- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методические особенности изучения темы «виды программного обеспечения» на разных этапах информатики в школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014081 |
Тема: | Методические особенности изучения темы «виды программного обеспечения» на разных этапах информатики в школе |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Кафедра вычислительной математики и методики преподавания информатики КУРСОВАЯ РАБОТА по учебной дисциплине: основы исследования в физико-математическом образовании тема: «Методические особенности изучения темы «виды программного обеспечения» на разных этапах информатики в школе» Выполнил студент: 31 Игруппы 3 курса очной формы обучения физико-математического факультета Гайтанов М.А. Научный руководитель: доцент кафедры вычислительной математики и методики преподавания информатики Борисова Н.В. Дата защиты: «__» ____________ 2018 г. Оценка: ____________________________ __________________________________ (подпись научного руководителя) Регистрационный номер ________ Дата регистрации ______________ Москва 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………… 2 Глава 1. Содержательный анализ темы «Виды программного обеспечения компьютера»……….…………………………………………. 4 1.1. Виды программного обеспечения…………………………….. 4 1.2.Методика обучения основным понятиям курса информатики в процессе изучения темы «Виды программного обеспечения компьютера»…………………………………………………………………. 8 Глава 2. Методические особенности преподавания темы «Виды программного обеспечения» в авторских учебно-методических комплексах……………………………………………………………….…… 11 2.1. Пример технологической карты урока………………………… 21 Заключение…………………………………………………………………… 27 Список использованной литературы ……………………………………….. 28 Введение. В настоящее время важность персональных компьютеров и их программного обеспечения в жизни современного общества очень высока. С самого момента их появления уже невозможно себе представить огромное количество областей деятельности человека, таких какюриспруденция, управление, экономика, наука, издательское дело, инженерное дело, культура, образование и т.д., без компьютерного обеспечения. Утилитарная цель всего школьного курса информатики –обеспечить технологическую подготовку учащихсяк будущей трудовой жизни, т. е. вооружить их такими знаниями, умениямии навыками, которые смогли бы гарантироватьих готовность к профессиональной деятельности после окончания школы.Школьный курс информатики должен учить школьника работе на компьютере и уверенному использованию современного программного обеспечения.В итоге после изучения школьного курса основ вычислительной техники и информатики учащиеся должны,в том числе,уметь самим применять основные виды программного обеспечения персонального компьютера для решения типовых задач. Поэтому большое внимание нужно уделять теме «Программное обеспечение». Научить учеников работать на компьютере – это,прежде всего, значит научить взаимодействовать с компьютером и его операционной системой. Обычно пользователь компьютера, который привык работать в какой-то определенной программой среде, при столкновении с новой и непривычной ему обстановкой на экране ПК, испытывает растерянность. Поэтому крайне важно дать учащемуся не просто определенный набор знаний и умений для работы с операционной системой ПК, а развить его мышление и научитьего ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. Сейчас, когда вычислительная техника и программное обеспечение стремительно развиваются, знания, полученные вчера, уже сегодня зачастую становятся устаревшими. Ученик на основе своих знаний сам должен уметь сформулировать порядок действий в той или иной ситуации. Актуальностьвыбранной темы исследования объясняется тем, чтотема «Виды программного обеспечение компьютера» является сложной для восприятия, запоминания и понимания ее учащимися. Поэтому учителю необходимо решить проблемуиспользования готовых авторских учебных материалов для организации урока с их использованием так, чтобы каждый аспект данной темы стал для учеников понятен и интересен Объект исследования: Процесс обучения в школепо теме «Виды программного обеспечения». Предмет исследования: Методика преподавания темы«Виды программного обеспечения» в школьном курсе информатики. Задачи: * изучить методические аспекты изучения темы «Виды программного обеспечения»на разных этапах обучения информатике в школе; * проанализировать учебные пособия по информатике; * выделить структуру и содержание данной темы в учебных пособиях; * изучить методические рекомендации по изучению темы в школе; * разработать технологическую карту для проведения урока по данной теме. 1. Глава 1. Содержательный анализ темы «Виды программного обеспечения компьютера»». 1.1. Виды программного обеспечения Любой персональный компьютер представляет собой устройство, которое действует по заложенным в него программам. В свою очередь, сама компьютерная программа представляет собой четко определенную последовательность команд, которые записаны в двоичной форме на понятном процессору персонального компьютера машинном языке.Таким образом, компьютерная программа является формой записи алгоритмов для решения поставленных перед компьютером задач. Поэтому общая совокупность всех подготовленных к исполнению программ, которые хранятся в оперативной и внешней памяти компьютера, называется его программным обеспечением. Можно выделить три основных вида программного обеспечения[2]: · системное · прикладное · инструментальное. а) Системное программное обеспечение[3]:. Системное программное обеспечение - это целый комплекс компьютерных программ, которые обеспечивают всеми компонентами сами системы персонального компьютера, в том числе оперативную память, процессор, устройства ввода – вывода, сетевое оборудование, при этом выступают как межслойный интерфейс, с одной стороны которого непосредственно аппаратура, а с другой –все приложения пользователя. Системное программное обеспечение не решает какие-то конкретные задачи, а только обеспечивает работу других программ, предоставляя им сервисные функции и управляет аппаратными ресурсами самой вычислительной системы. При этом отнесение какого-либо программного обеспечения компьютера непосредственно к системномуочень условно и зависит от соглашений, которые используются в конкретном контексте. В основном к системному программному обеспечению относятся различные операционные системы компьютера, а также утилиты, системы управления базами данных, и широкий класс связующего программного обеспечения. б) Прикладное программное обеспечение [4]. Прикладная программа или приложение - это программа, которая предназначенная для выполнения определённых задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем(текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.д.).Задачи прикладного программного обеспечения строго определены некими рамками. Иными словами, весь софт условно ориентирован на выполнение только какой-то одной или нескольких похожих задач. Поскольку этот тип программного обеспечения ориентирован на выполнение строго определенных задач, условно его можно разделить на программы, предназначенные исключительно для одной общей задачи и целые программные комплексы, совмещающие в себе возможности по выполнению и основной, и сопутствующих задач. в) Инструментальное программное обеспечение [4]. «К инструментальному программному обеспечению относят: системы программирования – для разработки новых программ, например, TurboBasic, QuickBasic, TurboPascal, Turbo C.Обычно они включают: редактор текстов, которые обеспечивают создание и редактирование программ на исходном языке программирования (исходных программ), транслятор, а также библиотеки подпрограмм; инструментальные среды для разработки приложений, например, таких какVisualBasic,Delphi,C++, Java, которые включают средства визуального программирования; системы моделирования, например, системы моделирования бизнес-процессов BpWin и баз данных ErWin,система имитационного моделирования MatLab и другие. Транслятор (от англ. translator) – это программа-переводчик, которая преобразует программу с языка компьютера высокого уровня в программу, которая состоит из машинных команд. Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов, которые со своей стороны существенно различаются по принципам работы. Компилятор (англ. Compiler, т,е. составитель) сначала читает всю программу целиком, потом делает ее перевод и в конце создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем выполняется компьютером. После компилирования получается программа, при выполнении которой не нужна ни исходная программа, ни компилятор» [4] Интерпретатор (от англ. interpreter- истолкователь) переводит и выполняет программу строка за строкой. Программа, обрабатываемая интерпретатором, должна потом заново переводиться на машинный язык при каждом очередном ее запуске».[4] «Драйверы – это специализированные программы, которые управляют работой всех периферийных устройствперсонального компьютера. Обычно драйверы для операционных систем поставляются сразу вместе с новыми устройствами».[4] 2.1. Методика обучения основным понятиям курса информатики в процессе изучения темы «Программное обеспечение компьютера» На сегодняшний день в процессе обучения используется 3-х этапная структура курса информатики [1]: Первый этап (1-й – 6-йкл.)– пропедевтический этап. На этом этапе обучения происходит первоначальное знакомство учащихся с персональным компьютером, а также формируются начальные элементы информационной культуры с помощью учебных игровых программ и самых простейших компьютерных тренажеров на уроках: математика, русский язык и другие предметы. Второй этап (7-й – 9-йкл.)–это базовый курс информатики, которые обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников. Этот этап направлен на освоениешкольниками методов и средств информационных технологий,а также решения различных задач, формирования навыков осмысленного и целесообразного использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности. Третий этап (10-й - 11-йкл.)–это продолжение школьного образования в области информатики, а также дифференцированного по объёму и содержанию подхода к учащимся в зависимости от их интересов и направленности подготовки учеников. Мы знаем, что операционная система Windows является многозадачной системой, т.е. позволяет своему пользователю запустить и работать одновременно сразу с несколькими программами. С прикладными компьютерными программами пользователю можно работать как поочереднотак и в фоновом режиме. В этом случае пользователь может, к примеру, проводить набор какого-либо текста в текстовом редакторе, ив фоновом режиме в это же время компьютером выполняется проверка жёсткого диска или воспроизводится музыкальная программа. Учитывая тот факт, что тема программного обеспечения и операционной системы достаточно сложная как для учителя, так и учеников тема, изначальнонужно дать общее представление об основных функциях операционной системы. Необходимо сформировать у учеников представление о том, что именно операционная система управляет всей работой персонального компьютера, а пользователь, при помощи ОС выполняет все виды необходимых работ. Педагогу нужно обратить внимание на то, что научиться работать на компьютере – это, в первую очередь, означает научиться уверенновзаимодействовать с операционной системой машины. В перечень основных умений пользователя при работе с персональным компьютером входят следующие: навык находить нужную ему компьютерную программу и запускать выполнение этой программы; умение выполнять основные операции с файлами, такие как: просматривание содержимого, копирование, перемещение, удаление, переименовывание файлов;а также умение получать справочную информации о состоянии компьютера, о заполнении его дисков, о размерах и типах файлов. В конце изучения основных функций операционной системы компьютера учителю необходимо остановиться на принципе управлении внешними устройствами ПК. Для этого в состав оперативной системы включают специальные программы, которые управляют работой всех внешних устройств (драйверы). Для каждого типа внешнего устройства и каждой конкретной модели компьютера имеется свой драйвер, который, обычно, поставляется с ним. Сегодня современные версии Windows сами автоматически подбирают необходимый им драйвер из своей обширной библиотеки и устанавливают его, хотя пользователю иногдаприходится делать это самому (что и должны уметь учащиеся). Также ученикам необходимо освоить навыки работы с офисным пакетом прикладных программ, в который, в частности, входят: * текстовый редактор (процессор) Word, версия текстового редактора зависит от номера версии операционной системы (его аналог в OpenOffice–Writer). * электронная таблица Excel, версия таблицы зависит от номера версии операционной системы (ее аналог в OpenOffice–Calc). * базаданных Access (ее аналогв Open Office – Base). * программа для создания презентаций PowerPoint (ее аналог в OpenOffice - Impress). * программа OutlookExpressдля работы с электронной почтой; (аналоги Evolution и Rubrica). * различные программы для сканирования и распознавания текстов. * графический редактор Paint, которыхв принципе достаточно прост по своим возможностям и, как правило, успешно осваивается учениками и в базовом курсе информатики в основной школе или даже в начальной школе. При этом очень важное место в системе средств обучения занимают учебники и учебные пособия. В нашей стране каждый год издаётся и переиздаётся большое количество наименований учебников, учебных пособий и различных задачников по школьному курсу информатики. На сегодняшний день ими охвачены все классы школы, с первого по одиннадцатый. Издаются и параллельные учебники, особенно по базовому курсу информатики и по курсу информационных технологий. Авторы учебной литературы стараются выпускать не отдельные учебники и пособия, а целые учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя: учебник (к учебнику обычно прилагается компьютерный практикум), а также задачник, рабочую тетрадь для учеников и методическое пособие для учителя, компакт-диск с программно-методическим обеспечением, может быть еще комплект плакатов (на компакт-диске). Глава 2. Методические особенности преподавания тема «Виды программного обеспечения» в авторских учебно-методических комплексах (УМК). В начале анализа рассмотрим, как раскрывается тема «Виды программного обеспечения»в авторских учебно-методических комплексах для начальной школы. УМК по информатике и ИКТ авторы Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.[7] Данный учебно-методический комплекс обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, при этом цель обучения - сформировать у школьников представление об важнейших понятиях информатики на основе знаний и жизненного опыта, который они получили при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на персональном компьютере. В части 2 учебника «Информатика и ИКТ» для 3 классаГлава 4 «Компьютер, системы и сети» включает в себя §16 «Компьютер – это система» и § 17 «Системные программы и операционная система».В данных параграфах дается понятие компьютера, как системы, состоящей из взаимосвязанных частей и предназначенной для автоматического выполнения действий с данными в соответствии с заложенной программой.даны краткие сведения об основных видах программ с наглядными схемами. Рассмотрены системные программы и операционная система. Уделено внимание драйверам, программным улитам и антивирусным программами программам архивации файлов. В конце темы имеются задания для проверки знаний, в том числе направленные на самостоятельную деятельность учащихся (в частности, авторами предложено создать в рабочей тетради схему обучающих программ и заполнить ее). «Информатика и ИКТ(Мой инструмент компьютер)», учебник для учащихся 3 класса, авторГорячев А.В.. [8] Этот учебник предназначен для школ, которые имеют компьютерные классы.Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор конкретной школой необходимого набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, которые выделяются на изучение информатики и информационных технологий. Вопросам изучения программного обеспечения и работе с программами посвящен целый ряд тем учебного курса: Модуль «Знакомство с компьютером»: В этот модуль входят разделы: компьютерные программы,запуск программы,завершение выполнения программы. Модуль «Создание рисунков» К нему относится: задания в ситуациях,компьютерная графика,графические редакторы, основные операции при рисовании,рисование и стирание точек, линий, фигур,заливка цветомс практической работй. Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок» Включает в себя разделы: анимация, компьютерная анимация, программы для создания анимации с примерами программ, а такжесоздание покадровой рисованной анимации и программирование анимации,конструирование анимации. Модуль «Создание проектов домов и квартир» К нему относятся вопросы: проектирование, компьютерное проектирование с примерами программ для проектирования зданий. А также основные операции при проектировании, такие как обзор и осмотр проекта, создание стен, окон и дверей,размещение сантехники и бытовой техники,с расстановкой мебели,выбор цвета и вида поверхностей при проектировании и порядок действий при проектировании дома и квартиры. Модуль «Создание компьютерных игр» Содержит в себе разделы: компьютерные игры и виды компьютерных игр, порядок действий при создании игр, а также программы для создания компьютерных игр. В результате изучения данного курса школьник должен уметьзапускать и завершать компьютерные программы, а также выполнять основные операции при рисовании, используя одну из компьютерных программ, выполнять основной набор операции при создании движущегосяизображения с помощью одной из специальных программ, помимо этого также исполнять основные операции для проектирования домов, квартир с помощью одной из компьютерных программ и выполнять набор основных операций при создании компьютерной игры, используя одну из программ. УМК«Информатикаиинформационно-коммуникативные технологии», авторы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова [9], [10] Основное представление о программном управлении персональным компьютеров с помощью данного УМК постепенно формируется у учащихся во 2-х и 3-х классах начальной школы. Во 2-м классе вводится понятие компьютерной программы, как инструмента по обработке информации, а в 3-м классе, основываясь при этом на опыте, который приобрели учащиесяв процессе изучения раздела «Алгоритмы и исполнители», ужеобсуждается представление о компьютерной программе, как об алгоритме, который записан на языке, понятном ПК. В УМК рассматриваются различные программы по учебным предметам, а также программы обработки текстовой и графической информации и программы решения различных вычислительных задач, а также изучаются области их применения непосредствено в жизни. В случае же, если в школе нет необходимого оборудования, ашкольники не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение данной темы проходит с опорой на материал УМК и, желательно, на экскурсиях в места, которые используют компьютеры, например сберкассы, магазины, железнодорожные кассы и т.п. Итак, сравнительный анализ УМК для начальной школы показал, что все они соответствуют требованиям ФГОС нового поколения, имеют методическую поддержку в виде учебных пособий, рабочих тетрадей, ЭОР и ЦОР, что существенно облегчает адаптацию учителя начальных классов к новым требованиям. Далее рассмотрим и сравним изучение темы «Программное обеспечение компьютера» в авторских УМК по информатике для 7 –9 классов авторов: Босова Л. Л., Угринович Н. Д., Семакин И. Г. [11], [12], [13] Карта понятий по теме «Программное обеспечение компьютера» Босова Л. Л. Угринович Н. Д. Семакин И. Г. Классификация ПО * Системное программное обеспечение; * Прикладное программное обеспечение * Системы программирования. * Системное программное обеспечение; * Прикладное программное обеспечение * Инструментальное программное обеспечение * Системное программное обеспечение; * Прикладное программное обеспечение * Системы программирования. Основные изучаемые понятия * Программа; * Программное обеспечение (ПО); * Системное ПО; * Прикладное ПО; * Система программирования; * Операционная система; * Архиватор; * Антивирусная программа; * Приложение общего назначения; * Приложение специального назначения. * Программа; * Программное обеспечение (ПО); * Системное ПО; * Прикладное ПО; * Инструментальное ПО; * Приложение; * Операционная система; * Приложения общего назначения; * Приложения специального назначения. * Программа; * Программное обеспечение (ПО); * Системное ПО; * Прикладное ПО; * Системы программирования; * Операционная система; * Система программирования; * Офисные, мультимедийные, развлекательные, профессиональные, образовательные программы. На основеметодических пособий по информатике для 7 –9 классов, авторов: Босова Л. Л., Угринович Н. Д., Семакин И. Г.можно составить таблицу характеристик целей изучения и планируемых образовательных результатов по теме «Программное обеспечение компьютера» Автор Цели Планируемые образовательные результаты Босова Л. Л. * Обобщить представления школьников о программном обеспечении персонального компьютера и его назначении; * Систематизировать представления о прикладном программном обеспечении, инструментальном программном обеспечении, различных категориях системного программном обеспечении; * Формировать представления о таких понятиях: операционная система,объектно - ориентированный пользовательский интерфейс, файловая структура, представление об основных функциях операционной системы; * Расширениезнанийучеников о деятельности программирования. Аналитическая деятельность: * Анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; * Определять программные и аппаратные средства, которые необходимы для осуществления информационных процессов при решении задач; * Определять основные характеристики операционной системы; * Планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: * Выполнять основные операции с файлами и папками; * Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; * Оценивать размеры файлов; * Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ Угринович Н. Д. Сформировать представления о таких понятиях, как: * Программное обеспечение компьютера; * Операционная система; * Прикладное ПО; * Графический интерфейс ОС и приложений; * Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса; * Компьютерные вирусы и антивирусные программы Выпускник научится: * Базовым навыкам работы с компьютером; * Использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, электронные таблицы, текстовые редакторы, браузеры, поисковые системы, электронные энциклопедии, словари); * Знаниям, умениям и навыкам, которые достаточны для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. Выпускник получит возможность: * Познакомиться с программными средствами для работы с аудио-и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; * Научиться создавать текстовые документы, которые включают в себя рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т.п Семакин И. Г. Сформировать представления о таких понятиях, как: * Назначение программного обеспечения и его состав; * Системное ПО; * Операционные системы; * Основные функции ОС; * Файловая структура внешней памяти; * Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; * Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс; * Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Учащиеся должны знать: * Сущность программного управления работой компьютера; * Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; * Назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: * Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться со справкой, работать с окнами; * Инициализировать выполнение программ из программных файлов; * Просматривать на экране директорию диска; * Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): поиск, копирование, перемещение, переименование, удаление; * Использовать антивирусные программы Можно сделать вывод, что изучению темы «Программное обеспечение компьютера» на базовом уровне уделяется большое внимание, это связано с важностью освоения школьниками умения работы с операционной системой компьютера и необходимостью изученияважных прикладных программ. Проанализировав УМК авторов: Босова Л. Л., Угринович Н. Д.,Семакин И. Г. 7 класса (базовый уровень), можно сделать вывод, что послеизучения данной темы ученики должны усвоить структуру и назначениепрограммного обеспечения компьютера. И хотя все авторы достаточно подробно рассматривают все основные понятия при изучении данной темы в УМК Босовой Л. Л. более подробно рассматривается изучение системного программного обеспечения. И в заключении рассмотрим УМК для 10-х – 11-х классов следующих авторов: Л.Л. Босовой, Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина. УМК «Информатика и ИКТ» 10-11 класс (базовый курс), автор Угринович Н. Д. [18] «11 класс Темы: * Операционные системы * Основные характеристики операционных систем * Операционная система Windows * Операционная система Linux Практические работы: * Виртуальные компьютерные музеи * Сведения об архитектуре компьютера» УМК «Информатика и ИКТ. 10 класс.(профильный уровень),автор Угринович Н. Д. [17] «Темы: * Операционная система * Назначение и состав операционной системы * Загрузка операционной системы * Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».» УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), автор Семакин И. Г. и др. [15] Тема «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение» После изучения темы ученики должны знать следующее: что такое программное обеспечение персонального компьютера, структура программного обеспечения персонального компьютера, прикладные программы и их назначение, системное программное обеспечение, функции операционной системы и что такое системы программирования. Ученики должны уметь подбирать конфигурацию персонального компьютера в зависимости от его назначения, а также соединять устройства персонального компьютера и производить основные настройки БИОС, работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. УМК «Информатика и ИКТ» для 10 класса (профильный уровень), авторСемакин И. Г. и др. [16] «Виды программного обеспечения. Операционные системы. * Виды программного обеспечения * Функции операционной системы * Операционные системы для ПК» Школьники смогут использовать приобретенные умения и знания в своей повседневной жизни и в практической деятельности, а также для личного и коллективного общения с использованием новыйсовременных программных и аппаратных средств коммуникаций. УМК «Информатика и ИКТ» для 11 класса, (профильный уровень)автор Семакин И. Г. и др.[16] «Раздел «Программное обеспечение ПК» * Виды программного обеспечения. О профессиях: системный администратор * Функции операционной системы * Операционные системы для ПК» Подводя итоги анализа данных учебных комплексов,необходимозаметить, что изучению программного обеспечения персонального компьютера в школьном курсе информатикиуделяется все большее внимание, Это непосредственно связано с важностью освоения школьникамиосновных приемов работы с операционной системой компьютера, а также с и необходимостью освоения прикладных программных средств информационно-коммуникационных технологий. В результате ученикам необходимоосвоить следующие вопросы: назначение программного обеспечения персонального компьютера и его структуру, операционную систему и пользовательский интерфейс компьютера, а также файловую систему компьютера и понятие прикладного программного обеспечения. В результате работы над данной темой, были рассмотрены наиболее распространенные в современной школе авторскиеучебно-методические комплексы по информатике. Иханализ показал, что все они соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ. Однако для подготовки к ЕГЭ и успешной его сдачи необходимо обучаться на профильном уровне. Пропедевтические курсы для начальной школы и 5-7 классов вписываются в концепцию непрерывного образования и способствуют своевременной, ступенчатой и грамотной подготовке обучающихся к ЕГЭ, вовремя ориентируют тех, кто хочет и может связать свою будущую профессию с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями. Многообразие методологических подходов к преподаванию учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» позволяют учителю выбрать тот, который будет максимально соответствовать социальному заказу на информационное образование со стороны детей и их родителей. Задача учителя - грамотно оценить потребности и возможности своих учеников. 2.1. Пример технологической карты урока Технологическая карта урока. Учебник Информатика 3 класс, авторы Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А.) Тема урока: «Системные программы и операционная система» Цели урока: 1. сформировать информационную культуру учеников; 2. закрепить понятия: «программы», «системные программы», «операционная система компьютера»; 3. сформировать у учащихся представление о системных программах компьютера и видах операционных систем; 4. различать различные виды программного обеспечения компьютера; 5. сформировать элементарные навыки работы с информацией; 6. научить учащихся работать в группах и индивидуально; 7. развить интерес к технике Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока 1 Организационный момент Приветствуют учителя, визуально контролируют свою готовность к уроку, рассаживаются на рабочие места. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные УУД: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение 2 Формулирование темы и целей урока - Компьютер не может нормально работать без специальных программ. - Эти программы компьютера объединены в единую систему. Это и будет темой нашего урока Ознакомление с новым материалом, осмысливание полученной информации, ответы на поставленные проблемные вопросы, формулировка выводов, запись основных понятий в тетради. Личностные УУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; Коммуникативные УУД: умение общаться со взрослыми и сверстниками 3 Объяснение темы в процессе работы с учебником и исследовательской деятельности. * Давайте с вами рассмотри схему, прочитаем и запомним название и назначение системных программ компьютера. * Вставьте пропущенные буквы и узнайте общее название для всех этих программ * Давайте подумаем, почему эти программы получили такое название. * Рассмотрим схему и запомним названия самых известных операционных систем компьютера. * Вставь пропущенные слова и узнай самое главное по нашей теме Ознакомление с новым материалом, осмысливание полученной информации, ответы на поставленные проблемные вопросы, формулировка выводов, запись основных понятий в тетради. Познавательные УУД: умение давать определение понятиям; устанавливать причинно- следственные связи; Личностные УУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; 4 Физминутка Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся. Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Упражнение 1: Взгляд направлять последовательно влево - вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.) Упражнение 2: Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз-прямо, вправо – вверх -прямо, вправо - вниз-прямо, влево - вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении. Упражнение 3: Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение вначале быстро, а затем как можно медленнее. Упражнение 4: Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз. Учащиеся отдохнули и готовы продолжать работу. Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с действиями учителя; 5 Закрепление Работа в рабочей тетради Задают интересующие вопросы, слушают и работают в тетради Личностные УУД: формирование навыков самостоятельной работы; формирование навыков самооценки Регулятивные УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью; Коммуникативные УУД: осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 6 Компьютерный практикум Работа с файлом – заготовкой. Работа с файлом «Системные программы» Личностные УУД, регулятивные: развитие навыков работы с различной информацией 7 Итоги урока, рефлексия - можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? - было ли вам легко на уроке или были какие-то трудности? - что у вас сегодня получилось лучше всего и без ошибок? - какое из заданий сегодня было самым интересным и почему? - как бы вы оценили свою работу? Получение учащимися информации о реальных результатах учения, Познавательные УУД: Анализ, рефлексия, самооценка своей деятельности, планирование собственной деятельности Регулятивные УУД: Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества, адекватность самооценки учащегося Заключение Сегодня изучению программного обеспечения персонального компьютера в современной школе уделяется всебольшее внимание. И это непосредственно связано со значимостью изучения школьниками прием....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Процесс обучения в школе по теме «Виды программного обеспечения»
- Методические особенности изучения темы Организация борьбы с наркобизнесом в Российской Федерации на уроках основ безопасности жизнедеятельности
- Методические проблемы возникающие при рассмотрении данной темы в общеобразовательной школе и пути их решения