- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика использования краеведческого материала в преподавании отдельных разделов школьной биологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007618 |
Тема: | Методика использования краеведческого материала в преподавании отдельных разделов школьной биологии |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Общая биология и биохимия» Курсовая работа по дисциплине: На тему: «Методика использования краеведческого материала в преподавании отдельных разделов школьной биологии» Выполнил: студент 4 курса, группы 14ФПЕ1 Кузина Татьяна Александровна Проверил: Пенза, 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I:Теоретические аспекты краеведческого подхода в преподавании биологии…………………………………………………………………………….4 1.1.Краеведческий подход в преподавании биологии в основной школе………4 1.2.Уроки биологии с использованием краеведческого материала……………..9 Глава II: Источники реализации краеведческого подхода………………….11 2.1. Видовое разнообразие живых организмов на территории Пензенской области и их использование в преподавании…………………………………….11 2.2. Уголок живой природы как основа материально – технической базы кабинета биологии………………………………………………………………….14 2.3. Экскурсия как внеурочная форма деятельности…………………………….18 Заключение………………………………………………………………………...24 Список использованных источников…………………………………………..25 Приложение………………………………………………………………………..26 Введение Преподавание предмета биологии в школе невозможно без ориентации на краеведческий компонент предмета. Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе совокупности различных мотивов, среди которых важную роль играет познавательный интерес к определенной области знаний. Действенным направлением в решении задачи приобщения учащихся к самостоятельности и самообразованию является использование краеведческого материала, включение которого в уроки способствует раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений и предоставляет возможности для непосредственного наблюдения, формирования взглядов и убеждений каждого школьника, для развития у учащихся интереса к знаниям, стремления к самостоятельному их расширению. Особые возможности для развития у школьников стремления к самообразованию дает материал о живой природе родного края, обладающий высоким аксиологическим потенциалом. Цель работы: подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что наиболее качественное усвоение учебного материала и получение соответствующих знаний в области биологии раздела животных идет с применением объектов растительного и животного мира, обитающих на местной территории. Для реализации данной цели предстоит выполнить следующие задачи: 1. проанализировать литературу по данной теме; 2. изучить видовое разнообразие животных на территории Пензенской области; 3. проанализировать целесообразность применения живых объектов на уроках биологии раздела животных. Объектом исследования являются разделы биологии в средней общеобразовательной школе, предмет исследования – применение живых объектов, обитающих на местной территории, в преподавании отдельных разделов школьной биологии. Глава I:Теоретические аспекты краеведческого подхода в преподавании биологии 1.1.Краеведческий подход в преподавании биологии в основной школе Методика преподавания биологического краеведения построена на основе линейного принципа, на базе полицентризма. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности среды жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Пензенской области. Использование краеведческого подхода конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Пензенской области. Особенности данной методики: 1) изучение биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа; 2) знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале; 3) использование теоретических знаний на практике предполагает экскурсии в природу, местный краеведческий музей. Цели изучения природы родного края: 1. Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников, животных в типичных природных сообществах области. 2. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний. 3. Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры. Обучение построено на краеведческом принципе, начало которому было положено В. Ф. Зуевым. Сущность его заключается в том, что учащийся должен изучить окружающую его природную и социальную среду. Это создает хорошую основу для формирования отчетливых представлений о природе и социологии отдаленных территорий Земли. Отбор естествоведческого содержания с учетом принципа экологической направленности определяется требованиями времени: влияние человека на природу становится все сильнее и заметнее. Одной из сторон этого влияния является использование человеком природных ресурсов в своей хозяйственной деятельности. Но природные ресурсы в конечном итоге исчерпаемы. И при длительном и нерациональном использовании они могут иссякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни на Земле. В этом плане у человечества достаточно серьезных опасений: ко многим проблемам – политическим, военным, экономическим, энергетическим – добавляется еще одна – экологическая. Наиболее существенными в обучении школьников биологии с учетом принципа краеведения являются следующие положения: 1. знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных в виде законов; 2. практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия; 3. правила поведения в природе. Изучение природы начинается с непосредственного контакта с ней. В связи с этим еще К.Д. Ушинский отмечал, что, прежде всего, нужно изучать природу своей местности. Местный материал является наиболее доступным для школьников: он удобен для непосредственного наблюдения, с ним дети часто встречаются в повседневной жизни, быту, он им более понятен и легче усваивается. В старших классах биологическое краеведение (использование краеведческого материала на уроках биологии) – это интегрированный курс, в основу которого положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы рассматриваются различными науками и изучаются в курсе различных учебных дисциплин соответственно: география, биология, химия, физика и пр. Принцип краеведения – изучение природы родного края, позволяет формировать понятия на основе непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из окружающей среды. Основное внимание должно быть направлено на создание условий для непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся: 1) получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и неживой природой; 2) знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые способствуют формированию навыков правильного поведения в природе. У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры личности на основе принципа краеведения. Краеведение – важное средство формирования культуры. Наряду с обучающими и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Опытническая работа на пришкольном участке, в теплице, выполнение школьниками летних заданий, включающих проведение, описание и оформление результатов наблюдений в природе за жизнью растений и животных, выращивание растений, способствуют усвоению учащимися знаний о местной флоре и фауне, о биологических особенностях, экономическом и культурном значении типичных представителей природы своего края. Во многих школах и внешкольных учреждениях работают кружки юных натуралистов, друзей природы, полеводов, животноводов, лесоводов. При подготовке к краеведческой работе на уроках биологии в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно – воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно – исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включиться в научную работу. Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение представляет такие возможности довольно широко. Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях. На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень – изучение школьниками природы родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых – исследователей. Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные биологией, глубоко интересующиеся родным краем. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал, что это самый массовый вид науки, так как в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники. К сожалению, в ряде школ учителя биологии ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы. При организации эколого – краеведческой библиотеки важно изучение специальной литературы. Остановимся на характеристике краеведческих библиографических пособий. К краеведческим относятся библиографические пособия (указатели, списки, обзоры), отражающие документы, по содержанию связанные с определенной местностью. Краеведческая библиографическая информация предполагает широкий читательский адрес, однако в постоянной информации о краеведческой литературе заинтересованы, прежде всего, определенные группы читателей: научные работники, краеведы, учителя местных общеобразовательных школ, вузов. Краеведческие библиографические пособия предназначаются всем тем, кто интересуется историей и культурой края, его настоящим и будущим. Их цель - содействовать любви к своему краю, расширять круг краеведческих знаний. Различают научно-вспомогательные и краеведческие пособия. Среди научно-вспомогательных краеведческих пособий выделяют текущие и ретроспективные. Причем текущие указатели являются преимущественно универсальными, а ретроспективные - разнообразны по содержанию отражаемой литературы (отраслевые, тематические, библиографические - общие и группы деятелей). Текущие научно-вспомогательные пособия - это систематические указатели новой литературы (книги, статьи из газет и журналов, карты, атласы, путеводители). Ретроспективные научно-вспомогательные пособия посвящаются области в целом, району, городу. Важным направлением дополнительного образования является туристско –краеведческая деятельность, которая признана как комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением. Образовательный процесс в туристско – краеведческой деятельности имеет ряд положительных отличий от общеобразовательного. Во – первых, он происходит на местности, в природном и культурном пространстве, в живом общении с людьми, природой. Во – вторых, проводится он не в формальном учебном классе, а в специально организованном по интересам коллективе. В – третьих, организуется он в свободной временной форме. Педагогически правильно поставленная туристско – краеведческая деятельность позволяет учителю осуществить краеведческий принцип обучения в биологии. Использование краеведческого материала помогает убедить учащихся в необходимости дальнейшего расширения знаний, делает их реальными участниками в поиске научных знаний, выводов и обобщений в процессе изучения нового учебного материала. Полностью на краеведческом материале даются темы, связанные с природой, экологическим состоянием и природой родного края. Здесь успех изучения темы полностью зависит от практического применения знаний учащихся, полученных в походах и экскурсиях по родному краю, и систематизации их на уроке. В целом при реализации краеведческого материала в обучении происходит самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, приобретаются умения исследовательского характера, осуществляется подготовка к практической деятельности школьников, расширяются и развиваются их общеобразовательные знания. Использование местного материала на уроке биологии предполагает различные формы работы: самостоятельная работа в библиотеке, экскурсии, походы (туризм), создание гербариев, уголков живой природы, осуществление природоохранных мероприятий и т.д. 1.2 Уроки биологии с использованием краеведческого материала На уроках можно использовать викторины, кроссворды и чайнворды, составленные по текущим темам (класс рыбы, насекомые и т.д. и соответственно кроссворды, викторины «птицы нашего леса» и т. п.) Можно использовать индивидуальные и групповые задания по темам: «Видовой состав млекопитающих лесного края», «Видовой состав земноводных лестного края» и т. п. Использование развивающих игр, краеведческого характера. Например «знаешь ли ты местную флору». Учитель обращается к классу с небольшим рассказом или стихотворением о местной флоре и призывает ребят вспомнить растения, которые встречаются в нашей местности в дикой природе или выращиваются на полях и приусадебных участках. Затем он называет растения, а школьники выбирают из них только те, которые растут у нас в области. Если растение местное, то ребята должны хлопнуть, также и о животных. Рассмотрим уроки биологии с использованием краеведческого материала на примере уроков « Растительность Пензенской области» и «Животный мир Пензенской области» (см. Приложение). В этих уроках реализуется связь биологии с географией; отрабатывается умение работать с картой. В уроках растительность Пензенской области и «Животный мир Пензенской области» рассматриваются типы растительности и типичные представители животного мира (ученики выполняют практическую работу). В закреплении знаний – беседа по вопросам. В конце таких уроков учащиеся выступают с сообщениями о животных Пензенской области и рассказывают стихотворения. Глава II: Источники реализации краеведческого подхода 2.1 Видовое разнообразие живых организмов на территории Пензенской области и их использование в преподавании На территории Пензенской области представлен животный мир трёх природных зон: лесной, лесостепной и степной, а также произрастает 1200 видов растений.Всего в области обитает более 68 видов млекопитающих, около 200 видов птиц, около 8 видов пресмыкающихся, около 10 видов земноводных и почти 50 видов рыб.Также фауна богата беспозвоночными животными. Также на территории Пензенской области обитают растения и животные, которые занесены в Красную книгу Пензенской области. В книге представлен список редких и находящихся под угрозой растений и животных. Таблица № 1. Видовое разнообразие животных Пензенской области Класс Отряд Вид Ракообразные Листоногие раки Щитень ракообразный Насекомые Прямокрылые Дыбка степная Насекомые Жесткокрылые Красотел пахучий Насекомые Бабочки Павлиноглазка рыжая Насекомые Бабочки Шелкопряд салатовый Насекомые Бабочки Аполлон, махаон Насекомые Бабочки Медведица Геба Насекомые Бабочки Медведица пурпурная Насекомые Бабочки Переливница ивовая Насекомые Перепончатокрылые Рогохвост большой хвойный Насекомые Перепончатокрылые Шмель армянский Насекомые Перепончатокрылые Шмель степной Насекомые Перепончатокрылые Сколия степная Рыбы Осетрообразные Стерлядь Рыбы Карпообразные Горчак, красноперка Земноводные Бесхвостые Лягушка прудовая Рептилии Черепахи Черепаха болотная Рептилии Чешуйчатокрылые Гадюка степная Птицы Аистообразные Аист белый Птицы Аистообразные Цапля большая белая Птицы Соколообразные Змееяд, орел степной Птицы Соколообразные Балобан,пустельга степная, сапсан Птицы Ржанкообразные Крачка речная Птицы Ржанкообразные Чайка серебристая Птицы Совообразные Сыч домовой, филин Птицы Воробьинообразные Пеночка зеленая Млекопитающие Насекомоядные Выхухоль Млекопитающие Грызуны Сурок степной Млекопитающие Грызуны Суслик крапчатый Млекопитающие Хищные Медведь бурый, рысь Таблица № 2. Редкие виды растений Пензенской области Класс Семейство Вид Покрытосеменные Астровые Астра ромашковая Покрытосеменные Бобовые Люпинник пятилистный Чина - бледноватая Покрытосеменные Валериановые Валериана русская Покрытосеменные Вересковые Болотный мирт обыкновенный Голубика Покрытосеменные Гвоздичные Гвоздика песчаная Покрытосеменные Лилейные Гусиный лук Рябчик русский Покрытосеменные Лютиковые Адонис весенний Ветреница лесная Покрытосеменные Мятликовые (Злаки) Ковыль перистый Покрытосеменные Орхидные (Ятрышниковые) Венерин башмачок пятнистый Покрытосеменные Яснотковые (Губоцветные) Шалфей клейкий Шалфей поникающий Голосеменные Кипарисовые Можжевельник обыкновенный Папоротниковидные Сальвиниевые Сальвиния плавающая Папоротниковидные Ужовниковые Гроздовник полулунный Таблицы, приведенные выше, можно использовать при реализации экологического воспитания как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например, в УМК А.А.Плешакова «Введение в биологию» 5 класс в темах: Систематика высших растений; систематика беспозвоночных и позвоночных животных. В УМК А.А. Каменского, В.В.Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс в следующих темах: царство Растения; основы систематики; влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана В 9 классе возможно использование в разделе «Основы экологии». Например, в УМК С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова «Общие закономерности» в теме: охрана природы и основы рационального природопользования. В УМК И.Н. Пономаревой в теме «Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы», а в УМК А.А.Каменского, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: основы рационального природопользования . Во внеурочной работе по биологии рекомендуется использование таблицы №1 и таблицы №2 по изучению природы Пензенской области. 2.2 Уголок живой природы Обычно уголок живой природы является дополнением к кабинету биологии. Основная задача уголка живой природы – воспитание в учениках бережного отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе. В школе для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью 15—18 м2 с окнами на юг или юго-восток. В нем подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений. Комнатные растения и животные уголка живой природы целесообразно использовать на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Их разведение сопряжено с соблюдением санитарно – гигиенических требований: норм освещенности (нельзя заставлять окна крупными растениями), содержания газового состава воздуха (изменяется за счет неправильного содержания животных), влажности (повышается при наличии большого количества крупных растений, аквариумов). Кроме того, при размещении птиц и зверьков следует учитывать, что они издают шум, а это отвлекает внимание учащихся. Содержание живых объектов должно отвечать требованиям техники безопасности. Отбираются растения, не вызывающие аллергических реакций, животные – неядовитые. Учащиеся должны быть обучены обращению с ними. Часть живых растений выращивают на пришкольном учебно-опытном участке. Они в основном служат для иллюстрации особенностей строения различных групп цветковых растений, а также для изучения морфологии отдельных органов высших растений, в качестве примеров сортов культурных и декоративных растений. Они должны быть типичны для данной местности и малотребовательны к условиям выращивания. При подборе растений прежде всего следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении интерьера. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения, как и другие объекты, снабжаются этикетками с видовыми названиями, принадлежностью к тому или иному семейству, с указанием родины произрастания. Этикетки крепят к цветочному вазону. Для размещения в учебном кабинете рекомендуются небольшие растения, на которых можно проиллюстрировать строение побега, листа, листорасположение, формы листьев, типы жилкования и т.д. Два –три крупных растения создадут неповторимый интерьер. Основную часть растений размещают в лаборантской комнате на препараторском столе и на стеллажах, а также коридорах и рекреациях. Комнатные растения подбирают по экологическим группам, что облегчает уход за ними. В группе растений влажных тропических лесов могут быть: бегонии (вечноцветущая, пятнистая и другие виды), плюш восковой, монстера лакомая, традесканция, фикус. Растения субтропиков: асипдистра, пеларгония душистая и зональная, плющ обыкновенный, фиалка узамбарская, фуксия грациозная, хлорофитум пучковатый. Растения пустынь: кактусы (различные виды), алоэ древовидное. Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной. Поливают растения водой, отстоявшейся в течение 1—2 суток. В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических потребностей растений. Под руководством учителя учащиеся ухаживают за живыми объектами, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. Уход за растениями включает борьбу с вредителями. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности и работать только под строгим контролем учителя. Малогабаритные комнатные школьные теплицы «Флора» и холодильник для кормов животных размещают на стене, противоположной окнам. Используя теплицу «Флора», можно проводить опыты по фотосинтезу и по выявлению влияния условий внешней среды на рост и развитие растений, а также осуществлять селекционную работу и гибридизацию с некоторыми видами растений. В теплицах можно выращивать культурные растения; проращивать семена культурных и дикорастущих растений, семена редких деревьев и кустарников, доращивать растения открытого грунта; выращивать рассаду цветочных и овощных культур к весне; выращивать до двухлетнего возраста коллекционные кактусы, делать выгонку луковичных и корневищных растений, «лечить» «больные» и ослабленные комнатные растения, размножать их вегетативным путем и даже в зимнее время добиваться полного созревания ягод земляники. При отборе животных для содержания в биологическом кабинете отдают предпочтение тем из них, которые неприхотливы в кормлении; легко переносят неволю (или специальным лабораторным животным); служат объектом изучения в курсе биологии; используются при постановке некоторых опытов. Кроме того, желательно, чтобы эти животные не нарушали размеренную жизнь других обитателей. При наличии соответствующего помещения можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, волнистых попугаев, канареек, хомячков. Рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки – плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил. Животные, живущие в кабинете биологии, не должны нарушать санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к школьным помещениям. Поэтому содержать их лучше в аквариумах и террариумах. На примере аквариума можно показать искусственный биоценоз и способы управления им. Обитателей аквариума и террариума часто используют для наблюдений, опытов, демонстраций и проведения лабораторных занятий. Для кабинета биологии наиболее приемлемы аквариумы следующих емкостей: 50 – 60 л, 20 – 30 л, 10 – 15 л. В одном из них можно поместить обитателей, легко переносящих перепады температуры воды; во втором – теплолюбивых, а в третьем – мальков рыб или представителей других видов животных и растений. В аквариум можно высадить следующие водные растения: валлиснерию спиральную, стрелолист шиловидный, элодею канадскую, людвигию болотную, водяной папоротник, элодею канадскую, водяной мох,хару (топняк). Некоторые из растений, например элодея, в последующем могут быть использованы в физиологических опытах. В аквариуме можно поселить таких сравнительно неприхотливых рыб, как карась золотой, трехиглая колюшка, гуппи и другие живородящие рыбы. Для учебных целей разводят инфузорию туфельку, эвглену зеленую, дафнию, плавунца окаймленного. При изучении ряда тем используют муху дрозофилу, которую содержат в пробирках с питательной средой. Развитие мухи длится около 10 суток, продолжительность жизни 3 – 4 недели и зависит от количества особей, температуры, влажности, питательной среды. С условиями разведения дрозофил можно ознакомиться по специальной литературе. Учителю, использующему творческий подход и имеющему практические навыки по содержанию животных, можно рекомендовать более расширенный набор животных. В этом случае для размещения животных используется четырехъярусная стойка. Рекомендуется установить шесть стоек по три секции. В шести секциях размещают животных различных систематических групп: беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. В последние годы все большим успехом используется содержание земноводных и рептилий в террариумах. Обычно используют местные виды, изредка тропических обитателей. Основное требование — отсутствие ядовитых животных. Из насекомых подобным образом содержат палочников, жуков. Обычно все они тропического происхождения. 2.3 Экскурсия как внеурочная форма деятельности (за счет регионального компонента) Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Экскурсии по ботанике и зоологии предполагают изучение местной флоры и фауны. На таких уроках решается одна из важнейших задач школы – привить детям любовь к природе. Если ребёнок способен почувствовать красоту цветущего мира, если его радует колокольчик и кружевной папоротник – это залог того, что такой ребёнок будет бережно относиться к растительному и животному миру. Он лучше поймёт необходимость охраны бесценного богатства природы, станет надёжным её защитником в будущем. Любовь к природе, интерес к растениям и животным не всегда приходят сами собой. Школьникам надо в этом помочь. Лучшее средство в данном случае – экскурсии в природу с учителем биологии. Никакие книги не способны заменить непосредственного общения с растительным миром. На экскурсии можно показать главные растения данной местности, прежде всего деревья, кустарники, травы, рассказать об их наиболее интересных свойствах и особенностях, об использовании человеком. Хорошо показать на конкретных примерах взаимосвязь между растительным и животным миром (например, распространение семян). Следует показать непосредственно в природе те растения, которые нуждаются в охране. Если это красиво цветущие растения и их часто собирают для букетов, надо объяснить к каким последствиям приводит обрывания цветков у того или иного растения, почему это нельзя допускать (купальница европейская, ландыш майский и пр.). Рассмотрим экскурсию в заводском парке культуры и отдыха. Парк культуры и отдыха был создан в 1821 году, как центр культурно-оздоровительной жизни района и для улучшения его эстетического облика. Парк спланирован таким образом, чтобы всем здесь было интересно, каждый мог найти себе приятное занятие в различных зонах отдыха: спортивной, аттракционов, тихого отдыха и др. Зеленые насаждения составлены преимущественно местными лиственными породами: липой, березой, дубом, кленом платановидным, вязом, осиной и т. д. Они используются в аллейных, рядовых, смешанных и одиночных посадках. В процессе освоения парка в различные годы к основным насаждениям из' местных пород производились подсадки интродуцированных пород, которые обогащают насаждения: это различные виды тополя, клена, боярышника, ясеня, а также желтая акация, сирень обыкновенная, спиреи и т. д. В настоящее время древесные насаждения парка достигли такого возраста, когда они дают наибольший эффект и несут полезную службу. Свой облик парк меняет в течение всей своей жизни благодаря тому, что растения находятся в процессе роста и развития, тесно связанном с изменением их форм и величины, а также с меняющимися условиями экологической среды. В парке есть насаждения различных типов, которые перестали выглядеть живописно. В некоторых местах наблюдается ослабление отдельных деревьев, преждевременное отмирание, суховершинность, загущенность. Это объясняется не только тем, насколько правильно формировался парк, велся уход за деревьями, верно ли были учтены декоративные качества и свойства отдельных пород деревьев, их темп роста, отношение к свету, почве, влаге и т. д., а еще и неразумным обращением с зелеными насаждениями этого парка. Нередко портят насаждения и посетители. Между тем парк – это произведение садово – паркового искусства и требует к себе особенно бережного отношения. Маршрут начинается с входной парадной части парка. Точка I. Входная площадка по обеим сторонам обсажена высокими деревьями. Здесь можно увидеть тополь, клены ясенелистный и платановидный, вяз, липу. Выросшие деревья защищают территорию парка от ветра, приглушают уличный шум. Точка 2. Цветник. Здесь надо напомнить, что, используя декоративные возможности однолетников, садовники компонуют из них композиции по сортам, по окраске, высоте. Удачны бывают совмещения контрастных тонов. Чтобы цветник был нарядным с ранней весны, в него следует ввести яркие раноцветущие растения (тюльпаны, нарциссы) или двулетники — маргаритки, виолу, с последующей их заменой на летники, которые будут цвести летом и осенью. После остановки у цветника путь продолжается далее до конца аллеи. Точка 3. В конце аллеи следует обратить внимание на красивую тенистую аллею, составленную из липы мелколистной (она пересекается такими же аллеями). Деревья этой породы наших лесов имеют компактную овальную крону, правильной цилиндрической формы ствол, хорошо переносят стрижку. Обращается затем внимание на расширение липовой аллеи и замыкание ее полукружьем из редко стоящих лип, перед которыми на газоне свободно, в одиночку растут еще липы с красивой развесистой, низко опущенной кроной. Во все времена года липа радует в парке: весной — при распускании листвы она вся бывает в розовой дымке и этим выделяется среди других деревьев; осенью — она будет в золотистом уборе, а в середине лета она издает аромат своими желтовато-белыми цветками, выделяющими нектар, поэтому липа — ценнейший медонос. Ценится липа в озеленении за ее теневыносливость, сравнительую устойчивость к дыму и газу. Высаживая липу в садах, на пришкольных участках вместе с другими породами деревьев, необходимо помнить об особенностях ее корневой системы— она глубоко уходящая. Первые годы липа растет медленно, затем с 5 лет быстрее. С центральной аллеи группа направляется в боковую левую аллею. Здесь следует сделать остановку. Точка 4. Группа деревьев. Это тополя, но его беловатые с нижней стороны листья отличаются от всех других тополей. Называется он поэтому тополем белым или серебристым. Благодаря своей декоративности, тополь белый разводится во многих парках. Редко этот тополь растет в одиночку. 1 – 3 больших ствола, как и здесь, «толпятся» поблизости, иногда на расстоянии 20 м от них, пониже ростом, «родные» отпрыски. Такими отпрысками, образующимися на поверхностных корнях, тополь белый размножается. Он предъявляет требования к влаге и свету, но хорошо переносит длительное затопление, устойчив к кисловатым почвам. Растет этот вид тополя быстро, достигая высоты 30 — 35 м. Точка 6. Клен ясенелистный с грибами-паразитами на стволе. Этот гриб — трутовик пестрый. Многие трутовики живут в лесах. Их плодовые тела можно встретить на стволах живых и засохших деревьев. Ко времени их появления ствол оказывается уже пронизанн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: