VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001952
Тема: Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С.ТУРГЕНЕВА»
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
ИМЕНИ Н.Н. ПОЛИКАРПОВА

    
    
    
    Кафедра индустрии моды
    
    
    
    Н.А. Ковешникова
    
    
    ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
    
    Методические указания
    по подготовке к практическим занятиям
    
    
    
    Дисциплина – «История искусств»
    Направление – 07.03.01 «Архитектура»
    07.03.04 «Градостроительство»
    
    
    
    
    Орёл
    ОГУ имени И.С. Тургенева
    2018



    
Автор кандидат культурологии, доцент кафедры индустрии моды Н.А. Ковешникова.
    Рецензент кандидат технических наук, доцент кафедры индустрии моды А.А. Родкина.
    
    
    
    
    
    Методические указания составлены на основании образовательной программы, учебных планов и рабочих программ дисциплины «История искусств». Методические указания содержат рекомендации по подготовке к практическим занятиям, по написанию и защите рефератов, а также требования, предъявляемые к оформлению презентаций к докладам.
    Предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.
    
    
    
    
    
Редактор Е. М. Гнеушева
Технический редактор Т. Н. Ветрова


Федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение высшего образования
«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Подписано к печати     Формат 60х90 1/16.
Усл. печ. л. 2. Тираж   экз.
Заказ №


Отпечатано с готового оригинал-макета

© ОГУ имени И.С. Тургенева
    

Содержание

    
Введение……………………………………………………………….
4
Содержание курса «История искусств»……………………………..
5
Рекомендуемая литература ко всему курсу…………………………
20
Общие методические указания………………………………………
22
Работа с научной литературой……………………………………….
24
Подготовка реферата…………………………………………………
26
Подготовка доклада (сообщения)……………………………………
28
Приложение……………………………………………………………
30
    
    
Введение
    
    Программа курса предусматривает последовательное изучение зарубежного и отечественного искусства, начиная с древнейших времен и до конца ХХ столетия. 
    История изобразительного искусства является предметом, обладающим широкими воспитательными и учебными возможностями. Изучение мирового искусства, уяснение закономерностей его развития, знакомство с его величайшими памятниками и с творчеством крупнейших мастеров – необходимая предпосылка серьезной, осмысленной работы архитектора. Глубокое знание художественного наследия помогает расширению кругозора, овладению профессиональным мастерством, формированию зрелых эстетических вкусов и убеждений. 
    В процессе изучения истории искусства студенты учатся понимать законы создания художественного образа, роль художественных средств: композиции, пропорций, пространства, объема, силуэта, контура, цвета. Особое внимание следует уделять воспитанию способности понимать и чувствовать ход эволюции искусства, связь конкретных произведений с мировоззрением эпохи, в которую они создавались. 
    В результате освоения дисциплины студенты должны:
    Знать:
    - периодизацию истории искусства – крупные периоды, эпохи и стили – от первобытной эпохи до современности;
    - ключевые характеристики стиля в искусстве и его проявления;
    - биографию и творчество крупнейших мастеров изобразительного искусства;
    - выдающиеся произведения мирового и отечественного изобразительного искусства.
    Уметь: 
    - анализировать и систематизировать культурно-исторические факты и события;
    - профессионально грамотно анализировать произведения искусства;
    - выявлять стилистические признаки памятников изобразительного искусства;
    - использовать знание истории и теории искусства в профессиональной и социальной деятельности, профессиональной и социальной коммуникации, межнациональном, межкультурном, межличностном общении.
    Владеть:
    - категориально-понятийным аппаратом искусствоведческого и историко-культурного знания; 
    - навыками реферирования и конспектирования научной и справочной литературы; 
    - навыками создания мультимедийных презентаций в формате Power Point; 
    - навыками ведения дискуссии по проблемам курса.
    
    
    Содержание курса «История искусств»
    
    Тема 1. Общие вопросы теории и истории изобразительного искусства и архитектуры 
    Теории происхождения культуры и искусства. Морфология культуры. Изобразительные искусства и архитектура в системе искусств. Классификации искусств. Искусства пространственные и временные, изобразительные и выразительные. Театр, музыка, литература. Архитектура, скульптура, живопись, графика. Декоративно-прикладное искусство. Литература и изобразительные искусства. Синтетические виды искусства. Художественная форма, ее элементы и структура. Знак, символ, аллегория и образ. Особенности художественного образа. Восприятие художественного образа. Ассоциативное поле произведения искусства. Личность зрителя и процесс восприятия искусства. Функции искусства: ценностная, социальная, воспитательная, коммуникативная, рекреационная, декоративная. Теория катарсиса и универсализация художественных переживаний. Художественные средства пространственных и временных искусств. Музыка: мелодия, ритм, темп, полифония, музыкальная форма. Поэзия: музыка слова, такт, метр, ассонанс, рифма. Изобразительные искусства: сюжет, композиция, фактура, колорит, ритм. Архитектура: объем, пространство, пропорции, динамика восприятия. Идейная и художественная концепция произведения. Художественные эпохи и их исторические границы. Основы периодизации истории искусств. Проблема переходных эпох. Различие понятий «эпоха» и «стиль» в истории искусств. Художественный метод и художественный стиль. Понятие о стиле в архитектуре и изобразительных искусствах. Стилистические особенности рисунка, эскиза, этюда. Распространение стилистических новшеств: ученичество, образцы, теоретические сочинения. Стиль и стилизация. Стиль эпохи и индивидуальная манера художника. Графика. Рисунок. Печатная графика (гравюра). Виды графики. Живопись. Монументальная живопись. Миниатюра. Станковая живопись. Техника и материалы. Скульптура. Виды скульптуры. Материалы и техника скульптуры. Архитектура. Специфика архитектуры как вида искусства. Материалы. Основные конструктивные элементы. Экстерьер и интерьер. Цвет в архитектуре. Декоративно-прикладное искусство. Анализ художественного произведения. 
    
    Тема 2. Первобытное искусство
    Общие вопросы искусства первобытности. История изучения первобытного искусство. Основные понятия. Выдающиеся ученые-первооткрыватели искусства палеолита. Понятие «первобытного синкретизма», «изобразительная деятельность», «пещерная живопись», «наскальная живопись», «петроглифы», «геоглифы». Методы, применяемые в изучении первобытного искусства. Основные черты искусства первобытного общества: коллективность, гомогенность, ограниченный репертуар тем и сюжетов, замедленный темп эволюционных процессов. Функции искусства в первобытном обществе. Техники и технологии, применяемые в первобытном искусстве. Активное использование плоскости камня в творческом процессе. Основные темы и сюжеты. Топографические и хронологические рамки искусства первобытности. Франко-кантабрийский регион и его роль в проблеме определения топографических рамок искусства первобытности. Проблемы хронологии в искусстве первобытности. Открытие во второй половине XX в. памятников палеолитического искусства на территории Урала (Капова и Игнатьевская пещеры), Кореи и т.д., существенно расширившее представление о рамках искусства палеолита. Расширение ареала искусства в эпоху мезолита и неолита. Условность хронологических рамок искусства мезолита и неолита. Два типа изображений: реалистические и условно-схематические. Эпоха палеолита. Зарождение всех видов изобразительного искусства. Росписи на стенах и потолках пещер. Примитивность ранних рисунков. Основная тема искусства – изображение животных. Период Ориньяк. Силуэтные рисунки. Период Солютре. Совершенствование рисунка. Передача объема. Период Мадлен – «золотой век» первобытного искусства. Пещеры Альтамира и Фон де Гом. Резьба на камне, кости, дереве. Мелкая пластика. Палеолитические «венеры». Изменение характера художественных образов в эпоху мезолита. Изображение человека. Передача действия. Появление новых сюжетов. Более условный характер изображений. Эпоха неолита. Распространение мелкой пластики. Зарождение художественных ремесел. Орнамент. Характерные мотивы орнамента. Керамика. Каменные изваяния. Неолитическая архитектура. Мегалитические сооружения. Менгиры. Дольмены. Кромлехи.
    
    Тема 3. Искусство Древнего Востока
    Искусство Передней Азии. Общая характеристика. Периодизация. Древнейшая культура племен и народов Двуречья. Период Халаф. Период Убайд. Период Урук. Период Джемдет-Наср. Шумерское искусство. Искусство Аккада. Искусство Вавилона. Искусство Ассирии. Архитектура. Строительная техника и конструкции. Храмы. Дворцовая архитектура. Монументальная скульптура. Рельефы. Эволюция стиля ассирийских рельефов. Круглая скульптура. Нововавилонское искусство. Архитектура. Зиккурат Этеменанки. Ворота богини Иштар. Дворцы Вавилона. Искусство Ахеменидского Ирана. Архитектура. Дворцовые ансамбли. Ансамбль построек Персеполя. Круглая скульптура. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика. Периодизация. Додинастический период. Раскопки захоронений. Мелкая пластика. Расписные сосуды и настенные росписи. Палетка Нармера. Раннее царство. Архитектура. Строительная техника и конструкции. Мастаба. Скульптура. Древнее царство. Архитектура. Пирамида Джосера. Эволюция форм пирамид. Пирамиды в Гизе. Заупокойные храмы. Сфинкс. Культовая скульптура. Канон. Стоящая и сидящая фигуры. Настенная живопись и рельефы. Канон изображения человека. Сюжеты. Искусство Среднего царства. Архитектура XI династии. Погребальные сооружения. Пирамиды XII династии. Погребальный комплекс Аменемхета III. Особенность погребальных храмов. Монументальная скульптура, ее стилистические особенности. Мелкая пластика. Широкое применение росписи. Новые стилистические черты. Искусство времени Нового царства. Искусство времени XVIII династии. Храмы бога Амона в Карнаке и Луксоре. Заупокойные царские храмы. Храм царицы Хатшепсут. Скульптура (фиванская школа). Традиционные и новые темы росписей и рельефов. Расцвет художественного ремесла. Искусство времени Эхнатона и его приемников (искусство Амарны). Ахетатон. Разрыв с традициями в форме и содержании изобразительного искусства. Скульптурные портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей. Находки в гробнице Тутанхамона. Искусство второй половины Нового царства. Храмовое строительство. Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Круглая скульптура. Тенденции к архаизации. Рельефы и росписи. Проникновение в искусство реалистических тенденций. Искусство Позднего царства.
    
    Тема 4. Искусство Древней Греции
    Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация. Искусство Эгейского мира. Находки А. Эванса. Территория критской цивилизации. Периодизация. Раннеминойский период. «Клад Приама». Кикладские идолы. Керамика. Изобразительное искусство. Вазопись. Среднеминойский период. Период «старых дворцов». Вазопись. Стиль Камарес. Позднеминойский период. Период «новых дворцов». Архитектура. Дворец в Кноссе. Особенности архитектуры. Живопись и декоративное искусство. Фрески. Керамика. Вазопись. Каменные сосуды с рельефом. Ритоны. Золотые кубки. Мелкая пластика. Микенское искусство. Архитектурные памятники. Мегарон. Акрополи. Погребальные сооружения. Микенская стенная живопись. Керамика. Ювелирное искусство. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции. Гомеровский период. Строительство. Изобразительное искусство. Расписные вазы. Терракотовые и бронзовые статуэтки. Архаический период. Архитектура. Типы храмов. Ордерная система. Дорический ордер. Ионический ордер. Монументальная скульптура. Куросы и коры. Метопы. Фронтоны. Зофорный фриз. Вазопись. Чернофигурная техника. Искусство Греческой классики. Ранняя классика («строгий стиль»). Архитектура. Классический тип периптера. Вазопись. Краснофигурная техника. Евфроний, Дурис, Бриг. Скульптура. Фронтонные группы. Статуи тираноубийц Гармодия и Аристогитона скульпторов Крития и Несиота. Дельфийский возничий. «Трон Людовизи». Мирон. Высокая классика. Афины в период правления Перикла. Архитектура. Акрополь. Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Скульптура. Фидий. Поликлет. Алкамен. Вазопись и живопись. Кратер из Орвьето. Белофонные лекифы. Искусство поздней классики. Архитектура. Галикарнасский Мавзолей. Филиппейон в Олимпии. Ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре. Памятник Лисикрата. Скульптура. Скопас. Пракситель. Лисипп. Леохар. Искусство эпохи эллинизма. Эллинистическая архитектура. Скульптура. Монументальная пластика. Портрет. Греческие мастера. Александрийская школа. Пергамская школа. Родосская школа. Заключение. Роль и значение художественного наследия Древней Греции в развитии мирового искусства.
    
    Тема 5. Искусство Древнего Рима
    Общая характеристика искусства Древнего Рима. Периодизация. Искусство этрусков. Зодчество. Градостроительство. Инженерные сооружения. Храмы. Жилые дома. Гробницы. Настенные росписи. Терракотовые расписные рельефы и статуи. Скульптура. Саркофаги. Обработка бронзы. Керамика. Искусство римской республики. Новые художественные задачи. Ведущая роль официальной гражданской архитектуры, развитие скульптурного индивидуального портрета и повествовательного исторического рельефа. Архитектура. Строительные приемы и конструкции. Форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения. Стенная живопись. Четыре стиля помпейской живописи. Второстепенная роль монументальной скульптуры. Тогатус. Скульптурный портрет. Искусство Римской империи (конец I в. до н.э. - I в. н.э.). Правление Августа: классический римский стиль. Архитектура. Форум Августа Театр Марцелла. Колизей. Скульптура. Алтарь Мира. Искусство империи II в. н.э. «Золотой век». Архитектура. Аполлодор Дамасский. Изобразительное искусство. Скульптурный портрет эпохи Адриана. Портрет времени Антонина Пия и Марка Аврелия. Конная статуя Марка Аврелия. Рельеф. Колонна Траяна. Искусство империи III в. н.э. Архитектура. Строительство грандиозных сооружений. Арка Септимия Севера. Термы Каракаллы. Термы Диоклетиана. Первые христианские сооружения. Катакомбы. Изобразительное искусство. Реалистический остропсихологический портрет. Повествовательный рельеф. Смешение различных стилистических приемов. Живопись. Росписи катакомб. Искусство римских провинций. Восточные области империи. Галлия. Пальмира. Египет. Фаюмский портрет. Искусство империи IV – V вв. Распад империи на Западную и Восточную. Христианство – официальная религия. Архитектура. Базилика Константина-Максенция. Арка Константина. Различные стилевые направления в портретном искусстве. Раннехристианское искусство. Древнехристианские базилики. Базилика св. Петра в Риме. Базилика Сан-Паоло-Фуори ле Мура. Базилики Санта-Пуденциана и Санта Мария Маджоре. Культовые сооружения центрического типа. Мавзолей Санта-Констанца в Риме. Церковь Сан-Стефано Ротондо. Здания крестообразной формы. Мавзолей Галлы Плацидии. Живопись. Росписи катакомб. Фрески. Мозаики.
    
    Тема 6. Искусство западноевропейского Средневековья
    Византийское искусство – один из важнейших очагов европейской средневековой художественной культуры. Истоки Византийского искусства. Искусство Италии, Греции, Передней Азии и Египта в IV – V вв. Дороманское искусство. Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании. Искусство ирландцев и англосаксов, искусство Скандинавского полуострова. Франкское искусство в период Меровингов. Искусство периода Каролингов. Романское искусство. Архитектура. Строительная техника и конструкции. Изобразительное искусство. Искусство Франции XI – XII вв. Архитектура (основные школы). Культовые здания. Купольные храмы, зальные церкви и базиликальные церкви. Местные школы. Юг и юго-запад Франции. Центральная Франция. Овернская школа. Клюнийская школа. Северофранцузское зодчество. Светские постройки. Скульптура, живопись и прикладное искусство. Скульптурный рельеф. Местные школы. Монументальные росписи. Четыре школы. Книжная миниатюра. Искусство Германии романского стиля. Архитектура. Изобразительное искусство. Живопись и миниатюра. Скульптура. Мелкая пластика. Готическое искусство во Франции. Периодизация. Архитектура. Строительные приемы и конструкции. Памятники архитектура ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Соборы: Нотр-Дам де Пари, Нотр-Дам в Лане, Нотр-Дам в Шартре, Нотр-Дам в Реймсе, Нотр-Дам в Амьене. Сент Шапель в Париже. Светская архитектура. Скульптура, живопись и прикладное искусство. Статуи и рельефы западного фасада собора Нотр-Дам де Пари и порталов боковых фасадов Шартрского собора – ранняя готика. Скульптуры Амьенского и Реймсского соборов – высокая готика. Скульптуры западного фасада собора в Страсбурге – переход к поздней готике. Витраж. Книжная миниатюра. Готическое искусство в Германии. Архитектура, ее самобытные черты. Скульптура, живопись и прикладное искусство. Искусство Нидерландов. Образцы бюргерской архитектуры. Стилистические особенности английской готической архитектуры: 1. «ланцетовидный стиль»; 2. «декоративный», или «украшенный стиль»; 3 «перпендикулярный», или «вертикальный стиль». Искусство Италии. Искусство Южной Италии (Сицилия). Художественная школа Венеции. Искусство Ломбардии. Искусство Тосканы: переход от средневековья к Возрождению.
    
    Тема 7. Искусство Древней Руси (кон. Х в. – 1-ая пол. XV в.)
    Искусство Киевской Руси. Конец X – середина XI в. Зодчество Киева конца X в. Традиции византийской архитектуры. Строительство времени Ярослава Мудрого. Монументальная живопись. Древнейшие иконы Новгородского Софийского собора. Остромирово Евангелие. Искусство русских земель второй половины XI – XII вв. Живопись Киева. Киевская миниатюра второй половины XI в. Архитектура Киева второй половины XI - первой трети XII в. Архитектура южной и юго-западной Руси середины - второй половины XII в. Искусство Галицкой Руси. Появление новой «башнеобразной» композиции храмов в середине XII в. Архитектура Новгорода первой трети XII в. Архитектура Новгорода и Пскова второй трети - конца XII в. Монументальная живопись и миниатюра южной и юго-западной Руси XII в. Живопись Новгорода XII в. Миниатюры Мстиславова Евангелия. Новгородская живопись второй трети – конца XII в. Новгородская иконопись середины – второй половины XII в. Новгородская миниатюра XII в. Пантелеймоново Евангелие. Искусство Владимиро-Суздальской Руси. Русское искусство XIII в. Архитектура первой трети XIII в. Формирование героического монументального образа в русской живописи XIII в. Иконопись Новгорода XIII в. Иконопись Ростова и Ярославля второй половины – конца XIII в. Памятники из южных и западных областей. «Богоматерь Свенская», Галицкое Евангелие в ГТГ. Живопись первой трети XIV в. «Тяжелый стиль». Живопись 1330-1350-х гг. Москва. Иконы Ростовского Севера. Живопись Новгорода. Псковские фрески и иконы первой половины – середины XIV в. Древнерусское искусство 2-ой пол. XIV в. Фрески Новгорода. Росписи церкви Успения на Волотовом поле. Творчество Феофана Грека. Фрески церкви Федора Стратилата. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Древнерусское искусство 2-ой пол. XIV в. Иконопись. Общая характеристика. Развитие иконостаса. Иконопись Москвы. Иконопись Новгорода. Псковская живопись второй половины XIV в. Архитектура. Общая характеристика. Архитектура Новгорода XIV – XV вв. Возвышение Москвы. Строительство каменного Успенского собора 1326-1327 гг. Сведения о других каменных постройках Кремля и монастырей. Московская живопись первой половины XV в. Произведения около 1400 г. Звенигородский чин. Росписи Успенского собора во Владимире. Творчество Андрея Рублева. Иконы и фрески.
    
    Тема 8. Искусство эпохи Возрождения
    Искусство Возрождения в Италии. Общая характеристика. Периодизация. Искусство Проторенессанса – период блестящего подъема итальянской культуры. Смена цехового мастерства в изобразительном искусстве индивидуальным творчеством. Гражданская архитектура. Изобразительное искусство XIII и XIV вв. Флоренция, Пиза, Сиена – центры новой художественной культуры. Пизанская школа скульптуры. Никколо Пизано. Сильное влияние древнеримской классики. Светский характер рельефов. Живопись. Джотто ди Бондоне. Введение в живопись чувства трехмерного пространства, моделирование светотенью. Сиенская школа. Искусство раннего Возрождения. Разработка теории линейной перспективы. Систематическое изучение строения человеческого тела и создание теории пропорций. Привлечение математики, анатомии, оптики для решения важнейших задач реалистического искусства изображения человеческой фигуры в пространстве. Архитектура. Филиппе Брунеллески. Леон Баттиста Альберти. Изобразительное искусство. Скульптура. Ее самостоятельное значение в эпоху Возрождения. Лоренцо Гиберти. Донателло. Фрески. Станковая живопись. Мазаччо. Сандро Боттичелли – выразитель сложности и противоречивости флорентийской культуры конца XV в. Пьеро делла Франческа. Мантенья. Венецианские живописцы. Искусство Флоренции 2-ой пол. XV в. Период Высокого Ренессанса. Архитектура. Браманте. Палладио. Живопись. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело Буонарроти – предвозвестник зарождающегося барокко. Живопись Венеции XVI в. Джорджоне – родоначальник искусства Высокого Возрождения в Венеции. Тициан, большое разнообразие его композиций, обширность тематики. Веронезе. Тинторетто. Искусство маньеризма. Северное Возрождение. Условность термина. Искусство Нидерландов XV – XVI вв. Братья Ван Эйк. Босх. Питер Брейгель Старший. Искусство Германии XV – начала XVI вв. Период кратковременного блестящего расцвета искусства. Расширение тематики, роль светских сюжетов и жанров. Преобладание экспрессии над гармонией, индивидуальных черт над идеальными. Альбрехт Дюрер. Лукас Кранах Ганс Гольбейн. Матиас Грюневальд, Искусство Испании XV - XVI вв. Эль Греко. Искусство Англии XV – XVI вв. Искусство Франции XV – XVI вв. Придворная школа. Ж. Гудон. 
    
    Тема 9. Искусство Московского государства (2-ая пол. XV в. – XVII в.)
    Превращение Москвы в столицу и реконструкция Кремля. Итальянские мастера. Каменные гражданские постройки. Переход к кирпичу как основному материалу. Изобразительное искусство второй половины XV в. Отход от византийских норм. Московская живопись второй половины XV в. - это искусство ансамбля. Работы в Успенском соборе Московского Кремля. Творчество Дионисия и его мастерской. Местные школы в российской живописи XV в. Новгородские иконы. Псковская живопись. Архитектура XVI в. Каменное культовое строительство и новый тип шатрового храма. Типология построек XVI в. Бесстолпные храмы. Большие городские и монастырские соборы. Развитие городов и монастырей. Московское зодчество годуновской эпохи (1580-е гг. - начало XVII в.). Возрождение типа пятиглавого крестовокупольного храма. Применение ордерных форм. Местные архитектурные школы: Новгород, Псков, Ростов, Белоозеро. Изобразительное искусство первой половины XVI в. Иконопись эпохи Василия III (1505-1530). Влияние творчества Дионисия. Московская живопись периода митрополита Макария (1542-1563). Распространение новых иконографических сюжетов, обладавших насыщенным богословско-идеологическим содержанием. Смутное десятилетие. Искусство второй половины XVI в. Живопись эпохи «позднего» Ивана Грозного (1565-1584). Нарастание элементов драматизма. Годуновская эпоха (1584-1605). «Маньеристическое направление». Архитектура XVII в. Широкое строительство в провинциальных городах. Строительство гражданских сооружений. «Узорочье» в московской архитектуре. Местные центры. Архитектура Ярославля. Зодчество Ростова, особенности ансамбля. Строительство патриарха Никона. Образы русских монастырей XVII в. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство XVII в. Расцвет монументальной живописи в начале века. Значительные изменения в иконографии фресок. Иконы Строгановской школы. Иконы середины XVII в. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты.  Сочетание старых и новых тенденций. Стенописные ансамбли второй половины XVII в. Гравюра. Книжная миниатюра. Портрет (парсуна) - первый светский жанр в древнерусской живописи.
    
    Тема 10. Искусство Западной Европы XVII века
    Характеристика художественной культуры стран Западной Европы XVII века. Ее разнообразные идейно-эстетические искания и национальные варианты. Италия. Сущность стиля барокко. Новое понимание синтеза искусств, границ видов и жанров, средств художественного выражения. Монументальная скульптура. Л. Бернини. Академическая и барочная живопись в Италии конца XVI- XVII вв.Сложение жанров и их иерархической системы. Караваджо и караваджизм. Развитие барокко в Италии на протяжении XVII в. Творчество Дж.-Л. Бернини и Фр. Борромини. Строительство по папскому заказу и для монашеских ордеров. Новые типы композиции. Сложение концепции «Рим –оплот Контрреформации» и ее реализация в архитектуре и градостроительстве. Своеобразие национальной художественной культуры Фландрии первой половины XVII в. Рубенс. Проблема соотношения барокко и реализма во фламандской живописи. Направления бытовой живописи (Йорданс, Броувер, Тенирис). А. ван Дейк. Особенности испанской художественной культуры конца XVI- XVII вв. Эль Греко и кризис гуманистической культуры европейского Ренессанса. Проблема психологического портрета. Школы реалистической живописи. Взаимоотношения местных традиций (Севилья, Валенсия) и караваджизма. Сурбаран. Рибера. Веласкес. Историческое развитие Голландии XVII в. и ее художественная культура. Ведущая роль реалистической живописи, многообразие ее жанров, местных школ и течений. Решения проблемы тональной живописи, светотени, воздушной перспективы. Основные тенденции и направления голландского портрета первой половины XVII в. Ф. Хальс. Групповой портрет в голландской живописи. Тематика и специфика голландского реалистического жанра XVII в. Его эволюция (Я. Ван Рейсдаль, Э. Гоббема). Рембрандт. Особенности его гуманизма и его концепция человеческой личности. Графика Рембрандта. Проблема натюрморта в западноевропейской живописи XVII в. Особенности французской художественной культуры XVII в. Ведущая роль классицизма. Этапы его развития. Реалистические течения живописи. Ж.Д. Латур. Л. Ленен. Графика Ж. Калло. Н.Пуссен - глава французского классицизма в живописи. Французский классический пейзаж XVII века (Н. Пуссен, К. Лоррен).
    
    Тема 11. Искусство Западной Европы XVIII века
    Идейно-художественные и национальные особенности искусства Франции, Англии, Италии и Германии в XVIII в. Философия Просвещения и искусство. Формирование художественной критики. Дидро. Художники XVIII в. о задачах искусства. Соотношение видов и жанров в искусстве XVIII в. Монументально-декоративная живопись и традиции позднего барокко. Формирование рокайльной стилистики. Тьеполо. Соотношение жанров в станковой картине. Блестящее развитие портрета во Франции и Англии. Причина расцвета этого жанра. Рейнольдс, Гейнсборо, Латур. Жанровая картина в XVIII в. «Галантные сцены» Ватто. Шарден, Грёз, Фрагонар, Хогарт. Пейзажи. Значение гравюр Пиранези. Жанр руин. Итальянская ведута. Новая волна классицизма и роль художественных академий. Батони, Давид, Менгс. Значение трудов Винкельмана для формирования эстетики классицизма. Развитие скульптуры. Выдающаяся роль французских скульпторов. Фальконе, Гудон. Проблема конной статуи, надгробия, портрета. Основные художественные направления и течения в западноевропейской архитектуре XVII–XVIII вв. Развитие и взаимодействие классицизма и барокко на протяжении этого периода. Национальные традиции и заимствование новых форм. Италия. Венеция – центр художественной культуры Италии XVIII в. Продолжение традиций барочного искусства в монументально-декоративной живописи XVIII в. Джованни Баттиста Тьеполо. Мастера ведуты А. Каналетто, Ф. Гварди. Франция. Жан Антуан Ватто. Рококо. Фрагонар. Французская скульптура. Архитектурный классицизм. Де Бросс, Лемерсье, Мансар, Лево, Перро, Ардуен-Мансар, Блондель, Боффран, Габриэль, Суффло, Шальгрен, Леду, Булле. Англия. И. Джонс, Уэбб, Рен, Хоуксмор, Ванбру, лорд Берлингтон, Кембелл, Чемберс, Кент, Адамы, Нэш. Создание Академий художеств в странах Европы. Ареалы распространения идей (Швеция, Америка, Россия, Испания). Реалистическое направление в живописи, связанное с идеями третьего сословия. Жан Батист Симеон Шарден. Английская изобразительная школа. Расцвет национальной школы живописи в Англии. Уильям Хогарт. Английский портрет. Джошуа Рейнолдс. Томас Гейнсборо. Графика. Бытовая и политическая карикатура.
    
    Тема 12. Отечественное искусство XVIII века
    Общая характеристика. Периодизация. Архитектура и изобразительное искусство 1-ой пол. XVIII в. Выход русского искусства на общеевропейский путь развития. Приглашение иностранных мастеров. Посылка русских мастеров на обучение в Западную Европу: И. Никитин, А. Матвеев, И. Устинов, П. Еропкин, И. Коробов. Архитектура начала XVIII века (1700 - 1730-е годы). Появление барокко в русской архитектуре. Архитектура Москвы. Строительство Санкт-Петербурга. Д. Трезини. В.В. Растрелли и архитектура середины XVIII в. Петергоф, Царское Село – воплощение зрелого стиля барокко. Скульптура первой половины XVIII в. Искусство резьбы по дереву. Карло Растрелли. Три периода развития русской живописи: 1. Первая треть века – становление барокко. 2. 1730 – 1750 гг. – утверждение стиля барокко и рококо. 3. Последние десятилетия века – классицизм, сентиментализм (портрет, пейзаж). Живопись первой половины XVIII в. Алексей Федорович Зубов. Иван Никитич Никитин. Андрей Матвеевич Матвеев. Алексей Петрович Антропов. Камерный портрет. Иван Петрович Аргунов. Архитектура и изобразительное искусство 2-ой пол. XVIII в. Основание Академии художеств в 1757 г. Ранний русский классицизм. Зрелый классицизм в русской архитектуре. Василий Иванович Баженов. Матвей Федорович Казаков. Иван Егорович Старов. Скульптура. М. Козловский, Ф. Гордеев, Э.М. Фальконе, Ф. Шубин, И. Мартос. Создание городских монументов. Надгоробная скульптура: обелиск, саркофаг, круглая скульптура, эпитафия, барельеф. Живопись. Портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, бытовые сцены. Ф.С. Рокотов. Сдержанность, грациозность и декоративность его портретов. Д.Г. Левицкий. Камерный портрет. Парадный портрет. В.Л. Боровиковский. Последний крупнейший портретист XVIII в. Камерные портреты. Провинциальные портреты. Слабость развития исторической темы в русском искусстве. А. Лосенко. Библейские, исторические и мифологические сюжеты. Г. Угрюмов. Архитектура 80-90-х гг. XVIII в. Кваренги, Н. Львов, Ч. Камерон, В. Бренна. Архитектура кон. XVIII – нач. XIX в. А.Н. Воронихин. А.Д. Захаров. Тома де Томон. Архитектура Москвы 10-20-х гг. XIX в. О.И. Бове. Д. Жилярди. А.Г. Григорьев. Ампир в русской архитектуре. К.И. Росси. В.П. Стасов.
    
    Тема 13. Западноевропейское искусство XIX века.
    Общая характеристика. Периодизация. Категории «направление», «стиль», «метод» применительно к искусству XIХ в. Понятие художественной жизни. Роль Академий. Выставки, салоны. Значение художественной критики. Всемирные выставки и углубление интернационально-художественных связей. Формирование крупных искусствоведческих центров по изучению мирового художественного процесса. Выдающаяся роль французского искусства на протяжении всего XIХ в. Характеристика основных художественных направлений. Неоклассицизм в изобразительном искусстве конца XVIII – начала XIX вв. Романтизм. Реализм. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Академизм. Франция. Искусство революционного десятилетия (1789-1799) и искусство периода Консульства и Империи. Давид. Жерар. Гро. Искусство Франции 1820 - 1840-х гг. Романтизм. Жерико. Делакруа. Энгр. Домье. Английское искусство 1-ой пол. XIX в. Архитектура. Пейзажная живопись. Констебл. Тернер. Графика. Уильям Блейк. Братство прерафаэлитов. Германия. Романтизм. Филипп Отто Рунге. Каспар Давид Фридрих. Художники назарейской школы. Стиль «бидермайер». Искусство 2-ой пол. XIX в. Франция. Пейзажная живопись. Камиль Коро. Создатель «пейзажа настроения». Барбизонцы. Реализм. Обращение к действительности во всех ее проявлениях. Франсуа Милле. Гюстав Курбе – пропаганда реалистического демократического искусства, борьба с салонным искусством. Эдуард Мане. Переосмысление традиций реалистической сюжетной картины. Импрессионизм. Особенности художественного метода. Передача непосредственного впечатления от окружающего мира. Дега. Клод Моне. Камиль Писсарро. Альфред Сислей. Огюст Ренуар. Огюст Роден - самый выдающийся скульптор XIX в. Постимпрессионизм. Отсутствие общей эстетической программы и единого художественного метода Сезанн. Возврат к пластической материальности живописи и устойчивости композиции. Гоген. Ван Гог. Выразительность формы и цвета. Модерн – последний стиль на рубеже XIX – XX вв., завершающий длительный период развития европейского искусства. 
    
    Тема 14. Русское искусство XIX века
    Общая характеристика. Периодизация. «Золотой век русской живописи». Искусство первой четверти XIX в. Живопись. О.А. Кипренский. Воплощение романтических идеалов эпохи национального подъема. В. А. Тропинин. Интимный облик своих современников. Обращение Тропинина к бытовому жанру. А.Г. Венецианов. Утверждение в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного и полноправного вида живописи. С.Ф. Щедрин. Романтический пейзаж. Скульптура. И.П. Мартос. В.И. Демут-Малиновский. С.С. Пименов. Б.И. Орловский. Ф.П. Толстой. Достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. Искусство России второй четверти XIX в. Переходный характер русской художественной культуры этого времени. Выдающиеся представители академической школы К.П. Брюллов, А. Иванов. Принципиальные различия методов их творчества. Формирования понятия «русский академизм», его эволюция. Критический реализм и его мастера. П.А. Федотов, А.А. Агин, Т.Г. Шевченко. Появление профессиональной художественной критики. В.В. Стасов. Архитектура. Период угасания классицизма. Эклектика. А.А. Монферран. А.П. Брюллов. А.И. Штакеншнейдер. М.Д. Быковский. Н.Л. Бенуа. К. А. Тон. Скульптура. И.П. Витали. П.К. Клодт. Искусство России второй половины XIX в. Живопись 1860-х годов. Бытовые картины обличительного характера. В.Г. Перов. Товарищество передвижных художественных выставок. И.Н. Крамской. Бытовая живопись 1870-х - 1880-х гг. В. М. Максимов. Г.Г. Мясоедов. А.И. Корзухин. К.А. Савицкий. В.Е. Маковский. Н.А. Ярошенко. Расцвет русской реалистической живописи 1870 - 1880-х гг. И.Е. Репин. Пейзаж конца 1860-х – 1880-х гг. Формирование школы национального пейзажа. А.К. Саврасов. Ф.А. Васильев. И.И. Шишкин. И.К. Айвазовский. Русская историческая живопись 1870-х - 1890-х гг. Концепция исторической живописи В.И. Сурикова. В.М. Васнецов. Скульптура 1860-х – 1890-х гг. Ф.Ф. Каменский. М.А. Чижов. М.М. Антокольский.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44