VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методика преподавания истории в школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001742
Тема: Методика преподавания истории в школе
Содержание
 ВВЕДЕНИЕ

      По мнению экспертов, в настоящее время в школах России используются более 200 учебников истории.  Несмотря на это многообразие, после введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессионального осмысления необходимых современной школе изменений, разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», и создание новых учебников и методических пособий к ним очевидна. Авторы Концепции указывают на то, что ее успешная реализация требует развития исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений.
      В связи с этим представляется целесообразной подготовка новой серии тематических модулей, посвящённых отдельным вопросам истории России. Одной из важных особенностей истории российского государства - становление крепостного права. Однако, в школьных учебниках по истории России, этот вопрос раскрыт, не во всех учебниках достаточно чётко. Поэтому необходимо детально проследить, как складывались крепостнические отношения на Руси.
      В Западной Европе население постепенно освобождалось от личной зависимости, а в России на протяжении второй половины XVI-ХVII вв. происходил обратный процесс - крестьяне превращались в крепостных, то есть прикрепленных к земле и личности своего феодала.
      Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
      Эпоху крепостного права можно назвать одним из самых интересных, и в тоже время противоречивых периодов в отечественной историографии. Очень много историков и исследователей посвятили свои труды этой теме. Одна из наиболее известных работ – работа Ключевского В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трех книгах». Он считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». А.Г. Манькова «Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в.», В.И. Корецкого «Формирование крепостного права и первая крестьянская война».
      Исследованием проблемы происхождения и развития крепостного права занимались и другие историки, в частности В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и другие.
      Целью данной работы является анализ статей и сборников о необходимости изучения такого предмета как история в школах, а также изучение важного процесса, как процесса становления крепостного права в соответствии с системно - деятельностным подходом,  ключевым методологическим принципом ФГОС нового поколения, необходимым для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. 
      	Для осуществления указанной цели необходимо решить несколько исследовательских задач.  
      1. Важно выяснить и проанализировать данные о необходимости присутствия в учебных программах предмета «история».
      2. Выяснить, какие приёмы необходимо использовать на уроке истории для понимания изучаемой темы и её закрепления. 
      3. Проанализировать современные учебники по истории и выяснить, в каких наиболее полно и точно отражается изучаемый материал (особенно таких тем, которые изучаются на протяжении длинного промежутка времени). 
      4.На основании анализа школьных учебников раскрыть особенности становления крепостного права в Росси. 
      В работе сочетаются историко-сравнительный, историографический методы  исследования и  метод комплексного анализа источников. 
      В данной работе хронологически рассмотрены законодательные акты, челобитные и другие источники данного периода. Основными из них являются судебники 1497, 1550 гг., челобитные дворян, Соборное Уложение 1649 г. разные указы, жалованные грамоты и другие. Также проанализированы результаты конференций, статьи и сборники, посвященные историческому образованию, историко-культурный стандарт. 
      Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.  В первой главе дан анализ содержания и методики преподавания истории. Во второй главе  раскрыта тема «становление крепостного права». 
      
      
      
      
      


      1.1.НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
      
      История – обязательный предмет в школе. К сожалению, большинство учеников несерьёзно относятся к этому предмету, а бывает и вовсе говорят, что этот предмет лишний в школьной программе.   Но ясно думающий человек рано или поздно осознаёт важность и необходимость изучения истории, и делает это по многим причинам. Так для чего нужно изучать историю? Данный вопрос заставляет всерьёз над этим задуматься. 
      Перед тем как ответить на него ответить, хотелось бы остановиться на самом понятии «история». Существует множество различных определений данного понятия и каждое из них правильное, ведь в понимании каждого человека «история» предстаёт по-своему. Итак, в самом общем смысле история - это наука, которая изучает возникновение, развитие государств, народов, науки, общества, а также, вклад личности в ход общественного развития с глубокой древности до современности.
      Из определения следует что история - очень важна и значима. При её изучении происходит формирование патриотизма у учащихся, уважение к опыту предков. Плюс ко всему развиваются умения устанавливать причинно-следственные связи. Изучая и анализируя исторические события и факты, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. Каждый человек обязан знать историю своего края, страны, а также мира, этапов развития человеческого общества, причин многих важнейших исторических событий, для того чтобы предвидеть их в будущем и понимать происходящее в настоящем. История многогранная наука, связанная с обществознанием, политологией, экономикой и другими науками. Поэтому просто необходимо осознавать значимость предмета.
      История – это память любой области культуры, каждого народа, всего человечества. Как история жизни каждого отдельного человека воплощается в особенностях его личности, так и история всего человечества воплощена во всех достижениях современности.
           Для понимания современного состояния человечества, его социальных учреждений и институтов, тех или иных областей культуры необходимо знать их историю.
           Народ, забывший свою историю или не знающий её, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Каждый человек должен не только помнить события собственной жизни, но и знать историю своего народа, историю культуры, историю человечества. Только тогда он сможет вполне осознать своё место в череде поколений и глубже уяснить смысл собственного существования.
           Знакомство с историей способно помочь лучше понять собственные проблемы. Знание способов решения проблем в прошлом способно подсказать нам пути преодоления наших современных трудностей или, хотя бы удержать от принятия неверных решений, повторяющих ошибки, совершённые в прошлом.
      Также, человек, изучающий историю, развивает в себе умение мыслить глобально. Ведь продолжительность жизни отдельной личности очень невелика по сравнению с историей развития всего человечества. Интересуясь историей, каждый может осознать и осмыслить весь путь, который прошли люди. Мысля глобально, мы можем оценить те периоды, в которые интенсивно развивались науки и искусства или наоборот, происходил застой. Мы, также, можем увидеть причины этих исторических явлений, проанализировать их и получить объяснение многому тому, что происходит сегодня.
      Историю нужно не только знать, но и постоянно изучать. «История рассказывает о былом, а значит, ее события уже не актуальны», — так скажут многие и будут ошибаться. Потому что, наверное, нет более значительной науки, чем история. Кто-то из великих исторических деятелей как-то сказал, нет будущего у той страны, которая не изучает уроки своего прошлого, потому что история имеет тенденцию повторяться. С этим высказыванием нельзя не согласиться. История раскрывает нам целый огромный мир событий, поучительных историй, исторических личностей и судеб. Изучать обычаи, нравы, порядки различных культур захватывающе интересно. Ведь современная история формируется именно на событиях прошлого, современные традиции уходят своими корнями в исторический опыт.
      Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.   
      Многие загадки, интригующие и пугающие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нам нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего. 
           Понять себя, понять окружающую жизнь, смоделировать возможный ход событий – вот для чего нужно изучать историю.
      1.1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
      Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Системообразующую роль при создании и преподавании этого курса играют цели и задачи школьного исторического образования отражающие социальный заказ, а также комплекс научно-исторических и дидактических категорий. Они определяются в предметных стандартах и учебных программах.
      Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Так, в действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе (приводятся в кратком изложении):
      формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
      овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
      воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
      развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
      рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
      формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
      Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения.
      В основной школе должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, её месте в мировой истории. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и человека. Это способствует самоидентификации учащихся как граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края. 
      Процесс преподавания истории в школе должен отвечать ряду требований. Во-первых, школьные курсы должны закладывать определенную  базу знаний по истории. Для этого факты должны излагаться в хронологической последовательности. При этом все факты и события должны соединяться в единое целое. Только при таком подходе может сформироваться понимание сути исторического процесса.
      Во-вторых, исторические дисциплины в школе должны взаимодействовать между собой. То есть у школьника, помимо вертикали, должна быть и горизонтальная разверстка – знание о том, какие события в данный период происходили в разных регионах мира.
      В третьих, на уроках истории необходимо применять различные современные методы, которые помогают лучше усвоить материал и понять суть того или иного изучаемого события. Рассмотрим некоторые из них, которые активно применяются в на уроках истории в школе.   
      Мозговой штурм. Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Использование данного метода позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же проблемы может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто всё зависит от конкретных заданных условий. Метод мозгового штурма помогает учащимся  высказывать свои мысли, способствует раскрепощению сознания, развитию критического мышления и творческих способностей. Например, на уроке истории этот прием может быть применен в следующей ситуации: можно спросить, какими были мотивы, что подвигло определенное государство начать войну. 
      Следующий приём – видеофрагменты. Видеофильм — отдельное произведение киноискусства. Достоинства использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр видеофрагментов создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.
      Еще один из важных методов на уроке истории является карта. Карта позволяет создать сначала визуальное, а затем насыщаемое историческими знаниями представление о границах в прошлом и настоящем, особенностях природной среды и социальных условий жизни людей в разных частях света. Это служит предпосылкой для осознания исторически сложившегося многообразия человеческого общества, понимания истоков различных систем общественных отношений, этических ценностей и т.д. Говоря о работе с историческими картами на уроках истории, следует подчеркнуть, что это не дополнительная нагрузка, а важная и необходимая часть изучения предмета.
      Карта является носителем значительной исторической информации. Она дополняет, а иногда заменяет словесные описания географической среды, природных условий, в которых проходила жизнь различных человеческих сообществ; наглядно отображает ход отдельных событий и явлений. 
      Также важным методом являются схемы и таблицы.  Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
      Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
      Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы
      В методике преподавания истории можно выделить следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические. Рассмотрим некоторые виды схем, используемые на уроках истории.
      Логические схемы. Они обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учащимися, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
      Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.
      Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.
      Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. 
      Следующий метод – работа с историческим документом. Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажутся ученикам князья, пишущие свои завещания «целым своим умом, в своем здоровьи, распределяющие свои пояса, коробки сердоликовые, чепи, вместе с конями, селами и слугами». Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка и формы мысли, каким выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших поколений 
      При работе с документами у учащихся активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей. 
       Важно на уроках применять и семинар-дискуссию. Он образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
      На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
      «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
       Ще один метод, который хотелось бы отметить это ПОПС-формула. ПОПС формула разработана профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Она представляет собой интерактивный приём обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.    
      Структура ПОПС формулы содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.
      П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
      О –объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие мнение учащегося. Ответ должн быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
      П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трёх. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
      С – следствие (или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
      Это всего лишь малая часть методов, которые помогают понять изучаемое событие, делать выводы, формировать у учащихся своё мнение. 
      Рассмотрим различные точки зрения, как предлагают преподавать историю по мнению историков. 
      Доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор, МПГУ Асонов Николай Васильевич считает, что история всегда выступает как процесс, включающий в себя три компонента: момент зарождения - генезис, последующую эволюцию с неизбежной затем деградацией гибелью изучаемого объекта, которая либо уже произошла, либо происходит, либо произойдёт в будущем. Изучение всех трёх компонентов немыслимо без учёта причинно-следственных связей. Все элементы любой социальной системы тесно связаны между собой и пренебрежение каждым из компонентов ведёт исследователя к искаженным выводам. Плюс ко всему такой подход развивает у преподавателя и формирует у школьника комплексно-диалектический взгляд на мир, в котором каждая его часть представляет особую сферу, находящуюся в автономном положении по отношению к другим частям. В итоге учащиеся вырабатывают в себе не отрывочное, а системное понимание того, что различные сферы бытия составляют звенья одной исторической цепи, имя которой общество. Поэтому логика факторной декомпозиции представляется не только желательной, но и обязательной. 
      История всегда была и остается наукой политизированной. Ведь она, изучая прошлое, изучает эффективность власти. Она же на примерах прошлого формирует в нас конкретную систему ценностей и целей. Не СМИ, а в первую очередь уроки истории делают из граждан либо патриотов, готовых отдать за свою страну жизнь, либо дельцов, ставящих свои интересы выше любви к Родине. Если не научить детей любить Россию, то в скором времени не будет и самой России.
      В отличие от художественной литературы, где действуют выдуманные авторами персонажи, в истории все герои реальны. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы показать их как живых участников исторического процесса с их слабыми и сильными сторонами, от проявления которых зависело ослабление или укрепление России. 
      Доктор исторических наук, профессор  НИУ-ВШЭ Орлов Игорь Борисович, считает, что процесс преподавания истории в школе должен соответствовать определенным требованиям. Школьные курсы должны закладывать прочную базу знаний об истории. Поэтому факты должны излагаться системно. Но факты не должны представлять собой просто набор определённых событий, а должны соединяться в единый исторический поток посредством понимания причинно-следственных связей. Только при таком подходе может сформироваться понимание сути исторического процесса в единстве всех его аспектов. 
      Исторические дисциплины в школе должны быть взаимосвязаны между собой. То есть у учащихся, помимо вертикали, должна быть и горизонтальная разверстка – знание о том, какие события в данный период происходили в разных регионах мира. 
      Смысл знания о прошлом заключается в умении переносить исторический опыт на современность. Учащиеся должны вынести из стен школы понимание того, что актуализация исторического знания заключается, прежде всего, в том, в какой степени прошлое способно объяснить современное общество. 
      Интересно мнение Карпухина Дмитрия Вячеславовича, кандидата исторических наук, доцента ФТА, г. Королёв, который говорит о том, что историю надо преподавать  с учётом возрастных особенностей школьников - в 5-7 классах на основе анализа хронологического перечня событий и исторических очерков. В старших классах - на основе теоретического анализа фактического материала, поэтому целесообразно использовать методики экстраполяции (прогнозировании событий) в прошлое современных проблем и причинно-следственной процессной развертки.
