- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006058 |
Тема: | Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6 1.1 Понятие и виды конкурентоспособности предприятия 6 1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 12 1.3 Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 18 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПАРУС» 26 2.1 Общая характеристика ООО «Парус» 26 2.2 SWOT-анализ ресторана ООО «Парус» 31 2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «Парус» 34 ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ПАРУС» 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49 ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что конкурентоспособность выступает в качестве основного элемента современного уровня развития экономики. Предприятия любой сферы бизнеса не способно добиться стабильного успеха, если не рассчитывает эффективность своего развития, не проводит анализ, оценку и накопление сведений о собственных перспективах и способностях. Важным является изучение состояния рынков и определение места на них не только конкурентов, но и самого предприятия, с учётом оценки конкурентоспособности. Отметим, что на конкурентоспособность предприятия оказывают влияние различные факторы, особое место среди которых занимает способность производить конкурентоспособную продукцию (работы, услуги) и создание необходимых условий для их реализации. Немаловажными факторами являются уровень менеджмента, система управления денежными потоками, состояние рынка, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация рабочего персонала. Важнейшую роль занимает маркетинг, основной задачей которого следует назвать выявление наиболее значимых потребностей потребителей, учёт изменений их предпочтений, оценку перспективности подразделений рынка, разработку и осуществление эффективных стратегий по повышению конкурентоспособности. Предприятие, обладающее высокой конкурентоспособностью, удовлетворяет потребителей и формирует у них устойчивое желание повторно приобретать продукцию, способствует сокращению претензий со стороны государства в лице налоговых органов, общества в целом, собственников и других участников экономических отношений. Достижение и поддержание высокой конкурентоспособности предпринимательства на рынке ресторанных услуг является сложной и комплексной задачей, для решения которой необходим большой опыт и высокая квалификация управленцев, а также наличие развитой методической базы и системы обмена опытом. Таким образом, исследование конкурентной среды и выработка конкретных действий в отношении конкурентов на рынке ресторанных услуг могут существенным образом улучшить положение предприятия. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов позволяет оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Выработав на основе проведенного анализа собственную стратегию, предприятие может усилить свою позицию на рынке. Степень изученности. Проблеме изучения конкурентоспособности предприятия, определению её сущности и механизмов посвящены труды таких авторов, как А.Н. Захаров, А.А. Зокин, М.Г. Миронов, М. Портер и др. В работах И.Б. Береговой, Л.В. Фомченкова и А.А. Меркулова в своих работах представляют исследования в области изучения факторов, которые оказывают воздействие на конкурентоспособность предприятия. Основные подходы и методы оценки конкурентоспособности, специфика маркетинговых задач в области её управления раскрываются в трудах А.А. Лазаренко, А.П. Мягкова, Ю.А. Поляничкина, В.П. Смирнова, Л.Д. Ерохиной, А.В. Горбатенко и др. Пути повышения конкурентоспособности предприятия исследованы такими учёными, как А.И. Алейникова, И.В. Гелета, В.В. Аранжин, И.Б. Береговая и др. Изучением феномена конкурентоспособности в сфере ресторанных услуг занимались такие авторы, как Е.Г. Матушевская, Е.Л. Заднепровская, И.М. Долгова, Н.А. Кудакова и др. Объектом исследования является ресторан ООО «Парус» города Твери. Предметом исследования является процесс исследования конкурентоспособности предприятия. Целью исследования является анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ресторана ООО «Парус». В соответствии с поставленной целью задачами являются: рассмотреть понятие и виды конкурентоспособности предприятия; изучить факторы, определяющие конкурентоспособность; рассмотреть методы анализа и оценки конкурентоспособности; дать общую характеристику ООО «Парус»; провести SWOT-анализ ООО «Парус»; определить конкурентные преимущества ООО «Парус»; разработать рекомендации, направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Парус». Информационной базой работы стали: специальная литература таких авторов, как И.М. Лифиц, М.Г. Миронов, Р.А. Фатхутдинов, С.В. Царькова и др.; журналы «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Экономические науки», «Маркетинг», «Современные научные исследования и инновации», «Маркетинг в России и за рубежом» и другие известных авторов, среди которых можно отметить Ю.В. Антипова, В.А. Болодурину, А.Н. Воронова, Е.А.Малинину, Л.А. Уткина, В.А. Пчелинцева и др.; финансовая, бухгалтерская, кадровая отчётность ООО «Парус» за 2015-2016 года. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Понятие и виды конкурентоспособности предприятия По словам Ю.В. Антипова, конкурентоспособность предприятия является комплексной характеристикой предприятия за определенный период времени в условиях конкретного рынка, которая отражает превосходство перед конкурентами по целому ряду показателей [10, C.212]. П.С. Завьялов считает, что конкурентоспособность предприятия представляет собой его эффективную деятельность, в результате которой осуществляется прибыльная реализация товара в условиях конкурентного рынка [23, C.50]. По мнению М.Г. Миронова, конкурентоспособность предприятия является экономической категорией, представляющей собой эффективную деятельность предприятия, которая характеризуется прибыльностью реализации товаров и услуг в условиях конкурентного рынка. Данное определение схоже с предыдущим, однако автор характеризует конкурентоспособность как экономическую категорию, что является важным [5, C.21]. Р.А. Фатхутдинов предлагает рассматривать конкурентоспособность предприятия как способность выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущество по сравнению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за пределами [7, C.144]. Наиболее полно отражающим определением конкурентоспособности предприятия является позиция Р.А. Фатхутдинова. В связи с тем, что объектом исследования ВКР является предприятие общественного питания, дадим определение конкурентоспособности услуг. Н.Б. Пильник, А.А. Гущина и Д.А. Медведева определяет конкурентоспособность услуги как её непосредственное преимущество на рынке, свойство, которое способствует ее продвижению в конкурентной среде. Автор отмечает, что качество услуги может оставаться неизменным, а конкурентоспособность меняться в зависимости от разных факторов, оказывающих влияние на способность услуги конкурировать [35, C.175]. И.В. Драгунова считает, что конкурентоспособность услуги представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик, способствующих созданию превосходства перед продуктами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя. Существенное влияние оказывает имидж предприятия, то есть совокупность социально-психологических характеристик, которые формируют благоприятное общественное восприятие предприятия [22, C.43]. М.В. Виноградова и Л.А. Васильева отмечают, что конкурентной будет являться та услуга, которая удовлетворяет следующим требованиям [16, C.34]: цена на услугу приемлема; услуга высокого качества; при оказании услуги обеспечено высокое качество обслуживания; процесс оказания услуги осуществлен при рациональном использовании ресурсов предприятия. В отличие от первых трех требований четвертое является требованием самого предприятия, поэтому для потребителя, пользующегося услугой, интереса не представляет, а для предприятия имеет первостепенное значение, поскольку прямо влияет на эффективность его деятельности. В классификации также не существует единого мнения среди учёных. I. М.О. Тарский отмечает в своей работе, что конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой и предлагает различать её виды на основе структурных составляющих [41, C.63]: текущая конкурентоспособность предприятия; долгосрочная конкурентоспособность предприятия; конкурентоспособность менеджмента предприятия; конкурентоспособность предпринимательской идеи (видения). II. А.Н. Кара и А.В. Ковтуненко среди видов конкурентоспособности предлагают различать функциональную, видовую и предметную, которая основана на характеристиках товара как объекте конкурентоспособности: функциональная конкурентоспособность предприятия; видовая конкурентоспособность предприятия; предметная конкурентоспособность предприятия [25, C.133]. Функциональная конкурентоспособность предприятия формируется при удовлетворении данным товаром наряду с товарами других предприятий конкретной потребности. Видовая конкурентоспособность предприятия возникает между различными разновидностями товара, которые позволяют удовлетворять одну и ту же потребность. Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными предприятиями. III. По мнению Е.А.Малининой, Л.А. Уткина и В.А. Пчелинцева, конкурентоспособность предприятия можно классифицировать по стадиям развития [31, C.99]: стратегическая конкурентоспособность предприятия - определяет потенциальную способность конкурировать с аналогичными предприятиями в будущем на запланированном рынке; фактическая конкурентоспособность предприятия - сложившаяся конкурентоспособность на конкретном рынке. В.В. Квасникова дополняет данные виды следующими [2, C.138]: планируемая конкурентоспособность предприятия – формируется на стадии планирования деятельности предприятия; начальная (стартовая) конкурентоспособность предприятия – формируется на начальном этапе функционирования предприятия; формируемая конкурентоспособность предприятия характерна для предприятия на этапе становления предприятия как объекта на рынке. Общую классификацию конкурентоспособности представим на Рис.1. Виды конкурентоспособности предприятия По критерию характеристики товара как объекта В зависимости от структурных составляющих Функциональная, видовая, предметная Текущая, долгосрочная, конкурентоспособность менеджмента, предпринимательских идей По критерию отношения к рынку По стадиям развития Глобальном, национальном, региональном, местном Планируемая, начальная, формируемая, фактическая, стратегическая В зависимости от направления обеспечения В зависимости от уровня развития предприятия Внешней (маркетинговой), внутренней (ресурсной) Пионерская, оптимальная, развитая, лидерская, эталонная, стагнирующая, аутсайдерская В зависимости от сферы возникновения Производственно-техническая; инновационная; товарно-продуктовая; природно-ресурсная; организационно-управленческая По влиянию на субъекты рынка Стимулирующая, подавляющая, демотивирующая, поглащающая, созидающая, разрушающая Рис.1. Виды конкурентоспособности предприятия Современное толкование понятия конкурентоспособности предприятия как многофакторного процесса реализации конкурентных отношений основано на важном условии его осуществления – управлении конкурентоспособностью предприятия. П.С. Завьялов под управление конкурентоспособностью предприятия предлагает понимать деятельность, которая направлена на формирование управленческих решений, направленных на противостояние различным внешним воздействиям, а также, достижение лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями. В соответствии с данным определением можно выделить четыре уровня конкурентоспособности предприятия, каждому из которых соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга [23, C.51]. 1. При первом уровне конкурентоспособности менеджеры предприятий фактор управления как «внутренне нейтральный». Данный подход приносит успех в случае, если предприятие находит на рынке место, которое свободно от конкуренции. Перечислим характерные черты предприятий данного уровня конкурентоспособности: понимание маркетинга как важной функции управления; приверженность примитивной ценовой конкуренции; недостаточное внимание к квалификации и мотивации сотрудников; отсутствие понимания роли фактора управления в целом; вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления являются излишеством. 2. Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Для предприятий данного уровня характерно соответствие стандартам, которые установлены их основными конкурентами на конкретном рынке, а также, желание подражать предприятиям-лидерам. 3. Эффективность производственных систем предприятий третьего уровня конкурентоспособности определяется не столько внутренними факторами, сколько внешними управленческими факторами (качеством организации и эффективностью системы управления). Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности: в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, уделяется больше внимания маркетингу, который ориентирован на потребителя; предприятия становятся ориентированными на маркетинг; инновации, а также, изменения в области производства продукции осуществляются, если существует уверенность в одобрении их конечными потребителями. 4. Предприятия четвертого уровня конкурентоспособности оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они готовы составить конкуренцию любому предприятию по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются с учетом результатов изучения рынка. Конкурентоспособность предприятия данного уровня характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов. Содержание управления конкурентоспособностью предприятия проявляется в реализации уровней управления конкурентоспособностью: стратегического, тактического и текущего (оперативного) [13, C.361]. Стратегическое управление осуществляется на уровне высшего руководства предприятия и ориентируется на долгосрочные (от трех лет и более) перспективы развития. Стратегической целью управления в данном случае можно назвать формирование, поддержание и развитие стратегического конкурентного преимущества. Тактическое управление направлено на формирование тактики обеспечения конкурентоспособности предприятия – совокупности видов, приемов и методов конкурентной борьбы, которые избирает для своей конкурентной стратегии и практически применяет предприятие против своих конкурентов. Текущее управление представляет собой объект оперативного менеджмента, непрерывно осуществляемого в процессе решения текущих задач в области обеспечения конкурентоспособности предприятия. Текущее управление конкурентоспособностью предполагает проведение конкурентного маневрирования, который представляет собой комплекс мер, разрабатываемых и осуществляемых с целью устранения диспропорций. В результате ознакомления с проблематикой конкурентоспособности, можно сформулировать основные признаки, характеризующие сущность данного понятия [37, C.2241]: конкурентоспособность проявляется в процессе рыночных отношений; конкурентоспособность обладает уникальными свойствами и распространяется на субъект и объект рыночных отношений; состояние конкурентоспособности предприятия динамично и неустойчиво из-за часто меняющейся рыночной среды; конкурентоспособность может отождествляться с такими экономическими категориями, как качество и эффективность; продукция, а также, производящие ее системы рассматриваются в общем контексте проблем конкурентоспособности; конкурентоспособность является относительной величиной, для сравнения которой основными параметрами служат аналогичные показатели конкурентов. Таким образом, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать относительную рыночную величину, которая динамично изменяется и характеризует возможность предприятия получать прибыль от своей деятельности в современных рыночных условиях с помощью эффективного использования организационно-управленческого, производственного, научного, экономического, технического, маркетингового и иного потенциала предприятия. 