- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика воспитания обучающихся специальной медицинской группы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012583 |
Тема: | Методика воспитания обучающихся специальной медицинской группы |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» Академия физической культуры и спорта кафедра теоретических основ физического воспитания Куцько Кирилл Викторович МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование Научный руководитель – доц. к.п.н. Степанова Татьяна Анатольевна Рецензент – доц. к.п.н. Шпакова Вера Анатольевна Ростов-на-Дону – 2017 РЕФЕРАТ Магистерская диссертация содержит 8 таблиц. Общий объем работы - 73 страницы компьютерной верстки. Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА, ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, ДЕТИ-АУТИСТЫ, КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА. Объектом исследования является процесс физического развития детей. Целью исследования – изучение методики физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В ходе исследования были получены выводы о положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм обучающихся дошкольных образовательных учреждений. При использовании известных методик оздоровительной физической культуры необходимо уделять внимание на разработку дыхательных упражнений, с целью улучшения гемодинамических показателей. Регулярные занятия физической культурой, лечебной физической культурой улучшают развитие двигательного аппарата, препятствуют развитию дегенеративных возрастных изменений, связанных с малоподвижным образом жизни. Данные, представленные в обзоре литературы, подтверждают факт положительного влияния занятий оздоровительных физических упражнений на организм обучающихся. Внедренная программа лечебной гимнастики позволила улучшить образовательную направленность детей-аутистов, внедрить в практику физического воспитания для детей специальной медицинской группы методику круговой тренировки, повысить уровень развития психических и физических качеств детей дошкольного возраста, в том числе и аутичных детей. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….... 7 1.1. Современный анализ состояния проблемы здоровья детского населения…………………………………………………………………….... 7 1.2. Болезни цивилизации……………………………………………….…… 10 1.3. Группы здоровья и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста…………………………………………………………… 18 1.4. Оздоровительная физическая культура для детей-аутистов …………. 29 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ….……. 34 2.1. Цели, задачи исследования ………………………………………….….. 34 2.2. Методы исследования…………………………………………………… 35 2.3. Организация исследования……………………………………………… 37 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 42 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 48 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ….………………………...…….. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 51 ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 59 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Современный научно-технический процесс, индустриализация и урбанизация, увеличение стрессогенных нагрузок на работе и в быту, падение уровня жизни у большинства семей в России привели к росту хронических инфекционных заболеваний не только у взрослых, но и среди детского населения. Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в хронические, а также рост первичнохронической патологии у детей с раннего возраста. Закономерным следствием плохо поддающихся лечению хронических заболеваний, тяжелых травм, органических нарушений со стороны ЦНС является возникновение выраженных нарушений в состоянии здоровья детей, которые приводят к ограничению их жизненных и социальных функций, свойственных возрасту. По данным НИИ РАН педиатрии здоровыми являются 15% дошкольников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями. Опираясь на представленные данные, необходимым является повышение эффективности комплекса физических упражнений в специальных медицинских группах, который оказывает благотворное влияние на укрепление здоровья и вовлечение детского населения с хроническими заболеваниями в активные занятия физической культурой. Длительное освобождение от физической культуры вызывает явления гипокинезии, с ее неблагоприятными последствиями для растущего организма занятия физическими упражнениями будут малоэффективными, если нагрузка на них окажется недостаточной. Они могут принести и вред здоровью, если для данного организма нагрузка будет чрезмерной и неправильно распределена. Процесс физического воспитания детей с хроническими заболеваниями очень сложный. Только при глубоком осмыслении можно правильно подобрать и разработать специальную программу комплексных упражнений для успешной работы в группах. Важнейшая задача, стоящая перед педагогом – создать условия, при которых дети школьного возраста с хроническими заболеваниями смогут заниматься физическими упражнениями в течение учебного года с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья. В свете последних данных особенно необходимо обновление форм и методов работы с детьми, имеющими нарушения в состоянии здоровья. Цель исследования – изучение методики физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Объект исследования – процесс физического развития детей. Предмет исследования – методика физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Задачи: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме состояния здоровья и физического воспитания детей. 2. Разработать методику гимнастики детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. 3. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность разработанной нами программы. Методы исследования: * теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; * педагогические наблюдения; * педагогический эксперимент; * математическая обработка полученных данных. Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы дипломной работы расширяют теоретическую базу для подготовки и проведения занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с хроническими заболеваниями или детьми-аутистами, создают практические возможности совершенствования методики обучения и проведения занятий физическими упражнениями, как для детей определенной медицинской группы, так и для детей-аутистов, так и в контексте целостной модели многолетнего процесса в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». Практическая значимость. Экспериментально обоснованный разработанный комплекс физических упражнений показал свою эффективность в процессе проведения физических упражнений с детьми-аутистами в дошкольном образовательном учреждении г. Ростов-на-Дону, что способствовало улучшению психического и физического состояния детей. Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, 8 таблиц, списка литературы, содержащего 68 источников. Общий объем работы составляет 73 страницы компьютерной верстки. ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Современный анализ состояния проблемы здоровья детского населения Состояние здоровья детей и подростков России в последние годы вызывает определенную тревогу в обществе. Указывая причины, пагубно влияющие на здоровье детского населения, специалисты выделяют недостаток двигательной активности, провалы в системе физического воспитания, недостаточную квалификацию педагогов в методиках обучения, вопросах развития и охраны безопасности жизнедеятельности детей, несоответствие между даваемой на занятиях физической нагрузкой и функциональными и возрастными особенностями учащихся. Все это приводит к увеличению количества детей с ослабленным здоровьем, неустойчивой психикой. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости перевода физической культуры на качественно новый, более высокий уровень. Стоит уделить особое внимание оздоровительному влиянию физических упражнений, их правильному сочетанию. При грамотно подобранном и разработанном соотношении достижения достигают необходимого оздоровительного эффекта. На занятиях рекомендуется больше внимания уделять дозированной ходьбе, лечебной и дыхательной гимнастике, туризму и спортивному ориентированию. При неправильном распределении функциональных возможностей по отношению к физическим нагрузкам по субъективным и объективным признакам можно определить реакцию организма, которая выражается в чувстве усталости, раздражительности, чрезмерном потоотделении, болезненных ощущениях. Следует обращать внимание на внешние признаки занимающихся и в зависимости от степени утомления менять интенсивность и длительность физических упражнений либо для всей группы, либо для каждого ребенка по отдельности (Аганянц, 1999). Ведущая роль в привитии валеологического образования подросткам принадлежит педагогу. Деятельность преподавателя должна быть направлена на овладение подростками необходимыми знаниями, умениям и навыками для утверждения в своем сознании необходимости построения разумного образа жизни, который обеспечит полноценное личное и общественное здоровье. Оптимальный двигательный режим, систематически и научно организованные занятия физической культурой и спортом являются хорошим средством предупреждения и профилактики возникновения различных заболеваний у подростков. Современная система физического воспитания, несомненно, требует коренного изменения ее содержания и форм, при этом оздоровительная направленность должна стать главенствующей. На сегодняшний день состояние здоровья детей является одной из самых обсуждаемых тем на мировой арене. Проблему связывают с повсеместным ухудшением состояния окружающей среды. Формирующийся детский организм в гораздо большей степени подвергается влиянию неблагоприятных факторов, в том числе и реагирует на изменение окружающей среды. Главным образом, необходимо определить основные компоненты воздействия факторов окружающей среды с целью изучения их влияния на организм. Комплексным итогом влияния окружающей среды на детей население считают уровень и качество детского здоровья. Здоровье, в свою очередь, - это критерий взаимодействия детского организма с окружающей средой, образующийся под влиянием сложного комплекса самых различных факторов – от экологических, биологических и до социальны. “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов” (Искусство быть здоровым, 2009). Здоровье описывают, как возможность организма к максимальному функционированию. Здоровым считается человек, у которого отсутствует ярко выраженная симптоматика болезней, а также первоначальные проявления заболеваний – состояние предболезни. Подобное состояние в медицине называют «малой патологией», чаще всего проявляющейся в результате снижения общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. По результатам демографических исследований все показатели здоровья такие, как заболеваемость, инвалидность, смертность – это описательные показатели, однако стоит исследовать, в первую очередь, предпатологические состояния, что позволит определить «уровень» здоровья детского населения и проводить «гигиенический мониторинг». Стоит обратить внимание, что именно здоровье коллектива выступает критерием донозологическим, диагностическим и позволяет изучить отрицательное влияние среды на человека. «Гигиенический мониторинг» считают критерием эффективности профилактических работ органов санитарно-эпидемиологических служб. (Андреев, 2005) Снижение уровня здоровья детского населения – один из негативных показателей, которым обусловлены современные показатели медико-демографических процессов в Российской Федерации. Несмотря на пропаганду здорового образа жизни в нашей стране, наблюдается четкая тенденция снижения главной роли профилактической деятельности в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, что порождает за собой ухудшение состояния здоровья детского населения в дошкольных учреждениях и школах (Аганянц, 1999). Первое место среди проблем практической медицины и педагогики занимает сколиотическая болезнь, которая является причиной снижения функциональных возможностей организма, повышенной утомляемости и деформаций костного скелета, психологических и социальных проблем. Все это оказывает существенное влияние на процесс социализации детей. Несмотря на огромное количество мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, физическое воспитание, в нашей стране по-прежнему возрастает количество детей, относящихся к категории лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Эта проблема остается на данный момент актуальной. Нарушения в состоянии здоровья и развитии, низкий уровень физической подготовки детского населения предъявляют особые требования к организации занятий физическими упражнениями, порождают необходимость поиска новых средств, форм и методов для повышения их эффективности. 1.2. Болезни цивилизации В следствии увеличения огромного количества инфекционных заболеваний, во второй трети 20 века в большинстве экономически разных стран четко определилось изменение профиля заболеваемости. «Характер болезней резко меняется. Создается впечатление, что борьба со старыми смертельными болезнями, распространенными в период нашего детства, была столь успешной, что природа отомстила, подтянув резервы, обученные нападению с совершенно новых позиций» (Амосов, 1987). В 50-60 гг. 20 века на первое место среди причин смертности и инвалидности были вынесены инфекционные болезни различного происхождения. Безусловно, со временем происходили глобальные изменения причин заболеваний, менялась и структура, происходила трансформация типа или профиля заболеваемости. Так, сокращалось количество инфекционных и паразитарных заболеваний, несчастных случаев. Таким образом, в большинстве экономически развитых стран выделяют несколько групп хронических неинфекционных заболеваний и несчастные случаи. Причина смертности составляет около 75%. В общем количестве удельный вес сократился до 3%. Однако в последние годы стали говорить об эре «болезней цивилизации» и чаще всего о заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Болезни данной системы организма называют «болезнями цивилизации» в связи с тем, что они лидируют в мировой структуре заболеваемости населения. Научно-технический прогресс, загрязнение экологии, изменение образа жизни в сторону гиподинамии - все это способствует ухудшению функционального состояния организма, в том числе состояния сердечно-сосудистой системы. Среди распространенных болезней сердечно-сосудистой системы выделяют: гипертоническую болезнь, инфаркт миокарда, ишемическую болезнь сердца, сосудистые поражения головного мозга (Лещинский, 1995). Стоит отметить, что лидируют также злокачественные опухоли, нервно-психические расстройства, болезни обмена веществ - атеросклероз, сахарный диабет. Однако большой проблемой, носящей социальный характер, стали болезни сердца и сосудов. Это проблема номер один для мировой медицины. В экономически развитых странах четко выражены процессы старения населения, что связано с «натиском» хронически протекающих неинфекционных заболеваний. Все это главным образом влияет на единство смертности и заболеваемости. Катастрофой считается «омоложение» сердечно-сосудистых заболеваний. Так, по статистике на сегодняшний день случаи инфаркта миокарда и мозгового инсульта все чаще происходят у лиц молодого возраста, что приводит к увеличению показателей заболеваемости и смертности у лиц данной возрастной категории. В прошлом в связи с недостаточно развитой системой диагностики заболеваний, поток инфекционных заболеваний разного происхождения лидировал над остальными заболеваниями, но с течением времени картина колоссально изменилась. Поэтому на данный момент болезни сердечно-сосудистой системы наносят ощутимый ущерб здоровью населения, следовательно, трудовым ресурсам, экономической и политической сфере развитых стран (Афанасенко, 2006). Развитие современного общества находится в непосредственной зависимости единства социальных и биологических факторов. Болезни цивилизации и условия жизни человечества достигли стадии противоречия с требованиями нашей биологической составляющей (Чаклин, 1987). Однако, по мнению ученых, современный человек по биологической природе не отличается от типа прародителей, живших более тысячи лет назад. Не смотря на изменения социально-общественного строя, биологическая составляющая человека практически не изменяется. Природа очень требовательна, ей свойственно мстить нам различными болезнями цивилизации. Безусловно, мировое сообщество связано с болезнями цивилизации и такие процессы, как урбанизация, химизация и производство (индустрия) влияют и наносят вред биологической природе человека. Искусственные изменения внешней среды отражаются на биологических процессах живых организмов. В связи с этим организм человека претерпевает ряд изменений: стресс, перегрузка, бессонница, изменение баланса питания, малоподвижный образ жизни. Научно-техническая революция, происшедшая в свое время, является причиной болезней цивилизации, но вся эта деятельность – следствие деяния людей, значит, мероприятия, направленные на профилактику, реальны (Бабенкова, 2006). Изменения внешней среды порождают болезни цивилизации, в первую очередь, это взаимодействие экзогенных и социально-экономических факторов и, соответственно, образа жизни. Социально-экономические факторы являются причиной ряда хронических заболеваний и смертности от них. Все это происходит за достаточно короткий период времени и не может быть обусловлено изменениями на генетическом уровне. Таким образом, в экономически-развитых странах полностью изменяется картина заболеваемости и профиль болезней. Вследствие социально-экономических, научно-технических, политических преобразований на первом месте лидируют хронические болезни сердечно-сосудистой системы (Вайбаум, 1986). Детский организм чутко реагирует на неблагоприятное воздействие окружающей среды: нервное истощение, физические перегрузки, малоподвижный образ жизни, загрязненный воздух больших городов, неполноценное питание, вредные привычки родителей – все это наносит колоссальный вред не окрепшему организму растущего организма. На данный момент население планеты «бьет тревогу» и борется с безответственным отношением к природной среде, что не может не наносить вред здоровью человечества в целом, игнорируя мероприятия, направленные на сохранение экологии и окружающей среды. Угрожающий рост поражений сердца и сосудов человека в высокоразвитых странах в 21 веке возник не только вследствие информационных нагрузок, эмоциональных стрессов, или воздействия других факторов, которых, якобы, нужно остерегаться. Главным же образом рост заболеваемости происходит в следствие неупражнения многих заложенных в нас природой механизмов и недостаточного использования физиологических ресурсов организма (Галкина, 2006). Сколиоз. Плохая осанка - признак нездоровья ребенка Сколиоз - это нарушение осанки ребенка вследствие искривления позвоночника, приводящее к нарушению работы внутренних органов (поражение почек, печени, сердечно-сосудистой и дыхательной систем) (Дубровский, 2000). Это болезнь, появление и развитие которой происходит по многим причинам: нарушение обмена веществ, недостаточное внимание к физическому развитию ребенка, внешние провоцирующие факторы. Однако, самый главный вывод - это сбой работы всего организма, что порождает нарушение гармоничного формирования и развития ребенка. Распространенные дефекты осанки - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система. Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, влияющее на состояние здоровья человека. Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание. Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей (Епифанова, 1995). Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и другие. В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике (Грачев, 2005). Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. Бронхиальная астма. Бронхиальная астма – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом. Бронхиальная астма характеризуется приступами удушья различной длительности и частоты. Может протекать в виде длительных состояний затрудненного дыхания (Попов, 1988). Приступы удушья возникают в связи с повышением возбудимости парасимпатической нервной системы, что вызывает спазм бронхиальной мускулатуры и гиперсекрецию бронхиальных слизистых желез. Во время приступа часто бывает сухой кашель, тахикардия. Несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают. Наследственная предрасположенность у детей астматиков, которая, по данным специалистов разных стран, колеблется от 30% до 80% и выше, позволяет составить неутешительный прогноз на будущее (Гребова, 2006) Бронхиальная астма (от греческого astma - тяжелое дыхание, удушье) -заболевание человека, известное с древних времен. Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся обратимой бронхиальной обструкцией и гиперреактивностью бронхов (Готовцев, 1987). По степени тяжести течения выделяют легкую (1 и 2 ступени), среднетяжелую (3 ступень) и тяжелую (4 ступень) бронхиальной астмы. По стадии заболевания каждая из форм подразделяется на: 1. Предастму. К этой стадии могут быть отнесены различные формы аллергических поражений носа и придаточных пазух, острые, затяжные и хронические заболевания бронхов и лёгких, при которых при клиническом и аллергологическом обследовании могут быть выявлены признаки сенсибилизации; 2. Стадию приступов, которые могут быть различной силы – лёгкие, средней тяжести и тяжёлые; 3. Стадию астматических статусов, под которыми понимаются тяжёлые длительные состояния экспираторного удушья, сопровождающиеся более или менее выраженной гипоксией и нередко сердечной правожелудочковой недостаточностью. Строгая последовательность этих трёх стадий в развитии заболевания не обязательна. Так, стадия предастмы более чётко обычно определяется у детей. У взрослых же больных она часто выпадает или проходит незамеченной. И, конечно, далеко не все случаи бронхиальной астмы проходят стадию астматического статуса; в частности, при атопической астме статусы вообще встречаются редко. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Заболевания сердечно-сосудистой системы являются в настоящее время основной причиной смертности и инвалидности наделения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно нарастают, все чаше заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном возрасте (Менхин, 2002). К болезням сердечно-сосудистой системы относятся: дистрофия миокарда, миокардит, эндокардит, пороки сердца, перикардит, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), гипертоническая и гипотоническая болезни, облитерирующий эндартериит, тромбофлебит, варикозное расширение вен и др. Особого внимания заслуживает ишемическая болезнь сердца — болезнь, связанная с острой или хронической дисфункцией сердечной мышцы вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Разновидностями ишемической болезни являются стенокардия и инфаркт миокарда. Ишемическая болезнь протекает коварно, часто (в 35—40% случаев) без клинических симптомов, дает миллионы случаев потери трудоспособности. Распространению болезни способствует ряд факторов внешней и внутренней среды («факторы риска»). Из группы социально-культурных факторов наибольшее значение имеют: потребление высококалорийной пищи, богатой насыщенными жирами и холестерином (избыточный вес, ожирение); курение; «сидячий» (малоактивный) образ жизни; стрессовые условия современной жизни в крупных городах. Из нарушений биохимических и физиологических регуляторных механизмов важное значение имеют: гиперхолестеринемия, гипертриглицеродемия, ряд форм гиперлипопротейнемии, нарушенная толерантность к углеводам, артериальная гипертония (Камбачоков, 2005). Пороки сердца – врождённые или приобретённые аномалии и деформации клапанов сердца, отверстий или перегородок между камерами сердца или отходящих от него сосудов, нарушающие внутрисердечную и системную гемодинамику, предрасполагающие к развитию острой или хронической недостаточности кровообращения. К врождённым порокам сердца относят также пороки развития магистральных сосудов – аорты, лёгочной артерии (Дубровский, 2000). Врождённые пороки сердца возникают в период его эмбрионального развития, на частоту их возникновения влияют многие недостаточно изученные факторы, а соотношение между различными формами оказывается достаточно постоянным. Самые частые – дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки, открытый аортальный проток, стеноз перешейка аорты. Некоторые аномалии несовместимы с жизнью, другие тяжело проявляют себя в первые часы, дни или месяцы жизни, и судьба ребёнка зависит от возможной хирургической коррекции, а с иными человек может дожить до зрелого возраста и даже до старости (до 100 лет). 1.3. Группы здоровья и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем ОФП и детское население делят на три медицинские группы: основная, подготовительная, специальная. 1.Основная. Под данной медицинской группой понимают достаточную физическую подготовленность, без определенных отклонений в состоянии здоровья. Занятия физическими упражнениями проводятся в полном объеме без ограничений в соответствии с учебным планом. 2.Подготовительная медицинская группа предполагает незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, недостаточная физическая подготовленность. В данной группе используются все виды занятий в соответствии с учебной программой, упражнения осваиваются постепенно и предъявляются повышенные требования к организму. Дети, отнесенные к этой группе, нуждаются в некотором ограничении нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных умений и навыков (Велитченко, 1980). 3.Специальная. Дети, отнесенные к данной медицинской группе, имеют отклонения в состоянии здоровья и имеют категорические противопоказаниями к физическим упражнениям повышенной сложности. Занятия в этой группе должны проводиться по специально разработанной программе. При значительных отклонениях необходимы занятия упражнениями ЛФК. На основании основных видов исследований функционального состояния организма, детское население делится на соответствующие группы здоровья. 1. Отсутствует без отклонений. Единичный кариес зубов острые заболевания за предшествовавший наблюдению период отсутствовали или протекали эпизодически, легко. Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие. Нервно-психический статус соответствует возрасту. 2. Отсутствует наличие функциональных отклонений. Пониженное содержание гемоглобина, гипертонические и гипотонические реакции и т. д. Кариес зубов - субкомпенсированная форма, аномалия прикуса Заболеваемость частые и продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом – вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д. Нормальное, ухудшенное, плохое или общая задержка физ. развитие нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития. 3. Наличие хронической патологии в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах. Кариес зубов - декомпенсированная форма. Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру течения обострение основного хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания все степени ФР. Нормальное или с нерезко выраженным отстаиванием нервно-психическое развитие нормальное или отстает. 4. Наличие хронической патологии в стадии субкомпенсации врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов, и систем. Заболеваемость - частые обострения основного хронического заболевания редкие и частые острые заболевания с нарушением общего состояния, и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания все степени физического развития. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает 5. Наличие тяжелой хронической патологии в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного порока, предрешающих инвалидность индивидуума Резко выраженные или врожденные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы, др. органов и систем. Заболеваемость - частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания все степени физического развития. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает (Рипа, 1988). Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для профилактических медосмотров здоровых детей. Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности. Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет по ф. № 30. Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями. Занятия по особой программе или по отдельным видам государственных программ, причем срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. Лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной программы производственной работы, но являющиеся противопоказанием к занятиям по государственным программам в общих группах (Язловский, 1987). Запрет врача на занятия физической культурой уместен в крайних случаях, когда возникают сомнения в их пользе и успехе. После определения уровня состояния здоровья и дальнейшей консультации со специалистами, врач должен описать и подобрать конкретные виды упражнений и их продолжительность. После назначения индивидуальной программы, врач осуществляет систематическое наблюдение за реакцией организма и состоянием здоровья детей. Воспитание физически полноценных детей – это одна из основных целей для педагога. Для воспитания здорового ребенка педагог должен грамотно подбирать и разрабатывать средства и методы воспитания. Одним из методов по праву считают лечебную гимнастику, которая представляет собой комплексные, занимательные, общеразвивающие упражнения для разных групп мышц (Попов, 1988). В школе предмет «Физическая культура» становится таким же обязательным, как и основные предметы школьной программы, так как тоже подвержен аттестации, а в детских садах «Физическая культура» - это один из важнейших способов развития детского организма. Оценка школьников напрямую зависит от уровня физической подготовки и стояния здоровья. Анализ успехов в обучении учащихся и воспитанников, относящихся к основной группе здоровья, зависит от результатов по видам спортивной подготовки, в отличие от детей с отклонениями в стоянии здоровья. Так учебные достижения оцениваются, уделяя внимание настойчивости, мотивации к занятиям физическими упражнениями с целью дальнейшего мониторинга физических возможностей обучающихся. Оптимальная физическая нагрузка. 1. Основная. Лица без отклонения в состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, регулярно занимающиеся спортом с достаточной физической подготовкой. Предположительно, для этой категории лиц учебные занятия по программе физического воспитания реализуются в полном объёме, запланировано посещение одной из спортивных секций, и. соответственно, участие в соревнованиях. 2. Подготовительная. К данной категории относятся лица без отклонения в состоянии здоровь....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: