- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Место и значение смертной казни как высшей меры в истории уголовных наказаний на каждом этапе развития Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009402 |
Тема: | Место и значение смертной казни как высшей меры в истории уголовных наказаний на каждом этапе развития Российской Федерации |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1. Особенности смертной казни в России 1.1 Происхождение и понятие смертной казни 4 1.2 Признаки смертной казни 5 1.3 Виды смертной казни 9 Глава 2. История смертной казни в России 2.1 Смертная казнь в Древней Руси 13 2.2 Смертная казнь как наказание в русском праве XVII века 15 2.3 Применение в России смертной казни в XVIII веке 16 2.4 Законодательные ограничения применения смертной казни в ХIХ веке 19 2.5 Отмена и восстановление в России смертной казни в начале XX века 20 2.6 Особенности законодательства СССР 1960-1980 - х годов в применении смертной казни в системе наказаний 25 2.7 Смертная казнь в Постсоветское время 27 Заключение 29 Список литературы 30 Введение Актуальность темы курсовой работы. Лишение жизни человека, преступившего определенные нормы (например, обычай кровной мести), известно задолго до возникновения государства. Вместе с тем вся история уголовного права, за исключением отдельных периодов, свидетельствует о тенденции к ограничению его применения. В настоящий период есть государства, отказавшиеся от смертной казни, и есть страны, довольно активно ее применяющие. В тех и других не утихают споры между ее противниками и сторонниками. Смертная казнь – одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. Она существует уже много веков. В течение этого времени многократно менялось отношение к этому наказанию. Она то применялась весьма широко, то не назначалась вовсе. Долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества. Потом на первый план переместилось превентивное воздействие: на самого виновного (чтобы лишить его возможности совершения новых преступлений) и на других членов общества (чтобы они не совершали преступлений из опасений быть казненными). Цели смертной казни накладывали отпечаток на всю правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершение которых могло влечь смертную казнь. Это оказывало влияние на способ его применения. Цель исследования - определить место и значение смертной казни как высшей меры в истории уголовных наказаний на каждом этапе развития Российской Федерации, разобраться в вопросе отмены или применения смертной казни. В соответствии с названной целью ставились и решались следующие задачи: - проанализировать факторы, обусловливающие происхождение смертной казни; - исследовать эволюцию смертной казни в России; - установить пределы применения смертной казни; - исследовать правовые основы применения смертной казни, включая вопросы ее назначения и исполнения, а также помилования осужденных; - дать оценку основным аргументам дискуссии о смертной казни. Глава 1. Особенности смертной казни в России 1.1 Происхождение и понятие смертной казни Смертная казнь – одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Собственно говоря, смертная казнь применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого понятия. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал один из виднейших российских ученых, Н.С. Таганцев.1 В российской и советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания», а в более поздние времена «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, но применяется в виде исключения как наказание за особо тяжкие общеуголовные и государственные преступления.2 Смертная казнь изначально возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, которую была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.3 Происхождение смертной казни тесно связано с происхождением уголовного наказания как такового, которое, по справедливому замечанию А. Принса, «... при самом своем возникновении не носит теоретического характера; оно не есть искусственное создание ума, даже не включает в себя какого-либо презрения к осужденному; в существе своем оно объективно».4 Сама же смертная казнь при этом понимается как наказание, «...состоящее в отнятии различными способами жизни у лица, совершившего преступление».5 Изначально уголовное наказание олицетворялось именно со смертной казнью. Поэтому возникновение наказания и возникновение смертной казни как государственных институтов по сути своей - один и тот же вопрос. Общегосударственная власть получила смертную казнь в качестве готового и вполне выработанного учреждения, в виде кровной мести («убийства в отмщение»).6 Возможно, именно исходя из данной позиции рассмотрение обычая кровной мести как истока смертной казни стало аксиомой, и вопрос в последующем переключился в плоскость доказывания повсеместной распространенности данного обычая в эпоху господства родовых отношений. Длительное существование кровной мести, а также ее повсеместное распространение «объясняется необходимостью защищать свободу, жизнь и имущество».7 Другого способа защиты от преступных посягательств не существовало достаточно долго. При этом такого рода месть длительное время «стояла на страже» выполнения высокого нравственного и религиозного долга, «забвение которого порождало изгнание из рода, и, наоборот, месть влекла за собой общий почет».8 Таким образом, смертная казнь — явление закономерное, генетически произошедшее из обычая кровной мести, распространенного у всех народов, а потому имеющее объективную основу ее применения. Смертная казнь — это правомерное лишение жизни деликтоспособного преступника за умышленное убийство по приговору суда. 1.2 Признаки смертной казни Там, где по закону существует смертная казнь, сохраняется, и обязанность каждого деликтоспособного лица нести ответственность за совершенные преступления, вплоть до применения к преступнику наказания в виде смертной казни. В этой связи важно выделить основные сущностные признаки смертной казни: 1) Первым признаком смертной казни является то, что она является наказанием. А. С. Михлин этот признак определяет как «наиболее существенный». Сущностью любого наказания является кара. Кара представляет собой либо лишение или уменьшение прав или интересов человека, либо введение особого порядка их осуществления, либо установление обязанностей, которые обусловлены наказанием и которые не возлагаются на других граждан. А. С. Михлин пишет, что в «смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека, — жизнь». Однако наказание, следуя простому здравому смыслу, должно предполагать последующее исправление преступника. Но смертная казнь как раз и лишает человека последнего шанса на исправление. В этом коренное отличие смертной казни от обычного наказания. Поэтому в случае применения смертной казни надо говорить не о применении наказания, а о каре, лишении человека жизни с точки зрения существующего права. В связи с этим в смертной казни можно различить два элемента кары: физический элемент — лишение человека жизни путем насилия над ним и психический элемент — лишение человека надежды, мрачное и безвыходное положение его судьбы, причем нравственная пытка несравнима с самим актом физического насилия, совершаемого ради лишения жизни. Однако право не развивается из первоначальных инстинктов и природы чувств. Государство должно исходить из объективных потребностей общества и искать равновесный подход к проблеме преступления и наказания, чтобы обеспечить безопасное проживание своих граждан, которые должны быть уверены, что их жизнь и достоинство будут защищены государством. Нередко сторонники полной отмены смертной казни в РФ говорят о праве на жизнь приговоренного к смерти преступника, забывая о таком же праве их жертвы. В юридической терминологии данная особенность смертной казни выражается термином «высшая мера наказания», т. е. самая суровая. Кроме того, как верно отмечает А. С. Михлин, «следует иметь в виду также страдания родных и близких приговоренного. Если страдания последнего прекращаются в момент приведения в исполнение приговора, то близкие расстрелянного особенно остро начинают ощущать свою потерю именно в это время». В связи с этим обстоятельством совершенно безнравственное положение существует в отношении родственников казненного, которым не сообщается место захоронения казненного, а выдается только справка о приведении приговора в исполнение и свидетельство о смерти, чем усиливаются страдания родственников казненного, затрагивающие и их религиозные чувства. 2) Второй отличительный признак смертной казни заключается в том, что смертная казнь, как и всякое наказание, является принуждением и применяется, как правило, вопреки желанию осужденного и только от имени государства. То есть необходимо отличать смертную казнь, с одной стороны, от самоубийства, когда раскаявшийся виновный сам принимает решение уйти из жизни; с другой стороны, от убийства, т. е. лишения жизни человека, пусть даже совершившего опасное преступление, без компетентного разбирательства в специальных судебных государственных органах, без вынесения смертного приговора от имени государства. 3) Третий отличительный признак смертной казни — она применяется только по приговору суда. Суд является государственным учреждением. В демократическом правовом государстве, каким по действующей Конституции является РФ, применяются демократические принципы судопроизводства — открытость, гласность, состязательность и т. п., поэтому, чем демократичнее государство, тем более полно и всесторонне будет рассмотрено конкретное уголовное дело, тем меньше возможности совершить непоправимую судебную ошибку. Введение же чрезвычайных судов, что было характерно для России в годы гражданской войны и особенно в 30-е гг., чревато беззаконием, нарушением элементарных прав личности и, как следствие, — расстрелом ни в чем не повинных людей. В Российской Федерации создание чрезвычайных судов запрещено Конституцией. 4) Четвертый признак — смертная казнь может быть назначена только за преступление, предусмотренное уголовным кодексом. С нашей точки зрения, современный Уголовный кодекс РФ приблизился к истинному пониманию преступления, за которое может назначаться смертная казнь, а именно: за умышленное убийство и преступления, связанные с посягательством на жизнь человека. Господство «государственной школы» в уголовном праве России приводило к тому, что смертная казнь выносилась, прежде всего за государственные преступления, высшая мера наказания защищала государственные интересы, но не жизнь человека, тогда как объективным свойством высшей меры наказания, согласно ее происхождению, является защита жизни человека путем кары преступника за совершение убийства. 5) Пятый признак смертной казни применительно не только к современному, но и к советскому законодательству — временная мера. Смертная казнь всегда рассматривалась как временная мера до ее окончательной отмены в законодательстве. Это проявлялось в том, что высшая мера наказания не включалась в общий перечень уголовных наказаний и выделялась отдельно, тем самым подчеркивалась исключительность и временность этого наказания. В Конституции РФ (ч. 2 ст. 20) подчеркивается, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...». 6) Шестой признак — исключительность этой меры наказания. Исключительность смертной казни определяется, прежде всего, тем, что она является временной мерой, но самым суровым наказанием, связанным с лишением жизни преступника. Кроме того, исключительный характер проявляется и в том, что высшая мера наказания назначается за узкий состав наиболее тяжких умышленных преступлений, связанных с умышленным убийством либо посягательством на жизнь. Исключительность также проявляется в том, что эта мера наказания редко приводится в исполнение. 7) Седьмой признак связан с целями, которые преследует данное наказание. Единственный смысл, который можно усмотреть в применении смертной казни — это кара преступника и устрашение от совершения преступлений. Однозначно можно сказать, что общепревентивная роль смертной казни больше, чем любого другого наказания. Однако эффективность превенции смертной казни во многом зависит от того, насколько правомерно вынесение высшей меры наказания за конкретное преступление. Эффективность превенции находится в непосредственной зависимости от основной цели введения смертной казни в законодательстве — защиты жизни человека.9 1.3 Виды смертной казни 1) Посажение на кол Нередко практиковался такой вид казни, как посажение на кол, относительно часто при Иване Грозном. При Петре I, в частности, на кол был посажен любовник опальной царицы Е. Лопухиной бывший майор Степан Глебов. Колесование, применявшееся в России и ранее, при Петре I было закреплено в Воинском Уставе, и применялось регулярно вплоть до XIX века.10 2) Сожжение В до - и даже послепетровской России нередки были случаи сожжения. По Уложению 1649 года оно полагалось за богохульство. В 1682 году был сожжен в Пустозерске (исчезнувший город вблизи нынешнего Нарьян-Мара) протопоп Аввакум с его тремя сподвижниками. В 1689 г. в Москве, в Немецкой слободе — мистик, автор непонятных стихов в духе Нострадамуса Квирин Кульман, вместе со всеми своими книгами. В 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, были сожжены на костре за переход в другую веру: флота капитан-лейтенант Возницын, «вместе с совратителем своим жидом Борохом Лейбовым» — за переход в иудаизм; а татарин Тойгильда Жуляков — за возврат в ислам. К этой последней казни, состоявшейся в Екатеринбурге, приложил руку его основатель В. Н. Татищев.11 3) Закапывание живьем в землю (Россия 17 - 18 столетия) Одна из самых ужасных разновидностей смертной казни - посредством закапывания живого человека в землю - согласно 22 главе "Соборного уложения" 1649 г. применялась в России к женщинам-мужеубийцам. Обыкновенно преступницы закапывались по горло, реже - по грудь. Казнь проводилась в людном месте; обыкновенно, выбирались для этого крупнейший рынок или городская площадь. Рядом с закопанной выставлялся пост ; часовые были обязаны пресекать любые попытки оказания помощи страдалице. Прохожие не имели права поить и кормить еще живую женщину; единственно, разрешалось подавать деньги на гроб и свечи. По своему изуверству такую казнь трудно сравнить с чем-либо, ее хочется назвать, прежде всего, пыткой и лишь затем - казнью. Стоящий вертикально в толще земли человек испытывал постепенно нараставшее глубокое охлаждение; но главный элемент мучительства крылся в другом - сдавление груди землей сильно затрудняло дыхание. Когда требовалось ускорить смерть, то подавалась команда прибить землю и тогда палач начинал уплотнять грунт вокруг жертвы, выстукивая ее большим деревянным молотком или торцом кола. Уплотнявшийся таким образом грунт сильнее сдавливал грудь - и тогда смерть наступала в течение нескольких часов. Но обычно преступниц закапывали без прибивания земли и их мучительное угасание на глазах сотен зевак растягивалось порой на многие сутки. Известны случаи, когда женщин, приговоренных к смерти через закапывание живьем, оставляли в живых. Так, в 1677 г. некая Фетюшка Жукова в течение суток оставалась закопанной по горло; ходатайство одной из женских монашеских общин спасло ей жизнь - она была выкопана и пострижена в монахини. Также известны два случая, когда женщины выкапывались после трехдневного пребывания в земле и оставались в живых, несмотря на крайнее истощение. После выкапывания всегда следовало пострижение в монахини. Любопытно, что ни у кого из спасенных не наблюдалось каких-либо психических отклонений (хотя, казалось бы, этого можно было бы ожидать). Обыкновенно, при закапывании смерть наступала на третьи-четвертые сутки. При такой казни наблюдалась прямая зависимость от времени года и погоды, но даже летом приговоренные редко жили больше четырех дней. Хотя, в 1706 г. зарытая в землю преступница умерла через пять дней на шестой. Самой мучительной, безусловно, следует признать смерть некоей Ефросиньи в 1730 г. в Москве: будучи закопанной 21 августа, эта женщина умерла 22 сентября. 4) Смертная казнь на каторге Каторга являлась в высшей степени своеобразным явлением российской действительности. Нормы Уголовного уложения, по которым жила вся страна, в условиях каторги не действовали. Официально допускались телесные наказания - порка кнутом или розгами, но главное - каторжанская администрация имела право вынесения смертного приговора. Наиболее частой причиной казни на каторгах России являлось нападение арестанта на конвой или сотрудников администрации. Попытка побега, если только она не сопровождалась нападением на охрану, могла привести к увеличению срока заключения и телесному наказанию, но никак не казни. Убийство заключенным другого заключенного, даже случаи людоедства, тоже не грозили виновному смертью. 5) Четвертование и разрывание Четвертование — вид смертной казни; как видно из названия, тело осуждённого делится на четыре части (или более). После казни части тела отдельно выставляются на публичное обозрение (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города, городам, областям и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII — начале XIX веков. В России практиковался иной способ четвертования: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Так были казнены Тимофей Анкудинов (1654), Степан Разин (1671), Иван Долгоруков (1739). К такой же казни был приговорён Емельян Пугачёв (1775), однако ему (как и его сподвижнику, Афанасию Перфильеву) сначала отрубили голову, а потом уже конечности. В 1826 году пятеро декабристов были приговорены к четвертованию; Верховный уголовный суд заменил его повешением. Это был последний приговор о четвертовании в России. Другая казнь путём разрывания (размыкания) тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали симметрично за руки и за ноги к двум склонённым друг к другу связанным молодым деревцам, а потом соединение перерубали и отпускали. При разгибании деревьев тело наказуемого разрывалось пополам. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань.12 6) Обезглавливание В средневековой России обезглавливание относилось к простым видам казни, но, как правило, оно было прерогативой богатых и знатных людей, в отличие от простолюдинов, которых просто вешали. Это, по-видимому, объясняется тем, что при отделении головы от тела смерть наступает мгновенно и практически безболезненно. При отсечении головы задача палача – мгновенно достичь острым лезвием спинного мозга, чтобы в результате шока произошла потеря сознания. Понятно, что палачу требуются сила и сноровка. При публичных казнях в старину неумелые действия исполнителя вызывали недовольный ропот толпы, и он даже мог поплатиться своим местом, а то и свободой. В 1826 году декабристы: Пущин, Кюхельбекер и другие — всего 31 человек, осуждённые по первому разряду — были приговорены к отсечению головы, но казнь им заменили каторжными работами. После этого случаи отсечения головы и четвертования или хотя бы вынесение таких приговоров неизвестны. 7) Кипячение в масле, вине, воде. В России Иван Грозный кипятил в котлах людей, обвиняемых им в измене. Казнь эта состояла в том, что осуждённого сажали в котёл, налитым водой или другими веществами, вдевали его руки в кольца котла и ставили последний в огонь; воду в котле нагревали медленным огнём. 8) Повешение Один из самых употребительный у всех народов. Само повешение производилось разнообразными способами. Сначала вешали на деревьях; впоследствии на столбах, на особо устроенных виселицах, на воротах и башнях зданий. Особый вид повешения, приобретший такую историческую известность, - это повешение на кресте головой вверх или вниз. Но у христианских народов он не употреблялся, по благочестивому воспоминанию о крестной смерти Христа Спасителя. Так же применялось колесование, утопление, содрание кожи, вытягивание кишок, сажание на кол и пробитие им, заливание горла свинцом, низвержение со скалы или возвышенного места, удушение, отдача на съедение диким зверям, топтание ногами животных, побитие камнями, голодная смерть, засечение, расстрел и пр.13 Глава 2. История смертной казни в России 2.1 Смертная казнь в Древней Руси Существуют различные мнения по поводу истоков применения смертной казни в Древней Руси: она возникла либо как продолжение обычая кровной мести, либо вследствие византийского влияния.14 Возникновение этого вида наказания исследователи относят приблизительно в V веку. Первое упоминание о введении смертной казни в Древнерусском государстве – к 996 году, введенная князем Владимиром за разбой, о чем свидетельствует «Повесть временных лет» (однако в последующем, ввиду частых войн и необходимости содержания дружины заменил смертную казнь денежным штрафом – вирой). Следует отметить, что в Древней Руси Кормчая книга, а именно её Градской закон – перевод Прохейрона греческого сборника церковно-светских законов – Номоканона (IX в.) служили источником применения смертной казни. Первым, кто решил отменить смертную казнь на Руси, был великий князь Владимир Святославович. Однако ему отсоветовали это сделать церковные иерархи. Дескать, народ еще не готов к такому отношению к наказанию. Известно также, что дети Ярослава отменили кровную месть и заменили лишение жизни денежным штрафом, но по всей вероятности, государственные преступления наказывались, тем не менее, смертной казнью.15 В ряде наиболее древних правовых документов смертная казнь упоминалась как мера наказания: – в Двинской Уставной грамоте 1397 г. (Единой датировки у исследователей Двинской уставной грамоты не существует. Называют 1397, 1398 г., а некоторые авторы датируют её 1397-1398 гг.); – в Псковской судной грамоте 1467 г.; – первый общероссийский Судебник 1497 г.; – Судебник 1550 г. и др. «Двинская уставная грамота», впервые в истории русского государства законодательно утвердила смертную казнь как новый состав преступления и стала первым известным нормативным актом в истории отечественного права. В ст. 5 этой грамоты говорится: смертная казнь назначается в одном-единственном случае – за кражу, совершенную в третий раз. Угроза смертной казнью в Грамоте была направлена на защиту феодальной собственности. Так как в то время, кража была наиболее рецидивоопасным преступлением и совершение его в третий раз, давало основание опасаться повторения содеянного и в будущем. Впервые был назван способ казни – повешение. Интересно, что убийство смертной казнью не каралось.16 В Псковской Судной грамоте 1467 г. смертная казнь предусматривалась за пять наиболее опасных преступлений, в том числе против государства и церкви: кражу в церкви, конокрадство, государственную измену, поджог и кражу в посаде в третий раз (ст. 7,8).17 Первый общероссийский Судебник 1497 г. великого князя Ивана III грозил смертной казнью (ст. 8, 9, 11): за татьбу, разбой, душегубство, ябедничество (ложный донос), «государскому убойце» (убийство своего господина), «крамольнику» (государственная измена), «церковному татю», «головному татю» (хищение, сопряженное с убийством), «подымщику» (понятие населения против основ существующего правопорядка), «зажигалнику (поджог), за иное «лихое дело», если субъектом был «ведомый лихой человек», а также за повторную кражу.18 В Судебнике 1550 г. смертная казнь сохранялась не только за те же преступления, что и в Судебнике 1497 г., но и был дополнен. Так смертная казнь вводилась за «подписку» (поделка документов), сдачу города неприятелю (земская измена) и «подмет» (подбрасывание вещи или письма в целях обвинения), что говорит об ужесточении уголовной политики при Иване IV.19 2.2 Смертная казнь как наказание в русском праве XVII века Начало царствование Бориса Годунова ознаменовалось либерализацией уголовной политики: «Царь дал обет в течение пяти лет никого не казнить, а наказывать всех злодеев опалой и ссылкой в отдаленные местности».20 Кроме того, в 1606 г. Василием Шуйским издается закон (в истории известен как крестоцеловальная запись) по которому власть обязывалась не предавать никого смерти без приговора «истинного суда с боярами» и проводить начало субъективного вменения, что было, прежде всего, связано с сопровождающимися внесудебными репрессиями после смуты и с целью восстановления правопорядка.21 В последующем применение смертной казни как наказания расширяется и Указом 1637 г. для фальшивомонетчиков на основе принципа талиона вводилось залитие горла металлом, по Белозерской губной грамоте 1639 г. смертная казнь устанавливалась для лиц, прикосновенных к разбою, а также грозила воеводам за подорожание хлеба, искажение веса соли, покупку и вывоз хмеля из Литвы.22 Соборным уложением 1649 г. царя Алексея Михайловича, принятым после восстания в Москве 1648 г. и действовавшим до первой половины XIX в., пределы применения смертной казни были существенно расширены. По данным В.А. Рогова, из 55 статей, содержащих смертную казнь, в 30 указаны различные виды убийства, а видов преступной деятельности всего 20-25.23 Соборное уложение 1649 г. закрепляло процесс усиления власти царя на пути абсолютной монархии, что выразилось, в частности, во включении в сферу уголовно-правовой охраны интересов церкви, как элемента политической системы, а также в первоочередной защите личности монарха и его власти. Основными целями наказания по Уложению являлись возмездие, устрашение преступника и других лиц, обеспечение общества от преступника, а также цель привлечения материальных выгод. До начала XVIII в. действовали Новоуказанные статьи, изданные в 1649-1696 гг. в которых также предусматривалась смертная казнь. Указы грозили смертной казнью, в том числе за нетяжкие преступления и совершенные с неосторожной формой вины, С.И. Викторский отмечает 32 таких преступлений.24 По мнению исследователей, масштабы применения смертной казни были более высокими, чем в предшествующие эпохи. Усиление уголовно-правового «нажима» не было случайным. Его причиной стала весьма трудная социальная, политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в стране во второй половине XVII в. В условиях серьезного общественного брожения и народных волнений, апофеозом которых стали «разинский» бунт и церковный Раскол, казнь преступников обоснованно расценивалась властью как одно из необходимых и важнейших средств восстановления и поддержания законности.25 Частая законодательная угроза смертной казнью, широкое применение её на практике, явились результатом наличия таких факторов общественной жизни, как неустойчивость государственной власти, для которой преступники, особенно бунтовщики и смутьяны, представляли угрозу, приниженной положение человека в обществе, а также «дешевизна» смертной казни. 2.3 Применение в России смертной казни в XVIII веке В разные исторические периоды сфера применения высшей меры наказания то сокращалась, то расширялась. Воинский артикул от 26 апреля 1715 г. отличался наибольшей суровостью в истории России. Хотя акт являлся составной частью Воинского устава и распространялся на военнослужащих и лиц, связанных с армией, на практике же положения о «политических» и общеуголовных преступлениях применялись и в общих судах. По разным данным Воинский артикул грозил смертной казнью в 122 или 200 артикулах.26 Между тем, как отмечают исследователи петровской эпохи, несмотря на частоту законодательной угрозы смертной казнью, её реализация соразмерялась исключительно с государственными интересами и потребностью для решения государственных задач в людских ресурсах. Применение смертной казни в Российской империи заметно сократилось с середины XVIII в., ограничивается её фактическое применение. Важные изменения в уголовной политике происходят в период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Так, с приходом к власти после серии дворцовых переворотов дочери Петра – Елизаветы Петровны, в России начинается долгая, почти на полтора века, эра милосердия – с 1741 по 1905 год. Елизавета Петровна дала обет, что во время её правления смертная казнь применяться не будет. Приостановление использования смертной казни Елизаветой Петровной, по сути дела объявление неофициального моратория, продлившегося 10 лет, исследователи связывают с сенатским Указом 1744 г. 27 Согласно данного указа было велено приостановить исполнение прошлых и будущих смертных приговоров до выхода особого распоряжения Сената, а смертную казнь заменить на другой вид наказания - вечную ссылку на каторжные работы. Смертная казнь за воинские и государственные преступления оставалась. Тем не менее, она не решилась отменить смертную казнь.28 В 1754 г. был издан Указ об окончательной отмене смертной казни и замене ее бичеванием кнутом, вырыванием ноздрей и клеймением лица. На практике во многих случаях такие наказания заканчивались смертью после тяжких страданий. Но следует признать, что за время правления императрица Елизавета не утвердила ни один смертный приговор, а всего в тюрьмах тогда содержалось 279 осужденных к смертной казни (110 – за убийство 169 – за разбой).29 Непоследовательность и неготовность Елизаветы к полной отмене смертной казни очевидна. С одной стороны, Елизавета приостанавливает смертную казнь до рассмотрения дел Сенатом, а с другой – угрожает смертной казнью за неисполнение указов. Законодательная непоследовательность Елизаветы, её нерешительность в окончательной отмене смертной казни приводили к тому, что тюрьмы оказались переполнены осужденными к смертной казни, которые годами ждали решения своей участи Сенатом. Лишь 30 сентября 1754 г. издается Указ, в котором подтверждается, что «приговоренным к смертной казни… экзекуции до рассмотрения и точного о них указа не чинить», а ссылать их в Рогервик и в иные места, подвергать жесткому наказанию кнутом, рвать ноздри и клеймить словом «вор». Екатерина II (1792-1796) была противницей смертной казни, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а «к исправлению и возвращению на путь истинный», придерживалась мнения о более полезной для общества изоляции преступника, который своим трудом мог принести ещё обществу пользу.30 В отношении дворян Екатерина твердо решила придерживаться избранного уже Елизаветой Петровной наказания: за наиболее опасные преступления чинить политическую смерть, а ссылка в Рогервик грозила лицам простого сословия. На практике она смертная казнь применялась довольно широко после Пугачевского восстания – было очень много казненных не только пугачевцев, но и сочувствующих Е. Пугачёву обывателей. Сам Емельян Пугачев был четвертован. Екатерина Великая тоже признавала смертную казнь лишь в двух случаях: если преступник сможет из мест заключения «возмутить народное спокойствие» или «самые беспорядки заступают место закона». Она и использовала ее в двух случаях: казнила подпоручика Василия Мировича за попытку освобождения царевича Ивана Антоновича, а также предводителя Крестьянской войны Емельяна Пугачева и его соратников. Обобщая сказанное, представляется вполне обоснованным вывод Н.Д. Сергиевского, что до XIX в. смертная казнь применялась в широких пределах, была явлением вполне ординарным и общепринятым. Даже в XVIII в. не только в России, но и в европейских кодексах она являлась наказанием «самым обыкновенным и наиболее часто применяемым». Но уже в начале XIX в. происходит реакция, выражающаяся в стремлении обходить смертную казнь.31 2.4 Законодательные ограничения применения смертной казни в ХIХ веке Смертная казнь по Указу от 27 января 1812 г. оставалась за тяжкие преступления, совершенные во время войны, но только воинскими чинами. Следует отметить, что Александр I полностью отрицал смертную казнь даже за совершение покушения на жизнь императора и членов императорской семьи, а также при бунтах и народных восстаниях, поскольку, по его мнению, «заговоры, бунты и возмущению менее опасны, нежели за полвека тому назад, оные быть могли».32 За 25 лет правления императора Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то в основном по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 г. Николай I пытался выставить себя убежденным противником смертной казни. В Манифесте от 21 апреля 1826 г. говорилось, что император утверждает смертные приговоры, вынесенные лишь за преступления, посягающие на «спокойствие государственное», «безопасность Престола» и «Святость Величества».33 При этом Николай заявлял, что положил за правило во «всех уголовных делах пользоваться правом милования для избавления преступников от смертной казни». Однако это отнюдь не относилось к декабристам.34 Так, по делу декабристов для 36 из них была определена смертная казнь путем четвертования, но большинство были помилованы, а пятеро казнены через повешение. Свод законов 1832 г. установил смертную казнь за тяжкие государственные и некоторые другие преступления. В то же время за ряд общеуголовных посягательств применялись такие меры, как наказания кнутом и шпицрутенами, которые нередко приводили к смерти осужденного. Тенденция к ограничению смертной казни наметилась в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Уложением устанавливалось два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные. К наказаниям уголовным (ст. 19) было отнесено, в частности, лишение всех прав состояния и смертная казнь. Вид смертной казни определялся приговором суда. Таким образом, в XVIII–XIX вв. пределы применения смертной казни начали постепенно сокращаться. Во времена Александра II 12 лет не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора – они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 г. и 1885 г. казнено было всего по одному человеку. За бурные и тревожные 1866–1881 гг. к смертной казни за политические преступления были приговорены всего 46 человек, а приведены в исполнение приговоры в отношении 28 лиц. В 1889 г. – 3, в 1890 г. – 2 человека.35. 2.5 Отмена и восстановление в России смертной казни в начале XX века В Уголовном уложении 1903 г. ранее обозначившаяся тенденция к ограничению смертной казни еще более усилилась. В отличие от Уложения 1845 г. по Уголовному уложению от 22 марта 1903 г. смертная казнь (через повешение) не могла применяться к лицам моложе 21 года и старше 70 лет, а женщинам может назначаться только за посягательство на жизнь императора и его семьи. Так, смертная казнь предусматривалась за посягательство на жизнь, здоровье, свободу императора,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: