VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Международная безопасность в АТР исторические и концептуальные основы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004218
Тема: Международная безопасность в АТР исторические и концептуальные основы
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО КубГУ)
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Допустить к защите в ГЭК
Зав. кафедрой всеобщей истории и международных отношений д-р и. н., проф.
_______________________ А.Г. Иванов
             (подпись)
____________________________ 2017 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И РОЛЬ РОССИИ В ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИ 1994-2012 ГГ.
Работу выполнила _________________________________ К.С. Каспарова 
(подпись, дата)

Факультет истории социологии  и международных отношений
Направление подготовки 41.03.05: Международные отношения
Научный руководитель: к.и.н., 
доцент ____________________________________________К.А. Леванова 
(подпись, дата)

Нормоконтролер: к.и.н., 
доцент ____________________________________________В.А. Кумпан 
(подпись, дата)

                                       Краснодар 2017
Введение……………………………………………………………………..
3
1. Международная безопасность в АТР: исторические и концептуальные основы……………………………………………..

18
2. Региональное сотрудничество а Азиатско-Тихоокеанском регионе в сфере безопасности…………………………………………………

29
3. Основные направления внешнеполитической деятельности Российской Федерации в рамках поддержания международной безопасности в АТР…………………………………………………..


37
4. Основные региональные акторы и перспективы отношений с ними Российской Федерации………………………………………..

45
Заключение ………………………………………………………………….
53
Список использованных источников и литературы……………………..
56
Содержание











        Введение 
        
        Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), как и страны других регионов мира, стакиваются с проблемами безопасности. Остро стоит проблема терроризма. Опасность распространения ядерного оружия и средств его доставки. Внутренние вооруженные конфликты и сепаратистские движения являются реальной или потенциальной опасностью для большинства стран региона.
        Актуальность темы обусловлена тем, что процессы в сфере безопасности в АТР имеют свою специфику, отличающую его от других регионов. В своем большинстве страны региона только после Второй мировой войны обрели государственность в современном виде. Проблемные и негативные процессы, сопутствующие начальному этапу формирования национальной государственности, играют в регионе повышенную роль.
        Регион разнороден во всех измерениях. Страны различаются по уровню экономического развития. В регионе представлен весь спектр внутриполитических моделей: коммунистические  и султанистские диктатуры, а так же либерально-демократических режимы. Они так же существенно отличаются по религиозным и культурным признакам. Почти все страны региона разделены морскими просторами, что долгие годы ограничивало возможность любого их взаимодействия.
        Целью работы является  изучение международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и роль России в ее стабилизации. 
        Задачи исследования: 
        1. Изучить исторические и концептуальные основы построения модели безопасности в АТР.
        2. Изучить процесс регионального сотрудничества.
        3. Определить основные направления внешней политической деятельности Российской Федерации в рамках поддержания международной безопасности в АТР.
        4. Выявить основных региональных акторов и изучить перспективы отношений с ними Российской Федерации.
        Объектом исследования является архитектура безопасности в АТР.
        Предмет исследования - участие России в построении архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а так же ее влияние на эту сферу в регионе.
        Методологической основой данного исследования служат принципы историзма, научной объективности и системности. Согласно принципу историзма события, изучаемые в исследовании, а именно  роль России в стабилизации международной безопасности в АТР, рассматриваются с позиции исторической обусловленности.  
        Принцип научной объективности используется при анализе внешнеполитической деятельности РФ.
        Принцип системности предполагает исследование описываемых в работе событий во взаимосвязи исторических процессов.  
        Географические рамки: На современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой один из основных мировых экономических и политических центров. Существуют различные варианты определения его географических границ. Согласно первому варианту, к АТР относят пространство, ограниченное западным побережьем  Южной и Северной Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. Это определение региона наиболее широкое. По второму варианту- в АТР входят страны Тихоокеанской Азии ,США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии, однако Латиноамериканские государства исключаются. Третье определение локализует зону АТР в Восточной Азии и рассматривает США, Австралию, Индию, Канаду как нерегиональные державы, оказывающие влияние на события в АТР.1 В работе особое внимание уделено таким странам как: Российская Федерация, США, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Тайвань.
        Хронологические рамки охватывают период с 1994г. до 2012г. это обусловлено тем, что в 1994г. Российская Федерация обозначила Азиатско- Тихоокеанский регион зоной своих интересов, что в последствии закрепилось в « Концепции национальной безопасности России» в 1998г.2 2012г. – стал поворотной точкой для внешней политики России в АТР. На саммите АТЭС во Владивостоке было принято решение о создании концепции новой архитектуры безопасности в АТР.  Итогом саммита стало подписание  «Декларации лидеров 2012».3
        В основе работы такие документы как: «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией»  от 19 января 1960 г.4 Договор оставлял США возможность создавать и использовать военные базы на территории Японии, а также размещать на них любое количество вооружённых сил. Япония в свою очередь обязалась защищать американские базы в случае нападения. По сравнению с Сан-Францисским договором, договор 1960 года содержал более равноправные условия. В частности в него не были включены положения, допускавшие вмешательство армии Соединённых Штатов во внутренние дела Японии, а также запрещавшие Токио без согласования с США заключать соглашения по военным вопросам с третьими странам. Также в договоре появились положения о том, что обе стороны обязуются разрешать международные споры мирными путём, воздерживаться от «угрозы силой или использования силы» против каких-либо государств и строго следовать положениям Устава ООН. Договор не обязывал Японию оказывать помощь США в случае вступления США в войну с третьими странами.
        По инициативе США для «координации усилий по коллективной обороне» в районе Тихого океана был создан «Тихоокеанский пакт безопасности» или «АНЗЮС» от 1 сентября 1951 г.5 
        По содержанию «Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей» от 1 октября 1953 г. соответствовал договору АНЗЮС и предусматривал возможность размещения на юге американских войск.6 
        Сцелью превращения Юго-Восточной Азии в зону, свободную от ядерного оружия  был создан« Юго-Восточноазиатский договор о зоне свободной от ядерного оружия».7 Договор вступил в силу 28 марта 1997 года после того, как государства-члены, ратифицировали его. Он обрел полную юридическую силу 21 июня 2001 года после того как его ратифицировали Филиппины, и фактически запретил ядерное вооружение в регионе. 
        В документе: «Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму» принятом в Брунее в ноябре 2001 г. выражается решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия стран по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе.8 
        Саммит АТЭС в 2008 г. в Лиме прошел под девизом "К решению новых задач в интересах развития Азиатско-Тихоокеанского региона", итогом  стало «Декларация, принятая на форуме АТЭС в Лиме»  2008 г.9
        Главными задачами  «Хартии Шанхайской организации сотрудничества» от 7 июня 2002 г. провозглашены укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. 10 
        Развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке предполагается в «Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 г».11 Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества.  Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.  
        В «Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г.» рассматривается укрепление позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся геополитическому региону.12  Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в создании в регионе всеобъемлющей, открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах. Россия стремится к укреплению комплексного, имеющего долгосрочный характер диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и его выведению на уровень стратегического партнерства. Усилия на этом направлении подкрепляются  расширением взаимодействия в таких форматах, как Восточноазиатский саммит, являющийся площадкой для стратегического диалога лидеров государств по концептуальным вопросам обустройства Азиатско-Тихоокеанского региона, Региональный форум АСЕАН по безопасности, совещание министров обороны государств-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами. 
        В работе Гарусовой Л. Н. «Внешнеполитическая стратегия России в Азиатско-Тихоокеанском регион: основные тенденции» исследуются  различные  аспекты  современной  азиатско-тихоокеанской стратегии России и место в ней российского Дальнего Востока.13 Внешняя политика ключевых государств АТР – Китая,  Японии,  Республики  Кореи,  США  и  России  –  анализируется  в контексте возможностей и рисков их трансграничного взаимодействия в политике, экономике, культуре. Международные отношения,  трансграничные связи и проблемы безопасности  в Азиатско-Тихоокеанском регионе рассматриваются в качестве факторов влияния на  социально-экономический,  интеллектуальный  и  политический  потенциал России. Акцент сделан на региональном измерении проблем мировой политики и международных отношений в АТР.  
        «Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995)».14 Автор Богатуров А. Д. говорит о том, что есть  основания ожидать, что и международно-политический центр глобальной системы может в перспективе сместиться из Атлантики в Пасифику, где сегодня сложно взаимодействуют военно-политические и торгово-хозяйственные интересы мировых лидеров - США, Японии, Китая, стран Западной Европы. Отстоять свои интересы в регионе стремится и Россия, которой пока не удается приобрести в Тихоокеанской Азии необходимо благоприятные позиции.
        Решающим условием сохранения выгодных для государств региона тенденций является укрепление стабильности, ключевой элемент которой - наличие конструктивных отношений между наиболее крупными военно-политическими величинами АТР - Россией, Соединенными Штатами Америки и Китаем. Выявление оптимальных параметров их взаимоотношений с точки зрения устойчивости региональной подсистемы, анализ механизмов ее обеспечения в ретроспективе и настоящем представляют собой фундаментальную научную задачу. Важно в этой связи исследовать долговременные тенденции развития региональной ситуации, их динамику и направленность, выработать адекватное представление о соотношении конфликтообразующих и умиротворяющих начал в региональной политике.
          А. В. Торкунов «Современные международные отношения». 15  Автор изложил информацию в трех разделах. Первый раздел посвящен проблемам становления современной системы международных отношений, а так же формирование АТР как один из центров силы, второй - региональным проблемам международных отношений, включая вопросы безопасности в АТРи третий - роли и месту Российской Федерации и других стран СНГ в современных международных отношениях, а так же участие Российской Федерации в региональном сотрудничестве.
        Титаренко М. Л.  «Россия: Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор» посвящена исследованиям по коренным проблемам межцивилизационных и международных отношений в восточно-азиатском регионе.16 В монографии делается попытка раскрыть роль России в мире и регионе в условиях углубления процесса глобализации. Основой исследований М.Л.Титаренко являются идеи нового евразийства. Автор стремится раскрыть основные общерегиональные аспекты развития ситуации, и прежде всего, особенности процесса глобализации в регионе, роль межцивилизационного фактора в международных отношениях и одновременно проанализировать особенности двусторонних и многосторонних связей Российской Федерации с ее восточно-азиатскими соседями, прежде всегос Китаем, Японией, двумя корейскими государствами, а также с Индией и странами-членами АСЕАН. Поднимаются такие вопросы как: Евразийская составляющая геополитики России. Проблема глобализации и регионализма в АТР. Китай сегодня и завтра. Россия и Китай - партнеры ради мира и развития. Россия и проблемы безопасности на корейском полуострове. 
        «Россия, Китай и новая архитектура международной безопасности в АТР» – работа В. Петровского, в которой он говорит о том, что существующий мировой порядок не выдерживает испытания реальностью. 17Все большее влияние на ход мировых событий оказывает группа стран с быстроразвивающейся экономикой, добивающихся более справедливого мирового устройства, изменения сложившейся финансово-экономической системы, реформы глобального управления. Этому препятствуют действия США и ряда западных стран, направленные на ревизию и произвольное толкование базовых норм международного права, на подрыв принципа суверенитета и территориальной целостности государств, права народов на самостоятельный выбор общественной системы и пути развития. Констатация того, что современный мировой порядок разбалансирован и нуждается в реформировании, закономерно ведет к необходимости укрепления его фундаментальных «опор», основанных на многополярности. Именно такого курса придерживаются Россия, Китай, Индия, страны ШОС, БРИКС и ряд развивающихся стран. Все более возрастает значение стратегического партнерства и конструктивного взаимодействия России и Китая в решении глобальных проблем. Российско-китайские отношения являются важнейшим фактором мира и стабильности в АТР и мире в целом. Между двумя странами установилось равноправное партнерство, не направленное против какой-либо третьей стороны и способное стать образцом межгосударственных отношений в XXI веке.
        Виноградов А.В. в статье «Россия в АТР :новые цели  рассуждает над тем, что формируются принципиально новые субъекты мировой политики, появляются целые кластеры новых явлений, которые не сводятся к региональным системам безопасности, региональным экономическим союзам и военным блокам в том виде, в каком мы привыкли видеть в Западном полушарии.18 В целом, в АТР формируется новая международная архитектура. Стратегическая цель России в АТР, таким образом, состоит в том, чтобы обеспечить безопасность и территориальную целостность страны и одновременно способствовать экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Сибири. 
        С.В. Кортунов в статье «Национальные интересы России в АТР» настаивает на том, что Россия как евразийская страна имеет долгосрочные военные, политические и экономические интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). 19Суть этих интересов состоит в том, чтобы обеспечить здесь не только безопасность России, но и ее геоэкономические позиции, существенно повысить конкуренто-способность страны. Данный регион обладает огромными человеческими и природными ресурсами и способен к бурному экономическому развитию. Необходимость полноценного подключения России к деятельности мирового сообщества требует от нее серьезной и прагматичной восточной политики, существенной активизации внешнеполитических и внешнеэкономических связей на этом направлении, которые должны быть приоритетными по отношению к силовым факторам.  По мнению автора, оптимальной, с точки зрения перспективы, была бы схема действий, предусматривающая, с одной стороны, формирование с основными державами АТР зон общих интересов и сотрудничества, а с другой — сосредоточение усилий на региональных узлах проблем, из которых первоочередное внимание должно быть уделено Северо-Восточной части Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом устанавливались бы субрегиональные режимы стабильности, которые в идеале могли бы стать основой для будущей системы коллективной безопасности в рамках всего АТР. Таким образом, Россия сохранит и упрочит свое положение как одной из главных держав АТР, что, в свою очередь, укрепит ее международные позиции на всем евразийском континенте и в мире в целом.
        В статье Сизоненко А. «Консорциум научных центров АТЭС и проблемы безопасности в АТР» говорится о том, что в настоящее время «классические» проблемы международной, региональной и собственно национальной безопасности приобрели новое звучание.20 Особую роль в их решении играют многочисленные организации регионального сотрудничества, к ним относится и форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Формально сохраняя консультативный статус, он фактически превратился в механизм выработки глобальных правил экономического и военно-политического взаимодействия стран на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Деятельность форума имеет значительный потенциал для того, чтобы способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом. 
     Савельев А. в статье «Политика безопасности США: сдвиг в сторону Китая» рассмотрел основные аспекты политики безопасности США по "перебалансировке" в Азиатско-Тихоокеанский регион, объявленной президентом Б. Обамой в ноябре 2011 г.21 Показано, что практически все действия США на данном направлении связаны с быстро растущей экономической и военной мощью Китая. Проанализировал основные этапы осуществления новой политики США, роль Конгресса и отдельных ведомств, а также возможные ограничения на пути продвижения интересов безопасности Соединенных Штатов в данный регион. Сделан вывод о возможном участии России в урегулировании проблем безопасности в регионе.22
         Клименко А. Ф. в статье «Национальные интересы России в АТР, их соотношение с интересами других акторов в регионе» рассматривает факторы, определяющие рост значения АТР в системе международно-политических отношений. Раскрывая роль и место РФ в этом регионе, автор также исследует российские интересы на восточном направлении, их соотношение с интересами других государств. Анализирует противоречия между устремлениями основных региональных акторов и характеризуются зоны напряженности в АТР, оцениваются вызовы и угрозы интересам РФ в регионе, их влияние на безопасность нашей страны, излагаются рекомендации по защите российских интересов в АТР.23
         В статье Панова А. «Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перспективы 2020» делается акцент на том, что из АТР сегодня исходит наибольшая угроза масштабной войны с участием всех ведущих держав, и в этом отношении значимость процессов, происходящих в регионе, даже превосходит значимость процессов, которые проистекают сегодня на Ближнем Востоке и в Северной Африке.24 И в то же время, если удастся найти политическое решение ряда опасных проблем, именно в этом регионе сегодня имеется самый большой потенциал и для развития, и для много- планового сотрудничества. России в этих условиях крайне важно определить свои национальные интересы и стратегические приоритеты в АТР, чтобы на их основе выстраивать отношения с другими государствами, региональными организациями и механизмами (такими как Восточноазиатские саммиты или Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН).
        Лукин А. В. и Иванов А. В. в  работе «Россия и АТР: перспективы сотрудничества» делают акцент на там факте, что большинство стран АТР успешно преодолели мировой финансовый кризис, подтвердило прогнозы экспертов о том, что этот регион становится локомотивом мирового развития. 25 Таким образом, этот регион должен стать основным партнером для России. Сейчас Россия развивает свое сотрудничество с такими организациями этого региона, как АТЭС и АСЕАН, но ей следует обратить внимание на некоторые новые инициативы по формированию более тесного сотрудничества в Восточной Азии, как, например, японскую инициативу Восточноазиатского сообщества, и на процесс формирования зон общей торговли и общей валюты в Восточной Азии. В АТР нет единого доминирующего международного объединения, подобного ЕС в Европе. Вместо этого здесь действуют несколько региональных образований разного формата и разной нацеленности. Со многими из них Россия уже сотрудничает.
         Мировой финансовый кризис 2008 г. в значительной мере затронул Европу и США, однако многие страны АТР пережили его, не понеся ощутимых экономических потерь. Тем самым подтвердились прогнозы экспертов о том, что этот регион превращается в локомотив мирового развития. И, возможно, это превращение происходит даже быстрее, чем прогнозировалось раньше. Это обстоятельство повышает ценность АТР как возможного партнера России, сотрудничество с которым поможет ей не только решить задачи подъема Сибири и Дальнего Востока, но и оживления всей российской экономики. Авторы отвечают на вопрос: с кем из представителей  АТР России следует развивать сотрудничество, чтобы максимально эффективно вписаться в экономику региона.
        Захарова Ю.О. в статье  «Проблемы безопасности в Азиатско- тихоокеанском регионе после холодной войны» считает, что наличие мощных производственных ресурсов в АТР объясняет борьбу государств за преобладание в этом регионе.26 Столкновение разнонаправленных национальных интересов приводит к политическим разногласиям, что обуславливает особую актуальность проблемы обеспечения международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Средиземное море – это море прошлого, Атлантика – море настоящего, Тихий океан – море будущего», - говорил государственный секретарь США Джеймс Хейс еще в начале ХХ века.27 Идея создания системы региональной безопасности на азиатском направлении появилась еще во второй половине ХХ века. Однако острая необходимость возникла именно на рубеже столетий, в условиях жесткого противостояния США и СССР, а затем крушения биполярного мира и одновременным зарождением новых региональных гигантов. Такое масштабное изменение геополитической ситуации во всем мире заставило руководства стран задуматься о сохранении и поддержании стабильности и безопасности в АТР.28
     Таким образом, данная работа позволяет обобщить исследования по проблеме  участия России в стабилизации безопасности в АТР и сделать выводы, имеющие теоретическую и практическую значимость для современных международных отношений.
        





        1. Проблемы укрепления безопасности в АТР в условиях формирования современных международных отношений.

        АТР является крупнейшим по площади и по численности населения в мире. Обычно к АТР относят: страны Северной Америки, Вост., Юго-Восточной и Южной Азии, Австралию, Новую Зеландию, малые государства Океании. АТР является одним из важнейших мировых регионов, Его политическое, экономическое и военное значение определяется рядом факторов: гигантскими размерами, наличием огромных людских ресурсов, развитой промышленностью, большим запасом полезных ископаемых. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций.29
        АТР является наиболее быстро растущим в экономическом отношении регионом мира. Здесь располагаются три государства с наибольшим объемом ВВП – США, Китай, Япония. В странах АТР представлены противоположные общественно-экономические и различные политические системы; их население полиэтнично и исповедует все три мировые религии – буддизм, христианство, ислам.30
        Политическая обстановка в АТР характеризуется динамизмом, неравномерностью развития, одновременным проявлением как центробежных, так и центростремительных тенденций, что в совокупности формирует состояние подвижности и неустойчивости. К зонам повышенной конфликтности региона можно отнести следующие: 
- острова Тихого океана. Территориальный спор между Японией и Республикой Корея (о-в Такэсима, Японское море); Японией и Китаем (о-в Сенкаку, Восточно-Китайское море); Китаем и Вьетнамом (Пара- сельские острова, Южно-Китайское море); 
 -Курильскую гряду. К одному из территориальных споров относят притязания Японии к России по вопросу территориальной принадлежности Южно-Курильских островов Кунашир, Итуруп и Шикотан; 
- полуостров Корея. Проблема связана с сохраняющимися военно-политическими и идеологическими противостояниями между КНДР и Республикой Корея, неурегулированностью ситуации вокруг северокорейской ядерной программы; 
- острова Южно-Китайского моря. Проблема затрагивает притязания Китая, Японии, Тайваня на архипелаги и острова Южно-Китайского моря. Об этом наглядно свидетельствуют действия Китая, который стремится превратить Южно-Китайское море в свое «внутреннее» пространство. Вопрос о государственной принадлежности архипелага Спратли оспаривают между собой Китай и Вьетнам, а на ряд южных островов и рифов претендуют Филиппины, Малайзия и Тайвань;
- остров Тайвань. Сущность этой проблемы состоит в разделении КНР после гражданской войны на Китайскую Народную Республику и Китайскую Республику на острове Тайвань. Последняя, в свою очередь, заявляет о самостоятельном существовании, отдельном от КНР, в то время как официальный Пекин считает этот остров своей провинцией.31
        Таким образом, в АТР представлен весь спектр противоречий: идеологические (Корея), внутриполитические (Камбоджа), национально-этнические (Китай, зависимые территории), религиозные (Китай, Индонезия, Филиппины), территориальные (Япония и Россия, Япония и Китай, Китай и Вьетнам и др.), технологические (распространение ОМП и ракетных технологий) и международно-криминальные.
        Противостояние Китая и Тайваня, разделенный Корейский полуостров, территориальные споры между Индией и Пакистаном, Китаем и Индией, Китаем и Японией, Россией и Японией, Китаем и его юго-восточными соседями – это те проблемы, которые могут спровоцировать военные конфликты и дестабилизировать не только Азию, но и обстановку в мире. Эти проблемы представляют особую опасность, поскольку вышеперечисленные страны – Россия, Китай, Индия, Пакистан и Северная Корея – ядерные державы, а Япония, Южная Корея и Тайвань являются пороговыми. Эти три пороговых государства находятся под ядерным зонтиком США и пока воздерживаются от разработки своего оружия, однако, со временем могут им обзавестись.  Быстрыми темпами идет милитаризация региона и в области обычных вооружений. В период с 1990 до 2005 года совокупные военные расходы в Восточной и Южной Азии выросли на 77% (с 82 до 145 млрд. долл. США). Этот регион стал самым быстрорастущим рынком оружия, обогнав Ближний Восток, где такой рост составил 23% (с 51 до 63 млрд. долл. США за тот же период). Среди тенденций, положительно влияющих на безопасность в Азии, можно выделить две: экономическая интеграция и начало кристаллизации региональной (азиатской) идентичности. Глубина экономической интеграции может быть продемонстрирована объемами внутренней региональной торговли (страны АСЕАН, Япония, Корея, Китай, Гонконг, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Индия). В 2006 году они составили около 57% (или более 3,0 триллиона долларов). Рост экономической взаимозависимости дает почву для предположений, что регион не станет ареной для серьезных военных конфликтов. Растущая экономическая интеграция региона и соперничество со стороны таких экономических блоков как ЕС и НАФТА приводит к формированию азиатской идентичности. Этому способствует и укрепляющаяся уверенность в себе и в том, что 21-ое столетие будет веком Азии. Формирование азиатской идентичности проявляется в растущем интересе друг к другу, в институционализации регионального сотрудничества в различных сферах (в расцвете разнообразных азиатских форумов и организаций) и дебатах об “азиатских ценностях”, особых путях, и т.д.32
        Проблема, однако, оказалась в том, что долгие годы американская политическая мысль, так же как и советская/российская, главным образом концентрировала усилия на попытках приложить европейские схемы стабилизации обстановки к восточно-азиатскому региону. Вера во всесилие и универсальную значимость европейского опыта и его превосходство была настолько сильна, что способность местной среды породить собственные ответы на, казалось бы, всеобщие и хорошо понятные вызовы даже не обсуждалась. Только кризис дерегулирования, обнаживший все слабости и пороки стабилизации международных отношений «по-европейски», заставил задуматься о том, что могут и должны существовать варианты обеспечения ее «по-азиатски».33
        Поиск этих гарантий и механизмов идет не по пути создания системы коллективной безопасности, как в Европе, а, скорее, по линии «мягкого», неинституционного сотрудничества на двусторонней, а в последнее время и многосторонней основах. Разница между европейскими и тихоокеанскими концепциями обеспечения стабильности заключается прежде всего в том, что первые тяготеют к логике сдерживания, жестко структурированных обязательств и отношений, союзов, массированному военному присутствию с ярко выраженной направленностью против того или иного потенциального противника. В АТР логика стратегов определяется, скорее, стремлением избежать конфликта при помощи диалога и укрепления доверия. Такой подход налагает гораздо меньше обязательств на военную политику стран-партнеров. Для восточно-азиатских стран стабильность подразумевала прежде всего упорядочение перемен, а не просто поддержание статус-кво.34
        На первый взгляд в АТР нет недостатка в структурах международного взаимодействия: это и переговорно-консультационные механизмы в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), и Восточноазиатские саммиты (ВАС), и форум «Азия - Европа» (АСЕМ), и АТЭС, и ШОС, и БРИК, и многочисленные диалоговые форматы «второй дорожки». Однако пока не создан «рамочный» механизм по всему спектру диалога по вопросам безопасности и сотрудничеству в Азии, а существующим форматам еще предстоит более четко определить свой функционал и механизмы взаимной координации.35
        В АТР пересекаются интересы США, России, Китая и Японии. Именно от их желания и возможности сохранения баланса сил зависит региональная безопасность.
        Российская Федерация, географически принадлежащая к АТР, не может не принимать участия в формировании структур региональной безопасности. Исторические связи с Востоком, а также отказ от идеологического давления и нацеленность на прагматизм внешней политики в XXI веке ставят в центр усилий российской дипломатии на восточном направлении задачу обеспечения благоприятных условий для воплощения национальных интересов России. В качестве основных целей внешней политики РФ на Дальнем Востоке после холодной войны следует назвать: интеграцию региона в общероссийское экономическое, социальное и правовое пространство; создание привлекательных для иностранных капиталовложений условий, обуславливающих рост экономических показателей дальневосточного региона; обеспечение обороноспособности региона и защиты национальных интересов России.
        Растет национальная роль КНР в вопросах безопасности в АТР. Экономические успехи Китая вызвали неоднозначную реакцию со стороны мирового сообщества. Примечательно, что премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на церемонии открытия 4-го совещания министров иностранных дел Азии в рамках Азиатского диалога сотрудничества в апреле 2005 года отметил, что Китай избирает «путь мирного развития» и «никогда не претендует на гегемонию».36
        Новый характер взаимоотношений России и США, связанный с крахом биполярного мира, делает возможным сотрудничество двух стран и в области безопасности в азиатском регионе. Однако процесс формирования весомых структур сотрудничества и взаимодействия между РФ и США, за исключением договоров по сокращению вооружений, до сих пор практически не начат.37
            Проанализировав геополитическую ситуацию в регионе, а также европейский опыт, представляется необходимым при планировании будущего режима безопасности следующее:
- активизация переговоров, обсуждение различных предложений;
- акцентирование внимания на военных доктринах, стратегических соглашениях и других документах, принятых в той или иной сфере безопасности;
- принятие мер по контролю за исполнением принятых соглашений;
- разработка и обеспечение мер доверия между странами;
-создание зон ограничения вооружения, в особенности оружия массового уничтожения (ОМУ);
- ограничение гонки вооружения;
- недопущение контакта вооруженных сил в районах потенциальных конфликтов;
- перевод армий на оборонительные структуры;
- создание условий для равной безопасности стран региона и прочее.38
        Перспективно выглядит постепенный переход от двусторонних соглашений к многосторонним, на которых в свою очередь будет базироваться международный режим. Его участники должны проявлять сдержанность при возникновении политических разногласий, стремиться к их разрешению путем переговоров и использовать силу только для самообороны, поддерживать постоянные контакты по вопросам региональной безопасности.
        Поскольку азиатским странам в конце прошлого столетия было свойственно активное наращивание вооружений, а некоторые из них в настоящий момент являются обладателями ядерного оружия, то приоритетным направлением в сфере безопасности должно стать сокращение всех видов вооружений. Эта проблема включает как количественный, так и качественный аспект при поддержании устойчивого стратегического равновесия.
        Говоря о месте Российской Федерации в .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44