- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика управления жилищной политикой на различных уровнях социально-экономической системы.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000307 |
Тема: | Методика управления жилищной политикой на различных уровнях социально-экономической системы. |
Содержание
Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Кафедра логистики и управления РЕФЕРАТ на тему: «Методика управления жилищной политикой на различных уровнях социально-экономической системы» Выполнил: студент: Талов Н.И. Группа: 3131-51 ______________ Руководитель______________________ __________________________________ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1 Понятие государственной жилищной политики и ее роль в развитии социально-экономической системы 1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики 1.3 Государственное регулирование жилищной сферы 2. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики 2.2 Региональные особенности реализации государственной жилищной политики 2.3 Комплекс мероприятий по совершенствованию управления жилищной политикой ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений. Для реализации государственной политики органы государственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников. Жильё является одним из главных оснований бытия человека, его жизнедеятельности. Для того чтобы, вести здоровый образ жизни, полноценно трудиться, растить детей, приобретать и обновлять знания человек должен иметь, прежде всего, жильё, доступ к ресурсам: социальным, экономическим, политическим духовным и т.д., позволяющим ему вести достойное существование. Без учёта данных факторов любые реформы, в том числе и жилищная, обречены на провал. Этим, в первую очередь, обусловливается актуальность избранной темы, ее научная и практическая значимость. Жилищная проблема в нашей стране на сегодняшний день остается одной из самых острых. Она особенно ярко обозначает связь экономики и социальной сферы. Еще знаменитый русский писатель М.А. Булгаков говорил, что "квартирный вопрос испортил москвичей". В этих условиях очень важно государственное участие в развитии жилищного рынка, что предполагает наличие эффективной жилищной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Актуальность темы исследования определяется современным этапом развития российского общества, проведением социально-политических и экономических преобразований в условиях перехода к экономике рыночных отношений. Происходят коренные изменения в экономической и политической сферах российского общества. Цель данной работы: рассмотреть методику управления жилищной политикой на различных уровнях социально-экономической системы. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: * рассмотреть особенности реализации государственной жилищной политики; * проанализировать региональные особенности реализации государственной жилищной политики; * выявить проблемы реализации жилищной политики Санкт-Петербурга. Объект исследования – основные направления жилищной политики в современных условиях. Предмет исследования – факторы и тенденции реализации жилищной политики в условиях реформирования российского общества. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1 Понятие государственной жилищной политики и ее роль в развитии социально-экономической системы Во всем мире ключевую роль в решении жилищной проблемы играет политика государства. Низкая обеспеченность жильем граждан России по сравнению с Европой и США сигнализирует о неудовлетворенном спросе на новое жилье. При этом проблемное поле жилищной политики связано не только со строительством жилья и его финансированием, но и с развитием и модернизацией коммунальной инфраструктуры. Большинство граждан не могут приобрести жилье вследствие невысоких доходов, отсутствия необходимых накоплений, высоких ставок по ипотечным кредитам. Вместе с тем низкая инженерная обустроенность земельных участков, непрозрачные схемы подключения к сетям инженерно-технического назначения, монополизм застройщиков препятствуют созданию рынка доступного жилья и расширению его предложения. В результате цены на жилье растут как на первичном, так и на вторичном рынке. Жилищная политика — составная часть социально-экономической политики страны, включающая комплекс взаимоувязанных целей, принципов, программ, механизмов и инструментов государственной, муниципальной и общественной деятельности, содействующих улучшению жилищных условий граждан и предпринимательству в жилищной сфере. Государственная жилищная политика в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему единых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Они осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в центре и на местах в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Более высокой ступенью развития государственного регулирования является целевое программирование, т.е. комплексное использование в общих целях различных программ решения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач. В них определяется последовательность решения задач, обозначаются органы власти, ответственные за исполнение программ, указываются источники финансирования. При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация не изыскивает каких-то оригинальных путей. Она следует проторенным курсом, учитывающим мировой опыт, тем более что подобного рода целевые программы реально осуществляются практически во всех странах с развитой рыночной экономикой. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабатывающие программы и осуществляющие контроль над их реализацией. Программирование преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах. Постановлением Правительства России «О федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"» (1995 г.), решалась проблема строительства жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера в связи со свертыванием производственных программ по освоению северных природных ресурсов. Одной из важнейших характеристик жилищной политики выступает участие (активность) государства. Классифицируя степень воздействия государства на экономику, можно выделить четыре основных способа влияния государства на жилищную политику и систему в целом. 1. Непосредственное обслуживание. Здесь, очевидно, следует отметить систему технического обслуживания и содержания жилищного фонда, которая, получая значительную роль дотаций из местных бюджетов, по существу является государственной. 2. Регулирование и контроль. Государство регулирует развитие частного предпринимательства в жилищной сфере через систему стимулирования льготного налогообложения, конкурсного привлечения для выполнения отдельных функций. Регулирование также необходимо в сфере инженерной инфраструктуры, где имеет место монопольный характер производства (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт и т.д.). Государственные органы разрешают таким организациям получать разумную прибыль, но ограничивают их возможности повышать цены, поскольку общество зависит от предоставления такого рода услуг. 3. Стабилизация и развитие. Государственные органы пытаются удержать под контролем резкие колебания строительного производства от роста к спаду, ставя льготные налоговые условия, формируя соответствующее, адекватное рынку правовое обеспечение, осуществляя расходы на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру. 4. Прямое воздействие. Государство осуществляет социальную поддержку в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также приобретение и строительство жилья через программы адресной помощи малоимущим, военным, мигрантам. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что значительная роль форм участия государства проявляется в издании законов и распорядительных документов, создающих предложения или запреты. Эта деятельность имеет большое результативное влияние на развитие жилищной политики. Анализируя объемы государственных расходов на развитие жилищной сферы, можно сделать вывод о смещении акцентов: на региональном уровне повышается экономическая самостоятельность решений социальных задач и в том числе жилищной проблемы. На федеральном уровне приоритетным направлением становится формирование законодательно-правовой базы по принципиальным подходам к реализации жилищной политики. На цели и задачи жилищной политики крупного города объективно влияют масштабы и структура ресурсов: производственная, социальная и инженерная инфраструктура, местная стройиндустрия и промышленность строительных материалов, трудовые, природные и, что в современных условиях наиболее важно, финансовые источники, степени развития рыночных механизмов. В зависимости от финансово-экономических, градостроительных, демографических,фондовых и других факторов, жилищная политика крупного города может иметь различные целевые установки: приоритетное развитие жилищного строительства, повышение доли реконструируемого жилья, активный или замедленный снос не подлежащего амортизации жилья,соотношение жилой площади, реализуемой на бесплатной и коммерческой основе, развитие приватизационных процессов и т.д. Если цели жилищной политики можно считать выявленными, то определяется характер активной политики в рамках процесса перехода к рынку. В результате реализации жилищной реформы в России, в некоторых регионах, удалось стабилизировать жилищное строительство, изменить структуру жилищного фонда по формам собственности в направлении увеличения частного жилья, активизировать приток внебюджетных инвестиций. При этом важнейшим направлением жилищной политики явилось создание правовой основы, регулирующей все направления деятельности органов государственной власти в области жилищного законодательства. 1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики На основании Конституции РФ стратегической целью государственной жилищной политики является реализация права на жилище всеми категориями граждан, независимо от их доходов путем стимулирования развития рыночных отношений в жилищной сфере, осуществления мер государственной поддержки, прежде всего тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно решить жилищную проблему. Целями государственной жилищной политики являются: — обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; * осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; * создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); * развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства. Задачами государственной жилищной политики являются: * обеспечение соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации; * привлечение в жилищную сферу внебюджетных финансовых ресурсов; * создание механизмов жилищного финансирования, позволяющих гражданам решать жилищные проблемы в соответствии со своими возможностями и адекватными потребностями; обеспечение массового строительства жилья на уровне 1 м2 на человека в год; * проведение эффективной тарифно-ценовой политики в жилищной сфере; * создание условий для приобретения собственного жилья широкими слоями населения; * развитие сектора социального жилья; * создание сектора наемного жилья; * повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья; * расширение сферы социального партнерства в жилищной сфере; * внедрение механизмов саморегулирования строительной деятельности и управления жилищным фондом; * развитие механизмов страхования в жилищной сфере; * совершенствование правовых основ деятельности по строительству, предоставлению и эксплуатации жилья; повышение эффективности системы контроля и надзора в строительном и жилищно-коммунальном комплексе. Принципы государственной жилищной политики: * общая доступность удовлетворения жилищных потребностей па основе создания разнообразных форм предложения, кредитования жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и социальным положением семей и отдельных граждан; * право на получение любым человеком на доступных основаниях долгосрочной ссуды (субсидии) для приобретения собственного жилья, для неплатежеспособных граждан — строительство государственного, муниципального жилья, предоставляемого на правах найма; * осуществление контроля центральными, местными органами власти за уровнем текущей платы за коммунальные услуги (следят за обоснованностью устанавливаемых тарифов фирмами, предоставляющими коммунальные услуги, дотируют квартплату отдельным категориям жильцов по имущественным показаниям). Функциями государственной жилищной политики являются: * регулирование нормативной правовой базы, бюджетной поддержки, тарифной, цеповой политики, обеспечивающих финансовую устойчивость ЖКХ, технической политики в ходе модернизации основных фондов отрасли, основанной на энергосберегающих технологиях; * техническая регламентация качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг; социальная защита и социальные гарантии; формирование системы рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере; * координация основных мероприятий реформы жилищной сферы с другими проводимыми реформами; обеспечение согласованности действий на федеральном, региональном и местном уровнях. Направления государственной жилищной политики: — федеральный уровень (макроуровень): разработка федеральных законов, правил, стандартов, качества строительства жилья, объектов жилищной инфраструктуры; заключение договоров на строительство; координация взаимоотношений деятельности государственных органов власти и органов власти субъектов РФ; установление тарифов по оплате на жилье, коммунальных услуг; - региональный (мезоуровень): регулирование отношений в области жилищной политики на уровне субъекта РФ; - муниципальный уровень (микроуровень) — принятие решений, проведение мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. К компетенции городских, сельских поселений, городских округов в сфере жилищной политики относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства муниципального жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства. В настоящее время немаловажная роль в развитии жилищной политики принадлежит институтам гражданского общества — негосударственным неправительственным (НПО), немуниципальным (НМО) организациям, некоммерческими объединениям (НКО), которые представляют интересы определенных групп граждан с высокой степенью социальной компетентности, гражданской и политической ответственности для решения определенной задачи. Данные организации через гражданские инициативы, механизм социального партнерства защищают интересы своих членов, оказывают влияние на власть с целью принятия нужного им решения. 1.3 Государственное регулирование жилищной сферы Жилищная сфера – одна из важнейших составных частей экономики России. Это область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья. Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный. В Государственной целевой программе «Жилище», отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов – около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема. Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются: * обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье; * увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства; * расширение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы. В жилищной сфере Российской Федерации в ходе проводимых реформ произошли существенные изменения, которые являются составной частью общеэкономических преобразований в стране. Реформирование жилищного сектора проводилось по следующим основным направлениям: право собственности на жилье; арендный сектор жилья; строительный сектор; жилищно-коммунальное хозяйство; землепользование и градостроительное регулирование; система жилищного финансирования; создание инфраструктуры рынка жилья. Были разработаны и приняты законы, в которых предусмотрены отдельные нормы, учитывающие изменения в жилищной сфере. В силу обилия законодательных актов реализация федеральных целевых программ в жилищной сфере сталкивается с трудностями, причина которых в том, что ряд положений этих законов вступает в противоречия друг с другом. 2. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики На сегодняшний день проблема обеспечения жильем основных социальных групп населения в субъектах Российской Федерации продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем. В сентябре 2001 г. Постановлением Правительства РФ была принята Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, предполагающая поэтапное решение жилищной проблемы. Национальный проект «Доступное жилье – гражданам России» призван улучшить их жилищные условия. В ходе реализации основных направлений I этапа (2002 – 2005 годы) федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, были созданы правовые и организационные основы федеральной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. В этот период была сформирована нормативно-правовая база, являющаяся основой регулирования жилищного строительства и обеспечения прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Следующий этап (2006 – 2010 годы) реализации государственной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы направлен на продолжение реформ в жилищной сфере и на реализацию основных направлений приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» была сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты основные результаты по улучшению жилищных условий граждан, развитию ипотечного жилищного кредитования и увеличению объемов жилищного строительства. Мировой финансовый кризис 2008 года оказал существенное неблагоприятное влияние на сложившиеся тенденции на рынке жилья. В прошлом, 2009 году Правительством Российской Федерации реализовывалась система антикризисных мер, направленная, в том числе на поддержку жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования граждан. Реализация государственной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы предусматривает широкий комплекс мер по стимулированию на территории РФ жилищного строительства жилья эконом-класса, комплексное решение проблемы перехода к стабильному развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для населения, безопасные и комфортные условия проживания в нем. В рамках реализации государственной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы планировалась проработать комплексный подход при строительстве жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и комфорта. Ожидалось, что реализация программных мероприятий приведет к увеличению объемов строительства жилья эконом-класса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из Жилищного Кодекса, принятых в соответствии с Жилищным Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить Жилищному Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Жилищного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормы жилищного права могут быть (и имеются) в правовых актах, которые не относятся к жилищному законодательству (Конституция, законы и подзаконные акты, включающие нормы разной отраслевой принадлежности). Иначе говоря, наиболее полный объем (набор) жилищных норм содержит отрасль права — жилищное право, а не жилищное законодательство. В ст. 5 ЖК РФ термин «жилищное законодательство» включает и местные акты — правовые акты органов местного самоуправления. На федеральном уровне это следующие акты: а) законодательные акты РФ — законы и другие нормативные правовые акты, принятые федеральным законодательным (представительным) органом: Федеральным Собранием — парламентом РФ. По форме это федеральные законы, но могут действовать законы и РСФСР, и РФ. Последние могут применяться в части, не противоречащей Конституции, ЖК РФ и Вводному закону; б) нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции), а также утверждаемые указами положения (например, Указ Президента РФ о жилищных кредитах и Положение о жилищных кредитах, утв. этим Указом). В качестве примера можно назвать и Указ Президента РФ о господдержке граждан в приобретении жилья, касающийся решения жилищной проблемы граждан в условиях рыночной экономики; в) постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции). Для примера можно указать постановления Правительства РФ от 22.06.1994 № 743 «О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства» от 03.08.1996 № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья». При этом нужно иметь в виду, что к жилищному законодательству относятся и действующие постановления, принятые предыдущими правительствами. Правительство РФ также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, которые содержат нормы жилищного права; г) нормативные акты министерств, федеральных агентств и других федеральных органов исполнительной власти, которые могут их издать на основании законов и иных нормативных правовых актов в рамках их компетенции. Они могут носить как отраслевой, так и межотраслевой характер и содержать нормы жилищного права. Субъекты Российской Федерации принимают свои акты жилищного законодательства. Акты могут издаваться законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти. Они регулируют вопросы, касающиеся содержания жилых домов и их ремонта, оплаты жилья и коммунальных услуг, установления порядка учета нуждающихся в жилье граждан и др. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам. Нормативные акты по жилищным вопросам принимают органы местного самоуправления, в том числе в случае наделения законодательством этих органов государственными полномочиями. Жилищное законодательство — это отраслевое законодательство, нормы которого регулируют определенную область общественных отношений (в данном случае — жилищных отношений). Она (отрасль) не может состоять из «чужих» отношений (норм). Данная позиция высказана в связи с тем, что существует иная точка зрения. Например, в одном из Комментариев к ЖК РФ разъясняется следующее: «ЖК, являясь комплексным нормативным актом, регулирует отношения, возникшие в жилищной сфере: собственно жилищные отношения, административные отношения и некоторые другие». Такой подход не основывается на нормах ЖК РФ, в частности ст. 4 и 5, где говорится о том, что жилищное законодательство регулирует только жилищные отношения. Конечно, эти отношения не однородные, имеют комплексный характер, в зависимости от содержания их можно классифицировать. Однако это не означает, что ЖК РФ регулирует иные, например административные, отношения. 2.2 Региональные особенности реализации государственной жилищной политики Жилищная политика является взаимосвязанной и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных целей. В целом была сформирована основная законодательная и нормативная база реализации новой жилищной политики. Трудно назвать регион, где бы ни была разработана своя программа жилищной политики или более узкая программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Региональная жилищная политика направлена на регулирование отношений, возникающих в результате обеспечения населения определенными благами. В основу региональной жилищной политики должен быть заложен принцип социальной справедливости, что означает для человека возможность выбора жилищных условий (владение или наем), что снижает остроту социальных конфликтов. В основе жилищных преобразований в стране должна быть концепция развития жилищного рынка, как на федеральном, так и на региональном уровнях, имеющая социальную направленность, заботу о человеке. Бюджетными средствами должны быть обеспечены малоимущие граждане. Все остальные должны иметь возможность, накапливая собственные средства и пользуясь государственной помощью, приобретать жилье в кредит или арендовать квартиры. Анализ сложившейся ситуации в жилищной сфере показывает, что в ходе реформ этой сферы переоценены саморегулирующие возможности рыночных механизмов, не изучены последствия монополизированного рынка услуг; не учтено, что жилищная необеспеченность, неудовлетворительное состояние обслуживания жилья, низкое качество коммунальных услуг поддерживает и обостряет недовольство населения своим жизнеустройством. Прогнозы об активизации участия населения как собственников в управлении жилищной сферой не оправдались; будучи теоретически вполне обоснованной, концепция реформирования жилищной сферы оказалась не мотивированной интересами населения. На жилищно-коммунальный комплекс приходится четверть всех основных фондов РФ, чем и объясняется в значительной мере его высокая инерционность. Одной из приоритетных задач федеральной жилищной политики является усиление социальной защиты малообеспеченных семей при оплате ЖКУ и приобретении комфортного жилья. Наиболее напряженный этап, связанный с ростом тарифов и услуг жилищно-коммунального комплекса, в большей степени можно считать преодоленным, однако по объективным причинам продолжается дальнейшее удорожание коммунальных услуг, обусловливающих снижение уровня жизни наименее обеспеченной части населения. Нуждаются в совершенствовании правовые и экономические условия, стимулирующие развитие жилищного фонда и его социального использования, модернизация инфраструктуры адекватной специфике рынка жилищных услуг. Без изменения системы финансирования и управления жилищной сферой ее эффективное функционирование невозможно. Анализ сложившейся ситуации в жилищной сфере показывает, что в ходе реформ этой сферы переоценены саморегулирующие возможности рыночных механизмов, не изучены последствия монополизированного рынка услуг; не учтено, что жилищная необеспеченность, неудовлетворительное состояние обслуживания жилья, низкое качество коммунальных услуг поддерживает и обостряет недовольство населения своим жизнеустройством. Прогнозы об активизации участия населения как собственников в управлении жилищной сферой не оправдались; будучи теоретически вполне обоснованной, концепция реформирования жилищной сферы оказалась не мотивированной интересами населения. На жилищно-коммунальный комплекс приходится четверть всех основных фондов РФ, чем и объясняется в значительной мере его высокая инерционность. Одной из приоритетных задач федеральной жилищной политики является усиление социальной защиты малообеспеченных семей при оплате ЖКУ и приобретении комфортного жилья. Наиболее напряженный этап, связанный с ростом тарифов и услуг жилищно-коммунального комплекса, в большей степени можно считать преодоленным, однако по объективным причинам продолжается дальнейшее удорожание коммунальных услуг, обусловливающих снижение уровня жизни наименее обеспеченной части населения. Нуждаются в совершенствовании правовые и экономические условия, стимулирующие развитие жилищного фонда и его социального использования, модернизация инфраструктуры адекватной специфике рынка жилищных услуг. Без изменения системы финансирования и управления жилищной сферой ее эффективное функционирование невозможно. Успешная реализация федеральной целевой программы «Жилище» зависит от степени эффективности государственной жилищной политики в каждом регионе. В этой связи актуальны систематические массовые замеры общественного мнения, изучение отношения населения к проводимым реформам, и на основе эмпирических исследований — разработка практических рекомендаций на региональном и муниципальном уровнях по снижению негативного потенциала издержек реформ жилищной сферы в регионах. 2.3 Комплекс мероприятий по совершенствованию управления жилищной политикой За годы существования независимой России государственную жилищную политику определяли несколько последовательно сменявших друг друга программных документов. Первая государственная целевая программа «Жилище» была принята в июне 1993г. В марте 1996г. вышел второй документ с тем же названием (в развернутой формулировке – «Жилище: основные направления нового этапа реализации»). В сентябре 2001г. была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010гг. И, наконец, 17 декабря 2011г. была принята действующая в настоящее время программа с одноименным названием на 2011-2015гг. 5 сентября 2005г. на встрече президента РФ В.Путина с правительством, парламентом и главами регионов в рамках программы приоритетных национальных проектов было объявлено о запуске национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», реализация которого началась в 2006г. В октябре 2005г. был создан Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, а в декабре того же года – межведомственная рабочая группа по реализации проекта «Доступное и комфортное жилье», на которую была возложена общая координация выполнения ФЦП «Жилище» в соответствии с целями и задачами проекта. Руководителем группы является министр регионального развития. Таким образом, с 2006г. параллельно осуществляются национальный проект «Доступное и комфортное жилье» и ФЦП «Жилище». При этомстрат....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Описание и обобщение процесса взаимодействия новогреческого языка с турецким на различных языковых уровнях
- Теоретические основы управления антикоррупционной политикой на муниципальном уровне
- Расчет экономической эффективности от внедрения автоматизированной системы управления на хлебопекарном предприятии