VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методы и инструменты оценки инвестиционного климата в регионах РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007969
Тема: Методы и инструменты оценки инвестиционного климата в регионах РФ
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА



Факультет







Кафедра

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЛОГИСТИКИ







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Методология и методы исследований в менеджменте





на тему:

Методы и инструменты оценки инвестиционного климата в регионах РФ 









Выполнил (а)

Чепиль А.С.

Студен(ка) группы  

МП-1

очной формы обучения





факультета



(Ф.И.О. студента)

Научный руководитель:

К.э.н., Шарова И. В.

(ученая степень, звание/должность, Ф.И.О)



Москва -2016



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РФ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

1.2 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РФ

ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ РОССИИ

2.2 ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ























ВВЕДЕНИЕ

	Актуальность данной работы состоит в том, что важным условием для успешного экономического развития любого региона России становится – привлекательный инвестиционный климат.

	Потребность в привлечении дополнительных ресурсов и общая атмосфера понимания экономической ситуации, которая властвует в государстве, регионах затрагивая разные сферы социально-экономического развития это - Оценка инвестиционного климата.

Выстраивание благоприятного инвестиционного климата в государстве сегодня, сформирует его климат в будущем.

Достижение определенных целей инвестирования является логическим результатом действенности инвестиционного климата. Наряду с тем что, наступательность разных территориальных институтов с целью формирования, по их мнению, более благоприятного инвестиционного климата не всегда точно сопровождается возрастанием инвестиционных потоков.

Как правило, действенность инвестиционного климата для конкретной территории проявляется в двух аспектах: экономическом и социальном. В экономическом – через возрастание макроэкономических показателей, прежде всего экспортных мощностей  и ВВП на душу населения. Что касается социального, то его показанием может служить снижение социальных рисков, рост заработной платы, а значит, и покупательной способности населения территории.

Средством устранения "инвестиционного голода" в стране является приток вложений в российскую экономику как жизненно важный этап экономики. Актуальны очень серьезные изменения в инвестиционном климате, для того чтобы иностранные вкладчики решились на такие вложения.

С точки зрения возможности увеличить реальные активы для России на первый план выходят привлечение иностранных вложений являющихся очень важными и не только для России, но и для иностранных вкладчиков. Как правило, еще большее значение для нашего времени имеет тот факт, что иностранные вкладчики привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса, современные методы управления и новые технологии, а также помогают развитию отечественных вложений. Они являются как бы пришельцами из необозримого будущего для российской экономики.

О состоянии инвестиционного климата в России можно судить по отношению иностранных вкладчиков к работе на российском рынке. Иностранные вкладчикы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам в отличие от отечественных вкладчиков, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России. По динамике иностранных вложений можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении вложений.

Целью данного курсового проекта являются методы оценки  инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Задачами курсового проекта являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, способов и критериев оценки инвестиционного климата, и попытка дать оценку его текущего состояния.

Предметом моего исследования является оценка инвестиционного климата в России, как шага на пути серьезного улучшения инвестиционного климата в стране, роста производства и производительности.









ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Под инвестиционным климатом можно понимать  — общую характеристику совокупности различных социально-экономических, организационно-политических, правовых, социокультурных предпосылок, определяющих инвестирование в хозяйственную систему региона.

Ни для кого не секрет, что инвестиции понимаются как долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, дающие экономическую отдачу, как правило, через значительный срок после вложения. Существуют различные виды вложений: государственные, образуемые из средств государственных финансовых источников; иностранные, вкладываемые зарубежными предпринимателями, банками, компаниями; частные, образуемые из средств частных корпоративных предприятия и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.

Различную направленность имеют производственные инвестиции, которые идут на увеличение и производственное и инженерно-техническое перевооружение работающих предприятий, новое строительство, реконструкцию, интеллектуальные же идут на воспроизведение интеллектуального, духовного продукта.

Инвестиции, вкладываемые непосредственно в сбыт определенного вида продукции, производство либо обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций относятся к прямым.

Инвестиции в ценные бумаги, акции компаний, заводов и предприятий, облигации и другие, формируемые в виде портфеля ценных бумаг, как правило, называют - финансовые (портфельные). Нефинансовые приобретают форму вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект, предприятие, дело.

«Большинство Российских регионов за последние годы получило иностранные инвестиции в различных формах:  как прямые, так и портфельные, и прочие».

Прямые инвестиции в основной капитал на сегодняшний день имеют большое значение, которые напрямую связаны с поставками в основном машин и оборудования, в чем более всего нуждаются регионы. Портфельные инвестиции, как правило, в большинстве своем вкладываются в уставный капитал - это разные виды ценных бумаг и проч.

 «В прямой зависимости от возможности привлечения иностранных и отечественных вкладчиков для осуществления программ размещения и территориальной организации производительных сил, от степени благоприятности инвестиционного климата находится - конкурентоспособность региона».

«К обобщенной характеристике совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих, инвестирование в региональную хозяйственную систему относится, инвестиционный климат региона».

Инвестиционная деятельность напрямую связана с оценкой состояния и прогнозированием развития инвестиционного рынка. Рынок инвестиционных товаров и инвестиционных услуг имеет понятие -  инвестиционный рынок. Но понятие инвестиционного рынка необходимо рассматривать в более широком смысле, как рынка объектов инвестирования во всем его многообразии.

К элементам, характеризующим состояние инвестиционного рынка, относятся такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Все эти элементы находятся в постоянной динамике и их соотношение не постоянно. Этим и обусловлено чрезвычайно сложное экономическое явление, и общее состояние изменчивости инвестиционного рынка, поскольку оно формируется под влиянием множества экономических факторов.

Для привлечения вкладчиков государственная либо региональная инвестиционная политика должна быть направлена на создание особых экономических условий деятельности, позволяющих реализовать имеющиеся возможности вкладчика наиболее эффективно и выгоднее, чем в других регионах. 

Это комплексная задача в виду того, что под инвестиционным климатом понимается не только экономическая среда, здесь также необходимы изменения в социальной сфере.

Мировая экономика в настоящее время накопила большой опыт формирования благоприятного инвестиционного климата. Существует целый ряд экономических инструментов, позволяющих улучшить и изменить инвестиционную сферу экономики.

За последние 20 лет Российские регионы приобрели большой опыт привлечения вкладчиков различной величины и направленности, как иностранных, так и крупных российских. Каждый регион сформировал свою систему на различных уровнях региональной и государственной поддержки инвестиционных проектов, предоставления различного рода преференций и льгот.

Изучение инвестиционного рынка представляет целый процесс и состоит из ряда последовательных этапов.

Первый этап характеризуется осуществлением оценки и прогнозированием макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка. Он относится к наиболее сложным этапам его исследования, требующим обработки обширной информации и высококвалифицированных исполнителей, а так же огромной информационной базой для изучения различных государственных программ развития отдельных сфер экономики.

В предстоящем периоде главную роль в прогнозных исследованиях, связанных с развитием инвестиционного рынка, играет рассмотрение следующих условий и факторов:

сложившаяся динамика валового внутреннего продукта;

расходы на накопления влияют на доли национального дохода;

раскрыты возможности приватизации;

упорядочение и регулирование налогов в инвестиционных и других видах предпринимательской деятельности;

усовершенствование учетной ставки Национального банка.

Формирование второго этапа определяется из оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности отраслей экономики.

Цельная характеристика отдельных отраслей экономики с позиции перспективности развития, доходности вложений и уровня инвестиционных рынков является - инвестиционной привлекательность отраслей. При разработке инвестиционной стратегии компании осуществляется оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей.

Перспективность развития - важный, но далеко не единственный критерий, определяющий инвестиционную привлекательность отраслей. Интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих, на формирование доходности вложений и инвестиционных рисков является - инвестиционной привлекательностью регионов. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.

Конкретной направленностью характеризуется каждый инвестиционный проект и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в нашей экономической науке методология исследования инвестиционного процесса как одного из способов развития конкурентоспособности региона относится к числу сложных, так как ее основу составляет многовариантная, многокритериальная оценка целого ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных.



1.2 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РФ

1. Рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса в России».

Публикации Всемирного банка отражают не только межстрановые исследования, но так, же субнациональные оценки. Последнее исследование Последние публикации в 2012 году затронули инвестиционный климата российских регионов, которое отражало оценку 30 городов по 4 показателям: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения и регистрация собственности. Критериями оценки являлись продолжительность и стоимость каждого процесса.

«Ведение бизнеса» (Doing Business) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю создания ими благоприятных условий ведения бизнеса. Исследование проводится по методике Всемирного банка (World Bank) и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка), основанной на комбинации анализа нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности. Данный проект был разработан и реализован в 2002 году экономистом Всемирного банка С.Дьянковым. В настоящий момент исследование состоит из наиболее полного комплекса показателей регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. Эта методика исследования и типовая модель анализа являются единственными типичными инструментами, используемыми во многих странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Проект посвящен анализу на протяжении всего жизненного цикла — от создания и до ликвидации, оценке нормативных актов, регулирующих деятельность национальных, прежде всего малых и средних предприятий носит название «Ведение бизнеса». Исследование позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на национальном уровне, и обеспечение их соблюдения в исследуемых странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.

Первоначально смысл проекта предполагал: о постановке объективной основы для понимания и совершенствования системы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру. 

При этом подразумевается, что для ведения хозяйственной деятельности требуются качественные правила, которые являются прозрачными и могут использоваться всеми экономическими субъектами. Результаты исследования способствовали дебатам по вопросам экономической политики во многих государствах и сделали возможным появление всё большего числа исследований, изучающих взаимосвязь регулирования на уровне компаний с показателями развития экономики разных стран.

В рамках исследования полученный сбор и анализ различных количественных данных использовался для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами. Что подталкивает государства к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для учёных, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране. Проект насчитывает более 7000 экспертов в разных странах мира — охватывает различные слои консультантов по вопросам предпринимательской деятельности, а также ведущих учёные разных стран, оказывающие методическую и экспертную помощь.

Исследование содержит рейтинг стран мира по показателю благоприятствия ведения бизнеса, который рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных индикаторов:

Регистрация предприятий, собственности.

Получение документов на строительство.

Разрешения на подключение к системе электроснабжения.

Кредитование.

Защита интересов вкладчиков.

Налогообложение.

Торговля между странами.

Обязательства по исполнению контрактов.

Банкротство и закрытие предприятий.

Всю актуальную информацию по подготовке рейтингов в течении финансового года (окончание 30 июня) фиксируют и обновляют ежегодно. Итоговый рейтинг исследования охватывает все страны, затем они  ранжируются с первого до последнего места, наиболее высоким, как правило, считается - первое место. Первое место для страны означает, что её регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. Макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения вкладчиков, безопасность и уровень коррупции относящиеся к переменным при расчете не учитываются. Политические аспекты не учитываются условия организации, и ведения бизнеса рассматриваются исключительно на уровне законодательных положений и нормативов.

2. Рейтинг инвестиционного климата регионов России «Эксперт РА».

Понятие инвестиционного климата в данном исследовании определяется как совокупность инвестиционного потенциала и риска региона. В аналитическом исследовании используется как объективный, так и субъективный подход при расчете рейтингов регионов. Для определения весов каждого индекса проводятся опросы среди экспертов российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий.

Цель Рейтинга – независимая социально-экономическая оценка субъекта РФ с точки зрения его привлекательности для реализации инвестиционных вложений. 

Методика составления Рейтинга впервые была разработана в 1996 году. При ее разработке учитывался как отечественный, так и зарубежный опыт анализа и сопоставления инвестиционной привлекательности различных стран (начиная с исследований Гарвардской школы бизнеса в конце 1960-х годов). За период с 1996 по 2016 гг. по мере изменения социально-экономической ситуации в стране, а также развития нормативно-правовой базы методика несколько раз модернизировалась (подробнее см. ниже). 

Инвестиционная привлекательность регионов анализируется Агентством сквозь призму двух относительно самостоятельных характеристик: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. 

Инвестиционный риск – качественно-количественная характеристика, которая отражает некоммерческие риски среды, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям в субъекте, а также общее состояние бизнеса в регионе. 

Основные источники информации. Для обеспечения наибольшей объективности оценки, рейтинг строится преимущественно на основе статистических данных федеральных ведомств, к которым относятся: 

Госкомстат

ЕМИСС 

Минфин России  

Казначейство России  

Банк России 

МВД России 

Минприроды России 

Минкомсвязь России

Кроме того, используется правовая база данных «Консультант Плюс», сайты российских и международных рейтинговых агентств, особых экономических зон и других институтов развития.  

1) Инвестиционные возможности 

Инвестиционные возможности региона складывается из 9 частных потенциалов (до 2005 года – из 8), каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей: 

1. Природно-ресурсные возможности это – средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, в т.ч.: 

балансовые запасы нефти и газа; 

балансовые запасы углей; 

балансовые запасы драгоценных металлов и камней;

балансовые запасы руд цветных и черных металлов; 

балансовые запасы нерудных полезных ископаемых;

сельскохозяйственные угодья;

общий запас древесины и др. 

2. Трудовые возможности включают – размер рынка трудовых ресурсов (доля населения в трудоспособном возрасте) и образовательный уровень населения (доля занятых с высшим и средним специальным образованием). 

3. Производственные возможности это – совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе, в т.ч. объемы производства в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве, оборот торговли и платных услуг населению. 

4. Потребительские возможности – или совокупная покупательная способность населения региона, которая оценивается на базе объема доходов населения, а также их покупательской активности. 

5. Инфраструктурные возможности формируются за счет транспортно-географическое положение региона (в т.ч. положение относительно основного экономического центра страны, главных магистралей, портов, авиаузлов и пограничных переходов) и его инфраструктурная обеспеченность (развитость транспортной сети и связи). 

6. Инновационные возможности – оцениваются на основе данных о количестве работников в научно-исследовательской сфере, финансовых затратах на научные исследования и разработки, а также инновационной активности. Активность измеряется через количество заявок на патенты и объем разработанных передовых для России технологий. 

7. Институциональные возможности – включают в себя прямую оценку развитости финансовых и страховых институтов, а также косвенную оценку условий для развития малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и иностранного бизнеса через результат – их представленность в регионе и ее изменение. 

8. Финансовые возможности характеризуются «условным объемом денежной массы» в регионе через измерение количества денег, находящихся в руках бизнеса (сальдированный финансовый результат деятельности организаций), власти (доходы бюджета) и населения. 

9. Туристические возможности складываются из наличия мест «притяжения» в регионе (в т.ч. особое культурное и природное наследие), развитости туристской инфраструктуры (в частности мест размещения) и туристический поток.  

2 Инвестиционный риск 

Инвестиционный риск субъекта складывается из 6 частных рисков, каждый из которых, аналогично частным потенциалам характеризуется целой группой показателей: 

1. Экономический риск отражает тенденции развития бизнеса в регионе через призму динамических показателей развития промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также износ основных фондов и долю убыточных предприятий. 

2. Социальный риск показывает уровень социальной напряженности в регионе, которая оценивается на основании показателей безработицы, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также этнических особенностей субъекта. 

3. Финансовый риск показывает общий уровень финансовой надежности потенциальных контрагентов в регионе (в лице РОИВ и частных предпринимателей). Финансовое состояние региональных органов власти оценивается через призму текущей долговой нагрузки, способности покрывать расходы за счет собственных доходов и рейтингов кредитоспособности. Риски в бизнес среде оцениваются через уровень просроченной кредиторской задолженности. 

4. Управленческий риск – или уровень управления в регионе оценивается на базе 3 основных критериев, которые возможно отследить через призму статистики: 

способность региональной власти привлекать достаточный для дальнейшего развития экономики объем вложений, оцениваемый через соотношение прямых инвестиционных вложений и ВРП;

качество управления региональным бюджетом, включая: качество бюджетного планирования, качество исполнения бюджета, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, качество управления государственной собственностью и прозрачность бюджетного процесса; 

способность региональной власти обеспечивать население минимальным уровнем необходимых социальных услуг через косвенный индикатор уровня младенческой смертности в регионе. 

В качестве дополнительных стресс-факторов выступает наличие серьезных информационных поводов о коррупционных делах против представителей ОИВ субъекта и снятии губернатора с формулировкой «об утрате доверия». 

5. Экологический риск – оценивает уровень загрязнения окружающей среды через выбросы в атмосферу от разных видов источников, сбросы неочищенных стоков в поверхностные воды, а также уровень радиационного фона. 

6. Криминальный риск – характеризует уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, количества преступлений экономической направленности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.  

3 Система агрегирования данных 

Процесс агрегирования данных производится в четыре этапа. 

1. На первом этапе оценки инвестиционной привлекательности рассчитываются доли каждого региона в России по 9 частным видам инвестиционного потенциала и индексы 6 частных видов инвестиционных рисков.  

1.1 Доля региона по каждому виду инвестиционного потенциала определяется по среднему между долями субъекта от суммарных показателей по России. Формула: Pik = ??ijk/Nk, 

где Pik –доля i-го региона от России в целом по k-му виду потенциала; 

?ijk – доля i-го региона в России по j-му показателю, относящемуся к k-му виду потенциала. При этом ?j ?ijk = 100%; 

Nk – число используемых индикативных показателей для оценки k-го вида потенциала.  

1.2 Индекс каждого из 6 видов инвестиционных рисков региона рассчитывается по «минимаксному методу», когда регион с наименьшим значением принимается за «0», а с наибольшим за «1». Значения всех остальных регионов рассчитываются относительно «0» и «1».  

 

где ?ik – значение k-ого вида частного инвестиционного риска в i-ом регионе; 

Dijk max – величина j-ого показателя i-го региона с максимальным значением, относящегося к k-ому виду риска (j = 1, 2… 6); 

Dijk min – величина j-ого показателя в i-ом регионе с минимальным значением, относящегося к k-ому виду риска (j = 1, 2… 6); 

Dijk – значение j-ого показателя в i-ом регионе по k-ому виду инвестиционного риска; 

nk – число индикативных показателей для оценки k-ого вида инвестиционного риска.  

2. На втором этапе рассчитываются суммарный инвестиционный потенциал и интегральный инвестиционный риск.  

2.1 Величина совокупного инвестиционного потенциала каждого региона рассчитывается как средневзвешенное по экспертным весам значение долей каждого региона по всем 9 видам частных потенциалов по следующей формуле: 

Ri = ?(Xik ? Mk),

где Ri – условная средневзвешенная доля i-го региона в России по совокупному инвестиционному потенциалу; 

Xik – доля i-го региона в России по k-му виду потенциала (k = 1, 2… 9); 

Mk – средняя величина экспертного веса k-го вида потенциала.  

Значение экспертных весов частных видов потенциалов (Mk) рассчитывается по результатам ежегодного анкетирования российских и иностранных экспертов и вкладчиков, проводимого в трехмесячный период, предшествующий дате выхода рейтинга.  

2.2 Интегральный индекс инвестиционного риска каждого региона рассчитывается как средневзвешенная сумма частных инвестиционных рисков региона: 

Qi = ? (?ik ? Nk),

где Qi – средневзвешенное значение i-го региона России по интегральному инвестиционному риску; ?ik – значение индекса k-ого вида риска i-го региона; 

Nk – средняя величина экспертного веса k-ого вида риска.  

Значение экспертных весов частных видов рисков (Nk) рассчитывается по результатам ежегодного анкетирования российских и иностранных экспертов и вкладчиков, проводимого в трехмесячный период, предшествующий дате выхода рейтинга.  

3. На третьем этапе все регионы ранжируются по величине совокупного инвестиционного потенциала или интегрального инвестиционного риска. Место региона – место в ранжированном ряду регионов (рэнкинге) по определенному параметру или их совокупности. 

В рэнкинге потенциала первое место получает регион, имеющий наибольшее значение Ri. В случаях, когда фактические значения Ri у нескольких регионов оказываются равными, всей группе присваивается среднегрупповое место. При отсутствии какого-либо признака всем таким регионам присваивается последнее место. Например, Москве и Санкт-Петербургу присвоено последнее (85-е) место по природно-ресурсному потенциалу – за неимением такового. 

Первое место по интегральному риску получает регион, имеющий наименьший риск (лучший регион). В случаях, когда фактические значения статистических показателей у нескольких регионов оказываются равными, всей группе присваивается средне групповое место.   

4. На четвертом этапе сравнительной оценки инвестиционной привлекательности каждому региону присваивается рейтинг инвестиционной привлекательности – индекс, определяющий соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона. По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из следующих рейтинговых категорий: 



высокий потенциал риска:

 – минимальный (1A); 

– умеренный (1B); 

– высокий (1C); 

средний потенциал риска:

 – минимальный (2A);

– умеренный (2B); 

– высокий (2C); 

пониженный потенциал риска:

 – минимальный риск (3A1);

 –  умеренный (3B1);

 –  высокий (3C1);

незначительный потенциал риска:

 – минимальный (3A2);

– умеренный (3B2);

незначительный потенциал риска:

 – высокий (3C2);

низкий потенциал риска:

 – экстремальный (3D).



3. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата.

Имеет четыре основные группы показателей: 

регуляторная среда;

бизнес институты;

ресурсы и инфраструктура;

поддержка малого и среднего предпринимательства. 

Каждая группа включает набор объективных и субъективных индикаторов, которые дают оценку интегральному рейтингу каждого региона в отдельности.

В разработке такой системы показателей рейтинга брался за основу лучший мировой и отечественный опыт, который помогал понять состояние инвестиционного климата, а также учитывался опыт пилотной апробации Рейтинга в 2014 году, который состоял из 45 показателей, сгруппированных в 17 факторов, составляющих 4 направления:

1. Регуляторная среда, определяет, насколько качественно предоставлены государственные услуги. Для этого используют показатели продуктивности оказания всевозможных государственных услуг для бизнеса: количество процедур, удовлетворенность коммерсантов типовыми управленческими процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация юридических лиц, регистрация прав собственности на недвижимое имущество, выдача лицензий, присоединение к электросетям) и время прохождения процедуры.

2. Институты, для бизнеса отражающие результативность институтoв для бизнеса, присутствие и качество инструментов защиты и усовершенствование инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права вкладчиков, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).

3. Инфраструктура и ресурсы, показывающие присутствие и особенности инфраструктуры – показатели работы и степени развитости инфраструктуры, а также общедоступность ресурсов для осуществления бизнеса и инвестиционной деятельности (например, мониторинг мер государственного содействия и присутствие финансирования, а также наличие физической инфраструктуры и ресурсов – таких, как телекоммуникация в инфраструктуре, наличие автомобильных дорог и объектов инвестиционной инфраструктуры (промышленные парки, технопарки, инкубаторы, наличие квалификации и важных рабочих ресурсов).

4. Поддержка малого предпринимательства, влияющая на его развитие.

Вне рамок этого Рейтинга происходит подготовка данных по 31 вспомогательному показателю с целью  оценки их использования для включения в методологию последующих периодов, а также для нахождения наилучших практик по регионам с использованием показателей, не входящих в Рейтинг.

	Проведение опросов предпринимателей  и экспертов, а также применение статистической информации, используются при сборе и первичной обработке материалов.

	Существует 3 разных подхода к формированию подборок для опроса:

Показатели, которые оценивают при помощи экспертных оценок.

По каждому региону создается база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатур, представляемых деловыми объединениями («Деловая Россия», «Опора России» и др.). а также Агенством стратегических инициатив (АСИ).

Подбор участников для 

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей 
генеральной совокупности

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий "Спарк-Интерфакс". Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии - например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

























ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ РОССИИ

Правительство Российской Федерации коллегиально с предпринимательским сообществом с 2012 года реализует комплекс общесистемных мер для повышения инвестиционного и предпринимательского климата. На государственном уровне улучшаются нормативно-правовые акты по проблемным и важным сферам госрегулирования, на местном уровне создается инфраструктура роста инвестиционной деятельности, и создаются институты, в муниципалитетах вводятся лу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.