1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия Задача сохранения и укрепления рыночных позиций предприятий актуализирует вопросы изучения подходов к систематизации факторов конкурентоспособности предприятий и выделения тех, которые обеспечивают её повышение. С. Лю под факторами конкурентоспособности понимает явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также, социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия [30, C.373]. По мнению Л.В. Фомченковой, факторы могут оказывать воздействие на повышение или понижение конкурентоспособности предприятия, они способствуют превращению возможностей конкретного предприятия в действительность; определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности данного предприятия [42, C.46]. При этом Е.Н. Ямщикова уточняет, что наличия самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от эффективности их использования с учётом отраслевой принадлежности бизнеса [44, C.65]. М. Портер все факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность предприятия, систематизирует в трех подходах. 1. Первый подход включает факторы производства, влияющие на конкурентоспособность предприятия [6, C.211]: людские ресурсы (количество, квалификация, стоимость рабочей силы); физические ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов и др.; климатические условия и географическое положение страны, где расположено предприятие); ресурс знаний (сумма научной, технической и рыночной информации, которая оказывает влияние на конкурентоспособность товаров и услуг); денежные ресурсы (количество и стоимость капитала, используемый при финансировании предприятия); инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк, система здравоохранения и культуры, жилищный фонд и т.д.). 2. Второй подход к классификации факторов конкурентоспособности предприятия основан на степени их специализации [14, C.90]: общие факторы, используемые в широком спектре отраслей и дающие предприятию преимущества ограниченного характера (система автомобильных дорог, дебетовый капитал, персонал с высшим образованием); специализированные факторы, создающие более долговременную основу обеспечения конкурентоспособности предприятия (узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в конкретных отраслях знаний). 3. Третий подход классифицирует факторы конкурентоспособности предприятия по типу [14, C.91]: основные факторы - объективно существующие или требующих для создания незначительных инвестиций (природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и т.д.); развитые факторы – факторы более высокого порядка, для развития которых необходимы значительные, продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов (современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и т.д.). Французские экономисты А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе иначе классифицируют факторы конкурентоспособности предприятия, которые включают такие, как [12, C.355]: концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия; качество, которое выражается в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляется путем опросов и сравнительных тестов; цена товара с возможной наценкой; собственные и заемные финансы; торговля, рассматриваемая с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности; послепродажное обслуживание, которое обеспечивает предприятие постоянной клиентурой; внешняя торговля предприятия, которая позволяет ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением; предпродажная подготовка, свидетельствующая о способности предприятия предвидеть запросы будущих потребителей. Огромный вклад в исследование факторов конкурентоспособности предприятия внесли отечественные ученые. Так, Е.П. Голубков предлагает при проведении маркетингового исследования конкурентоспособности предприятия использовать 16 факторов результативности его деятельности, которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности предприятия [39, C.1]. К данным факторам конкурентоспособности предприятия он относит: имидж предприятия; концепцию и качество продуктов; суммарную рыночную долю главных видов бизнеса; мощность научно-исследовательской, конструкторской и производственной базы; уровень диверсификации видов бизнеса; стабильность финансово-экономического положения предприятия на рынке; маркетинговую деятельность; уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания; политику организации во внешней предпринимательской среде. И.У. Зулькарнаев и Л.Р. Ильясова предлагают разделить все факторы на три группы [24, C.55]: цели, которые ставит перед собой предприятие; ресурсы, которыми располагает предприятие; факторы внешней среды. Н.К. Моисеева предлагает учитывать факторы, которые отражают в динамике [34, C.56]: степень удовлетворения потребителя; временной критерий эффективности производства. В.Л. Белоусов все факторы конкурентоспособности предприятия группирует по отдельным элементам [34, C.57]: комплекс маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта); деловая активность; эффективность деятельности предприятия. В.В. Аранжин предлагает классифицировать факторы в зависимости от степени возможного контроля со стороны государства и предприятия следующим образом [11, C.125]: неконтролируемые государством; контролируемые государством и неконтролируемые предприятием; контролируемые предприятием. Наибольшую популярность в экономической литературе получил подход, на основе которого все факторы конкурентоспособности предприятия объединены в зависимости от способности предприятия оказывать на них влияние: 1. Внешние факторы прямого воздействия (поставщики, наука и технологии, государство, посредники, профсоюзы, конкуренты, потребители, тип, емкость рынка). 2. Внешние факторы косвенного воздействия (состояние экономики, политико-правовые факторы, природно-климатические факторы, научно-технический прогресс, демографическую ситуацию, социокультурные факторы). 3. Внутренние факторы: система менеджмента качества; маркетинговая деятельность; качество менеджмента; система управления; экономическую безопасность; репутация предприятия; финансовая, инновационная, инвестиционная деятельность; корпоративная культура; персонал; конкурентная стратегия; технологии; производственные процессы; сбытовая сеть. К факторам конкурентоспособности услуги М.В. Виноградова и Л.А. Васильева относят [16, C.36]: качество услуги и ее соответствие спросу; себестоимость услуги и ее цену; рекламные мероприятия; формы продвижения услуг и обслуживания потребителей. Классификационную схему, отражающую факторы конкурентоспособности услуги можно представить следующим образом (Таблица 1) [22, C.44]. Таблица 1 Факторы конкурентоспособности услуги № Фактор Критерии 1 Цена Эффективность ценовой политики в сравнении с конкурентами, уровень соотношения цены на услугу с ценами основных конкурентов 2 Качество услуги Степень прогрессивности используемых технологий; техники, инструментальной базы; соблюдение технологической дисциплины; степень соответствия работ по оказанию услуг требуемым нормативам и правилам их предоставления, классности услуг; уровень квалификации персонала; уровень безопасности оказываемых услуг; степень соответствия содержания зданий, сооружений, инженерно-технического и другого оборудования требуемым нормативам, действующим в сфере услуг 3 Организация и качество обслуживания Уровень обслуживания, дизайна и содержательности интерьера и экстерьера предприятия сферы услуг и территорий; номенклатура дополнительных услуг; доступность предприятия и его услуг; используемые способы и методы расчетов с потребителем 4 Репутация Известность бренда; срок функционирования и др. Таким образом, можно отметить, что конкурентоспособность услуг обусловлена качественными и стоимостными факторами, способными достаточно полно охарактеризованы с помощью системы: качественных показателей - степень удовлетворения требований потребителя, уровень обслуживания, коэффициент классности и уровень потребительной стоимости; экономических показателей - цена услуги и цена обслуживания; маркетинговых показателей - известность бренда предприятия, эффективность рекламных мероприятий, коэффициент роста рыночной доли предприятий сферы услуг. Для повышения конкурентоспособности предприятия и оказываемых им услуг необходимо: оценивать качество услуг; выстраивать управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождение оценки ожидаемого потребителем и фактическим качеством предоставленных услуг. 1.3 Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия Главная цель оценки конкурентоспособности предприятия заключается в определении его относительной стратегической позиции на рынке. Оценка проводится для [36, C.192]: выбора контрагентов для совместной деятельности; осуществления государственного регулирования экономики; составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта; осуществления инвестиционной деятельности; разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности. Методы оценки конкурентоспособности предприятия характеризуются традиционным набором вычислительных процедур. Различаются методы составом локальных показателей, который зависит от: отраслевой принадлежности предприятия; масштабов производства; использования инструментов маркетинга; доступности информации и прочее. Все методы оценки конкурентоспособности имеют общий алгоритм, схема которого представлена на Рис.2. Анализ и оценка показателей, определяющих конкурентоспособность предприятия Сбор информации и анализ внешней среды предприятия Сбор информации и анализ внешней среды предприятия Формирование состава показателей оценки Выбор методики оценки конкурентоспособности предприятия Определение количественных значений показателей для сравниваемых предприятий Оценка уровня конкурентоспособности предприятия по выбранной методике Анализ конкурентоспособности предприятия Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия Разработка мероприятий по реализации стратегии Рис.2. Алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия Исследование конкурентоспособности начинается с анализа состояния предприятия, его места и роли в конкурентной среде. Необходимо определить основных конкурентов, доли рынка в обслуживаемых сегментах, отношение покупателей к продукции предприятия и его конкурентов, мотивы предпочтений покупателей при выборе товара (качество, цена и пр.). По результатам исследования формируется состав показателей, характеризующих внешнюю среду [22, C.46]. Оценка внутренней среды производится на основе показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия (выручка, рентабельность, прибыль, ликвидность активов и пр.). В результате исследований формируется система показателей конкурентоспособности предприятия и производится выбор методики оценки. Оценку конкурентоспособности обычно проводят в сравнении с основными конкурентами. Кроме того, уровень конкурентоспособности можно рассматривать в разные периоды времени, чтобы определить динамику конкурентной позиции предприятия. Уровень конкурентоспособности предприятия определяет его позицию на рынке, а анализ конкурентоспособности – указывает направления её повышения за счет разработки и реализации адекватной стратегии. В качестве основных стратегий могут применяться: стратегия лидерства по издержкам; стратегия дифференциации; стратегия фокусирования; стратегия инновации [34, C.57]. В чистом виде реализация рассмотренных стратегий встречается редко. Чаще используется комбинация стратегических действий, в наибольшей степени соответствующая рыночной ситуации и стратегической позиции предприятия. После определения цели и выбора стратегии разрабатывается план мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. По результатам оценки значений показателей конкурентоспособности определяется набор наиболее важных показателей, характеризующих выбранное направление повышения конкурентоспособности. Для каждого из выделенных показателей определяется комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия. Далее определяется потребность в ресурсах, устанавливаются сроки исполнения и порядок контроля. В современных условиях существует большое количество разнообразных методов анализа конкурентоспособности предприятия. Самые популярные из них представлены в Таблице 2 [15, C.3016]. Таблица 2 Методы анализа конкурентоспособности предприятия № Метод анализа Краткое описание 1 SWOT-анализ Методика стратегического анализа, которая позволяет оценить конкурентоспособность предприятия с точки зрения сильных, слабых сторон продукта; возможностей и угроз рынка 2 PEST-анализ Маркетинговый инструмент, который предназначен для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, влияющих на бизнес предприятия 3 SWW-анализ Анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации 4 Анализ конкурентов Предполагает изучение существующих и потенциальных конкурентов; определение и оценку стратегий позиционирования конкурентов; выявление и анализ слабых и сильных сторон конкурентов; оценку восприятия конкурентов целевыми группами потребителей; анализ рекламной и PR-деятельности конкурентов 5 КФУ Ключевые факторы успеха представляют собой общие для всех предприятий отрасли факторы, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции 6 Метод McKinsey / GE Позволяет определить наилучшие рынки для предприятия на основе оценки двух критериев: конкурентоспособности продукции и привлекательности отрасли 7 Модель 5 сил Портера Метод оценки конкурентоспособности и устойчивости бизнеса с точки зрения факторов внешней и внутренней среды предприятия 8 Многоугольник конкурентоспособности Метод определения сравнительного положения товара предприятия по отношению к ключевым конкурентам 9 Матрица И. Ансоффа Используется для описания возможных стратегий предприятия на растущем рынке 10 Матрица БКГ Определяет модель жизненного цикла товара. Использование возможно на ограниченном числе рынков Наиболее известные методы оценки конкурентоспособности предприятия можно сгруппировать по группам [29, C.375]. 1. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия (Р.А. Фатхутдинов, А.А. Воронов). Характеристика: конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество. Преимущества: учитывается конкурентоспособность всех видов продукции, с учетом их удельных весов, а также проводится непосредственное сравнение с конкурентами (в формулах учитываются показатели продукции конкурентов). Недостатки: оценка конкурентоспособности предприятия только по конкурентоспособности продукции, что является необоснованным в связи с вышеизложенным определением понятия «конкурентоспособность предприятия». 2. Методы, основанные на финансовом анализе и нефинансовых индикаторах деятельности предприятия (В.И. Захарченко; В.Д. Жариков; А.С. Шальминова; Н.Н. Барткова; Н.Н. Куприна). Характеристика: балльная оценка способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов. Преимущества: делается акцент на том, что конкурентоспособность предприятия не сводится только к конкурентоспособности продукции, а отражает всю многогранную деятельность предприятия. Недостатки: не учитывается конкурентоспособность продукции предприятия, которая является одной из составляющих конкурентоспособности предприятия. 3. Комплексные методы (Н.К. Моисеева; М.И. Круглов; Л.В. Целикова; А.М. Кротков; Ю.Я. Еленева). Характеристика: оценка конкурентоспособности предприятия ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. Текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия и финансовых показателей, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции. Преимущества: наиболее полный учет всех видов рынков, на которых выступает предприятие. Авторы стараются отразить в своих методиках всю многогранность понятия конкурентоспособность предприятия. Недостатки: попытки составить исчерпывающий список показателей деятельности предприятия и свести их к одной экономической величине: конкурентоспособность предприятия. Данный список составить не представляется возможным, так как количество показателей бесконечно. Таким образом, сле....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: