VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Методические указания к выполнению курсовой работы по информатике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000040
Тема: Методические указания к выполнению курсовой работы по информатике
Содержание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
КИРСАНОВА Алла Владимировна
     
     
     
     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
к выполнению курсовой работы
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ 

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
им. Т.Г.ШЕВЧЕНКО

Инженерно-технический институт
Кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники 
и автоматизированных систем»
     
     
     
     
     
КИРСАНОВА Алла Владимировна
     
     
     
     
     
     
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
к выполнению курсовой работы
ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ 








Для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлениям

231000 – «Программная инженерия», 
230100 – «Информатика и вычислительная техника», 
230400 – Информационные системы и технологии 









Тирасполь, 2014

УДК 
ББК
     
     
     
Кирсанова А.В. – Методические указания к выполнению курсовой работы по информатике и программированию для студентов, обучающихся по направлениям 231000 – «Программная инженерия», 230100 – «Информатика и вычислительная техника», 230400 – «Информационные системы и технологии». – Тирасполь: Издательство ПГУ, 2014.- 1,5  п.л.: ил.
     
     
     
     
     
     
     Методические указания предназначены для студентов первого курса направлений 230100.62 «Информатика и вычислительная техника», 231000.62 «Программная инженерия», 230400 – «Информационные системы и технологии», выполняющих курсовые работы по учебной дисциплине «Информатика и программирование». Содержат требования к содержанию и оформлению пояснительной записки, а также требования к процедуре защиты данной курсовой работы.
     


Рецензенты:
доктор технических наук, профессор Ю.А. Долгов
(Приднестровский государственный университет)

кандидат технических наук, доцент  С.Г. Федорченко
(Приднестровский государственный университет)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рекомендовано к опубликованию в электронном виде методической комиссией инженерно-технического института и научно-методическим советом ПГУ, 
протокол № ___ от __________________.     






                                                                  © Кирсанова А.В., 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ	5
1 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ	6
1.1 Цели и задачи курсовой работы	6
1.2 Содержание и объем курсовой работы	6
1.3 Структура пояснительной записки	7
2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ	16
2.1 Оформление текстового материала	16
2.2 Оформление  графического материала	19
2.3 Оформление списка использованной литературы	23
2.4 Оформление приложений	24
2.5 Оформление схем алгоритмов	25
3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ	31
3.1 Порядок выполнения курсовой работы	31
3.2 Тестирование программного продукта	32
3.3 Подготовка курсовой работы к защите	32
3.4 Материалы, предоставляемые к защите	33
3.5 Требования к структуре и содержанию слайдов к защите	34
3.6 Оценка курсовой  работы	34
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА	35
Основная литература	35
Дополнительная литература	35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	36
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Титульный лист	38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Бланк задания на курсовую работу	39
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Содержание	40
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Перечень условных обозначений, символов, единиц  
                                   и терминов	41
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Список использованной литературы	42
ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Блок-схема программы	43
ВВЕДЕНИЕ
    Выполнение курсовой работы – один из важнейших этапов применения теоретических знаний и освоения практических приемов разработки программного обеспечения.
    Студенты обязаны овладеть методологией программирования на языке высокого уровня С#, а также научиться грамотно оформлять текстовую и программную документацию. 
    В процессе выполнения курсовой работы студент повышает качество своих знаний, учится работать с научно-методической литературой, приобщается к изучению новых для него предметных областей, их глубокой проработке и реализации. Очень важно научиться грамотно излагать мысли, верно использовать технические и научные термины.
    Защита курсовой работы – подведение итогов изучения дисциплины «Информатика и программирование».
    Данное методическое указание подробно описывает, как рационально выполнить и правильно оформить курсовую работу, из каких основных этапов и частей она состоит. 
    Курсовые работы, содержащие элементы исследований, могут быть отнесены к студенческим научно-исследовательским работам и представлены на студенческие конкурсы. Оформление таких работ может быть несколько модифицировано в соответствии с требованиями по оформлению конкурсных работ, однако в них должны быть представлены все основные разделы, оговариваемые ГОСТами.
    Варианты заданий на курсовую работу могут быть предложены самими студентами по согласованию с преподавателем.

