VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы работы над словосочетанием и предложением в начальной школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010797
Тема: Методы работы над словосочетанием и предложением в начальной школе
Содержание
Министерство образования науки и Российской Федерации                        Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования
«Костромской государственный университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и акмеологии личности
      
      
      
     Курсовая работа
Методы работы над словосочетанием и предложением
     в начальной школе
      
      
      
      
Выполнила:
     Студентка 4 курса 1 группы
     направления подготовки 
     «Педагогическое образование 
     профиля «Начальное образование»
     очной формы обучения
     Белякова Анна Александровна
     Научный руководитель:
     к.ф.н., доцент кафедры педагогики и
      акмеологии личности 
     Дмитрук. Л. А.

Кострома
 2016
      
     Содержание
      
     Введение........................................................................................................3
     Глава I Теоретические основы работы над синтаксическими понятиями в начальной школе...........................................................................6
     1.1. Синтаксические понятия, изучаемые в начальной школе........................................................................................................................6
     1.2. Трудности усвоения синтаксических единиц младшими школьниками..........................................................................................................11
     1.3. Методы и приемы работы над словосочетанием и предложением в начальной школе....................................................................................................16
     Глава II Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе.................................................................21
     2.1. Требования к усвоению синтаксических понятий в начальной школе......................................................................................................................21
     2.2 Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Школа 2100» в аспекте исследуемой проблемы.............................................................23
     2.3. Разработка урока русского языка на тему «Словосочетание. Предложение»........................................................................................................27
     Заключение..................................................................................................35
     Список литературы.....................................................................................37
      
      
     Введение
      
     Согласно содержанию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, одной из главных задач уроков русского языка является формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. В школе именно на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии (например, значение слова раскрывается в предложении, а правописание окончаний существительных, прилагательных зависит от грамматической связи между словами в предложении). 
     Изучение русского языка первоклассником начинается с синтаксиса: на первых же уроках обучения языку происходит знакомство с предложением, его главными членами. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, выделять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения. 
     Школьная традиция закрепила такое требование, при котором главной практической задачей изучения синтаксиса считается формирование на основе его осмысления пунктуационных умений и навыков (синтаксис изучается постольку, поскольку он служит усвоению пунктуации). 
     В методической и научной литературе вопросы изучения синтаксиса в начальных классах рассматриваются В. А. Белошапковой, Л. В. Газаевой, Г. А. Золотовой, А. Ю. Купаловой, А. А. Рубаевой и др., но методам и приемам работы, направленной на усвоение синтаксических знаний, умений и навыков младшими школьниками, на наш взгляд, до сих пор уделяется недостаточно внимания. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы. 
     Объект исследования: процесс усвоения синтаксических понятий младшими школьниками.
     Предмет исследования: методы и приёмы работы над словосочетанием и предложением на уроках русского языка в начальной школе.
     В соответствии с объектом и предметом исследования, мы определили  цель курсовой работы: выявить наиболее эффективные методы работы над словосочетанием и предложением в начальных классах.
     Задачи исследования:
     1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по теме исследования.
     2. Определить круг синтаксических понятий, изучаемых в начальной школе.
     3. Выявить основные трудности изучения синтаксиса младшими школьниками.
     4. Рассмотреть методы и приемы работы над словосочетанием и предложением в начальной школе.
     5. Изучить требования к усвоению синтаксических понятий в начальной школе. 
     6. Проанализировать УМК по русскому языку «Школа 2100» в плане изучения синтаксических понятий.
     7. Разработать конспект урока русского языка для начальной школы на тему: «Словосочетание. Предложение».
     Методы исследования: изучение и анализ отечественной психолого-педагогической, лингвистической и законодательной литературы по теме работы, классификация, обобщение, систематизация, наблюдение.
     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по исследуемой теме, выделены предмет, объект, цель и задачи курсовой работы. 
     Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 35», 4 «А» класс.
      
      
     Глава I Теоретические основы работы над синтаксическими понятиями в начальной школе
     1.1.  Синтаксические понятия, изучаемые в начальной школе
      
     Согласно положениям современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в процессе преподавания родного языка, предполагается формирование у младших школьников позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Также, большое значение отводится овладению учащимися учебными действиями с языковыми единицами [1].
     В связи с вышесказанным, важным компонентом программы изучения русского языка в начальной школе становится синтаксис. Так как он, отражая основные модели перехода от языка к речи, является способом вербального оформления мысли.
     Согласно определению В. А. Белошапковой, синтаксис является высшим грамматическим уровнем системы языка, который изучает правила связывания слов и их форм, а также, те единства, в составе которых эти правила реализуются [4, с. 532]. 
     Г. А. Золотова определяет синтаксис как ступень грамматического строя языка, на основе которой формируется связная речь. Автор отмечает, что основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение [9, с. 467].
     Словосочетанием называется синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие. Таким образом, словосочетание не выражает законченной мысли, тут есть главное и зависимое слова.
     Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающая смысловой и интонационной законченностью. 
     Авторы программы «Коммуникативный синтаксис русского языка» Г.А.Золотова, Н.К.Онипенко и М.Ю.Сидорова справедливо отмечают, что синтаксис обладает следующими характеристиками:
     * конструктивность (организуется конструкциями, единицами, устроенными определенным образом);
     * функциональность (единицы его наделены определенными функциями);
     * семантичность (функционируя, его единицы выражают определенное внеязыковое содержание);
     * коммуникативнось (служит процессу коммуникации) [10, с. 33]. 
     А.Ю.Купалова в своей статье «Язык и речь в школьном курсе синтаксиса» пишет о том, что понятие грамматического значения предложения (предикативности), сосредоточенное в его основе, является центральным в учении о предложении и занимает важное место в системе понятий о синтаксическом строе русского языка [13, с. 29].
     Соответственно, изучение синтаксических единиц необходимо начинать уже с первого класса, и углублять имеющиеся у учащихся знания вплоть до окончания общего среднего образования.
     Так, М.В.Курышева отмечает, что первое представление о предложении, как о высказывании дети получают уже в первом классе. АвтоР пишет о том, что первоклассники еще не умея писать, учатся конструировать предложение по простейшей схеме и делают элементарный его анализ – определяют количество слов, начало и конец высказывания [15, с. 75]. 
     По мнению Н.А.Чураковой и ее соавторов, во втором классе школьники рассматривают грамматические связи слов в словосочетании, то есть учатся задавать падежные и смысловые вопросы от главного слова к зависимой словоформе. Данная аналитическая работа сложна, в связи с этим, зачастую в качестве словосочетания второклассники выделяют просто рядом стоящие слова. Способность увидеть, почувствовать смысловую связь между отделенными друг от друга лексемами формируется структурно-семантическим анализом компонентов предложения [30, с. 201].
     Исходя из представленной выше информации, становится понятно, что изучение словосочетания в начальной школе является базой для изучения единиц более высокого уровня — простого и сложного предложения. Полученные на основе изучения словосочетаний знания, помогают учащимся ориентироваться в области лексической семантики, в том числе в условиях многозначности, омонимии, синонимии разного уровня. 
     А.А.Рубаева выделяет основные положения корректировки изучения словосочетания в начальной школе. Среди них: 
     * такие понятия, как предмет, действие, признаки (предметов и действий), помогают осознать и отразить окружающий мир и его закономерности; 
     * в языке, который отражает этот мир, есть единицы, которые называют данные понятия, — это знаменательные слова; 
     * лексическое значение слова проявляется в первую очередь в контексте словосочетания и предложения; 
     * отношения компонентов в словосочетании отражают закономерности отношений между понятиями окружающего мира, поэтому существуют объективные правила, по которым слова могут вступать в отношения между собой; 
     * средством оформления этих отношений являются соответствующие грамматические формы [23, с. 156]. 
     То есть, на первый план выдвигается семантическая связь слов и отношения компонентов в словосочетании. 
     Л.В.Газаева отмечает, что обучение младших школьников родному языку необходимо начинать с осознания ими словосочетания как синтаксической единицы, характеризующейся определенными признаками (семантическими, функциональными, структурными). С целью привлечения внимания учащихся к контексту, нужно опираться на речевой опыт обучаемых.
     Педагог предполагает следующие этапы работы над словосочетанием. 
     1. Работа над понятиями, отражающими окружающий мир: 
     * уяснение понятий: предмет, действие, признак предмета, признак действия; 
     * разграничение понятий: предмет, который производит действие, предмет, с которым производят действие (объект, субъект );
     * расширение понятия «признак вообще и в частности» – признак предмета и действия, образ действия (как?), время (когда?), место (где?), причина (почему?) и т. д. 
     2. Работа над построением словосочетания:
     * предмет, который производит действие, и его признак; 
     * предмет, с которым производят действие, и его признак; 
     * действие и предмет действия; 
     * действие и его признак. 
     3. Работа над синтаксической функцией словосочетания [6, с. 33].
     Далее, как отмечает Г.Х.Гришутина, в 3-м классе ученики получают первоначальные представления о модальных характеристиках предложения: определяют вид предложения по цели высказывания, его эмоциональную окраску. Данная процедура требует опоры на имеющийся у учащегося опыт языкового общения и достаточно развитое абстрактное мышление: по представленному лексическому материалу нужно сделать вывод о намерении автора, о цели создания высказывания [7, с. 62].
     Представленным выше образом у школьника формируются знания о коммуникативной стороне речи и связанном с нею первом пунктуационном правиле постановки знаков препинания в конце предложения. 
     По мнению С.Е.Булановой, наиболее оптимальным и целесообразным, с точки зрения формирования синтаксического строя письменной речи детей младшего школьного возраста, является понимание предложения как многоаспектной синтаксической единицы. Автор отмечает, что предложение характеризуется совокупностью признаков, среди которых особенно важны структурные и семантические, дополняемые логическими и коммуникативными свойствами. 
     Сложное предложение, по мнению педагога, представляет более высокую по сравнению с простым предложением синтаксическую структуру коммуникативного порядка. Оно обеспечивает учащемуся возможность более полного, точного и адекватного выражения мысли в письменном высказывании [5, с. 101]. 
     Усвоение учащимися начальных классов таких наиболее существенных признаков сложного предложения, как полипредикативность, особая внутренняя структура, смысловая и интонационная целостность, способствует обогащению языкового опыта младших школьников, совершенствованию синтаксического строя их письменной речи.
     Анализируя вышесказанное, учащиеся четвертого класса должны уметь: 
     * работать с предложением и словосочетанием; 
     * выделять главные и второстепенные члены предложения;
     * выделять распространённые и нераспространённые предложения;
     * производить разбор по членам предложения (по данному порядку);
     * устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания; 
     * правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях. 
     То есть, в четвертом классе школьники учатся использовать теоретический материал на практике, так как аспект этой темы реализуется ежедневно, на каждом уроке и проявляется в умении сознательно конструировать высказывания различной коммуникативной направленности. 
     Таким образом, для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение. Изучение синтаксиса начинается со словосочетания как синтаксической единицы, характеризующейся определенными признаками (семантическими, функциональными, структурными). При изучении предложения у школьника формируются знания о коммуникативной стороне речи. 
     1.2.Трудности усвоения синтаксических единиц младшими школьниками
     Интерес педагогов к изучению синтаксических единиц в начальной школе обусловлен наличием объективных трудностей их изучения. Данные трудности связаны со сложностью и противоречивостью синтаксических явлений, особенностями синтаксических отношений между компонентами грамматической основы предложения и ее функционированием.
     Процесс изучения словосочетаний предполагает усвоение учащимися начальной школы основных грамматических значений словосочетания, их строения, а также, формирование навыка выделения словосочетания в составе предложения.
     Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место, так как на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
     В связи с этим, учеными и исследователями выделяется ряд трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения тем «Словосочетание» и «Предложение».
     В пособии Н.Н.Алгазиной [2, с. 64] раскрываются следующие ошибки, возникающие у учащихся:
     1. Ошибки в согласовании слов. Неправильное согласование в роде наблюдается в следующих случаях:
     * при наличии имен существительных среднего рода (новая пальто, жаркая пламя);
     * при наличии имен существительных муж.или жен. рода с основой на шипящий (маленький мышь);
     * при наличии имен существительных муж.или жен. рода с основой на мягкий согласный (красная тюль);
     * при наличии имен сущ. с отвлечённым значением (жизнь, служба, борьба).
     2. Ошибки в управлении слов. Неверное употребление падежа зависимого существительного:
     * Родительный падеж: Пастушонок не выдал Метелицы (вместо Метелицу).
     * Дательный падеж: Касаться к проводам (вместо проводов).
     * Винительный падеж: Колхозники убрали последний урожай морковку, свёклу (вместо морковки, свеклы).
     * Творительный падеж: Лёнька был удостоен наградой (вместо награды).
     3. Неверное употребление предлогов: 
     * предлога«в»(настаивать в правах);
     * предлога «на»(Дорога хорошая, на ней много ездили);
     * предлога «с» (Барыня относилась с Герасимом жестоко);
     * предлога «к» (Чубука осудили к смерти);
     * предлога «до» (Муму стала есть, едва прикасаясь до кушанья);
     * предлога «за» (опереться за перила);
     * предлога «над» (Вдуматься над этим вопросом).
     4. Ошибки в словосочетаниях с предложным управлением. Неверное употребление падежа зависимого существительного:
     * Родительный падеж: Миша отказал от дружбы (вместов дружбе);
     * Дательный падеж: Отряд к торжественной линейке построен (вместо на торжественную линейку);
     * Винительный падеж: Автомобиль застрял в лужу (вместо в луже);
     * Творительный падеж: Вдумайся над тем, что я тебе говорю (вместо в то, что я тебе говорю);
     * Предложный падеж: Гаврош встаёт на стороне бедных (вместо на сторону бедных).
     5. Образование словосочетаний с беспредложным управлением вместо предложного. Школьники часто пропускают предлоги: Болельщики поздравили нас (?) победой, Кошка (?) силой сделала прыжок.
     Исходя из вышесказанного, основные трудности, возникающие у младших школьников при изучении словосочетания связаны с употреблением предложно-падежных форм. Особое внимание при изучении морфологических тем следует обращать на законы сочетаемости слов, так как изучение словосочетания в начальной школе является базой для изучения единиц более высокого уровня – простого и сложного предложения.
     На наш взгляд, наиболее полная классификация данных трудностей приведена в статье Л.В.Щербы [31, с. 74-85]. Он выделяет аналогичные предыдущей классификации трудности изучения синтаксиса, но добавляет к ним следующие:
     1. Ошибки в употреблении союзов и союзных слов:
     * Пропуск одного из союзов при стечении двух: Мы знаем (?), где крестьянство убедилось, что без ветеринарии оно ни на шаг не двинется вперед, то оно крепко связывается с ветеринарией.
     * Лишниечто и то: где ветеринария поставлена на должной высоте, то там можно заметить, что... крестьянство улучшает свое хозяйство.
     * Неправильное по смыслу употребление союзов и относительных слов: основная задача, сущность которой сводится к тому, что (вм. чтобы) СССР превратить из аграрной страны в страну промышленную.
     2. Ошибки в употреблении форм местоимения:
     * Введение в речь местоимения без называния имени существительного, вместо которого оно употреблено: В буржуазной Европе несмотря на их высокую культурность... все-таки много можно встретить старого.
     * Несогласованность местоимений: С животным надо умело обращаться, а не как-нибудь, как и человек он так же требует уход.
     * Неясность заместительной роли местоимения благодаря наличию двух существительных одного и того же рода, к которым оно равно может быть отнесено: Молчалин это секретарь Фамусова, которого как он выражается вывел в люди.
     3. Ошибки в употреблении и конструкциях некоторых слов и выражений:
     * «Наоборот»: от таких поездок состояние крестьянина не улучшится, а наоборот.
     * «Так» в смысле «например»: она активный работник, несет общественную работу в своей деревне, так, принимая участие в постановке спектаклей.
     * «Не только» вместо «не только не»: а женщина не только раскрепощается, а наоборот более закрепощается.
     * «Как видно»: Как видно, что существование таких личностей не долговременно, и что такие лица должны уступить место более деятельным лицам.
     *  «Следующий»: здесь вывод следующий, что поскольку крестьянин имеет пониженный процент земли, постольку у него и недоимок и скота».
     4. Неполнота предложения:
     * Пропуск местоимения в именительном падеже: Значение дооктябрьской кооперации слишком мало, этому благоприятствовала сама обстановка, в которой находилась (?) восемь лет тому назад.
     * Пропуск местоимения в косвенном падеже: Они не понимали значения в жизни просвещения и образования, считая (?) за лишнее или же понимали по своему.
     * Недоговоренность, абсолютивное употребление слов: Желающие женщины всегда могут освободиться от домашних привязанностей, т.е. от кухни и детей.
     5. Ошибки в конструировании больших синтаксических единств:
     * Непоследовательность в употреблении времен глаголов: Чацкий высмеивает всю жизнь барства, благодаря чему поднял переполох среди последних.
     * Однородные члены, относящиеся к одному и тому же слову, выражены разными способами: Кооперация есть путь к улучшению экономического положения всего населения и как средство восстановления всего народного хозяйства страны.
     * Ошибки в строении цепи подчиненных предложений: В таком же положении находятся дети, которые являются собственностью отца, и который располагает ими как хочет.
     * Неуместное повторение слова в целях его освежения: И вот для того, чтобы все перечисленные животные, включая домашнюю птицу, приносили пользу крестьянину, для этого необходимо чтобы все животные были здоровы.
     Таким образом, наличие у младших школьников проблем в процессе изучения синтаксических единиц, их структуры позволяет сделать вывод о важности и необходимости работы над словосочетанием, предложением и сложным предложением. Так как синтаксис способствует развитию связной речи учащихся, развитию синтаксического строя речи младших школьников, а также, усвоению синтаксических норм русского языка.
     
     1.3.Методы и приемы работы над словосочетанием и предложением в начальной школе
      
     Процесс усвоения знаний о синтаксических понятиях опирается как на теоретические, так и на практические знания, полученные младшими школьниками на уроках русского языка. В связи с этим, учитель включает в процесс обучения практические методы работы над предложением и словосочетанием.
     Например, Г.А. Фомичева выделяет три типа упражнений со словосочетаниями в начальной школе, среди них[27, с. 60]: 
     1. Постановка вопросов к зависимым словам в предложении, выяснение связей между словами, схематическое изображение этих связей.
     2. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи – существительных, прилагательных, глаголов. 
     3. Вставка нужных предлогов в словосочетания: пить… чашки, уехать… города, прыгать… вышки, строить… кубиков, принести… магазина, вернуться… школы, выйти… троллейбуса, слезть… дерева, сбросил… крыши.
     Другой педагог-практик Т.Д.Ускова [26] предлагает следующие виды работ над словосочетаниями для учащихся младших классов:
     * поиск подходящих по смыслу к заданному слову слов из словаря;
     * обозначение в словосочетаниях ударения;
     * составление предложения с заданным словосочетанием;
     * заменить имя существительное в заданном словосочетании на существительное другого рода, изменить окончания прилагательных.
     * выбрать из заданного предложения словосочетания, помогающие раскрыть его смысл.
     Одной из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах является формирование у учащихся умения сознательно выражать свои мысли. Для решения данной задачи необходимо научить младших школьников сознательно пользоваться предложением. Именно эта работа занимает в обучении языку центральное место, так как овладение предложением способствует развитию у учащихся умения делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, оформлять мысль, соединяя ее в предложения. 
     Рассматривая методику работы над предложением, Фомичева [27, с. 86] условно выделяет пять направлений:
     1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы).
     2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
     3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.
     4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
     5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
     Все пять указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у учащихся их фактических знаний: ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом, он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением.
     М.Р. Львов пишет о том, что упражнения с предложениями бывают двух видов [19, с. 348-354]:
     * аналитические, Предусматривающие работу с уже готовыми предложениями;
     * синтетические, направленные на самостоятельное построение предложений. 
     Автор отмечает, что в зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы: 
     1. Упражнения на основе образца. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению. Полезно практиковать цитирование предложений из заученных стихотворений или отрывков из прозы, которые дети запомнили.
     2. Конструктивные упражнения предполагают построение или перестройку предложений. Сюда включаются восстановление деформированных предложений, нахождение границ предложений в тексте, написанном без точек и заглавных букв, соединение двух-трёх предложений в одно сложное, составление предложений по данной синтаксической схеме, выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения. 
     3. Творческие упражнения с предложениями предполагают отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий, школьники составляют предложения свободно – по теме, картинке, опорным словам, данным словосочетаниям, распространяют грамматическую основу.
     Работа по формированию главной синтаксической единицы проводится в связи с обучением определенным синтаксическим умениям, для чего используется методическая система упражнений, которая предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения.
     А.Ю.Купалова предлагает несколько эффективных упражнений при работе над предложением с учащимися начальной школы, среди них [13, с. 140]:
     1. Вычленение предложений из потока речи: графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику.
     2. Редактирование – восстановление правильных границ предложения: условием дидактической эффективности данного упражнения является наблюдение над интонацией, ее сопоставление при различном членении предложений. 
     3. Конструирование предложений из отдельных слов: выполняя данное упражнение, учащиеся должны по данным разрозненным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. 
     4. Творческие упражнения: предполагают отсутствие каких-либо образцов, школьник составляет предложение совершенно свободно.
     5. Распространение предложения: можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить. Например, для анализа дано предложение «Цветет душистая черемуха в мае». Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда?) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)
     6. Восстановление деформированного предложения: восстановление предложения начинается с его основы, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например, грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.) С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют где? на чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.)После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.
     7. Деление сплошного текста на предложения: чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
     8. Анализ предложения и составление его схемы: при анализе предложения выделяются его основа, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.
     Таким образом, систематическая работа над синтаксисом (а именно над словосочетанием и предложением) способствует развитию умственной деятельности младших школьников. Следовательно, педагогу необходимо применять в практике преподавания различные методы и приёмы изучения синтаксиса.
      
     Глава II Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе
     2.1. Требования к усвоению синтаксических понятий в начальной школе
     «Русский язык» как учебный предмет занимает ведущее место в обучении младших школьников, так как способствует формированию их функциональной грамотности. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Помимо этого, русский язык, при условии его изучения на территории нашего государства, представляет собой первоначальный этап познания детьми родного языка.
     В связи с вышесказанным, возникают особые требования к усвоению учащимися школьной программы. Так как основой речевого развития детей младшего школьного возраста является синтаксис, в основной образовательной программе начальной школы можно выделить следующие направления содержания раздела «Синтаксис», которым нужно научить младших школьников:
     1. Различать:
     * предложения, словосочетания; 
     * предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по эмоциональной окраске (интонации) (восклицательные и невосклицательные);
     * главные и второстепенные члены предложения; 
     * простые и сложные предложения. 
     2. Находить: 
     * главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); 
     * самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
     3.  Устанавливать связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. 
     4. Использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами [22, с. 123]. 
     С.В.Подзорова в своей статье пишет о том, что с целью формирования у учащихся начальной школы осознанного усвоения синтаксических понятий на основе универсальных учебных действий, педагогу следует научить школьников [21, с. 283]:
     * определять, как слова присоединяются друг другу и какую работу выполняют;
     * способу действия в определении зависимого и независимого слова в словосочетании;
     * способу действия в определении уточняющей роли зависимого слова в словосочетании; 
     * способу действия нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.
     При условии, что педагог научит младших школьников перечисленным выше способам действия, учащимся по окончанию начальной школы необходимо уметь следующее:
     1. выделять все виды и типы предложений в целом;
     2. работать с синтаксическими понятиями;
     3. видеть механизмы связи в синтаксические единицы (словосочетания, предложения). 
     В результате изучения русского языка (конкретно раздела «Синтаксис») учащийся начальной школы должен:
     1. знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
     2. Уметь анализировать и кратко характеризовать предложение.
     3. Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
     4. Иметь навык «чистого» списывания несложного текста объемом 70-90 слов.
     5.  Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов) [20].
     Таким образом, анализируя представленный перечень требуемых знаний, умений и навыков, можно отметить, что младший школьник, к окончанию периода обучения в начальной школе, умеет работать с синтаксическими понятиями, видеть механизм связи в синтаксические единицы (словосочетания, предложения) при помощи смысловых вопросов.
     
     2.2.Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Школа 2100» в аспекте исследуемой проблемы
      
     Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авторской программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и в соответствии с Образовательной программой МБОУ «СОШ №35» г. Костромы.
     УМК «Шко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%