      Татаринова Вероника Юрьевна, учитель истории Первомайской средней общеобразовательной школы № 2, г. Королёв. Вероника Юрьевна в своем интервью говорит о том, что история как предмет несет в себе, кроме познавательной и обучающей функций, важную идеологическую нагрузку. Это позволяет сформировать у ученика понимание того, что он является частью великого наследия многовековой истории своей страны и что именно ему продолжать славные традиции своих предков, созидая страну, в которой хочется жить. Учителю в своей повседневной работе необходимо всегда придерживается правила, что преподавание истории в школе должно быть ценностно ориентированно, ибо такой подход является ментальнообразующим для гражданского сознания учащихся. Но при этом нельзя однобоко, в смысле ориентации учителя на какую-либо одну парадигму, будь то либеральная, социалистическая, консервативная или какая-нибудь ещё, подходить к преподаванию истории в школе, ибо такой подход формирует ограниченность сознания ученика, превращает его в раба одной идеи. Поэтому необходимо сохранить в учебниках истории и правильный оценочный подход к историческим явлениям и персоналиям.
      Очень подробно о преподавании истории в школе пишет доктор исторических наук, заведующий кафедрой филиала МГИУ, г. Сергиев Посад Маслов Дмитрий Владимирович. Маслов Д. В. Считает, что изложение фактов в учебной литературе надо начинать с принципов их отбора. Ни один учебник, ни один урок объективно не в состоянии вместить всё многообразие исторического процесса. Но отбор не следует путать с подгонкой фактов под заранее заданную линию. В основе отбора – научная концепция. Именно концепция способна помочь учащимся в раскрытии связей между историческими фактами.
      Предложенная в экспериментальном учебнике для учителя методика факторной декомпозиции, едва ли не впервые представленная в подобного рода изданиях, может иметь положительный эффект. Данная методика помогает учащимся наглядно (что важно в школе) представить связи между историческими фактами и историческими процессами, понять развертывание тех и других во времени и пространстве. Главное, чтобы к использованию этой методики был подготовлен учительский корпус.
      Учебник основан на ценностном подходе к преподаванию истории. Такой подход, если учесть, что история выполняет в том числе и мировоззренческую функцию, представляется вполне оправданным. Но здесь возникают вопросы как содержания, так и методики преподавания. Какие ценности и каким образом прививать молодежи, при этом не в ущерб исторической правде?
      Термин «герой» применительно к истории мы употребляем, во-первых, для обозначения крупного исторического деятеля и, во-вторых, в отношении лица, совершившего что-то существенное во благо Отечества. От смешения этих смыслов нередко происходят недоразумения. К примеру, крупнейшим историческим деятелем был Сталин, и в этом смысле он очевидный герой нашей (и не только нашей) истории. А что касается предъявления «нравственного счета» к оценке исторической личности, то здесь учащимся важно показать необходимость конкретно-исторического подхода. Давать такие оценки надо не с позиций сегодняшнего дня, как это сплошь и рядом происходит, а в контексте того времени, когда эти люди действовали. С критериями отбора героев как крупных исторических деятелей особой проблемы, на мой взгляд, нет. Любой специалист может назвать тех, кто оставил в своей сфере деятельности определенный след. Сложнее с делением на положительных и отрицательных. Реальные (а не мифологизированные) исторические персонажи так же противоречивы, как и обычные граждане. Поэтому в их деятельности можно выделять и положительные, и отрицательные моменты, а также дискутировать о том, какие из этих моментов преобладали.
      Идеологизированность учебника истории зависит прежде всего от установок государства на этот счет. Если в советское время была узаконена государственная идеология, то, естественно, и учебники не могли не быть идеологизированными. Сейчас ситуация другая. Идеологизация учебника в любом направлении (даже если это считать обоснованным в воспитательном плане) неизбежно породит раскол в обществе. А это негативно скажется на преподавании истории. В данной ситуации полагаю более разумным воздерживаться (насколько это вообще возможно) от идеологизации учебной литературы».
      Хорихин Вячеслав Валерьевич, кандидат исторических наук, проректор МГОУ. История как предмет школьного курса имеет значение особой цементирующей основы, являя собой, по сути, главную скрепу процесса социализации. Этим обстоятельством обусловлена очевидная «генетическая» близость истории и идеологии. Формируя социально-значимый контент ретроспективного экскурса, человечество всегда исходило из некоей идеологической данности, в которой нет места чему-то случайному. Трактовка прошлого вне идеологии – это миф. Объективный, абсолютно свободный от тенденциозных оценок взгляд на историю представляется, скорее, идеальной моделью знания. Разрушать сложившийся веками союз истории и идеологии, разрабатывая многочисленные рецепты «производства» внеоценочных суждений, бессмысленно. Не только интерпретация (трактовка) фактов, но и элементарная их подборка несут в себе ярко выраженный идеологический посыл.
      В случае со школьным курсом истории его идеологическая составляющая и есть самоценное содержательное зерно. Учебник истории (в полном соответствии со спецификой жанра) не может быть неидеологизированным. Все попытки добиться мнимой внеидеологической «чистоты» обречены на провал. Более того, в результате подобных усилий мы получаем крайне вредный для потребителя материал, исполненный идеологических противоречий и непоследовательности. Яркий пример – большая часть тех далеких от совершенства дидактических продуктов, которыми заполнены сегодня полки магазинов учебной литературы. Между тем Россия сегодня буквально нуждается в обновлении идеологической канвы национальной истории, способной окончательно и бесповоротно очертить главные направления поступательного движения страны в будущее.
      Вместе с тем, учебная литература должна лишь подводить читателя к искомому оценочному суждению. Но сам вывод и, что чрезвычайно важно, вывод однозначный, учащийся должен сделать сам. В отношении подрастающего поколения метод, завещанный Сократом, действует как нельзя лучше.
      То, в чем как никогда нуждается наша молодежь – это создание галереи исторических героев, образцов для подражания. Создать ее можно лишь с опорой на соответствующее содержание, и героизация истории в данном случае не только не возбраняется, но показана и всячески приветствуется. Что же касается критериев отбора, то они очевидны – прежде всего соответствие заявленной ценностной шкале, а уже потом масштаб личности и масштаб содеянного».



























1.3. СРАВНЕНИЕ УЧЕБНИКОВ РАЗНЫХ АВТОРОВ

      Согласно современным исследованиям, более половины школьных преподавателей истории на вопрос: «Чем обычно заняты на уроках ваши ученики?» — отвечают, что учащиеся «работают с учебником». Но сколь долог век учебника истории, каковы стабильность его внешнего вида и внутреннего содержания, постоянство приёмов работы с ним в условиях открытого информационного пространства и вариативности образования? 
      Что же происходит со школьным учебником истории в настоящее время? Каким образом на него влияют тенденции и контртенденции, определяющие состояние российской культуры, науки и образования в современном российском обществе? Как сказываются на нём инновационные педагогические идеи, порождённые гуманистической парадигмой образования?
      Учёные-методисты, педагоги-практики, занимающиеся проблемами школьного исторического образования, разделились на группы в зависимости от своего отношения к школьному учебнику истории.
      Возьмем для сравнения основные учебники по истории России для 6-го, 7-го и 8-го классов - Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века; Пчёлов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век; Пчёлов Е.В. История России. XVII – XVIII века; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М., 2012.
      	Учебник издан великолепно: много иллюстраций, есть карты, исторические тексты, продумана интересная система заданий и вопросов. Есть в учебнике творческие задания, которые, бесспорно, способствуют развитию исследовательских навыков, умению работать с разной литературой и источниками, создавать исследовательские проекты и представлять их. И для учителя, и для ученика открываются прекрасные возможности творчески, активно, разнообразно, продуктивно подходить и к раскрытию темы, и к выполнению домашних заданий, и к освоению материала. В конце учебника приведены основные даты, имена, понятия, что также позволяет расставить акценты в запоминании и понимании учебного материала. А вот само изложение учебного материала некачественное. Автор излагает его сухо, сумбурно. Несмотря на то, что учебник написан простым языком, читать его сложно, ведь учебный материал не так-то прост. В какой-то степени учебник фактологический. Факты, факты, факты и их констатация. Очевидно, что для более четкого понимания происходящего придется что-то почитывать параллельно. Нет  информативности и внятности в изложении материала. Такой сухой учебник подойдет сильному учителю и сильному классу, где всегда есть возможность для альтернативного изучения истории.
      Проведя анализ серии учебников Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI-XVIII вв.» можно сделать следующие выводы.
      Учебники данной линии освещают все предусмотренные стандартом образования для учащихся  6-9 классов вопросы истории России с древнейш.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44