1 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
1.1 Цели и задачи курсовой работы
    Курсовая работа  – важный этап овладения студентами теоретического и практического материала по курсу «Информатика и программирование». При ее выполнении студент должен продемонстрировать умение применять теоретические знания и практические навыки при разработке законченного программного продукта.
    Выполнение курсовой работы требует знаний не только в одной конкретной  дисциплине, но и знаний, полученных в ходе предшествующего изучения фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин («Алгебра и геометрия», «Математический анализ», «Дискретная математика», «Информатика», «Физика»).
    Курсовая работа должна быть посвящена разработке готового программного продукта, позволяющего производить вычисления при самой различной входной информации, входящей в диапазон допустимых значений. В работе необходимо показать умение разрабатывать предметную область и строить модель решения задачи.
    Курсовая работа выполняется каждым студентом индивидуально. В случае выполнения несколькими студентами комплексной курсовой работы четко очерчивается содержание задания каждого студента.
    Выполнение курсовой работы заключается в реализации известных методов или алгоритмов обработки информации на языке высокого уровня. Однако возможно выполнение работ исследовательского или творческого характера. Такие работы могут быть комплексными, суть таких работ заключается в исследовании методики программирования по определенным аспектам.
1.2 Содержание и объем курсовой работы 
    	Курсовая работа включает в себя:
    – пояснительную записку;
    – физический носитель данных (дискета, CD-диск), прилагаемый к пояснительной записке;
    – отлаженный работающий программный продукт, демонстрируемый на защите;
    – презентация курсовой работы, состоящая из 7-12 слайдов.
    Пояснительная записка оформляется в виде электронного документа в формате Microsoft Word 2003/2007 на листах формата А4 (210?297 мм). Объем пояснительной записки – 30-50 страниц. Подробные требования к оформлению пояснительно записки приведены в главе 2 настоящих методических указаний.
    Дистрибутив, исходные тексты разработанного программного продукта (вместе со всеми вспомогательными данными и дополнительными программами) и электронные документы записываются на один физический носитель (дискета, CD-диск и так далее) в двух экземплярах с резервной копией. Сам физический носитель данных сдается вместе с пояснительной запиской – он подшивается к записке в специальном файле или конверте, исключающем его выпадение.
1.3 Структура пояснительной записки
    Структура пояснительной записки к курсовой работе должна иметь следующие обязательные элементы:
1. Титульный лист (пример оформления в приложении А).
2. Задание на курсовую работу (пример оформления в приложении Б).
3. Содержание (пример оформления в приложении В).
4. Введение.
5. Основная часть в составе:
5.1 Техническое задание.
5.2 Описание предметной области.
5.3 Руководство программиста.
5.4 Руководство пользователя.
6. Заключение (указываются полученные результаты и направление дальнейшего развития темы).
7. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов (пример оформления в приложении Г).
8. Список использованной литературы (пример оформления в приложении Д).
9. Приложения (количество и содержание определяется руководителем).
    При необходимости по согласованию с преподавателем приведенный перечень приложений может быть расширен за счет вынесения больших рисунков, схем и таблиц в отдельные приложения, включения дополнительных разделов и программных документов (например, «Спецификация», «Область применения» и так далее), оформленных в соответствии с требованиями действующих стандартов.
    Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и все приложения с указанием номеров страниц, на которых размещаются эти наименования.
    Введение содержит обоснование выбора темы курсовой работы. В нем необходимо проработать следующие вопросы:
    – состояние поставленной задачи (значимость и актуальность решения) на момент получения задания;
    – цель разработки;
    – область применения разрабатываемого программного продукта;
    – авторское наименование программного продукта, которое соответствует заданию на курсовую работу.
    Основная часть пояснительной записки включает четыре обязательные главы, которые в свою очередь могут делиться на параграфы и пункты.
    Первая глава пояснительной записки называется «Техническое задание» (или «Постановка задачи»). В ней необходимо представить четкую словесную постановку (спецификацию) задачи.
    Техническое задание должно содержать требования к разрабатываемому программному продукту. Здесь должны быть перечислены все функции, которые необходимо реализовать в процессе создания программного продукта, требования к пользовательскому интерфейсу и составу сопроводительной документации.
