- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности методики воспитания внимания у учащихся среднего младшего возраста на уроках физической культуры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007946 |
Тема: | Особенности методики воспитания внимания у учащихся среднего младшего возраста на уроках физической культуры |
Содержание
4 Содержание Введение……………………………………………………………………….…..3 Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика «внимания» и особенности его развития у учащихся среднего младшего школьного возраста………………………………………………………………….…………5 1.1 Краткая характеристика среднего младшего возраста…….……….….5 1.2 Внимание: понятие, сущность, функции и виды………………………7 1.3 Особенности развития внимания у учащихся среднего младшего школьного возраста…………………………………………………..…….12 Глава 2. Методики воспитания внимания средствами физического воспитания у учащихся среднего младшего возраста……………………..….14 2.1 Особенности проявления внимания у учащихся среднего младшего возраста на уроках физической культуры………………..….14 2.2 Способы развития и поддержания внимания на уроках физической культуры………………………………………………..……..19 2.3 Разработка методики развития внимания средствами физического воспитания у учащихся среднего младшего возраста……………………21 Заключение………………………………………………………………...……..27 Список использованной литературы…………………………………...………29 Приложение А………………………………………………………...………….31 Приложение Б………………………………………………………...………….32 Введение Внимание – это психологическое состояние, которое характеризует интенсивность познавательной деятельности и выражается в её сосредоточенности на действии, предмете, процессе, явлении и пр., который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание выполняет такие функции активизации нужных и торможение ненужных в определенный момент психологических и физиологических процессов, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, а также обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте. Умение быть внимательным имеет значение и в развитии учащихся как личности. К примеру, если учащийся внимательно выполняет как интересное, так и неинтересное задание, преодолевая при этом неприятные эмоции, то у него тренируется волевое усилие и формируется настойчивость и целеустремленность. Если же учащийся постоянно сосредоточивает свое сознание на нуждах и заботах своих товарищей, то у него развивается чувство товарищества, а сосредоточение сознания на общественных делах воспитывает чувство долга и ответственности. Давно доказано, что в физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. В процессе физического воспитания учащиеся учатся регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у них развиваются двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. Однако, в физическом воспитании, как в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом. Без этого деятельность не может быть продуктивной. Актуальность исследования состоит в том, что перед современным педагогом физической культуры стоит цель обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы учащиеся испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков. Поэтому проблема развития внимания на современном этапе является актуальной. Объект курсовой работы – внимание. Предмет курсовой работы – процесс развития внимания посредством уроков физической культуры. Цель курсовой работы – изучить особенности методики воспитания внимания у учащихся среднего младшего возраста на уроках физической культуры. Исходя из выше поставленной цели, были определены задачи курсовой работы: дать краткую характеристику среднего младшего возраста; рассмотреть понятие «внимание»; выявить особенности развития внимания у учащихся среднего младшего школьного возраста; рассмотреть особенности проявления внимания у учащихся среднего младшего школьного возраста на уроках физической культуры; 5) рассмотреть основные способы развития и поддержания внимания на уроках физической культуры; 6) разработать методику развития внимания средствами физического воспитания у учащихся среднего младшего возраста. При написании курсовой работы применялись методы анализа педагогической, психологической и методической литературы по вопросу исследования, а также синтез и обобщение. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика «внимания» и особенности его развития у учащихся среднего младшего школьного возраста Краткая характеристика среднего младшего возраста Средний младший школьный возраст (от 9-ти до 11-ти лет) - переходный от детства к подростковому возрасту. Он совпадает с обучением в школе (5-7 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма [15, c. 100]. Характерная особенность этого возраста - начало полового созревания организма. У девочек оно начинается практически с десяти лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек [18, c. 20]. Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если создать трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации учащиеся занимаются предложенными заданиями с удовольствием и длительное время. Значимой особенностью мышление учащихся этого возраста является его критичность. У учащегося, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. В этот период учащиеся склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому [12, c. 68]. Средний младший школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Им интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самим решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Исследования внутреннего мира учащихся этого возраста показывают, что одной из самых главных моральных проблем является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями и поведением. Система оценочных суждений и нравственных идеалов - неустойчивая. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у учащихся большие сложности в развитии и становлении [7, c. 304]. В этом возрасте учащиеся весьма подражательны. Это может привести их к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчики этого возраста склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и местные хулиганы. Подражая им, они, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки этого возраста отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Многие учащиеся этого возраста не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным [6, c. 114]. Особое значение для детей в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие задания, которые послужат активному самовыражению и будут учитывать их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать мероприятия, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решении. Организуя работу с учащимися, необходимо выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс». 1.2 Внимание: понятие, сущность, функции и виды Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса [3, c. 82]. В настоящее время существует большое количество определений внимания, данных разными авторами. Все они сходятся на том, что внимание – важнейший фактор в реализации человеческой деятельности. Рассмотрим подробнее. По мнению Т.К. Комаровой, внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость [9, c. 54]. Для того, чтобы до конца осознать это определение, следует разбить его на части, каждую из которых нужно отдельно проанализировать. Направленность сознания - это избирательность или селективность сознания, благодаря которой выделяются зона ясного сознания, то есть, то чёткое поле, предмет, любой объект, на котором сосредоточено внимание, и зона неясного сознания, другими словами, фон, который выглядит размыто, неотчётливо. Сосредоточенность - это сила удержания, глубина внимания, время, на которое личность удерживает в своём внимании объект. Устойчивая значимость – это постоянно поддерживаемая важность, значимость объекта для личности, либо, ситуативная, то есть зависящая от ситуации, значимость. Переходя к проблеме внимания как свойства личности, следует указать, что это понимание внимания чрезвычайно важно, несмотря на то, что в основном учёными исследуется именно первая проблема. Внимание как свойство личности проявляет себя как черта характера, по-другому можно назвать это явление внимательностью. Она проявляется как по отношению к каким-либо предметам, явлениям окружающей жизни и проявляется в виде любознательности, заинтересованности, так и по отношению к другим людям, возможно животным, и проявляется как нежность и забота к близким людям. И наконец, внимание как психическое состояние. Состояние внимания тоже, как и черту личности, можно назвать внимательностью, но смысл этого слова совсем другой. Внимательность - это длительное или короткое состояние, с котором находится человек, фон деятельности человека. Человек может находиться в состоянии внимательности или невнимательности. И в первом и во втором случае это ярко выражено внешним состоянием человека, определённой позой тела, выражением лица. В первом случае человек всем видом показывает свою заинтересованность предметом, его внимание узко направлено, взгляд чёткий, выражение лица осмысленное. В состоянии невнимания видна рассеянность человека, ярко выражен блуждающий взгляд, поза тела показывает незаинтересованность, стремление уйти от предмета. Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что внимание – это многостороннее понятие, заключающее в себе одновременно процесс, свойство и состояние. Рассмотрим основные функции внимания: Селективная. Внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека [19, c. 29]. Контролирующая. Эта функция обеспечивает оценку как деятельности в общем и целом, так и определённых её этапов. Прогностическая, или планирующая функция. Эта функция заключается в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям [19, c. 41]. Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену. Существует большое количество классификаций видов внимания, так как можно брать во внимание множество критериев отбора: 1) По происхождению различают природное и социально обусловленное внимание. Первое является врожденной способностью к избирательности реагирования, а второе развивается под влиянием обучения и давлением воспитания. 2) По локализации объекта внимания различают внешнее и внутреннее внимание. 3) По тому, каков субъект, индивидуальное, групповое и коллективное внимание [5, c. 66]. И.В. Страхов выделял как основание классификации, характер объекта, таким образом, по его учению существует: 1) Сенсорное внимание; 2) Интеллектуальное внимание; 3) Двигательное внимание; 4) Аффективное внимание, направленное на чувства и переживания субъекта [21, c. 73]. По мнению Р.С. Немова, классификация видов внимания по критерию управления вниманием делиться, на: 1) Непосредственное внимание, которое управляется напрямую объектом внимания; 2) Опосредованное внимание, регулируемое с помощью специальных посредников, которыми могут быть жесты, указания, речь и другое [17, c. 106]. Наиболее распространённой является классификация видов внимания по критерию представленности в акте внимания цели и волевого усилия. По данному основанию выделяют: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание начинает развиваться у ребёнка очень рано – с первых дней жизни. Факторы, организующие непроизвольное внимание, могут касаться, как объекта внимания, так и субъекта, непроизвольное внимание зависит как от силы и новизны раздражителя, так и от потребностей, интересов, эмоций и ощущений воспринимающего раздражитель человека. Основная функция непроизвольного внимания сориентировать человека в постоянно меняющихся условиях окружающего мира. Коренным образом отличается от непроизвольного произвольное внимание. Важнейшим фактором, пробуждающим механизм последнего является цель деятельности человека. Под общим контролем произвольного внимания осуществляется целеполагание, планирование, реализация, оценка продукта и даже коррекция действия. Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку. Л.С. Выготский много занимался развитием у детей произвольного внимания. Он определил, каким образом произвольность как характеристика внимания формируется у ребёнка. Была создана методика двойной стимуляции. Цель этой методики – показать психологический механизм овладения человеком своим вниманием. Сущность методики заставить человека в определённой ситуации овладеть собственным вниманием. Доказано, что у дошкольника и даже младшего школьника этот механизм ещё не сформирован, поэтому задание для них трудновыполнимо. Для облегчения задачи вводится второй стимул, своеобразная опора, обеспечивающее устойчивость внимания ребёнка на объекте. Таким посредником может быть речевой стимул (обрати внимание на синий и белый цвет) или объект (синяя и белая карточка). С помощью этой методики учёный доказал, что благодаря внешним стимулам можно помочь ребёнку овладевать собственным произвольным вниманием. Помимо объекта или речевого стимула, в качестве «притягивателей» внимания ребёнка могут служить жесты. Очень важным жестом является вытянутый указательный палец. В детстве родители так концентрируют внимание малыша(«Так нельзя делать, ай-яй-яй!»). Становясь взрослее, ребёнок сам перенимает этот жест и использует его в общении с родителями или со сверстниками («Хочу эту игрушку! Купи мне эту игрушку!») [4, c. 238]. Согласно результатам исследований, овладение ребёнком своим вниманием с помощью предметных и речевых действий начинается в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Самостоятельно ребёнок начинает организовывать произвольность своего внимания уже в 5,5 – 6,5 лет. Послепроизвольное внимание возникает при сильном увлечении субъекта в деятельности. Отличительной особенностью этого вида внимания является то, что из сферы сознания «исчезает» всё, что не связано с объектом деятельности. Послепроизвольное внимание возникает только тогда, когда появляется настоящий интерес к делу. В нём отражается глубокая личностно-смысловая насыщенность для человека. Послепроизвольное внимание имеет ряд общих «точек сближения» и с произвольным и с непроизвольным вниманием. Так же, как и в непроизвольном внимании, имеет место отсутствие волевого стимула. Так же, как и в произвольном, в сознании -удерживается цель деятельности. Послепроизвольное внимание обычно наступает после произвольного. 1.3 Особенности развития внимания у учащихся среднего младшего школьного возраста Средний младший возраст – это время когда ребенок сам сравнивает себя с другими и понимает, что он уже не просто школьник, а взрослый. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое ребенок сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Средний младший возраст считается сложным периодом, т.к. на ребенка трудно воздействовать. У него начинается половое созревание, повышается гормональный фон [23, c. 140]. Основной деятельностью детей этого возраста остаётся школа, но в психологическом плане она всё же отходит на задний план. Выдвигается вперёд общение, попытки выстраивать отношения, экспериментировать с ними. Всё в этот момент жизни связано у детей с желанием найти своё место в обществе и показать себя. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении всего возраста такова: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (9-10 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (11 - 13 лет). Данный период возраста – прекрасное время усиленного развития психических процессов. Так у учащегося качественно меняется, улучшается мышление, меняется восприятие. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Учащийся уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Нередко родители жалуются на неустойчивость внимания, обвиняют детей в рассеянности и лени, но делают это неправомерно, так как у ребенка просто нет стимулов заниматься тем или иным делом. Если у него появится настоящий интерес к делу, его будет сложно от него оторвать [2, c. 112]. На развитие внимания в этом возрасте влияют не только социальные условия, но и сам возраст. Известно, что в 10 – 12 лет у ребёнка наблюдается повышенная утомляемость, он часто и много устаёт. Его постоянная раздражительность так же, как и утомляемость может повлиять на характеристики внимания. Глава 2. Методики воспитания внимания средствами физического воспитания у учащихся среднего младшего возраста 2.1 Особенности проявления внимания у учащихся среднего младшего возраста на уроках физической культуры Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: а) правильная постановка задач урока; б) создание положительного эмоционального фона; в) оптимальная загруженность школьников на уроке [1, c. 99]. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у учащихся еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учащихся, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности педагога, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия педагога. Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у учащихся, выполняющих физические упражнения: а) обстановка на уроке и поведение педагога существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если учащиеся двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят педагога в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность педагога (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учащихся. Не следует смешить и развлекать учащихся, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий педагога перемежались улыбками, словами поощрения учащихся за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах; б) использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у учащихся сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру; в) упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений [10, c. 22]. Игра - это привычная форма занятий для школьников. Для детей среднего младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, учащиеся усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с учащимися этого возраста важно использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение. Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: 1) Использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; 2) Включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); 3) Менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока) [22, c. 255]. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что педагог допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее распространенные из них следующие: а) педагог перечисляет упражнения, которые будут выполнять учащиеся на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить; б) задача, которая ставится педагогом, значима для него, а не для учащихся; в) педагог ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»); г) педагог ставит непривлекательные задачи для учащихся; д) конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами учащихся и их потребностями; е) педагог ставит перед учащимися задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у учащихся впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны [13, c. 302]. Оптимальную загруженность учащихся на уроке можно достигнуть при помощи специальных организационно-дидактических мер: а) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: 1) обеспечение спортивным инвентарем всех членов учебной группы; 2) выполнение с учащимися в паузах подготовительных и подводящих упражнений; 3) поручение учащимся наблюдать за качеством выполнения упражнений одноклассниками; б) осуществление постоянного контроля педагога за учащимися в процессе всего урока (учащиеся предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность); в) освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников организаторов [16, c. 107]. Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста. В среднем младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому учащиеся часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Экспериментально доказано, что учащиеся этого возраста не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 - 8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, учащиеся с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что учащиеся этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование учащегося. Следовательно, педагог физической культуры, работающий с учащимися среднего младшего школьного возраста, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать учащимся минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки - больше показывать их. Учащиеся этого возраста обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40 - 45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это, отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Учащиеся этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях учащегося. Педагогу физической культуры следует: а) использовать разнообразные проблемные методы обучения; б) пользоваться социальной активностью учащихся; в) поддерживать диалог с учащимися; г) проводить индивидуальное обучение; д) максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-экономическими и социально-культурными сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества [14, c. 226]. 2.2 Способы развития и поддержания внимания на уроках физи-ческой культуры Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна предлагаемая Р.И. Соленовой система, обеспечивающая повышение и устойчивость произвольного внимания, которая включает в себя следующие мероприятия: 1) В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения. При постановке задач урока: а) четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы; б) ставя задачу, проверять, принята ли она учащимися, понята ли ими. При пояснении упражнений: а) показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса. Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий; б) не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы учащимся, втягивая их в процесс своего мышления; в) давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи. При выполнении учащимися учебного задания: а) выбирать оптимальный темп работы для данной группы учащихся. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания; б) планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учащихся. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно; Стимулировать внимание учащихся в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий; Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения; Устранять причины отрицательного отношения учащихся к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни; Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.) [20, c. 84]. Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств. Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются. Особую роль играет положительное отношение учащихся к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом. На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания учащихся. Если па уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести учащихся к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным. Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой [24, c. 311]. Так, при разучивании физического упражнения, когда учащиеся осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же учащиеся должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности педагог может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание учащихся. 2.3 Разработка методики развития внимания средствами физического воспитания у учащихся среднего младшего возраста Преследуя цель развития произвольного внимания учащихся, можно предложить в вариативную часть урока физической культуры включить обучение например, настольному теннису. Эта игра выбрана не случайно. Она доступна учащимся с разными уровнями здоровья, а положительный эффект от нее отмечается и педагогами и родителями. Дело в том, что этот вид спорта воспринимается учащимися не как академическая дисциплина, а как обычная игра: они могут стать успешными в теннисе и за счёт этого, стать более уверенными в себе. Введение настольного тенниса в учебный процесс по физическому развитию учащихся среднего младшего возраста поможет решить следующие задачи: а) развитие кондиционных физических качеств; б) развитие психических качеств: внимание, двигательная и зрительная память, воля, целеустремленность; в) помогает социальному формированию личности: умение общаться со сверстниками, осознание своей значимости и причастности к такой высоко интеллектуальной спортивной игре как настольный теннис. В связи с этим была разработана «Программа по развитию внимания у учащихся среднего младшего школьного возраста на уроках физической культуры». Цель программы - развитие произвольного внимания средствами физической культуры. Задачи программы: а) сформировать у учащихся умение контролировать свою деятельность; б) развить основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность; в) развить основные виды внимания: слуховое и зрительное. Занятия по развитию и коррекции внимания учащихся должны соответствовать главной цели – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности. По сравнению с другими педагогическими дисциплинами физическое воспитание имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и проведению учебных занятий по физическому воспитанию. Один из важнейших вопросов методики физического воспитания - определение структуры занятий. Построение занятий обусловлено пе....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Формирование культуры здоровья детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
- Проверка эффективности применения подвижных игр на уроках физической культуры для развития физических качеств учащихся средних классов
- Основы развития выносливости у детей старшего школьного возраста на уроках физической культуры.