, если в этих актах зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1991 г. и др. Юридическая природа этих документов следующая: они содержат правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Часто заключительные акты конференций и совещаний, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Доказательством тому служат такие императивные требования, включенные в текст актов, как «государства обязались соблюдать», «обеспечивать исполнение актов», «приводить свое законодательство в соответствие с актами» и т.д. Относительно решений международных судебных и арбитражных учреждений в науке международного права существуют полярные точки зрения. Например, для романо-германской правовой системы характерно отрицание за судебными решениями статуса источников международного права, а представители англо-американской, наоборот, преувеличивают их значение. Сторонники признания прецедентов в качестве источников указывают, что решение международных судов констатирует наличие права, что не означает, что они не являются фактическими источниками международного права, поскольку, осуществляя толкование той или иной нормы, суд создает новую. Отнесение решений судов к вспомогательным источникам является справедливым. Как правило, судебное решение используется для установления еще недостаточно ясной нормы международного права. Вместе с тем судебные решения имеют большое значение для единообразного толкования и применения международного права. В международных отношениях суды и арбитражи не имеют инстанционности. Каждый орган действует изолированно и создает собственное прецедентное право. Очень часто толкование норм, международного права, данное судом в решении, становится неотделимым от международного договора или обычая при их применении. Вопросы для самоконтроля: 1. Проанализируйте требования к нормам, позволяющим их использовать в качестве международных обычаев. 2. Дайте оценку международному договору как основному источнику международного права. 3. Охарактеризуйте место решений международных судебных органов в системе источников международного права. Тема 4. Основные принципы международного права Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего для государств и международных организаций. Все общепризнанные принципы международного права подразделяются на основные и отраслевые (или специальные). Основные принципы применяются во всех сферах межгосударственных отношений, урегулированных международным правом. Основные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. Отражение этих принципов в договоре придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все другие принципы международного права и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности. В общей форме перечень некоторых из принципов международного права впервые был закреплен в Уставе ООН, в ст.2, ст.1 и преамбуле которого содержатся семь таких принципов – суверенного равенства государств, добросовестного выполнения принятых ими на себя обязательств, разрешения международных споров мирными средствами, воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, равноправия и самоопределения наций и народов. Подробно содержание этих принципов было изложено в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., причем здесь был сформулирован принцип, устанавливающий обязанность государств сотрудничать друг с другом. В разделе 3 этой Декларации определенно утверждается, что эти принципы «представляют собой основные принципы международного права». В 1975 году Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. К указанным выше принципам были добавлены принципы уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, и принцип нерушимости границ. Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств, выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека, а также служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы призваны выполнять две функции: 1) стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками; 2) фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений. Принципы – это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик и являются критерием международной законности. Характерными чертами принципов международного права является их: - универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений; - взаимосвязанность, подразумевающая, что лишь во взаимодействии принципы способны выполнять свои функции. При высоком уровне обобщенности содержания принципов применение предписаний каждого из них возможно лишь путем сопоставления с содержанием других. Основные принципы международного права - это принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства, принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения международных споров, принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип уважения прав человека, принцип добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств, принцип сотрудничества государств предполагает обязательство государств сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем во всех областях международных отношений. Принцип суверенного равенства государств. Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Обязанность неприменения силы носит ярко выраженный универсальный характер. Она распространяется на все государства, поскольку необходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа. в нормативное содержание принципа неприменения силы также включены: запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права; запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы; предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства; организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве; организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства; насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия; блокада портов или берегов государства; любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, а также иные насильственные действия. Принцип нерушимости государственных границ как один из важнейших принципов международного права составляет одну из важнейших основ безопасности государств, не допускающий любые посягательства на эти границы. Под посягательством на государственные границы принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Принципа территориальной целостности (неприкосновенности) предполагает, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны. Государства должны равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной. Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела. Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений начал формироваться еще в эпоху буржуазно-демократических революций, хотя в то время применялся ограниченно, предполагает недопустимость вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Принцип всеобщего уважения прав человека предполагает, что государствам должны уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод, а также обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности. Данный принцип предполагает создание в мире условий, при которых члены мирового сообщества могут соблюдаться справедливость и уваж....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: