VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методика работы по развитию словаря дошкольников старшей группы.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016015
Тема: Методика работы по развитию словаря дошкольников старшей группы.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ
     
Факультет педагогический 
Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование»
Профиль: «Дошкольное образование»

Методика работы по развитию словаря дошкольников старшей группы



Выполнила:
                                             студентка 5 курса 
                                           педагогического факультета 
Заочной формы обучения           
                                        Горбач Елена Васильевна
                                       
                                        Научный руководитель:
                                    профессор, доктор педагогических наук 
               Юртаев Сергей Васильевич
Оценка_______________







Орехово-Зуево
2018
                                       
Оглавление
      Введение……………………………………………………………………………...3
      Глава 1.Теоретические основы развития  словаря дошкольников……………7
      1.1 Развитие словаря в онтогенезе………………………………………………….7
      1.2.Особенности  развития  словаря  у  старших дошкольников…………………9
      1.3. Методика развития словаря у старших дошкольников……………………..11
       Глава 2. Экспериментальная работа по развитию словаря дошкольников старшей группы……………………………………………………………………………20
      2.1.Исследование   уровня   развития словаря   детей старшей группы………...20
      2.2 Использование упражнений по развитию словаря…………………………...25
      2.3 Результат педагогического эксперимента…………………………………….41
      Заключение………………………………………………………………………….45
      Список использованных источников……………………………………………...47
      Приложения………………………………………………………………………...51














     		Введение

      Овладение словарем, широкий и разнообразный словарный запас без преувеличения можно назвать одним из ключевых условий нормального речевого развития. Благодаря овладению словарем ребенок приобретает базовые представления об окружающем мире, вырабатывает основополагающие понятия, совершенствует содержательную сторону мышления. Вместе с тем расширение словаря – это не просто механическое накопление слов. Освоение лексического корпуса языка, понятийного аппарата, различных семантических связей неразрывно связано с формированием операциональной стороны мышления: привычные для носителя языка речевые процессы, образование и трансформация понятий – всегда результат логических операций, как то: анализ или синтез, обобщение или конкретизация. Таким образом, словарь становится фундаментальным инструментом познавательной деятельности. К числу наиболее важных аспектов познания следует отнести межличностную коммуникацию – без нее невозможно становление личности. Из всего этого следует, что бедность словаря способна нанести непоправимый ущерб личностному росту ребенка, лишив его необходимых навыков общения, затормозив его интеллектуальное развитие. Напротив, богатый словарь наиболее наглядно свидетельствует о нормальной динамике речевого развития ребенка, высоком уровне его умственных способностей. Вот почему овладение словарем должно проходить своевременно. При подготовке к школе необычайно важно уделить этому аспекту обучения самое пристальное внимание. 
      Безусловно, усвоение лексических навыков детьми дошкольного возраста имеет свои особенности. Научное исследование этих особенностей, подкрепленное опытом многолетней практики, лежит в основе методических рекомендаций и пособий по работе с детьми в этом направлении. Указанным проблемам посвящено множество трудов отечественных педагогов, психологов и методистов. Среди них следует отметить работы таких специалистов, как М.  М.  Алексеева,  А.Н.  Богатырева,  В.В.  Гербова,  А.П. Иваненко, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.А. Смага, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.
      На сегодняшний день учеными и преподавателями собран обширный материал наблюдений и практических подходов к эффективному речевому развитию у дошкольников: современная педагогика располагает целыми базами данных, полученных и проанализированных в результате продолжительных экспериментов по выработке требуемого словарного запаса у детей. Однако и по сей день в этой области остается множество проблем, нерешенных вопросов. Во многом это объясняется природой языка, речи, специфики повседневного человеческого общения: лексический корпус языка, повседневное словоупотребление – это подвижные, изменчивые явления, язык постоянно меняется, перестраивается, регулирует сам себя. Формирование речевых навыков воспитателем, логопедом, методистом требует работы на стыке различных дисциплин. Это означает, что мы должны учитывать не только изменения языкового обихода, но и изменения в самих этих дисциплинах, знакомиться с новыми гипотезами и теориями, расширять свои возможности, опираясь на новые технологии, а также искать их самостоятельно. 
      В ряду новых технологий, предлагаемых современной эпохой, особое место следует отвести компьютерным технологиям. Информатизация и компьютеризация становится стандартом образовательного процесса. В контексте избранной нами темы компьютерные методы воспитания и обучения представляют особенный интерес: одним из базовых понятий информатики и теории систем является понятие интерфейса – совокупности взаимодействий между двумя и более элементами системы. Принципом организации системы, вовлекающей в себя человека и машину (искусственный интеллект) становится принцип интерактивности, напрямую связанный с коммуникативными задачами – неслучайно проблемами искусственного моделирования речи занимаются как специалисты в области компьютерных технологий, так и лингвисты. Выше мы писали, что коммуникация, методики, построенные на контакте, взаимодействии играют первостепенную роль в совершенствовании словарного запаса ребенка. Вне всякого сомнения, грамотное и рациональное применение компьютерных технологий в этой сфере открывает новые горизонты для заинтересованного специалиста. 
      Проблема исследования  заключается в содержании вопроса: какая из сложившихся или намеченных систем обучения будет оптимальна для совершенствования словаря дошкольников на современном этапе развития педагогики? 
      Объект исследования: формирование лексических навыков у дошкольников старшей группы.
      Предмет исследования: систематические упражнения по освоению словаря как продуктивный фактор речевого развития у детей дошкольного возраста старшей группы.
      Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплекс упражнений, способствующих совершенствованию словаря на занятиях в ДОУ в   старшей группе.
       Гипотеза исследования: предполагается, что развитие словаря дошкольников старшей группы будет эффективно при использовании системы упражнений по развитию связной речи. 
      В соответствии с целью, объектом, предметом исследования сформулированы следующие задачи:
      1. Провести анализ развития словаря дошкольников в онтогенезе.
      2. Выявить особенности складывания лексического запаса у дошкольников.
      3.  Разработать и провести педагогический эксперимент по развитию словаря дошкольников старшей группы.
      4. Проанализировать экспериментальные данные. 
      Методы исследования: теоретический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент.
      Методологическую основу исследования составляют труды ученых, внесших значительный вклад в раскрытие проблемы развития словаря. Это исследования М.  М.  Алексеевой,  А.Н.  Богатыревой,  В.В.  Гербовой,  А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
      Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад №15 «Колокольчик» г. Щелково старшая группа «Подснежник» возраст детей (4-5лет) . списочный состав детей 30 из них 28 мальчиков и 12 девочек.
      Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была продемонстрирована уникальная роль совершенствования словаря в системе образования старших дошкольников.
      Практическая значимость заключается в том, что были выработаны рекомендации по развитию лексических навыков у старших  дошкольников на занятиях в ДОУ.
      Структура выпускной квалификационной работы включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы, приложения.
      Во «Введении» обосновывается проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования.
      В первой главе «Теоретические основы развития  словаря дошкольников» отражается анализ изученной теоретической литературы, раскрываются особенности развития словаря в онтогенезе, основные моменты развития словаря у детей дошкольного возраста, а также представлена методика развития словаря у старших дошкольников.
      Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию словаря» отражены все этапы опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.
      Заключение отражает выводы по проделанной работе.
      Приложение содержит конспекты уроков и электронный дидактический материал, данных в процессе формирующего эксперимента.
      На защиту выносятся следующие положения:
      – введение предложенных нами упражнений по развитию словаря в расписание занятий старшей группы ДОУ способствовало формированию у дошкольников умения понимать тему сообщения, выделять в нем главное и правильно передавать суть сообщаемой информации, анализировать ее, делать выводы; 
      – анализ экспериментальной работы показал, что благодаря внедренной на уроках в ДОУ системе упражнений, дети научились лучше разбираться в различных коммуникативных ситуациях, точнее формулировать свои мысли и структурировать свою речь как с точки зрения адекватности высказывания его содержанию, так и с точки зрения контекста разговора.























Глава 1.Теоретические основы развития  словаря дошкольников

1.1 Развитие словаря в онтогенезе

      Накопление словарного запаса играет двоякую роль в личностном развитии ребенка: с одной стороны, пополнение словаря является движущим фактором становления личности, с другой – следствием оформления мыслительных навыков. Вот почему оценка богатства индивидуального словаря – один из наиболее действенных методов диагностики личностного развития. Количественные и качественные характеристики словарного запаса позволяют понять, насколько своевременно и гармонично развивается интеллект ребенка, его коммуникативные способности, правильно ли ведется его обучение.
      Согласно расчетам специалистов, в ранний период развития ребенок может и должен освоить огромный пласт лексики: если за первые полтора года жизни мы владеем не более, чем 50 словами, то к пяти годам дети уверенно используют порядка 2500 слов. Впрочем, мы не случайно подчеркнули, что важны не только количественные, но и качественные характеристики словаря ребенка: он должен не просто механически заучить требуемое число слов, но и понимать смысл того, что он говорит, корректно подбирать и комбинировать словоформы, учиться владеть родным языком. 
      Поэтому формирование активного и пассивного лексикона детей дошкольного возраста – основа их будущего образования, то, что предопределяет их способы мыслить и общаться на протяжении последующих лет. 
      Процесс этот ответственен, ведь на ранних стадиях развития главным источником накопления словаря для ребенка становится непосредственное окружение, прежде всего – общение в семье. 
      В соответствии с общепринятыми представлениями о здоровом развитии малыша, его речевой онтогенез (с поправкой на индивидуальные и социальные особенности) может быть разделен на несколько основных этапов, отражающих поступательное накопление знаний об окружающем мире, расширение жизненного горизонта, трансформацию круга общения ребенка. К примеру, на первом этапе, охватывающем период с одного до трех лет, ребенок, как правило, овладевает группами лексем, обозначающих: 
      * ближайших родственников, предметы повседневного обихода, домашнюю утварь, любимые (привычные) игрушки;
      * основные и очевидные явления внешнего, природного мира: сменяющие друг друга времена года и погодные явления; регулярно встречаемые растения и животных, которых ребенку нетрудно узнать и чьи имена легко запомнить.
На этом этапе внимание ребенка практически целиком направлено вовне, его «я» остается еще загадкой для него самого, малышу сложно оценить себя, словесно определить собственные эмоции. Проблемой является и обозначение качеств, присущих предметам окружающего мира: этот навык требует развития способностей к абстракции, к суждениям, выходящим за рамки материальной данности окружающего. 
      К 4 – 5 годам фиксируется тот самый всплеск познавательной способности ребенка, о которой писалось выше. Вместе с интенсивным увеличением словарного запаса имеет место его существенное качественное преобразование. В речи ребенка появляются слова, отражающие
      * разные эмоциональные состояния (веселый, радостный, грустный);
      * значимые свойства предметов, их оценку и различение по сущностным качествам (маленькое, вкусное, острое, тяжелое);
      * возникают уменьшительно-ласкательные формы слов (мамочка), при помощи которых ребенок устанавливает определенные отношения с людьми, обозначает свое восприятие (негативное или позитивное) окружающих;
      * ребенок приобретает умение формировать однокоренные производные, тем самым демонстрируя умение связывать между собой понятия (сова – совенок). 
      К 5 – 6 годам происходит новый количественный и качественный скачок в языковом мышлении ребенка. Педагоги подтверждают: в этом возрасте дошкольник не просто достраивает свой лексикон до 3000 – 4000 слов, но и приобретает способность схватывать абстрактные, условные понятия, мыслить категориями и системами, описывающими взаимосвязи между явлениями, логические структуры, образующие сетку наших представлений о жизни и вселенной. На этом этапе дошкольник начинает уверенно пользоваться лексикой, обозначающей
      * время и пространство (минуты, часы, верх, низ);
      * числительными;
      * понятиями, подразумевающими общественные институты, социальные группы, ценности (народ, страна, родина).
      Считаясь с этими выводами, не следует забывать о важности комплексного подхода к изучению лексикона дошкольников. Сама последовательность развития детского словаря обнаруживает закономерное движение от приобретения базового набора обозначений к осознанному речевому поведению. Следовательно, большую роль в речевом развитии ребенка будут играть морфологические и синтаксические аспекты словоупотребления. Здесь педагогическая наука тоже смогла прийти к серьезным и перспективным обобщениям. 
      Например, в структуре детской речи преобладают существительные и глаголы: для ребенка важно, кто и что бывает на свете и что оно делает. Вещи, живые существа и явления познаются через их непосредственное и активное взаимодействие друг с другом, раскрывают свои свойства в динамике. Потребность в познании внутренних свойств предметов, их качеств, внутривидовых различий, необходимость выражать свое отношение к вещам при помощи эпитетов возникают позднее, и если эта потребность запаздывает, это сказывается на лексическом репертуаре, разнообразии словоупотребления, развитии образного мышления и эмоциональных реакций. Из комплексного восприятия словаря ребенка уже могут быть выведены простые, но эффективные методы совершенствования лексикона: родители могут уделять внимание способности ребенка не просто назвать предмет, но и охарактеризовать его («Бабочка какая?», «Папа какой?» и так далее). 

















1.2.Особенности  развития  словаря  у  старших дошкольников
      
      В повседневной культуре укоренено представление об особом, «детском» языке, отличающегося парадоксальностью, непосредственностью, повышенной образностью и своеобразным синтаксисом, «остраняющим» действительность. Между тем дети способны совершенствовать собственный язык с быстротой, не поддающейся пониманию многих взрослых людей: старшие дошкольники чрезвычайно умело распоряжаются накопленным языковым запасом. Более того, в речи старшего дошкольника формируется еще один важнейший коммуникативный навык: владение интонацией, подчас компенсирующее отдельные случаи нехватки других компонентов. Процесс обогащения словарного запаса продолжается непрерывно, ребенок проявляет повышенный интерес к качественным аспектам понятий и представлений, к отношениям синонимии и антонимии, к возможностям, предоставляемым морфемным разнообразием языка (в первую очередь однокоренным словам) [15].
      На пороге школьного возраста ребенок открывает для себя грамматику. В его жизни появляется опыт событий, размышлений и впечатлений, для которого совершенно недостаточно уметь называть вещи, определять их свойства и отношения. Пространственно-временные понятия усваиваются не просто для того, чтобы сообщить взрослым, который сейчас час: с их помощью можно помыслить прошлое и будущее. Высказывания становятся все более распространенными, их синтаксическая структура усложняется, малыш строит свои первые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Одновременно вырабатывается склонность к рефлексии относительно речевой деятельности как таковой: дети начинают сами замечать за собой грамматические ошибки, стилистическую или интонационную неточность собственной речи, пытаются себя контролировать, исправляться. Из сложных фраз начинают составляться устные тексты различных жанров: приобретается способность к повествованию, описанию, рассуждению, более многообразными и тонкими становятся смысловые и грамматические связи слов внутри предложений. В то же время это богатство языка дети осваивают впервые в жизни – ошибки неизбежны. Специалисты давно составили списки наиболее частотных огрехов в детской речи: это многочисленные фонетические дефекты (особенно при произнесении сонорных и шипящих звуков), некорректный подбор интонационных инструментов, чисто грамматические ошибки (согласования, падежи, образование множественного числа и др.), неправильное соединение слов в чрезмерно распространенных фразах [13].
      И здесь на помощь ребенку должен прийти неравнодушный и компетентный педагог. Проснувшееся в дошкольнике стремление обобщать свой опыт, вводить новые словоформы в активный словарь, уточнять накопленные и знакомые его компоненты должно быть поддержано при помощи корректных и увлекательных упражнений. Многие пласты лексики не могут быть почерпнуты ребенком из собственных знаний, к примеру, слова, обозначающие материалы, из которых изготавливаются отдельные предметы (стекло, глина, металл). Важно стимулировать способность ребенка самостоятельно расширять и совершенствовать словарь: это можно делать посредством загадок и описаний, заставляющих обращать внимание на определенные свойства вещей. Другая группа развивающих упражнений должна мотивировать детей пополнять запасы синонимов и антонимов, точнее формулировать свою мысль, отыскивать слова, наилучшим образом применимые к разным ситуациям [26].
      В упражнениях с синонимами важно научить детей различать оттенки значений внутри синонимического ряда и использовать синонимы с различными оттенками смысла в релевантном контексте, к примеру, при передаче чужой речи (кричать, шептать, говорить, вздыхать). Следует обращать внимание детей на то, что синоним может быть подобран не только к слову, но и к словосочетанию (Петя и Ваня – ребята, товарищи), на стилистические особенности синонимов внутри словосочетаний и предложений [7].
      Характерно, что дошкольники старшего возраста по-прежнему предпочитают опираться на слова, описывающие действие, в особенности движение (прибежал – примчался, пришла – добралась), а из прилагательных достаточно быстро осваивают оценочные (глупый – тупой, смелый – храбрый). Иными словами, скорость приобретения конкретных языковых навыков, по-видимому, диктуется реальными условиями жизни ребенка, его потребностью как можно быстрее сориентироваться во внешнем мире и выстроить какие-то отношения со сверстниками и взрослыми. 
      Здесь работа с антонимами может выполнить функцию моста, соединяющего уже хорошо натренированные умения с более сложными, где дошкольник может чувствовать себя не столь уверенно. Педагог начинает предложение: «Мы либо победим…», а ребята продолжают: «…либо проиграем». Чуткость к оттенкам значений может развиваться при помощи подбора антонимов к одинаково построенным словосочетаниям: «Старый автомобиль – новый автомобиль», но «старый человек – молодой человек». 
      Наконец, необходимо учить детей осваивать многозначные слова: «мост», «коса», «тьма» и т. п. [2].
      Выполняя подобные задания, дети, как следствие, не просто разнообразят свой словарь и повышают речевую грамотность – они получают в свое распоряжение новые инструменты для составления сложных, но связных высказываний, новые способы развить мышление, словесно организовать свой душевный опыт. В жизни ребенка огромное место занимает воображение, необходимость познавать мир не по шаблону, а через постоянное моделирование нарративов, ситуаций, топосов. Воспитание сложных повествовательных навыков, обогащение лексикона, с одной стороны, помогает воображению дошкольника, с другой – сама логика высказывания прокладывает путь от фантазии к реальности. Таким образом, роль упражнений по синонимам и антонимам, прививающих детям способность к всестороннему постижению предметов, трудно переоценить. 
      Педагогический процесс в ДОУ – это не только классные занятия. Учреждения для дошкольников способны предложить самые разные виды активности. Это и экскурсии, и прогулки, и игры на свежем воздухе. Все это может быть использовано специалистом для апробации новых упражнений. Если речевая деятельность ребенка рассматривается как способ познания окружающего мира, перечисления синонимов и разбора многозначных слов будет недостаточно – малыши нуждаются в черпании нового опыта. Здесь умения, приобретенные в классе, могут быть применены на практике: дошкольники могут составить рассказ об увиденном в музее, на детском представлении или празднике, на природе [12].
      На этом основании можно сделать предварительный вывод: место и функция словарных упражнений в системе занятий по речевому развитию в детском саду напрямую определяются местом и функцией слова вообще в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии ребенка. 
      
1.3. Методика развития словаря у старших дошкольников

      Итак, мы выяснили, что речевое развитие ребенка – один из базовых элементов его гармоничного воспитания. Речевая деятельность, речевое поведение фактически является продолжением и одной из главных форм роста и актуализации личности, интеллектуального и социального профиля человека. Вот почему занятия по развитию речи должны быть целенаправленной, систематической и последовательной работой, тонко и грамотно организованным процессом, в основании которого лежит обогащение и закрепление словаря дошкольника.
      Широко известно разделение словаря на активный и пассивный [5]. Что это означает и чем может помочь педагогу в его деятельности? 
      Активный словарь – это слова, которые регулярно используются носителем языка при общении. Как правило, костяк активного лексикона образует общеупотребительная лексика, а также слова-маркеры, по которым можно судить об окружении, условиях жизни, социальной принадлежности, кругозоре человека. 
      Пассивный словарь – это слова, известные носителю языка, но не используемые им. Если структура активного лексикона в целом совпадает у ребенка и взрослого, то в устройстве пассивного словаря имеются различия, обусловленные различным культурным опытом: так, значительную часть пассивного словаря взрослого человека составляют специальные термины, архаизмы и диалектизмы, тогда как в пассивный словарь ребенка могут входить и общеупотребительные слова, точное значение которых остается для него малопонятным. Природа пассивного словаря – одна из наиболее важных проблем лингвистики и психологии: во множестве случаев речь идет не просто о неиспользуемой лексике, а о «спящих» словах, чье точное значение говорящий определить затруднится, но поймет из контекста. Нередко причины «пробуждения» слов в речи носителя языка не поддаются быстрому и однозначному истолкованию [24].
      «Пробуждение» слов, трансформация элементов пассивного словаря в элементы словаря активного – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогом в деле речевого развития дошкольников. При этом разработка методики этой трансформации может опираться на природу словаря и языкового мышления, на особенности работы с контекстом, присущие сознанию человека вообще и ребенка в частности. 
      Задачи словарной работы:
      В общих чертах словарная работа педагога сводится к нескольким прикладным задачам: 
      1) Обогащение словаря детей. Следует обратить внимание, что процесс обогащения лексики должен быть последователен: прежде всего нужно знакомить ребят с общеупотребительными словами, ранее для них неизвестными, с раскрытия новых значений уже известных им слов.
      2) Закрепление и уточнение словаря. Нужно помнить, что даже с выученными словами у ребенка могут возникать трудности: далеко не каждое слово в его лексическом багаже связано с представлением о том, что именно оно означает. Значение ряда слов может быть усвоено поверхностно, искаженно, либо вовсе ошибочно. Это может исправить педагог, помогая детям конкретизировать понимание отдельных слов, связать их с уже выработанными представлениями о мире.
      3) Активизация словаря. Преобразование пассивного запаса в активный через воспроизведение слова в собственных высказываниях. Здесь многое будет зависеть от творческого потенциала взрослого, работающего с дошкольником. Учащиеся могут моделировать определенные речевые ситуации, занятие может быть превращено в настоящий спектакль, в драматургии которого большую роль будут играть не только расширение лексического диапазона, но и овладение интонационными навыками. 
      
      Принципы словарной работы:
      Практика педагога в деле формирования словаря должна исходить из двух основополагающих принципов: во-первых, пополнение словарного запаса должно быть средством и продолжением энергичного познавательного процесса, овладения ребенком знаниями о действительности. Словарная работа должна стать органичной частью активных занятий: игр, труда, прививания простейших бытовых умений. 
      Во-вторых, словарное обучение должно носить этапный, последовательный характер, отражать поступательное развитие детских представлений о мире, не тормозить, но и не ломать динамику этого развития, учитывать особенности конкретных возрастных групп. 
      Пошаговое изменение программы от простого к сложному можно условно распределить на три основных направления:
      1. Обогащение словаря ребенка в ходе приобретения новых знаний, встречи с новыми явлениями.
      2. Приучение ребенка к распознаванию связей, отношений между феноменами, к изучению качеств, характеристик, разнообразия проявлений предметов, взаимодействия лиц и явлений между собой, что требует обновления и уточнения лексики. 
      3. Ознакомление ребенка с лексикой, при помощи которой окружающие вещи и явления обособляются и обобщаются. 
      Необходимо отметить, что все три направления значимы для работы педагога со всеми возрастными группами дошкольников, от одного цикла к другому меняется тематическое содержание и интенсивность занятий: в разное время дети знакомятся с разными объектами природы и культуры, постигают разные явления и проблемы жизни [1].
      Методы и приёмы словарной работы:
      В соответствии с заявленными выше направлениями педагогического ремесла, методы словарной работы можно распределить по двум большим группам: существуют методы, нацеленные на накопление содержания детского словаря, а также методы, нацеленные на закрепление добытых знаний и активизацию лексического потенциала ребенка. 
      Методы накопления содержания:
      1.	 Зрительное изучение новых вещей, наблюдение за живой природой, за деятельностью, которой заняты взрослые. Постепенно ребенок учится воспринимать незнакомое по знакомым признакам и различать новое, интересное, незнакомое – в знакомом (в игрушках, орудиях труда, посуде, одежде, предметах интерьера); учится сопоставлять между собой увиденное и классифицировать предметы по их главным особенностям. Складывается техника наблюдения и обобщения, прививаются представления о видовых и родовых отличиях предметов. В результате словарь ребенка насыщается лексикой, при помощи которой может быть оформлено обобщение и сравнение, сходство и различие. 
      2.	 Показ иллюстраций, картин, рисунков, фотографий с малознакомыми или вовсе незнакомыми ребенку объектами, теми, которые дошкольник, скорее всего, не мог увидеть в своей повседневной жизни (дикие звери, далекие города и страны, инженерные сооружения и техника). Разумеется, важно не просто показывать картину и называть то, что на ней изображено: важно вовлечь ребенка в познавательный процесс, побудить его к задаванию вопросов. Творческая инициатива преподавателя здесь практически ничем не ограничена: демонстрация материалов может сопровождаться рассказом, чтением стихов, исполнением песен, интеллектуальными заданиями (вопросами, тестами, загадками). Важно, чтобы произнесенное слово было проговорено самими детьми в различных контекстах, помещено в состав высказываний с разной синтаксической структурой и различных по модальности. В детских садах широко применяются так называемые дидактические картины – наглядные пособия, иллюстрирующие базовые общеупотребительные понятия (времена года, погодные явления, животные и т. д.). Наряду с дидактическими картинами можно использовать репродукции классических живописных полотен. 
      3.	 Большой ценностью для словарной работы обладает художественная литература, фольклорные тексты. И в том, и в другом случае мы имеем дело не просто с накоплением новых слов и их толкованием, а с развернутыми, сложными примерами словоупотребления, с формированием образного мышления, творческого подхода к словам и высказываниям, с разнообразием самой логики языка, его поэтических, интонационных, коннотативных возможностей. 
      Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря.
      1.	 Использование игрушек. Игра – один из основных познавательных механизмов ребенка. При помощи игры он может выстраивать коммуникацию, моделировать те или иные явления, случаи, конфликты. Язык игры приходит на помощь речевой деятельности. Игра в детском саду может проводиться без игрушек, как обыгрывание определенного сценария, может проводиться и с минимальным условным реквизитом (мячик). Однако тщательно подобранные игрушки (кукла, домик, модель самолета или машины, резиновая фигурка животного) выполняют в процессе словарного научения особую функцию: игрушка помогает ребенку не просто возможностью опытным путем закрепить материал, усвоенный на занятии. С игрушкой ребенок чувствует себя более раскованно, чем в аудитории, сами формы взаимодействия малыша с накопленными знаниями становятся более вариативными. Сенсорный контакт с предметом, моторная память в свою очередь способствуют прочному овладению новыми языковыми инструментами. Большой вклад в разработку приемов, связанных с игрушками и игровым пространством, внесла классик отечественной педагогики Е.И. Тихеева. 
      2.	 Изучение картин, изображающих знакомые ребенку предметы. В отличие от иллюстраций, принципиально раздвигающих представления детей о мире, картины, по-новому раскрывающие знакомые предметы, позволяют на опорном материале перейти к более содержательным видам речевой активности: к анализу увиденного, диалогу или спору. В такой ситуации детям легче активизировать пассивный словарный запас и арсенал имеющихся у них коммуникативных средств. 
      3.	 Наряду с самостоятельным изучением игрушек, в детском саду проводятся дидактические игры, часть которых может использоваться для развития словаря. Работа с понятийным аппаратом, с формированием суждений о предметах осуществляется через предлагаемые педагогом игровые ситуации, в которых может использоваться уже знакомый ребенку инвентарь: картинки, игрушки. Задача воспитанника – сориентироваться в предложенных ему обстоятельствах, найти подходящие слова, вовремя их активизировав. Такие игры хорошо известны специалистам: к их числу относятся «Магазин», «Чудесный мешочек», «Парные картинки» и др. 
      4.	 Особой разновидностью педагогического мастерства в дошкольном учреждении становится загадывание загадок. Это признанный эффективный инструмент тренировки мышления, корректировки ранее приобретенных знаний, эволюции речевых навыков ребенка. Выигрышная сторона такого фольклорного жанра, как загадка, заключена в эффекте парадокса, метонимии, известной смысловой асимметрии. Мысль ребенка, как правило, восприимчива к этим аспектам загадки и охотно на них откликается: в результате совершенствуется владение средствами выразительности, образным строем родного языка. 
      В зависимости от того, на какой именно метод обучения делается наибольший упор, конкретные методические приемы подразделяются на а) словесные; б) наглядные; в) игровые. Понятно, что при словарной работе предпочтение отдается приемам словесным. Повторимся, что при внедрении конкретной методической практики многое будет зависеть от изобретательности, таланта и инициативности самого педагога. Тем не менее, существуют сложившиеся и общепризнанные словесные приемы: речевой образец, объяснение, вопрос, указания, повторное проговаривание. 
      Речевой образец отражает один из основных способов усвоения речи ребенком – подражание. При разговоре с детьми большую роль играет речевая компетентность самого воспитателя. Это должны быть продуманные, понятные по форме и содержанию фразы. Огромное значение имеет интонация, громкость, скорость произнесения. Все это должно быть приспособлено к восприятию детьми. Лучше всего говорить членораздельно, неторопливо и достаточно громко. 
      Повторное проговаривание преследует строго утилитарную задачу запоминания детьми услышанных слов. Однако и такое повторение может быть простым, а может комбинировать отдельные элементы учебного материала.
      Объяснение позволяет ребенку вникнуть в смысл слов и высказываний, осознать природу тех или иных явлений.
      Указание служит практическому освоению реальности и новой лексики: важно не только познакомить малышей с материалом, но и направить их, указать, как следует им пользоваться. 
      Вопросы могут организовывать композицию занятия или нести вспомогательную, служебную функцию. Разные типы вопросов соответствуют различным уровням понимания материала: констатирующий вопрос («Кто?», «что?», «где?», «какой/какая?») вводит новую тему, а поисковый («Зачем?», «Почему?») – регулирует самостоятельную мысль ребенка, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.