VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ конкурентоспособности страховой компании и методы ее оценки

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004614
Тема: Анализ конкурентоспособности страховой компании и методы ее оценки
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………..…8

1.1 Конкурентоспособность и конкурентная среда предприятия: сущность и основные понятия  ……………………….…………….…………………………....8

1.2 Анализ конкурентоспособности страховой компании и методы ее оценки……………………………………………………………………………….12 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЙ ЗАСО «ТАСК»……………………………………………………23

2.1	Общая характеристика компании. Анализ структуры и финансово-хозяйственной деятельности ЗАСО «ТАСК» за 2014 – 2016 гг. …………….. 23

2.2 Анализ основных факторов, обуславливающих конкурентное положение ЗАСО «ТАСК»……………………………………………………………………26

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ……………………………………………………..38

 3.1 Проблемы и способы регулирования страхового рынка …………………..38

3.2 Пути повышения конкурентоспособности ЗАСО «ТАСК» …………….…45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..….55

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………….……………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………….59

ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………..…………66

	


РЕФЕРАТ

Шабловская Лилия Валентиновна

«Пути повышения конкурентоспособности организации»

Дипломная работа: 70 с., 4 рис., 15 табл., 42 источника, 3 прил. .

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок страховых услуг, факторы структуры рынка, страховая компания, страхование.

Объект и предмет исследования - конкурентоспособность страховой компании ЗАСО «ТАСК».

Методы исследования: корреляционный анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.

Полученные результаты и их новизна: разработаны пути повышения конкурентоспособности, основанные на сопоставлении ряда качественных и количественных факторов. 

Область возможного практического применения: выявления путей повышения конкурентоспособности страховой компании ЗАСО «ТАСК».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные их литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и  концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                           

                                                                                      ____________________

                                                                                                                                                       (подпись студента)                           


РЭФЕРАТ

Шаблоўская Лілія Валянцінаўна

«Шляхі павышэння канкурэнтаздольнасці арганізацыі»

Дыпломная праца: 70 с., 4 мал.,15 табл.,42 крыніцы, 3 д..

Ключавыя словы: канкурэнтаздольнасць, рынак страхавых паслуг, фактары структуры рынку, страхавая кампанія, страхаванне.

Аб'ект і прадмет даследавання - канкурэнтаздольнасць страхавой кампаніі ЗАСТ «ТАСК».

Метады даследавання: карэляцыйныя аналіз і сінтэз, лагічны падыход да ацэнкі эканамічных з'яў, комплекснасць, сістэмнасць, вывучэнне, параўнанне.

Атрыманыя вынікі і іх навізна: распрацаваны шляхі павышэння канкурэнтаздольнасці, заснаваныя на супастаўленні шэрагу якасных і колькасных фактараў.

Вобласць магчымага практычнага прымянення: выяўлення шляхоў павышэння канкурэнтаздольнасці страхавой кампаніі ЗАСТ «ТАСК».

Аўтар працы пацвярджае, што прыведзены ў ёй разлікова-аналітычны матэрыял правільна і аб'ектыўна адлюстроўвае стан доследнага працэсу, а ўсе запазычаныя іх літаратурных і іншых крыніц тэарэтычныя, метадалагічныя і метадычныя палажэнні і канцэпцыі суправаджаюцца спасылкамі на іх аўтараў.



                                                                                             ____________________

                                                                                                                                                                  (подпіс студэнта)           

































ESSAY

Shablovskaya Lilia Valentinovna

"Ways to improve the competitiveness of the organization"

Thesis work: 70 s., 4 r., 15 t, 42 s, 3 at..

Key words: competitiveness, insurance services market, market structure factors, insurance company, insurance.

The object and subject of research is the competitiveness of the insurance company CASO "TASK".

Research methods: correlation analysis and synthesis, a logical approach to the evaluation of economic phenomena, complexity, system, study, comparison.

The results obtained and their novelty: ways of increasing competitiveness based on a comparison of a number of qualitative and quantitative factors have been developed.

Area of ??possible practical application: to identify ways to increase the competitiveness of the insurance company CASO "TASK".

The author of the paper confirms that the calculation and analytical material given in it correctly and objectively reflects the state of the process under investigation, and all the theoretical, methodological and methodological provisions borrowed from their literary and other sources are accompanied by references to their authors.



                                                                                             ____________________

                                                                                                                                                                  (signature of student)           






ВВЕДЕНИЕ

Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении защиты имущественных интересов государства и его граждан.

Изучению путей повышения конкурентоспособности страховых компаний посвящены работы как белорусских ученых и экономистов, так и зарубежных. Вместе с тем, целый ряд актуальных проблем, связанных с конкурентоспособностью страховых компаний, остается недостаточно исследованным. В том числе существует необходимость уточнения места и роли страховой отрасли в повышении конкурентоспособности экономики, анализа повышения конкурентоспособности страховой отрасли на основе привлечения иностранных инвестиций. Недостаточно внимания уделялось комплексному анализу факторов повышения конкурентоспособности страховой отрасли, системе показателей ее конкурентоспособности.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления основных пути повышения конкурентоспособности страховых компаний, анализа уровня конкурентоспособности, изучения основных направлений и механизмов развития страхового рынка, совершенствования конкурентной среды страховых компаний.

Цель данной дипломной работы – развитие теоретических и практических основ конкурентоспособности компании и разработка практических рекомендации по ее совершенствованию (на примере ЗАСО «ТАСК»). 

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

— дать определение понятию конкурентоспособности, классифицировать факторы конкурентоспособности страховых компаний;

— рассмотреть методы проведения анализа конкурентоспособности;

— раскрыть сущность и основные понятия структуры рынка и страховых услуг;

— проанализировать конкурентоспособность ЗАСО "ТАСК" за 2014-2016 гг. на основе показателей;

— провести анализ факторов влияющих на собираемость страховых сборов на рынке страховых услуг;

— предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАСО "ТАСК".

Предметом дипломной работы является конкурентоспособность страховой компании ЗАСО «ТАСК» и пути ее повышения.

Объектом исследования является конкурентоспособность страховой компании.

В процессе работы применялись такие общенаучные методы исследования синтез, логический подход к оценке экономических явлений, комплексность, системность, изучение, сравнение.

Ряд методологических положений и выводов, содержащихся в дипломной работе иллюстрирован расчетными таблицами и графическими схемами.

Таким образом, сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик рынка страховых услуг позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый рынок, оценить степень развитости (неразвитости) конкуренции на данном рынке.

На основании полученных характеристик рынка страховых услуг делаются выводы о состоянии и перспективах развития конкуренции, о целесообразности и формах государственного воздействия на рынок. 

	
ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Конкурентоспособность и конкурентная среда предприятия: сущность и основные понятия  

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является свойственным качеством фирмы, исходя из этого можно, сказать, что конкурентоспособность оценивается только в рамках одной и той же отрасли, либо тех компании, которые выпускают подобные товары или услуги. Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [9,с.111].

Таким образом, конкурентоспособность фирмы является понятием относительным, так как одна и та же компания в рамках регионального ранка между конкурентами может быть конкурентоспособной, а вот в рамках мирового  рынка и его сегментов будет являться не конкурентоспособной. Оценка степени конкурентоспособности является выявление степени конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в основном в выборе основного объекта для сравнения, иначе говоря, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

- сопоставимостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- сопоставимостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- сопоставимостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует организация.

 Конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют одинаковые потребности покупателей, относящиеся к аналогичным сегментам рынка. А также компании должны, находится приблизительно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если эти условия не выполняются, сравнивать такие организации будет некорректным.

Так как конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов компании, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. Если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а общие ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования таких ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к использованным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. К тому же, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима, иметь возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

Сейчас для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, а прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать составляющими конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

технико-экономические;

коммерческие;

нормативно-правовые[24, с.48].

Технико-экономические факторы включают в себя такие как качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию, использование или потребление продукции или услуги. Данные компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и прочие. Сильная конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. А также у компании есть цепь достичь такого уровня конкурентоспособности, который смог бы ей помочь выжить как можно дольше на хорошей позиции среди конкурирующих компании. Исходя, их этого перед компанией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает использование совокупность мер по совершенствованию продукции, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп потребителей, улучшению сервиса, рекламы.

Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

Компания приходится, постоянно находится в соперничестве с конкурентами. Действия конкурентов и состояние конкурентной среды оказывает влияние на маркетинговые решения компании, ее дальнейшие планы и политику.  

Выделяют три основных вида конкуренции:

функциональную – это какая конкуренция, которая возникает между

разными товарами (услугами), но она удовлетворяющими одну и ту же потребность (например, автомобильные и железнодорожные перевозки);

видовую такой вид конкуренции, который возникает между товарам

(услугами) одного вида, но имеющими, хотя бы, одно существенное отличие (например, мотоциклы с различной мощностью двигателя)

 предметную - конкуренция между товарами (услугами) разных производителей, имеющими практически одинаковые свойства.

Сбор информации о конкурентной среде делается для того чтобы получить ответы на следующие вопросы:

- какие организации, которые действующие на рынке, являются конкурентами компании;

- какую долю рынка занимает каждый из конкурентов;

- какие маркетинговые программы применяют эти конкуренты и насколько они эффективны;

- как конкуренты реагируют на маркетинговые действия компании;

- на какой стадии жизненного цикла находятся товары конкурентов;

- каково финансовое состояние конкурентов, их организационная структура и уровень менеджмента;

- какова стратегия конкурентов и какие методы они используют в борьбе за рынок.

Большинство ответов на данные вопросы можно получить, производя кабинетные исследования. В результаты таких исследований делаются выводы, и они используются при выработке маркетинговой стратегии. В частности, выбор стратегии зависит от конкурентной структуры рынка. Выделяют четыре основных типа структуры рынка:

1. Совершенная конкуренция – это такая конкуренция, в которой отдельные продавцы и покупатели не могут влиять на цену, но формируют ее своим спросом и предложением. Признаками совершенной конкуренции является большое множество равноценных продавцов и покупателей, однородность и делимость продаваемой продукции, отсутствия барьеров для выхода и входа с рынок, высокая мобильность факторов производства, равный и весь доступ всех участников к информации. Процесс формирования рыночного спроса и цены происходит исходя их механизма рынка, то если на основание рыночного спроса и  предложения. Но отдельная фирма не участвует в образовании цен, а подчиняется уже сложившейся на данном рынке цене.  Примером рынка близкого по своей структуре к совершенной конкуренции можно отнести рынок акций крупных компаний, среди акционеров которых много держателей небольших пакетов акций;

2. Монополистическая конкуренция – в данной структуре относительно большое число небольших производителей, которые предлагают схожую, но не идентичную продукцию. Основные признаки: на рынке действуют множество фирм, среди которых либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающего преимущества перед мелкими; низкие барьеры, которые позволяют относительно легко основать фирму или покинуть рынок; несовершенство информации; выпускаемый товар принадлежит к определенной товарной категории, но одновременно отличается от изделий других производителей. В условиях монополистической конкуренции маркетинговая стратегия фирмы строится, как правило, на основе сегментации рынка. Примерами могут служить рынки спиртных напитков, некоторых пищевых продуктов и другие;

3. Олигополистическая конкуренция - данная конкуренция подразумевает малое количества фирм, которые работают на рынке. Признаками такой конкуренции является: большое количество покупателей, для которых небольшое количество фирм обеспечивает необходимый объем предложения; в большинстве случаев она сосредотачивается вокруг однородных продуктов; для того чтобы попасть на рынок существуют множества барьеров и препятствий; контроль над ценами органичен; фирмы которые имеют большую долю рынка, могут оказывать влияние на ценообразование. На таких рынках складывается скорее не ценовая, а технологическая конкуренция. Маркетинговые программы компании сильно зависят от действий конкурентов. Характерными примерами олигополистической конкуренции являются рынки автомобилей, электроники и другие;

4. Чистая монополия – это такой рынок, в котором существует один единственный производитель товара, у которого нет близких товаров-заменителей, и поэтому компания сама может самостоятельно устанавливать цену. Основными чертами такого рынка является существования только одной фирмы; производства товаров и услуг, у которых нет товаров-заменителей; существует препятствия для входа на такой рынок других фирм; самостоятельное установление цен на продукцию. Примером такого рынка может быть кабельное телевиденье, телефонная компания и другие.

При изучении конкурентов компания находит ответ, не только на каком рынке она находится и работает, но и дает ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнения для компании необходима, так как она дает возможность определить, в каком направлении она должна сосредоточить  свои средства и усилия, чтобы обладать преимуществами перед конкурентами. [17, c. 121]

Анализ характеристик конкурентов и сравнение их с соответствующими характеристиками компании обычно проводят по пяти основным группам параметров:

- товары и услуги: качество, престиж торговой марки, упаковка, срок службы, гарантийный срок, уровень послепродажного обслуживания, технические характеристики, стиль, надежность, удобство в эксплуатации, универсальность, размеры;

- цена: прейскурантная цена, условия предоставления скидок, размер скидок, условия расчетов, сроки платежей;

- каналы распределения: наличие доставки товара, сети региональных складов, посредники, охват рынка каналами распределения и другое;

- продвижение: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи.

Приобретения успеха фирмой связано с постоянным поддержанием высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении с аналогичными параметрами конкурентов. Высокая конкурентоспособность появляется, так как есть постоянное опережение конкурентов: в уровне обслуживания потребителей, снижении издержек производства, во внедрении новых маркетинговых приемов, в выводе на рынок новых товаров. Для интернет-компаний важно опережение конкурентов в таких областях, как удобство оплаты товара (применяемые платежные системы), скорость обработки заказа и доставки товаров, удобство навигации по сайту, дизайн сайта, разработка и внедрение новых приемов привлечения и удержания посетителей. Для этого компания должна, постоянно находится в курсе состояния дел основных ее конкурентов.

Таким образом, исследование конкурентной среды должно быть непрерывным и отражать не только текущее состояние дел, но и складывающиеся тенденции. Трендовый анализ данных, полученных в результате таких исследований, компания должна использовать для прогнозирования изменений в конкурентной среде и заранее планировать ответные ходы на возможные неблагоприятные изменения ситуации в организации.



1.2 Анализ конкурентоспособности страховой компании и методы ее оценки 

Страховщиками (страховая организациями) могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, создаваемые с целью осуществления страховой, а также иной деятельностью, определяемой настоящим Законом, при наличии у него уставного, резервного фондов и резервов в общей сумме не менее пяти тысяч, а для специально создаваемых перестраховочных организаций не менее пятнадцати тысяч минимальных заработных плат в денежной форме, прошедших регистрацию и получивших лицензию на право проведения определенного вида страхования или перестрахования. [14, ст.6] 

Предметом деятельности страховщиков может быть только страховая, инвестиционная деятельность, а также деятельность по оценке страхового риска и размера ущерба, по оценке и осмотру движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием и выдаче заключений о состоянии этого имущества, по организации предоставления услуг технического, медицинского и финансового характера иному страховщику либо страхователю в целях выполнения заключенных этими лицами договора страхования, по оказанию услуг иной страховой организации в установлении причин, характера ущерба при наступлении страхового случая. [25,гл.4, п.28]    

Цель анализа конкурентоспособности организации - установить, какого конкурентного преимущества она может добиться и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.

Анализ уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как: 

- во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов; 

- во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по оценке конкурентоспособности различных объектов;

- в-третьих, например, в Беларуси техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.

Для анализа конкурентоспособности страховых компаний следует применять научные подходы, принципы и методы. Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта.

Конкурентоспособность страховой компании рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности ее услуг с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы. Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.

Для оценки конкурентоспособности страховой компании сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Цель системного анализа страховщика - установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности оказываемых услуг, эффективности и устойчивости функционирования компании.

Этапы проведения системного анализа состояния страховщика предлагается «привязывать» к структуре системы стратегического менеджмента:

1. Анализ качества научного сопровождения системы стратегического менеджмента с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления.

2. Анализ компонентов выхода системы, т. е. качества стратегии компании, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ).

3. Анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе компании, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов.

4. Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли.

5. Анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на компанию.

6. Анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства. 

7. Анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т. е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации.

8. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии («процесс» в системе).

9. Анализ качества управляемой подсистемы системы стратегического менеджмента в части формирования системы показателей качества услуг, качества и сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению.

10. Анализ качества управляющей подсистемы системы стратегического менеджмента в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений.

11. Анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон.

12. Анализ конкурентоспособности оказываемых услуг и новшеств, персонала и технологий, компании в целом.

13. Анализ эффективности использования ресурсов.

14. Анализ устойчивости функционирования компании.[13, c. 34]

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности страховых компаний. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях белорусской экономики в настоящее время не решается. Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности страховой организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

По методике оценки конкурентоспособности можно выделить следующее:

- уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных услуг на конкретных рынках;

- отдельно проводить анализ эффективности деятельности компании исходя из конкурентоспособности и эффективности каждой услуги на каждом рынке;

- отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации.

Способность фирмы реализовать и защитить свои конкурентные преимущества зависит от того, насколько успешно она может противостоять давлению конкурентных сил, действующих на рынке. 

В соответствии с известной моделью М. Портера [26] каждая работающая на рынке фирма подвергается давлению пяти конкурентных сил: 

- конкуренция в отрасли; 

- угроза прихода новых конкурентов; 

- угроза замены товара или услуги; 

- зависимость от потребителей; 

- зависимость от поставщиков. 

Для страховых компаний первые три фактора являются наиболее важными.

Конкуренция в отрасли. Для борьбы с конкурентами, существующими в отрасли, необходима дифференциация услуг, предоставляемых компаниями и укрепление имиджа марки. Дифференциация снижает чувствительность клиента к цене и частично нейтрализует зависимость компании от него, т. е. уменьшает способность клиента торговаться. Кроме того, наличие элемента дифференциации снижает давление на компанию со стороны других конкурентных сил.

Для обеспечения успешной дифференциации необходимо, чтобы она представляла для клиента действительную ценность, которая была бы достаточно высокой для того, чтобы он согласился заплатить за нее повышенную цену; чтобы эта цена покрыла издержки и обеспечила компании необходимую прибыль. Кроме того, компания должна защитить элемент дифференциации от конкурентов, чтобы они не смогли его быстро воспроизвести. Страховая организация должна добиться известности элемента дифференциации, контролировать срок его жизни и следить за изменением его ценности в глазах клиентов.

Угроза прихода новых конкурентов зависит от высоты барьеров защиты от них и силы реакции, которую может ожидать потенциальный конкурент.

Существование барьеров входа и способность компании к отпору удерживают потенциальных конкурентов от прихода на рынок.

Зависимость от клиентов, которые, играя на существующей конкуренции, могут оказывать на компанию определенное давление, т. е. они могут заставить компанию снизить цену, предоставить больший объем услуг за ту же цену или более благоприятные условия платежа и т. д. 

Анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз объединяет SWOT-анализ. Сильные и слабые стороны страховой компании с точки зрения конкурентоспособности, а также ее возможности генерировать доход сегодня и в дальнейшем также необходимо рассматривать для получения объективной оценки. Наиболее важные моменты этого аспекта анализа: дистрибьюторская сеть, степень диверсификации бизнеса, темпы роста собираемой страховой премии, рыночная доля.

Более систематизированная модель сравнительного анализа предприятий на основе модели М.Портера [26, с.52] была предложена Американской ассоциацией управления. Она разработала контрольный лист SWOT- анализа, заполнив который для различных конкурирующих фирм, можно оценить сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе. Показатели конкурентоспособности оценивались по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. 

Методика оценки конкурентоспособности организации “4Р”, в отличие от ранее рассмотренной, позволяет дать количественную оценку, как по отдельным факторам, так и по всем факторам в целом. Методика основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам: продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта. 4Р образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке.

Недостатком данного метода является то, что оцениваются факторы конкурентоспособности экспертами, такая оценка может носить субъективный характер. Примерно такими же недостатками обладает и метод оценки конкурентоспособности путем составления функциональных карт. Сущность данного метода основана в сочетании метода “4Р” с сегментацией рынка. Оценка также ведется экспертами по отдельным факторам конкурентоспособности с учетом их значимости для потребителей на основных сегментах рынка. Достоинства метода в том, что он позволяет, во-первых, уточнить какой из сегментов рынка можно выбрать в качестве целевого; во-вторых, определить приоритеты при разработке плана по повышению конкурентоспособности организации; в-третьих, позволяет определить, что необходимо улучшить в параметрах товара, чтобы лучше конкурентов приспособить его к требованиям потребителей данного сегмента рынка.

Ж.Ж.Ламбен [19, с.74] считает, что одним из важнейших вопросов анализа конкурентоспособности фирмы является реакция конкурентов. Автор предлагает вести анализ по трем факторам: цена, реклама, качество (точнее – снижение цены, усиление рекламного давления и повышение качества). На основе этих факторов он предлагает строить матрицу эластичности конкурентной реакции. На основе данной матрицы сравниваются конкурирующие марки или фирмы. Сама матрица конкурентных реакций является удобным инструментом предвидения поведения конкурентов.

Достоинством данного метода является наглядность конкурентного преимущества и конкурентоспособности фирмы по отношению к конкурентам, но при этом можно отметить ряд недостатков. Так к одному из основных недостатков можно отнести то, что при рассмотрении конкурентоспособности фирмы учитывается малое количество факторов влияющих на конкурентоспособность.

Моисеева Н.К. [21, с.36] предлагает оценивать конкурентоспособность фирмы используя следующие методы: 

- по сравнительным преимуществам; 

- по теории равновесия фирмы и отрасли (по факторам производства); 

- по рыночным позициям фирмы; 

- структурный; 

- функциональный;

- по методу «профилей» и качеству продукции;

- матричный.

Используя методику сравнительных преимуществ, дать оценку конкурентоспособности фирмы в общем виде затруднительно, поскольку имеющиеся преимущества характеризуют конкурентоспособность не только конкретной фирмы, но и всей отрасли.

Следующим направлением исследования конкурентоспособности является теория равновесия фирмы и отрасли А.Маршала [20, с.98] и теория факторов производства. Если рассмотреть эти теории в аспекте страховых компаний, то под равновесием понимается такое состояние, когда у страховщика не существует стимулов для перехода в другое состояние, то есть для изменения объема предоставляемых услуг (изменения своей доли рынка). 

В условиях равновесия компании каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом компании отрасли не получают сверхприбылей, и как следствие сторонние страховщики не имеют стимулов для вступления в отрасль.

Данная методика, хотя и имеет возможность применения для оценки конкурентоспособности фирм и отраслей, при этом обладает существенными недостатками, основным из которых является то, что она не дает интегрального показателя конкурентоспособности организации.

По рыночным позициям фирмы и в рамках теории эффективной конкуренции можно выделить два основных подхода к определению критерия конкурентоспособности: структурный и функциональный.

При использовании структурного подхода, оценка положения может быть сделана исходя из уровня монополизации отрасли и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний.

Возможности завоевания фирмой рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от внешних условий, а также обстоятельств складывающихся на рынке. Принято выделять следующие факторы, оказывающие воздействие на интенсивность конкуренции, тем самым оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности фирм:

- потенциал рынка (возможная емкость);

- легкость доступа;

- вид товара;

- входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);

- однородность рынка;

- структура отрасли или конкурентные позиции фирм;

- степень вовлечения фирм в данную отрасль;

- возможность технологических нововведений;

- экономия на масштабе; 

- диверсификация фирм.

Последний метод учитывает большее количество факторов влияющих на конкурентоспособность фирмы, что в свою очередь делает данный метод более привлекательным, но при этом к недостаткам можно отнест.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44