    Кроме того, рекомендуется указать входную и выходную информацию и на нескольких примерах описать, как должен работать разрабатываемый программный продукт.
    Вторая глава называется «Описание предметной области». В этой главе необходимо описать предметную область и сам метод решения задачи независимо от языка программирования. Пошагово рассматривается обобщенный алгоритм нахождения решения, приводятся все необходимые формулы, таблицы, графики и так далее. В случае нескольких возможных путей достижения цели (решения задачи) приводится их сравнительный анализ и обоснованный выбор наиболее подходящего для данной предметной области.
    Следует обратить внимание на то, что данная глава посвящена исключительно формальному математическому описанию решения поставленной задачи. В тексте главы обязательно должны быть ссылки на все используемые при описании математического аппарата источники. 
    Третья глава пояснительной записки должна называться «Руководство программиста» (или «Программная реализация решения задачи»). Она содержит подробное описание алгоритмов разработанного программного продукта и состоит из следующих параграфов:
    1. Введение.
    2. Общие сведения (или «Информация о проекте»).
    3. Структура программного продукта.
    4. Описание типов данных.
    5. Описание исходных текстов программного продукта.
    6. Результаты тестирования и опытной эксплуатации.
    7. Заключение (при необходимости).
    Первый параграф содержит сведения о назначении руководства программиста и краткое изложение его основных пунктов.
    Второй параграф содержит следующую информацию:
    – по-возможности подробный состав и конфигурация аппаратного и программного обеспечения компьютеров, использованных при разработке программного продукта;
    – название, точная версия и состав всех использованных сред программирования, средств разработки приложений и баз данных (с указаний версий применяемых языков программирования);
    – название, точная версия и состав всех использованных дополнительных и вспомогательных компонентов, утилит и программ.
    Третий параграф должен содержать следующую информацию:
    – перечень, структуру и краткое описание исходных текстов (файлов проекта) разработанного программного продукта;
    – перечень, структуру и краткое описание вспомогательных файлов (ресурсные файлы, графические и звуковые файлы, данные, файлы помощи и так далее) разработанного программного продукта.
    Помимо этого в третьем параграфе приводится описание общей блок-схемы, указывается соответствие ее графических элементов файлам и структурам исходных текстов. 
    В четвертом параграфе приводятся все используемые в программном продукте типы данных с указанием их назначения, формата и точности представления, диапазона допустимых значений и порядка использования: константы, переменные, пользовательские типы данных, пользовательские структуры данных и так далее.
    Для типов данных вычислительных модулей программного продукта обязательно должны быть ссылки на элементы приведенного во второй главе математического аппарата.
    Пятый параграф руководства программиста должен быть посвящен детальному описанию работы алгоритмов программного продукта и всех используемых модулей. Рекомендуется начать с описания главного модуля (формы). В описании приводится:
    – описание всех пользовательских процедур и функций  (необходимо перечислить множество применяемых для решения задачи функций с их сигнатурой – типами и диапазонами допустимых значений входных данных, в том числе определяемых программистом);
    – ссылки на элементы блок-схем, соответствующие рассматриваемым элементам исходного текста;
    – описание взаимосвязей и передачи управления между процедурами и функциями (обработчиками событий, исключений и так далее);
    – описание взаимосвязей и передачи управления между модулями (формами).
    Шестой параграф содержит доказательство надежности работы разработанного программного продукта.
    Надежность (reliability) программного продукта – это его способность безотказно выполнять определенные функции при заданных условиях в течение заданного периода времени с достаточно большой вероятностью. При этом под отказом в программном продукте понимают проявление в нем ошибки.
    Наиболее широко используемым методом доказательства надежности является использование результатов тестирования – процесса исполнения программы с целью обнаружения ошибок.
    Тестирование программного продукта начинается с предположения, что в нем есть ошибки, а затем уже обнаруживается максимальное их число. Тестирование заключается в прогоне программного продукта на некотором множестве исходных данных, называемым тестовым множеством, с целью обнаружения ошибок.
    Тестовый прогон считают удачным, если в результате его выполнения обнаруживается ошибка и неудачным, если получен корректный результат [25].
    Все методы тестирования можно условно разделить на две основные группы: тестирование по принципу «белого ящика» и по принципу «черного ящика», как показано на рисунке 1.1. 


     Рисунок 1.1 – Тестирование программного продукта

Основные принципы тестирования программного продукта
           
    Одним из способов тестирования программных продуктов является стратегия «черного ящика», называемая также тестированием с управлением по данным или с управлением по входу-выходу. Программный продукт в этом случае рассматривается как «черный ящик».
    Тесты выбираются из так называемого входного домена (множества, определяемого экспертом). Результаты выполнения сравниваются с эталонными (полученными от эксперта). По результатам сравнения делается вывод о факте наличия ошибок в программном продукте (тесты Тьюринга).
    Для лучшего тестирования предполагается также разбиение программного продукта на подсистемы, для того чтобы проследить выполнение каждой подсистемы на некотором определенном экспертом входном домене. Это позволяет упростить процесс оценки системы целиком, однако, достоверность каждой подсистемы не является достаточным условием достоверности всей системы, поскольку незначительные ошибки (когда принимается гипотеза о достоверности) в отдельных подсистемах, аккумулируясь, могут привести к неприемлемости гипотезы о достоверности всей системы (всего программного продукта).
    Методы «белого ящика» основаны на проверке содержимого программного продукта, то есть его исходного текста. Для обычных программ тестирование по принципу «белого ящика» характеризуется степенью, в какой тесты выполняют или покрывают логику (исходный текст) программы. 
    При доказательстве надежности разработанного в ходе курсового проектирования программного продукта должны быть использованы оба принципа тестирования. 
    В пояснительной записке должны быть приведены:
    – условия проведения тестирования (аппаратная и программная конфигурация компьютеров, дополнительно используемое оборудование);
    – методика проведения тестирования (принципы формирования тестовых наборов, критерии оценки результатов тестирования);
    – тестовые наборы, использованные при тестировании по принципу «черного ящика», полученные результаты, комментарии и заключение об их прохождении;
    – действия и тесты, предпринятые при тестировании по принципу «белого ящика», полученные результаты, комментарии, заключение об их прохождении;
    – итоговые оценки по результатам тестирования, выводы о степени надежности разработанного программного продукта.
    Четвертая глава называется «Руководство пользователя». Она состоит из следующих параграфов:
    1. Общие сведения (или «Введение»).
    2. Требования к аппаратному и программному обеспечению (или «Системные требования»).
    3. Установка программного продукта.
    4. Использование программного продукта. Пользовательский интерфейс (или «Запуск и работа с программным продуктом»).
    5. Удаление программного продукта.
    6. Заключение (при необходимости).
    Первый параграф четвертой главы содержит:
    – краткое описание применения функциональных возможностей разработанного программного продукта;
    – общие сведения о программном продукте, куда должны быть включены сведения об особенностях и специфике данного программного продукта, состав и описание программ, составляющих его структуру;
    – назначение и область применения программного продукта.
    Второй параграф четвертой главы содержит подробные условия применения разработанного программного продукта, где приводятся требования:
    –  к конфигурации аппаратного и программного обеспечения компьютера (нескольких компьютеров, локальной сети), типам носителей данных; 
    – к типу, версии и составу операционной среды;
    – к оборудованию и оснащению рабочего места;
    – к режиму эксплуатации разработанного программного продукта.
    При описании системных требований рекомендуется указать спецификации минимальной и рекомендуемой конфигурации аппаратного и программного обеспечения компьютера, также желательно указать точные спецификации компьютеров, на которых проводилось тестирование и опытная эксплуатация разработанного программного обеспечения.
    Особенно важно перечислить полный перечень системных и вспомогательных компонент, необходимых для работы программного продукта с указанием точных версий и ссылок на их дистрибутивы в сети Интернет (в случае наличия их в свободном доступе). Нередко начинающие программисты забывают не только включить в дистрибутив программного продукта дополнительно необходимое программное обеспечение, но и указать его перечень (например, Run-Time библиотеки таких сред программирования, как Borland C++ Builder и Borland Delphi, Microsoft Visual Basic; пакет Microsoft .NET Framework; сторонние Active-X компоненты и так далее), из-за чего нарушается функционирование всей разработки.
    В третьем параграфе четвертой главы приводится состав и содержание дистрибутива программного продукта, пошагово раскрывается процесс установки (инсталляции) программного продукта на компьютер, его первоначальной настройки и подготовки к работе. 
    Четвертый параграф четвертой главы «Использование программного обеспечения. Пользовательский интерфейс» является основным разделом руководства пользователя. 
    Он должен содержать подробные проиллюстрированные инструкции:
    – по запуску программного продукта;
    – по всем аспектам его настройки; 
    – по порядку работы пользователей (эксплуатации) разработанного  программного продукта;
    – по работе с входными и выходными данными, структуре и методам создания и корректировки информационной базы решаемой задачи;
    – по подготовке к выходу из программного продукта и завершению работы с ним. 
    Желательно разработать демонстрационный пример (включаемый в основной дистрибутив) и на его основе показать основные возможности разработанного программного продукта.
    При описании работы вычислительных модулей программного продукта обязательно должны быть ссылки как на элементы приведенного во второй главе математического аппарата (формулы, графики, зависимости и так далее), так и на используемую нормативно-справочную информацию.
    Пятый параграф должен объяснить пользователю, как удалить разработанный программный продукт с компьютера. В случае необходимости дальнейшего использования каких-либо данных должны быть даны рекомендации по их преобразованию и использованию в другом программном обеспечении.
    В главе «Заключение» необходимо описать основные результаты проделанной работы. Обязательно наличие полных и четких выводов, практических рекомендаций по применению разработанного программного продукта и указаний перспектив его развития.
    «Список использованных источников» включает только те источники, которые использованы при выполнении курсовой работы. 

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.1 Оформление текстового материала
     Пояснительную записку работы выполняют на листах бумаги формата А4 без рамки. Повреждения листов, помарки текста или графики не допускаются. Правила оформления приведены в следующей таблице. 

Таблица 2.1 – Оформление текстового материала
Наименование элементов
Требования 
к оформлению
1 Заголовок раздела
Новая страница
да
Шрифт Times New Roman (pt) 
14 (полужирный)
Интервал до заголовка раздела (pt)
0
Интервал после заголовка раздела (pt)
20
Выравнивание
по центру
Межстрочное расстояние
1,5
Перенос слов
нет
2 Заголовок подраздела
Новая страница
нет
Шрифт Times New Roman (pt)
14 (полужирный)
Интервал до (pt)
12
Интервал после (pt)
8
Выравнивание
по центру
Межстрочное расстояние
1,5
Перенос слов
Нет
3 Основной текст
Шрифт Times New Roman (pt)
14
Абзацный отступ (см)
1,25
Выравнивание
по ширине
Межстрочное расстояние
1,5
Перенос слов
Да
4 Подписи к рисункам и заголовки таблиц
Шрифт Times New Roman (pt)
12
Перенос слов
Нет
5 Параметры документа

Размер бумаги
А4
Верхнее поле
20 мм
Нижнее поле
20 мм
Правое поле
10 мм
Левое поле
30 мм
     
     Текст работы должен быть набран на компьютере по всей ширине страницы с обязательным переносом слов.
     Все используемые наименования на иностранных языках должны быть выделены курсивом, например, Internet.
     Все листы работы нумеруются, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе и задании не проставляют. Нумерация страниц текста и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная. Номер страницы проставляется внизу, справа.
     Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4–5 предложений. Слишком крупный абзац затрудняет восприятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль.
     При печати работы необходимо установить запрет "висячих строк", то есть не допускается перенос на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк. Следует избегать также оставления на последней строке абзаца части слова или даже одного целого слова. В этом случае лучше изменить формулировку предложения так, чтобы на последней строке абзаца оставалось не менее трех–четырех слов, либо использовать уплотненный текст, но не более, чем на 0,3 pt.
     Каждая глава работы должна начинаться с новой страницы. Параграфы следуют друг за другом без вынесения нового параграфа на новую страницу. Не допускается начинать новый параграф внизу страницы, если после заголовка параграфа на странице остается одна–две строки основного текста. В этом случае параграф необходимо начать с новой страницы.
     Заголовки глав, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть напечатаны прописными буквами и располагаться посредине строки. Если заголовок состоит из нескольких строк, то интервал между ними должен быть одинарным.  Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Точка в конце заголовка не ставится. Точка не ставится и после последней цифры нумерации заголовка подраздела. Например, 
1.3 Структура программного продукта
     Не допускается использование подчеркивания в заголовках. Не допускается также использование двух и более типов выделения в заголовках (например, курсив и жирный шрифт, курсив и другой цвет, отличный от основного текста). Не допускается также перенос слов в заголовках глав и параграфов.
     Размер символов в математических выражениях не должен превышать размер символов основного текста.
     Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруют арабскими цифрами. Предельная нумерация для подразделов – трехзначная. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления, которые отделяют друг от друга точкой с запятой. Перед каждой позицией перечисления следует ставить только дефис, например
 – модифицированный метод случайного баланса;
 – метод наименьших квадратов с ортогонализацией факторов;
 – метод точечных распределений.
     Пример перечислений с вложениями:
     а) выполнение – состояние процесса, во время которого процесс обладает всеми необходимыми ресурсами и непосредственно выполняется процессором; 
     б) ожидание – процесс заблокирован:
     1) он не может выполняться по своим внутренним причинам;
2) он ждет осуществления некоторого события, например, завершения операции ввода-вывода; 
     Слово "глава" не пишется. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание раздела. Нельзя использовать аббревиатуры (сокращения) без первого полного упоминания в тексте. Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения от единицы до девяти – словами, например, 3 км, но – три программы. Если приводится ряд или диапазон числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например; 1,50; 1,75; 2,00 В; от 10 до 100 Ом. Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы). 
     Количество уровней заголовков в работе определяется тематикой работы и научным руководителем.
2.2 Оформление  графического материала
     Рисунки. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрацией. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах глав, например, «Рисунок 2.1 – Блок-схема» (первый рисунок второго раздела). Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово "Рисунок" под ней не пишут. Количество рисунков в пояснительной записке должно быть достаточным для того, чтобы ее текст можно было читать с минимальным обращением к документам графической части проекта. 
     При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 1.2». Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: «Рисунок А.3 – Вид окна ввода». Если в приложениях большое количество рисунков, то наименования рисунков можно не употреблять, а только его нумеровать.
     Для схем алгоритмов и программ, располагаемых на нескольких листах пояснительной записки, на первом листе указывается «Рисунок 1.2 – Функциональная схема», на последующих листах – «Продолжение рисунка 1.2».
     Если наименование рисунка занимает более одной строки, то межстрочный интервал должен быть одинарным. Точка по окончании наименования рисунка не ставится.
     Между рисунком и основным тексом работы (до рисунка и после наименования рисунка) следует оставить пустую строку одинарного интервала 12 pt.
     Диаграммы. При изображении диаграмм оси координат шкал следует выполнять сплошной толстой линией, а координатную сетку сплошной тонкой линией. Допускается линии сетки выполнять в местах, соответствующих кратным графическим интервалам, или делать засечки вместо линий. Функциональные зависимости предпочтительно выполнять сплошной линией.
     При изображении двух и более функциональных зависимостей на одной диаграмме допускается использовать линии различных типов (сплошную, штриховую и т. д.). При этом для каждой функциональной зависимости может быть использована своя шкала.
     Единицы измерения на диаграммах наносятся вместе с обозначением переменной величины, после запятой.
     Пересечения надписей и линий на диаграмме не допускаются. При недостатке места следует прерывать линию. Подпись диаграммы выполняется по правилу подписей рисунков, например, «Рисунок 2.5 – Диаграмма классов».
     Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении. Таблицы располагаются по центру документа. До названия таблицы и после самой таблицы должна быть пустая строка интервалом 1,0 размером шрифта 12 pt. Между названием таблицы и самой таблицей – интервал 6 pt. В шапке таблицы переносы слов запрещены. По возможности в ячейках таблицы переносы не используются.
     На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием номера, например, «таблица 2.1». Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах глав. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. 
     Слово "Таблица" и наименование таблицы начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф таблиц должны быть выровнены по центру относительно ячейки.
     Допускается располагать таблицу в альбомном формате.
     Каждая таблица должна иметь номер и наименование, которые располагаются в центре страницы над таблицей, например,
      
Таблица 4.4 – Вероятность появления угроз
Вероятность
Средняя частота появления
0
данный вид атаки отсутствует
1
реже, чем 1 раз в год
2
около 1 раза в год
3
около 1 раза в месяц
4
около 1 раза в неделю
5
практически ежедневно

     Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Если в конце страницы таблица прерывается, то линию, ограничивающую таблицу снизу, не проводят. Высота строк таблицы должна быть не менее 12 pt . В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
     Шрифт в таблицах используется Times New Roman, 12 pt, одинарный интервал. Заголовки граф указываются в единственном числе. Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. При переносе таблицы на другую страницу название столбцов таблицы следует повторить, и над ней по центру размещают слова "Продолжение таблицы" с указанием ее номера. Если шапка таблицы велика, допускается ее не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Наименование таблицы не повторяют. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
     Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
      Формулы и уравнения. В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где», без двоеточия после него, без абзацного отступа. Набор формул необходимо осуществлять в соответствующем редакторе.
     Формулы и математические уравнения рекомендуется набирать в редакторе формул Microsoft Equation 3.0 по требованиям ГОСТ 7.32-2001.
     Требования к размерам: обычный символ 14 pt; крупный индекс 10 pt; мелкий индекс 8 pt;  крупный символ 20 pt; мелкий символ 14 pt.
     Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки одинарного интервала, размером шрифта 12 pt без отступов. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Например,


                                             ,	                                    (3.1)

     Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах главы в круглых скобках в крайне правом положении напротив формулы, например,

                             ,                      (3.2)
     
где      для всех  ;
n – объем выборки.    
     Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.
     Если в работе используются русские буквы для обозначения переменных, к ним применяются те же правила оформления.
     Ссылки. При ссылке на учебник или пособие после напоминания о нем  в тексте работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник, например, [9, с. 4-5]. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: "в соответствии с данными в таблице 5.1" или (таблица 5.1), "по данным рисунка 3.1" или (рисунок 3.1), "в соо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%